Сочинение — описание по картине Кустодиева Масленица

Abramchik Дата: Среда, 31.01.2018, 17:02 | Сообщение # 1

Сочинение — описание по картине Кустодиева Масленица

Оригинальное фото картины

Описание картины кустодиева масленица

На данной уникальной странице предлагаем вам прочитать и бесплатно скачать несколько примеров и образцов готовых сочинений по картине художника Кустодиева Масленица
Данное сочинение-рассуждение и изложение по картине покажет школьнику, как лучше написать итоговое сочинение в школе на уроке.
есь идет полный разбор картины по плану, а также можно прочитать краткое и полное описание и репортаж по картине знаменитого художника. Большое или краткое сочинение на уроке вы сможете написать самостоятельно, прочитав краткие рассказы и готовые изложения по данной картине. Вступление, описание, вывод и заключение в вашем сочинении можно списать из этих примеров, но лучше все таки придумать самостоятельно.

Открытый банк заданий. Русский язык. ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. Школа России. 21 век. ГДЗ и Решебник для помощи ученикам и учителям.

Описание картины кустодиева масленица Скачать бесплатно несколько вариантов уникальных сочинений — рассуждений по картине

Описание картины кустодиева масленица Скачать бесплатно без регистрации проект — презентацию по картине Кустодиева Масленица

Образец и пример краткого сочинения № 1 по картине Кустодиева Масленица . Описание картины с планом

Веселый, широкий и по-настоящему русский праздник Масленицы изображен на этом полотне. Люди провожают зиму и встречают весну,
они искренне радуются и развлекаются в эти солнечные снежные дни.


Художник Б.М. Кустодиев показал, как проходят гуляния в городе. Здесь изображен театр, дома довольно большие (на переднем плане –
дом в два этажа, возможно, он принадлежит купцу). На улицах многолюдно. Простой народ веселится от души, идет бойкая торговля,
наверное, слышатся музыка, возгласы торговцев, смех горожан. То и дело проезжают на тройках катающиеся люди. Сани еле пробираются
среди сугробов. Впереди мы видим степенных и зажиточных стариков. Они ведут между собой неспешную беседу, может быть, обсуждая
праздник и гуляние.

Все, кто вышел на праздничные улицы, одеты нарядно и очень тепло. На женщинах – шали и полушубки, мужчины в меховой одежде,
шапках и рукавицах. Чувствуется, что мороз довольно крепок. Кругом лежат пышные снега, а деревья как будто сделаны из серебра. По снегу
пролегли густые голубые тени. Они бывают только в самом конце зимы. Над городом, утопающем в сугробах, раскинулось яркое безоблачное
небо. Чувствуется, что весенние дни уже не за горами.

Кустодиев не пожалел для своей картины сочных красок. На фоне снежной белизны отчетливо и чисто выделяются желтые дома,
разноцветные узоры на санках и вывески на стенах зданий. Все это подчеркивает атмосферу всеобщего праздника, создает у зрителей
радостное настроение.

Масленица – это не только народный праздник. Сразу после нее начинается пост. Не случайно автор картины изобразил на заднем плане
церковные купола. Церковь, символ русского православия, словно бы охраняет всех этих людей, праздничный город и нашу страну. Золотые,
сияющие на ярком солнце купола храма соседствуют с белоснежными, покрытыми густым инеем деревьями. Это – цвета веры,
справедливости и чистоты, которыми славится русская душа.

 

Описание картины кустодиева масленица   Описание картины кустодиева масленица

Abramchik Дата: Среда, 31.01.2018, 17:04 | Сообщение # 2
Образец и пример краткого сочинения № 2 по картине Кустодиева Масленица. 2 класс . Конспект урока с сокращением

Масленица, проводы зимы – это исключительно русский праздник, который отражает национальный дух. Этот дух постарался передать в своей картине Кустодиев.

На переднем плане мы видим людей, которые катаются в расписных санях. Рядом торгуют купцы и прохаживаются знатные горожане. Веселье проходит бурно и беззаботно, а на заднем фоне виднеются купола церквушки. Такое соседство не случайно, так как церковь является символом православия на Руси. Она охраняет страну и ее население от всяческих бед, наставляет на путь истинный. Наверное, из-за этого к церкви на картине идут люди, которые предпочли отдохнуть душой в этом чудесном месте.

Для изображения гуляний и торговых рядов художник выбрал яркие краски: зеленые и красные узоры на санях, на фасадах зданий. А вот церковь нарисована светлыми красками – и находится она в окружении белоснежных деревьев. Такие цвета выбраны не случайно, так как они передают отношение к вере и к справедливости. Фактически, белый цвет – это символ чистоты и доброты, которой славятся русские.

