Анатолий Иванович Мошковский

Берберийский лев

В конце июля в город впервые после войны приехал областной цирк. На столбах, заборах и стенах домов появились пестрые афиши, и возле ярко размалеванного фокусника, тянувшего изо рта бесконечно длинную ленту, толпились ребята и взрослые.

Проходя мимо цирка, Женя Зайцев подолгу останавливался и с завистью глядел на счастливчиков, покупавших билеты. А когда на стенах появилась новая афиша, еще мокрая от клея, Женя просто потерял покой.

Могучий желтый лев с густой спутанной гривой, широко открыв зубастую пасть, готов был броситься на всякого, кто останавливался у афиши. А рядом с ним спокойно стояла высокая тонкая женщина в черном платье и с улыбкой смотрела на хищника. Сжимая в правой руке хлыст, левой она добродушно трепала его гриву. «Укротительница львов Ирина Забережная», — было написано внизу.

Правда, Женя уже был один раз в цирке, но с сегодняшнего дня цирк выступал с новой программой, а мать денег на билет больше не давала. В учебное время можно сэкономить на завтраках, но сейчас были каникулы.


Женя постоял, повздыхал и уже собрался было уходить, но вдруг кто-то тронул его за плечо. Перед ним стоял Савва Глухарев.

— Здорово, — лениво сказал он.

— Здорово, — ответил Женя.

— Сила! — Савва кивнул на льва.

— А почему раньше его не показывали?

— В дороге простудился, занемог. А теперь выздоровел. Лев берберийский, на весь мир знаменитый. Не слыхал?

— Нет. А как ты проходишь — прорываешься или через запасной вход?

— Что я, гаврик какой-нибудь? Слава богу, вышел из того возраста.

— Значит, по контрамарке?

Савва только присвистнул:

— Не ерунди!

С минуту они постояли молча.

Женя пощупал в кармане гривенник — все, что у него было, и вдруг сказал:

— Жарища какая! Водички не хочешь?

— Это можно, — позевывая, ответил Савва.

И мальчишки пошли к перекрестку, где под полотняным навесом стояла тележка с водой.

— Два стакана чистой. — Женя положил монету в лужицу воды на тележке.

Савва ухмыльнулся краешком губ.

— Прошу с сиропом, — сказал он, — с удвоенной порцией. — Он протянул продавщице новенькую хрустящую трехрублевку. — Убери свою мелочь.

Женя опустил в карман мокрый гривенник и, чтобы скрыть неловкость, отошел в сторонку.

— Так как же ты проходишь? — спросил Женя, когда они выпили шипучей воды и отошли.

— «Как, как»! Что ты пристал ко мне? Подхожу к кассе, беру билет, подаю контролеру… Вот так и прохожу.


Женя ничего не ответил. Он только пощупал в кармане гривенник и посмотрел куда-то мимо Саввы: что поделаешь, везет человеку!

— Если хочешь, могу и тебя провести.

— Ты всерьез?

— Глухарев не любит трепаться, запомни.

— А когда? — не особенно веря, спросил Женя. — Сегодня?

— Завтра.

— А где встретимся? Возле цирка?

Савва ничего не сказал, взял Женю под руку, привел в небольшой скверик и усадил на скамейку.

— Завтра в пять утра придешь на Двину. В кустах возле домика бакенщика. Ясно?

— Ага, — ничего не понял Женя.

— На месте все объясню. И чтоб не трепаться никому. Ясно? Могила. А вечером в цирк с тобой сходим. Ну, я пошел. Гуд бай.

Савва встал, стряхнул пылинку с черных, хорошо выглаженных брюк, кивнул ему и зашагал через скверик на центральную улицу, а Женя остался сидеть.

Ничего делать в этот день Женя не мог. Рассеянность его даже мать заметила — во время ужина он стал вилкой размешивать кусочки сахара в стакане.

Укладываясь в постель, Женя очень боялся проспать. Уйти решил тайком. После как-нибудь оправдается — скажет, на рыбалку с дядей Васей ходил.

Женя укрылся одеялом, зажмурил глаза, и сразу же из темноты выплыла арена цирка. Веселые лошадки, всхрапывая, звенели колокольчиками на сбруе, клоун как угорелый убегал от них, фокусник, сверкая разноцветными камнями на черном костюме, размахивал палочкой. Потом свет погас, и в темноте один за другим взлетали горящие факелы — выступал жонглер…


После каждого номера Женя вскакивал с кровати и бесшумно подходил к будильнику, который стоял на широком, как слоновья спина, буфете.

