Здесь – мой пересказ-конспект статьи А.Г. Харченко «На пути к «сухому земледелию. Австралийский опыт в России».

Эх, было время! В почве много гумуса, солома быстро сгнивает, са-профиты защищают от корневых гнилей, удобрения дают 20 кг прибавки на 1 кг NPK… Прибыли всем хватало, да и государство помогало – почему «экономистам» не урвать себе львиную долю, а фермерам не поиграться в искусственное «плодородие»?

Но золотое детство кончилось. И мозги, наконец, включились. В начале 2000-х научно доказано: на единицу полезной энергии мы вбиваем в полевую почву девять единиц вредной. Соответственно, вместо десяти единиц прибытка получаем одну.

Сейчас весь мир ищет, как выращивать урожаи почти без затрат, почти без искусственных «пилюль», без глупых разрушительных усилий. Чтобы не распылять почву, а наоборот, восстанавливать. Миф «отдавая урожаи, почвы неизбежно обедняются» развенчан. Суть плодородия понимается всё вернее.


Одним из радикальных прорывов в земледелии стал прямой посев – ноу-тилл (не пахать).Почву не пашут, более того – не культивируют. Зерно собирают очёсывающими жатками. Весь соломостой оставляют в поле. Сеют прямо в прикатанную высокую стерню. Через 4-5 лет в почве восстанавливается микрофлора, органика начинает работать и урожаи растут. Сорняки при этом уничтожаются химически – лично я считаю это минусом.

Но вместо гербицидов можно подключить умные орудия последних лет: роторные мотыги, цепные бороны, дискаторы точной регулировки, освоить уникальную комбинированную сеялку-растениезаменитель конструкции А. Ерусланова, полосные сеялки Насырова. (Подробнее о них – статья «Орудие для биоземледелия» и видеоролики.) Тогда получится минимальная обработка (мини-тилл), или ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ.

Сухие степи
Ротационная мотыга

НОУ-ТИЛЛ В ЗОНЕ СУХИХ СТЕПЕЙ
Цепная борона Двуреченского

Сухие степи
Сошник Двуреченского

НОУ-ТИЛЛ В ЗОНЕ СУХИХ СТЕПЕЙ
НОУ-ТИЛЛ В ЗОНЕ СУХИХ СТЕПЕЙ
Сеялка-растениезаменитель Ерусланова

Перейдя на мини-тилл и ноу-тилл, страны Южной Америки за последнее десятилетие из бедных потребителей превратились в крупнейших экспортёров зерна. И продавцы машин усиленно рекламируют бразильские комбинированные сеялки – они ведь «проверены в деле»!

На самом деле, «дело» Бразилии и Мексики – влажные тропики и субтропики. Поэтому их прекрасная техника бесполезна в России: наши «нивы» — в основном сухие степи. Здесь нужен совершенно иной подход, особенно к конструированию техники.

Разработка этого вопроса дала несколько интересных открытий. Одно из главных нашлось на Зауралье. Тамошние фермеры давно приспосабливаются к засухам. Обкатав бразильскую технику, они быстро поняли: не подходит. Ездили в Канаду, в Аргентину – везде брали самое полезное, но условия слишком отличались от уральских степей. Поехали в Австралию – и вот тут нашли то, что искали. Именно австралийцы создали и технику, и агротехнологию для условий крайнего и длительного дефицита влаги.

Один из ведущих экспертов австралийского «сухого земледелия», Ян Кин, в 2008-м приезжал в Костанай по приглашению директора НИИСХа Казахстана В.И. Двуреченского. Технологии Кина помогли улучшить земледелие во многих засушливых странах. Сделав экспертизу полей области, Кин увидел сильнейшую деградацию почв, и предложил единственный выход – переходить на нулевую обработку (ноу-тилл).


Закупили австралийскую технику. В 2011-м провели опытные посевы в трёх хозяйствах с разными нормами высева. Впервые в этих хозяйствах собрали больше 20 ц/га, посеяв всего 32 и 60 кг/га. По мере восстановления почв урожайность растёт и дешевеет.

Вот что рассказал Кин в своей статье:

НУЛЕВАЯ ОБРАБОТКА или СБЕРЕГАЮЩЕЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ ПО-АВСТРАЛИЙСКИ

Австралийцы достигли «дна» земледелия намного раньше нас – в начале 60-х. Ещё тогда они упёрлись в неизбежный тупик: почвы дошли до полной деградации – производство резко вздорожало. Возможно, эта беда и спасла их от зелёной революции Барлауга: мозги уже работали иначе. Надеюсь, и нас уже прижало достаточно, чтобы прислушаться к их наработкам.