Картина Кустодиева «Масленица» — это отображение быта русского народа и погружение в его историю. Мне очень понравилось это полотно своей теплотой и неповторимостью, поэтому захотелось узнать больше о народных традициях. Надеюсь, это поможет лучше понять историю родной страны.

 


Описание картины кустодиева масленица   Описание картины кустодиева масленица
Abramchik Дата: Среда, 31.01.2018, 17:06 | Сообщение # 3
Образец и пример краткого сочинения № 3 по картине Кустодиева Масленица. 3 класс . Написать отзыв о картине по плану

Имя художника Бориса Кустодиева связано с самыми яркими, красивыми, праздничными образами в русской живописи. В своих картинах он стремился передать самую красивую сторону русской жизни, ту, что была наполнена светом, праздником, добром, счастьем. Множество раз он обращался в своем творчестве к теме масленицы. Это всегда был праздник, который вовлекал в действие множество людей разных сословий, разного уровня, но всех делал счастливыми.


Давайте пристальнее всмотримся в картину «Масленица», написанную художником в 1916 году. Хотя тема этого праздника уже не раз звучала в творчестве Кустодиева, это первая картина с таким названием — потом будет еще несколько. 1916 год — очень трудный год. Россия была втянута в первую мировую войну и благосостояние ее резко упало. Это тяжелое время и в жизни самого живописца. Он был тяжело болен, несколько лет не мог брать в руки кисть. И вот ему сделали операцию, преодолевая боль, он начал снова работать. Превозмогая муки, он создал несколько работ, посвященных жизни провинциальных русских городков. В тех работах уже угадывалось настроение будущей картины. И вот, наконец, он пишет картину, насыщенную веселым морозным счастьем — «Масленица».

Разгульность, разухабистость, широта, веселье, хлебосольство, удаль — все эти слова хорошо подходят к описанию картины, в которой художник создал собирательные образы — русского праздника, русского народа, русской души. Традиционная масленица — это неделя народного гулянья, проводы зимы, игры и соревнования, нарядные люди, блины, которые пекли прямо на улице, снежные городки, перетягивания каната, красивые шатры на снегу и, конечно, катания на санях. Меховые шапки, расписные платки, толстые рукавицы — множество деталей только украшает картину и рассказывает о ее героях, которые готовились к празднику с любовью.


Перед нами закатное небо, окрашенное ярчайшими красками. Хорошо освещенный, укрытый снегом город, нарядные шпили и купола церквей и колоколен. В низине — суматошные карусели, шумные ярмарки, толпа народа, как и полагается на ярмарке. На переднем плане — красивые расписные сани на полном ходу, запряженные парой лошадей. Вблизи мы видим еще несколько саней, что показывает массовость праздника — веселятся буквально все, кто может. Это картина-сказка, картина-мечта, картина-пожелание, оптимистично внушающая: праздник в жизни есть, надо только верить в него.

 

Описание картины кустодиева масленица   Описание картины кустодиева масленица

Abramchik Дата: Среда, 31.01.2018, 17:12 | Сообщение # 4
Образец и пример краткого сочинения № 4 по картине Кустодиева Масленица. 5 класс . Краткое содержание урока

Масленица — русский праздник, имеющий древние корни. Это проводы зимы и встреча весны. В дохристианский период с Масленицы начинали год. Считалось, что от того, как встретить этот день, зависело то, каким окажется будущий год. Вот и отмечали люди Масленицу пышно и сытно. Сегодня с этим обрядом уже не связывают наступление года, но обычай весело встречать приход весны сохранился.

Известный русский художник начала 20 века Борис Кустодиев в 1916 году запечатлел на своем полотне масленичные городские гуляния. Основную часть картины занимают принимающие причудливые формы облака. Они окрашены в светло-бежевый, сквозь них пробиваются лучи, которые придают некоторым из них розоватый оттенок. Такое явление можно увидеть только в самом начале марта. На высоте пролетает стая грачей. Эти птицы возвращаются с юга, значит вот-вот придет долгожданные весенние дни.

В центре показаны красивые расписные сани, которые запряжены двумя темными лошадками. Извозчик одет в нарядный синий кафтан и папаху с красноватым верхом. Он натягивает на себя вожжи, управляя движением. Он везет молодых. Слева на сидение пытается запрыгнуть на ходу парень с милой барышней. А впереди мчится еще одна упряжка. А вдали можно разглядеть еще две телеги, которые будто соревнуются в скорости. В левой части видны телеги, пытающиеся заехать на возвышение. Рядом дети, крича, скатываются со снежной горки. Они шумят и веселятся, наслаждаясь приятным сочетанием снега и яркого солнышка.