Словом, спать в эту ночь не пришлось…

Осторожно прихлопнув на французский замок дверь, Женя зашагал по спящему городу к реке. Солнце взошло недавно и еще не успело нагреть воздух. На улицах — ни души. Одни только дворники поливают тротуары, и длинные черные шланги, как индийские удавы, шевелятся на асфальте. Возчики в высоких фургонах развозят по булочным хлеб утренней выпечки, и в воздухе вкусно пахнет поджаренной корочкой.

Женя сглотнул слюну и прибавил шагу.

Возле Двины стало еще свежей. С реки дул влажный, колючий ветерок, и по воде пробегала мелкая рябь, похожая на гусиную кожу.

По крутой тропке Женя спустился к домику бакенщика. Сандалии мягко вязли в сыром от росы песке. В густом ивняке его уже дожидался Савва. Обхватив руками колени, он сидел с папиросой в зубах на валуне и глядел на Двину. Тонкими голубыми ниточками дым отвязывался от папиросы, расходился и таял в воздухе.

Женя поздоровался и присел на корточки рядом. Савва короткими затяжками докурил папиросу до золотых букв на мундштуке, бросил окурок на землю и каблуком вдавил в песок. Потом сплюнул сквозь зубы — плевок пролетел метра три.

— Пришел точно, — сказал Савва, глянув на ручные часики «Победа».

Женя тоже глянул: часы были с золотыми стрелками и показывали ровно пять часов и пять минут.


— Значит, вот, — продолжал Савва. — Дело проще пареной репы. Вчера вечером я поставил на плотах несколько переметов. Крупная рыба идет только ночью. Ставил, сам понимаешь, тайком, чтоб никто не заметил. А то немало есть ворюг: увидят — и прощай перемет! А он-то денежки стоит! Одного шнура метров двадцать! А поводки с крючками? Совести нет у людей!

Женя слушал не моргнув глазом.

— Один я, сам понимаешь, не успеваю просматривать все три перемета. Часов в семь приезжают возчики за дровами: приходится торопиться, чтоб не увидали. Так вот ты мне поможешь. Твой перемет стоит вон там. Видишь? — Савва показал рукой.

— Вижу, — ответил Женя.

Савва добавил, что действовать надо быстро. Сняв рыбу, перемет нужно снова опустить в воду — ночью Савва сам наживит на крючки червей.

— Рыбу наденешь на это, — закончил Савва и дал Жене две палочки с накрученной на них веревочкой. — Ступай.

Савва быстро пошел по берегу к самому дальнему плоту.

Вначале Женя забрался на ближний плот. Концы бревен были накрепко прикручены ивовыми и березовыми прутьями к длинным жердям. С этого плота Женя перешел на второй, с шалашом. Добравшись до края, оглянулся и присел на корточки. Чтоб не замочить рукава курточки, он отстегнул пуговки на манжетах и до самых плеч закатал рукава. Потом прилег, опустил руки в воду и стал шарить по срезу толстых, скользких бревен.

Есть! Его пальцы коснулись туго натянутой веревки. Женя стал торопливо выбирать ее и скоро увидел темно-бурый кирпич. От веревки отходил витой плотный шнур перемета. Опустив груз на плот, Женя потянул за шнур — тот резко дернулся, и по телу мальчика пробежала дрожь, словно сквозь шнур был пропущен ток.


Рыба! Женя уверенней потянул к себе снасть. Чем ближе подтягивал он перемет, тем сильней сопротивлялась рыба. Женя не заметил, как прохладные капли по рукам катились под рубаху, как с плеча съехал закатанный рукав и намок в воде. Чтобы перемет не запутался, он, выбирая, аккуратно раскладывал его на краю плота.

На одних поводках висели пустые крючки, на других — черви были оборваны до самого жала, а на третьих…

Вот в глубине жарко блеснуло что-то, и Женя рывком выбросил рыбу на плот. Крупный красноперый язь яростно работал хвостом, то открывая, то закрывая маленький, косо поставленный рот. Женя придавил язя коленом к бревну и стал торопливо выбирать оставшийся шнур. Минут через пять он опустил снасть в воду и побежал к берегу. На его снизке болтались два больших язя и три окуня.

Источник: www.litmir.me

Особенности

Весив от 160 до 250 кг. в очень редких случаях до 270 кг. у самцов и от 100 до 170 кг у самок, берберийский лев,наряду с вымершим капским львом (Panthera leo melanochaitus), являлся крупнейшим современным подвидом льва. Его наиболее заметным отличием была особо густая тёмная грива, заходившая далеко за плечи и висевшая вниз на животе.

