1. Когда и как индейцы попали в Америку

Существует две основные точки зрения. Согласно первой (так называемая «короткая хронология»), люди пришли  В то время уровень моря был на 130 метров ниже современного, кроме того, зимой по льду пролив было нетрудно перейти пешком.  в Америку около 14–16 тысяч лет назад. По второй — люди заселили Новый Свет гораздо раньше, от 50 до 20 ты­сяч лет назад («длинная хронология»). Ответ на вопрос «Как?» куда более опре­деленный: древние предки индейцев пришли из Сибири через Берингов про­лив, а дальше шли на юг — или по западному побережью Америки, или по цен­тральной части материка через свободное от льдов пространство между Лав­рентийским ледяным щитом и ледниками Береговых хребтов в Канаде.


ро­чем, вне зависимости от того, как именно двигались первые жители Америки, следы их раннего присутствия либо оказались глубоко под водой из-за повы­шения уровня моря (если они шли вдоль тихоокеанского побережья), либо разрушены действиями ледников (если люди шли по центральной части ма­терика). Поэтому самые ранние археологические находки обнаруживаются не в Берингии  Берингия — биогеографическая область, связывающая Северо-Восточную Азию и северо-западную часть Северной Америки., а гораздо южнее — например, в Техасе, на севере Мексики, на юге Чили. 

2. Отличались ли индейцы на востоке США от индейцев на западе

Аборигены северной америки
Вождь тимукуа. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 годBrevis narratio eorum quae in Florida Americae provincia Gallis acciderunt / book-graphics.blogspot.com

Выделяется около десяти культурных типов индейцев Северной Америки  Арктика (эскимосы, алеуты), Субарктика, Калифорния (чумаши, вашо), северо-восток США (Вудленд), Большой бассейн, Плато, северо-западное побережье, Великие равнины, юго-восток США, юго-запад США..


к, индейцы, населявшие Калифорнию (например, мивоки или кламат), были охот­никами, рыболовами и занимались собирательством. Жители юго-запада США — шошоны, зуни и хопи — относятся к так называемым культурам пуэбло: они были земледельцами и выращивали кукурузу, фасоль и тыкву. Про индейцев востока США, а особенно юго-востока, известно значительно меньше, поскольку большинство индейских племен вымерли с приходом европейцев. Например, до XVIII века во Флориде жил народ тимукуа, отли­чавшийся богатством татуировок. Быт этих людей зафиксирован в рисунках Жака Ле Муана, который посетил Флориду в 1564–1565 годах и стал первым европейским художником, изобразившим коренных американцев.

3. Где и как жили индейцы

В вигвамах — стационарных жилищах из веток и шкур животных в форме купола — жили индейцы лесной зоны на севере и северо-востоке Америки, тогда как индейцы пуэбло традиционно строили глинобитные дома. Слово «вигвам» происходит из одного из алгонкинских языков  Алгонкинские языки — группа алгских язы­ков, одной из крупнейших языковых семей. На алгонкинских языках говорят около 190 тысяч человек на востоке и в централь­ной части Канады, а также на северо-восточ­ном побережье США, в частности индейцы кри и оджибве.


nbsp;в переводе озна­чает что-то вроде «дом». Строились вигвамы из веток, которые связывались между собой, образуя конструкцию, которая сверху покрывалась корой или шкурами. Интересным вариантом этого индейского жилища являются так называемые длинные дома, в которых жили ирокезы  Ирокезы — группа племен общей числен­но­стью около 120 тысяч человек, живу­щих в США и Канаде. . Они делались из де­рева, а длина их могла превышать 20 метров: в одном таком доме жили сразу несколько семей, члены которых приходились друг другу родственниками.

У многих индейских племен, например у оджибве, существовала специальная паровая баня — так называемый «вигвам потения». Это было отдельное стро­ение, как нетрудно догадаться, для мытья. Впрочем, мылись индейцы не слиш­ком часто — как правило, несколько раз в месяц — и использовали паровую баню не столько для того, чтобы стать чище, сколько как лечебное средство. Счита­лось, что баня помогает при болезнях, если же чувствуешь себя хорошо, можно обойтись без мытья. 

4. Что они ели

Рацион индейцев Северной Америки был достаточно разнообразен и сильно отличался в зависимости от племени.

iv>
к, тлингиты, жившие на побережье северной части Тихого океана, в основном ели рыбу и мясо тюленя. Земле­дельцы пуэбло питались как блюдами из кукурузы, так и мясом добытых на охоте животных. А основной пищей индейцев Калифорнии была желудевая каша. Чтобы ее приготовить, нужно было собрать желуди, высушить, очистить и измельчить. Потом желуди складывали в корзине и варили на раскаленных камнях. Получившееся блюдо напоминало нечто среднее между супом и ка­шей. Ели его ложками или просто руками. Индейцы навахо готовили из куку­рузы хлеб, и его рецепт сохранился:

«Чтобы приготовить хлеб, вам понадобятся двенадцать початков куку­рузы с листьями. Для начала нужно отшелушить початки и растереть зерна с помощью зернотерки. Затем завернуть получившуюся массу в кукурузные листья. Вырыть в земле яму такого размера, чтобы в ней помещались свертки. Развести в яме огонь. Когда земля как следует прогреется, выньте угли и положите в яму свертки. Прикройте их, а сверху разведите огонь. Хлеб печется около часа».

