О глубинах океана известно едва ли не меньше, чем о всей Вселенной. Хотя современные технологии помогают заглянуть в самые отдаленные уголки моря, постоянно наблюдать за жизнью в глубине морей и океанов невозможно. Однако даже из тех скудных знаний, что имеют в своем распоряжении ученые, можно с уверенностью сказать, что глубоководный мир более чем разнообразен и богат самыми различными обитателями.

Рассмотрим же некоторых из них.

 Рыбы

Наверное, каждый смотрел мультфильм «В поисках Немо» и помнит момент, когда главные герои едва не погибают в пасти рыбы-удильщика.

Рыба-удильщик – один из самых распространенных обитателей глубин океанов и морей. На данный момент известно около 120 видов этих причудливых и уникальных созданий.

Причудливая рыба

Абсолютно все обитают на больших глубинах – от 1500 до 3000 метров и глубже. В глубине морей и океанов царит кромешная тьма, и поэтому поиск пропитания в таких условиях затруднен. Но у неё есть уникальное приспособление, которое облегчает ей охоту: на голове у этих рыб находится своеобразная «удочка», помогающая приманивать жертв.


Рыба-удильщик

Благодаря эффективному охотничьему арсеналу удильщик никогда не остается без добычи.

!Интересный факт: самцы этих рыб гораздо меньше самок: самка достигает обычно около метра в длину, а размеры самца не превышают 4 см!

Но не только рыбы-удильщики водятся в недрах Мирового океана. Есть там и такие, которых в ночных кошмарах не увидишь. Одним из таких «страшилищ» является бутылкообразный мешкорот, длина которого составляет 1,6 м, а вес — всего 1 кг.

Эта рыба встречается гораздо реже, чем удильщики,- она распространена только в Атлантическом океане, севернее Южной Америки.

Бутылкообразный мешкорот

Пасть  мешкорота имеет светящийся вырост, который служит для подманивания добычи.

!Интересный факт: практически весь череп рыбы составляет огромная пасть. Благодаря этой особенности мешкорот в состоянии проглотить рыбу больше себя самого!


Абиссобротула

Еще один интересный  обитатель глубин – абиссобротулаявляется самой глубоководной рыбой из всех, известных науке. Она была обнаружена на глубине около 8370 метров.

Абиссобротула питается останками различных организмов и ракообразными, обитающими на дне океана.

Моллюски и другие беспозвоночные

Конечно, не только рыбы плавают на больших глубинах. Есть множество других организмов, еще более удивительных, чем рыбы.

Кальмары – самые распространенные и многочисленные моллюски. Даже огромная глубина не становится преградой для них.

Название этих существ происходит от итальянского слова «каламаио» (сalamaio) – «сосуд с чернилами», «чернильница». Дело в том, что все кальмары при опасности мгновенно выделяют облако черной слизи, которое служит своеобразной «дымовой завесой» и застает обидчика врасплох. Само же головоногое  в это время стремительно уплывает, иногда с ускорением  до 60 километров в час.

Большинство  глубоководных кальмаров имеют светящиеся органы, благодаря которым светятся в темноте. В экваториальных  водах на глубине около 3000 метров водятся некрупные  (15 см) кальмары-вампиры.


Глубоководный кальмар

Свое название кальмар получил за устрашающую внешность. Стоит отметить, что вживую  этих кальмаров никто не видел, так как при поднятии на поверхность они буквально раздавливаются чудовищной сменой давления и представляют собой маленький неприглядный комок черной слизи.

!Интересный факт: глаза этого кальмара около 2,5 см величиной. По отношению к размерам тела это очень много. Можно сказать, что самое «глазастое» существо на Земле – кальмар-вампир.

Но не только эти крохи населяют океанскую тьму. С ними соседствуют гораздо более крупные гигантские кальмары (архитевтисы), достигающие 15-20 м в длину.

Архитевтисы

Этих кальмаров живыми также  никто не видел, но море иногда выбрасывает на берег их мертвые тела.  Благодаря таким находкам ученые пополняют свои данные о глубоководных обитателях.

Охотятся эти головоногие практически на любую добычу, так как по своим размерам намного превосходят большинство представителей океанской пучины.

В свою очередь гигантские кальмары  часто становятся добычей кашалотов, охотящихся на них. Как раз о кашалотах и пойдет речь в следующей главе.

Млекопитающие


Из-за сильного давления воды почти все морские млекопитающие не встречаются на глубине. Однако кашалоты не страдают от этого. Мощные легкие  позволяют им погружаться на глубину до 3000 метров.

