Легенда: Однажды Нефритовый Император, заскучав на небе, пожелал видеть земных созданий и приказал своим помощникам спуститься на землю, и привести двенадцать самых красивых животных. Помощники спустились на землю и первой встретили Крысу и передали ей приглашение явиться во дворец к императору, зная о ее дружбе с котом, они попросили ее захватить его непременно с собой, они были уверены, что император будет очарован этим животным. Затем они встретили Буйвола, Тигра, Кролика, Дракона, Змею Лошадь, Овцу, Обезьяну, Петуха и Собаку и всем велели явиться к утру во дворец. Крыса, встретив кота, передала ему приглашение, тот был безмерно счастлив и попросил Крысу разбудить его утором, чтобы отправиться во дворец вместе. Крыса дала обещание и отправилась в свою нору спать, да вот только уснуть она не могла, несмотря на всю любовь к своему другу коту ее охватила зависть, она была уверена, что Кот затмит ее своей красотой. И когда ночь пошла на убыль, Крыса решила отправиться во дворец одна и не будить Кота.
а следующее утро все одиннадцать животных явились во дворец к императору, он неспешно прогуливаясь рассмотрел всех но насчитал только одиннадцать, и обратившись к своему помощнику сказал: «они славные твари, но я насчитал только одиннадцать, немедленно доставьте мне последнее животное! » Опасаясь гнева Императора, помощник ринулся назад на землю со страшной скоростью, чтобы найти замену Коту. Первый, кто попалось ему на глаза, был слуга, тащивший Свинью, так помощник забрал Свинью во дворец. А Крыса, по-прежнему беспокоясь что ее не заметят, забралась на спину Быку и стала играть на флейте. Подивившись этому Император отдал первенство именно ей, Быку второе место за то, что он любезно позволил Крысе запрыгнуть на спину. Бесстрашный на вид Тигр стал третьим, а Кролик, с его нежной белой шерсткой, — четвертым. Повелитель подумал, что Дракон напоминает могучую змею на лапах и отдал ему пятое место. Змея стала шестой, Лошадь – седьмой, Овца – восьмой, Обезьяна – девятой, Петух – десятым, а Собака – одиннадцатой. Повелитель считал Свинью самым нелепым из присутствующих животных, но выбора у него не было и пришлось присудить ей двенадцатое место. Проснувшись Кот явился во дворец, но увы, было уже поздно, с тех пор лучшие когда-то друзья враждуют. А двенадцатилетний цикл начинается с хитрой Крысы.

Источник: touch.otvet.mail.ru

Предисловие

Я царь – я раб, я червь – я Бог.

Державин Г. Р.


Задолго до того, как люди научились читать и писать, они хранили народные предания и легенды, передавая их из уст в уста. И, конечно, каждый рассказчик вносил что-то свое: то новый персонаж появится, то сюжет повернется по-другому. Из этих постоянно менявшихся историй и родились мифы и легенды.

Мифы – это истории о вымышленных событиях, и в них действуют сверхъестественные существа. Мифы – это, конечно, выдумка, но они помогают объяснить местные обычаи и природные явления. Очень часто мифы повествуют о божествах, которые принимают облик животных.

Легенда очень похожа на миф. Разница состоит в том, что легенда может сложиться на основе события, которое произошло в действительности, или рассказать о человеке, существовавшем взаправду. Но это не значит, что со временем она не претерпевает изменений.

Мифы древних народов – это, пожалуй, одно из самых интересных культурных достояний цивилизаций. Каждый народ, каждая страна, каждая цивилизация слагала свои мифы и легенды о храбрых героях, о могущественных богах, о всесильных правителях древнего мира.

Миф о создании людей на Борнео

На острове Борнео существует миф, что люди были созданы двумя огромными птицами, причем в начале птицы сплели их из прутиков, как плетут они свои гнезда. Но люди очень легко ломались. Тогда птицы высекли людей из камня, но люди оказались так тяжелы, что не могли ни ходить, ни говорить. И, наконец, птицы слепили людей из глины, а в жилы людей налили красную смолу из особого дерева. Вначале люди не могли говорить, но когда птицы окликнули человека и стали клювами терзать его тело, тот закричал от боли, а из ран его потекла кровь. Так человек одновременно научился говорить, научился защищаться и понял, что жизнь – это боль.


Черепахи, крокодилы, ящерицы, змеи – это потомки динозавров, существ, господствовавших на планете в эпоху мезозоя. Есть люди, испытывающие перед рептилиями безотчетный страх, но большая часть человечества восхищается их красотой и грацией. В древних мифах рептилиям отводилась особая роль – мудрецов, которым известны недоступные человеческому пониманию тайны. К этим животным невозможно оставаться равнодушным, поэтому в современных квартирах можно увидеть многих представителей класса пресмыкающихся, и с каждым днем желающих обзавестись таким необычным домашним питомцем становится больше.