Но главное действо художник изобразил на втором плане. На площади в ожидании празднования собрался народ. Здесь же полным ходом идет ярмарка. Гуляние в самом разгаре.
Картина дышит весельем, она заряжает положительной энергией. Недаром это полотно буквально поставило на ноги своего создателя. Когда он стал писать, то чувствовал себя очень плохо — сказывались последствия ранений, полученных на полях сражений Первой мировой войны. Но вскоре после того, как были сделаны наброски, автору неожиданно становится лучше. И с каждым мазком по холсту болеющий словно заряжался хорошим настроением.

На этой картине действие разворачивается на главной площади провинциального городка. Масленица гудит. В центре изображены большие сани, которые тащит тройка. Центральный жеребец — степенный, желает везти сидящих медленно, с неким почтением. Но ему никак не сдержать напора двух пристяжных, которые все хотят погнать вперед. В санях уселись трое: женщина в светлом полушубке, под руку с ней — еще одна в рыжей шубке, а напротив — ухажер одной из них, который, наверняка, и спланировал это развлечение.


Слева от дороги, встретились и беседуют двое мужчин. Чуть в отдалении обсуждают что-то и их супруги. Справа организована карусель. Там же цирк Шапито гостеприимно открыл свои двери. Арлекин с Пьеро уже зазывают прохожих, встав на балконе. И им это удается: много желающих столпилось у входа, кто-то торопится попасть на начало, кто-то выходит под впечатлением от увиденного.

Это полотно было встречено зрителями неоднозначно. Например, на художника посыпались нападки с обвинениями в изображении на одном холсте шума языческого празднества, светских развлечений на первом плане и христианской церкви на заднем. Но постепенно все обвинения автора прекратились, и картина стала считаться одной из лучших среди полотен Кустодиева. Такое отношение действительно благосклонно сказалось на больном художнике, который в это время уже передвигался лишь на инвалидной коляске. Он снова почувствовал некий прилив бодрости.

В итоге в 1920 году Борис Кустодиев стал работать над третьим полотном с тем же названием. Первый план его он подарил ребятне, катящейся с горы. Эта картина походит на народный лубок по своей яркости, детальности и простоте. И снова в центре несутся сани с тройкой лошадей. Они готовы мчаться во всю силу, но ямщик сдерживает их. Ведь вокруг гуляет много людей — кажется, весь городок вышел на улицу. В санях сидит крупная купчиха, а рядом с ней расположился совсем худой купец. Видимо такая противоположная пара — муж и жена. Для них Масленица только началась: все еще впереди. Представляется, что они направляются в Шапито, разбитое тут же.

Все три картины, объединенные одной темой и совпадающие по названию, заряжают атмосферой радости. Смотря на них, хочется улыбаться, а потом бежать на улицу и с головой отдаваться зимним развлечениям: катанию с горки и игрой в снежки, а потом вернуться домой и пить горячий чай с блинами.

 

Описание картины кустодиева масленица   Описание картины кустодиева масленица
Abramchik Дата: Среда, 31.01.2018, 17:14 | Сообщение # 5
Образец и пример краткого сочинения № 5 по картине Кустодиева Масленица. 5 класс . Мини сочинение от 1 лица

Передо мной картина Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица». Художник изобразил зимний день, когда отмечают Масленицу. Это народный праздник проводов зимы. В этот день люди гуляли, отдыхали, ели блины. Масленица – очень весёлый и красивый праздник.

На переднем плане картины я вижу людей, нарядно одетых, увлечённо о чём – то беседующих. Тут же едет тройка лошадей, которой управляет ямщик. Лошадки очень красиво смотрятся на белоснежном снегу. Они богато украшены: сбруя с бубенцами, дуга с колокольчиками, красные попоны. Вдали скачут белые лошади, они везут сани с двумя седоками. Вокруг много народа. Кто – то собрался в гости, другие идут за покупками. Большая толпа около здания театра: люди пришли посмотреть на выступление борцов. Работают магазины, продуктовые лавки, в которых идёт бойкая торговля.

На заднем плане изображёно здание храма. Оно красиво смотрится на фоне снега и деревьев, покрытых инеем. Вообще на картине очень много снега. Он везде: на крышах домов, на деревьях, земле. Обилие снега делает это полотно таким зимним, нарядным, ярким. Кажется, сейчас подует ветер, и с деревьев посыплется колючий снежок.

