Комплекс Гольджи (также называемый как Аппарат Гольджи, тельце Гольджи и другие) — одномембранных органеллы, являющиеся преимущественно в эукариот.

Была открыта в 1898 году итальянским врачом Камилом Гольджи и была названа в его честь. Основная функция комплекса Гольджи — это гликолизация и фосфоризация веществ с эндоплазматического ретикулума. Это система параллельно расположенных и сплющенных цистерн и трубочек, к которым прикрепляются мембранные пузырьки, транспортирующих вещества от эндоплазматической сети.

Строение

Эта мембранная органеллы представлена ​​тремя видами образований: дисковидными мембранными мешочками (цистернами), размещенными пучками плотно на расстоянии 14-25 нм с внутренним пространством 5-20 нм (чаще по 5-6 мешочков в комплексе) системой трубочек диаметром 20-50 нм; и пузырьков различных размеров. Мешочки сочетаются между собой и имеют трубочкове соединения с другими такими же аппаратами. В растительных клетках обнаруживается ряд отдельных стопок, который называют диктиосомою. Диктиосомы могут быть отделены друг от друга прослойками цитоплазмы или соединенными в комплекс. В животных клетках часто содержится одна большая или несколько соединенных трубками стопок.

Функции

Сортирует образованные в клетке молекулы, упаковывает их в пузырьки, окруженные мембраной.

Транспорт веществ из эндоплазматической сети

Аппарат Гольджи асимметричен — цистерны, расположенные ближе к ядру клетки (цис-Гольджи) содержат наименее зрелые белки, до сих цистерн непрерывно присоединяются мембранные пузырьки — везикулы, отделяются от шероховатого ЭПР (ЭПР), на мембранах которого и происходит синтез белков рибосомами. Перемещение белков с эндоплазматической сети (ЭПС) в аппарат Гольджи происходит неизбирательно, однако не полностью или неправильно свернутые белки остаются при этом в ЭПС. Возвращение белков из аппарата Гольджи в ЭПС требует наличия специфической сигнальной последовательности (лизин — аспарагин-глутамин-лейцин) и происходит благодаря связыванию этих белков с мембранными рецепторами в цис-Гольджи.

Модификация белков в аппарате Гольджи

В цистернах аппарата Гольджи созревают белки предназначенные для секреции, трансмембранные белки плазматической мембраны, белки лизосом и т. Д. Белки, созревают, последовательно перемещаются по цистернам органеллы, где происходят их модификации — гликозилирование и фосфорилирования.

и О-гликозилирования к белкам присоединяются сложные сахара через атом кислорода. При фосфорилирования происходит присоединение к белкам остатка ортофосфорной кислоты. Различные цистерны аппарата Гольджи содержат различные резидентные каталитические ферменты и, следовательно, с созревающим белками в них последовательно происходят разные процессы. Понятно, что такой ступенчатый процесс должен как-то контролироваться. Действительно, созревающие белки «маркируются» специальными полисахаридных остатками (преимущественно маннозними), очевидно, что играют роль своеобразного «знака качества». Не до конца понятно, каким образом созревают белки перемещаются по цистерн аппарата Гольджи, в то время как резидентные белки остаются в большей или меньшей степени ассоциированы с одной цистерной. Существуют два взаемновиключни гипотезы, объясняющие этот механизм:

согласно первой, транспорт белков осуществляется с помощью тех же механизмов везикулярного транспорта, как и путь транспорта с ЭПР, причем резидентные белки не включаются в отпочковывались везикул;

согласно другой, происходит непрерывное передвижение (созревание) самих цистерн, их сбора из пузырьков с одного конца и разборка с другого конца органеллы, а резидентные белки перемещаются ретроградно (в обратном направлении) с помощью везикулярного транспорта.

Транспорт белков из аппарата Гольджи. В конце концов от транс-Гольджи отделяются пузырьки, содержащие полностью зрелые белки. Главная функция аппарата Гольджи — сортировка проходящих через него белков. В аппарате Гольджи происходит формирование «трехнаправленного белкового потока»:

созревания и транспорт белков плазматической мембраны;

созревания и транспорт секретов;

созревания и транспорт ферментов лизосом.

С помощью везикулярного транспорта прошли через аппарат Гольджи белки доставляются «по адресу» в зависимости от полученных ими в аппарате Гольджи «меток». Механизмы этого процесса также не до конца понятны. Известно, что транспорт белков из аппарата Гольджи требует участия специфических мембранных рецепторов, которые познают «груз» и обеспечивают избирательную стыковки пузырьки с той или иной органелл.