Нырять на такое огромное расстояние их вынуждают поиски пищи.

Кашалот – настоящий гигант: его длина может достигать 18 метров, а вес 50 тонн.

Водится повсюду, от тропических морей до Крайнего Юга и Севера.

Так как на глубине зрение бесполезно, охотятся эти киты с помощью эхолокации: они испускают ультразвуковые волны, которые отражаются от объектов и возвращаются обратно. Благодаря им кашалот полностью осведомлен о том, что происходит вокруг него.

Как было отмечено, основу рациона  китов составляют преимущественно гигантские кальмары. Но такая добыча не сдается без боя, и на теле кашалота часто замечают огромные отметины и шрамы от щупалец. Борьба может длиться час и более.

Борьба кита и кальмара

В глубинах океана разворачивается схватка не на жизнь, а на смерть.

Кроме моллюсков, в пищу идут различные рыбы, акулы и глубоководные удильщики.

!Интересный факт: в кишечнике кашалотов образуется амбра – вещество, широко применяющееся в парфюмерии и косметике!


В океанской пучине живет великое множество различных созданий. Несомненно, со временем будут становиться известными все новые и новые виды. Но океаны и моря всегда будут привлекать человека своей таинственностью и загадочностью…

Автор: Артём Евдокимов



Источник: inseopro.ru

Долгое время предполагали, что морские глубины представляют собой океаническую пустыню, так как жизнь животных казалась там невозможной из-за отсутствия растений. Однако это мнение оказалось впоследствии опровергнутым.

Типичная абиссальная область начинается с глубины 1500 м. Для неё характерны полный мрак, господствующий во всей её толще, огромные давления, очень низкая температура, не превышающая +4°, почти полный покой воды и чаще всего большое содержание кислорода.

Источником пищи для глубоководных животных являются верхние слои океана.

Несомненно, что глубоководные организмы питаются дождём трупов и органических остатков, падающих сверху. Но этот «дождь» на своём пути до самых больших глубин претерпевает сложные метаморфозы. Если разделить всю толщу океана на несколько возрастающих по глубине ярусов, то можно думать, что второй ярус питается за счёт дождя трупов, идущего из первого яруса; животные второго яруса, погибнув, образуют «дождь», используемый обитателями нижележащего третьего яруса, а органические остатки последних служат пищей для ещё более глубокой области.
есте с тем животные нижних ярусов не только пассивно используют для питания то, что поступает к ним сверху, но и сами активно мигрируют в вышележащие ярусы в поисках пищи. Например, днём многие животные поверхностного слоя опускаются на глубину, а многие глубоководные в это же время поднимаются к поверхности (ночью обе группы поступают наоборот). Такие вертикальные (суточные и сезонные) миграции организмов развиты очень широко, и в океане образуется как бы лестница миграций, при помощи которой органическое вещество поверхностных слоёв переносится на всё большие и большие глубины. Таким образом, по вертикали образуется сложная пищевая эстафета, звенья которой связывают в конце концов растительный мир океанической поверхности с животным миром дна океанических пучин.

В абиссальной области, где нет растений, нет и растительноядных животных: здесь царство хищников, из которых более сильные и ловкие поедают слабейших и невнимательных.

Отсутствие движения воды способствует развитию животных с тонким и нежным скелетом. По той же причине сидячие организмы сильно разветвлены, чтобы иметь возможность наибольшего соприкосновения со своей жидкой средой, которая их не столько обтекает (как это имеет место в прибрежной области с её течениями), сколько инертно окружает и не является конвейером, быстро и непрерывно приносящим пищу.


Грунт на больших глубинах — илистый либо глинистый, мягкий и жидкий. Против засасывания этим илом служит уплощённая форма тела (у морских ежей), обилие шипов и волосков на удлинённых конечностях (у ракообразных) и другие приспособления, направленные на увеличение площади соприкосновения организма с жидким субстратом.

Экологические условия абиссальной области крайне однообразны. Оттого и фауна здесь однообразна и носит к тому же почти космополитическии характер или во всяком случае отличается весьма широким распространением. Так, двустворчатый моллюск Kellia suborbicularis распространён от Англии до о. Кергелен.

При благоприятных условиях питания на морских глубинах развиваются гигантские формы: здесь живут громадные спруты; некоторые корненожки достигают нескольких сантиметров в длину; гидроидный полип Monocaulus imperator, сидящий в мягком грунте и встречающийся на глубинах до 6 тыс. м, имеет тело вышиной в человеческий рост.

