Долгие столетия народы Сибири жили в небольших поселениях. В каждом отдельном населенном пункте проживал свой род. Жители Сибири дружили между собой, вели совместное хозяйство, часто являлись родственниками друг другу и вели активный образ жизни. Но за счет обширной территории Сибирского края, эти деревни находились далеко друг от друга. Так, например, жители одной деревни вели уже свой образ жизни и говорили на непонятном языке для своих соседей. Со временем, некоторые поселения исчезали, а некоторые, становились больше и активно развивались.

Кто живет в сибири

История народонаселения в Сибири.

Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы. Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары.


Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом.

Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом.

Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту.

Главным способом выживания первых поселенцев Сибирского края была охота, оленеводство и добыча пушнины, которая являлась валютой того времени.

К концу  XVII века самыми развитыми народами Сибири были буряты и якуты. Татары являлись единственным народом, которые до прихода русских, успели организовать государственную власть.

К самым крупным народам до русской колонизации можно отнести следующие народы: ительмены ( коренные жители Камчатки), юкагиры (населяли основную территорию тундры), нивхи (жители Сахалина), тувинцы (коренное население Республики Тувы), сибирские татары (располагались на территории Южной Сибири от Урала до Енисея) и селькупы (жители Западной Сибири).


Кто живет в сибири

Коренные народы Сибири в современном мире.

Согласно Конституции РФ каждый народ России получил право на национальное самоопределение и идентификацию. С момента распада СССР Россия официально превратилась в многонациональное государство и сохранение культуры малых и исчезающих народностей стало одним из государственных приоритетов. Не обошли вниманием здесь и сибирские коренные народы: некоторые из них получили право на самоуправление в автономных округах, другие же образовали собственные республики в составе новой России. Совсем малочисленные и исчезающие народности пользуются всесторонней поддержкой государства, и усилия многих людей направлены на сохранение их культуры и традиций.

В рамках данного обзора мы дадим краткую характеристику каждому сибирскому народу, численность которого больше либо приближается к 7 тысячам человек. Более мелкие народы сложно охарактеризовать, поэтому мы ограничимся их названием и численностью. Итак, начнем.


  1. Якуты – самый многочисленный из сибирских народов. Согласно последних данных, численность якутов составляет 478 100 человек. В современной России якуты одни из немногих народностей, которые имеют собственную республику, причем её площадь сравнима с площадью среднестатистического европейского государства. Республика Якутия (Саха) территориально расположена в Дальневосточном Федеральном Округе, однако этнос «Якуты» всегда считался коренным сибирским народом. Якуты обладают интересной культурой и традициями. Это один из немногих народов Сибири, имеющий собственный эпос. 
  2. Кто живет в сибири
  3. Буряты – это еще один сибирский народ с собственной республикой. Столица Бурятии – город Улан-Уде, расположенный к востоку от озера Байкал. Численность бурятов составляет 461 389 человек. В Сибири широко известна бурятская кухня, по праву считающаяся одной из лучших среди этнических. Достаточно интересна история этого народа, его легенды и традиции. Кстати, Республика Бурятия – это один из основных центров буддизма в России.
  4. Кто живет в сибири