Образование лизосом

Все гидролитические ферменты лизосом проходят через аппарат Гольджи, где они получают «метку» в виде специфического сахара — манноза-6-фосфата (М6Ф) — в составе своего олигосахарид. Присоединение этой метки происходит с участием двух ферментов. Фермент N-ацетилглюкозаминфосфотрансфераза специфически узнает лизосомальные гидролазы по деталям их третичной структуры и присоединяет N-ацетилглюкозаминфосфат до шестого атома нескольких маннозних остатков олигосахарид гидролазы. Другой фермент — фосфогликозидаза — отщепляет N-ацетилглюкозамина, создавая М6Ф-метку. Затем эта отметка распознается белком-рецептором М6Ф, с его помощью гидролазы упаковываются в везикулы и доставляются в лизосомы. Там, в кислой среде, фосфат отщепляется от зрелой гидролазы. При нарушении работы N-ацетилглюкозаминфосфотрансферазы за мутаций или при генетических дефектах рецептора М6Ф все ферменты лизосом «по умолчанию» доставляются к наружной мембране и секретируются во внеклеточную среду. Выяснилось, что в норме некоторое количество рецепторов М6Ф также попадают на внешнюю мембрану. Они возвращают случайно попали во внешнюю среду ферменты лизосом внутрь клетки в процессе эндоцитоза.

iv>

Транспорт белков на внешнюю мембрану

Как правило, еще в ходе синтеза белки наружной мембраны встраиваются своими гидрофобными участками в мембрану эндоплазматической сети. Затем в составе мембраны везикул они доставляются к аппарату Гольджи, а оттуда — к поверхности клетки. При слиянии везикулы с плазмалеммой такие белки остаются в ее составе, а не выделяются во внешнюю среду, как те белки, которые находились в полости везикулы.

Секреция

Практически все вещества, которые синтезируются клеткой (как белковой, так и небелковой природы) проходят через аппарат Гольджи и там упаковываются в секреторные пузырьки. Так, у растений с участием диктиосом секретируется материал клеточной стенки. В комплексе Гольджи происходит окончательное формирование клеточных секретов, содержащие гликопротеиды и гликозаминогликаны. Таким образом, в комплексе Гольджи происходит созревание секреторных гранул, переходят в пузырьки, и перемещения этих пузырьков в направлении плазмолеми. Окончательный этап секреции — это выталкивания сформированных (зрелых) пузырьков за пределы клетки.

вод секреторных включений из клетки осуществляется путем вмонтирования мембран пузырька в плазмолемму и выделения секреторных продуктов вне клетку. В процессе перемещения секреторных пузырьков к апикального полюса клетки мембраны их утолщаются из начальных 5-7 нм достигают толщины плазмолеми 7-10 нм. Необходимо отметить, что существует взаимозависимость между активностью клетки и размерами комплекса Гольджи. Так, секреторные клетки имеют большие колонки комплекса Гольджи, тогда как несекреторни содержат малое количество мешочков комплекса.

Источник: info-farm.ru

КОМПЛЕКС ГОЛЬДЖИ, аппарат Гольджи, пластинчатый комплекс (complexus lamellosus), клеточный органоид, выполняющий ряд важных функций. Открыт К. Гольджи в 1898 году в нервных клетках. С помощью электронной микроскопии было показано, что комплекс Гольджи присутствует во всех эукариотических клетках. Строение его в разных клетках сильно варьирует. Структурно-функциональная единица комплекса Гольджи — диктиосома. В клетке содержится до 20 (редко более) диктиосом, распределённых в цитоплазме дискретно либо связанных в общую сеть. Область комплекса Гольджи практически лишена рибосом, в животных клетках она часто окружает центриоли. В секреторных клетках комплекс Гольджи располагается в апикальной части клетки и в его состав входят формирующиеся секреторные гранулы. Функции комплекса Гольджи: модификация белков (глюкозилирование, сульфатирование, фосфорилирование, частичное расщепление полипептидных цепей и т.

>
), упаковка секретируемых продуктов в гранулы, синтез некоторых полисахаридов, формирование клеточной мембраны, образование лизосом. Белки поступают в комплекс Гольджи из гранулярной эндоплазматической сети в мембранных пузырьках. В комплекс Гольджи из них образуются сложные белки (липопротеиды, мукопротеиды, мукополисахариды). Готовые продукты накапливаются в пузырьках или непосредственно включаются в мембрану. Пузырьки отшнуровываются от дистальных мешочков диктиосом и либо секретируются, либо накапливаются в клетке. Транспорт пузырьков осуществляется с помощью микротрубочек. В растительных клетках комплексы Гольджи синтезируют гемицеллюлозы и пектины клеточной стенки, участвуют в синтезе и выделении слизей, содержащих полисахариды. У простейших элементы комплекса Гольджи образуют сократительные вакуоли. Комплекс Гольджи формирует специфические гранулы гранулоцитов и тучных клеток, акросому спермиев. При делении клетки комплекс Гольджи распадается на отдельные диктиосомы, которые случайно распределяются между дочерними клетками.

