Александр Сергеевич Пушкин стихи про осень

Прекрасная пора очей очарованье стихотворениеКатегория: Поздравления » СтихиУнылая пора! Очей очарованье!…Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы.

***

Уж небо осенью дышало...

Уж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день,Лесов таинственная сеньС печальным шумом обнажалась,Ложился на поля туман,Гусей крикливый караванТянулся к югу: приближаласьДовольно скучная пора;Стоял ноябрь уж у двора.

***

Осеннее утро

Поднялся шум; свирелью полевойОглашено мое уединенье,И с образом любовницы драгойПоследнее слетело сновиденье.С небес уже скатилась ночи тень.Взошла заря, блистает бледный день —А вкруг меня глухое запустенье…Уж нет ее…

я был у берегов,Где милая ходила в вечер ясный;На берегу, на зелени луговЯ не нашел чуть видимых следов,Оставленных ногой ее прекрасной.Задумчиво бродя в глуши лесов,Произносил я имя несравненной;Я звал ее — и глас уединенныйПустых долин позвал ее в дали.


К ручью пришел, мечтами привлеченный;Его струи медлительно текли,Не трепетал в них образ незабвенный.Уж нет ее!.. До сладостной весныПростился я с блаженством и с душою.

Уж осени холодною рукоюГлавы берез и лип обнажены,Она шумит в дубравах опустелых;Там день и ночь кружится желтый лист,Стоит туман на волнах охладелых,И слышится мгновенный ветра свист.Поля, холмы, знакомые дубравы!Хранители священной тишины!Свидетели моей тоски, забавы!Забыты вы… до сладостной весны!

***

Осень

Октябрь уж наступил — уж роща отряхаетПоследние листы с нагих своих ветвей;Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.Журча ещё бежит за мельницу ручей,Но пруд уже застыл; сосед мой поспешаетВ отъезжие поля с охотою своей,И страждут озими от бешеной забавы,И будит лай собак уснувшие дубравы.

IIТеперь моя пора: я не люблю весны;Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимой я более доволен,Люблю её снега; в присутствии луныКак лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,Когда под соболем, согрета и свежа,Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!IIIКак весело, обув железом острым ноги,Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!А зимних праздников блестящие тревоги?..


Но надо знать и честь; полгода снег да снег,Ведь это наконец и жителю берлоги,Медведю, надоест. Нельзя же целый векКататься нам в санях с Армидами младымиИль киснуть у печей за стёклами двойными.IVОх, лето красное! любил бы я тебя,Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;Лишь как бы напоить, да освежить себя —Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,И, проводив её блинами и вином,Поминки ей творим мороженым и льдом.VДни поздней осени бранят обыкновенно,Но мне она мила, читатель дорогой,Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье роднойК себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,Из годовых времён я рад лишь ей одной,В ней много доброго; любовник не тщеславный,Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.VIКак это объяснить? Мне нравится она,Как, вероятно, вам чахоточная деваПорою нравится. На смерть осуждена,Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

Улыбка на устах увянувших видна;Могильной пропасти она не слышит зева;Играет на лице ещё багровый цвет.Она жива ещё сегодня, завтра нет.

VIIУнылая пора! очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдалённые седой зимы угрозы.


VIIIИ с каждой осенью я расцветаю вновь;Здоровью моему полезен русской холод;К привычкам бытия вновь чувствую любовь:Чредой слетает сон, чредой находит голод;Легко и радостно играет в сердце кровь,Желания кипят — я снова счастлив, молод,Я снова жизни полн — таков мой организм(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

IXВедут ко мне коня; в раздолии открытом,Махая гривою, он всадника несёт,И звонко под его блистающим копытомЗвенит промёрзлый дол и трескается лёд.Но гаснет краткий день, и в камельке забытомОгонь опять горит — то яркий свет лиёт,То тлеет медленно — а я пред ним читаюИль думы долгие в душе моей питаю.XИ забываю мир — и в сладкой тишинеЯ сладко усыплён моим воображеньем,И пробуждается поэзия во мне:Душа стесняется лирическим волненьем,Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,Излиться наконец свободным проявленьем —И тут ко мне идёт незримый рой гостей,Знакомцы давние, плоды мечты моей.XIИ мысли в голове волнуются в отваге,И рифмы лёгкие навстречу им бегут,И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,Минута — и стихи свободно потекут.Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползутВверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.

Источник: http://www.porjati.ru/pozdravleniya/stihi/80740-stihi-aleksandra-sergeevicha-pushkina-pro-osen.html

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье»

iv>

Прекрасная пора очей очарованье стихотворение

Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Золотая пора года поражает своей красотой, поэтичностью. Период, когда природа ярко и торжественно прощается с летом, теплом, зеленью, готовится к зимнему сну. Желтая, красная листва украшает деревьев, а осыпаясь ложится пестрым ковром под ноги. Межсезонье на протяжении столетий вдохновляло художников, поэтов, композиторов, драматургов.