  5. Тувинцы. Согласно последней переписи населения, 263 934 идентифицировали себя как представители тувинского народа. Республика Тыва – одна из четырех этнических республик Сибирского Федерального Округа. Её столица – город Кызыл с населением в  110 тысяч человек. Общее население республики приближается к 300 тысячам. Здесь также процветает буддизм, а традиции тувинцев говорят еще и о шаманизме.
  6. Кто живет в сибири
  7. Хакасы – один из коренных народов Сибири численностью в 72 959 человек. Сегодня имеют собственную республику в составе Сибирского Федерального Округа и со столицей в городе Абакан. Этот древний народ издавна жил на землях к западу от Великого Озера (Байкал). Он никогда не был многочисленен, что не помешало ему пронести сквозь века свою самобытность, культуру и традиции.
  8. Кто живет в сибири
  9. Алтайцы. Место их проживания довольно компактно – это Алтайская горная система.
    годня алтайцы проживают в двух субъектах Российской Федерации —  Республике Алтай и Алтайском Крае. Численность этноса «алтайцы» составляет около 71 тысячи человек, что позволяет говорить о них, как о достаточно крупном народе. Религия – шаманизм и буддизм. Алтайцы имеют собственный эпос и ярко выраженную национальную принадлежность, не позволяющие спутать их с другими сибирскими народами. Этот горный народ обладает многовековой историей и интереснейшими легендами.
  10. Кто живет в сибири
  11. Ненцы – один из малых сибирских народов, компактно проживающих в районе Кольского полуострова. Его численность в 44 640 человек позволяет отнести его к малым народам, традиции и культура которых охраняется государством. Ненцы – кочевники-оленеводы. Они принадлежат к так называемой самодийской народной группе. За годы XX века численность ненцев выросла примерно вдвое, что говорит об эффективности государственной политики в области сохранения малых народов Севера. Ненцы имеют собственный язык и устный эпос.
  12. Кто живет в сибири

  13. Эвенки – народ, преимущественно проживающий на территории Республики Саха. Численность этого народа в России составляет 38 396 человек, часть из которых проживает в сопредельных с Якутией областях. Стоит сказать, что это примерно половина от общей численности этноса – примерно столько же эвенков проживает в Китае и Монголии. Эвенки – народ маньчжурской группы, не обладающий собственным языком и эпосом. Родным языком эвенков считается тунгусский. Эвенки – прирожденные охотники и следопыты.
  14. Кто живет в сибири
  15. Ханты – коренной народ Сибири, относящийся к угорской группе. Большинство хантов проживает на территории  Ханты-Мансийского Автономного Округа, находящегося в составе Уральского Федерального Округа России. Общая численность хантов составляет 30 943 человека. На территории Сибирского Федерального округа проживает порядка 35% хантов, причем львиная их доля приходится на Ямало-Ненецкий АО. Традиционные занятия хантов – рыбная ловля, охота и оленеводство. Религия предков – шаманизм, однако в последнее время все больше хантов причисляют себя к православным христианам.
  16. Кто живет в сибири

  17. Эвены – народ, родственный эвенкам. По одной из версий они представляют собой эвенкийскую группу, которая была отсечена от основного ореола проживания продвигающимися на юг якутами. Долгое время вдали от основного этноса сделало эвенов отдельным народом. На сегодняшний день их численность составляет 21 830 человек. Язык – тунгусский. Места проживания – Камчатка, Магаданская область, Республика Саха.
  18. Кто живет в сибири
  19. Чукчи – кочевой сибирский народ, который занимается в основном оленеводством и проживает на территории Чукотского Полуострова. Их численность составляет около 16 тысяч человек. Чукчи относятся к монголоидной расе и по мнению многих антропологов являются коренными аборигенами Крайнего Севера. Основная религия – анимизм. Коренные промыслы – охота и оленеводство.
  20. Кто живет в сибири
  21. Шорцы – тюркоязычный народ, живущий в юговосточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др.
    йонах). Их численность составляет порядка 13 тысяч человек. Основная религия – шаманизм. Шорский эпос представляет научный интерес в первую очередь своей самобытностью и древностью. История народа восходит к VI веку. Сегодня традиции шорцев сохранились лишь в Шерегеше, та как большая часть этноса переехала в города и в значительной степени ассимилировалась.
  22. Кто живет в сибири
  23. Манси. Этот народ известен русским еще с момента начала основания Сибири. Еще Иван Грозный посылал рать против манси, что говорит о том, что они были достаточно многочисленны и сильны. Самоназвание этого народа – вогулы. У них свой язык, достаточно развитый эпос. На сегодняшний день местом их проживания является территория Ханты-Мансийского АО. Согласно последней переписи населения, 12 269 человек идентифицировали себя как принадлежащие к этносу манси.
  24. Кто живет в сибири