Источник: bioword.ru

Строение аппарата Гольджи

Комплекс Гольджи по внешнему виду, видимому в электронный микроскоп, напоминает стопку наложенных друг на друга дискообразных мешочков, около которых находится множество пузырьков. Внутри каждого «мешка» находится узкий канал, расширяющийся на концах в так называемые цистерны (иногда цистерной называют весь мешочек). От них отпочковываются пузырьки. Вокруг центральной стопки формируется система взаимосвязанных трубочек.

С наружней, имеющей несколько выпуклую форму, стороны стопки образуются новые цистерны путем слияния пузырьков отпочковывающихся от гладкой эндоплазматической сети. На внутренней стороне цистерны завершают свое созревание и распадаются снова на пузырьки. Таким образом, цистерны (мешочки стопки) Гольджи перемещаются от наружней стороны к внутренней.

Часть комплекса, располагающаяся ближе к ядру, называется «цис». Та, что ближе к мембране, – «транс».

Микрофотография комплекса Гольджи

Функции комплекса Гольджи

Функции аппарат Гольджи разнообразны, в общей сложности сводятся к модификации, перераспределению синтезированных в клетке веществ, а также их выведению за пределы клетки, образованию лизосом и построению цитоплазматической мембраны.

Активность комплекса Гольджи высока в секреторных клетках. Белки, поступающие из ЭПС, концентрируются в аппарате Гольджи, затем переносятся к мембране в пузырьках Гольджи. Ферменты секретируются из клетки путем обратного пиноцитоза.

К приходящим в Гольджи белкам присоединены олигосахаридные цепочки. В аппарате они модифицируются и служат маркерами, с помощью которых белки сортируются и направляются по своему пути.

У растений при формировании клеточной стенки Гольджи секретирует углеводы, служащие матриксом для нее (целлюлоза здесь не синтезируется). Отпочковавшиеся пузырьки Гольджи перемещаются с помощью микротрубочек. Их мембраны сливаются с цитоплазматической мембраной, а содержимое включается в клеточную стенку.

Образование пузырьков Гольджи

Комплекс Гольджи бокаловидных клеток (находятся в толще эпителия слизистой оболочки кишечника и дыхательных путей) секретирует гликопротеин муцин, который в растворах образует слизь. Подобные вещества синтезируются клетками кончика корня, листьев и др.

В клетках тонкого кишечника аппарат Гольджи выполняет функцию транспорта липидов. В клетки попадают жирные кислоты и глицерол. В гладкой ЭПС происходит синтез своих липидов. Большинство из них покрываются белками и посредством Гольджи транспортируются к клеточной мембране. Пройдя через нее, липиды оказываются в лимфе.

Важной функцией является формирование лизосом.

Источник: biology.su

Аппарат Гольджи, пластинчатый комплекс (complexus lamellosus), клеточный органоид, выполняющий ряд важных функций. Открыт К. Гольджи (1898) в нервных клетках.

помощью электронной микроскопии было показано, что К. Г. присутствует во всех эукариотических клетках. Строение его в разных клетках сильно варьирует. Структурно-функциональная единица К. Г.— диктиосома. В клетке содержится до 20 (редко более) диктиосом, распределённых в цитоплазме дискретно либо связанных в общую сеть. Область К. Г. практически лишена рибосом, в животных клетках она часто окружает центриоли в секреторных клетках К. Г. располагается в апикальной части клетки и в его состав входят формирующиеся секреторные гранулы. Функции К. Г.: модификация белков (глюкозилирование, сульфатирование, фосфорилирование, частичное расщепление полипептидных цепей и т. п.), упаковка секретируемых продуктов в гранулы, синтез нек-рых полисахаридов, формирование клеточной мембраны, образование лизосом. Белки поступают в К. Г. из гранулярной эндоплазматич. сети в мембранных пузырьках. В К. Г. из них образуются сложные белки (липопротеиды, мукопротеиды, мукополисахариды). Готовые продукты накапливаются в пузырьках или непосредственно включаются в мембрану. Пузырьки отшнуровываются от дистальных мешочков диктиосом и либо секретируются, либо накапливаются в клетке. Транспорт пузырьков осуществляется с помощью микротрубочек. В растит, клетках К. Г. синтезируют гемицеллюлозы и пектины клеточной стенки, участвуют в синтезе и выделении слизей, содержащих полисахариды. У простейших элементы К. Г. образуют сократит, вакуоли. К. Г. формирует специфич. гранулы гранулоцитов и тучных клеток, акросому спермиев. При делении клетки К. Г. распадается на отдельные диктиосомы, которые случайно распределяются между дочерними клетками.

