Одним из лучших натурных этюдов Шишкина является «Осень», который выполнен художником как законченная картина. Этот этюд, написанный в 1894 году, относится к позднему периоду творчества художника. В настоящий момент картина хранится в Художественном музее Алтайского края.

Шишкин осенний лес

В работе «Осень» Шишкин использовал закрытый тип композиции, для которого характерно удерживать внимание зрителя в пределах заданного ограниченного пространства. Формат картины вытянут в вертикальном направлении. Произведение построено классически правильно – пейзаж распределен на три плана. При этом первый и второй планы детально проработаны, а дальний — выполнен более обобщенно, что и позволяет сделать вывод о том, что данная работа является этюдом.

На переднем плане изображены сухое дерево и два кустика, между которыми прослеживается четкая ритмическая связь. Дерево сразу притягивает внимание зрителя, и только рассмотрев его, мы переводим взгляд на второй план.


Деревья, изображенные на втором плане, играют роль центра композиции, к которому устремлены линии взаимодействия всех элементов картины. Они изображены художником достаточно подробно и пластично. Можно предположить, что это клены, поскольку именно этим деревьям свойственно с приходом осени окрашиваться в золотой цвет в первую очередь.

За деревьями открывается серое осеннее небо, за счет которого золотой цвет листьев кажется еще более ярким. По обе стороны от центра композиции расположены ещё зеленые деревья, которые играют роль своего рода кулис. Вдали виднеются силуэты других деревьев. То есть вся композиция картины выстроена по принципу симметрии.

Шишкин очень умело использует воздушную перспективу – удаленные объекты он изображает менее четко и в синевато-голубоватых тонах. Хотя сам художник утверждал, что не знаком с законами перспективы и рисует по чутью, можно с уверенностью утверждать, что «Осень» является значимым достижением мастера в пленэрной живописи. Виртуозное использование воздушной перспективы создает ощущение глубины. Изображение большого куска неба и деревьев целиком создается ощущение эпичности и размаха, свойственное картинам Шишкина. За счет изображения деревьев целиком художник создает иллюзию вертикального движения.

Этюд «Осень» интересен ещё и тем, что изображение этой поры года встречается в творчестве Шишкина достаточно редко. В каждой его работе ощущается тонкое и глубокое понимание уникальности северной русской природы. В месте с тем для создания художественных произведений выбран мотив, близкий и понятный каждому простому человеку.


Художник работал в реалистическом направлении, однако в картинах прослеживается четко выраженное лирическое начало. Это объясняется тем, что, несмотря на стремление мастера объективно изображать окружающую реальность, художественные образы, созданные им на полотне, проходят через призму его богатого внутреннего восприятия. Для произведений Шишкина характерно присутствие поэтического и литературного подтекста. И в этом он имеет много общего с другими представителями искусства девятнадцатого столетия, которое было признано веком литературы.

Главная составляющая, которая и является прелестью его произведений, — это острый интерес к окружающему миру и пристальное его изучение. Побуждение к объективному изображению красоты окружающей природы заложило основу шишкинского поэтического реализма.

Работая над композицией «Осень», художник стремился раскрыть те черты природы, которые близки лично ему и в то же время были значительны своим объективным смыслом. Именно в таком подходе он видел задачу изобразительного искусства и возможность привнести в творчество познавательное начало.

Изучение данной работы Шишкина позволяет сделать следующие выводы:
в первые годы второй половины девятнадцатого века начинает складываться новое направление в искусстве – реалистический русский пейзаж, для которого характерны новаторский подход и тонкий артистизм в сочетании ощущением непосредственного прикосновения с природой.


Развитие реалистического направления в русской живописи вызывало большой интерес у передовой общественности, поскольку пришлось на период подъема культурной жизни в России. Кроме того, данное течение в искусстве было неразрывно связано с эпохальными историческими событиями того времени, когда на первом месте для всей творческой интеллигенции стоял крестьянский вопрос.

