ПРИМАТЫ (Primates), отряд млекопитающих, который включает человека, человекообразных и других обезьян, а также полуобезьян. Возможно, к нему следует отнести и тупай из Юго-Восточной Азии. Название «приматы», означающее «первые», «лидирующие», дано отряду К.Линнеем, отцом современной биологической систематики.

Приматы в основном обитают на деревьях, к передвижению по которым приспособлены и их конечности. Они длинные и тонкие, а кисти и стопы хватательного типа: большие пальцы обычно противопоставляются остальным.
нечности легко вращаются в бедренных и плечевых суставах; передние и в меньшей степени задние могут быть повернуты ладонью и подошвой внутрь и даже вверх. Зубы у более примитивных приматов (в частности, тупай и лемуров) покрыты острыми буграми и приспособлены для измельчения, кроме растительной пищи, еще и твердых покровов насекомых. Морда у них удлиненная и заостренная. У обезьян морда укорочена; две ветви нижней челюсти впереди слились без шва, а зубы несут закругленные бугры и приспособлены для измельчения мягких частей растений. Верхние клыки обычно хорошо развиты, особенно у самцов, и используются в драках.

Репродуктивная система приматов сходна с человеческой, за исключением небольших деталей. У многих обезьян плацента двойная дискоидальная, но у долгопята и человекообразных она образована единственным диском, как у человека. У лемуров диффузная неотпадающая плацента. Как правило, рождается один детеныш.

Обоняние у приматов, в отличие от большинства млекопитающих, развито слабо, зато зрение и слух острые. Глаза находятся в передней плоскости лица, что обеспечивает широкое поле бинокулярного, т.е. стереоскопического, зрения. У обезьян, особенно человекообразных, хорошо развит головной мозг; он похож на человеческий, но устроен проще.

Зоологи по-разному разделяют отряд приматов. В предлагаемой здесь системе отряд делится на два подотряда: полуобезьян и высших приматов, т.е. обезьян и человека. Каждый подотряд делится на три надсемейства, включающих, в свою очередь, по одному или более семейству.

Tupaiidae (тупайевые)


Тупай часто относят к насекомоядным, но скорее всего они близки к предковой форме всех приматов и могут считаться особым надсемейством полуобезьян. На лапах у них когти, пять пальцев способны широко раздвигаться. Жевательная поверхность коренных зубов несет W-образный гребень. Глазницы окружены сплошным костным кольцом, как у лемуров. Ископаемые тупайевые, близкие к современным формам, найдены в Монголии и датируются нижним олигоценом.

Lemuroidea (лемуры)

Древнейшие лемуроподобные приматы известны из палеоцена и эоцена Северной Америки и Европы. В семейство лемуровых (Lemuridae) входят лемуры Мадагаскара. Только там встречается и единственный вид семейства руконожковых (Daubentoniidae) – айе-айе. Ископаемые остатки, найденные во Франции и датируемые эоценом, показали, что раньше это семейство было распространено более широко. К лориевым (Lorisidae) относятся лори, потто и галаго, обитающие в Юго-Восточной Азии и тропической Африке.

Tarsioidea (долгопяты)

В настоящее время это важное надсемейство представлено только тремя видами на Малайском архипелаге, но в эоцене похожие формы были распространены в Европе и Северной Америке. По многим признакам они приближаются к высшим приматам.

Ceboidea (широконосые, обезьяны Нового Света)

Возможно, это надсемейство, независимо от других обезьян, произошло от древних лемуроидов.
ноздри разделены широкой перегородкой, а предкоренных (двувершинных) зуба – три. У игрунковых (Callithricidae), кроме Callimico, последние коренные зубы на обеих челюстях отсутствуют, а пальцы, кроме первого пальца ног, у всех видов вооружены когтями. У капуциновых (Cebidae) на всех пальцах плоские ногти, зато хвост во многих случаях цепкий, хватательный; большие пальцы на руках часто очень мелкие или даже отсутствуют. Один ископаемый вид из нижнего миоцена Патагонии очень похож на современные формы.

Cercopithecoidea (низшие узконосые, или собакоподобные, обезьяны)

У обезьян Старого Света из семейства мартышкообразных (Cercopithecidae) только два предкоренных зуба, а их хвосты никогда не бывают хватательными. У мартышек, мангобеев, макак, павианов и других мартышковых (подсемейство Cercopithecinae) есть защечные мешки. Они питаются растениями, насекомыми и другими мелкими животными. У гверец, лангуров и других представителей подсемейства тонкотелых обезьян (Colobinae) защечных мешков нет. Они кормятся в основном листьями, и их желудки состоят из трех отделов. Предки обезьян Старого Света появились не позднее раннего олигоцена.