5. Мог ли неиндеец возглавить племя

Аборигены северной америки
Губернатор Соломон Бибо (второй слева). 1883 годPalace of the Governors Photo Archive / New Mexico Digital Collections

В 1885–1889 годах еврей Соломон Бибо занимал должность губернатора индей­цев пуэбло акома, с которым вел торговлю с середины 1870-х. Бибо был женат на женщине-акома. Правда, это единственный из­вестный случай, когда пуэбло руководил неиндеец.

6. Кто такой кенневикский человек

В 1996 году в районе небольшого города Кенневик в штате Вашингтон были найдены останки одного из древних жителей Северной Америки. Его так и назвали — кенневикский человек. Внешне он сильно отличался от современ­ных американских индейцев: был очень высок, носил бороду и ско­рее напоми­нал современных айнов  Айны — древние жители Японских островов.. Исследователи предпо­ложили, что скелет принадле­жал европейцу, жившему в этих местах в XIX веке. Однако радиоуг­леродный анализ показал, что обладатель скелета жил 9300 лет назад.

Аборигены северной америки
Реконструкция внешнего облика кенневикского человека© Brittney Tatchell / Smithsonian Institution
>

Сейчас скелет хранится в Музее естественной истории имени Бёрке в Сиэтле, и современные индейцы штата Вашингтон регулярно требуют, чтобы останки передали им для захоронения согласно индейским традициям. Впрочем, осно­ваний считать, что кенневикский человек при жизни принадлежал к какому-нибудь из этих племен или их предкам, нет.

7. Что индейцы думали о луне

Индейская мифология очень разнообразна: ее героями часто становятся жи­вотные, например койот, бобр или ворон, или небесные тела — звезды, солнце и луна. Например, члены калифорнийского племени винту счита­ли, что своим внешним видом луна обязана медведю, который пытался ее укусить, а ирокезы утверждали, будто на луне находится старуха, ткущая по­лотно (несчастную отправили туда за то, что та не смогла предсказать, когда будет конец света). 

8. Когда у индейцев появились лук и стрелы

Аборигены северной америки
Индейцы Вирджинии. Сцена охоты. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Джона Уайта. 1590 годNorth Carolina Collection / UNC Libraries

Сегодня индейцы разных североамериканских племен часто изображаются держащими в руках лук или стреляющими из него. Так было не всегда. О том, что первые жители Северной Америки охотились с помощью лука, историкам ничего неизвестно. Зато есть сведения о том, что они использовали разнооб­разные копья. Первые находки наконечников стрел датируются примерно девятым тысячелетием до нашей эры. Они были сделаны на территории совре­менной Аляски — уже потом технология постепенно проникла в другие части конти­нента. К середине третьего тысячелетия до нашей эры лук появляется на тер­ритории современной Канады, а в начале нашей эры приходит на терри­торию Великих Равнин и Калифорнии. На юго-западе США лук и стрелы появились еще позднее — в середине первого тысячелетия нашей эры.

9. На каких языках говорят индейцы

Аборигены северной америки
Портрет Секвойи, создателя слогового письма индейцев чероки. Картина Генри Инмана. Около 1830 годаNational Portrait Gallery, Washington / Wikimedia Commons

Сегодня индейцы Северной Америки говорят примерно на 270 различных язы­ках, которые относятся к 29 языковым семьям, и 27 языках-изолятах, то есть изолированных языках, которые не относятся к какой-то большой семье, но образуют собственную. Когда в Америку пришли первые европейцы, индей­ских языков было гораздо больше, однако многие племена вымерли или утра­тили свой язык. Больше всего индейских языков сохранилось в Калифор­нии: там говорят на 74 языках, относящихся к 18 языковым семьям. Среди самых распространенных североамериканских языков — навахо (на нем говорит около 180 тысяч индейцев), кри (около 117 тысяч) и оджибве (около 100 тысяч). В большинстве индейских языков сейчас используется латинский алфавит, хотя чероки пользуются оригинальным слоговым письмом, разрабо­танным в начале XIX века. Большинство индейских языков могут исчезнуть — ведь говорят на них меньше 30% этнических индейцев.

10. Как живут современные индейцы 

Сегодня большинство потомков индейцев США и Канады живут практически так же, как и потомки европейцев. Только треть из них занимают резервации — автономные индейские территории, составляющие примерно два процента площади США. Современные индейцы пользуются рядом льгот, и, чтобы их получить, нужно доказать свое индейское происхождение. До­статочно, чтобы ваш предок был упомянут в переписи начала XX века или иметь определенный процент индейской крови.


Племена по-разному определяют, принадлежит ли к ним человек. Например, пуэбло ислета считают своим только того, у кого хотя бы один родитель был членом племени и чистокровным ин­дейцем. А вот оклахомское племя айова более либерально: чтобы стать его членом, нужно иметь всего 1/16 индейской крови. При этом ни знание языка, ни следование индейским традициям не имеет никакого значения. 

См. также материалы об индейцах Центральной и Южной Америки в курсе «Мифы Южной Америки».

Источник: arzamas.academy

Восточные индейцы

Восточные индейцы проживали на территории между Великими озерами на севере, Миссисипи на западе, Мексиканским заливом на юге и Атлантическим океаном на востоке. Северная часть этой территории принадлежала в период прихода европейцев различным племенам алгонкинской языковой группы.