  25. Нанайцы – малочисленный народ, проживающий по берегам реки Амур на Дальнем Востоке России. Относящиеся к байкальскому этнотипу, нанайцы по праву считаются одним из древнейших коренных народов Сибири и Дальнего Востока. На сегодняшний день численность нанайцев в России составляет 12 160 человек. У нанайцев есть собственный язык, корнями уходящий в тунгусский. Письменность существует только у российских нанайцев и основана на кириллическом алфавите.
  26. Кто живет в сибири
  27. Коряки – коренной народ Камчатского края. Различают береговых и тундровых коряков. Коряки в основном оленеводы и рыболовы. Религия этого этноса – шаманизм. Численность – 8 743 человека.
  28. Кто живет в сибири
  29. Долганы – народность, проживающая в долгано-ненецком муниципальном районе Красноярского Края. Численность – 7 885 человек.
  30. Кто живет в сибири

  31. Сибирские татары – пожалуй самый известный, однако сегодня немногочисленный сибирский народ. Согласно последней переписи населения в качестве сибирских татар самоидентифицировались  6 779 человек. Однако ученые говорят о том, что на самом деле их численность намного больше – по некоторым оценкам до 100 000 человек.
  32. Кто живет в сибири
  33. Сойоты – коренной народ Сибири, являющийся потомком саянских самоедов. Компактно проживает на территории современной Бурятии. Численность сойотов составляет 5 579 человек.
  34. Кто живет в сибири
  35. Нивхи – коренной народ острова Сахалин. Сейчас проживают и на континентальной части в устье реки Амур. На 2010 год численность нивхов – 5 162 человека.
  36. Кто живет в сибири
  37. Селькупы проживают в северных частях Тюменской, Томской областей и на территории Красноярского Края. Численность этого этноса составляет около 4 тысяч человек.
  38. Кто живет в сибири
  39. Ительмены – это еще один коренной народ полуострова Камчатка. Сегодня практически все представители этноса проживают на западе Камчатки и в Магаданской Области. Численность ительменов составляет 3 180 человек.
  40. Кто живет в сибири
  41. Телеуты – тюркоязычный малый сибирский народ, проживающий на юге Кемеровской Области. Этнос очень тесно связан с алтайцами. Его численность приближается к 2 с половиной тысячам.
  42. Кто живет в сибири
  43. Среди иных малочисленных народов Сибири часто выделяют такие этносы как «кеты», «чуванцы», «нганасаны», «тофалгары», «орочи», «негидальцы», «алеуты», «чулымцы», «ороки», «тазы», «энцы», «алюторцы» и «кереки». Стоит сказать, что численность каждого из них составляет менее 1 тысячи человек, так что их культура и традиции уже практически не сохранились. 

Источник: xn—-9sbubb4ahmf1byf.xn--p1ai

История русских людей в Сибири, разумеется, начинается не с военного похода Ермака. Первые русские появились здесь намного раньше, и появление их было исключительно мирным. Эти первые переселенцы выделились в особую этническую группу и получили называние челдоны (иначе — чалдоны или чолдоны). Их культура заметно отличается от культуры более поздних переселенцев и встречается до сих пор по всей Сибири и даже на Дальнем Востоке.

Кто они и откуда?

Скорее всего, первые русские в Сибири были людьми неприкаянными, жившими охотой, рыбалкой и собирательством. Небольшими группами семей они скитались по лесам Руси и постепенно вышли в Сибирь. Собственно само слово «челдоны» аж до XIX века в жаргоне сибиряков употреблялось в значении «неуёмный, бродячий люд».

Есть предположение, что челдоны — это переселенцы с юга Руси. Якобы пришли они от устья Дона. Собственно, один из вариантов перевода слова «челдон» – «человек с Дона». Или иначе – «прибывший на ЧЕЛнах с ДОНа». Но это объяснение среди учёных считается маловероятным, потому что кроме такой вот сомнительной этимологии оно ничем больше не подтверждается.

Челдоны — первые русские сибиряки

Есть гипотеза о том, что челдоны происходят из ушкуйников — речных пиратов, промышлявших торговлей, грабежом и охотой на Волге и Каме. Эта гипотеза считается куда более вероятной. Но правда в том, что достоверных сведений о том, откуда в Сибирь пришли челдоны, нет.