История и распространение


Берберийский лев в исторические времена встречался на всей территории африканского континента, расположенной к северу от Сахары. Древние римляне часто использовали его в аренах в увеселительных боях против туранского тигра, который сегодня также является вымершим. Из источников следует, что берберийский лев приблизительно в начале XVIII века почти исчез в Северной Африке и оставался лишь в маленьком ареале на северо-западе. Распространение огнестрельного оружия и целенаправленная политика истребления были причинами того, что популяция сильно сократилась и в этом регионе. Последний живший на свободе берберийский лев был застрелен в марокканской части Атласских гор в 1922 году. Похожая участь постигла и других крупных хищников Северной Африки. Берберийский леопард стал крайне редким, а атласский медведь полностью вымер.

Образ жизни

Берберийский лев обитал помимо североафриканских полупустынь и степей также в лесах и Атласских горах. К его добыче относились главным образом олени, кабаны и местный подвид обыкновенных бубалов.

Берберийские львы в неволе

Изначально учёные исходили из того, что берберийские львы вымерли и в неволе. Однако марокканские правители получали от берберов львов в подарок, когда эти животные уже становились довольно редкими. Особи, которых марокканский король Хасан II в 1970 году передал рабатскому зоопарку, являлись вероятно прямыми потомками тех львов. Морфология переданных экземпляров соответствовала историческому описанию берберийских львов. В 1998 году жило еще 52 льва, происходящих от львов султана, однако и они имеют примеси других видов. 11 особей, которые также могут быть потомками берберийских львов, живут в зоопарке Аддис-Абебы. Их предки были собственностью императора Хайле Селассие I.


Ранее фенотип берберийских львов был аргументом в пользу обоснованности их статуса как подвид. Согласно более новым исследованиям внешность этих зверей может быть следствием и внешних условий. Густая грива возможно лишь адаптация к холодной окружающей среде. У львов независимо от подвида появляется более густая грива, если они живут в достаточно холодном климате, например в европейских зоопарках. Генетические исследования в 2006 году, тем не менее, подкрепили статус берберийских львов как отдельного подвида. Это, однако, зависит от всё ещё не до конца ясного происхождения львов Хасана II.

В разных зоопарках и цирках есть экземпляры, которые вероятно происходят от берберийских львов, но с большой вероятностью нечистокровны. Существуют также особи, которые в результате скрещивания обладают внешними признаками берберийских львов, однако имеют лишь частично генетический материал этого подвида.

В конце XIX века в Лондонском зоопарке жил чистокровный берберийский лев по имени Султан.

Литература

  • Ronald M. Nowak: Walker’s Mammals of the World, Johns Hopkins University Press, 1999 ISBN 0-8018-5789-9

Источник: med.academic.ru


берберийский лев

Берберийский лев (лат. Panthera leo leo), также известный как атласский или нубийский лев — подвид львов. Был изначально распространён в Северной Африке и сегодня является вымершим в дикой природе. Некоторые особи, живущие в настоящее время в неволе, происходят от берберийских львов, однако чистокровных представителей подвида среди у них уже по всей вероятности нет. В 1758 году именно берберийские львы были использованы Карлом Линнеем для описания и классификации львов и поэтому являются сегодня номинотипичным таксоном всего вида.

Особенности

Весив от 180 до 250 кг у самцов, редко немного более и от 100 до 170 кг у самок, берберийский лев был наряду с вымершим капским львом (Panthera leo melanochaitus) крупнейшим современным подвидом льва. Его наиболее заметным отличием была особо густая тёмная грива, заходившая далеко за плечи и висевшая вниз на животе.

У существующих подвидов львов масса самцов колеблется от 150 до 210 кг., очень редко не много более, до 225 кг., самок от 90 до 150 кг.

История и распространение

Берберийский лев в исторические времена встречался на всей территории африканского континента, расположенной к северу от Сахары.
евние римляне часто использовали его в аренах в увеселительных боях против туранского тигра, который сегодня также является вымершим. Из источников следует, что берберийский лев приблизительно в начале XVIII века почти исчез в Северной Африке и оставался лишь в маленьком ареале на северо-западе. Распространение огнестрельного оружия и целенаправленная политика истребления были причинами того, что популяция сильно сократилась и в этом регионе. Последний живший на свободе берберийский лев был застрелен в в марокканской части Атласских гор в 1922 году. Похожая участь постигла и других крупных хищников Северной Африки. Берберийский леопард стал крайне редким, а атласский медведь полностью вымер.

Образ жизни

Берберийский лев обитал помимо североафриканских полупустынь и степей также в лесах и Атласских горах. К его добыче относились главным образом олени, кабаны и местный подвид обыкновенных бубалов.

