30 сентября в Западном полушарии взойдет Черная Луна

Если вы обратили внимание на свежие заголовки бульварной прессы и других социальных медиа, то, вероятно, знаете, что в пятницу Запад ожидает Черная Луна. По мнению некоторых, это «редкое» астрономическое событие предрекает скорый конец света и выступает прелюдией ко второму пришествию Иисуса Христа.

Увы, любители мистики будут разочарованы, но так же, как и в случае с Кровавой Луной, Суперлунием или Голубой Луной, феномен Черной Луны гораздо менее интересен, чем его название.

Изображение

Просто время от времени наступает такой месяц, который имеет два новолуния. Новолуние является первой фазой лунного цикла, когда Луна расположена между Землей и Солнцем. При этом обращенная к нам сторона спутника остается неосвещенной, а обратная купается в солнечных лучах. Новолуние представляет собой абсолютную противоположность полнолунию, когда мы видим лунный диск, полностью освещенный солнцем, находящимся позади нашей планеты.


Обычно лунный цикл длится примерно месяц (в среднем 29,53 дня — период, известный как синодический месяц). В этом сентябре пятничное новолуние будет уже вторым для Западного полушария (первое было 1 сентября). Такое происходит примерно раз в 32 месяца и называется Черной Луной.

В ночное время Черную Луну невозможно увидеть с Земли. Это связано с тем, что Луна в этой фазе находится в той же части неба, что и Солнце. Она поднимается и садится вместе с ним, затмеваемая его светом. Только парой дней ранее или позже на небе заметен тонкий серп. В исключительных случаях, когда Новая Луна проходит прямо перед Солнцем, мы можем наблюдать ее в виде солнечного затмения.

Изображение

Интересно, что 30 сентября Черная Луна станет «эксклюзивом» для Западного полушария. В Восточном полушарии новолуние произойдет уже 1 октября и будет первым в месяце. Таким образом, для нас Черная Луна взойдет лишь 30 октября, когда произойдет второе за один месяц новолуние. А для жителей Восточной Азии, Японии, Новой Зеландии и Австралии «страшное событие» и вовсе выпадает на Хэллоуин — 31 октября.

Безусловно, это драматичное название не является официальным астрономическим термином. Однако стоит отметить, что существуют и другие определения Черной Луны. Например, так обозначают отсутствие новолуний в месяце, что бывает только в феврале каждые 5–10 лет.

Источник: www.wolfnight.ru

При наблюдении Луны с Земли она предстаёт в разных цветах — от насыщенного красного до ярко-серого цвета. Иногда даже её называют голубой.


DSCN3413
1. Луна, поднимающаяся над горизонтом (снимок автора).

DSCN0647
2. Снимок Луны, находящейся высоко в синем утреннем небе (снимок автора).


Вопрос цвета Луны отнюдь не праздный и имеет непосредственное отношение к так называемым лунным миссиям «Аполлонов», на которых Луна показана исключительно в унылых серых тонах:

AS11-40-5929
3. Снимок AS11-40-5929 миссии Аполлон-11.

«Цементно-подобный» пейзаж настолько однообразный, что нет смысла приводить фотографии других миссий — во всех миссиях «Аполлонов» поверхность Луны имеет одинаковый серый цвет. С тех самых пор Луну и лунный грунт почти всегда изображают в серых тонах. Но так было не всегда! Цитата из книги «Первые итоги определения физико-механических свойств грунтов Луны» (И.И. Черкасов, В.В.Михеев и др., Москва — 197О):

«Астрономические наблюдения за яркостью, окраской, поляризацией и другими особенностями света, отражаемого лунной поверхностью, интенсивные радиолокационные и радиоастрономические исследования проводятся с целью решения вопроса о генезисе, строении и свойствах не только Луны в целом, но и ее поверхностного слоя. Указанные методы позволили к началу исследований лунной поверхности с помощью космических аппаратов считать твёрдо установленными следующие факты.


Лунная поверхность характеризуется низкой отражательной способностью и отражает всего 5—18% солнечного света; цветовые различия на Луне крайне малы. Её поверхность имеет коричневато-серую или черновато-бурую окраску« (выделено мной).

Наблюдения с Земли показывают, что лунный грунт имеет коричневатый или бурый оттенок и что его цвет меняется незначительно.

На своём опыте могу подтвердить — да, Луна имеет преимущественно бурый цвет:

DSCN3446
4. Снимок Луны, сделанный с помощью «ультразума» Nikon Coolpix P510 (снимок автора).