Никто не может точно сказать и время, когда челдоны пришли в Сибирь. Правда, немного свет на это проливает их характерный говор. Исследователи обнаружили, что в среде челдонов в ходу, например, слово «комони» (кони), которое встречается ещё в «Слове о полку Игореве», но полностью утрачено в других русских этнических группах. То есть, скорее всего, челдоны ушли в Сибирь ещё до монгольского нашествия на Русь.

Челдоны — первые русские сибиряки

Менталитет челдонов

На то, что челдоны выделились из остальных русских до пришествия монголов, указывают и их нравы. Во время монгольского ига в культуре Руси сложилось почитание центральной власти и преданность людей лично сильному лидеру – князю (в последствии — царю). Домонгольской Руси свойственен больший уклон в общинность. Это и наблюдается в нравах челдонов. Они привыкли считать себя вольными, а интересы своей общины ставят превыше всего.

Челдоны — первые русские сибиряки

В поведении челдонов отмечают обычно добросовестность, медлительность, упрямство, независимость, добродушие и необычайную чистоплотность. Когда-то была широко распространена поговорка: «Крыльцо блестит — чалдоны живут».

Челдоны — первые русские сибиряки

Обычаи и традиции челдонов

Несомненно, первые русские переселенцы в Сибирь были крещёнными христианами. Но в их веровании много языческих элементов, которые сохранились с древних времён (или их переняли у коренных народов). Например, место для икон в избе, которое у славян обычно называлось «красный угол», челдоны называли «божница». Это, возможно, память о тех временах, когда в углу избы стояли статуэтки божков. А уронить икону до сих пор в среде челдонов считается страшно плохой приметой (как в языческой древности: уронить статуэтку — значит обидеть божка).

Челдоны — первые русские сибиряки

Избы челдонов разделены на мужскую и женскую половины. Только женщина могла готовить еду, лекарственные травы, мыть посуду и прибираться в доме. Мужчине трогать кухонную утварь — значит осквернить её. Поэтому, если мужчина заходил на кухню, женщины его выгоняли оттуда со скандалом и руганью. Женщине в свою очередь запрещалось трогать инструменты в мастерской. Крайне редко, но этот обычай соблюдается до сих пор.

Челдоны — первые русские сибиряки
Крестьяне-челдоны Енисейской губернии, фото конца XIX — начала XX века.

Челдоны же принесли в Сибирь традицию строить заимки, которую впоследствии переняли от них коренные народы. Заимка — это примитивное сооружение, близкое по устройству к землянке или шалашу, которое строили в лесной глуши (как правило у берега реки). В них жили во время промысла. Уходя, оставляли в заимке немного еды, средства для разведения огня, тёплой одежды и посуды. Это всё предназначалось для других охотников, рыболовов или просто заблудившихся путников.

Челдоны — первые русские сибиряки

Ещё одна характерная челдонская традиция — пить чай «вёдрами». Каждое воскресенье они ставили ведерный самовар и подолгу пили чай всей семьёй. За это более поздние переселенцы дали челдонам прозвище «сибирские водохлёбы».

Челдоны — первые русские сибиряки

Ещё в середине XX века в Сибири встречались целые челдонские сёла. Но теперь челдоны — это очень малочисленная этническая группа. Однако трудно переоценить её влияние на нашу культуру. Ведь многие сибиряки, читая о культуре челдонов, даже сегодня во многом узнают самих себя.

Источник: sib100.ru

Еще до похода казаков Ермака, в Сибири осели русские люди, которых называли чалдонами. Они сохранили старый славянский говор, отличались упертостью и верили в языческих богов. По сибирской земле ходила поговорка «Чалдон шапки не ломает». Это означало, что они никогда не были крепостными и всегда держались независимо.

Откуда пришли чалдоны историки спорят и сегодня. Большинство исследователей считают их солянкой из старообрядцев, беглых людей с Руси, казаков и представителей коренных народов Сибири. Однако данные этнографии и археологии говорят, что они пришли на сибирские реки еще в XIII веке.