От составителя

Животные

Сказка о медведихе

(отрывок)

 
Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что из лесу, из лесу из дремучего
Выходила медведиха
Со милыми детушками медвежатами
Погулять, посмотреть, себя показать.
Села медведиха под белой березою;
Стали медвежата промеж собой играть,
По муравушке валятися,
Боротися, кувыркатися…
 

Пушкин А. С.


Антилопа

В одном сибирском мифе у первой антилопы было шесть ног. При таком устройстве поймать её было очень трудно, а порой и невозможно.

Божественный охотник Тунг-пой смастерил особые коньки из священного дерева, которое непрерывно трещало и было ему указано лаем собаки. Так же трещали коньки, мчащиеся как стрела; чтобы управлять ими и тормозить их бег, ему приходилось вставлять в них клинья, сделанные из другого волшебного дерева.

Тунг-пой преследовал антилопу по всему небосводу. Изнемогшее животное упало на землю, и Тунг-пой отрезал антилопе заднюю пару ног.

– Люди, – сказал Тунг-пой, – становятся с каждым днём всё мельче и слабее. Как смогут они охотится за шестиногими антилопами, когда я сам с трудом её убил.

С тех пор антилопы стали четвероногими.

В мифах бушменов прародитель людей Цагн участвует в создании мира: он дал антилопе-сернобыку белого меда, сернобык выпил этот мед. И вот поэтому у сернобыка теперь светлая шкура.

А антилопе-каама Цагн дал сотового меда молодых пчел. Соты молодых пчел красные, и антилопа стала красной.

Антилопе-канна Цагн дал осиного меда, поэтому она темная – ведь она поела осиного меда.

Барс

Барс символ храбрости, чести и благородства. В Тибете сильны верования, что святые могут превращаться в снежного барса.

У вахов – этноса, проживающего в горах северной части Пакистана, Китая, Таджикистана и Афганистана, – существует верование в горных духов «пари» – женщин, превращающихся в снежных барсов, которые при должном обращении и уважении помогают местным жителям.


В тюрко-монгольском «зверином» календаре с 12-летним циклом вместо года Тигра был год Барса. По народным приметам, особенно удачным считался именно этот год. «В год Барса все сей, хотя бы просо сей», «Год Барса – богатство», предсказывали народные приметы.

В Непале существует множество местных обычаев, которые являются отражением буддийских традиций и ритуалов. Один такой ритуал запрещает горным пастухам жарить мясо, так как бог гор может прислать свою «собаку», т. е. снежного барса, тогда потери домашнего скота будут неизбежны. В Непале убийство снежного барса считается большим грехом, чем его добычи (например, голубого барана), потому что все грехи, которые барс совершил во время своей жизни, убивая жертв, затем будут переданы охотнику.

В Индии жители провинции Ладакх в Северной Индии считают, что снежный барс и сухопутное, и околоводное животное.

Барс в мифологических представлениях сакско-скифских народов был защитником справедливости: «Он, как высший судия, взирал на происходящее с божественной высоты».

Согласно древнему кыргызскому эпосу «Манас», родовая кыргызская знать – Беги вела свою родословную от мифических предков – барсов: «Я убил семь волков. Я не убивал барсов и ланей», – писали на могильных эпитафиях древние кыргызы.


В России увинцы издревле почитали и уважали «хозяина гор» – ирбиша (ирбиса), наделяя его сверхъестественными способностями.

Еще в VII веке предки казанских татар – волжские булгары – считали крылатого барса символом богатства, плодородия, благородства и покровителем их государства. Барс считался священным животным, поэтому он изображался со знаком святости – крыльями.

У узбеков по преданию, когда был заложен город Самарканд, с Зеравшанских гор спустился барс – палянг. Он побродил вокруг стен, обернулся человеком, благословил его жителей на строительство города, будущего Самарканда, и удалился обратно в горы. С тех пор жителей Самарканда стали называть барсами. На их штандартах и гербах изображался барс.

Образ снежного барса встречается в эпосах и сказаниях тувинского народа, сказках и песнях. Изображения ирбиса в виде украшений найдены в знаменитых древних курганах. Они зачастую сопровождались сценами его охоты, что подтверждало статус «царя зверей» тувинских высокогорий. До сих пор люди Тувы верят, что встреча с ирбишом – это предзнаменование какого-либо важного события, которое сыграет в жизни человека или жизни его рода особую роль. Нападения ирбиша на скот также расценивалось чабанами как наказание свыше за нарушение древних законов существования в гармонии с природой. Жители отдалённого нагорья Сенгелен на юго-востоке Тувы по сей день отождествляют ирбиша с духом гор и опасаются убивать этого зверя, способного и после своей смерти мстить убийце, истребляя его скот и род.


Старинная хакасская легенда гласит, будто однажды от змея родился человек «в рубашке», или с «волчьей шерстью», что было доброй приметой. Он, когда требовалось, принимал облик волка, превращался в барса, медведя или в любое другое животное. Ударится о землю – и уже иной. Отсюда у алтайских родов появился дух-покровитель. Чаще всего это были барс, змей, птица или волк, которые оберегали род.

Ирбис, снежный барс – главный герой, о котором повествуют легенды горного Алтая.