Метаданные снимка:
Model: NIKON COOLPIX P510
Date Time: 2014:10:08 22:31:20
Exposure Time: 1/400 sec
FNumber: F5,9
Exposure Program: Manual
ISOSpeed Ratings: 100
35mm equivalent focal Length: 1000 mm

Очевидно, автор вышеупомянутой работы в момент её написания не был знаком со снимками миссии «Аполлон-11», тем не менее, впоследствии видел лунный грунт только в серых тонах. Так, в книге «Грунт Луны» (И.И. Черкасов, В.В.Шварев, Москва — 1975) тот же автор (И.И. Черкасов) в соавторстве с другим пишет:


«Реголит в целом представлял рыхлый разнозернистый темно-серый (черноватый) тонкозернистый порошок с включениями отдельных более крупных зерен, обладающих сильным зеркальным эффектом» (выделено мной) — о реголите, доставленном АЛС «Луна-16».
«Из образца, доставленного «Луной-20», было также отобрано 20г из верхнего слоя глубиной до 100 мм и естественном залегании. От образца «Луны-16» он отличался светло-серым цветом и более мелкозернистым составом» (выделено мной).

Теперь самое время взглянуть на упомянутые образцы:

Luna-16.1
5. Образец лунного грунта, доставленный аппаратом «Луна-16».

Luna-16.2
6. Второй образец с аппарата «Луна-16».

Luna-20
7. Образец лунного грунта, доставленный аппаратом «Луна-20».


По завершении в СССР и США «лунной гонки», в отечественных научных публикациях вдруг снова заговорили о буром оттенке лунного грунта («Лунный грунт из Моря Кризисов». Москва — 1980):


«По окраске в колонке выделяются две зоны, из которых верхней большей части (до 162 см) присущ однородный серый цвет с лёгким коричневатым оттенком. Нижняя зона керна в цветовом отношении отличается заметной неоднородностью и включает несколько различных по интенсивности серого цвета горизонтов, а также резко выделяющийся по глубине 169—171,5 см относительно тонкий (мощностью 2—2,5 см) слой белого материала» (выделено мной).

Любопытно, что к тому времени цветные фотографии Луны были известны уже как 10 лет:

Zond-7
8. Снимок Луны с АМС «Зонд-7».

Предположим, что цвет Луны, видимый с Земли, искажается атмосферой последней (и это действительно так) и что цветная плёнка на АМС «Зонд-7», пропутешествовав в космосе, утратила правильную цветопередачу, но как быть с образцами лунного грунта, имеющими выраженный бурый цвет или оттенок? Быть может, образцы лунного грунта, доставленные АМС «Луна-16» и «Луна-20», так быстро окислились в земной атмосфере, что потеряли первоначальный цвет, который не успели сфотографировать? В статье «Оптические характеристики реголита из Моря Изобилия, Моря Спокойствия и Океана Бурь» (И.И. Антипова-Каратаева, Ю.И. Стахеев, К.П. Флоренский, М.: Наука, 1974, сс. 496-500) проводится сравнение спектров диффузного отражения реголита из различных районов Луны:


Spectrums

Графики показывают, что спектральные зависимости в видимой области света (380-780нм) отличаются мало. Основное отличие — в отражающей способности образцов. Чем выше кривая, тем выше отражающая способность (образец светлее). Образцы №10005 взяты из керна миссии «Аполлон-11» и соответствуют разным его глубинам. Образцы №12028 — из керна миссии «Аполлон-12». Образец «Луна-16-А» изображён на илл. 5. По поводу американских образцов лунного грунта можно заметить, что подавляющее большинство снимков этих образцов, выложенных на сайте НАСА, чёрно-белые и в этом видится определённый умысел, о котором будет сказано ниже:

S69-45585_10045
10. Пример чёрно-белого снимка: образец №10045 миссии «Аполлон-11».

Понятно, что говорить о цвете образцов по таким фотографиям нет смысла. Но у нас есть счастливая возможность увидеть цветные снимки кернов реголита (сыпучего грунта лунной поверхности), а именно тех самых образцов, графики которых приведены на илл. 9:


s77-20660_10005
11. Образец №10005 миссии «Аполлон-11».

s69-23734_12028
12. Образец №12028 миссии «Аполлон-12».


Как и предполагалось, образец №12028 — более светлый (см. илл. 9), нежели образец под номером 10005. Кроме того, образец «Луна-16-А» (график 4) похож на образец №10005 (график 3) и это подтверждает сравнение их снимков:

Luna-16.1
s77-20660_10005

Но главное, что оба образца, безусловно, имеют бурый цвет, объективное свидетельство чего — спектры диффузного отражения, приведённые на илл. 9, указывающее на явное смещение в сторону красного цвета. Их графики спектральных зависимостей демонстрируют рост отражающей способности с ростом длины волны, следовательно в видимом отражённом свете преобладает красная компонента света. Для примера приведу спектр отражения условного образца тёмно-серого цвета:


Dark-grey
13. Спектр отражения образца тёмно-серого цвета.