Русские в Сибири до Ермака

До Октябрьской революции русское население Сибири четко делилось на чалдонов и самоходов, так называли коренные сибиряки людей, пришедших из «России». Чалдоны разговаривали на «старом» русском языке, например вместо привычного – "кони" они использовали «комони». Это слово есть в «Слове о Полку Игореве» и «Задонщине».

Чалдоны на реке. Также используется термин челдоны

Этнографы заметили, что ряд топонимов Сибири имеют русские корни и названы так еще до прихода ватаг Ермака. Чалдоны вплоть до ХХ века жили укладом характерным для славян, времен феодальных князей. Что подтверждает теорию древнего происхождения народности.   

В 1549 году в своих «Записках о Московии» австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн описал Сибирь и поместил в Среднее Приобье область, которую назвал Лукоморье. В своей работе австриец опирался на неизвестный русский путеводитель.

Сигизмунд писал: «…Эти последние получили имя от крепости Серпонов (Serponow) в Лукоморье (Lucomorya), лежащем на горах за рекой Обью… Река Cossin вытекает из Лукоморских гор; при ее устье находится крепость Cossin, которой некогда владел князь (knes) Венца (wentza), а ныне его сыновья».

Чалдоны уверены, что их предки жили в Сибири 10 -15 поколений до прихода казаков атамана Ермака Тимофеевича, который перешел Каменный пояс (Урал) в 1581 году. Внешне они европеоиды со светлыми глазами, однако в их лицах наблюдаются признаки многолюдности – смуглая кожа, широкие лица, реже узкий разрез глаз. Это связано с наличием смешанных браков с сибирскими аборигенами. За эту особенность от остальных русских чалдоны получили прозвище «желтопупые».

Происхождение странного слова

Лингвисты и сегодня не определились с этимологией слова «чалдон», которое для уха современного человека звучит как-то насмешливо и даже с оттенком ругательства. Связано это с тем, что «коренные» сибиряки и русские переселенцы относились враждебно по отношению друг к другу. Основные версии происхождения названия таинственного сибирского народа, следующие:

  • чалдон – сокращение от словосочетания «человек с Дона»;
  • чалдоны – это люди прибывшие с Дона на челнах (лодках);
  • чалдон – это человек с реки. Считается, что река и вода со скифо-сарматских языков переводилось как «дон»;
  • чалдоны – это переселенец в Сибирь с местности между реками Чалкая (Чаля) и Доном.

Ни одна из версий не подтверждается, но есть и более прозаичное мнение.

В своем словаре Владимир Даль писал, что слово «челдон» заимствовано из монгольского языка и означает бродягу, беглого, каторжника.

Некоторые исследователи предполагают, что название народа переродилось из слова «челядь» (слуги). Дескать, они – потомки крепостных крестьян, сбежавших из России.

Фото мужчин чалдонов

Этнографические исследования подтверждают, что отдельные группы предков чалдонов могли мигрировать за Урал еще в княжеские времена, однако в их традиции и бытовой уклад наблюдается влияние казачьей культуры.

История семьи Каяловых 

Томский доктор исторических наук Галина Ивановна Пелых, собирая этнографические сведения о сибирских древностях познакомилась с чалдонской семьей Каяловых, которые называли себя самарами. Они сохранили предания о приходе своих предков в Сибирь. Этнографы давно фиксировали, что самоназванием первых самых «старых» чалдонов было «сарьмяты». Каяловы рассказали Галине Ивановне, что еще до казаков их семья жила в Причерноморских степях на реке Самара, которая впадает в Днепр. 

Про свою фамилию они говорили, что раньше «каялой» русские называли коромысло. Из-за «страшной войны» они покинули родные края и переселились на реку Иртыш. Позднее на новое место пришло много земляков Каяловых, которые расселились по Сибири. Галина Ивановна Пелых предположила, что «страшная война – смутные времена XIII-XIV веков.