Это случилось в глубокой древности. Чудо-зверь Манны, подобно столетнему кедру, родила семерых сыновей-духов: кота, росомаху, барсука, рысь, барса, тигра и льва. В то время жила на Алтае девушка удивительной красоты, дочь вождя скифского племени. Люди звали ее Алтайской принцессой. Однажды она собирала в лесу целебные травы. Вдруг на поляну вышел юноша, его волосы были белыми, как снег, а глаза ясными, как горный хрусталь. На плечи юноши была наброшена белая шкура. Длинный пушистый хвост волочился по земле. Прошло несколько месяцев. Принцесса видела юношу почти каждый день. Они вместе гуляли в горах. Алтайская принцесса полюбила молодого человека с первого взгляда. Он рассказывал красавице о повадках животных, показывал неизвестные травы и скрытые тропы. Девушке казалось, что их кто-то сопровождает, стараясь оставаться незамеченным. Однажды она спросила об этом своего спутника. Юноша помрачнел и сказал, что никто не должен видеть это существо, что его приставила к нему мать Манны. Но девушка очень просила, и юноша решил ей довериться. Он повернулся в сторону чащи и промяукал по-кошачьи. Густые ветви всколыхнулись, и на поляну вышла огромная белоснежная кошка с крыльями за спиной. Именно она охраняла своего хозяина и его спутницу, то скрываясь за скалами, то взлетая к горным вершинам.


С каждым днем молодые люди все яснее понимали, что не могут больше жить друг без друга. Они дали друг другу клятву любви и верности. Тем временем, отец принцессы нашел ей жениха, знатного воина из соседнего племени. Но принцесса сказала, что у нее уже есть возлюбленный. Скифский вождь разгневался. Он решил выследить и убить суженого своей дочери. Девушку заперли, а на ее любимого устроили охоту. Однако юношу не смогли найти, только случайно убили двух барсов, а их шкуры принесли в деревню. Девушка с ужасом узнала одеяние, которое носил ее возлюбленный. В отчаянии принцесса убежала в горы. Ее долго искали, а когда нашли, стало понятно, что девушка лишилась рассудка. Много времени прошло, прежде чем принцесса пришла в себя. Она сказала, что обручена и больше никогда не выйдет замуж. Она закуталась в белую шкуру и ушла. Никто не знает, где она была и кого встретила на своем пути. Говорят, она долго училась у какого-то шамана-отшельника его странному искусству.

Прошли годы. В горах появилось странное существо – большая белая кошка. Люди назвали ее Ирбис. Говорили, что это и есть тот самый юноша, сын зверя Манны.


В другом варианте легенды духи помогли принцессе заколдовать родник. Девушка опустила в него шкуру возлюбленного, и он ожил. Но с тех пор не мог больше принимать человеческий облик. И навсегда остался барсом. А принцесса жила с ним в этих местах еще много лет. Люди признали ее своей главной шаманкой и, прежде чем осесть на очередное кочевье, просили договориться с духами гор, с духами кошек, которые охраняли перевалы. Кочевники не хотели, чтобы барсы нападали на их лошадей. Многие народности Алтая до сих пор верят, что их прародителем был снежный барс.

Барсук

На Алтае бытует такая легенда. У Зверя зверей (Панан-панысты) было семь сыновей. Карагула (лев), Бар (тигр), Айу (медведь), Барсук, Бёрю (волк), Шюлюзин (рысь) и Тюлкю (лиса).

Известно, что все братья жили в дружбе и согласии. Однажды, все семь братьев решили устроить охоту на марала (Сыгын). И вот, идя по тайге, они наткнулись на спящего марала.

Братья остановились и заспорили вдруг: кому идти на марала первому?

Тут выскочил вперед барсук и говорит: «Я пойду первым, я старше вас всех». Братья посмотрели на него, и никто не стал возражать. Барсук, получив молчаливое согласие, стал подкрадываться к маралу. Он немного прополз, обернулся и спрашивает: «Как братья, у меня хвост?». Те ему в ответ: «Торчит твой хвост».

Барсук поджал свой хвост и пошел дальше. Но, пройдя несколько шагов, опять обернулся и спрашивает: «Каковы у меня глаза?» Братья ответили ему вновь: «Маленькие стали».


Тогда Барсук смело стал подходить к маралу, надеясь показать свою удаль перед братьями, каков он ловкий и сильный, и не боится большого зверя. И только подумал он об этом, как марал проснулся и встал на ноги.

Марал увидел подкрадывающегося барсука, да как его ударил задними копытами и был таков. От такого сильного и неожиданного удара барсук далеко улетел в кусты, а когда оправился и выполз оттуда, то на его голове не оказалось шкуры. Предстал он перед братьями совсем лысым и растерянным.

Видя, такую картину, все братья-звери дружно рассмеялись. Льву и тигру, медведю и волку, рыси и лисе стало досадно, что барсук упустил марала, да еще и сам сильно пострадал, вызвавшись идти на охоту первым.

«Эх, – сказали братья, – сам не предвидел, что останешься лысым».

