В центре картины внимание зрителей привлекает одинокая береза с ярко-золотой кроной, стоящая на правом берегу реки. Слева от нее располагается березовая роща.

За рощей вдали виднеется сочное, ярко-зеленое поле и крестьянские постройки с темно-коричневыми крышами. За деревней мы снова видим пышный лес с желтыми и зелеными кронами.

Основными цветами на полотне являются желтый, зеленый и синий. Сине-голубые тона неба и речки выступают на контрасте с оранжево-желтой листвой и зеленью поля.

Композиция картины «Золотая осень» отличается чувством ритма и музыкальной выразительностью. Элементы картины размещены в своем особом порядке и количестве, например, березки на переднем и дальнем планах. Все это придает особую прелесть и очарование картине.

Вообще Исаак Левитан трепетно любил русскую осень и ее осенние пейзажи:

«…осень для него пора бодрости, прилива сил, буйства красок и больших надежд.В двух картинах, носящих одно название «Золотая осень», Левитан передал все, что накопил, живя возле реки и озера, когда постепенно на его глазах листья берез, кленов, осин озарялись красками своего заката.» (С. Пророкова, книга «Левитан»)


Интересно, что Левитан не был полностью доволен своей картиной. Он говорил про «Золотую осень», что она «грубая» (год спустя художник написал другую картину с тем же названием).
«Золотая осень» Левитана несет в себе нотки нежной грусти и печали о прошедшем лете. Но при этом вселяет надежду, что снова настанет весна и природа оживет. Картина наполняет нас бодростью и желанием жить.

Приведем описание картины «Золотая осень» из книги С. С. Вермеля «И. И. Левитан и его творчество»:

«…«Золотая осень». Сколько нежной грусти в этих березах, как золотом, усыпанных пожелтевшими листьями, как печально говорят они о том, что «как ни хороши, как ни свежи розы», а все ж они должны завянуть и погибнуть, что все молодое старится, а все старое гибнет и умирает. Но вы чувствуете вместе с тем, что опадут и эти листья, холод и снег покроют деревья, но придет весна, опять зазеленеют они и опять будут глядеться в зеркальную поверхность ручейка… Грустно, но небезнадежно, не безотрадно… Недаром Левитан почти не писал зимних пейзажей. Зима — этот символ смерти и застоя— не находила сочувствия в его сердце.» («И. И. Левитан и его творчество», автор С. С. Вермель, 1902 г.)


Не менее интересно описание картины «Золотая осень» из книги В. Петрова «Исаак Левитан»:

«Ощущение жизненной полноты, свежести чувств в солнечный осенний день создается во многом благодаря «бурлению» краски в изображении червонного золота листвы и смелому, энергичному письму синего неба, яркой зелени озимей и темной сини реки, на фоне которой вспыхивают покрасневшие листья боярышника. По своей повышенной чувственной напряженности и сгущенности в восприятии природы эта картина представляется даже не вполне «левитановской», ибо подобный типа мироощущения был характерен для несколько более молодых мастеров — пейзажиста Станислава Жуковского и писателя Ивана Бунина.» (В. Петров, «Исаак Левитан», изд-во «Белый город», 2000 г.)

Источник: www.literaturus.ru

levitan (700x469, 152Kb)
Золотая осень. И. Левитан, 1895 год.

Сегодня «Золотая осень» считается вершиной мастерства Исаака Левитана, а во времена создания картины к живописцу относились довольно предвзято и упрекали в желании писать пейзажи. Мол, негоже еврейскому художнику браться за дело исконно русских мастеров. Тем не менее, пейзажи, написанные Левитаном, занимают первые места в «золотом фоне» русской живописи.



Isaac_Levitan (517x700, 51Kb)
Исаак Левитан. Автопортрет (1880)

Исаак Ильич Левитан (1860 — 1900 г) родился в образованной обедневшей еврейской семье в 1860 году. В 1870-м отец Илья Левитан принял решение перебираться в Москву, чтобы хоть как-то спастись от нужды. Старший брат Исаака Авель поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а через 2 года к нему присоединился младший 13-летний брат. Еще через пару лет умирает мать будущего художника, а больной отец вынужден покинуть работу и зарабатывать на жизнь репетиторством.

Постоянные финансовые трудности семьи побудили руководство училища несколько раз оказать братьям Левитанам материальную помощь «за отличные успехи». В конце концов, их и вовсе освободили от платы за обучение.

levitan2 (700x441, 170Kb)
Серый день. И. Левинтан, 1890-е гг.

