"Люди, что деревья в лесу…"

Давайте посмотрим  видеофрагмент.  Вспомните и напишите автора и название литературного произведения, отрывок из которого он воспроизводит, имена главных героев, ведущих разговор.

А теперь прочитайте этот отрывок целиком в самом романе.

"Анна Сергеевна помолчала.

— И так-таки у вас ни капельки художественного смысла нет? — промолвила она, облокотясь на стол и этим самым движением приблизив свое лицо к Базарову.

— Как же вы это без него обходитесь?


— А на что он нужен, позвольте спросить?

— Да хоть на то, чтоб уметь узнавать и изучать людей. Базаров усмехнулся. — Во-первых, на это существует жизненный опыт; а, во-вторых, доложу вам, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой.

Катя, которая, не спеша, подбирала цветок к цветку, с недоумением подняла глаза на Базарова — и, встретив его быстрый и небрежный взгляд, вспыхнула вся до ушей.

Анна Сергеевна покачала головой.

— Деревья в лесу, — повторила она. — Стало быть, по-вашему, нет разницы между глупым и умным человеком, между добрым и злым?

— Нет, есть: как между больным и здоровым. Легкие у чахоточного не в том положении, как у нас с вами, хоть устроены одинаково. Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет.

Базаров говорил все это с таким видом, как будто в то же время думал про себя: «Верь мне или не верь, это мне все едино!» Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам, а глаза его бегали по углам.

iv>

 — И вы полагаете, — промолвила Анна Сергеевна, — что, когда общество исправится, уже не будет ни глупых, ни злых людей?

— По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет равно, глуп ли человек или умен, зол или добр.

— Да, понимаю; у всех будет одна и та же селезенка.

— Именно так-с, сударыня.

 Одинцова обратилась к Аркадию.

— А ваше какое мнение, Аркадий Николаевич?

— Я согласен с Евгением, — отвечал он. Катя поглядела на него исподлобья.

 — Вы меня удивляете, господа, — промолвила Одинцова, — но мы еще с вами потолкуем. А теперь, я слышу, тетушка идет чай пить; мы должны пощадить ее уши".

Напишите главный тезис (утверждение), который аргументирует главный герой и вокруг которого строится разговор действующих лиц.

Докажите утверждение главного героя: "все люди друг на друга похожи, как телом, так и душой". А теперь попробуйте опровергнуть это суждение. Обязательно иллюстрируйте свои аргументы примерами.

Какой смысл вкладывает главный герой в понятие "нравственные болезни"? В чем он видит их причины и как предлагает их лечить? Дайте оценку предложенному им способу лечения? Разработайте свою программу лечения этих болезней.


Можно ли утверждать, что героиня, к которой главный герой адресует свои слова, не согласна с ним? Сравните их точки зрения. 

Как вы думаете, какое отношение к нашей дисциплине имеет этот отрывок? Какая проблема обществознания поднимается в нем? Сформулируйте ее. В задании 29 (мини-сочинение или эссе) на едином государственном экзамене вам могут встретиться высказывания, затрагивающие данную проблему.  Приведите несколько таких высказываний. 

А теперь сформулируйте тему нашего урока. Найдите эту тему в кодификаторе элементов содержания единого государственного экзамена и сравните обе формулировки темы. Составьте список понятий, относящихся к данной теме и выучите их определения. По учебнику ознакомьтесь с теоретическим материалом.

Сочините новый текст для героев, используя современную научную терминологию, распределите роли и инсценируйте этот диалог в классе.

Источник: nsportal.ru

Сочинение: Тургенев. И.С. — Отцы и дети — «АФОРИЗМЫ В РОМАНЕ “ОТЦЫ И ДЕТИ”.»

«АФОРИЗМЫ В РОМАНЕ “ОТЦЫ И ДЕТИ”.»

АФОРИЗМЫ В РОМАНЕ “ОТЦЫ И ДЕТИ”.