В горах Алтая до сих употребляется эта поговорка, в том случае, когда желают укорить хвастуна или самоуверенного человека. Обычно, в таких случаях говорят: – «Эй, брат! Барсук-то, сам не знал, что будет лысым! Неужели не знаешь, что есть такая поговорка?!»

Есть еще японская легенда о Кадзутоё и барсуке. Как-то раз Кадзутоё и его слуга отправились ловить рыбу. Удачно порыбачили и уже собирались возвращаться домой, как внезапно полил сильный дождь, и они были вынуждены искать убежища под ивой. Подождав некоторое время, они увидели, что ливень не прекращается и становится темно, и тогда вопреки ненастью они решили продолжить свой путь. Не успели рыбаки отойти далеко, как повстречали горько плачущую молодую девушку. Кадзутоё отнесся к ней с подозрением, но его слуга был очарован красотой девушки и спросил у нее, кто она такая и почему блуждает в такую ненастную ночь.

– Увы! Добрый господин, – отвечала девушка, все еще рыдая, – моя история очень печальная. Я долго терпела насмешки и жестокость злой мачехи, которая ненавидит меня. Сегодня вечером она оклеветала меня и побила. Я не могла больше терпеть такие горькие унижения и ушла к своей тетке – она живет вон в той деревне, – чтобы найти покой, защиту и кров, но меня внезапно поразил странный недуг, и я была вынуждена оставаться тут, пока боль не отступила.

Эти слова тронули добросердечного слугу, и он тотчас посочувствовал прекрасной девушке, но Кадзутоё, основательно поразмыслив обо всем, выхватил меч и отрубил ей голову.

– О, мой господин, – вскричал слуга, – что вы наделали! Как вы могли убить ни в чем неповинную девушку? Поверьте, вам придется дорого заплатить за свое безрассудство!

– Ты ничего не понимаешь, – отвечал Кадзутоё, – но я тебя прошу сохранить все это в тайне.

Когда они пришли домой, Кадзутоё вскоре уснул, но его слуга после размышлений об убийстве прекрасной девушки отправился к родителям своего господина и рассказал им эту печальную историю.

Отец Кадзутоё, когда услышал этот наводящий ужас рассказ, страшно разгневался. Он тотчас отправился в комнату сына, разбудил его и сказал:

– О, презренный убийца! Как ты мог убить невинную девушку без малейшей на то причины? Ты опозорил благородное имя самурая, имя, которое носят истинные воины, те, что защищают слабых и беспомощных. Ты принес позор в наш дом, и мой долг – лишить тебя жизни.

Произнеся эти слова, он вынул меч.

– Отец мой, – отвечал Кадзутоё, не дрогнув перед сверкающим оружием. – Вы, как и мой слуга, ничего не понимаете. Мне надо было разгадать загадку, и после того, как я ее разгадал, уверяю вас, я не виновен в столь грязном преступлении, как вы предполагаете, и я честно предан призванию самурая. Девушка, которой я мечом отрубил голову, не была смертной. Будьте добры, пойдите завтра со своими слугами на то место, где все это произошло. Если вы найдете труп убитой девушки, вам не надо будет лишать меня жизни, ибо я сам сделаю харакири.

На следующий день рано утром, когда солнце еще едва всходило, отец Кадзутоё вместе со своими слугами отправился в путь. Как только они добрались до места, где разыгралась трагедия, на краю дороги отец увидел обезглавленный труп, который так боялся обнаружить, но не прекрасной девушки, а огромного барсука.

Когда отец снова вернулся домой, то спросил сына:

– Как так случилось, что ты разглядел барсука под личиной прекрасной девушки?

– Господин, – отвечал Кадзутоё, – существо, которое я увидел прошлой ночью, вначале и мне показалось девушкой, но ее красота была странной, не похожей на ту, какая бывает у земной женщины. Более того, хотя в то время шел проливной дождь, я заметил, что одежда девушки нисколько не намокла, и, поразмыслив над этим странным явлением, я сразу же понял, что эта женщина не что иное, как какой-то злой дух. Это существо приняло облик прекрасной девушки, чтобы околдовать нас своими чарами в надежде, что она сможет получить весь наш улов.

Старого отца переполнило восхищение мудростью сына. Обнаружив в нем такой дар предвидения и осмотрительности, он решил отречься от престола и провозгласить Кадзутоё вместо себя правителем Тосы.

Существует легенда, почему барсук и лиса в норах живут. Когда-то, рассказывают, не было у зверей хвостов. Был он только у льва. Плохо жилось зверям без хвостов. Зимой еще кое-как, а подойдет лето – нету спасения от мух да мошкары. Чем их отгонишь? Не одного, бывало, за лето до смерти заедали оводы да слепни.

Прознал про такую беду звериный царь и дал указ, чтоб все звери шли к нему хвосты получать.

Кинулись царские гонцы во все концы зверей созывать. Увидали волка – передали ему царский указ. Увидали быка, барсука – тоже позвали. Лисице, кунице, зайцу, лосю, дикому кабану – всем сказали.

