Ф. Васильев «Мокрый луг»

Художник: Фёдор Александрович Васильев
Название картины: «Мокрый луг»
Картина написана: 1872 г.
Холст, масло.
Размер: 70 × 114 см

Жизнь этого мальчишки, прожившего на свете 22 года, поражает и поистине феноменальна. Но стоит ли называть мальчишкой Ф. Васильева, сбежавшего с тепленького местечка в почтовой службы в Петербург, где начал учится в Рисовальной школе, попутно подрабатывая реставратором? Сказать, что он «с детства проявлял интерес» к рисованию – ничего не сказать. Он появился на художественном Олимпе России внезапно. Восемнадцатилетнего самоучку выставляли наравне с Крамским, Шишкиным и Репиными, называли «чудо-мальчиком», весельчаком и насмешником, говорили о том, что он родился в рубашке. Поразительно? Еще больше поражает то, что за пару лет он стал находиться на том профессиональном уровне, которого многие достигали годами. Начали ходить различные мистические слухи о его таланте, но они не подкреплялись фактами. Среди родственников молодого художника позже появился и сам Шишкин, за которого вышла замуж его сестра.


Если посмотреть на портреты молодого щеголя, никто бы и не сказал, что по ночам он работает в реставраторской мастерской. Руки, обтянутые лимонными перчатками, цилиндр на коротких волосах, постоянное присутствие на гуляниях и выставках, остроты и звонкий заразительный смех привлекали к себе молоденьких барышень всех социальных слоев. Но никто из них не знал, что живет Васильев в убогой комнате, напоминающей клетку, и рисует пейзажи, которые могут отогреть даже самое черствое сердце, ведь наполнены искренним чувством, простотой и поэзией.

Зимой 1870 года живописец заболел воспалением легких, которое впоследствии обострилось до туберкулеза. Врачи единогласно рекомендовали Васильеву морской воздух, и он отправился в Ялту. Там и появилось полотно «Мокрый луг», написанное по памяти. На конкурсе картина завоевала 2 место, а художник признался, что основой стали эскизы, сделанные ранее в разных местах.

Здесь нет монументальных изображений, насыщенных красок – васильевская концепция живописи состоит как раз в освобождении ее от условностей и приемов. Все это нашло все воплощение в мокром лугу, только-только омытом дождем, небольших деревьях в правой части картины, гладкой заводи, с берегов которой виден косогор.

Казалось, время на картине остановилось, но она не статична. Тучи убегают вдаль, а деревья гнутся от ветра. Вода, на первый взгляд кажется гладкой, но если присмотреться, то по ней бежит легкая рябь. Это противостояние стихий не агрессивное, но довольно четко прослеживается в небе, которое становится самостоятельным персонажем холста.


Пусть гроза уже минула, но небо уже живет своей жизнью. На нем неторопливо ползут облака, и, кажется, что вдалеке слышатся громовые раскаты. Если вы увидите это полотно в Третьяковке, то непременно увидите, что оно живет в своем мире. Его голубые и белые чистые облака будто вступают в борьбу со зловещими тучами вдалеке, отправляющими потоки дождя на землю.

О небе на картинах Васильева можно говорить много, ведь чаще всего таким способом выражается мировоззрение художника. Вода отражает просвет облаков, который играет бликами и по траве, уничтожая мрачные тени от грозы.

Небо с грозовыми тучами напоминает северное, настолько низко оно расположено по отношению к земле. Художник пишет его по памяти – поэтому переплелись суровые темные краски и жизнерадостность средней полосы России. Небеса разделяются на две части, два мира. Один из них светлый, который ждет солнце, вступающее в свои права. Второй – мрачный, с господствующими черными тучами. Насыщенно-голубые краски переплетаются с черными таким образом, что довольно сложно понять, где начинается один мир и заканчивается другой.

«Мирской» мокрый луг прост. Его зеленые краски нарисованы мягкими линиями, а умытый цвет изумрудной травы завораживает своей жизненной силой. На картине очень много деталей: коряги возле заводи, травы, холмы, деревья, покрытые дымкой, тропинка, которую практически не видно. Все эти непостижимые, на первый взгляд, мелочи, переплетены друг с другом и вы можете лишь увидеть только при очень внимательном рассмотрении холста.


