А. А. Фет «Ласточки пропали»

——————————————————————
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь – поневоле
Тяжело – хоть плачь!
Смотришь – через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.

(1854)
——————————————————————

Анализ стихотворения А. А. Фета «Ласточки пропали»

Афанасий Фет – единственный поэт России, который никогда не писал на социальные, политические темы. Его лирика была посвящена природе, любви и назначению поэзии. Поэтому его стихи привлекают, волнуют и нравятся читателям по сей день. Ведь ситуация в мире постоянно меняется, а вечное остается прежним, всегда актуальным. Фета можно назвать импрессионистом в мире поэзии.


Он стремился запечатлеть прекрасное, мимолетное мгновение, передать свои эмоции слушателю в полной мере. Индивидуальное, романтическое восприятие мира в его стихах выражено более остро, чем у кого-то иного. Природа «ясною улыбкой» будит в нас эмоции, испытанные автором. Вместе с ним мы восхищаемся пушистой вербой, умиляемся первому ландышу, наблюдаем за игривыми мартовскими ручейками. Поэт любил весну, восхищался, любовался ею. Все лучшие стихи об этом времени года написаны им.

Совсем другие строки читаем мы про осень. Здесь не найти пушкинской гармонии, печальной красоты поздней осени, нет «очарования очей». Нет тютчевского примирения с погодой, мол коротка, но дивная по-своему. Нет щемящего восторга Есенина – крестьянского поэта. А есть хандра, романтизированная апатия, тоска по летнему теплу, звучит «голос лета прожитого».

Осень Фета холодна, беззвучна, равнодушна, а сумрачные дни грустны. Но всё же он любуется пожаром, восставшим из-за дремлющих сосен. Сравнивает погоду с юной девушкой, не испытывающей ответных чувств к кавалеру, холодно принимающей ухаживания.

Стихотворение родилось на свет в 1854 году. Имеет форму пейзажной зарисовки с элементами философского размышления. Отсюда вывод, что произведение принадлежит жанру элегии. А. А. Фет для своей работы выбирает трехстопный хорей. Примечательно то, что текст написан пятистишиями, что редко встречается в отечественной поэзии. Такая структура подчеркивает тягучесть, монотонность, бесконечность осенних дней. Присутствует чередование мужских и женских рифм.


Композиционно делится на две части: описание природы, явлений, констатация фактов и рассказ о личных, эмоциональных переживаниях рассказчика, который становится лирическим героем стихотворения. Неопределенность, серость, будничность межсезонья навевают тоску на автора, угнетают его. Герой грустит об уходящем времени.

Уже первая строчка наводит грусть, в ней звучит безысходность. Ласточки не просто улетели на юг, перестали радовать полетом, они «пропали». Для нашего человека от этого слова веет обреченностью, невосполнимой, горькой утратой. Острое чувство потери накрывает читателя вслед за рассказчиком.

К середине текста эмоциональный накал достигает кульминации. Поэт восклицает, что готов встретить снег и вьюгу, но только не эту унылую серость, когда клин журавлей с протяжными криками скрывается за горизонтом. Образ улетающих на юг птиц навевает отчаяние, желание также убежать от холода, слякоти, плохих предчувствий. Поэту настолько тяжело это переживать, что хочется плакать. Олицетворением эмоций становится перекати-поле – вечный символ пустоты, бесприютности.

В стихотворении можно заметить антитезу. Два времени года противопоставлены друг другу. Ведь для Фета прилетающая ласточка – вестница весны, ее символ. А отсутствие этих птиц становится знаком противоположным. Суетливое поведение грачей напоминает об их скором отлете.


Поэт чувствует сонливость, апатию, в отличии от Пушкина, для которого осень – самый продуктивный период творчества.

Все воспринимают по-своему любую погоду. Кто-то любит жару, другие – торжество осенних красок, терпкий и свежий воздух, а некоторые романтические натуры предпочитают дождь. Фет любит здоровую, сухую погоду. Но даже слякотная весна его радует гораздо больше самой сухой осени. Ведь после весны придет жаркое лето, а межсезонье сменит холодная зима.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Источник: NatWorld.info

Анализ стихотворения Фета «Ласточки пропали…»