Остался один лишь медведь. Долго искали его гонцы, нашли наконец сонного в берлоге. Разбудили, растолкали и велели, чтоб за хвостом поспешал.

Да только неторопливый медведь не очень спешил за хвостом.

Плетется, да мед выискивает. Видит – пчелиное дупло на липе. Взобрался медведь на дерево, а там, в дупле, меду полным-полно. Ест мед, торопится.

Наелся, глянул на себя, а шуба-то вся в меду да в трухе!.. «Как же, – думает, – в таком виде мне пред царские очи являться?»

Пошел медведь на речку, вымыл шубу да и прилег на пригорке сушиться. А солнышко так припекло, что не успел Мишка и оглянуться, как уже сладко захрапел.

Тем временем стали звери к царю собираться. Первой прибежала лиса. Огляделась по сторонам, а перед царским дворцом целая куча хвостов: и длинные, и короткие, и голые, и пушистые.

Поклонилась лиса царю и говорит:

– Ясновельможный господин царь! Я первая откликнулась на твой царский указ. Дозволь же мне за это выбрать себе хвост какой захочется.

Царю-то все равно, какой хвост дать лисе.

– Ладно, – говорит, – выбирай себе хвост по вкусу.

Разворошила хитрая лиса всю кучу хвостов, выбрала самый красивый – длинный, пушистый – и помчалась назад, пока царь не передумал.

За лисой прискакала белка, выбрала себе хвост тоже красивый, да только поменьше, чем у лисы. За нею – куница. И она с хорошим хвостом назад побежала.

Лось, тот выбрал себе хвост самый длинный, с густою метелкой на конце, чтоб было чем от оводов да слепней отмахиваться. А барсук схватил хвост широкий да толстый.

Лошадь взяла себе хвост из сплошного волоса. Прицепила, махнула по правому боку, по левому – хорошо машет.

– Теперь мухам смерть! – заржала она на радостях и поскакала на свой луг.

Последним прибежал зайчик.

– Где же ты был? – говорит царь. – Видишь, у меня один только маленький хвостик остался.

– А мне и этого хватит! – обрадовался зайчик. – Оно и лучше, чтоб налегке от волка и собаки убежать.

Прицепил себе зайчишка коротенький хвостишко куда полагается, скакнул раз, другой и побежал веселый домой. А звериный царь, все хвосты раздав, пошел спать.

Только под вечер проснулся медведь. Вспомнил, что надо ведь к царю за хвостом торопиться. Глянул, а солнце-то уже за лес катится. Кинулся он со всех ног галопом. Бежал, бежал, аж вспотел бедняга. Прибегает к царскому дворцу, а там – ни хвостов, ни зверей. «Что ж теперь делать? – думает медведь. – Все будут с хвостами, один я без хвоста».

Повернул Мишка назад и злой-презлой потопал в свой лес. Идет он, вдруг видит – на пне барсук вертится, ладным своим хвостом любуется.

– Послушай, барсук, – говорит медведь, – зачем тебе хвост? Отдай его мне!

– И что ты, медведь, выдумал! – удивляется барсук. – Разве можно такого красивого хвоста лишиться?

– А не дашь по доброй воле, силой отберу, – буркнул медведь и положил свою тяжелую лапу на барсука.

– Не дам! – закричал барсук и рванулся изо всех сил бежать.

Смотрит медведь, а у него в когтях кусок барсучьей шкуры остался да кончик хвоста. Бросил он шкуру прочь, а кончик хвоста себе прицепил и двинулся в дупле мед доедать.

А барсук от страха места себе не найдет. Куда ни спрячется, все ему мерещится, что вот-вот придет медведь, остаток хвоста отберет. Вырыл он тогда в земле большую нору, там и поселился. Рана на спине зажила, а осталась зато темная полоска. Так до сих пор она и не посветлела.

Бежит раз лиса, глядь – нора, а в ней кто-то храпит. Забралась она в нору, видит, там барсук спит.

– Что это тебе, соседушко, наверху тесно, что ты под землю забрался? – удивляется лиса.

– Да-а, лисичка, – вздохнул барсук, – правда твоя – тесно. Если б не еду искать, то и ночью бы не выходил отсюда.

И рассказал барсук лисе, отчего ему на земле тесно. «Э-э, – подумала лиса, – коль медведь на барсучий хвост позарился, то мой ведь во сто раз краше»

И побежала она искать от медведя убежища. Пробегала целую ночь, нигде спрятаться не может. Наконец под утро вырыла себе нору, такую же, как у барсука, залезла в нее, прикрылась своим пушистым хвостом и спокойно уснула.

С той поры барсук и лиса живут в норах, а медведь так без хорошего хвоста и остался.

Источник: fictionbook.ru

Короткая христианская легенда о кошке

Короткая легенда о кошке, бытующая среди христиан, рассказывает о том, как на кошачьем лбу появился значок в виде буквы М. Ночь, когда Иисус появился на свет, выдалась прохладной и неуютной. Младенец плакал и дрожал, пока в пещере не появилась кошка, которая отогрела его своим теплом и успокоила мурчанием. В благодарность за это Дева Мария начертала на лбу животного первую букву своего имени, дав тем самым особое благословение.