Половина стихов “Горя от ума” вошла в пословицы, как и пред­сказывал А. С. Пушкин. О баснях Крылова нечего и говорить. Но в русской литературе существует еще один источник афоризмов — роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Может быть, это не такой богатый источник, как стихи Грибоедова и Крылова, может быть, афористичность высказываний Базарова и других героев романа не так широко вошла в наш речевой обиход, но и жанр философского романа Тургенева — это не жанр комедии или басни. И все же…

>

“Природа не храм, а мастерская”. Весь строй романа отрицает эту базаровскую философию. Сам Базаров к концу романа приходит к осознанию своей ошибки. Но фраза осталась, а вторая половина ее (“человек в ней работник”) не раз выдавалась за синоним горь-ковского “Человек — это звучит гордо”.

Хорошо, конечно, что другое высказывание Базарова, всем из­вестные слова о порядочном химике, не стало руководством к дей­ствию для современных деятелей прогресса. Впрочем… Забытая ныне дискуссия о физиках и лириках в пору научно-технической революции лет двадцать — тридцать назад проходила под этим зна­ком.

Удивительно точно и емко сформулировал Тургенев устами своего героя credo физиологов (Павлова и др.). “Мы с тобой те же лягушки”, — объяснял Базаров дворовым мальчишкам физиоло­гию человека. Зловещий смысл этой фразы, вложенный в нее Тур­геневым, раскрылся в начале XX века, когда “Роковые яйца” и “Собачье сердце” Булгакова показали весь ужас такого подхода к природе и человеку.


Афоризмы Базарова о воспитании человека, о психологии и сложной душевной жизни, которую он в начале своего поприща склонен был отрицать, тоже несут в себе пугающе-пророческий смысл, неясный, конечно, для героя, но предчувствуемый автором. “Люди что деревья в лесу”… Отсюда один шаг до знаменитого:

“Лес рубят — щепки летят”. “Ни один ботаник, — как говорил Ба­заров, — не станет заниматься каждою отдельной березой”. Конеч­но, если между древесиной и человеком не усматривается принци­пиальной разницы (а древесина — это ведь даже не лягушка!), всег­да найдется “ботаник”, который пустит на щепки “русский лес”. И пустили.

Так вот, если первобытный человек видел в дереве дриаду, в ручье — наяду, то есть душу, то от физиолога Базарова, не желаю­щего видеть душу в самом человеке, один шаг до какого-нибудь ки-борга. И вполне в духе этой логики отношение Базарова к любви. У лягушек разве есть любовь? А мы с тобой те же лягушки. Значит, нет таинственных отношений между мужчиной и женщиной. “Mbi, физиологи, знаем, какие это отношения”. А женщины… “Свободно мыслят между женщин только уроды”, — считает Базаров. В тота­литарном государстве замечательный герой Тургенева сделал бы ка­рьеру Благодетеля из романа Замятина. Личность отменяется, поэ­тому все — “Мы”. Любовь отменяется, всем выдаются билеты на “физиологические отношения”. Свобода мысли тоже ни к чему.


ободно не мыслят уже ни женщины, ни мужчины. Впрочем, для себя Базаров оставляет некоторую недосягаемую для других высо­ту. Известно его высказывание: “Когда я встречу человека, кото­рый не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Значит, “мы с тобой” лягушки, “твари дрожащие”, а Базаров-то, оказывается, “право имеет”, говоря словами другого “сверхчеловека”, который уже не лягушек “распластал”, а челове­ка убил. И для Раскольникова человек тоже был лягушкой, “вошью”. Впрочем, некоторые интересные в анатомическом отно­шении экземпляры таким сверхчеловекам даже очень нравятся.

“Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр” — так оценивает Базаров прекрасный экземпляр “той же лягушки”. Когда-то мы писали сочинение на тему: “Почему Одинцова не отве­тила на любовь Базарова?” А вы бы ответили на “любовь” индиви­дуума, сладострастно прикидывающего, как лучше пустить вас под скальпель? Как и следовало ожидать, природа сумела отомстить за себя, “лягушка” оказалась не “тварью дрожащей”, а “царевной-ля­гушкой”, тайну которой Базаров не постиг, “спасовав” перед непо­стижимой природой и величием Вселенной. Сообразил герой Турге­нева довольно-таки поздно, что он “атом”, “математическая точка”. Раньше он готов был отказаться даже от неба (“Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть”), а теперь увидел, что “может быть, точно, всякий человек — загадка”. Последний афо­ризм в жизни Базарова — его слова, обращенные к Одинцовой:


“Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”. Поэтично. И слова эти сказал уже не тот Базаров, который гордо провозгла­шал: “Рафаэль гроша медного не стоит”. И не тот Базаров, который рекомендовал “не говорить красиво”. Страшное, гибельное ослепле­ние, за которое Базаров поплатился жизнью, которое он осознал (недаром последние его слова — перифраз из “Гамлета” — “теперь темнота”) — удел тех, кто посягает на загадку жизни, предсказан­ный автором великого романа.

Но у меня есть любимый герой в этом романе, и есть любимый афоризм. Это, по-моему, ключевые слова произведения, сказанные ключевым героем, Павлом Петровичем.

“Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным”. Об этом и написан роман Тургенева. В романе показано, как потерпела крах передовая теория, выраженная в афоризмах, потому что никакие умники и сверхчеловеки, никакие Чацкие и Базаровы, самые передовые и умные, не смогут понять “живую жизнь”, а тем паче сформулиро­вать ее сущность в двух броских словах.

Как видим, средства выражения авторской позиции в тургенев­ском романе многообразны. Это и композиция произведения, и ав­торские характеристики, и комментарии, и деталь (зачастую симво­лическая), и пейзаж. Мотивы и образы предшествующей литерату­ры (реминисценции из пушкинской поэзии, “Героя нашего време­ни” Лермонтова, баллад Жуковского, даже греческой мифологии) создают своеобразный интертекст (литературный и мифологический контекст) романа, помогающий выявить авторскую позицию. По-разному можно интерпретировать такое, казалось бы, точное, ясное, напоминающее формулу название (“Ни отцы, ни дети”, — остроумно заметила Тургеневу одна читательница).


И все-таки этот роман всегда останется одним из самых загадоч­ных произведений мировой литературы наряду с “Горем от ума” Грибоедова; в этих книгах отражены извечные противоречия чело­веческой жизни — максимализм юности и житейская умудрен­ность, бескомпромиссность и умение прощать, дерзание и философ­ская созерцательность… Что лучше? Ответ на это в вечности, в спо­койствии “равнодушной природы”, в последних, примиряющих строках романа. 

Источник: www.school-essays.info

Все деревья, как и люди, наделены от рождения своей судьбой. Или люди – как деревья? Главное, что их объединяет – кто-то наделен силой сражаться с возникшими откуда-то проблемами, а некоторые мгновенно складывают свои руки-ветви – и этим значительно сокращают свою жизнь.

Какие-то внешние условия вдруг подгибают дерево, искривляется его ствол, но оно растет, несмотря ни на какие невзгоды. Возможно, ветер сдвинул корни растения, когда оно было еще подростком, или лесной зверь подкопал корешки. А вот прошли годы, и стоит себе могучее дерево – пусть не такое красивое, как большинство его собратьев – но растет, набирает силу, шумит летом густой листвой…

Бывают в природе места, где на ограниченной территории большинство деревьев растет с искривленными, иногда уж очень затейливо изогнутыми, стволами. Знаменитый «танцующий лес» на Куршской косе привлекает многих туристов. Почему деревья решили расти именно так – большая загадка Природы. Но своей необычностью и, самое главное, стремлением так расти и жить они всегда будут привлекать внимание.

А может быть, все гораздо проще. Хотят некоторые деревья выделиться из общего хора – чудят себе. Все как у людей, одним словом…

А если эти аномалии есть следствие какого-то непонятного древесного недуга – так и в человеческом обществе есть местности, где болезнь, пусть редкая, обычна для большинства жителей этого края. И есть места, где обычные болезни неведомы их жителям.