Б.М.Кустодиев использовал яркие краски для написания картины. Это жёлтая, розовая, коричневая, белая краски. Они создают атмосферу праздника и веселья. Ведь впереди весна, и значит, скоро вся природа оживёт после зимнего сна. Потекут ручьи, деревья покроются листвой, будет ярко светить солнце. А пока люди прощаются с зимой, веселятся, мирно беседуют и ходят друг к другу в гости!

Мне картина «Масленица» очень понравилась. Глядя на неё, хочется оказаться на этой площади и окунуться в атмосферу народного гуляния.

 

Описание картины кустодиева масленица   Описание картины кустодиева масленица
Abramchik Дата: Среда, 31.01.2018, 17:16 | Сообщение # 6
Образец и пример краткого сочинения № 6 по картине Кустодиева Масленица. 3 класс . Сочинение с деепричастиями

Масленица, проводы зимы – это исключительно русский праздник, который отражает национальный дух. Этот дух постарался передать в своей картине Кустодиев.

На переднем плане мы видим людей, которые катаются в расписных санях. Рядом торгуют купцы и прохаживаются знатные горожане. Веселье проходит бурно и беззаботно, а на заднем фоне виднеются купола церквушки. Такое соседство не случайно, так как церковь является символом православия на Руси. Она охраняет страну и ее население от всяческих бед, наставляет на путь истинный. Наверное, из-за этого к церкви на картине идут люди, которые предпочли отдохнуть душой в этом чудесном месте.

Для изображения гуляний и торговых рядов художник выбрал яркие краски: зеленые и красные узоры на санях, на фасадах зданий. А вот церковь нарисована светлыми красками – и находится она в окружении белоснежных деревьев. Такие цвета выбраны не случайно, так как они передают отношение к вере и к справедливости. Фактически, белый цвет – это символ чистоты и доброты, которой славятся русские.

 

Описание картины кустодиева масленица   Описание картины кустодиева масленица
Abramchik Дата: Среда, 31.01.2018, 17:18 | Сообщение # 7
Образец и пример краткого сочинения № 7 по картине Кустодиева Масленица. 3 класс . Особенности композиции на картине

Старинный русский праздник проводов зимы, пришедший к нам ещё с языческих времен сохранился и поныне.
Символом масленицы был блин — преобразованный облик Солнца, которое теперь, после весеннего равноденствия наступает на зиму. С какими только начинками не ели русские люди в это время блины. Перечислить их всех не хватит времени.

Но не только поеданием блинов запоминалась широкая масленица.
Народ высыпал на улице, где их поджидали тройки, торговцы всякими товарами, в это время забывались все огорчения и обиды. Недаром масленица заканчивалась «Прощенным воскресением» когда православные просили друг у друга прощения за все обиды, нанесенные им в течении года. Священники выходили на паперть перед церковью и кланялись всем прохожим, прося у них прощения.
Вот такое разгульное празднество изобразил Борис Кустодиев в своей картине «Масленица».

Вот на санях, покрытых коврами молодец мчит красавицу, что то говорит ей на ушко. Та смущается, отворачивается, но видно, что ей эти речи по сердцу.
На пригорок взлетает тройка в праздничной упряжи, бородатый кучер лихо вскинул свой кнут, а из саней только что не выпадают сидящие в них люди. На тройку смотрит разносчик-офеня, который поставил свой лоток, ожидая, когда тройка промчится мимо.

Двое купцов в богатых шубах, бородатые, степенно ведут беседу, один из них размахивает руками, в чем-то убеждая своего собеседника. За ними стоят их жены, тоже оживленно о чем-то разговаривая.
А у передвижного театра, приехавшего в город на праздники толпится народ. Театр обещает захватывающие зрелища, в числе которых, «проездом из Калькутты в Гамбург» покажут схватку знаменитых борцов «Левы -Анатемы Молнии» с грозным и непобедимым «Пушечным ударом». Их портреты висят перед входом.
Узкая улочка ведет вверх, к храму, куда стекается народ. Вверх и вниз катят сани, идут люди.
Художнику удалось передать радостную атмосферу праздника, которого так будет не хватать все последующие годы.

Описание картины кустодиева масленица Читать далее…

 

Описание картины кустодиева масленица   Описание картины кустодиева масленица

Источник: relasko.ru

Содержание

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с замечательной, самой праздничной картиной художника — Бориса Михайловича Кустодиева. Узнаем новые термины, используемые в искусстве, а также вспомним устаревшие слова. В ходе беседы мы подготовимся к сочинению по картине.