Полный мрак, окутывающий океанические пучины, стимулирует высокое развитие у животных органов осязания. Что касается органов зрения, то здесь отношение к темноте проявляется в разных формах: органы зрения либо вовсе атрофированы, либо развиты крайне слабо, либо, наоборот, гипертрофированы. У атлантического рака Cystisoma neptuni глаза занимают треть спинной поверхности его тела. Большими глазами обладают некоторые придонные глубоководные рыбы, но зато у других глаза ничтожные по размерам или совсем редуцированы.


Приспособлением к темноте считают также наличие у глубоководных животных органов свечения, а также свечение всего тела или выделяемой кожей слизи. Но по существу назначение светящихся органов до сих пор не выяснено. Служат ли они для освещения пути? для отпугивания врагов? для приманки добычи? Процесс свечения тоже не нашёл ещё точного объяснения. Известно лишь, что свечение — это результат каких-то окислительных процессов в протоплазме, причём в одних случаях оно возникает самопроизвольно, под влиянием внутренних импульсов в организме, а в других является следствием механического или химического внешнего раздражения.

Однако считать свечение свойством, присущим только глубоководным организмам, мы не можем, так как способностью этой обладают и многие животные и растения менее глубоких слоёв, и организмы, живущие на поверхности моря.

Источник: www.activestudy.info

Tiefseefisch Schwarzangler oder Buckliger Anglerfisch Melanocetus johnsonii, Humpback anglerfish deep sea creature

На дне океана кромешная тьма, ледяная вода и сильнейшее давление, но, тем не менее, существуют животные, способные выживать в самой враждебной среде.

«

В 2006 году знаменитый кинорежиссер Джеймс Кэмерон на батискафе, напоминающем, скорее, сигару светло-зелёного цвета, Deepsea Challenger опустился на глубину 10 898 метров, что на тот момент являлось мировым рекордом для одиночного погружения. За два с половиной часа Кэмерону удалось добраться до Марианской впадины, глубочайшей впадины во всем мировом океане.


Джеймс Кэмерон оказался лишь третьим человеком в мире, которому посчасливилось своими глазами созерцать практически лунные ландшафты дна Марианской впадины. К счастью для нас, простых смертных, режиссер взял с собой 3D-камеры высокого разрешения. На записях, сделанных Кэмероном, видно, что жизнь в океане присутствует на протяжении всего погружения. Видеозаписи Кэмерона были проанализированы множеством ученых в попытке понять, как же устроена жизнь на дне океана.

Погружение Джеймса Кэмерона стало последним шагом в двухсотлетнем путешествии к самым глубинам . На дне таких впадин, как, например, Марианская, нет солнечного света, ледяная вода и ужасающей силы давление. Тем не менее, каким-то образом жизнь существует и там, и сейчас мы только начинаем понимать, как ей это удается.

2

До конца XIX века человечество знало об океанах очень мало. Мифы рисовали в воображении ужасающих чудовищ, обитающих в морских глубинах. Писатель-фантаст Жюль Верн, например, считал, что сердце океана может содержать огромное количество образцов жизни из других эпох. Но, на самом деле, большинство ученых считали, что темнота и холод не дают ни единого шанса жизни.


Мнение о том, что океанские бездны — это гряные и мрачные безжизненные пустыни бытовало в научных кругах столетиями. Древнегречиский философ Сократ, живший 2400 лет назад, говорил: «В океанских глубинах все разъедает соль, нет никакой растительности, а только пещеры, песок и грязь».

В Викторианскую эпоху эту идею рьяно отстаивал ученый по имени Эдвард Форбс. Он производил заборы воды из Эгейского моря с разных глубин. Ученый обнаружил, что чем глубже производится забор, тем меньше живых организмов удается обнаружить. В конце концов, Форбс пришел к выводу, что на глубине свыше 550 метров жизни уже нет.

Эдвард Форбс опубликовал свою книгу в 1859 году, в том же году, в котором и Дарвин опубликовал «Происхождение видов». Форбс писал: «Чем больше глубина, тем более небычны морские обитатели, и их все меньше и меньше с каждым метром, как будто они пытаются сказать нам, что мы приближаемся к безжизненной бездне». Тогда он был уверен в этом, но через какие-то пять лет вся его теория была разбита в пух и прах.

Отец и сын, натуралисты Марк и Георг-Оссиан Сарс потратили годы на работы в норвежских фьордах. В 1864 году им удалось добыть первые образцы морских лилий с глубины 3000 метров. Морские лилии выглядят как цветы, но фактически они являются животными. С помощью своих ножек они крепко держатся за дно, а своими перьеподобными лапками они доставляют крошечные частички пищи к себе в рот.