Эта картина потрясает своей простотой, которая кажется самым прекрасным из всего, что вы когда-либо видели. Мотивы «Мокрого луга» привычны для каждого человека, ведь в родной местности найдется такой же уголок.

Пара деревьев с развесистыми ветвями на фоне низины, сизая дымка леса, скрытая за горизонтом, навеивают ощущение чего-то близкого и родного. Вдоль низины изображен косогор, а в центре картины – заводь с зелено-голубой водой и тонкими берегами табачно-коричневого оттенка. Это вся композиция полотна. Она простая и непринужденная, но произведение называют монументальным и продуманным до мельчайших подробностей. К центру композиции стекаются очертания косогора, заводь, тропинки. Зрительный центр, на который сразу обращается внимание – это два дерева в правой стороне. Такое смещение смягчает статичность картины и делает ее похожей за замедленный кадр видеосъемки.

Тем не менее, каждый, кто увидел этот пейзаж, непременно почувствует, сколько эмоций и сил вложил в него художник, искавший гармоничность и чистоту природы, которую вспоминал в Ялте.

В этой картине мы почти слышим грустный лирический мотив приближающейся смерти. Кажется, что борьба грозовых туч символизирует желание молодого человека жить, а вот умиротворенный «нижний» мир, наоборот, отсылает нас к грустному успокоению, или даже, умиротворению.


Посмотрите на «Мокрый луг» еще раз – вы увидите объем и пространство почти космического уровня, услышите чистые и свежие ароматы умытого грозой мира, а кроме этого вдохнете полной грудью влагу, живительную и необходимую.

Эту картину критики и современники Васильева не зря назвали «лебединой песнью» молодого художника. Пусть при жизни тратил гонорары на безделушки для матери и сестер, вел довольно праздный образ жизни и был обласканным «Морнинг пост» и российской богемой, мы никогда не узнаем, что творилось у него в душе.

…Васильеву, как известно, на выставке в Академии искусств присудили вторую премию, первую отдали признанному мэтру Шишкину, но именно «чудо-мальчик» был первым художником, который показал нам небо.

Источник: 5sec.info

The circumstances of the appearance of the painting «the Wet meadow»

The time from December 1871 to February 1872-th years, when he wrote «Wet meadow,» the first winter Vasiliev in the Crimea. The artist, who has been diagnosed with tuberculosis of the larynx, lives here without a break, bound medical regulations and restrictions, but to fall in love with Crimea – does not work. The nature of the Crimea Vasiliev seems deliberately dramatic, the colors – too much contrast, shape – too sharp.
initially writes the Crimean landscapes by reservation only, for a living, but he is weary of this work, desperately longing for nature in Central Russia and its understated beauty. Ivan Kramskoy, his close friend, Vasiliev writes from the Crimea elegiac letters, where, among other things, talks about his love for the swamp…: «On swamp, swamp! If you knew how painful the heart of the heavy feeling. Well, if again not I’ll be able to breathe this open air, this vital force awakening over the steaming water in the morning? Because I’ll take all of you to take it. I, as an artist, will lose more than half!»

Archaeology in response to the reports a friend: the Society for the promotion of the arts, which subsidized the stay Vasiliev in the Crimea, soon to be a regular event. Will not send Vasilyev something for the contest. And Vasiliev in memory a landscape he calls his «morning above the swampy place» – far from the Crimean natural realities, but familiar to him in the estate of Znamenskoye near Tver, and the village of Hotani Sumy County Kharkov province, where the artist had to stay with count Stroganov – patron and a great fan of extraordinary talent Vasiliev. It goes through and revises his sketches and drawings made in Hotini, all of these as expressed Repin «the lovely two in the sand» but the idea itself Vasiliev – not intimate, not at all. The reason they work there, scale, space and air, impressive razorcoast space (the «space» which Vasilyev recalled in a letter to Kramskoy).