Пушкина всегда привлекала осень своим очарованием. Он любил это время больше всех других, о чем неустанно писал как в прозе, так и в стихах. В стихотворении «Унылая пора, очей очарованье» Александр Сергеевич рассуждает о временах года и приходит к выводу, что конец октября для него идеален по всем параметрам.

Он не любит весну, воспетую многими поэтами, за то, что грязно, слякотно. Не выносит знойного лета, с вечно жужжащими насекомыми. Лирику больше к душе «русский холод». Но зима морозная, долгая. Хоть герой и любит мчатся на санях по снегу, кататься на коньках. Не всегда погода благоволит любимым забавам. А сидеть долго дома у камина рассказчику скучно, тоскливо.


Знаменитые строки родились во вторую Болдинскую осень в 1833 году. Известно, что данный период был самым продуктивным для поэта, его творческим подъемом. Когда пальцы сами просились к перу, а перо к бумаге. Подготовка ко сну, увядание природы – для Пушкина этап обновления, новой жизни. Он пишет, что вновь расцветает.

Уже в первых строках звучит антитеза. Яркое противопоставление двух описаний одного явления. С одной стороны поэт восклицает: «Унылая пора». С другой – называет погоду за окном очарованием очей.

Он пишет об увядании природы – слово с негативной окраской. Но в то же время сообщает читателю о своей любви к данному периоду. Прощальная красота лесов, одетых в багрец и золото, опустошенных полей манит автора на прогулку.

В такую погоду невозможно усидеть взаперти.

Лирическим героем выступает рассказчик, за которым прорисовывается личность самого Александра Сергеевича. Внимательный читатель понимает, что описание живое. Пушкин, что видит, то изображает в поэтических строках. Природа одухотворена. Поэтому ее образ можно считать вторым героем сюжета.

Главная тема текста – красота осенней природы, смена погоды. Трепетно и с любовью герой спешит поделиться радостью от наступления октября. Донести основную мысль, настроение автору помогают средства художественной выразительности. Эпитеты: «сладкая тишина», «лирическое волненье», «блистающее копыто», «незримый рой». Метафоры: «усыплен воображением», «трепещет и звучит душа».

>

Автор бережно, вежливо, очень учтиво, доверительно общается с читателем. Будто приглашает к диалогу. Спрашивает мнения, извиняется за излишний «прозаизм». Таким образом, использован жанр обращения. Так читающий лучше понимает автора, его настроение, чувство и ту мысль, которую поэт хотел донести.

Размеренное, напевное, ритмичное прочтение достигается с помощью выбранного поэтического размера – ямба. Стихотворение поделено на октавы, которые представляют собой строфы из восьми строчек.

Композиционно текст выглядит незавершенным. Александр Сергеевич заканчивает строчкой: «Куда ж нам плыть?». Предлагая читателю самому поразмышлять над этим вопросом. Небольшой элемент натурфилософской лирики в пейзажном описании.
Строки целенаправленно лишены точного описания пейзажа.

Пушкин, как истинный живописец в поэзии, здесь выступает в роли импрессиониста. Пойман момент, который вот-вот сменится другим. Но картинка слегка размыта, передает не столько детали, сколько эмоции.

Благодаря стихотворению А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье» мы можем увидеть осень глазами великого поэта. После прочтения текст оставляет позитивные эмоции, приятное волнение.

Источник: https://natworld.info/o-prirode-dlja-shkoly/stihotvorenija-o-prirode/a-s-pushkin-unylaja-pora-ochej-ocharovane-chitat-onlajn-analiz-stihotvorenija

Стихи


Прекрасная пора очей очарованье стихотворение

Жила-была забавная хрюшка. Ей не нравилось тихо хрюкать у своего корыта. Она любила жизнь яркую. Ей по сердцу были красивые наряды. Она совсем не хотела походить на своих непривлекательных подружек.

С особой тщательностью хрюшка выбирала шляпку, платья, сапожки, шубку. Надо же, какая модница! Но мы приветствуем всё оригинальное, красивое, цепляющее глаз.

Удалось ли моднице-хрюшке выкупить новые наряды? История об этом не умалчивает…

Читать и слушать стихи

Автор стихов: Ирис Ревю

Здравствуйте, а вот и я! Я – Снегурочка, друзья. К вам сегодня торопилась, И, конечно, нарядилась. Шуба длинная, до пят,

А снежинки как блестят!

Живут на свете Добро и Зло. И ни хорошие намерения, ни хитрый расчет не освобождают от их неизбежного столкновения.

Зло никогда не афиширует себя, не прикинется рубахой-парнем и не скажет: «Приветствую, я Зло». Но, тем не менее, Зло умудряется проникнуть повсюду. Не надо ждать, что какой-то умник придёт и прогонит Зло.

Начнем с себя. Встанем на пути Зла, не дадим ему двигаться вперед. И Добро будет ближе к победе.