Источник: www.krugosvet.ru

Четыре окаменелых зуба, обнаруженных в амазонских джунглях на территории Перу, дают новые доказательства того, что группы древних приматов пересекали Атлантический океан, мигрируя из Африки в Южную Америку. Статья об этом опубликована в издании Science.


Зубы, описанные в исследовании, принадлежали парапитецидам — вымершему семейству приматов, существовавшему в эоценовом и олигоценовом периодах. Форма и строение останков схожи с молярами (верхними зубами) ископаемых приматов, обнаруженных на территории современного Египта. Находка убедительно доказывает, что эти обитатели Южной Америки произошли от африканских обезьян.

«Это совершенно уникальное открытие, — говорит Эрик Сейфферт, ведущий автор исследования. — Это означает, что, кроме обезьян Нового света и группы грызунов, известной под названием кавиоморфы, существует еще одна родственная линия млекопитающих, которая каким-то образом совершила это невероятное трансатлантическое путешествие. Вероятно, парапитециды совершили путешествие длиной в полторы тысячи километров на природных плотах, сформировавшихся из прибрежных растений во время шторма.

Зубы обезьяны
Эрик Сейфферт рассматривает находку / Eric Seiffert

Обладателя зубов назвали Ucayalipithecus perdita — в честь правого притока Амазонки, реки Укаяли, в бассейне которой нашли окаменелости. Это существо было совсем небольшим, размером примерно с современных мартышек. Возраст зубов, по оценкам исследователей, составляет от 23 до 34 миллионов лет.


Основываясь на этой оценке, можно предположить, что миграция Ucayalipithecus perdita с Черного континента произошла примерно в конце эоценовой эпохи. «Мы предполагаем, что эта группа [приматов] могла перебраться в Южную Америку в период эоцен-олигоценового вымирания, когда антарктический ледяной щит начал нарастать, а уровень моря упал, — поясняет Эрик Сейфферт. — Это могло сыграть определенную роль в том, чтобы приматам было немного легче пересечь Атлантический океан».

Исследователи надеются, что им удастся найти еще какие-нибудь останки Ucayalipithecus perdita и пролить свет на строение и образ жизни этих приматов, а также установить их взаимосвязь с современными обезьянами.

Источник: naked-science.ru

Эволюция зубной системы у приматов достигает высшего развития.

Одноконусный зуб, благодаря прибавлению к нему двух добавочных конусов, переходит во вторую стадию эволюции. Трехзубчатая форма у млекопитающих постепенно преобразуется в трибугорчатую форму. Дальнейшее развитие форм зубов — это четырехбугорчатая у человекообразных обезьян. Процесс усложнения формы зубов у млекопитающих окончательно не выяснен. Одни объясняют образование бугорковой поверхности зуба слиянием простых конических форм, другие — преобразованием простых конических форм.


У обезьян сочленовные ямки плоские. Позади они снабжены характерным суставным отростком — proc. рost. glenoideus. У современного человека этот отросток в детском возрасте имеет правильную форму. В дальнейшем он редуцирует и вместо него на передней стенке суставной ямки появляется бугорок. Восходящая ветвь широка, с закругленными углами. У человекообразных обезьян премоляры имеют по два бугорка, нижние моляры — четыре бугорка и задний, пятый, — добавочный (рис. 2).

Зубы обезьяны

Рис. 2. Нижняя челюсть шимпанзе.

На верхней челюсти между клыками и средними резцами, а на нижней челюсти между клыками и премолярами имеется диастема. Зубные ряды расположены не в виде подковы, как у человека, а в виде буквы И, причем ряды боковых зубов расположены параллельно друг другу. Жевательный аппарат у приматов развивался в связи с прогрессивным развитием головного мозга. Череп человека отличается от черепа обезьяны большим объемом и менее массивным жевательным аппаратом. Предков человека обычно делят на следующие две группы: древнейшие люди — питекантропы и древние люди, к которым относится гейдельбергский и неандертальский человек. Последняя форма эволюции представлена кроманьонцами и современным человеком. У питекантропа зубы оказались весьма крупными. В процессе эволюции размеры челюстей и зубов уменьшаются, но резкая диспропорция между резцами и клыками остается. У гейдельбергского человека челюсти очень массивны, а восходящие ветви весьма широки (52,7 против 30,0-43,9 у современного человека) (рис. 3).


Зубы обезьяны

Рис. 3. Челюсть гейдельбергского человека.

Зубы у неандертальца характеризуются морщинистой жевательной поверхностью моляров (рис. 4).

Зубы обезьяны

Рис. 4. Череп неандертальца.

Клыки не выступают из ряда зубов, вершина нижнего клыка находится позади верхнего клыка. Зубы очень сходны с зубами современного человека. Сидят плотно, без диастемы.