Picture-nostalgia


Later will be called «Wet meadow». It is in the full sense of the painting is a nostalgic, picture-memory, pattern – recognition in love to what may never see.

One of the most damaging moments – that Vasilyev wrote it without nature, almost entirely relying on their amazingly tenacious memory, which, once grabbed, kept and preserved the smallest details, just as you remember and carry by through all life features and characteristics of a loved person. The memory did not disappoint, reviving in this picture impressions Vasileva from so they appreciate the «Northern» (this definition, of course, conditional – in contrast to «southern» Crimean) landscape. The juxtaposition of not obviously, but it’s there in the subtext: Vasiliev depicts not what he sees in the here and now, and what he remembers. Instead of the boundless sea – a tiny pond, not a swamp, not the lake. Instead of sun-scorched Crimean steppes – «bold» from the moisture of meadow grasses. Instead peaked cypresses of the Yalta who every day face the eyes Vasiliev in the Crimea, – a rounded crown of acacia or other deciduous tree.

Impulsive and temperamental, Ilya Repin, another senior comrade Fyodor Vasilyev, his ability to depict the plant world has led to a complete delight: «How does it feel plastic every leaf, stem! So they had turned around, turning in different directions, and right angle on the viewer. What a rich memory Vasilyev on all of these even the smallest details! And then, because he always summarizes the picture to a Grand experience».


Landscapes Vasilyev Kramskoy called «subjective». Indeed, and Wet meadow, with all his skilful technique and precision of drawing, is not really that extremely detailed, almost photographic «objectivity» of the Frankfurt school, which we meet at Shishkin (older friend and mentor Vasiliev, who married to his own sister Eugenia). «The poetry of his perception of nature is in some contradiction with prosaism and sobriety, which was quite acceptable for Shishkin»– writes the art historian Alexei Fedorov-Davydov. The landscape Vasiliev much more lyrics, emotions (and not static but moving from quiet sadness to the solemn rapture), emotional beginning.

«He opened the living sky…»

Typically, the memory tends to idealize, but in the landscape «Wet meadow,» no idyllic tranquility. Its composition is based on the contrast between rest and movement, between the frozen surface of a small pond, the ground, weighted with napisavshij its waters, hushed in wind plants – and dynamically changing, moving sky. Billowy clouds with subtly designed colour transitions will then call a special admiration. The sky in General, very often in landscapes Vasiliev, «the main character» and even the spokesman of a certain moral philosophy: interpreting the «Wet meadow», it is often said that the theme for it «enlightenment is the highest light on all the dark, stagnant, not awakened in nature» (this definition find on the website of the Tretyakov gallery).
d Nikolay GE, the artist of the older generation, spoke about the innovation Vasileva the image of the sky: «Young, strong, only five years lived as an artist who has reached enormous height… he opened the living sky, he discovered a wet, light, driving heaven and the charms of the landscape, which he expressed in one hundred of his paintings…».

As has been the fate of the landscape «Wet meadow»

The rumors about the painting before it was finished. After last year the heir to the throne, the future Emperor Alexander III ordered to Anichkov Palace, a copy of a painting 20-year-old Vasiliev «The thaw» his novih work and waited – and waited impatiently. On the «Wet meadow» in absentia «laid eyes» cousin of Alexander III, the great Duke Nikolai Konstantinovich – an outstanding personality, he was the first among the Romanovs, who graduated from own initiative high school (Academy of the General staff), traveled extensively and was a passionate collector of Western European painting. The fate of Nicholas Roerich will develop extraordinary: after just a couple of years, in the spring of 1874, the family will accuse him of stealing three diamonds from the salary of the icon, family heirlooms, a gift for the mistress – to the American dancer Fanny Lear; in the court of the Grand Duke lied, swore on the Bible he was not guilty, although all evidence was against him.
e Romanovs publicly declare him mad, to be disinherited and banned the mention of his name, and the Nicholas Roerich will always send without the right to return to Uzbekistan. However, there it will not disappear: getting married, will live up to the October revolution (dies only in 1918) becomes the founder of several businesses, and his collection of five hundred items of art will enrich the Tashkent Museum of fine arts. But only pictures of Wet meadow, which in 1872, the year wanted Nicholas, there won’t be, because to compete with the Grand Duke for Vasil masterpiece will be Pavel Tretyakov.