  1. Работа по теме урока.

  1. Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.

Значительное место в нашей жизни занимают праздники. А какие у вас любимые праздники? Почему? Расскажите, как вы их празднуете в вашей семье.

Сегодня мы познакомимся с творчеством художника- Бориса Михайловича Кустодиева (1878 – 1927), который любил изображать всё яркое, праздничное. У него была даже любимая поговорка: «Будет и на нашей улице праздник». Как вы её понимаете? (Наступит время, когда всё наладится, когда всё будет хорошо) Перед нами некоторые из работ художника: «Купчиха за чаем», «Яблоневый сад», «Голубой сад».

Эти картины не могут оставить равнодушным никого благодаря особой атмосфере тепла, лёгкости и веселья.

Сам же художник, когда писал их, был очень болен. Но он превозмогал страдания, боль и продолжал работать.

Всё увиденное в детстве: в Астрахани на Волге – Борис Михайлович Кустодиев запомнил и запечатлел на своих картинах. Художник говорил: «Вот ягоды прячутся в траве, а как насобираешь их целое лукошко, тут и видно какие они яркие и красивые. Так и я собираю в картину, как в лукошко, самое лучшее и интересное из того, что увидел и запомнил, стараюсь передать эту радость».

  1. Беседа с учащимися по картине.

Сегодня мы с вами познакомимся с одной из самых праздничных картин художника – «Масленица».

  • Какие чувства вызывает у вас эта картина?(Когда смотришь на неё, кажется, что ты в сказке. Хочется самому сесть на санки и прокатиться с горы.)

  • Масленица-это весёлый праздник, символизирующий проводы зимы и наступление долгожданной весны. На масленицу (следует говорить не в масленицу, а на масленицу) веселились, ели блины с маслом, икрой, мёдом, катались на тройках, ходили смотреть балаганные представления. Сегодня тоже отмечают этот праздник, но уже не с таким размахом.

На картине балаган расположен чуть пониже горы, на которой растут берёзки. Слово «балаган» заимствовано из тюрского языка и в переводе означает «высокий дом». В балаганах показывали различные фокусы, продавались явства, скоморохи пытались удивить, рассмешить народ.

Масленица проходила перед Великим постом. Что такое пост? Верующие сорок дней перед Пасхой (большой церковный праздник) не должны есть ничего скоромного, т.е. мяса, молока, сливочного масла.

  • Что изображено на переднем плане картины?(Художник изобразил людей, сидящих в санях).

  • Каких разных, непохожих друг на друга коней изображает художник! У всех у них чёрная грива, но окрас их туловища различен. Какие же цвета использует художник? (Серые, тёмные, рыжие).

  • Говоря о тёмных лошадях , лучше сказать «гнедые», поскольку это слово означает «цвет огня, тёмно-рыжий». Рядом с серой лошадью чёрная, лучше сказать, вороная (как крыло у птицы ворона).

  • Бывают и буланые лошади (светло-жёлтого цвета), и серые в яблоках.

  • Что, кроме катания на лошадях, создаёт атмосферу праздника, весёлое настроение? (Девушки сидят на поваленном дереве и слушают песни гармониста. Около берёз ребятишки играют в снежки, кое-кто катается на санках. Даже собачки веселятся рядом с людьми. Около красивого балагана собралась целая толпа людей. Кто-то купил воздушные шары: красные и синие, а кто-то ест блины.)

  • Итак, мы убедились в том, что на картине всё изображено в движении.

  • Насколько соответствует одежда и окружающие вещи людей атмосфере праздника? (Люди в санях одеты ярко и красиво: на голове одной из женщин яркий платок с красными цветами. Женщина и мужчина, сидящие напротив друг друга, в шапках с бурым мехом. Одна из девушек накрыла ноги тёплой накидкой красного цвета.)

  • Теперь уже редко носят платки. Да и вместо перчаток, рукавиц, привычных нам сегодня, раньше женщины носили так называемые муфты из пушистого и тёплого меха.

  • Как одет извозчик? (На нём ярко-красная, с мехом шапка и тёмно-синий, подпоясанный кафтан. В сегодняшние дни такого уже не носят.)

  • Посмотрите, какие красочные сани на переднем плане, на них накидка, расшитая ярко-красными розами. Что ещё яркого, праздничного на картине? (Девушки рядом с гармонистом в ярких платках и разноцветных юбках: жёлтой, розовой, малиновой. Ярко-синим цветом расписан балаган.)