А есть еще особая когорта деревьев, цепляющих взор, – это те, у кого на стволах пудовыми гирями висят причудливой формы капы и сувели.

Это не болезнь дерева, а всего лишь аномалия его роста.

IMG_9024-01.jpg

IMG_9244-01.jpg

Краснодеревщики очень ценят такие редкости за необычайную красоту структуры нароста, в старину именно из них изготавливалась посуда – крепка структура такой древесины.

Друиды создали гороскоп, в основе которого просматривалось родство деревьев и людей. Деревья, как и люди, утверждали они, имеют свои достоинства, недостатки и определенные черты характера. Издревле у всех народов существовал культ поклонения или даже обожествления некоторых деревьев. Обязательным персонажем песен, легенд и баллад были деревья.

Прогулка по лесу, особенно после дождя – каждый это знает – снимает усталость, заряжает и обеспечивает крепкий сон.

Учеными доказано, что каждое растение обладает только ему присущим биополем, и каждый из нас имеет прекрасную возможность воспользоваться этим прекрасным даром природы. От деревьев можно как получить положительную энергию, так и избавиться от своей, отрицательной.

Самое известное дерево-донор – дуб. У друидов оно считалось священным, и неспроста. Общение с дубом вливает в человека огромное количество активизирующей энергии и успокаивает душу. Давно замечено, что прогулки по дубраве благотворно сказываются на сердечной деятельности, нормализуют давление.

Береза – дерево необыкновенной красоты и доброты – всегда обожествлялась славянами. Береза нежна и сострадательна, она обладает очень сильным влиянием на самочувствие человека. К дубу нужно приходить сильным и здоровым, чтобы пополнить запас душевной энергии, а береза принимает и лечит больных, ослабленных. Она облегчает страдания, помогает легче перенести болезнь, снимает усталость. Береза – лучшее дерево, растущее рядом с домом, – тогда есть возможность ежедневно с ней общаться.

Отрицательная энергия накапливается постоянно у каждого человека, особенно живущего в городе. А вот и главный помощник – осина! Она заберет любую боль – от зубной до душевной. Неспроста пороги в домах в старину делались из осины, да и бани, где в давние годы рождались наши предки, тоже рубились в основном из осины. Уж очень сильные бактерицидные свойства у осины – в ней никогда не заводится гниль, и ее биополе способно поглощать негативную энергию без вреда для себя. Для нейтрализации негативной энергии полезно в жилище хранить несколько осиновых поленьев.

Человек, часто бывающий в лесу, всегда найдет свое дерево, он стремится к нему, чтобы поздороваться, пообщаться и набраться сил. Какой породы будет это дерево, не так уж важно. Главное, чтобы общение шло на равных – как общаются два друга.

Японские ученые-натуропаты полагают: чтобы быть здоровым, необходимо находиться в лесу не менее 250 часов в год. Сама прогулка по лесу оздоровляет, но, если надо зарядиться дополнительной энергией, то лучше это делать возле здоровых, крепких, без изъянов деревьев.

А сколько пословиц и афоризмов про деревья придумал народ! Хотя, по-честному, все это про нас. Очень четко и мудро – есть над чем поразмышлять.

«Человек – это дерево, с друзьями-ветками и листьями-приятелями. Без листьев прожить можно. Без веток – нет».

«Скрипучее дерево долго стоит».

«Павшее дерево рубят на дрова».

«Прямое дерево ветра не боится».

«Дерево по плодам, а человек по делам познается».

Интересно – а какие пословицы о нас сочинили деревья?..

Источник: wildlife.by

Она, вот эта самая сосна стояла здесь еще во времена Петра I и Никиты Демидова. И то, что единичные деревья дожили до столь почтенного возраста (около 300 лет), находясь в окрестностях старинного металлургического завода — вдвойне интересный факт.