В этот сложный исторический период определяющую роль для русских художников приобрел вопрос о содержании их искусства. От живописцев ожидали произведений, которые посредством художественных образов отражали бы настроения угнетенного класса. Именно в это десятилетие русские пейзажисты наиболее часто выбирали для своих картин такие мотивы природы, в которых языком искусства можно было рассказать о народной печали – навевающая тоску осенняя пора с грязными, размытыми дорогами, хмурое, плачущее небо, редкие перелески, полуразрушенные занесенные снегом деревни…Пейзажисты того времени старались изображать окружающую действительность, нисколько её не преукрашивая. Этот подход был присущ таким известным мастерам как Шишкин, Саврасов, Куинджи, Поленов. При этом каждый из художников имел свою индивидуальную точку зрения на художественные приемы и способы построения композиции.


Этюды Шишкина – это целый мир, созданный с большим трудом и трепетной любовью к природе родной земли. Несмотря на то, что мастер стремился передавать увиденное в детальных подробностях, его работы не выглядят утомительно, поскольку сделаны с любовью, которая передается в процессе просмотра и зрителю.

Шишкину было суждено сыграть определяющую роль в становлении русской пейзажной живописи. Основу его богатого дарования составлял неординарный талант художника в сочетании с обостренным чувством всего живого. Благодаря этому картины живописца вошли в духовную жизнь нескольких поколений.

Источник: matveychev-oleg.livejournal.com

Бескрайняя любовь в каждом пейзаже

Иван Иванович Шишкин наиболее известен как выдающийся русский пейзажист. Он был одним из тех, кто не только умел увидеть и оценить красоту природы нашей, но и превосходно передать это при помощи красок. 

Созерцание его работ навевает мысли о том, как редко в повседневной суете человек обращает внимание на великолепие вокруг.

«Ранняя осень» — повод оторваться от проблем и взглянуть на осенний лес. Художник изобразил переходный период, когда осень уже заявила свои права, но погода еще не успела испортиться. Ни ветра, ни дожди не нарушают покой природы, а листья только начинают приобретать золотистый окрас.

На картине можно отыскать и березы, которых осень едва коснулась, и очертания кленов позади, крона которых уже приобрела рыжеватые оттенки. В левой части будто можно угадать и рябину с алеющими листьями сквозь сплетения ветвей.


В центре композиции – лесная тропа, стремительно убегающая вперед. Прорисовывая ее, Шишкин детально изобразил усыпавшие тропинку оранжевые, желтоватые и уже совсем сухие листья, используя при этом поразительное количество различных оттенков.

По обе стороны от тропы чернеют стволы деревьев, особенно выделяются черно-белые березы. Одни растения устремляются ввысь, за границы видения, другие едва ли занимают пятую часть картины. Но все — от мала до велика — прорисованы.

Кажется, рано или поздно тропка приведет зрителя к речке, которая виднеется из-за деревьев голубоватым пятном. Практически те же оттенки художник использовал, чтобы изобразить небо. В его картине нет места пасмурной и дождливой погоде: солнце ярко светит, оставляя блики на листьях, а небесный свод удивляет синевой.

Создается впечатление, что каждая деталь полотна наполнена любовью автора. И буйство красок, и аккуратность мазков, и разнообразие лесной флоры — все указывает на нежное отношение Шишкина к русской природе, и это не может не отражаться в его работах.

Насладиться этой картиной вживую можно в Художественном музее Алтайского края.

Источник: muzei.club


Однажды мне на глаза попалась картина с простым названием — «Осенний пейзаж». Это полотно кажется обычным, но, если присмотреться, в нем можно обнаружить трогательную простоту, которой порою так не хватает.

Главным героем картины Шишкина «Осенний пейзаж» становится госпожа Осень. Она проявляется в яркой, торжественной листве, которая придает деревьям вид придворных дам и кавалеров. Листья, которые упали на темную воду, делают ее похожей на роскошный, но очень необычный, ковер, созданный самой природой. Вода отвоевала себе больше места, немного подтопила своих соседей.

Картина написана с повышенным использованием ярких красок, которые символизируют торжественность перехода природы от лета к осени. Кажется, что природа хочет проститься с теплом красиво, так, чтобы это запомнилось надолго. Правда, немного омрачает картину холодная, темная вода, которая отталкивает от себя случайных купальщиков. Стоит только подойти к этой реке — и становится ясно, что сезон купаний уже давно прошел.