На побережье Атлантики алгонкинские индейцы занимались рыболовством, в других местах возделывали кукурузу или фасоль. Для алгонкинских индейцев главным источником существования являлся дикорастущий в воде рис. Одно из этих алгонкинских племен, живущих у Верхнего озера, оттава (народ Понтиака), вписало золотыми буквами свое имя в историю национально-освободительной борьбы индейцев Северной Америки. К алгонкинским племенам относилось и племя Текумсе. Важная роль принадлежала в индейских войнах также представителям других, говорящих по-алгонкински племен, объединившихся в XVII веке в Повхаттанскую конфедерацию. Именно с этими индейцами сталкиваются и ведут борьбу первые британские поселенцы.


algonki

В лесистой северной части востока нынешних США мы встречаемся с еще одной группой воинственных индейских племен — ирокезами. Эти индейцы занимались сельским хозяйством (выращивали кукурузу, подсолнух, арбузы, горох и фасоль), охотой на лесных зверей (лосей, бобров и особенно на оленей). Говорящие по-ирокезски племена (онейда, сенека, могауки, каюга, онондага) создали во второй половине XVI века самое сильное объединение в истории Северной Америки — Лигу ирокезов, к которой в 1722 году присоединилось еще шестое, проживающее южнее, племя ирокезской языковой группы тускарора.

Ирокезская лига, что удивительно, в главных антиколониальных боях североамериканских индейцев активно не участвовала. Заслуга в этом, конечно, принадлежит вождю умеренных взглядов Тайенданеге (белые называли его Джозеф Брант), по происхождению могауку.

Благодаря этому обстоятельству ирокезы до сих пор живут на своей первоначальной родине.

А многие ирокезы, особенно многочисленные сенека, проживают сегодня в крупнейшем городе Америки Нью-Йорке.

На юге восточной части Северной Америки во времена прихода белых жили менее воинственные племена, к которым судьба была жестока. Почти все здешние индейцы, за исключением остатков непокорившихся семинолов, вынуждены были отправиться в первой половине XIX века в ссылку за Миссисипи или были полностью уничтожены.

seminoles

Большинство юго-восточных племен принадлежали к мусконской языковой группе (чикасавы, крики, чоктавы, алабама и другие). Эти индейцы были прекрасными земледельцами, жили в отстроенных крупных деревнях, поддерживали торговые отношения с отдаленными областями Северной Америки и Мексики.

Из немусконских племен юго-востока необходимо вспомнить хотя бы живших в Джорджии и Каролине «двоюродных братьев» ирокезов — племя чироков. Эти индейцы в XIX веке создали первую свою письменность, печатали индейские книги и газеты, создали парламент и т. д. Однако и они были в первой половине XIX века изгнаны за Миссисипи.

chiroky

Индейцы прерий

Индейцы прерий, которые с наилучшей стороны показали себя в индейских войнах, в период прихода первых европейцев в Северную Америку, собственно, тогда еще не проживали в своих столь знаменитых прериях. Вначале мы должны сказать, что представляют собой эти прерии.

Это — бесконечные, немного холмистые степи, поросшие бизоньей травой. Эта бизонья трава была основным кормом многочисленных стад бизонов, и бизон, в свою очередь, стал позднее основным источником пропитания, а также «одеждой» и «обувью» индейцев прерий.

Эта бесконечно обширная территория, расположенная приблизительно между северной границей нынешних Соединенных Штатов, рекой Миссисипи и Скалистыми горами, в доколумбовый период была недоступной для пешего индейца. Но как только — где-то в семнадцатом веке — индейцы, жившие до этого времени на краю североамериканских прерий и занимающиеся примитивным земледелием (например, чейенны), или охотой (как киовы или популярные команчи), получили лошадей, они смогли начать обживать свои прерии, кочевать, охотиться на бизонов.

preriy

Так вот в семнадцатом веке здесь и зарождается самая младшая индейская культура Северной Америки, культура прерий, а вместе с ней формируется и новый житель этих бесконечных степей — индеец прерий. Постепенно североамериканские прерии делят между собой члены ряда племен. Это, прежде всего, представители многочисленной семьи языков сиу. Кроме собственно племен сиу, к этой языковой группе принадлежат еще ассинибойны, манданы, известные понка, омаха и осага. Из говорящих по-алгонкински племен в прериях жили чейенны, атсины и вайомингские арапаги.

leggingsИндейцы прерий являются творцами большинства предметов, изобретение которых мы по незнанию приписываем всем североамериканским индейцам.

Это они создали и носили роскошные украшения из перьев на лбу, строили свои жилища из бизоньей кожи, это они изобрели известную конскую повозку — травотс, носили знаменитые леггинс — кожаные сапоги; это они одевались в знаменитые кольчуги и праздничные, украшенные рисунками, плащи тоже из бизоньей кожи.

Именно они придумали особенный индейский лук, усиленный жилами, использовали томагавки — военные топоры.

Близки к ним по культурным традициям представители большинства сегодня немногочисленных племен, живущих за западными границами прерий, прежде всего на высоких равнинах в сегодняшних штатах Юта и Невада, далее — в бассейне Колорадо и, наконец, в густых, покрытых хвойным лесом областях, прилегающих к прериям на их северо-западных границах (сегодняшние американские штаты Айдахо, Монтана, восточная часть Орегона и штата Вашингтон).

Индейцы Юго-Запада

В этой области, которую составляют нынешние американские штаты Аризона и Нью-Мексика, живут знаменитые воины апачи, населяющие сегодня в количестве 12 000 человек четыре резервации (Хикарилья-Апачи, Мескалеро- Апачи, Форт-Апачи и Сан-Карлос).

apachy

Во времена прихода европейцев апачи были преимущественно полукочевыми охотниками. Ближайшими родственниками апачей являются — также принадлежащие к атабаской языковой семье — их соседи навахи, сегодня по численности намного превышающие другие индейские народы Северной Америки (более 100 000 человек) и проживающие опять-таки в самой крупной индейской резервации Соединенных, Штатов.