О добре и зле рассуждают дети. Порой из этих размышлений рождаются стихи…

Читать стихи

Сегодня в центре внимания — её величество роза. Торжественный, красивый цветок. Стихи про розу также торжественны и красивы. Если вам подарили розу (а лучше, наверно, и быть не может) — значит, вас ценят и любят. По легенде, в Древней Индии существовало правило, согласно которому любой человек, принёсший царю розу, мог обратиться к нему со своими пожеланиями.

Читать стихи

Стихи Фета о весне добры и удивительно понятны. Лев Николаевич Толстой писал: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»

Читать стихи

Стихи Алексея Николаевича Плещеева о весне знакомы нам с самого раннего детства. Добрые, волшебные строки о прекрасном времени года читали нам папы и мамы, бабушки и дедушки.

Читать стихи

Весна в стихах Анны Ахматовой необычна, как необычно всё, вышедшее из-под её пера.

Читать стихи

Стихи Дрожжина о весне – это песнь гармонии и рассвету, пробуждению и радости. Поэт – певец свободы, человек, призванный прославить свою Отчизну.


Читать стихи

«Весна» Художник С.Виноградов

Стихи Тютчева о весне, как и в целом все его произведения, посвящённые природе – это своего рода пылкое признание в любви. Тютчев считал, что человеку даровано великое благо – возможность наслаждаться картинами природы.

Читать стихи

Река Москва – это река-история. Эта водная артерия известна давно, ещё со времен бронзового и железного веков. А после X века город и река с одноименным названием Москва прочно связаны историческими нитями.

Читать стихи

Источник: http://DetskiyChas.ru/stihi/%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD-%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%BE-%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C/

Пушкин осень унылая пора очей очарованье стих

Прекрасная пора очей очарованье стихотворение

Пушкин не просто восхваляет этот период. Он открыто и без подтекста признаётся в безумном обожании данного времени года. Поэт ведёт с читателями полноценный разговор, напрямую к ним обращаясь и подробно описывая своё отношение к осени.

Он не может рационально объяснить эту странную привязанность, но чётко называет причины, по которым не так благосклонно относится к другим периодам времени. Весна у поэта ассоциируется только с постоянной скукой и грязью. Летом ему докучают насекомые, жажда и зной. А зима, хоть и радует Пушкина, но быстро надоедает.

Осень же для поэта – особое время. Ему безразлично, что многим она не нравиться. Даже некрасочные пейзажи он готов описывать столь эмоционально, с положительным оттенком, что невольно заставляет любоваться ими читателей и проникаться трепетными чувствами к осени.


Поэт оригинально сравнивает её с живым существом, умиляясь покорности и спокойствию, с которым природа в это время года принимает своё увядание.

Многие помнят строки об осени «унылая пора очей очарованье», которые учат наизусть в 4 классе, но это только отрывок, малая часть всего лирического произведения. Чтобы в полной мере оценить красоту слога, описывающего достоинства этого времени года, стоит прочитать весь текст стихотворения Пушкина «Осень» онлайн или скачать его с нашего сайта.

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега; в присутствии луны

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

А зимних праздников блестящие тревоги.

Но надо знать и честь; полгода снег да снег,

Ведь это наконец и жителю берлоги,

Медведю, надоест. Нельзя же целый век

Кататься нам в санях с Армидами младыми

Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;

Лишь как бы напоить, да освежить себя —

Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,

И, проводив ее блинами и вином,

Поминки ей творим мороженым и льдом.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной,

В ней много доброго; любовник не тщеславный,

Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

Как это объяснить? Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравится. На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

Улыбка на устах увянувших видна;

Могильной пропасти она не слышит зева;

Играет на лице еще багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русской холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят — я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн — таков мой организм

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,

Махая гривою, он всадника несет,

И звонко под его блистающим копытом

Звенит промерзлый дол и трескается лед.

Но гаснет краткий день, и в камельке забытом

Огонь опять горит — то яркий свет лиет,

То тлеет медленно — а я пред ним читаю

Иль думы долгие в душе моей питаю.

И забываю мир — и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем —

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,

Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут

Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;

Источник: http://rus-poetry.ru/pushkin-osen-unylaya-pora-ochej-ocharova/

Готовые школьные сочинения

Прекрасная пора очей очарованье стихотворение

июня 28 2011

«Унылая пора! Очей очарованье!..» (по стихотворению А. С. Пушкина «Осень»)

Александр Сергеевич Пушкин — выдающийся поэт XIX века. Его перу принадлежит бесчисленное множество действительно бессмертных произведений, пополнивших сокровищницу мировой литературы. Пример сочинения природы и времен года занимает важное место в его лирической поэзии, но мне наиболее близки его стихотворения об осени.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Эти строки были написаны поэтом в болдинскую осень 1833 года. В них раскрывается вся любовь А. С. Пушкина к русской природе, к осенней пышной и торжественной красоте, ее жизнеутверждающей силе. Он признается, что осень — его любимая пора:

Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной… Действительно, как можно не любить осень? Во всей природе чувствуется покой и умиротворение: летняя жара уже спала, но солнце светит все еще ярко, глаз радуют золотистые и багряные оттенки листвы. И тоскливые монотонные дожди, мрачные тучи, сырой промозглый ветер не могут затмить строгую красоту этой поры. Как много чувства вкладывает поэт в изображение природы поздней осенью:

Как это объяснить?