В интернете много обсуждают тему, почему в России только молодой лес, которому 100-150 лет, и даже теорию заговора под это подводят, но все гораздо банальнее. Тотальные вырубки в XVIII веке охватили всю страну, в Казанской,Смоленской, Нижегородской, Владимирской, Тульской, Пермской губерниях, в окрестностях Санкт-Петербурга и Архангельска и во многих других регионах Российской Империи лес беспощадно вырубали.

Огромная, когда-то "семенная" сосна в природном парке Среднего Урала.

В VIII-XIX веках на Урале вырубка лесов достигла невиданных ранее массшабов, растущая металлургическая индустрия требовала топлива и лес рубили в катастрофических масштабах. В год 144 уральских завода сжигали 11,6 млн. кубических метров леса. В результате до сегодняшнего дня дожили лишь 4 процента лесов.

Накат леса для обжига угля. Снимок Прокудина-Горского, 1904 год.

Причем Петр I, передавая Невьянские заводы, подписал специальный указ, регламентирующий вырубку древесины для промышленников (угодья делили на 15 частей и в год можно было вырубать лишь 1 часть), но никто не соблюдал этих правил. Тайга быстро лысела. В 1720-е годы заводчики начали ухаживать за молодым лесом, прореживать и только к 1750-м сложились какие-то правила рубки, но и они не давали особых плодов. К началу XIX века ситуация с лесом вблизи заводов была ужасной, его практически не было, причем рубили "наголо" или "степью". И тогда (после 1802 года) наконец заводчиков обязали оставлять на местах вырубок семенные деревья с развитой кроной и устойчивой корневой системой. На участок в 100 шагов полагалось 8 "семенников".

Это гигантское дерево, которому примерно 250 лет, было сожжено вандалами не так давно…

Семенными деревьями называют обильно плодоносящие, с аккуратной симметричной кроной, полнодревесным стволом без сухих сучьев, без пороков коры и других внешних и внутренних недостатков.

Именно такими были эти уцелевшие единичные гиганты 150-200 лет назад. Сейчас они уже считаются перестойными и охраняются как природные памятники. Но именно они когда-то засевали своими семенами обильные опустевшие вырубки.

Сегодня таких гигантских деревьев в России настолько мало, что их можно пересчитать по пальцам. Среди деревьев-гигантов встречаются дубы, сосны, а иногда даже осины и березы.

Это береза, и в одиночку ее не обхватить,

Руками такое дерево одному человеку не обхватить, возможно вдвоем или втроем… Такие деревья в лесу сейчас стоят как памятник, памятник тому, что даже в безумной погоне за наживой всегда оставались люди, которые понимали, что лес нужно беречь..

Одной его не обхватить, да и вдвоем не получится.

Источник: zen.yandex.ru

Деревья – вовсе не изолированные одиночки, как мы могли бы подумать. В лесах существует невидимая сеть, по которой деревья посылают сигналы друг другу и образуют «древесную паутину».

Несмотря на свой внешний вид, деревья являются социальными существами. Для начала, деревья разговаривают друг с другом. Они также чувствуют, взаимодействуют и сотрудничают – даже разные виды друг с другом. Питер Воллебен, немецкий лесничий и автор книги «Скрытая жизнь деревьев», также говорит, что они вскармливают свой молодняк, что подрастающие саженцы учатся и что некоторые старые деревья жертвуют собой ради следующего поколения.