Успехи в живописи у Исаака Левитана действительно были. Как вспоминал его современник: «Левитану давалось всё легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой». Особенно удавались пейзажи.


Весной 1888 года Левитан вместе с друзьями-художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка Плёс. Они решили задержаться и пожить там некоторое время. В итоге Левитан провёл в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888—1890). В конце 1880-х — начале 1890-х годов Левитан возглавлял пейзажный класс в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста.

Около 200 работ, выполненных им за три лета в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс стал очень популярен у пейзажистов.

В 1892 году Левитан как «лицо иудейского вероисповедания» был вынужден покинуть Москву и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться.

levitan (700x469, 152Kb)
Золотая осень. И. Левитан, 1895 год.

Одной из самых известных картин Исаака Левитана является «Золотая осень», написанная в 1895 года. Она принадлежит к так называемой «мажорной серии» художника. Советский искусствовед Алексей Федоров-Давыдов отзывался об этом полотне так: «Золотая осень» поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы».


Сам же Левитан скептически отзывался о своем полотне, называя его грубым. В тот период он страдал от приступов меланхолии. В XIX веке под этим понятием подразумевалось психическое расстройство, депрессия. К тому же в Левитана было больное сердце.

Levitan (700x468, 91Kb)
Картины «Золотая осень» в 2010 году в Государственной Третьяковской галерее.

Когда же картину представили общественности, ее приобрел Павел Третьяков. Левитан был безмерно счастлив. Пока полотно не передали в Третьяковскую галерею, его позволили экспонировать на выставке передвижников в разных городах России. В Харькове с картиной случилось несчастье: с одного из калориферов упал медный козырек и прорвал холст. Сегодня рана заделана и невооруженным взглядом ее не обнаружить.
Источник

Пейзаж левитана золотая осень

Пейзаж левитана золотая осень Пейзаж левитана золотая осень

Спасибо за ваши комментарии!

Серия сообщений «история шедевров: картины»:
Часть 1 — История одного шедевра | "Менины" испанского художника Веласкеса.
Часть 2 — История одного шедевра: "Портрет четы Арнольфини" художника Яна ван Эйка.

Часть 22 — История шедевра: "Добрый дедушка" — художник Касаткин.
Часть 23 — История шедевра: Перед венцом — Художник Фирс Журавлёв.
Часть 24 — История шедевра: "Золотая осень" Левитана.
Часть 25 — История шедевра: "Осеннее утро" — Григорий Мясоедов.
Часть 26 — Описание картины: "Возвращение из города" — Корзухин А.И.

Часть 30 — История шедевра: "Иван-царевич на Сером Волке". Художник Виктор Васнецов.
Часть 31 — Софи Лорен и Никас Сафронов: Роман в картинах длиной 30 лет.
Часть 32 — О чём рассказывает стихотворение-экскурсия, которое художник Федотов написал к своей картине "Сватовство майора".


Источник: www.liveinternet.ru

Levitan-Isaak-zolotaya-osen

На переднем плане картины «Золотая осень», которая принадлежит кисти великого русского художника Исаака Левитана, изображена река тихая и спокойная, с зеркально чистой гладью. Она течет почти бесшумно и едва заметно. Эта небольшая речушка настолько прозрачна, что в ней отражается заглянувший в нее с берега кустик с красными листьями. Слева от реки раскинулась рощица белоствольных берез в своем красно-желтом пылающем одеянии. Под красавицами – березками пожухлая рыжая травка образовала разноцветный ковер. Справа от реки художник изобразил небольшую дубовую рощицу, одетую в светло-коричневый наряд.

Вдалеке, за плотной стеной огненных деревьев, на пригорке, виднеется деревушка – всего несколько маленьких хаток. Перед ней расстилается зеленое поле – это ростки озимых, превратившее его в сочный зеленый коврик. А в вышине в светло-голубом небе плывут гонимые легким ветерком белые облака.

Вся картина «Золотая осень» написана мягкими, светлыми красками и заряжает нас бодростью в этот погожий денек. Это праздник золота и синевы. И немного грустно от того, что кончится праздник, вслед за ним придет увяданье, черно-белый зимний сон. Но глубоко внутри живет радостная уверенность, что впереди снова нас ждет зелень и бесконечная голубизна неба, потому что природа вечно живет и всегда прекрасна.


Год написания картины: 1895.

Размеры картины: 82 x 126 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: пейзаж.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Источник: opisanie-kartin.ru