Мне нравится она…

Чем яснее мы ощущаем приближение зимы, тем больше ценим последние погожие дни, лучи солнца, шелест листвы под ногами. Скоро природа погрузится в долгий зимний сон, но пока еще листает своей прощальной красотой.

О чем пишет Пушкин в своих произведениях? О бескрайних просторах русской земли, о золотых и багряных красках осени, о чарующей привлекательности унылых пейзажей.

Перед нами чередой проходят все времена года: снежная зима с Масленицей, катанием на санках и коньках и трескучими морозами; весна с обилием ручейков, размытыми дорогами и буйством цветения; жаркое сухое лето с колосьями пшеницы.

Но сердце автор произведенияа безраздельно принадлежит осени. Он с большим мастерством описывает красоту родных просторов, казалось бы, таких простых и однообразных.

Поэтичность образов по-новому раскрывает суть знакомых с детства картин: веселый ручеек, прихваченный первым морозцем, одинокий, запоздалый лист на обнаженной ветке, багряный лес, скрытый в туманной дымке… За всем этим угадывается жизнелюбие поэта, веселый нрав, и его тоска и одиночество — верные спутники жизни в ссылке, и широта души, и сила духа. То есть благодаря поэзии мы ближе знакомимся с самим автор произведенияом, узнаем, чем он жил, о чем мечтал, к чему стремился.

Все стихотворения Пушкина о природе очень реалистичны — он с предельной правдивостью показывает мир наблюдаемых явлений. Скупые детали, отмечающие лишь главные перемены в природе, не нарушают точной и наглядной картины. Кажется, что поэт смотрит на нее взглядом художника, замечая наиболее типичные, и в то же время своеобразные и яркие черты.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкой солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

В поэзии А. С. Пушкина одновременно присутствует и глубокая лиричность, и автор произведенияская ирония, и удивительная живописность описаний, и краткость и точность характеристик. Осень предстает перед нами действительно очаровательной порой, достойной любования. Она — символ увядания природы, но за ее унылостью скрывается стремление к новой жизни, к вечному обновлению.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно

Сочинение Пушкин А.С. – Разное

Пример сочинения: – «Унылая пора! Очей очарованье!..» (по стихотворению А. С. Пушкина «Осень») (2)

У каждого человека есть любимое время года. Поэтов и писателей оно вдохновляет на создание бессмертных произведений, является богатым источником впечатлений, чувств и вдохновения.

Любимым временем года для Александра Сергеевича Пушкина была осень. Именно этой поре года мы должны быть благодарны за многие произведения поэта, вошедшие в сокровищницу мировой литературы.

Мне кажется, осень — самая противоречивая пора. Это очень точно отражено в строке А. С. Пушкина: «Унылая пора! Очей очарованье!» Действительно, осень бывает унылой: с монотонными дождями, низкими серыми тучами, промозглой сыростью и ветром. Но никакое другое время года не может сравниться с яркими торжественными красками «очаровательной» золотой осени:

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

«Ветра шум и свежее дыханье» приносят сердцу поэта весть, что природа начинает готовиться к долгому зимнему сну.

Однако кого могут испугать «отдаленные седой зимы угрозы», если все великолепие природы раскрывается перед нашими глазами?! С уходом лета мы начинаем ценить «и редкий солнца луч», и остывающее тепло дня.

Прохлада вечеров, а вслед за ними и первые морозы лучше всяких слов убеждают ценить каждую секунду все укорачивающихся дней.

Да, Пушкина можно понять. Поэта — художника слова не могла оставить равнодушным удивительная красота осенней природы. И каждый раз, когда я вижу, как с деревьев осыпаются разноцветные листья, и слышу, как они шелестят под моими ногами, мне кажется, что из-за угла вот-вот покажется знакомый профиль поэта, живущего вне времени.

Осень. Это время года очаровывало Александра Сергеевича Пушкина как ни одно другое. «Из годовых времен я рад лишь ей одной», — так писал он в своем стихотворении в октавах «Осень», где эта пора изображена очень полно и точно, в различных своих проявлениях, и где наиболее ярко выразились чувства, которые вызывала она в душе поэта. Он видит и одинаково любит и ее красоту, и ее уныние.

«Октябрь уж наступил», — значит, пришло милое сердцу Пушкина время. «Теперь моя пора», — подтверждает он. Ни весна с ее оттепелями и грязью, ни лето с пылью, комарами и мухами не Радуют его.

Он не разделяет бодрости и вдохновенья, которое черпают в весне другие поэты. Его чувства, ум стеснены тоской.