В идеальном случае это — горизонтальная прямая. Представляется невероятным, что авторы книги «Грунт Луны» (см. выше) — И.И. Черкасов и В.В.Шварев — оказались дальтониками, назвав образец «Луна-16-А» тёмно-серым и даже черноватым, и не удосужились ознакомиться с текстом более ранней работы — «Оптические характеристики реголита…», — в которой приведена его спектральная характеристика, объективно свидетельствующая о буром цвете. Не менее удивительным выглядит и тот факт, что почти 2/3 образцов кернов миссий «Аполлонов» имеют бурый цвет или оттенок, а на фотографиях самих миссий поверхность Луны отражена совершенно серой. Данное противоречие должно иметь какое-то объяснение, но сначала обратимся к снимкам китайской миссии «Чанъэ-3», в ходе которой использовалась цифровая фототехника.

В цифровой фотографии цветокоррекция — баланс белого — производится программными средствами. Например, если в кадре есть белый предмет, то и на фото он должен быть белым. Этот критерий используется и для ручной настройки фотоаппарата — берётся эталон белого и фотографируется. Метод работает достаточно надёжно. Если техника вдруг ошиблась, то фото вполне можно исправить вручную, в частности откорректируем снимок посадочной платформы «Чанъэ-3».

Известно, что параболическая антенна платформы имеет белый цвет; воспользуемся этим и заодно посмотрим, каков цвет антенны на снимке:


Yutu-1
14. С помощью инструмента «пипетка» определяется цвет параболической антенны.

Хорошо видно, что в RGB триаде имеется перекос в сторону синего цвета, а чтобы получить белый цвет, необходимо выровнять уровни трёх компонент:

Yutu-3
15. Скорректированный снимок посадочной платформы «Чанъэ-3».

Снимок после цветокоррекции приобрёл аутентичный вид. Теперь можно определить цвет лунного грунта. Для верности возьмём три точки:

Yutu-5
16. Три «пробы» реголита на снимке посадочной платформы «Чанъэ-3».

Образцы грунта во всех трёх точках имеют очевидное преобладание красного цвета (компонента R); даже в серой на вид точке №3 лунный грунт имеет красноватый оттенок. Это полностью согласуется с графиками спектров диффузного отражения реголита на илл. 9.

Цветные снимки китайского аппарата «Чанъэ-3» сразу привлекли внимание своей непохожестью на серые фотографии лунных миссий Аполлонов, при этом «Чанъэ-3» прилунился в довольно тёмном районе видимой Луны — в Море Дождей. Но и там нет унылого «цементно-подобного» грунта.


Chang'-3
17. Место посадки аппарата «Чанъэ-3».

Для демонстрации разительного контраста между снимками миссий «Аполлонов» и китайского «Чанъэ-3», совместим фрагменты снимков «AS15-87-11802» и «Чанъэ-3» на илл. 15:

Gif
18. Gif-анимация фрагментов двух кадров.

Обе цветные(!) фотографии сняты в похожих условиях: на поверхности Луны и при освещении слева. Камни на китайском снимке более светлые, благодаря чему выглядят рельефно. На снимке «AS15-87-11802» камни угадываются лишь по теням — лунная поверхность выглядит как сплошное серое поле.

Но как так получилось, что в кернах лунного реголита, имеющегося в распоряжении НАСА, бурые образцы составляют подавляющее большинство, а на фотографиях миссий «Аполлонов» реголит всегда серый, что, в свою очередь, противоречит фотографиям «Чанъэ-3»? Ответ напрашивается сам-собой: «удачные» миссии «Аполлонов» происходили не на Луне, а где-то в другом месте, в котором имитировалась лунная поверхность, — очевидно на Земле. Миссия «Чанъэ-3» была удачной наполовину, но основное её достижение — получение аутентичного вида лунной поверхности. Но это только часть ответа, т.к., судя по всему, НАСА обладает настоящими образцами лунного грунта, доставленными с Луны. Его, вероятно, не 382 кг — такого количества образцов НАСА никогда не демонстрировало, — но вполне достаточно для проведения исследований в собственных лабораториях США и за их пределами. Как известно, советский лунный грунт добыт автоматическими аппаратами, и это свидетельствует, что наличие лунного грунта не является доказательством пилотируемых миссий к Луне. Очевидно, американский лунный грунт также доставлен на Землю с помощью автоматических станций, что вполне соответствовало уровню техники того времени. С другой стороны, вопрос высадки человека на Луну и возвращения его на Землю не решён и поныне.