Исследовательница писала, что самары: «…даже говорили иначе, чем чалдоны из казаков. Каяловы говорят не «чело», а «чало», не «человек», а «чаловик», не «челдон», а «чалдон» и высмеивают казацких чалдонов за то, что те говорят на «и». Последнее обстоятельство подтверждают местные диалектологи, установившие, что часть старожительского населения Сибири говорит все на «и»: «игород, игурцы, да ча, да пошто, ты, матка, ча, та ты ча», потешно так говорят».

Рассказ Каяловых находит и документальное подтверждение. Еще в 1597 году царь Федор Иоаннович послал на Енисей своего посланца Федора Дьякова, которому поставил задачу разведать те края на предмет новых подданных. Вернувшись через два года Дьяков привез большой ясак и как пишет Сибирская летопись сообщил, что там давно живет множество русских людей, которые торгуют, охотятся и собирают дань с аборигенов. Давнее присутствие русских в Сибири подтверждает и археология.

Археолог Василий Флоринский откопал в районе самарской Оби русские кольчуги и перстни с узорами, встречающимися на древнерусских колчанах. В Приобье были найдены предметы XIII-XIV, которые связаны с Русью. Это были фрагменты русских горшков, изготовленных на гончарном круге, фаянсовые голубые бусы, меч, железные ключи, бронзовые и серебряные височные кольца, браслеты и прочие предметы не характерные для народов Зауралья.

Язычники и охотники

Чалдоны враждебно встретили казаков и русскую власть. Это отобразилось на дальнейших отношениях коренных и пришлых поселенцев. Свою роль играли и религиозные взгляды чалдонов, которые были язычниками. Считается, что именно из-за этого чалдонов убрали из истории освоения Сибирского края.

В их домах были «красные углы», которые называли «божницами». Там наравне с иконами стояли, вырезанные из дерева и кости фигурки божков, в том числе и местных. Когда в Сибирь пришла власть московского царя, то чалдонов, как и староверов облагали двойной данью, что должно было способствовать их переходу в христианство.

Реконструкция чалдонской избы

Жили коренные сибиряки в больших избах, состоявших из двух срубов, соединенных в один дом. Считается, что ставить избы чалдоны начали после прихода в Сибирь «самоходов» из «Расеи». До этого они жили в малозаметных полуземлянках и небольших домиках, возведение которых не требует много времени. Чалдоны постоянно передвигались по рекам в поисках охотничьих угодий и рыбы и строить основательные дома смысла не было.

Женская и мужская половины дома

Чалдонские женщины носили черные платки, покрытые красной узорной вышивкой. Молодая незамужняя девушка могла надеть платок ярких цветов, но выйти на люди с непокрытой головой, считалось позором. Во время застолий под божницу (самое почетное место) усаживали стариков и авторитетных общинников. Родственникам и друзьям отводились боковые лавки, а детям и молодежи полагалось сидеть напротив «красного угла». Показательно, что не чалдонов даже больших начальников могли усадить на детское место.

Чалдонская свадьба

В среде чалдонов бытовал запрет мужчине на заход в «женскую половину избы» и кухню. Готовить еду, мыть посуду, варить лекарственные травы и даже наливать мужу кружку с водой полагалось только женщине. В свою очередь ей был табуирован заход на «мужскую половину». Женщинам запрещалось брать в руки косу, молоток, топор и прочие инструменты. Девочкам и мальчикам разрешалось играть вместе, пасти скот и рыбачить. Сидеть женщинам и мужчинам за одним столом не запрещалось, но ели вместе они только по праздникам.

Чалдоны из села Окунево Омской области, 1994 года

Чалдоны отличались медлительностью, упрямством, независимым характером, недоверием к власти и безразличием к тому, что не касалось их самих. В Сибири ходила поговорка: «Крыльцо блестит — чалдоны живут». Она означала, что коренные сибиряки добросовестно делают любую работу и постоянно заняты делом.