Австралия перешла на «нулёвку», но по-своему. Первый результат –рост производства и нормальные урожаи даже там, где вообще не сеяли из-за сухости. Затем австралийцы изобрели под себя уникальную посевную технику – и стали лидерами сухого земледелия. С тех пор эта техника – принципиальная основа их полеводства. Её используют более 70% фермеров. Их почвы улучшаются, урожаи растут и дешевеют.

Сеялка сеет в пожнивные остатки и стерню в тот момент, пока почва имеет достаточно влаги. Острый и тонкий анкерный сошник глубоко врезается в почву, не разрушая её. Семена ложатся на ровное плотное ложе, в канавку, на глубине 7-10 см, а если сухо – ещё глубже. Прикатывающее колесо (диск-про) вдавливает их в почву. Благодаря такому идеальному контакту с капиллярной влагой всходы появляются очень дружно.


НОУ-ТИЛЛ В ЗОНЕ СУХИХ СТЕПЕЙ

Высокая стерня остаётся в поле целиком. Эта мульча поставляет почве органику и создаёт защиту от всех возможных видов эрозии. Но главное, она нейтрализует суховей, отражает солнце и бережёт влагу. Удерживать больше влаги – главная цель нулевой технологии. Есть влага – есть все активные процессы плодородия.

НОУ-ТИЛЛ В ЗОНЕ СУХИХ СТЕПЕЙ

«Нулевое» поле впитывает в 20 раз больше снеговой и дождевой воды, т.к. пожнивная солома а) защищает почву от уплотнения осадками, б) замедляет стекание воды, в) усиливает влагоёмкость прибавкой органики, г) структурирует почву корнями и ходами почвенных животных, и д) разрушает плужную подошву, делая почву гомогенной и проницаемой. Устраняется главная беда пахоты: уплотнение почвы, лишающее корни влаги, воздуха и возможности расти.

НОУ-ТИЛЛ В ЗОНЕ СУХИХ СТЕПЕЙ


Отказ от плуга и создание мульчи делают почву биологически более активной, иначе – более питательной и более здоровой. Эрозия сменяется восстановлением почвы и гумификацией. В почве начинает удерживаться огромная масса углерода. Расходы на технику, топливо, амортизацию и зарплату намного меньше. Сроки посевных растягиваются – почву не надо специально готовить. Тяжёлая техника исчезает – почва разуплотняется ещё быстрее.

НОУ-ТИЛЛ В ЗОНЕ СУХИХ СТЕПЕЙ

НОУ-ТИЛЛ В ЗОНЕ СУХИХ СТЕПЕЙ

Нужда в пестицидах, удобрениях и технике уменьшается, иногда в разы. За пять лет урожаи можно удвоить, выйдя на высокую прибыль. В идеале их можно утроить – в сравнении со стандартной «агротехникой Барлауга».

Источник: stimix.ru

Сухие степи Сухие степи
Сухие степи
Сухие степи Сухие степи Сухие степи
Сухие степи
   
 

ГРАНИЦЫ И ПЛОЩАДЬ ЗОНЫ
Эта зона начиная с низовьев Дуная тянется узкой полосой вдоль берегов Черного и Азовского морей, охватывает значительные площади Ставропольского края, Ростовской, Астраханской, Волгоградской, Саратовской, Ульяновской областей и далее проходит по линии Актюбинск — Кустанай — Акмолинск — Павлодар — Семипалатинск. Южная граница зоны совпадает с северной границей пустынь и проходит севернее берегов Каспийского и Аральского морей и оз. Балхаш. Отдельные массивы эта зона образует в Минусинской и Тувинской низменностях.
Ковыльно-полынные и ковыльно-типчаковые сухие степи, под которыми формируются каштановые и бурые почвы, занимают 107 млн. га, или 4,8% территории страны. Около 37 млн. га занято каштановыми солонцеватыми почвами и их комплексами с солонцами. Бурые почвы распространены в пределах северного побережья Каспийского и Аральского морей и южной части Казахского мелкосопочннка.