И Лето лишь губит его «душевные способности», мучая одной только мыслью: «как бы напоить да освежить себя». Суровая зима более

близка его сердцу: он любит ее снега, легкий бег саней под лунным светом, «зимних праздников блестящие тревоги». И все же зима не может сравниться с прекрасной осенью. Поэт не понимает тех, кто бранит «дни поздней осени» и связывает с этим временем лишь печальные настроения.

Для Пушкина «пышное» увядание природы — само по себе прекрасно, он видит в нем могучее проявление жизни. Осень влечет его к себе, «как нелюбимое дитя в семье родной», «красою тихою, блистающей смиренно».

Возможно, поэт и сам не может точно объяснить, чем манит его эта «унылая пора», почему именно «прощальная краса» вызывает в его душе такие волнующие чувства.

Но в скромном осеннем пейзаже открывается ему подлинная красота и прелесть.

Осень представляет собой некую неуловимую грань между всеми временами года, нечто мимолетное, что живо сегодня, а завтра уже исчезнет.

Природа еще хранит признаки уходящего лета, «журча еще бежит за мельницу ручей», но и зима уже дает о себе знать: «дорога промерзает», «пруд уже застыл».

Все вокруг видоизменяется, преображается, словно летнее тепло и зимние холода спорят, отстаивая свои права.

Живописными, яркими и в то же время прозрачными красками рисует автор произведения осенние картины.

Ему кажутся прекрасным не только богатое убранство осенней природы, одетой «в багрец и золото», но и покрытое бегущими тучами небо, и бодрящий холодок, и первые морозы, напоминающие о скорой зиме.

И красота природы пробуждает все лучшее в сердце поэта, осенью его душа расцветает, переполняется искренней любовью:

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят — я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн…

В эту пору Пушкин полностью отдается во власть воображения, забывает окружающий его реальный мир, и именно в эти минуты пробуждается в его сердце поэзия.

Его душа «стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит…». Воображение создает перед ним абсолютно иной мир, и поэт полностью погружается в него.

Мы чувствуем, как бесконечно радостен для автор произведенияа процесс великого творчества, когда

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге…

Его вдохновенному взору открываются неведомые дали и пути» мысли и чувства поэта направлены в будущее. И не случайно он

сравнивает свое творчество с кораблем, рассекающим волны. Осенью 1833 года, когда было написано это стихотворение, он был в Болдино. Эта Болдинская осень была вдвое короче, чем три года назад, но по значению она соразмерна осени 1830 года.

За полтора месяца Пушкин завершил работу над «Историей Пугачева» и «Песнями западных славян», начал работу над повестью «Пиковая дама», создал поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».

А стихотворение «Осень» стало подлинным апофеозом той поры, реалистически точно передавшим пробуждение в его душе поэзии.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » «Унылая пора! Очей очарованье!..» (по стихотворению А. С. Пушкина «Осень») . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/unylaya-pora-ochej-ocharovane-po-stixotvoreniyu-a-s-pushkina-osen/

«УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!..» (по стихотворению А. С. Пушкина «Осень»)

Прекрасная пора очей очарованье стихотворение

«УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!..»Александр Сергеевич Пушкин — выдающийся поэт XIX века. Его перу принадлежит бесчисленное множество действительно бес­смертных произведений, пополнивших сокровищницу мировой ли­тературы. Тема природы и времен года занимает важное место в его лирической поэзии, но мне наиболее близки его стихотворения об осени.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Эти строки были написаны поэтом в болдинскую осень 1833 года. В них раскрывается вся любовь А. С. Пушкина к русской природе, к осенней пышной и торжественной красоте, ее жизне­утверждающей силе. Он признается, что осень — его любимая пора: Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной…

Действительно, как можно не любить осень? Во всей природе чувствуется покой и умиротворение: летняя жара уже спала, но солнце светит все еще ярко, глаз радуют золотистые и багряные оттенки листвы. И тоскливые монотонные дожди, мрачные тучи, сырой промозглый ветер не могут затмить строгую красоту этой поры. Как много чувства вкладывает поэт в изображение природы поздней осенью:

Как это объяснить?

Мне нравится она…

Чем яснее мы ощущаем приближение зимы, тем больше це­ним последние погожие дни, лучи солнца, шелест листвы под но­гами. Скоро природа погрузится в долгий зимний сон, но пока еще блистает своей прощальной красотой

О чем пишет Пушкин в своих произведениях? О бескрайних просторах русской земли, о золотых и багряных красках осени, о чарующей привлекательности унылых пейзажей.

Перед нами чере­дой проходят все времена года: снежная зима с Масленицей, ката­нием на санках и коньках и трескучими морозами; весна с обили­ем ручейков, размытыми дорогами и буйством цветения; жаркое сухое лето с колосьями пшеницы.

Но сердце автора безраздельно принадлежит осени. Он с большим мастерством описывает красо­ту родных просторов, казалось бы, таких простых и однообразных.