Короткая легенда о кошке

Короткая мусульманская легенда о кошке

Мусульманская легенда о кошке объясняет, почему кошки всегда приземляются на четыре лапы. Этот миф связан с пророком Мухаммедом, известным кошатником, и его любимицей Муэззой.

Пророк, по преданию, так любил свою кошку, что старался ничем ей не беспокоить. Однажды Муэзза уснула на рукаве халата, который пророк приготовил для утренней молитвы, и тогда он отрезал часть своего одеяния, чтобы не будить любимицу. Проснувшись, кошка поклонилась святому в благодарность за заботу, а тот трижды погладил её по спинке. С тех пор все представители кошачьего рода почти никогда не падают с опасной высоты на спину.

Короткая легенда о кошке

Представления египтян

В Древнем Египте к кошкам было особенно трепетное отношение. Считалось, что в кота может прекращаться главный бог египетского пантеона — Ра. В виде кошки или женщины с кошачьей головой изображалась и его дочь — богиня Баст (Бастет), которая покровительствовала любви, красоте, плодородию и деторождению.

Был у Ра и кот-защитник по имени Атум. Каждую ночь, когда бог Солнца в своей ладье попадал в царство мёртвых, на его пути вставал зловещий змей Апоп, который хотел, чтобы новый день никогда не настал. Но Атум раз за разом убивал Апопа, и утренняя заря занималась в положенный час.

Короткая легенда о кошке

Верования древних скандинавов

Скандинавы считали, что кошки были постоянными спутниками Фрейи — белокурой богини войны и любви. Эта красотка передвигалась по небесным просторам в колеснице, влекомой не лошадьми, а парой больших мохнатых кошек, уши которых украшены кисточками. По преданию, эта хвостатая пара — предки современных норвежских лесных кошек.

Короткая легенда о кошке
Художник Карл Эмиль Доплер, 1905

В Исландии известен также Йольский кот — отрицательный персонаж, который, как говорили, в праздник Йоля (аналог святок в этой стране) съедал тех, у кого не было одежки из шерсти. Теперь считается, что исландцы-взрослые специально выдумали злого кота, чтобы заставить детей ухаживать за овцами. Ведь тогда овечья шерсть была основным источником дохода для жителей этой страны!

Небольшие легенды о кошках для детей

Кошка в славянской мифологии

Считается, что у наших предков-славян кошка была священным животным Велеса — одного из главных богов у язычников Древней Руси. Спутником этого покровителя поэзии и домашних животных был Кот Баюн — прототип знаменитого пушкинского Кота Учёного.

Кот Баюн — персонаж неоднозначный. Своим звучным, слышным за семь вёрст голосом, он мог и заговорить до смерти, и вылечить от смертельного недуга. Опасным этот коварный зверь был для тех, кто перед ним пасовал. А для тех, кто смог победить хвостатого говоруна, его сказки становились целебными.

Небольшие легенды о кошках для детей

Кельтская легенда

Благодаря чёрному коту с белым пятном на груди по имени Ши — герою легенд Шотландии и Ирландии — мы можем догадаться, откуда взялся миф о девяти кошачьих жизнях.

По легенде, Ши — была колдуньей, которая умела оборачиваться кошкой. Но такой шанс давался ей лишь восемь раз. Стоило ей решиться на превращение и в девятый раз, как она навеки оставалась в образе животного.

Кстати, однозначно отрицательным героем Ши назвать нельзя. С одной стороны, кот мог украсть душу покойника, пока та ещё не отправилась к богам, и поэтому в доме, где лежал умерший, старались не зажигать свет. С другой стороны, тем, кто оставлял усатому в праздник Сайман на крыльце миску с молоком, он даровал всякие блага и следил за тем, чтобы коровы не переставали давать молоко.

Небольшие легенды о кошках для детей

Короткая индийская легенда о кошке

Одна из легенд о кошке, бытующих в Индии, рассказывает версию о том, как это независимое животное стало домашним.

В старые-старые времена кот и тигр жили вместе, как старший и младший брать. И вот однажды с тигром случилось несчастье — он заболел. Полосатого гиганта бил озноб, и он никак не мог согреться. Выход был один: пойти к людям, владеющим огнём и попытаться добыть у них несколько угольков, чтобы развести собственный костёр.

Кот решился на отчаянный шаг, и ему повезло. В доме, куда он забрёл, не оказалось хозяев. Зато он нашёл там вкусную рыбу, которой полакомился, и тёплый очаг, возле которого вздремнул. Потом усатый вспомнил о больном брате и побежал к нему, прихватив с собой угли.

Но когда он развёл огонь и согрел больного, то сказал, что больше не останется в джунглях, а пойдёт туда, где всегда тепло и есть еда — к людям. С тех пор коты живут в наших домах и наших сердцах.