Навахи, прежде всего, хорошие скотоводы. Они содержат овец и крупный рогатый скот. В Америке высоко ценятся их прекрасные бирюзовые украшения.

 

navaho

На юге Аризоны, в полупустынной области на границе с Мексикой, проживает около 20 000 индейцев из племен папаго и пима, принадлежащих к языковой группе пама; на западе этой области, по течению реки Колорадо,— несколько небольших индейских племен языковой группы юма. И, наконец, на юго-западе в ряде деревень живут известные пуэбло — оседлые земледельцы, выращивающие кукурузу, арбузы и другие культуры, часто на орошаемых полях, расположенных террасами.

В деревне пуэбло — всего один дом в несколько этажей, построенный из глины и камня. В разных комнатах живут отдельные семьи. Это и есть новомексиканское жилище —«пуэбло».

pueblo

Известное пуэбло Зуньи занимают почти три тысячи человек, относящихся к одной языковой группе. В языковом отношении большинство пуэбло относится к группе тано и керес. Индейцы хопи, имеющие три замка в скалах — «месы» — в Аризоне, принадлежат к шошонской языковой группе, то есть близки знаменитым команчи.

 Индейцы калифорнии и северо-западного побережья

Калифорнию населяло множество малочисленных индейских племен самых различных языковых групп. Культура индейцев Калифорнии и северо-западного побережья Тихого океана (нынешних североамериканских штатов Орегон и Вашингтон) была гораздо более примитивной, чем культура всех других индейских групп Северной Америки.

rybalka

Здешние индейцы добывали себе пропитание, собирая плоды и семена дикорастущих растений, жили в полуподземных хижинах землянках. Племена, живущие непосредственно на побережье, занимались еще ловлей рыбы и морских моллюсков. Многочисленные племена тихоокеанского побережья в XVII—XIX веках полностью вымерли.

Сегодня здесь осталось около тридцати индейских племен и небольших групп, из которых только диегено, принадлежащие к языковой группе юма, насчитывают 9000 человек. Другие здешние племена имеют лишь по несколько семей.

Источник: history-doc.ru

Шифровальщики из индейского племени навахо принимали участие во всех громких операциях морской пехоты США в Тихом океане в 1942-45 гг. Индейцы служили во всех шести дивизиях морпехов, диверсионных и парашютных подразделениях. Они передавали важнейшие донесения по телефону и рации на своем родном языке. Это был шифр, который японцам так и не удалось разгадать.
Идею использовать язык навахо в военных целях предложил Филип Джонстон, сын миссионера, работавшего в этом племени, и один из немногих «чужаков», которые говорили на их языке свободно. Джонстон вырос в индейской резервации, участвовал в Первой мировой войне и знал, что поиски идеального шифра велись военными уже давно. Он знал и то, что в годы Первой мировой уже пытались передавать донесения на языках индейских племен — в частности, чокто.
Джонстон считал, что именно язык навахо идеально подходил для этой цели. Он отличался необычайной сложностью, и, кроме того, был бесписьменным. Никто не зафиксировал не только своды грамматических правил, но даже элементарный алфавит. Поэтому человеку, если он не принадлежал к племени навахо, выучиться языку было практически невозможно. По одним подсчетам, лишь 30 не-навахо в годы Второй мировой войны научились понимать этот язык. Среди них не было ни одного японца.
Как только радист-навахо заканчивал курс обучения, его перебрасывали в какое-нибудь подразделение морской пехоты, базировавшееся на тихоокеанском театре военных действий. Его основной задачей была передача боевой информации и приказов по телефону и рации. Помимо этого, навахо работали курьерами и принимали участие в боях как обычные солдаты.
Японцев, имевших недюжинный опыт во взламывании шифров, язык навахо поставил в тупик. По словам шефа японской разведки, генерал-лейтенанта Сейцо Арисуэ, они свободно разгадывали все шифры, кроме того, который использовался в морской пехоте. Шифровальщики-навахо смогли ввести в заблуждение даже собственного соплеменника, попавшего в плен при Батаане (около 20 навахо служили в американском контингенте на Филиппинах). Солдат, которого заставляли слушать перехваченные донесения, впоследствии искренне признался радисту-навахо: «Я так и не понял, что вы, ребята, хотели сказать».

Источник: www.yaplakal.com

После рассказа об обитателях нынешних Багамских островов Мартир поделился тем, что ему стало известно о плаваниях испанцев к материковым землям к северу от этих островов. Увлеченные бурей и едва спасшись, на берегу они встретили людей, одетых в шкуры диких животных. Более всего местных людей впечатлило, по словам Мартира, наличие бород у испанцев и их одежды. Несмотря на дружелюбный прием со стороны туземцев, испанцы обманом захватили многих из них и увезли как рабов.

Здесь, говоря о своих источниках, Мартир вспомнил о Плинии, и написал, что он поступает так же – когда не уверен в фактах, приводит имя авторитетного свидетеля. Он уточнил, что из сообщения одного из его информаторов, священника Альвареса де Кастро, и нескольких вопросов о пленниках стало понятно, что женщины (привезенные из той области) носили львиные (видимо, пумы) шкуры, а мужчины – всех других диких животных. Кастро сказал, что эти люди были белые и рослые. Многие из них умерли от голода, а выжившие были разделены среди колонистов Эспаньолы.