В то время как некоторые ученые считают взгляд Воллебена излишне антропоморфным, традиционное представление о деревьях как обособленных, нечувствительных существах с течением времени меняется. Например, явление, известное как «застенчивость кроны», при котором деревья одинакового размера одного и того же вида не соприкасаются кронами, уважая пространство друг друга, было признано почти столетие назад. Иногда вместо того, чтобы переплетаться и толкаться ради лучей света, ветви ближайших деревьев останавливаются на расстоянии друг от друга, вежливо оставляя пространство. До сих пор нет единого мнения о том, как это происходит – возможно, растущие ветви отмирают на концах, или же рост ветвей сдерживается, когда листья чувствуют инфракрасный свет, рассеянный другими листьями рядом.

shutterstock_794645821.jpg

Если ветви деревьев ведут себя скромно, то с корнями все совершенно иначе. В лесу границы отдельных корневых систем могут не только переплетаться, но и соединяться – иногда напрямую через естественные трансплантаты, – а также через сети подземных нитей грибов или микоризы. Благодаря этим связям деревья могут обмениваться водой, сахаром и другими питательными веществами и передавать друг другу химические и электрические сообщения. В дополнение к тому, что грибы помогают деревьям коммуницировать, они извлекают питательные вещества из почвы и преобразовывают их в форму, которую могут использовать деревья. Взамен они получают сахар – до 30% углеводов, полученных при фотосинтезе, идет на оплату услуг по микоризе.

Большая часть нынешних исследований этой так называемой «древесной паутины» основана на работах канадского биолога Сюзанны Симард. Симард описывает самые большие отдельные деревья в лесу как центры или «материнские деревья». У таких деревьев самые обширные и глубоко уходящие в землю корни, и они могут делиться с небольшими деревьями водой и питательными веществами, позволяя саженцам процветать даже в густой тени. Наблюдения показали, что отдельные деревья способны узнавать своих близких родственников и отдавать им предпочтение в передаче воды и питательных веществ. Таким образом, здоровые деревья могут поддерживать поврежденных соседей – даже безлистные пни! – сохраняя им жизнь в течение многих лет, десятилетий и даже столетий.

Деревья могут опознавать не только своих союзников, но и врагов. Уже более 40 лет назад учеными было установлено, что дерево, подвергающееся нападению со стороны животного, поедающего листья, выделяет газ этилен. При обнаружении этилена близлежащие деревья готовятся к защите – увеличивают производство химикатов, которые делают их листья неприятными и даже токсичными для вредителей. Эта стратегия была впервые обнаружена в исследовании акаций, и, похоже, жирафы поняли ее намного раньше людей: закончив поедать листву одного дерева, они обычно перемещаются более чем на 50 метров в направлении против ветра, прежде чем взяться за другое дерево, поскольку оно с меньшей вероятностью ощутило посланный сигнал о чрезвычайной ситуации.

shutterstock_290570690.jpg

Однако в последнее время стало ясно, что не все враги вызывают у деревьев одинаковую реакцию. Когда вяз и сосны (и, возможно, другие деревья) впервые подвергаются нападению гусениц, они реагируют на характерные химические вещества в слюне гусеницы, выделяя дополнительный запах, который привлекает особые разновидности осы-паразита. Осы откладывают яйца в тела гусениц, а появляющиеся личинки пожирают своего носителя изнутри. Если же повреждение листьев и ветвей вызвано чем-то, для чего у дерева нет средств контратаки – например, ветром или топором, – химическая реакция направлена на лечение, а не на защиту.

Однако многие из этих недавно признанных «форм поведения» деревьев ограничены естественным ростом. Например, на плантациях нет материнских деревьев и очень мало возможностей для соединения. Молодые деревья часто пересаживаются, и те слабые подземные связи, которые им удается установить, быстро разъединяются. В таком свете современные методы ведения лесного хозяйства начинают казаться почти чудовищными: плантации – это не сообщества, а толпы немых существ, выращенных на фабриках и вырубленных еще до того, как им удалось по-настоящему пожить. Ученые, впрочем, не считают, что у деревьев есть чувства, или что обнаруженные способности деревьев взаимодействовать друг с другом обусловлены чем-то, кроме естественного отбора. Тем не менее, факт есть факт: поддерживая друг друга, деревья создают защищенный, влажный микрокосм, в котором они и их будущее потомство будут иметь наилучшие шансы на выживание и размножение. То, что для нас – лес, для деревьев – общий дом.

Вероника Кузьмина

Источник: The Guardian

Источник: vegetarian.ru