Короткая легенда о кошке

Легенды Китая

У китайцев есть легенды о домашней мурке Мао, и о лесной — Ли. По-китайски, чтобы написать короткое слово «Мао», нужно начертать три иероглифа, у каждого из которых свой смысл — это «поле», «трава» и «монстр». И, конечно, это вовсе не случайный набор. Кошки охраняли посевы риса и были в глазах грызунов настоящими грозными монстрами. По одной из версий, хозяином Мао был маг Миау-Куау, во власти которого было не только лечить людей, но даже воскрешать мёртвых.

Дикую кошку Ли китайцы ассоциировали с богиней Ли Шоу. В момент сотворения богами земли она вызвалась присматривать за этим чудом. Но легкомысленной богине куда больше по сердцу были сон или игры, а не выполнение своих обязанностей. Тогда она решила «сложить полномочия», отказавшись одновременно и от речи, а главным посоветовала назначить человека. Но, к сожалению, тот не мог понимать богов, и тогда Ли Шоу стала звеном, связующим тех и других.

Легендарная кошка Японии

Самый известный японский кот, конечно, — манеки-неко. Белый кот, иногда с рыжими и чёрными отметинами, держит в приветственном жесте одну или две передних лапы, призывая тем самым удачу и богатство.

Есть три разных легенды о появлении этой чудо-кошки. По одной из них, киса прославилась после того, как спасла от змеи знаменитую гейшу. По другой — кошка зазывала гостей в заброшенный монастырь, и благодаря ей там снова наступила пора расцвета. По третьей — благородная кошка помогла своей бедной хозяйке, которая вынуждена была её прогнать. Явившись старушке во сне, кошка подсказала женщине, как можно справиться с нищетой — лепить глиняные фигурки.

Небольшие легенды о кошках для детей

Источник: aroundpet.ru

Сова — мудрое животное?

Маленькая легенда о животных

Люди считают сов умными по той же причине, по которой они думают, что люди носящие очки высоко интеллектуальны: необычно большие глаза воспринимаются как признак интеллекта. И глаза совы не просто необычайно большие; они огромные и занимают так много места в черепе этих птиц, что животные не могут даже двигать ими (сова должна поворачивать всю голову, а не глаза, чтобы посмотреть по сторонам).

Миф о «мудрой сове» восходит к древней Греции, где сова была талисманом Афины, богини мудрости, но правда в том, что совы не умнее других птиц и намного уступают интеллектом сравнительно малоглазым воронам.

У слонов действительно хорошая память?

Маленькая легенда о животных

«Слон никогда не забывает» — гласит старая пословица — и в этом случае есть доля правды. Мало того, что слоны имеют сравнительно большие мозги, чем другие млекопитающие, но у них также есть удивительно развитые познавательные способности: слоны могут «помнить» своих собратьев и даже узнавать людей, которых они встречали только один раз, несколько лет назад. Известно также, что слонихи-матриархи стада запоминают место расположение водоема, и есть некоторые свидетельства того, что слоны «вспоминали» умерших собратьев, нежно лаская их кости.

Существует другой миф о слонах, что они боятся мышей. По сути, слона очень легко напугать и это может сделать не только мышь, но и любое внезапное движение.

Свиньи едят, как свиньи?

Маленькая легенда о животных

Ну, да, тавтологически говоря, свиньи действительно едят, как свиньи — так же, как волки действительно едят, как волки, а львы действительно едят, как львы. Но будут ли свиньи на самом деле объедаться до рвоты? Как и большинство животных, свинья будет есть столько, сколько нужно, чтобы выжить, и если она, похоже, переедает (с человеческой точки зрения), то только потому, что она не ела какое-то время, или она чувствует что не будет есть снова в ближайшее время. Скорее всего, высказывание «ест, как свинья», происходит от неприятного чавканья, которое эти животные издают во время кормления. Свиньи — всеядные млекопитающие, употребляющие растительность, зерно, фрукты и почти любых мелких животных, которых они могут достать из-под земли своими тупыми пятачками.

Термиты едят деревья?

Маленькая легенда о животных

Несмотря на то, что в мультфильмах показывают, как колония термитов сжирает весь сарай за десять секунд, на самом деле, даже не все термиты едят древесину. Так называемые «высшие» термиты в основном потребляют траву, листья, корни и фекалии других животных, тогда как «нижние» термиты предпочитают мягкую древесину, которая уже заражена вкусными грибами.

Что касается того, как некоторые термиты могут переваривать древесину: это происходят благодаря микроорганизмам, которые находятся в кишечнике насекомых и вырабатывают ферменты, разрушающие твердую целлюлозу. Один малоизвестный факт о термитах заключается в том, что они являются одними из основных факторов глобального потепления: по некоторым оценкам, древесные термиты выбрасывают в атмосферу около 10 % метана, еще более мощного парникового газа, чем углекислый газ!

Действительно ли лемминги самоубийцы?

Маленькая легенда о животных

Истинная история: в 1958 году документальный фильм Уолта Диснея «Белая пустошь» показал, как группа леммингов безрассудно прыгала со скалы и это было похоже на массовое самоубийство. Фактически, продюсеры последующего мета документального фильма о природе «Cruel camera» обнаружили, что лемминги в картине Диснея были куплены в Манитобе, а затем сброшены с обрыва съемочной группой!