Поэтичность образов по-новому раскрывает суть знакомых с детства картин: веселый ручеек, прихваченный первым морозцем, одинокий, запоздалый лист на обнаженной ветке, багряный лес, скрытый в туманной дымке… За всем этим угадывается жизне­любие поэта, веселый нрав, и его тоска и одиночество — верные спутники жизни в ссылке, и широта души, и сила духа. То есть благодаря поэзии мы ближе знакомимся с самим автором, узнаем, чем он жил, о чем мечтал, к чему стремился.

Все стихотворения Пушкина о природе очень реалистичны — он с предельной правдивостью показывает мир наблюдаемых яв­лений. Скупые детали, отмечающие лишь главные перемены в природе, не нарушают точной и наглядной картины. Кажется, что поэт смотрит на нее взглядом художника, замечая наиболее ти­пичные, и в то же время своеобразные и яркие черты.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкой солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

В поэзии А. С. Пушкина одновременно присутствует и глубокая лиричность, и авторская ирония, и удивительная живописность опи­саний, и краткость и точность характеристик. Осень предстает пе­ред нами действительно очаровательной порой, достойной любова­ния. Она — символ увядания природы, но за ее унылостью скрыва­ется стремление к новой жизни, к вечному обновлению.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Источник: https://prepodka.net/uny-laya-pora-ochej-ocharovan-e-po-stihotvoreniyu-s-pushkina-osen/

Источник: kievka-shkola2.ru

А. С. Пушкин «Унылая пора, очей очарованье» (Отрывок)

VII

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье»

Золотая пора года поражает своей красотой, поэтичностью. Период, когда природа ярко и торжественно прощается с летом, теплом, зеленью, готовится к зимнему сну. Желтая, красная листва украшает деревьев, а осыпаясь ложится пестрым ковром под ноги. Межсезонье на протяжении столетий вдохновляло художников, поэтов, композиторов, драматургов.

Пушкина всегда привлекала осень своим очарованием. Он любил это время больше всех других, о чем неустанно писал как в прозе, так и в стихах. В стихотворении «Унылая пора, очей очарованье» Александр Сергеевич рассуждает о временах года и приходит к выводу, что конец октября для него идеален по всем параметрам.

Он не любит весну, воспетую многими поэтами, за то, что грязно, слякотно. Не выносит знойного лета, с вечно жужжащими насекомыми. Лирику больше к душе «русский холод». Но зима морозная, долгая. Хоть герой и любит мчатся на санях по снегу, кататься на коньках. Не всегда погода благоволит любимым забавам. А сидеть долго дома у камина рассказчику скучно, тоскливо.

Знаменитые строки родились во вторую Болдинскую осень в 1833 году. Известно, что данный период был самым продуктивным для поэта, его творческим подъемом. Когда пальцы сами просились к перу, а перо к бумаге. Подготовка ко сну, увядание природы – для Пушкина этап обновления, новой жизни. Он пишет, что вновь расцветает.

Уже в первых строках звучит антитеза. Яркое противопоставление двух описаний одного явления. С одной стороны поэт восклицает: «Унылая пора». С другой – называет погоду за окном очарованием очей. Он пишет об увядании природы – слово с негативной окраской. Но в то же время сообщает читателю о своей любви к данному периоду. Прощальная красота лесов, одетых в багрец и золото, опустошенных полей манит автора на прогулку. В такую погоду невозможно усидеть взаперти.

Лирическим героем выступает рассказчик, за которым прорисовывается личность самого Александра Сергеевича. Внимательный читатель понимает, что описание живое. Пушкин, что видит, то изображает в поэтических строках. Природа одухотворена. Поэтому ее образ можно считать вторым героем сюжета.

Главная тема текста – красота осенней природы, смена погоды. Трепетно и с любовью герой спешит поделиться радостью от наступления октября. Донести основную мысль, настроение автору помогают средства художественной выразительности. Эпитеты: «сладкая тишина», «лирическое волненье», «блистающее копыто», «незримый рой». Метафоры: «усыплен воображением», «трепещет и звучит душа».

Автор бережно, вежливо, очень учтиво, доверительно общается с читателем. Будто приглашает к диалогу. Спрашивает мнения, извиняется за излишний «прозаизм». Таким образом, использован жанр обращения. Так читающий лучше понимает автора, его настроение, чувство и ту мысль, которую поэт хотел донести.

Размеренное, напевное, ритмичное прочтение достигается с помощью выбранного поэтического размера – ямба. Стихотворение поделено на октавы, которые представляют собой строфы из восьми строчек.

Композиционно текст выглядит незавершенным. Александр Сергеевич заканчивает строчкой: «Куда ж нам плыть?». Предлагая читателю самому поразмышлять над этим вопросом. Небольшой элемент натурфилософской лирики в пейзажном описании.
Строки целенаправленно лишены точного описания пейзажа.

Пушкин, как истинный живописец в поэзии, здесь выступает в роли импрессиониста. Пойман момент, который вот-вот сменится другим. Но картинка слегка размыта, передает не столько детали, сколько эмоции.