Открытие морских лилий вызвало небывалый восторг в научных кругах. Эти необычные животные выглядели как посланники из древних времен, что совсем не удивительно, так как морскии лилии на тот момент считались вымершими миллионы лет назад.

Существование морских лилий доказало то, что в морских глубинах жизнь есть. Через много лет после своего открытия Георг-Оссиан написал: «На самом деле все было не так, как мы ожидали: чем большую глубину мы исследовали, тем больше экземпляров мы получали и, к тому же, живые образцы становились все более замысловатыми по мере нашего продвижения ко дну».

Идея о перемещении древних форм жизни на дно океана была слишком заманчива, чтобы ее игнорировать.

Теперь первенство было за британскими исследователями. Британцы хотели править морями, а, чтобы ими править, необходимо знать, что в них скрывается.

С 1872 по 1876 год британское судно Челленджер прошло 127 653 километра в попытке создать каталог всех живых существ, обитающих во всех морях и океанах Земли. Это было путешествие в никуда, сравнимое, разве что, с высадкой американцев на Луну. В результате этой экспедиции было открыто порядка 4 500 новых видов морских животных.

Обнаруженные животные были крайне необычны. Главный ученый, Чарльз Уайвилл Томсон, описывал гидройдных полипов, как гигантских существ ростом в 7 футов с телом, похожим на стебель растения и с головой, увенчанной короной из многочисленных щупалец.

Но не менее важно и то, что команда корабля Челленджер изучала и донные ландшафты океана. Томсон так описывал океанское дно: «Слегка волнистые равнины, тянущиеся более, чем на сто миллионов квадратных миль на глубине до 2500 морских саженей, имеющие отличающиеся друг от друга области с разной степенью вулканической активности».

Именно экспедиция Томсона и открыла самую глубокую точку океана, Марианскую впадину, одну из точек которой назвали, в честь корабля, Бездной Челленджера.

«

Почти через 100 лет человеку удалось погрузиться на дно Бездны Челленджера. В 1960 году океанограф Жак Пикар и лейтенант ВМС США Дон Уолш на батискафе Триест направились к самому дну океана. Погружение заняло 4 часа и 47 минут. Практически все пространство субмарины было загружено аппаратурой, а экипажу досталась крошечная кабина сферической формы с маленьким иллюминатором из плексигласа. Мягко говоря, им было тесно. Когда Пикар и Уолш достигли дна, им не удалось сделать ни одного снимка из-за огромного облака ила, которое возникло из-за «приземления» батискафа.

Несмотря на это, вопрос о существовании жизни на дне океана теперь был решен. С помощью прожекторов Триеста удалось увидеть существо, которое Пикар сначала принял за камбалу, но на деле оно оказалось морским огурцом.

Теперь уже ясно, что океанические бездны кишат жизнью. В конце 2014 года Джеффри Дрезен из Гавайского университета возглавил экспедицию в Марианскую впадину. Его команда использовала пять дистанционно управляемых аппаратов для исследования самых глубоких точек впадины. Дрезен был удивлен огромным разнообразием живых существ обнаруженных там.

Одна из первых проблем, с которой сталкиваются морские обитатели, погражаясь глубже, — это отсутствие света. Некоторые глубоководные рыбы обладают гигантскими глазами, позволяющими видеть даже в кромешной тьме, а у некоторых зрение атрофированно. Рыба-тренога, получившая свое необычное имя из-за удлиненных ребер, например, находит свою добычу на ощупь и ориентируясь на вибрации. Определенные рыбы способны излучать даже свой собственный свет. Это явление называется биолюминисценцией. Такое свечение может использоваться как для освещения, так и для привлечения добычи или сородичей.

Есть еще одна проблема. Отсутствие солнечного света означает, что на дне океана отсутствует растительность, так что, пищи не хватает. Животным приходится питаться разлагающимися организмами, которые опускаются на дно с верхних слоев океана.

Иногда падальщикам достается мертвый кит и тогда начинается настоящий пир. Миксина, например, вгрызается в тушу и пожирает её изнутри, а оседакс питается только костями. Кроме падальщиков, естиь также и охотники. Хищная губка использует острые шипы на своем теле, чтобы пронзить свою добычу.

Но по-настоящему враждебными морские глубины делают их физические условия: температура воды от -1 до 4ᵒC и давление  — 4 тонны на квадратный сантиметр. Это словно оказаться раздавленным прессом в морозильной камере.

 


Источник: ewerty.ru