Полотно вызвало во мне противоречивые чувства. С одной стороны, мне понравилась красота осени, которая показана художником так необычно. С другой стороны, так не хочется прощаться с летом, с беззаботностью. В общем, картина вызывает острое чувство восхищения, которое смешивается с легкой долей сожаления.

Сочинение по картине Шишкина «Осенний пейзаж»

В своих произведениях Иван Иванович Шишкин чаще всего обращался к описанию природы своего родного края. Не стала исключением из этого правила и его красивейшая картина «Осенний пейзаж», которая покорила меня с первого взгляда.


Когда я смотрю на эту картину, то мне кажется, что она начинает оживать и я становлюсь не только ее зрителем, но и участником, я как будто оказываюсь внутри картины и ощущаю все ее запахи и звуки. Картина Шишкина изображает величественность самой прекрасной поры года – осени. На картине я вижу небольшой ручеек, над которым возвышаются огромные деревья.

Эти деревья напоминают настоящих рыцарей, которые убрались в нарядные доспехи и стоят на страже самой природы. Некоторые листочки с деревьев уже упали на землю, устелив ее багряным ковром, по которому так хочется пробежаться. Другие листья хоть уже и пожелтели, но еще держаться на ветках, не желая расставаться друг с дружкой. А есть и такие листья, которые еще совсем зеленые, а значит они уж точно продержатся на деревьях еще долго-долго, радуя тех людей, кто решит еще несколько раз прогуляться по осеннему лесу перед тем, как он погрузится в зимнюю спячку.

Над деревьями же простирается бесконечное голубое небо, которое контрастирует с темной водой ручья. Небо кажется безмятежным и спокойным, а вот вода в реке вызывает в душе моей некоторую тревогу. Она хоть и прозрачна, как зеркало, в котором находит отражение вся красота осени, но в то же время темная и холодная, в ней уже нельзя искупаться или поплескаться, как раньше, когда было еще тепло. Эта вода как будто бы символизирует то, что лето уже закончилось и скоро наступят зимние морозы, во время которых лучше сидеть дома.


Но несмотря на столь разные чувства, которые вызывает во мне эта картина, я все равно люблю ее за то, что на ней изображена настоящая гармония и величие природы.

Сочинение по картине «Осенний пейзаж» Шишкин И.И.

Насколько многогранна русская природа! Каждое время года неповторимо, красиво по-своему. Смена сезонов всегда приносила неизменное вдохновение и поэтам, и художникам. Они воспевали в своих работах журчание весенних ручьев, краски знойного лета, белоснежную зиму и, конечно, багряную осень. Причем, они находят и открывают в ней такие стороны, которые нам, на первый взгляд, незаметны. Для творческого человека осень – это совсем не лужи и слякоть. Это деревья, меняющие свой наряд на разноцветные листья, это их шуршание под ногами и особый аромат уходящего лета.

На этой картине мы видим небольшую речушку, в которой отражаются деревья, стоящие на берегу. Водная гладь позволяет любоваться нам, как в зеркале, золотистыми листьями. Они опадают с каждым днем все больше, напоминая разноцветный ковер, и предвещают неизбежную смену времен года. Этим ковром мы можем любоваться и на берегу. Он очень необычный, ведь его создала сама матушка-Природа.

Шишкин применил, на мой взгляд, очень правильный прием, используя яркие краски. Они придают картине красочность, торжественность. Художник описывает переход от лета к осени, но делает это очень тонко и талантливо. Лишь темные оттенки красок, которыми автор воспользовался при изображении воды, напоминают о том, что теплые времена позади. Однако это нисколько не портит впечатление от картины, а, наоборот, является правильным решением.


Шишкин нарисовал берега также разными оттенками. На левую сторону падает тень. Здесь мы видим лишь редкие листья на деревьях. Правая же сторона, наоборот, освещена солнечным светом и удивляет разнообразием цветовой палитры: от золотистого до пурпурного цвета. На мой взгляд, всегда жалко прощаться с теплыми летними деньками, но не стоит забывать о том, что каждое время года по-своему прекрасно.

Источник: porusskomu.net