Благодаря стихотворению А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье» мы можем увидеть осень глазами великого поэта. После прочтения текст оставляет позитивные эмоции, приятное волнение.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Источник: NatWorld.info

Ирина Дехант и компания
Поэтический вечер «Унылая пора — очей очарованье»

Поэтический вечер

«Унылая пора – очей очарованье»

Под музыку входят дети и выполняют

Осеннюю музыкально – танцевальную композицию, садятся.

Ребенок: 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня в этот зал нас пригласила романтическая, загадочная, чарующая, непредсказуемая, степенная госпожа осень.

2. Путь у природы от лета до зимы долгий: ранняя осень, золотая осень, глубокая осень, предзимье.

3. И каждая пора по-своему хороша! Хороши краски природы.

Песня «Осень» Бальмонт

4. Писатели пишут об осени рассказы, композиторы сочиняют музыку, художники пишут картины, поэты сочиняют стихи.

5. Наш вечер посвящен осени. О ней мы расскажем стихами русских поэтов: Пушкина, Вяземского, Фета, Майкова, Плещеева.

6. Скажи, скажи художник, какого цвета, дождик? Скажи, скажи художник, какого цвета, ветер? Скажи, скажи художник, какого цвета, вечер?

7. Осень – непревзойденный художник. Осень – это цветное буйство. Только учись смотреть.

8. Федор Тютчев. Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит, как бы хрустальный И лучезарны вечера.

Звучит «Осенняя песнь» Чайковский.

9. Осенняя песня слышна в трепетном шелесте осин на ветру и в робком стрекотании кузнечиков. Одна из примет осени – желтые пряди в листве.

10. Листопад. Бунин.

Лес, точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой. Как вышки елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь, в листве сквозной, Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца.

Танец «Листопад»

11. Пейзаж. Майков.

Люблю дорожкою лесною, Не зная сам куда брести, Двойной, глубокой колеёю, Идешь – и нет конца пути… Кругом пестреет лес зеленый, Уже румянит осень клёны, А ельник зелен и темнеет, Осинник желтый бьет тревогу, Осыпался с березы лист И, как ковер, устлал дорогу…

12. Появились золотые пряди на березах, багряно – красные на осинах, закружились в воздухе опадающие листья.

13. Весна – красна цветами, а осень – плодами.

Песня – хоровод «Полюшко»

14. Осень. Вяземский.

Кокетничает осень с нами. Красавица на западе своем. Последней ласкою, Последними дарами, Принимает нас нежнее с каждым днем.

Все в ней мне нравится: и пестрота наряда, И бархат, и парча, и золота струя, И яхонт, и янтарь, и гроздья винограда, Которыми она обвешала себя.

И тем дороже мне, чем ближе их утрата, Еще душистые цветы её венка, И в светлом зареве прекрасного заката – Сил угасающих, и нега, и тоска.

15. А. Майков

Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят: «Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол, О, лес наш родимый, конец твой пришел!»

Не слышит тревоги их царственный лес. Под темной лазурью суровых небес Его спеленали могучие сны, И зреет в нем сила для новой весны.

16. А. Фет

Ласточки пропали, А вчера зарей Все грачи летали Да, как сеть мелькали Вон над той горой.

С вечера всё спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно.

17. Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно, как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят.

Выйдешь – поневоле Тяжело – хоть плачь! Смотришь – через поле Перекати поле Прыгает, как мяч.

18. В октябре на одном часу, и дождь и снег.

19. Александр Пушкин

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает. Последние листы с нагих своих ветвей, Дохнул осенний хлад – дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей. И страждут озимы от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы.

20. Октябрь целиком осенний месяц. С середины октября воздух становится холоднее. Не видать грачей и скворцов. Свет унывает.

Песня «Наступила осень»

21. А. Фет

Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело, — Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышится, Листья кружатся у ног. Чу, там вдали неожиданно слышится Тонко взывающий рог.

22. Мороз не велик, а зевать не велит. Как грянет – разом землю и воду скует льдом. Все чаще по утрам лужи покрываются льдом.

23. И. Бунин

Льёт дождь, холодный, точно лед. Кружатся листья по полям. И гуси длинным караваном Над лесом держат перелёт.

24. А. Плещеев

Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца… Чахлая рябина Мокнет под окном, Смотрит деревушка Сереньким пятном. Что ты рано осень, В гости к нам пришла? Еще просит сердце, света и тепла.

25. А. Блок

Глушь родного леса, Желтые листы. Яркая завеса Поздней красоты.

Замерли далече Поздние слова, Отзвучали речи – Память все жива.

Песня «Русская сторонка»

26. Холоденек октябрь – батюшка, а ноябрь его перехолодил.

27. А. Пушкин

Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов, таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливый караван Тянулся к югу, приближалась Довольно скучная пора, Стоял ноябрь уж у двора.

28. Ноябрь – полузимник. Еще не зима. Третье свое дело завершает осень – раздев лес, сковав воду, прикрывает землю снежным покрывалом.

29. А. Блок

Ночью вьюга снежная Заметала след. Розовое, нежное Утро будит свет.