Серая Луна в изображении НАСА — естественный результат того, что американские лунные станции («Рейнджеры», «Сервейеры», «Лунар орбитер» и, вероятно, другие) поначалу снимали Луну в чёрно-белом цвете и у постановщиков шоу с «Аполлонами» не было иного выхода, как имитировать Луну исключительно в чёрно-белых тонах. Поэтому и образцы лунного грунта приходилось снимать на чёрно-белую плёнку (илл. 10), чтобы демонстрировать его общественности — он, дескать, такой же серый, как и Луна на снимках миссий «Аполлонов». При этом цветные снимки кернов никогда особо не афишировались.

С тех пор в массовом сознании закрепился стереотип, что поверхность Луны серая и невзрачная. Поддакивали и в Советском Союзе (см. выше), невзирая на собственные бурые образцы лунного грунта. Причина тому — сговор по «лунной гонке» между СССР и США. Поэтому не удивительно, что и сегодня на лунном орбитальном зонде «LRO» стоит чёрно-белая камера («LROC») — безусловно, чтобы не возникало лишних вопросов относительно цвета Луны.

Перед великой силой стереотипа не устояли и китайские учёные, пытавшиеся корректировать снимки миссии «Чанъе-3» с целью придания им «аполлоновского стандарта», согласно которому поверхность Луны должна выглядеть серой. Ранее на илл. 14 было уже отмечено, что баланс белого на снимке смещён в сторону синей компоненты. По-видимому, это было сделано намеренно, чтобы нивелировать «избыточные» бурые краски реголита и придать ему серый цвет. Но полностью выполнить эту задачу не удалось, т.к. либо пришлось бы откровенно фальсифицировать снимки, лишая реголит с помощью графического редактора бурого цвета, либо при существенном занижении насыщенности цвета со снимков исчез бы национальный флаг Китая, чего, разумеется, допустить было нельзя. Поэтому на одних снимках миссии «Чанъе-3» искажали баланс белого (илл. 14), а на других максимально, по-возможности, уменьшали насыщенность цвета. В качестве примера последнего — снимок китайского лунохода:

Yutu-2
19. Исходный снимок лунохода «Юйту» на поверхности Луны.

Скорректируем баланс белого и повысим насыщенность фотографии, чтобы золотистая фольга приобрела естественный вид, как на илл. 15. Видимо, одной из причин занижения насыщенности цвета фотографии послужила хроматическая аберрация в виде зелёной окантовки кадра, ставшая заметной после коррекции:

Yutu-4
20. Фото лунохода «Юйту» после цветокоррекции.

Инструмент «пипетка» рядом с параболической антенной показывает выровненный баланс белого, а ниже — цвет реголита под луноходом «Юйта». Соотношение компонент триады RGB почти в точности соответствует точке №2 на илл. 16. Важно отметить, что снимки на илл.16 и 20 сделаны разными камерами, но в обоих случаях они изображают один и тот же цвет лунного грунта, что свидетельствует о низкой вероятности ошибочной цветопередачи камер.

Заключение

Очевидно в США с самого начала была сделана ставка на автоматические станции, в чём есть несомненный резон — их использование в исследовании космоса намного дешевле, нежели с помощью пилотируемых запусков. Так, в первые годы космической эры США превосходили СССР по количеству запусков в 3-5 раз и только к середине 60-х годов отставание сократилось до 1,5 раз. СССР в первую очередь преследовал пропагандистские цели, что и обусловило первенство в пилотируемых полётах на околоземную орбиту. США, напротив, отдали это направление «Голливуду», чьи достижения в создании космической фантастики хорошо известны (см. фильм «Космическая одиссея 2001 года», съёмки которого начались в 1965 году). Последний красочный фильм «Гравитация», несмотря ряд замечаний, — лишнее тому подтверждение.

В результате, к середине 70-х годов прошлого века Советский Союз стал непререкаемым лидером в пилотируемых полётах в космос, а США — таким же лидером в области создания и запусков автоматических межпланетных станций. Так, запущенная в 1977 году станция «Вояджер-1» и ныне продолжает путешествие в глубинах космоса, сохраняя полную работоспособность.

Дополнительные материалы по теме

1. Статья Л.Коновалова (доцент кафедры кинотелетехники ВГИК) «Какого цвета Луна?».

2. Статья А.И.Попова (доктор физико-математических наук) «Фальшивый цвет американской «Луны»».

3. Фрагмент фильма «Луна на продажу» / BBC Horizon. «Moon for Sale» (2011).


В этом фрагменте рассказывается о деятельности специального подразделения НАСА («Office of Inspector General»), занимающимся в том числе выявлением случаев частного владения образцами лунного грунта, которое запрещено федеральным законом США.