Вот какую последовательность наметил себе Мартир для рассказа о новых землях: астрономическое положение, религиозные ритуалы, продукты, обычаи. Открытая земля находилась, предположил Мартир, на той же параллели, что «Вандалия в Испании, обычно называемая Андалузией». Он привел названия некоторых регионов этой обширной области: Чикорана, Дуаре (или Духаре) и др.

Туземцы Чикораны имели смуглую кожу, «как наши обожженные солнцем крестьяне» (по словам Мартира) и черные волосы, которые у мужчин были до пояса, а у женщин – длиннее. Те и другие заплетали волосы. У них не было бород, что Мартир объяснил так – то ли природа создала их такими, или это результат какого-либо снадобья, или они их выщипывают, как люди Темиститана (вариант названия Теночтитлана у Мартира – Э.А.).

Один из испанцев привез из Чикораны ее уроженца, получившего при крещении имя Франсиско и прозвище Чикорана. Мартир иногда приглашал хозяина и его слугу к столу. «Этот Чикорана не лишен смышлености», написал Мартир. Он легко и достаточно хорошо выучил испанский. Дальше Мартир, как он отметил, писал на основании писем участников экспедиции и «любопытной информации», сообщенной Чикораной.

По описанию Мартира, люди земли Дуаре были белыми и с темными волосами до пят. У их «короля» огромного роста и такой же жены было пятеро детей. Король, вместо лошадей, передвигался на плечах сильных молодых людей, которые бежали, куда он хотел. Тут Мартир признался, что различия в сообщениях разных испанцев относительно лошадей заставили его колебаться. Один из испанцев сказал, что не говорил ни с кем, кто видел бы лошадей. Другой – что слышал об этом от многих. Не помог и присутствовавший Франсиско Чикорана. Если бы он сам был арбитром, написал Мартир, то, в соответствии с теми исследованиями, что он провел, сказал бы, что эти люди были слишком варварскими и нецивилизованными, чтобы иметь лошадей. Упомянул Мартир и землю, называемую Хапида (Xapida), где был найден жемчуг, а также подобие камня, на него похожего, который очень ценился индейцами.

Во всех этих землях, написал Мартир, испанцы видели стада оленей, «похожие на наши стада скота». Эти олени телятся и кормят телят в домах туземцев. Днем они бродят среди деревьев в поисках пищи, а к вечеру возвращаются к телятам, позволяя себя запирать во дворе и даже доить после того, как их пососали телята. Из этого молока туземцы делают сыр (2: 256-259). В отличие от сюжета с лошадьми, здесь Мартир не высказал своего сомнения.

В специальной работе, в которой рассматривалось разведение животных в доколумбовой Америке, чилийский исследователь Р. Латчам упоминал представленный выше сюжет, хотя и со сноской не на Мартира, а на другого историка Франсиско Лопеса де Гомара. Латчам посчитал это сообщение ошибочным (Latcham 1922, p. 151). Конечно, то, что написал Мартир, очень необычно, но его информаторы, которых он представил, никак не выглядят фантазерами. Объяснение может быть найдено в том, что, как писал младший современник Мартира, Гонсало Фернандес де Овьедо и Вальдес (кратко называемый Овьедо), Чикорана рассказывал небылицы, чтобы испанцы отправились на его родину, взяв его с собой. Судя по результатам имевшей место экспедиции, так и было – испанцы не нашли того, что обещал Чикорана, а сам он бежал (Fernández de Oviedo y Valdés 1853, p. 626-628).

Поэтому, скорее всего, сообщенное Мартиром о культуре обитателей Атлантического побережье нынешних США представляет собой смесь наблюдений испанцев, там побывавших, и того, что наговорил Чикорана, уже знакомый с колониальной культурой испанцев и аборигенов.

Туземцы, по словам Мартира, держали большое количество кур, уток, гусей и другую птицу. Они питались маисовым хлебом, как на островах, но им не были известны корни юки, из которой делают касаби, «пищу благородных». Мартир упомянул также еще одну зерновую культура туземцев, xathi, и несколько сортов батата.

Испанцы говорили Мартиру и о других областях, подчиненных тому же «королю», в одной из которых, Тихе (Tihe), обитатели носили особую священническую одежду и соседями почитались как священники. Они обрезали волосы на голове, оставляя лишь два локона на висках, которые связывали под подбородком. На время войны этих священников приглашали (обе стороны) быть свидетелями конфликта. Перед сражением они ходили среди сидящих или лежащих воинов и окропляли их соком неких трав, что они разжевали, «в точности как наши священники в начале мессы окропляют верующих … святой водой». По завершении схватки, эти люди заботились о раненых, не делая различия между друзьями и врагами, и хоронили умерших (2: 260-261).  Мартир отметил, что обитатели этой земли не ели человеческой плоти, а пленных обращали в рабство.

Испанцы посетили и некоторые другие земли. Мартир отметил там отсутствие письменности и то, что древние традиции сохранялись в стихах и песнопениях. В почете были танцы и физические упражнения, «и они со страстью предавались играм в мяч, в которой проявляли величайшую ловкость». Женщины умели прясть и шить. Помимо одежд из шкур диких животных они использовали хлопок. Делали также сети из волокон некоторых прочных трав наподобие конопли и льна, как это делают в Европе для тех же целей.

Еще в одной земле испанцы услышали полученную от предков традицию о приходе в их страну людей с большими негнущимися хвостами и грубой, почти чешуйчатой кожей. Они питались только рыбой, и когда рыба исчезла, они погибли, е оставив потомства. Мартир заключил – эти сказки и другая подобная нелепость были переданы туземцам их праотцами (2: 261).