  • Как выглядит конская упряжь, состоящая из уздечки, дуги, саней, оглоблей? (Лошади на переднем плане запряжены в бледно-жёлтого цвета сани. Оглобли светло-зелёного цвета, уздечка золотистая, блестящая, как будто из камешков, а дуга белая, расписанная узорами

  • Какие архитектурные сооружения изображены на картине7 (Художник большое внимание уделил церквам. При их изображении он использовал в основном два цвета: синий, а точнее, сиреневый и насыщенно-розовый. Мы видим людей, спешащих на службу в церковь.)

  • На картине всё занесено снегом. Он повсюду: на деревьях, на домах, на церкви, под ногами. Посмотрите, какие узоры «придумал» снег для берёз: они стоят, словно в шубах, развесив свои запушенные снегом ветви. Какой существует фразеологизм, говорящий о снеге? («Белый как снег»)

  • Какого цвета снег на картине? ( Нежно-голубого, сиреневого, лилового, а кое-где и розоватого цвета,)

  • Почему? (Потому что светит яркое солнце.)

  • Какие цвета использует художник, чтобы показать едва ли не весеннее сказочное небо? (Всё небо в разноцветных разводах: лимонных, светло-зелёных, ярко-жёлтых, изумрудно-жёлтых, розовато-сиреневых, абрикосовых.)

  • Итак, на земле зима, а в небе уже властвует весна. Что, кроме ярких цветов, доказывает приближение весны? (На небе художник изобразил огромную стаю птиц. Они снова возвращаются в родные места из тёплых краёв после зимовки.)

  • Люди празднуют уход зимы и наступление долгожданной весны. Весна противопоставляется зиме. Такой приём в литературе называется антитеза. В основе антитезы лежит противопоставление.

  • Художник использовал очень много средств, чтобы рассказать о празднике. Этому способствовало особое внимание к движению, к действиям. Мы с вами уже говорили о том, что на картине движется всё: люди, птицы, тучи на небе.

  • Подберите глаголы, соответствующие действиям, изображённом на картине. (Катаются, скользят, бегут, толпятся, танцуют, поют, веселятся, играют, сидят, смеются, спускаются, удивляются.)

  1. Беседа по искусствоведческому тексту .

«В картине «Масленица» вытянутое по горизонтали полотно вмещает целую панораму города, открывающуюся с возвышенности.

На первом плане наперерез друг другу, «бразды пушистые взрывая», мчатся весёлые тройки. Далее, в глубине пейзажа, видны крохотные фигурки людей; в лощинке расположился праздничный базар, и вся площадка перед ним кишит людьми. Движение на картине разворачивается по диагонали, но, перекрещиваясь, центрирует композицию; в этом месте, въезжая на пригорок, немного притормозила свой разбег главная тройка, словно бы специально для того, чтобы зритель мог полюбоваться красотой её убранства.

В таких картинах создан собирательный образ Родины-России-во всей самобытности народа, обычаев, характерности пейзажа. Эти картины монументальны в неистощимом жизнелюбии, восхищении народным бытом. Композиция при всей её кажущейся жизненной непосредственности чётко и крепко построена.

В картинах, подобных «Масленице», Кустодиев воспел Русь, русскую землю».

  • О чём этот текст? (Этот текст о картине Б.М.Кустодиева «Масленица», о том движении, которое «несёт» в себе эта картина, о том собирательном образе Родины, который лежит в основе этого полотна.)

  • Что мы узнаём из первого абзаца? (В первом абзаце, состоящего всего из одного предложения, говорится о том, что картина «Масленица» вмещает в себя целую панораму города.)

  • Как связаны между собой первый и второй абзацы? (Во втором абзаце описывается панорама города, говорится о том, как на картине показано движение.,)

  • Чтобы ярче подчеркнуть процесс движения искусствовед цитирует поэтические строки. Кому они принадлежат? (Это строки написал А.С.Пушкин.)

  • Вы отметили очень важную деталь – движение. Остановимся на этом более подробно. Как вы понимаете последнее предложение этого абзаца? (Движение на картине становится одним из элементов композиции, поскольку на полотне оно развёртывается не только по диагонали, но и в центре.)

  • Таким образом, можно говорить о том, что во втором абзаце представлено описание действий. Попробуем это доказать. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол.)