Участники ансамбля «Чалдоны»

В современной России чалдоны – вымирающая этническая группа, которая продолжает жить обособленно в далеких сибирских деревнях. Однако по всему Зауралью разбросаны населенные пункты и географические объекты с названием Чалданка, Челдонка, Чалдонка.

Источник: zen.yandex.com

Древний мир

Когда разговор заходит об истории Древнего мира, то обычно вспоминают древние государства Ближнего Востока. Понятно, что такое видение весьма ограничено, поскольку на территории той же Сибири люди жили задолго до времени строительства египетских пирамид. Возраст ранне палеолитической стоянки Карама на Алтае оценивается археологами в 600-800 тысяч лет. Советский академик Алексей Петрович Окладников считал Сибирь одним из первых центров антропогенеза. Находки последних десятилетий полностью подтверждают мнение академика. В 1993 году новосибирскими археологами на плато Укок (Горный Алтай) было найдено захоронение женщины, датируемое V-III веками до нашей эры. В прессе сенсационную находку назвали «Принцессой Укока». В погребальной камере были найдены шесть коней под седлами и со сбруей, колода из лиственницы с бронзовыми гвоздями. Мумия молодой девушки (на момент смерти ей было около 25 лет) хорошо сохранилась. Она была в парике и одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, войлочные носки и шубу. В Денисовой пещере на Алтае также были найдены останки так называемого «денисовского человека». Исследователи провели анализ ДНК и выяснили, что остатки кости датируются периодом 40 тысяч лет назад. Проведенные исследования показали, что «денисовский человек» оказался вымершим типом человека, чей геном значительно отличается от нашего. Эволюционное расхождение такого человека и неандертальца произошло около 640 тыс. лет назад. Позже эти люди вымерли или частично смешались с Homo sapiens.


Культуры

Эпоха бронзового века связана в Сибири в первую очередь с Афанасьевской культурой. Многочисленные следы деятельности её представителей были сначала найдены в Саянах и на Алтае. В III тысячелетии до нашей эры носители Афанасьевской культуры занимались на территории своего обитания земледелием и скотоводчеством. Позже следы этой культуры были найдены не только в Сибири, но и на территории современного Восточного Казахстана, Западной Монголии и Северного Китая. Этнически «афанасьевцы» не были монголоидами. Историки полагают, что Афанасьевская культура была создана мигрантами из Восточной Европы, в частности, носителями древнеямной культуры, которые ассимилировали местное население На смену Афанасьевской археологической культуре приходит Андроновская культура XVII—IX веков до н. э. «Андроновцы» на юге занимали территорию до современных Киргизии, Туркмении и Таджикистана, на востоке – Южный Урал, Западную Сибирь.


Хунну

Несколько веков до нашей эры на территории нынешней Монголии и Южной Сибири существовала мощная держава Хунну. В китайской историографии хунну появляются не ранее V века до н. эры. Набеги хуннских воинов на оседлое население Северного Китая побудили китайцев начать строительство отдельных укреплений, которые впоследствии были объединены в Великую китайскую стену. Около 51 г до н. э. держава Хунну раскололась на две части: восточные хунну признали верховенство китайского императора, а западные хунну были вытеснены в Среднюю Азию. Хуннская держава рухнула, и ее разрозненные части разбрелись по Азии и Европе. Часть самых отчаянных или, по словам Гумилева – пассионарии, двинулись на Запад, где прошли через Казахстан в 50-х годах II века нашей эры и вышли к берегам Волги.


Котел народов

Сибирь до нашей эры представляла из себя настоящий «котел народов». Здесь проживали юэчжи, динлины, предположительно скифы. Для этой эпохи характерны волны миграции, переход от оседлости к кочевому образу жизни. Большинство генетиков уже согласилось с тем, что те же индейцы, коренные жители Америки, произошли от сибиряков, которые от 18 до 26 веков назад перешли по перешейку из Чукотки на Аляску. Генетический анализ останков скелета девочки-подростка, возраст которого 12-13 тысяч лет, который был найден на полуострове Юкатан в 2014 году, подтвердил догадки ученых на этот счет. О результатах исследований писал журнал Science.

Источник: ludirosta.ru