Встали зори красные, Озаряя снег. Яркое и страстное Всколыхнуло брег.

30. Дневной снежок – нелёжек, первый прочный выпадет ночью.

31. С. Есенин

Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога, Ей сегодня примечталось, Что совсем – совсем недолго Ждать зимы седой осталось…

Песня «До свиданья, Осень.»

32. Ноябрь приглашает в гости зиму. Скоро, скоро приспеют вьюги. Завоют, заметут. Значит, всё, конец предзимью.

33. Первый снег. И. А. Бунин

Зимним холодом пахнуло На поля и на леса. Ярким пурпуром зажглися Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На пруды, на сад пустынный Первым снегом помело.

И сегодня над широкой, Белой скатертью полей Мы простились с запоздалой Вереницею гусей.

33. Продлись, «очей очарованье

Продли осеннюю красу!

Проститься дай без сожаленья,

Перед тобою мы в долгу.

Уходит осень, осыпая листья.

И смотрят вслед печальные глаза В лесу становится пустынно, А мы стараемся найти прощальные слова.

Под музыку дети выходят из зала.

Источник: www.maam.ru

А. С. Пушкин «Унылая пора, очей очарованье» (Отрывок)

VII

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье»

Золотая пора года поражает своей красотой, поэтичностью. Период, когда природа ярко и торжественно прощается с летом, теплом, зеленью, готовится к зимнему сну. Желтая, красная листва украшает деревьев, а осыпаясь ложится пестрым ковром под ноги. Межсезонье на протяжении столетий вдохновляло художников, поэтов, композиторов, драматургов.

Пушкина всегда привлекала осень своим очарованием. Он любил это время больше всех других, о чем неустанно писал как в прозе, так и в стихах. В стихотворении «Унылая пора, очей очарованье» Александр Сергеевич рассуждает о временах года и приходит к выводу, что конец октября для него идеален по всем параметрам.

Он не любит весну, воспетую многими поэтами, за то, что грязно, слякотно. Не выносит знойного лета, с вечно жужжащими насекомыми. Лирику больше к душе «русский холод». Но зима морозная, долгая. Хоть герой и любит мчатся на санях по снегу, кататься на коньках. Не всегда погода благоволит любимым забавам. А сидеть долго дома у камина рассказчику скучно, тоскливо.

Знаменитые строки родились во вторую Болдинскую осень в 1833 году. Известно, что данный период был самым продуктивным для поэта, его творческим подъемом. Когда пальцы сами просились к перу, а перо к бумаге. Подготовка ко сну, увядание природы – для Пушкина этап обновления, новой жизни. Он пишет, что вновь расцветает.

Уже в первых строках звучит антитеза. Яркое противопоставление двух описаний одного явления. С одной стороны поэт восклицает: «Унылая пора». С другой – называет погоду за окном очарованием очей. Он пишет об увядании природы – слово с негативной окраской. Но в то же время сообщает читателю о своей любви к данному периоду. Прощальная красота лесов, одетых в багрец и золото, опустошенных полей манит автора на прогулку. В такую погоду невозможно усидеть взаперти.

Лирическим героем выступает рассказчик, за которым прорисовывается личность самого Александра Сергеевича. Внимательный читатель понимает, что описание живое. Пушкин, что видит, то изображает в поэтических строках. Природа одухотворена. Поэтому ее образ можно считать вторым героем сюжета.

Главная тема текста – красота осенней природы, смена погоды. Трепетно и с любовью герой спешит поделиться радостью от наступления октября. Донести основную мысль, настроение автору помогают средства художественной выразительности. Эпитеты: «сладкая тишина», «лирическое волненье», «блистающее копыто», «незримый рой». Метафоры: «усыплен воображением», «трепещет и звучит душа».

Автор бережно, вежливо, очень учтиво, доверительно общается с читателем. Будто приглашает к диалогу. Спрашивает мнения, извиняется за излишний «прозаизм». Таким образом, использован жанр обращения. Так читающий лучше понимает автора, его настроение, чувство и ту мысль, которую поэт хотел донести.

Размеренное, напевное, ритмичное прочтение достигается с помощью выбранного поэтического размера – ямба. Стихотворение поделено на октавы, которые представляют собой строфы из восьми строчек.

Композиционно текст выглядит незавершенным. Александр Сергеевич заканчивает строчкой: «Куда ж нам плыть?». Предлагая читателю самому поразмышлять над этим вопросом. Небольшой элемент натурфилософской лирики в пейзажном описании.
Строки целенаправленно лишены точного описания пейзажа.

Пушкин, как истинный живописец в поэзии, здесь выступает в роли импрессиониста. Пойман момент, который вот-вот сменится другим. Но картинка слегка размыта, передает не столько детали, сколько эмоции.

Благодаря стихотворению А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье» мы можем увидеть осень глазами великого поэта. После прочтения текст оставляет позитивные эмоции, приятное волнение.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Источник: NatWorld.info