Цветная луна

С чем связаны столь драконовские меры в самой свободной стране мира? При том, что ничего подобного не существовало в одной из самых закрытых стран мира — в СССР, — где лунный грунт хранился в обычном сейфе. Выясняется также, что деятельность «криминальной полиции» НАСА распространяется и за пределы США — там, оказывается, ищут следы лунного грунта — образцов «Доброй воли», — подаренных США 135-и странам мира в 70-х годах прошлого века. История одного такого образца хорошо известна:

Фрагмент грунта из коллекции, якобы доставленной на Землю экипажем «Аполлона-11», официально объявлен подделкой — он оказался куском окаменевшей древесины.

«Как сообщает Associated Press, голландские специалисты провели анализ «лунного камня» — предмета, официально, через Госдепартамент, подаренного премьер-министру Нидерландов Виллему Дризу тогдашним послом США в Нидерландах Вильямом Миддендорфом во время визита»доброй воли» в страну астронавтов Нила Армстронга, Майкла Коллинза и Эдвина Олдрина после завершения ими миссии «Аполлона-11» в 1969 году.

Известна дата вручения драгоценного подарка — 9 октября 1969 года. После кончины г-на Дриза ценнейшая реликвия, застрахованная на $500 тыс., стала экспонатом музея Rijksmuseum в Амстердаме.

И лишь теперь исследования «лунного камня» показали, что официально выставленный рядом с полотнами Рембрандта дар США оказался нехитрой подделкой — куском окаменевшей древесины.»


Стоило ли НАСА подвергать себя такому риску, имей оно по завершении миссии «Аполлон-11» заявленные 21,55 килограммов лунного грунта? Видимо, подарено много подобных фальшивок, если не все 100%, поэтому НАСА с помощью своей «криминальной полиции» старается исключить возможность повторения казуса с голландским «подарком».

Причина же запрета оборота в США образцов лунного грунта связана с умилительными рассказами астронавтов, якобы посещавших Луну, о лунных камушках, привезённых оттуда в качестве подарков друзьям и близким. Что может служить более весомым доказательством реальности их миссий? А если таковых не было, то не должно быть и улик — так называемых «подарков». Поэтому был принят соответствующий закон, на страже которого стоит специальное подразделение НАСА. Пример из жизни:

НАСА едва не арестовало престарелую американку, пытавшуюся продать кусочек Луны.

Сотрудники Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА) нашли кусок лунного грунта у престарелой хозяйки маленького кафе на юге Калифорнии. 74-летняя Джоан Дэвис пыталась продать через Интернет фрагмент спутника Земли, чем и привлекла внимание инспекторов, пишут 24 октября американские СМИ.

Однако, несмотря на преклонный возраст американки, сотрудники НАСА тщательно спланировали спецоперацию. После появления в Интернете объявлений Дэвис на встречу с ней под видом покупателя отправился сотрудник НАСА, который выразил заинтересованность в приобретении образца за 1,7 миллиона долларов.

Во второй визит, когда престарелая женщина уже достала кусок Луны, чтобы передать ее «покупателю», в помещение ворвались десятки полицейских, которые схватили 74-летнюю преступницу и изъяли товар. Инцидент произошел в мае текущего года.

Размер кусочка Луны, которым владела американка, не превышал рисового зернышка. Как стало известно, он перешел ей по наследству от мужа, работавшего в НАСА инженером, которому этот кусочек подарил американский астронавт Нил Армстронг еще в 1970е гг.

Источник: a-kudryavets.livejournal.com

В одном из прошлогодних номеров журнала в разделе "Переписка с читателями" была напечатана заметка "Коричневая Луна". Но почему Луна так часто меняет цвет?

Е. Капустин (г. Симферополь).

Луну издревле связывали с серебром. Однако очень чистый белый цвет Луна имеет лишь днем. Это объясняется тем, что рассеянный небом голубой свет добавляется к желтоватому свету самой Луны. По мере же ослабления голубого цвета неба после захода Солнца она становится все более желтой и в какой-то момент чисто-желтой, а затем, при окончании сумерек, снова желто-белой. Остаток ночи Луна сохраняет светлый желтоватый цвет, в точности подобный дневному Солнцу. В очень ясные зимние ночи, когда полная Луна стоит высоко, ее цвет кажется белее, но вблизи горизонта она становится такой же оранжевой и красной, как и заходящее Солнце.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Если же Луна окружена небольшими пурпурно-красными облаками, ее цвет становится почти зелено-желтым, а если облака оранжево-розовые, то Луна превращается в сине-зеленую. Причем эти контрастные цвета проявляются отчетливее для лунного серпа, нежели для полной Луны.