Далее Мартир перешел к рассказу о местных обрядах и сделал это достаточно подробно. Отмечу некоторые. Прежде всего он написал, что у туземцев не было храмов, и в качестве таковых они использовали жилища правителей. У того же Даты дворец был построен из камня, в отличие от других жилищ, возведенных из стволов деревьев и крытых тростником или травами. Во дворе этого дворца находились два «идола», мужского и женского рода, но с общим именем, Инамахари (Inamahari). Дважды в год их выносили. Первый раз – во время посевной, когда их молили о хорошем урожае. Вечером перед праздником в помещении, где стояли «идолы», устраивалась постель короля, и он там спал. На рассвете сходился народ, и король, прижимая идолов к груди, нес их на верх дворца, откуда показывал народу. Народ приветствовал их с уважением и страхом, упав на колени или простираясь на землю с громкими криками. Король затем спускался и подвешивал «идолов», облаченных в искусно выработанные хлопковые ткани, на грудь двух почтенных мужей. Они (непонятно, мужи или идолы – Э.А), были убраны разноцветными перьевыми накидками, и в таком виде их несли с гимнами и песнями по стране, в то время как девушки и молодые люди танцевали и прыгали. Здесь следует утверждение Мартира, непонятно на чем основанное. Тот, кто оставался дома или не участвовал в процессии, мог быть заподозрен в ереси, как и те, что принимали в ней участие, но небрежно, без соблюдения ритуала.

Днем «идолов» сопровождали мужчины, а в течение ночи женщины омывали их с выражением радости и почтения. На следующий день их несли назад, ко дворцу, с теми же церемониями. Индейцы полагали, что если обряд будет выполнен пристойно и согласно ритуалу, то они получат от этих «идолов» богатый урожай, телесное здоровье, мир и, в случае войны, победу. Им подносили толстые лепешки, «как те, что древние делали из муки», написал Мартир. Туземцы были убеждены, что их мольбы об урожае будут услышаны, особенно, если лепешки замешаны на слезах.

При другом ежегодном празднике грубо вырезанное из дерева изваяние крепили к высокому столбу. Вокруг этого столба стояли другие, подобные, на которые народ вешал подарки для богов, согласно своим средствам. В сумерки главные граждане делили эти приношения между собой, как это делали священники с лепешками и другими подношениями, сделанными женщинами. Кто подносил божеству наиболее ценные подарки, тот был более почитаем. Свидетели объявляли, кто больше дал, «точно, как нотариусы могли бы это сделать в Европе». Каждый, таким образом, был побуждаем духом соперничества превзойти своего соседа (видимо, сентенция Мартира Э.А.). С восхода солнца до вечера люди танцуют вокруг изваяния, хлопая в ладоши, а в сумерки его вместе со столбом бросают в море или в реку, и каждый год делается новое изваяние.

При еще одном торжестве туземцы, после эксгумации скелета давно похороненного человека, возводят черную палатку, одна сторона которой открыта так, чтобы было видно небо. На одеяле в центре палатки раскладывают кости. Палатку окружают плачущие женщины, каждая из которых подносит то, что может. На следующий день кости относят в могилу, и впредь они считаются священными. Когда кости захоронены или все готово для этого, главный священник обращается к окружающим с вершины насыпи. Он восхваляет умершего, говорит о бессмертии души или о будущей жизни. Мартир привел некоторые подробности о путешествии душ на север и их возвращении на юг, где все становятся молодыми и проводят время в веселье и удовольствиях. Далее Мартир написал, что туземцы также верят в то, что мы живем под сводом небес, и не подозревают о существовании антиподов. «Они думают, что у моря есть свои боги, и верят во много глупых вещей относительно их…». Тут Мартир сравнил местных жителей с греками, «друзьями лжи», которые рассказывали о нереидах и других морских божествах, а местного священника назвал мошенником. Мартир описал одно действо у тела умирающего вождя, которое он назвал «обманом священников» — когда тот испускал дух, из его рта, с большим шумом, брызгали искры и пепел высотой в три локтя. Этот огонь приветствовали воплями и слезами как душу умершего, улетающую к небесам (2: 262-265).

Мартир привел некоторые социальные нормы, написав, что правосудие осуществляется магистратами; особенно строго (не сказано, как) наказывали воров. Провинции приносили королям дань не деньгами (их Мартир в очередной раз назвал «чумой»), а натурой; торговля осуществлялась посредством обмена.

Местные жители, написал Мартир, любят игры, особенно теннис. Упомянул еще о одно спортивное занятие, не совсем четко, суть которого, видимо, сводилась к попаданию стрелой в кольца. После сообщения о факелах из различных масел Мартир сообщил, что там были оливковые деревья. И тут же о приглашениях друг друга на обеды и о большой длительности жизни и здоровье стариков. Описав некоторые способы лечения, Мартир сообщил, что «у них» нет «наших изысков», ни арабских духов, ни окуривания, ни специй из чужих стран. Они довольствуются тем, что дает их земля. Разнообразие блюд и разная пища не нужны для удовлетворения их аппетита, так как они довольствуются малым, заключил Мартир.

Очень смешным показалось Мартиру, как народ приветствовал господ, и как отвечал король, особенно знатным. В знак уважения тот, кто приветствовал, клал ладони на ноздри, издавал мычание, подобно быку, и простирал руки вперед на уровне лица. Король не отвечал на приветствие народа, а на приветствие знатных склонял голову к левому плечу, ничего не говоря.