Фет считается единственным великим русским поэтом, который последовательно и убежденно не впускал в свой творческий мир социально-политическую тематику. Конечно, единичные исключения имели место, но они лишь служили подтверждением правилу. Афанасий Афанасиевич — ярый сторонник «чистого искусства» в литературе. На протяжении всего пути у него были три темы, которые он считал возможным воплощать в лирике: любовь, природа и поэзия. Более того — непоэтичным в его представлении становилось любое произведение с четко выраженной мыслью. Сама природа фетовского дара как нельзя лучше соответствовала принципам «чистого искусства». Его лирика имеет тесную связь с импрессионизмом. Афанасий Афанасиевич — певец мгновения, переданного через сугубо индивидуальное восприятие.

iv>

Стихотворение «Ласточки пропали…», датированное 1854 годом, посвящено осенней поре. Фет не испытывает по поводу нее таких восторгов как Пушкин, не считает ее «очей очарованьем». Для него это время — период умирания природы, навевающий исключительно мрачные мысли. Лирический герой произведения впал в тоску — он много спит, ведь дневного света становится все меньше с каждым днем. Картина, предстающая перед его глазами, — неутешительна: злой ветер, стучащий в окно, сухие опадающие листья, мелькающие над горой грачи, кричащие журавли, улетающие на юг. Огромной радостью для героя стал бы приход зимы, снега да вьюги, но, кажется, сама природа еще к этому не готова. Пессимистичен финал стихотворения. Тоска, нападающая на человека по осени, предельно ясно ощущается читателем. В качестве символа этого тяжелого душевного состояния выступает у Фета перекати-поле, издавна олицетворяющее запустение и бесприютность. Если сопоставлять смену времен года с циклом человеческой жизни, то на осень приходится пора старости, увядания. Иногда пожилые люди, больные или оставшиеся на закате лет в одиночестве, буквально жаждут смерти. В этом контексте становится понятнее горячее желание лирического героя стихотворения «Ласточки пропали…» поскорее встретить зиму.

В пессимистичности рассматриваемого произведения нет ничего удивительного. Сильное влияние на Фета оказала философия Шопенгауэра, в частности, его знаменитое сочинение «Мир как воля и представление» (1818). Не раз его постулаты в том или ином виде появляются в лирике Афанасия Афанасиевича.

Метки: Фет

Источник: pishi-stihi.ru

Анализ стихотворения Ласточки пропали


Фет считается единственным великим русским поэтом, который последовательно и убежденно не впускал в свой творческий мир социально-политическую тематику. Конечно, единичные исключения имели место, но они лишь служили подтверждением правилу. Афанасий Афанасиевич — ярый сторонник «чистого искусства» в литературе. На протяжении всего пути у него были три темы, которые он считал возможным воплощать в лирике: любовь, природа и поэзия. Более того — непоэтичным в его представлении становилось любое произведение с четко выраженной мыслью. Сама природа фетовского дара как нельзя лучше соответствовала принципам «чистого искусства». Его лирика имеет тесную связь с импрессионизмом. Афанасий Афанасиевич — певец мгновения, переданного через сугубо индивидуальное восприятие.

Стихотворение «Ласточки пропали…», датированное 1854 годом, посвящено осенней поре. Фет не испытывает по поводу нее таких восторгов как Пушкин, не считает ее «очей очарованьем». Для него это время — период умирания природы, навевающий исключительно мрачные мысли. Лирический герой произведения впал в тоску — он много спит, ведь дневного света становится все меньше с каждым днем.

>
ртина, предстающая перед его глазами, — неутешительна: злой ветер, стучащий в окно, сухие опадающие листья, мелькающие над горой грачи, кричащие журавли, улетающие на юг. Огромной радостью для героя стал бы приход зимы, снега да вьюги, но, кажется, сама природа еще к этому не готова. Пессимистичен финал стихотворения. Тоска, нападающая на человека по осени, предельно ясно ощущается читателем. В качестве символа этого тяжелого душевного состояния выступает у Фета перекати-поле, издавна олицетворяющее запустение и бесприютность. Если сопоставлять смену времен года с циклом человеческой жизни, то на осень приходится пора старости, увядания. Иногда пожилые люди, больные или оставшиеся на закате лет в одиночестве, буквально жаждут смерти. В этом контексте становится понятнее горячее желание лирического героя стихотворения «Ласточки пропали…» поскорее встретить зиму.

В пессимистичности рассматриваемого произведения нет ничего удивительного. Сильное влияние на Фета оказала философия Шопенгауэра, в частности, его знаменитое сочинение «Мир как воля и представление» (1818). Не раз его постулаты в том или ином виде появляются в лирике Афанасия Афанасиевича.

Источник: avosya.ru