При свечах же, например, дающих красноватый оттенок, цвет Луны также представляется зеленовато-синим. Этот контраст особенно нагляден, если источники света не слишком сильны, например, если одновременно наблюдать в воде отражение Луны и пламени газа. Если же предварительно в течение примерно получаса смотреть на оранжевое пламя костра, а затем на Луну, то Луна приобретет голубоватый оттенок.

И действительно: иногда же можно услышать выражение "голубая Луна". Впрочем, так нередко называют вторую полную Луну месяца. Собственно, далеко не всегда в одном и том же месяце полнолуние случается два раза. Вспомним, ведь периодичность смены лунных фаз примерно 29,5 суток. Поэтому второе полнолуние в месяце может произойти только если первое было 1-го числа этого месяца. Например, февраль никогда не может быть "месяцем голубой Луны".

Откуда же пошло это необычное название? Трудно сказать. Возможно, что оно появилось в один из месяцев двух полнолуний вскоре после 1883 года. В тот год случилось страшное извержение вулкана Кракатау — одно из самых катастрофических за всю летописную историю человечества. В атмосферу Земли было выброшено огромное количество вулканического пепла и пыли. И в течение трех лет количество солнечной энергии, достигавшей поверхности нашей планеты, было примерно на 10% меньше обычного. Как раз в это время отмечался голубовато-зеленый цвет Солнца и Луны.

А может быть, какой-то наблюдатель отметил однажды у заходящей полной Луны во второе полнолуние месяца редкое явление так называемого зеленого луча? (См. "Наука и жизнь" №№ 7, 12, 1980 г.; № 11, 1989 г.; № 8, 1993 г.)

Когда Луна и Солнце находятся низко над горизонтом, они представляются желтыми, оранжевыми и даже кроваво-красными. Связано это с явлением рефракции световых лучей в атмосфере Земли и состоянием самой атмосферы.

Источник: www.nkj.ru

Леонид Коновалов

Оригинал статьи размещён на вебсайте Леонида Коновалова КАКОГО ЦВЕТА ЛУННЫЙ ГРУНТ. Английский перевод статьи: What Colour is the Moon? Part 1

Как на самом деле выглядит грунт Луны? Действительно ли реголит совершенно серый, как мы видим на большинстве фотографий лунных миссий Аполлонов, или все же грунт Луны коричневый? Черно-белая Луна или цветная? Кто-то на форумах утверждал, что грунт Луны похож на чернозём.

Чтобы разобраться в подобных вопросах, я поступил очень просто. Поскольку известен средний коэффициент отражения лунного грунта, альбедо 7-8%, то с помощью эталонной серой шкалы и профессионального яркомера, используемого кинооператорами для определения экспозиции, я подобрал такой же по яркости объект, как и лунный реголит. Использовал для этого землю под окном. Но поскольку влажная земля оказалась немного темнее нужных 7-8%, пришлось ее смешать с небольшим количеством цемента. И вот что получилось.

Цветная луна

А чтобы точно определить именно цвет лунного реголита, а не только его яркость, воспользовался имеющимся у нас на кафедре института кинематографии спектрофотометром X-Rite dtp-41.

Цветная луна

С его помощью я подобрал материал, наиболее близко повторяющий графики спектрального отражения, взятые из книги «Лунный грунт из Моря Изобилия». Отчертил двумя линиями участок видимого диапазона, от 400 до 700 нм (на рисунке – это две синие линии).

Цветная луна

В видимом диапазоне кривая спектрального отражения лунного грунта поднимается почти линейно вверх, причем в синей зоне спектра коэффициент отражения меньше, а в красной зоне — больше, что однозначно говорит о том, что грунт Луны не серый, а коричневый. Численные значения трех линий, соответствующие диффузному коэффициенту грунта Моря Изобилия (Луна-16), грунта Моря Спокойствия (А-11) и грунта Океана Бурь, перенес в программу Exel. Из коробки пластилина достал темно-коричневый кусок. Оказалось, что интегральный коэффициент отражения темно-коричневого пластилина такой же, как и у грунта лунных морей.

Цветная луна

Вот только цвет пластилина более насыщенный, чем цвет лунной поверхности. Поэтому путем добавления в коричневый пластилин небольшого количества голубого пластилина я снизил насыщенность цвета (повысил отражаемость в сине-зеленой зоне). А добавлением вкраплений черного пластилина снизил общий коэффициент отражения. После тщательного раскатывания пластилина до однородной массы и промера на спектрофотометре, получил почти такую же кривую спектрального отражения, как у образцов лунного грунта из Моря Спокойствия миссии Аполлон-11.

Цветная луна

Для сравнения кубик, схожий по цвету с лунным грунтом, сфотографировал вместе с эталонной серой шкалой Кодак. Вот какой цвет имеют лунные моря — как на кубике справа. Таким должно выглядеть Море Спокойствия, куда по легенде прилунился "Аполлон-11".