Далее Мартир обратился к факту, который, полагал он, покажется невероятным для его адресата. Как случилось, что только король и его жена достигли такого необычного размера? Мартир написал, что ни один из их подданных не мог ему это объяснить. Мартир опросил других лиц, включая Франсиско, которые передали Мартиру то, что слышали (то есть, не видели сами – Э.А.). Мартир заключил, что не природа дала этим правителям преимущество в росте, а обрели они его искусственно. Еще в колыбели на протяжении нескольких дней члены ребенка, будто бы, натирали какими-то травами, пока кости не станут мягкими как воск. Затем младенца быстро пеленали, а его кормилице давали пищу особого достоинства. Ребенок был закутан в теплые одеяла, и кормилица давала ему свое молоко. «Через несколько дней покоя прискорбная задача растягивания костей возобновляется». Таково было объяснение Франсиско Чикораны, добавил Мартир. Привел он и другое объяснение, полученное испанцами от других индейцев. Там речь шла о стимулирующей диете из трав в период полового созревания.

Эту часть своего повествования Мартир закончил так: «Я уже достаточно описал обряды и обычаи этих туземцев. Давайте обратим теперь наше внимание на изучение природы. Хлеб и мясо были рассмотрены. Давайте посвятим наше внимание деревьям» (2: 265-268).

Источник: www.indiansworld.org

Отдаленные потомки «первых американцев» со временем стали предками трех крупных групп коренного населения Северной Америки – индейцев, эскимосов, и алеутов. До европейской колонизации(сXVI в.) большинство племен Северной и Америки находилось на различных стадиях родового строя: у одних господствовал материнский род (ирокезы,мускоги,хопии др.), у других формировался отцовский род (племена северо-запада и юго-западаСеверной Америки). Часть стояла на стадиях перехода от родового к классовому обществу. К началу европейской колонизации на Американском континенте сложилось несколько культурно-исторических областей с различными хозяйственно-культурными типами населения:

  1. Арктическая область морской охоты (эскимосыиалеуты).

  2. Северо-западное побережье Северной Америки — область специализированного рыболовства и морской охоты (хайда,тлинкиты,вакаши,салишии др.).

  3. В Калифорнии — область собирателей желудей, охотников и рыболовов.

  4. Север Канадыи внутренняя частьАляски— область расселения алгонкинских и атапаскских племен, основной источник существования которых — охота на оленя-карибу и рыболовство.

  5. В восточной части нынешней территории СШАжили племена осёдлых земледельцев (восточные алгонкины, ирокезы, мускоги).

  6. После открытия Америки в степной зоне сложилась культура конных охотников на бизонов (сиу-лакота,оседжи,манданы,арапахо,чейенны,пауни,каддо,вичита).

  7. Юго-запад Северной Америки (современные штаты Нью-Мексико, Аризона, Юта, Колорадо) — область развитого земледельческого хозяйства с применением искусственного орошения (пуэбло,пима); здесь же после колонизации возникла скотоводческая культуранавахо, заимствовавших многое у соседних земледельческих племён.

  8. Наиболее значительного развития в доколумбовой Америке достигли индейцы Центральной Америки и Анд. В этих районах преобладало земледельческое хозяйство с различными системами земледелия отподсечно-огневой(майя) до сложной оросительной (ацтеки) и террасовой (инки); издревле выращивалисьмаис, бобовые,тыква,подсолнечник,какао, агава,табак,хлопчатник, в Андах — картофель. Здесь начали развиваться скотоводство (ламаи альпака в Андах) иметаллургия. Сложились очаги высокой культуры, возникли крупныерабовладельческиегорода-государства.

  9. В тропических частях Южной Америки (бассейны Амазонки и ОринокоиБразильское плоскогорье) обитали племена, занимавшиеся мотыжным земледелием (культивировали преимущественноманиоки маис), а также индейцы, жившие охотой и собирательством (араваки,карибы,тупи-гуарани,же).

  10. Много общего с культурой индейцев североамериканских степей имели охотничьи племена аргентинской Пампы и Патагонского плоскогорья, ставшие вXVII-XVIII векахконными охотниками нагуанако(с помощьюлассои бола).

  11. На крайнем юге Южной Америки и на островах Огненной Землиместные индейцы (она,ямана,алакалуфы) вели полукочевую жизнь примитивных рыболовов, охотников, собирателей морских моллюсков.

Колонизация прервала естественный ход развития. Большое число индейцев Северной Америки погибло, многие племена переселены из традиционных мест обитания в резервацииСША и Канады. Так, в 1830 г., согласноЗакону о переселении индейцев, принятому Конгрессом США, индейцы Атлантического побережья были депортированы в Оклахому, где многие погибли от голода и эпидемий. По официальным подсчётам Бюро переписи населения США вИндейских войнахв период между1775и1890гг. погибло 45000 индейцев. Затем численность индейцев, населявших территорию США и Канады, сократилось с 3.000.000 до 237.000 к XX в. Только на крайнем севере и в джунглях Амазонки индейцы продолжают вести традиционную жизнь. Значительная часть индейцев США была ассимилирована американцами. В целом ряде латиноамериканских стран индейцы явились важным компонентом сложения современных наций (мексиканцы,гватемальцы,парагвайцы,перуанцыи др.). В некоторых странах языки индейцев бытуют наряду сиспанским(кечуа — в Перу, Боливии, Эквадоре,гуарани– в Парагвае, где он второйофициальный язык). При этом в Латинской Америке многие племена индейцев также исчезли под давлением пришельцев (индейцыВест-Индии,Уругвая,Аргентины).