Funds allocated Fedor Vasilyev on living in the Crimea Society for the encouragement of artists, strongly enough. For the first year he several times refers in letters to Pavel Tretyakov asking for money: «My situation is most difficult, the most hopeless. I am alone in a strange city, without money and sick. I need 700 rubles…» Tretyakov sends money for future paintings, and again, and again… He is generous, but prudent generous: «Bless you, dear friend, be of good cheer! Who will pogvorit his youth, in his old age is stronger!.. Your faithful P. Tretyakov». Feeling blessed and beholden to, the artist promises a Ghost that only he would have the inalienable right to be the first to view and choose Vasil pictures. Such offers do not refuse. Tretyakov and begins to gently but firmly set the terms. For example, requests Feodor Vasilyev before send «Wet meadow» in Petersburg the exhibition, send a picture of him to Moscow for a preliminary meeting.


We don’t know what motivated at that moment Fyodor Vasilyev, but this condition he violated. At the end of February 1872, the year, contrary to the request of the Tretyakov, it sends the «Wet meadow» in Petersburg – Kramskoy. However, the exhibition contest, he still loses, occupying only the second place: the first will give the picture Shishkin «Sosnovy Bor. Mast timber in Vyatka province».

Knowing that Wet meadow is about to go out of his hands, persistent Tretyakov specially went to St. Petersburg. Shishkin «Pine forest» it is already without any obstacles bought before the opening of the contest, and here for the painting Vasiliev intends to compete. Knowing that the main contender for her great Prince, Tretyakov appoint immediately a considerable sum of a thousand rubles, and Wet meadow. Now it is the property of the Tretyakov gallery.

«The first opinion is not in favor of force – wrote Fyodor Vasilyev, getting Wet meadow, about his controversial first impression of the picture archaeology. – It seemed a little easy, and not that of watercolor, and like perekonna. But it was one moment… the rest of it right to the extent said clear that You thought and felt that very moment, nature would not say anything more… This picture told me more Your diary».

Author: Anna Yesterday

Источник: artchive.ru

Ф.А. Васильев — художник, чье замечательное творчество завораживают. Когда смотришь на его картины, нельзя оторваться. Всматриваешься в каждую деталь и самое главное, видишь знакомые пейзажи, ведь чаще всего автор полотен изображал именно русскую природу. Такой картиной является и полотно Мокрый луг Васильева. По ней мы и напишем сочинение — описание за 8 класс.

Описание картины Мокрый луг

Сочинение по картине Васильева Мокрый луг напишу с удовольствием, ведь мне есть что сказать. Когда я увидела репродукцию, сразу появилось множество эмоций. Работа впечатлила и поразила мое воображение, заставила задуматься о жизни. Не знаю кто и что видит на картине, но я, прежде всего, увидела борьбу природы с непогодой. Как будто художник своей работой учит нас противостоять невзгодам, трудностям, что встречаются на пути.

Картина Васильева Мокрый луг

Вот казалось бы, только недавно была гроза, возможно дул сильный ветер. Тучи до сих пор бурлят, кипят, чернеют вдали, нависая над лесом. Но уже на переднем плане пробивается солнышко, небо светлеет, говоря о том, что стихия не вернется, несмотря на то, что вдали еще идет дождь.

Что же оставил после себя ливень?
Ливень прошел, небо перестало громыхать и извергать молнии, природа погрузилась в тишину, только слегка дует ветер. Перед нами остался лишь мокрый луг, силуэты нескольких деревьев, и вода в виде огромной лужи в центре, которая осталась после дождя. На картине солнца не видно, но автор изображает солнечный свет, к тому же мы видим отражение пробивающегося из-за туч солнца в воде. Еще чуть-чуть и оно появится над мокрым лугом и согреет побитую дождем траву и полевые цветы.