См. рис. при ст. диктиосома.

Источник: Биологический энциклопедический словарь на Gufo.me

Источник: gufo.me

Локализация КГ

В аполярных клетках (например, в нервных) КГ расположен вокруг ядра, в секреторных он занимает место между ядром и апикальным полюсом.

Комплекс мешочков Гольджи имеет две поверхности:

формировательную (незрелую или регенераторную) цис-поверхность (от лат. Сis – с этой стороны); функциональную (зрелую) – транс-поверхность (от лат. Trans – через, за).

Столбик Гольджи своей выпуклой формировательной поверхностью обращён в сторону ядра, прилегает к гранулярной эндоплазматической сети и содержит мелкие круглые пузырьки, названные промежуточными. Зрелая вогнутая поверхность столбика мешочков обращена к вершине (апикальному полюсу) клетки и оканчивается большими пузырьками.

Локализация комплекса Гольджи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Образование комплекса Гольджи

Мембраны КГ синтезируются гранулярной эндоплазматической сетью, которая прилегает к комплексу. Соседние с ним участки ЭПС теряют рибосомы, от них отпочковываются мелкие, так называемые, транспортные, или промежуточные везикулы. Они перемещаются к формировательной поверхности столбика Гольджи и сливаются с первым её мешочком. На противоположной (зрелой) поверхности комплекса Гольджи находится мешочек неправильной формы. Его расширение – просекреторные гранулы (конденсирующие вакуоли) – непрерывно отпочковываюся и превращаются в пузырьки, заполненные секретом – секреторные гранулы. Таким образом, в меру использования мембран зрелой поверхности комплекса на секреторные везикулы, мешочки формировательной поверхности пополняются за счёт эндоплазматической сетки.

Функции комплекса Гольджи

Основная функция аппарата Гольджи – выведение синтезированных клеткой веществ. Эти вещества транспортируются по клетках эндоплазматической сети и накопляются в пузырьках сетчатого аппарата. Потом они или выводятся во внешнюю среду или же клетка использует их в процессе жизнедеятельности.

В комплексе так же концентрируются некоторые вещества (например, красители), которые поступают в клетку извне и должны быть выведены из неё.

В растительных клетках комплекс содержит ферменты синтеза полисахаридов и сам полисахаридный материал, который используется для построения целлюлозной оболочки клетки.

Кроме того, КГ синтезирует те химические вещества, которые образуют клеточную мембрану.

В общем, аппарат Гольджи выполняет такие функции:

1. накопление и модификация макромолекул, которые синтезировались в эндоплазматической сети;
  2. образование сложных секретов и секреторных везикул путём конденсации секреторного продукта;
  3. синтез и модификация углеводов и гликопротеидов (образование гликокаликса, слизи);
  4. модификация белков – добавление к полипептиду различных химических образований (фосфатных – фосфориллирование, карбоксильных – карбоксилирование), формирование сложных белков (липопротеидов, гликопротеидов, мукопротеидов) и расщепление полипептидов;
  5. имеет важное значение для формирования, обновления цитоплазматической мембраны и других мембранных образований благодаря образованию мембранных везикул, которые в дальнейшем сливаются с клеточной мембраной;
  6. образование лизосом и специфической зернистости в лейкоцитах;
  7. образование пероксисом.

Функции комплекса Гольджи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Белковое и, частично, углеводное содержимое КГ поступает с гранулярной эндоплазматической сетки, где оно синтезируется. Основная часть углеводного компонента образуется в мешочках комплекса с участием ферментов гликозилтрансфераз, которые находятся в мембранах мешочков.

В комплексе Гольджи окончательно формируются клеточные секреты, содержащие гликопротеиды и гликозаминогликаны. В КГ созревают секреторные гранулы, которые переходят в пузырьки, и перемещение этих пузырьков в направлении плазмалеммы Окончательный этап секреции – это выталкивание сформированных (зрелых) везикул за пределы клетки. Выведение секреторных включений из клетки осуществляется путём вмонтирования мембран пузырька в плазмалемму и выделение секреторных продуктов за пределы клетки. В процессе перемещения секреторных пузырьков к апикальному полюсу клетки мембраны их утолщаются из начальных 5-7 нм, достигая толщины плазмалеммы 7-10 нм.

Источник: spravochnick.ru