УСЛОВИЯ ПОЧВООБРАЗОВАНИЯ
Климат зоны сухой, континентальный с жарким сухим летом, холодной зимой п небольшой мощностью снегового покрова. В летний период с поверхности почвы испаряется в 2— 4 раза больше влаги, чем ее выпадает. В северной части зоны, где формируются темно-каштановые почвы, выпадает 300— 400 мм осадков в год, в центральной — 300—350 мм и в южной со светло-каштановыми почвами — 250—350 мм. Количество осадков с запада на восток уменьшается до 200—250 мм.
едняя годовая температура в европейской части зоны равна + 3°С, а в азиатской +2—3° С. Безморозный период составляет 180—190 дней в европейской и 110—120 дней в азиатской частях зоны. Здесь часты суховеи, вызывающие пыльные бури и гибель растений.
Рельеф зоны преимущественно равнинный или равнинно-слабоволнистый с отчетливо выраженным микрорельефом. Встречаются западины, лиманы.
Почвообразующие породы разнообразны. В причерноморской части и Ставропольском крае — это лёссовидные суглинки. В Прикаспийской низменности распространены желто-бурые глины н суглинки, богатые солями Na+, Са2+, Mg2+, встречаются также морские пески и супеси. Приволжская возвышенность покрыта желто-бурыми лёссовидными суглинками, элювием песчаников, известняков, мергелей. В Забайкалье каштановые почвы формируются на скелетных хрящеватых пролю-виально-делювиальных отложениях. Почвообразующие породы в этой зоне часто засолены.
Растительность зоны сравнительно бедна по составу, особенно в южной части. Среди травянистых растений преобладают ковыль, типчак, полынь, тонконог, различные эфемеры,
образующие полынно-типчаковые степи. Луговая растительность проникает в зону сухих степей ио долинам и поймам рек. Древесные растения в этой зоне приурочены к пониженным участкам, чаще всего к склонам и днищам балок, оврагов, поймам рек. Здесь произрастают дуб, клен татарский, осина, сосна, вяз, акация белая. Лесные насаждения развиваются на темно-каштановых и каштановых почвах. Однако леса в этой зоне имеют ограниченное распространение, преобладающим типом растительности является степная.


КАШТАНОВЫЕ ПОЧВЫ
Под травянистой растительностью зоны сухих степей, так же как и под лугово-стенной, протекает дерновый процесс почвообразования. К середине лета большая часть эфемеров и луговых растений отмирает, а на поверхности почвы образуется травяной войлок, который быстро и полностью разлагается. При разложении органических веществ синтезируются гуминовые кислоты, образующие при взаимодействии с катионами во-донерастворимые гуматы. Одновременно под влиянием высоких температур происходит обезвоживание и свертывание гуминовых кислот, которые закрепляются в верхних слоях почвы и окрашивают ее в буровато-черный цвет. Часть корневых остатков разлагается анаэробно (обычно этот процесс протекает в первую половину лета), в результате в почвах накапливается гумус. Поскольку по сравнению с лугово-степной зоной органического вещества здесь образуется меньше, а процесс его минерализации длится почти все лето, количество гумуса в этих почвах меньше, чем в черноземах, пойменных или луговых почвах.
В засушливых условиях при небольшой глубине промачива-ния почвы сернокислые соли натрия, углекислый кальций и магний, вымываясь вниз, концентрируются, выпадают в виде кристаллов и формируют иллювиальный солевой горизонт
почвы. Карбонаты кальция образуют псевдомицелнй и белоглазку, а сернокислый натрий — мелкие белые кристаллы.
трий, соли которого могут легко передвигаться в почвенном профиле, постепенно входит в почвенный поглощающий комплекс, и почвы становятся солонцеватыми.
Под влиянием солей натрия верхний горизонт почв частично или полностью утрачивает структуру (сказывается диспергирующее влияние натрия), гумусовые и минеральные коллоиды под действием весенней влаги частично переходят в золь н вымываются на некоторую глубину, образуя уплотненный иллювиальный горизонт каштановых почв. Выраженность солонцового процесса различна, больше всего она проявляется в районах с небольшой глубиной промачивания почв и засоленными иочвообразую-щнми породами. Наиболее резко этот процесс выражен в почвах тяжелого механического состава. Из-за недостатка влаги в почве соли кальция из верхних горизонтов полностью не вымываются, поэтому почвы часто вскипают с поверхности. В северной части зоны, где осадков больше, верхняя часть почвенного профиля не имеет избытка Са2+, Na+. При движении к югу оба элемента накапливаются в верхней части почвенного профиля, и почвы приобретают щелочную реакцию. В результате почвообразовательного процесса в этой зоне формируются каштановые и бурые почвы. Наиболее распространены каштановые почвы (рис. 37).