Цветная луна

Для получения адекватного представления о цвете, пластилиновые кубики разложены на серой шкале (Kodak Gray Card) с коэффициентом отражения 18%. Фотография отнормирована по серому полю. В пространстве s-RGB такое серое поле с 8-битной глубиной цвета должно иметь значения 116-118. Поэтому могу сказать, что на ниже приведённой фотографии (снятой, по видимому, автоматическим зондом за два года до полета Аполлонов) цвет поверхности Луны передан правильно.

Цветная луна

Под этим снимком почему-то стоит подпись: "View_from_the_Apollo_11_shows_Earth_rising_above_the_moonss_horizon", как будто это снимок сделан астронавтами миссии "Аполлон-11" в 1969 году.

Мы же видели, что астронавты привезли снимки с другим цветом лунного реголита:

Цветная луна

Очень многих обескуражил тот факт, что Луна оказалась не просто серой, а серо-голубой и серо-фиолетовой, но никак не коричневой.

На снимке ниже — Баз Олдрин на Луне (экспедиция Аполлон-11, июль 1969 г.).

Цветная луна

Луна в цвете (современный фотоснимок):

Цветная луна

У меня есть основания полагать, что решение о том, что лунный грунт на снимках высадки астронавтов на Луну будет совершенно серым, было принято за два или три года до начала лунных экспедиций, в 1966 или 1967 году на основе снимков "Сервейера". И под такой серый грунт стали готовить павильонные съемки для имитации высадки на Луну людей.

Чуть ниже я объясню, почему грунт на снимках получился совершенно серым. Сделать мне это несложно, поскольку несколько лет я преподаю дисциплину "Цветоведение" в институте кинематографии, и вопросы цветоискажений — моя любимая тема.

Продолжение следует…

Смотрите также: «Разрушители легенд» пойманы на жульничестве

Об авторе:

Цветная луна Леонид Коновалов окончил операторский факультет ВГИК, обучался в аспирантуре НИКФИ. В качестве оператора-постановщика снял несколько полнометражных фильмов, работал на нескольких сериалах («Козлёнок в молоке», «Кобра. Обратный отсчёт», «Застава»). Фильм «Беловы» был удостоен Государственной премии за 1994 год, фильм «Юноша из морских глубин» попал в номинацию «Лучшая операторская работа» на фестивале «Зелёное яблоко» в 1995 году. В 1988-93 гг. на кинофабрике «Свема» разработал технологию изготовления и написал рецептуру плёнок с нестандартной цветопередачей — «Ретро» и ДС-50. Эти киноплёнки использовались на разных киностудиях («Ленфильм», ст. им. Горького, Туркменфильм, Эстонский радиотелецентр, ст. им. Довженко, ВГИК) при производстве 14 картин.
В журнале «Техника кино и телевидения» опубликовал 7 статей на научно-технические темы. Написал книгу «Как разобраться в киноплёнках», издана в 1997 году.
Основное место работы — кафедра Аудиовизуальных технологий и технических средств ВГИК, ведёт дисциплины «Кинофотопроцессы и материалы» и «Цветоведение», на режиссёрском факультете — «Теория и практика монтажа». Является доцентом.

Источник: bigphils.livejournal.com

Леонид Коновалов

Оригинал статьи размещён на вебсайте Леонида Коновалова КАКОГО ЦВЕТА ЛУННЫЙ ГРУНТ. Английский перевод статьи: What Colour is the Moon? Part 1

Как на самом деле выглядит грунт Луны? Действительно ли реголит совершенно серый, как мы видим на большинстве фотографий лунных миссий Аполлонов, или все же грунт Луны коричневый? Черно-белая Луна или цветная? Кто-то на форумах утверждал, что грунт Луны похож на чернозём.

Чтобы разобраться в подобных вопросах, я поступил очень просто. Поскольку известен средний коэффициент отражения лунного грунта, альбедо 7-8%, то с помощью эталонной серой шкалы и профессионального яркомера, используемого кинооператорами для определения экспозиции, я подобрал такой же по яркости объект, как и лунный реголит. Использовал для этого землю под окном. Но поскольку влажная земля оказалась немного темнее нужных 7-8%, пришлось ее смешать с небольшим количеством цемента. И вот что получилось.

Цветная луна

А чтобы точно определить именно цвет лунного реголита, а не только его яркость, воспользовался имеющимся у нас на кафедре института кинематографии спектрофотометром X-Rite dtp-41.

Цветная луна

С его помощью я подобрал материал, наиболее близко повторяющий графики спектрального отражения, взятые из книги «Лунный грунт из Моря Изобилия». Отчертил двумя линиями участок видимого диапазона, от 400 до 700 нм (на рисунке – это две синие линии).