А какие ещё части речи помогают выразить действия? (Причастие – признак по действию, деепричастие – добавочное действие, наречие – признак действия.)да, они тоже связаны с действием. Найдите и выпишите в столбик из второго абзаца все слова, которые создают образ движения на картине Б.Кустодиева «Масленица».

Мчатся

Видны

Расположился

Развёртывается

Перекрещиваясь

Въезжая

Притормозила

Разбег

  • Глаголы – это части речи, которые чаще всего встречаются в повествовании. Перед нами же описание, но особое – динамическое. Основная задача которого – показать движение, динамику, быструю смену движений. От повествования отличается оно ещё и тем, что глаголы в нём чаще всего употребляются в настоящем времени. Мы с вами в этом уже убедились.

  • Каким способом ( цепным или параллельным) связаны предложения в этом абзаце? (Цепным, потому что предложения словно образуют цепочку из смысловых слов.)

  • Какова основная мысль третьего абзаца? (Картина Кустодиева изображает собирательный образ Родины.)

  • Как следует понимать слово «собирательный»? (Совмещающий в себе черты многих явлений)

  • Какую же тему поднимает четвёртый, заключительный абзац? (Тему любви к Родине.)

  • Подберите синоним к выражению «любовь к Родине»? (Патриотизм.)

  • Как называют человека, преданно любящего свою Родину? (Патриот.)

  1. Итог урока.

  1. Домашнее задание(на выбор):

  1. описать картину Б.М.Кустодиева «Масленица», уделив особое внимание динамике движения; упражнение №296 с.135

  2. написать сочинение на тему: «Мой любимый праздник ( как вы празднуете свой любимый праздник, соблюдаете ли вы какие-либо традиции, за что вы любите именно этот праздник) или на тему: «Как я праздновал Масленицу» (рассказать о том, как отмечается Масленица в вашей семье.)

Урок по русскому языку в 7 «А» классе

На тему: «Сочинение по картине Б.М.Кустодиева «Масленица». Движение как элемент композиции».

Цели урока:

  • Познакомить учащихся работами художника – Бориса Михайловича Кустодиева, подробно рассмотреть картину «Масленица»;

  • Подготовить семиклассников к динамическому описанию действий по картине Б.М.Кустодиева «Масленица»;

  • Дать понятие о движении как элементе композиции;

  • Ввести в речь учащихся искусствоведческие термины: жанровая живопись, многоплановость, колорит, собирательный образ;

  • Активировать в речи учащихся устаревшие слова на тему «одежда»;

  • Подготовить к написанию сочинения по картине «Масленица».

Оборудование:

репродукции картин Б.М.Кустодиева «Масленица», «Купчиха за чаем», «Яблоневый сад», «Голубой домик»;

Искусствоведческий текст по картине «Масленица» Е.В.Журавлёвой.

Учебник – «Русский язык», 7 класс, М.,»Дрофа» 2007 — под редакцией М.М.Разумовской.

Учитель: Орлова А.В.

Источник: infourok.ru

Начало

Картина Кустодиева «Масленица» — одна их его работ, посвященных самому веселому празднику, который приходится на последнюю неделю перед началом Великого поста. Масленичная седмица, безудержное веселье стали сюжетом для картины, написанной в 1916 году. У самого художника в период работы над «Масленицей» настроение было не праздничное, давала о себе знать болезнь, полученная на фронтах Первой мировой войны.

Что изобразил художник?

Описание картины Кустодиева «Масленица» можно начать с того, что в верхней части полотна видно, как зима отступает: на небе облака, окрашенные в пастельный кремовый цвет, какой бывает в самом начале весны. В вышине — стая грачей, птицы прилетели и находятся в ожидании весеннего тепла. В центре картины расписные сани, запряженные парой лошадей. Возница в праздничной одежде и папахе с малиновым верхом натягивает вожжи, сзади него благочинно сидит молодая пара. В сани норовит сесть на ходу юнкер с подругой, они слева. Навстречу мчатся еще одни сани, поодаль две упряжки также стараются опередить друг друга. В левой части картины видны два возка, взлетающие на холм. Они стараются настичь упряжку, которая находится в центре картины.

Чуть поодаль детвора катается на санях с крутой горки, наслаждаясь последними снежными денечками. За горой раскинулся балаган, вокруг которого собрался народ в ожидании представления. Дома стоят заснеженные, церкви с колокольнями — в сплошном белом покрывале.