Были ли индейцы жертвами геноцида? После организованного нацистами холокоста во время Второй Мировой войны, геноцид определён как преступление «с намерением уничтожить, частично или полностью, национальную, этническую или религиозную группу как таковую». Никто из авторитетных учёных не отрицает смерть и страдания, причинённые европейцами коренному населению Америки, тем не менее, большинство историков оспаривает тот факт, что геноцид, являющийся «преступлением с намерением», был намерением европейских колонизаторов в Америке. Колонизация Америки фактически была войной, в которой в определенные периоды и на определенных территориях перевес оказывался на разных сторонах. При этом индейцы неоднократно сами начинали боевые действия. По подсчетам историков, примерно 3/4 войн индейцев с белыми начались по их инициативе, а их жестокость по отношению как к белым, так и к другим индейцам, часто поражала европейцев, которые, увы, по жестокости не сильно отставали от индейцев. В уничтожении коренного населения принимали участие не только белые, но и сами индейцы, которые враждовали между собой, уничтожали друг друга, служили белым колонистам, принимали участие в военных действиях против враждебных племен, а зачастую и сами начинали их, за что получали от белых материальную или иную выгоду. Подавляющее большинство индейцев вообще погибли из-за отсутствия иммунитета к болезням, невольно занесенным европейскими колонистами. Вспомним и о массовых жертвоприношениях и войнах индейцев Мезоамерики. Таким образом, депопуляция коренного населения Америки носит весьма сложный характер.

Рассмотрим особенности некоторых перечисленных выше в списке этнокультурных сообществ Американского континента.

Алеуты – островной народ тихоокеанского Севера – охотники на морских млекопитающих, рыболовы, собиратели. Их жизнь неотделима от моря. Как правило, охотники объединялись по 15-20 человек, выходя в море каждый на своей байдарке. Ее каркас состоял из эластичного деревянного остова – решетки, скрепленной китовым усом. Снаружи байдарку обтягивали кожей морских львов. Тело охотника сохраняла от холода глухая парка с рукавами и без капюшона, сделанная из 300-400 птичьих шкурок. Парки из птичьих шкурок шили двусторонними. Их можно было носить наружу перышками (в дождливое время года), или выделанной кожей (перышки приятно холодили тело). На парку надевалась водонепроницаемая камлея из кишок нерпы, в швы которой вшивались пучки красных птичьих перьев – обереги, охраняющие охотника от сил зла и привлекающие добычу. Для охоты на морских млекопитающих алеуты использовали гарпуны с метательными дощечками, копья, которые получили название «бобровых стрелок». Жили по 10-20 семей в больших землянках со стенами из костей кита и входом через дымовое отверстие. Внутрь спускались по бревну с зарубками. Материалом для изготовления орудий промысла, оружии и посуды служили камень, кость, плавник (дерево, прибитое морем к берегу), трава. Мужчины пользовались каменными, позже железными кинжалами, женщины – широкими, короткими горизонтальными, слегка изогнутыми сланцевыми ножами «улу». С помощью игл, сделанных из костей птиц, алеутские мастерицы шили одежду, обтяжки для байдарок, изготавливали кожаные кошельки на продажу, непромокаемую одежду из кишок морских млекопитающих. Алеутки очень искусны в плетении циновок и корзин. Используя разнообразие цветов травяных волокон, мастерицы создавали геометрический орнамент, в основе которого лежали символические фигуры: ромб, прямоугольник, треугольник, зигзаг. Вообще же алеуты поклонялись духам природы в образах животных.

Эскимосы. Антропологически относятся к арктическому типу монголоидов, населяя обширную область от Берингова пролива до Гренландии. Языки эскимосов-юпик, инупиак, инуктикут. В охоте на морских млекопитающих эскимосы использовали лодку-каяк. Каяк бесшумен и быстроходен. Его грузоподъемность до 300 кг. Охотник, усаживаясь в него, плотно застегивал пояс вокруг талии. Если лодка переворачивалась, охотник мог перевернуть ее обратно ударом весла, не набрав внутрь воды. Главным орудием охоты был гарпун с отстреливающим наконечником. Эскимосы селились небольшими группами. Летние жилища – конусообразные постройки из жердей, покрытые берестой и корой. Зимние – землянки с одним или двумя жилыми помещениями и комнатой для хранения припасов у входа. Внутри жилища находились специальные спальные места. Эскимосы строили и снежные жилища, которые получили название иглу. Внутри иглу сооружался полог из шкур, который служил жилой камерой. Внутреннее пространство обогревалось жиринками — плошками из камня с плавающим в тюленьем жиру фитилем. На жиринках также готовили пищу. Одежда была хорошо приспособлена к холодному климату Арктики. Летняя одежда шилась из меха в один слой, причем обязательно мехом к телу. Зимняя – в два слоя, причем один слой был обращен мехом к телу, другой мехом наружу. Одежда шилась из меха оленя. Мужчины ходили в короткой кухлянке с капюшоном, из шкуры обращенной мехом к телу. Особый вид традиционного искусства – резьба по моржовому клыку. Из него делали рукоятки орудий труда, придавая им форму животных и людей, бытовые и культовые предметы. Мастера-резчики создавали весьма реалистичные скульптурные композиции с участие людей и животных, а так же изображения духов богатства и довольства — пеликены (талисманы).

Североамериканские индейцы. Ко времени прихода европейцев на территории североамериканского материка проживало более 2000 индейских племен. Поговорим о некоторых из них. Два понятия, неразрывно для нас связанные с жизнью индейцев — томагавк и трубка мира.

Источник: StudFiles.net