Цветная луна

В видимом диапазоне кривая спектрального отражения лунного грунта поднимается почти линейно вверх, причем в синей зоне спектра коэффициент отражения меньше, а в красной зоне — больше, что однозначно говорит о том, что грунт Луны не серый, а коричневый. Численные значения трех линий, соответствующие диффузному коэффициенту грунта Моря Изобилия (Луна-16), грунта Моря Спокойствия (А-11) и грунта Океана Бурь, перенес в программу Exel. Из коробки пластилина достал темно-коричневый кусок. Оказалось, что интегральный коэффициент отражения темно-коричневого пластилина такой же, как и у грунта лунных морей.

Цветная луна

Вот только цвет пластилина более насыщенный, чем цвет лунной поверхности. Поэтому путем добавления в коричневый пластилин небольшого количества голубого пластилина я снизил насыщенность цвета (повысил отражаемость в сине-зеленой зоне). А добавлением вкраплений черного пластилина снизил общий коэффициент отражения. После тщательного раскатывания пластилина до однородной массы и промера на спектрофотометре, получил почти такую же кривую спектрального отражения, как у образцов лунного грунта из Моря Спокойствия миссии Аполлон-11.

Цветная луна

Для сравнения кубик, схожий по цвету с лунным грунтом, сфотографировал вместе с эталонной серой шкалой Кодак. Вот какой цвет имеют лунные моря — как на кубике справа. Таким должно выглядеть Море Спокойствия, куда по легенде прилунился "Аполлон-11".

Цветная луна

Для получения адекватного представления о цвете, пластилиновые кубики разложены на серой шкале (Kodak Gray Card) с коэффициентом отражения 18%. Фотография отнормирована по серому полю. В пространстве s-RGB такое серое поле с 8-битной глубиной цвета должно иметь значения 116-118. Поэтому могу сказать, что на ниже приведённой фотографии (снятой, по видимому, автоматическим зондом за два года до полета Аполлонов) цвет поверхности Луны передан правильно.

Цветная луна

Под этим снимком почему-то стоит подпись: "View_from_the_Apollo_11_shows_Earth_rising_above_the_moonss_horizon", как будто это снимок сделан астронавтами миссии "Аполлон-11" в 1969 году.

Мы же видели, что астронавты привезли снимки с другим цветом лунного реголита:

Цветная луна

Очень многих обескуражил тот факт, что Луна оказалась не просто серой, а серо-голубой и серо-фиолетовой, но никак не коричневой.

На снимке ниже — Баз Олдрин на Луне (экспедиция Аполлон-11, июль 1969 г.).

Цветная луна

Луна в цвете (современный фотоснимок):

Цветная луна

У меня есть основания полагать, что решение о том, что лунный грунт на снимках высадки астронавтов на Луну будет совершенно серым, было принято за два или три года до начала лунных экспедиций, в 1966 или 1967 году на основе снимков "Сервейера". И под такой серый грунт стали готовить павильонные съемки для имитации высадки на Луну людей.

Чуть ниже я объясню, почему грунт на снимках получился совершенно серым. Сделать мне это несложно, поскольку несколько лет я преподаю дисциплину "Цветоведение" в институте кинематографии, и вопросы цветоискажений — моя любимая тема.

Продолжение следует…

Смотрите также: «Разрушители легенд» пойманы на жульничестве

Об авторе:

Цветная луна Леонид Коновалов окончил операторский факультет ВГИК, обучался в аспирантуре НИКФИ. В качестве оператора-постановщика снял несколько полнометражных фильмов, работал на нескольких сериалах («Козлёнок в молоке», «Кобра. Обратный отсчёт», «Застава»). Фильм «Беловы» был удостоен Государственной премии за 1994 год, фильм «Юноша из морских глубин» попал в номинацию «Лучшая операторская работа» на фестивале «Зелёное яблоко» в 1995 году. В 1988-93 гг. на кинофабрике «Свема» разработал технологию изготовления и написал рецептуру плёнок с нестандартной цветопередачей — «Ретро» и ДС-50. Эти киноплёнки использовались на разных киностудиях («Ленфильм», ст. им. Горького, Туркменфильм, Эстонский радиотелецентр, ст. им. Довженко, ВГИК) при производстве 14 картин.
В журнале «Техника кино и телевидения» опубликовал 7 статей на научно-технические темы. Написал книгу «Как разобраться в киноплёнках», издана в 1997 году.
Основное место работы — кафедра Аудиовизуальных технологий и технических средств ВГИК, ведёт дисциплины «Кинофотопроцессы и материалы» и «Цветоведение», на режиссёрском факультете — «Теория и практика монтажа». Является доцентом.

Источник: bigphils.livejournal.com