Сожжение чучела

Картина Кустодиева «Масленица» дышит атмосферой праздника. Внизу раскинулась ярмарка, мы как будто слышим веселый гомон: идет торговля. Гулянье в самом разгаре, однако, если внимательно присмотреться, на картине видны неуловимые признаки наступления вечера. Вскоре птицы исчезнут, сани разъедутся, люди пойдут по домам. На следующий день праздник вновь вернется в город, затем еще раз. И так всю неделю, пока не наступит время главного ритуала – сожжения чучела Зимы. Описание картины Кустодиева «Масленица» можно закончить поклоном в честь талантливого художника, сумевшего мастерски передать всю сущность одного из самых грандиозных русских праздников. Полотно находится в Русском музее в Петербурге.

Кустодиев, «Масленица» (1919): описание картины

Спустя три года Кустодиев вновь возвращается к теме масленичного гуляния. На этот раз действие разворачивается на площади небольшого провинциального городка. В лучах зимнего солнца, склоняющегося к закату, праздник в самом разгаре. Проносится тройка лошадей, запряженная в небольшой возок на полозьях. Степенный коренной жеребец старается сдерживать резвых пристяжных – да куда там! Молодые кони несут легкие сани, а кучер их понукает кнутом. В санях трое: дама в белом песцовом полушубке, рядом с ней — подруга в лисьей шубе и напротив них ухажер, который, видимо, и организовал веселую поездку.

Картина Кустодиева «Масленица» передает дух купеческой провинциальности. В стороне от проезжей части сошлись двое, у них общие интересы. Жены чуть поодаль, говорят о своем. По другую сторону дороги — аттракционы, карусель и другие развлечения. Там же стоит цирк шапито. Пьеро и Арлекин на балконе зазывают публику. Цирк изображен под вывеской «Театръ». Люди толпятся у входа, те, кто уже побывал на представлении, не спешат уходить, остальные ждут своей очереди.

Много шуму наделало полотно, которое создал Кустодиев, — «Масленица» (1919). Описание картины критиками было неоднозначно. Особенно потрясло появление шедевра художников Москвы и Петербурга. Но каждый из них признавал, что хотел бы быть на месте Бориса Кустодиева. Всеобщее признание оказало неоценимую моральную поддержку больному художнику, который в последние годы был прикован к инвалидной коляске. И Борис Кустодиев начал работу над третьим полотном, посвященным русскому празднику.

Тройка буланых

Картина Кустодиева «Масленица», написанная в 1920 году, стала третьей и последней по счету работой художника на тему русских гуляний. Многофигурные композиции размещены в центре и по краям картины. Передний план художник отдал детям, катающимся с горки. Полотно немного отдает народным лубочным искусством, но это его не портит. И вновь по центру картины проносятся сани, запряженные тройкой буланых лошадей. И коренник, и пристяжные готовы мчаться во весь опор, но ямщик не дает: вокруг гуляют люди. В санях сидит дородная купчиха, рядом — тщедушный купец. Для них масленица только началась, весь день — катание на тройке, потом на карусели, после аттракционов — представление в театре, а вечером — к столу с блинами и красной икрой. Все это домысливается при взгляде на шедевр Кустодиева, третий по счету на тему масленицы.

«Осень»

Состояние здоровья художника все ухудшалось. Он, как мог, сопротивлялся болезни, но недуг оказался сильнее. В конце жизни Борис Кустодиев вынужден был писать картины, лежа в постели. Знаменитую «Русскую Венеру» он заканчивал с огромным трудом, проработав несколько минут, отдыхал два-три часа. Упорство художника было вознаграждено, картина признана шедевром мирового уровня. Полотно под названием «Осень» Кустодиев многократно откладывал, но, чувствуя скорую кончину, все же постарался закончить работу.

Оттенки и полутона

Первая репродукция картины Кустодиева «Масленица» была сделана в 1928 году, уже после смерти художника. Мастер использовал технику гравировального станка по методу многоцветного копирования. Результат был далек от оригинала, поскольку гравюра передает только основные цвета, а полутона отобразить не может. Картины Кустодиева богаты именно оттенками. «Масленица» — картина художника Кустодиева — завораживает тонкой игрой голубовато-серых полутонов. Снежные сугробы и шапки на ветвях деревьев в преддверии наступления весны, заснеженная равнина служат фоном для сюжетного наполнения картины.

Кустодиев и Суриков

Еще один русский художник, виртуозно владевший техникой изображения снежного покрова, — это Василий Суриков. Его неповторимые работы — «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», «Взятие снежного городка» — были бы невозможны без снежного фона. Но все же самым искусным мастером изображения белого покрова считается Борис Михайлович Кустодиев. Картина «Масленица» в трех вариантах — тому подтверждение.

Источник: fb.ru