Однако к этому моменту ущерб уже был нанесен: целое поколение зрителей убедилось, что лемминги — самоубийцы. Дело в том, что лемминги не так уж самоубийственны, но они крайне небрежны: каждые несколько лет популяции этих животных разбиваются (по причинам, которые не совсем понятны) во время периодических миграций.

Являются ли муравьи трудягами?

Маленькая легенда о животных

Трудно представить себе животных, более устойчивых к антропоморфизации, чем муравьи. Тем не менее люди продолжают приписывать им человеческие качества все время: в басне «Муравей и цикада» ленивая цикада все лето поет, в то время как муравей запасается пищей на зиму (и неуклонно отказывается делиться своими запасами, когда голодающая цикада просит помощи).

Поскольку муравьи постоянно находятся в движении, а разные члены колонии имеют свои роли, можно простить обычных людей за то, что называют этих насекомых «трудолюбивыми». Однако правда заключается в том, что муравьи не «работают», потому что они сосредоточены и мотивированы. Это происходит потому, что в процессе эволюции у них появилась необходимость заботиться о своей семье и выполнять определенные действия. В этом отношении муравьи не являются более трудолюбивыми, чем ваш типичный домашний кот, который большую часть своего времени спит!

Акулы действительно кровожадны?

Маленькая легенда о животных

Акулы не более кровожадны (в человеческом смысле чрезмерно злобные и жестокие), чем любое другое плотоядное животное. Однако некоторые акулы обладают способностью обнаруживать мельчайшие количества крови в воде — около одной части на миллион. (Это не так впечатляет, как кажется: эквивалентен равен одной капле крови, растворенной в 50 литрах морской воды.)

Действительно ли крокодилы проливают слезы?

Маленькая легенда о животных

Говорят, что человек проливает «крокодиловые слезы», когда он неискренен в связи с несчастьем кого-то другого. Источником этой фразы (по крайней мере, на английском языке) является описание крокодилов 14-го века сэром Джоном Мандевилем: «Эти змеи убивают людей и плачут из-за этого». Так что крокодилы действительно «плачут» неискренне, пока они едят свою добычу?

Удивительно, но это миф правдив. Как и другие животные, крокодилы выделяют слезы, для увлажнения глаз, что особенно актуально, когда эти рептилии находятся на суше. Также возможно, что прием пищи стимулирует слезные протоки крокодила благодаря уникальному расположению челюстей и черепа.

Действительно ли голуби — птицы мира?

Маленькая легенда о животных

Что касается их поведения в дикой природе, голуби не более мирные, чем любые другие птицы, питающиеся семенами и фруктами, хотя они, возможно, легче уживаются вместе, чем вороны или стервятники. Основная причина, по которой голуби символизируют мир — это их светлое оперение, вызывающее воспоминания о международном знаке капитуляции — белом флаге.

Неужели ласки действительно подлые?

ласка, рыжая ласка

Нет никаких сомнений в том, что их гладкие, мускулистые тела позволяют ласкам проскользнуть через маленькие щели, незаметно проползти под подлеском и проникнуть в другие труднопроходимые места. С другой стороны, сиамские кошки способны вести себя подобным образом, и у них нет такой же репутации «скрытности».

Возможно, негативная слава этих животных связана с их привычкой совершать налеты на домашних птиц, хотя это скорее вопрос выживания, чем черта характера.

Неужели ленивцы на самом деле ленивы?

Маленькая легенда о животных

Да, ленивцы медленны, причем настолько, что микроскопические водоросли растут на шерсти некоторых видов, и это делает их практически неотличимыми от растений. Но ленивцев на самом деле нельзя назвать ленивыми. Чтобы считаться «ленивым», вы должны иметь альтернативу (быть хоть иногда энергичными), и в этом отношении природа обделила животных энергичностью.

Основной метаболизм ленивцев устанавливается на очень низком уровне, примерно в два раза меньше, чем у млекопитающих сопоставимых размеров, а их внутренние температуры тела также ниже (от 30,5 до 33,9° С). И даже если автомобиль будет ехать прямо на ленивца, он не сможет уйти с дороги вовремя — не потому, что ему лень, а потому, что физически он не может этого сделать.

Действительно ли гиены злые?

Маленькая легенда о животных

После выхода мультипликационного фильма «Король-лев», гиены получили плохую славу. Это правда, что хрюканье, хихиканье и «смех» пятнистой гиены делают этого африканского падальщика смутно социопатичным, и они не являются самыми привлекательными животными на Земле.

Но так же, как гиены не имеют чувства юмора, они не являются злыми, по крайней мере, в человеческом смысле этого слова; как и любой другой житель африканской саванны, они просто пытаются выжить.

(Кстати, гиены негативно изображаются не только в Голливуде. Некоторые танзанийские племена верят, что ведьмы катаются на гиенах, как на метлах.)

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Источник: NatWorld.info