На своем полотне художник изображает множество мелких деталей, но все они слились воедино, создавая цельность и естественность. Картина прекрасна, как и прекрасна русская природа, которую так мастерски изобразил Васильев на холсте.


Источник: sochinyshka.ru

Сочинение-описание картины Васильева Мокрый луг

Изучая русскую живопись, я столкнулась с большим количеством талантливых художников. У каждого судьба складывалась по-разному, кто-то прожил довольно длинный жизненный путь, а кто-то прошел его совсем мало. В этот раз я наткнулась на превосходного художника Федора Александровича Васильева. Знакомясь с его биографией, я узнала, что он прожил всего лишь 23 года. К большему сожалению болезнь одолела его. Но даже за такой короткий промежуток времени, он успел сотворить превосходные шедевры искусства.

Картина «Мокрый луг», одно из наилучших произведений Васильева. В 1871 году, художник находился в Крыму на лечение. Федор Александрович очень тосковал о родных краях. В тот момент он решает написать данную картину.

На холсте изображен момент смены погоды. Переход от грозы к солнечным лучам. Картина визуально разделяется на две части. С левой стороны небо более светлое, но все еще мрачное, а с правой, небо темное, местами темное синее. Это грозовые тучи, которые уходят вдаль. Небольшие полосы по небу, это дождь. Автор уделил именно ей большую часть картины.

Чуть ниже Васильев изобразил широкий зеленый луг. Дождь только прошел, трава и земля впитала в себя всю воду. Вспомните, какой прекрасный и свежий воздух после летнего дождя. А какой чистый и легкий воздух в том месте, которое изобразил художник. Хочется в этот момент разуться и пробежаться босыми ногами по траве, собираю капли росы. Но, к сожалению, это картина, а не реальность.

На самом горизонте изображены высокие пушистые деревья. Они темно-зеленого цвета. Деревья только по правую сторону картины. В самом центре раскинулось не большое озеро. Оно как зеркало, отражает в себе лучи солнца, которые пробиваются сквозь тучи.

Присмотритесь, как автор играет с тенями. У самого края картины, трава и луговые цветы одаренные солнцем, а чуть дальше тучи не дают ему пробраться.

Сама картина напомнила мне моменты из моего прекрасного детства, которое я провела в деревни. Я видела такие луга, и знаю, как прекрасно очутится в тот момент, когда только-только прошел дождь, и ты полной грудью вдыхаешь эти ароматы. Ароматы свежего воздуха и луговых цветов. Где-то вдалеке слышны раскаты грома и даже можно увидеть грозу. Это незабываемые воспоминания из детства, которые уже не вернуть.

8 класс, 5 класс

Описание настроения картины Васильев — Мокрый луг

Чувства картины Васильев - Мокрый луг

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце 9 класс

    Виктор Григорьевич Цыплаков – живописец, художник, широко известный своими трудами. Известно, что уроки мастерства он брал у великих людей таких, как Герасимов или же Шегаль

  • Сочинение по картине Широкова Друзья 7 класс

    На данной картине в центральной части мы видим сидящего мальчика с собакой. Они очень композиционно и равноценно написаны. Мальчик одет в серые брюки, сандалии и в синюю футболку.

  • Сочинение по картине Толстого Цветы, фрукты, птица 5 класс

    На золотистом фоне полотна изображена красивая прозрачная стеклянная ваза, необычной дутой формы. В ней находятся цветы белых и розовых оттенков, наверное, перед написанием картины, художник принес их из сада

  • Сочинение по картине Подвиг молодого киевлянина Иванова 5 класс

    Данная картина написана талантливым живописцем Ивановым Андреем Ивановичем. Творец писал картину, основываясь на древние летописи Нестора, о важных событиях которые происходили в 968 году

  • Сочинение по картине Лутфуллина Три женщины

    В сердце каждого человека, всегда найдется место для памяти и любви, к своей малой родине и в каком далеком краю мы бы не были, но всплывшие в памяти образы родного дома всегда вызывают трепетные чувства