Источник: www.murkota.ru

Вероятно, львы, которых Линней в 1758 г. определил как вид Panthera leo. попали к нему из Северной Африки благодаря ее близости к Европе. К великому сожалению, географическая близость и погубила популяцию североафриканских львов: они полностью исчезли менее чем через два столетия после открытия Линнея.

Исторические данные свидетельствуют о том, что к началу XVIII века львы окончательно исчезли из восточной части Северной Африки, сохранившись лишь на ее западных территориях.
середине XIX столетия существенному сокращению подверглась и сохранившаяся здесь популяция львов, чему в большой степени способствовало повсеместное распространение огнестрельного оружия и политика уничтожения хищников, проводившаяся администрацией Османской империи на всех территориях, за исключением Марокко (эта страна являлась независимым султанатом). Согласно имеющимся данным, последний лев был убит в Алжире в 1893 г. В Марокко львы жили до 20-х гг. XX столетия.

берберийский лев

Тем не менее одна популяция львов все же избежала вымирания. В тот период, когда численность природных популяций берберийских львов катастрофически сокращалась, коренные жители Берберии преподносили этих животных правителям Марокко в знак своей преданности и верности. Берберийские львы размножались в неволе и привлекли к себе большой интерес зоологов после того, как король Хасан Второй в 1970 г. передал свою дворцовую коллекцию животных в зоопарк города Рабата. Обнаружилось, что морфологически «королевские» львы очень похожи на животное, которое исторические хроники представляют как берберийского льва.

В 1998 г. в зоопарке Рабата жили 52 льва (24 самца и 28 самок), предками которых были животные из коллекции короля Марокко, и еще 13 львов того же происхождения содержалось в европейских зоопарках.

Идея возрождения берберийских львов начала приобретать все более определенные очертания, но прежде всего следовало найти ответы на два главных вопроса. Во-первых, действительно ли «королевские» львы являлись берберийскими львами? И второй, еще более важный: имели ли вообще берберийские львы какие-либо существенные морфологические отличия, которые могли бы служить серьезным основанием для их таксономического отделения от всех других выживших популяций львов? Рассказы о том, что львы марокканского султана были привезены из Западной Африки по торговому пути, пересекающему Сахару, внесли неопределенность в представления о происхождении этих животных. Применение современных методов молекулярного анализа усилило сомнения в необходимости выделения берберийских львов в особую категорию: результаты исследования ДНК показали, что все львы происходят от общего предшественника, причем ответвление различных групп произошло относительно недавно — возможно, всего лишь 50—200 тыс. лет назад. Такие мобильные животные, как львы, способны на протяжении жизни всего нескольких поколений переместиться на очень большие расстояния. Даже популяции, обитавшие на значительном расстоянии друг от друга, могли со временем перемешаться естественным путем – животные пересекли огромные пространства разделявших их пустынь и засушливых равнин.

Источник: www.what-this.ru

Barbary lion Samson Barbary lion (Latin: Panthera leo leo), also known as the Atlas or Nubian lion — lion subspecies.

Was originally distributed in North Africa and is now extinct in the wild. Some individuals currently living in captivity are descended from Barbary lions, but representatives of the purebred subspecies of them already, apparently not. In 1758 it was Barbary lions were used by Carl Linnaeus to describe and classify the lions and so are today nominotipichnym taxon of the species.

Initially, researchers proceeded from the fact that Barbary lions are extinct in captivity. However, the rulers of the Moroccan Berbers received from the Lions in the present, when these animals have become quite rare. Individuals who are Moroccan King Hassan II in Rabat in 1970 passed the zoo, were probably the direct descendants of the lions. Morphology sent copies corresponded to the historical description of the Barbary lions. In 1998, lived another 52 lions, lions originating from the Sultan, but they also have other types of impurities. 11 individuals, who may also be the descendants of Barbary lions, live in a zoo in Addis Ababa. Their ancestors were owned by Emperor Haile Selassie I.

Previously, Barbary lions phenotype was an argument in favor the validity of their status as a subspecies. According to a new study looks of these animals may be due, and the external environment. A thick mane is only possible adaptation to cold environments. In lions, regardless of the subspecies appears thicker mane, if they live in a fairly cold climate, for example in European zoos. Genetic studies in 2006, however, reinforced the status of the Barbary lions as a subspecies. This, however, depends on the still not completely clear origin lions Hassan II.

In various zoos and circuses have instances that are likely to come from Barbary lions, but is likely to mongrel. There are also individuals that are a result of interbreeding have outward signs of Barbary lions, but have only partially genetic material of this subspecies.

Источник: homezoo.com.ua