Челюстной аппарат путем накопления, мельчайших изменений эволюционирует и приобретает более совершенную форму. Первое, что бросается в глаза, это значительное уменьшение челюстных костей, вызванное упрощением всей зубной системы. Рассматривая верхнюю зубную дугу, мы замечаем, что она потеряла свою узко-длинную форму, какую мы видим у гоминидов. Это явилось результатом уменьшения продольной оси всего черепа. Большое затылочное отверстие постепенно передвигалось к центру черепа, расширяя его поперечный диаметр.
жняя челюсть приобрела форму параболы, благодаря чему оба зубных ряда при встрече находятся в окклюзии и форма их взаимного отношения выражается в характере положения фронтальных зубов верхней и нижней челюсти. Резцы и клыки стали уменьшаться и выпрямляться — из наклонного положения они перешли в более вертикальное. Уменьшение размера зубов коснулось также и боковых зубов. Одновременно с редукцией и перемещением зубов назад происходило выдвижение вперед костного подбородка, который, повидимому, не мог разрастаться назад, так как этому препятствовало развитие языка.

Важным признаком биологического прогресса может служить строение челюстного сустава, который из примитивного превратился в сложный механизм с повышенной диференцировкой движений, приспособленных к осложненной функции. Это морфо-физиологическое строение сустава достигнуто благодаря преобразованию плоского по форме суставного бугорка в выпуклый.

Наряду с этим, отмечают изменения в окклюзионной поверхности зубных рядов, которые из прямых в сагиттальном направлении эволюционировали в вогнутые поверхности с параллельным изгибом тела нижней челюсти. Это изменение в направлении окклюзионной поверхности способствовало более тесному контакту зубных рядов обеих челюстей при функциональных движениях нижней челюсти. Таким образом, все эти прогрессивные изменения установили тесную связь между формой и функцией жевательного аппарата.


Источник: www.mordovnik.ru

Эволюция зубной системы у приматов достигает высшего развития.

Одноконусный зуб, благодаря прибавлению к нему двух добавочных конусов, переходит во вторую стадию эволюции. Трехзубчатая форма у млекопитающих постепенно преобразуется в трибугорчатую форму. Дальнейшее развитие форм зубов — это четырехбугорчатая у человекообразных обезьян. Процесс усложнения формы зубов у млекопитающих окончательно не выяснен. Одни объясняют образование бугорковой поверхности зуба слиянием простых конических форм, другие — преобразованием простых конических форм.

У обезьян сочленовные ямки плоские. Позади они снабжены характерным суставным отростком — proc. рost. glenoideus. У современного человека этот отросток в детском возрасте имеет правильную форму. В дальнейшем он редуцирует и вместо него на передней стенке суставной ямки появляется бугорок. Восходящая ветвь широка, с закругленными углами. У человекообразных обезьян премоляры имеют по два бугорка, нижние моляры — четыре бугорка и задний, пятый, — добавочный (рис. 2).

Зубы обезьяны

Рис. 2. Нижняя челюсть шимпанзе.


На верхней челюсти между клыками и средними резцами, а на нижней челюсти между клыками и премолярами имеется диастема. Зубные ряды расположены не в виде подковы, как у человека, а в виде буквы И, причем ряды боковых зубов расположены параллельно друг другу. Жевательный аппарат у приматов развивался в связи с прогрессивным развитием головного мозга. Череп человека отличается от черепа обезьяны большим объемом и менее массивным жевательным аппаратом. Предков человека обычно делят на следующие две группы: древнейшие люди — питекантропы и древние люди, к которым относится гейдельбергский и неандертальский человек. Последняя форма эволюции представлена кроманьонцами и современным человеком. У питекантропа зубы оказались весьма крупными. В процессе эволюции размеры челюстей и зубов уменьшаются, но резкая диспропорция между резцами и клыками остается. У гейдельбергского человека челюсти очень массивны, а восходящие ветви весьма широки (52,7 против 30,0-43,9 у современного человека) (рис. 3).

Зубы обезьяны

Рис. 3. Челюсть гейдельбергского человека.

Зубы у неандертальца характеризуются морщинистой жевательной поверхностью моляров (рис. 4).

Зубы обезьяны

Рис. 4. Череп неандертальца.

Клыки не выступают из ряда зубов, вершина нижнего клыка находится позади верхнего клыка. Зубы очень сходны с зубами современного человека. Сидят плотно, без диастемы.

Челюстной аппарат путем накопления, мельчайших изменений эволюционирует и приобретает более совершенную форму. Первое, что бросается в глаза, это значительное уменьшение челюстных костей, вызванное упрощением всей зубной системы. Рассматривая верхнюю зубную дугу, мы замечаем, что она потеряла свою узко-длинную форму, какую мы видим у гоминидов. Это явилось результатом уменьшения продольной оси всего черепа. Большое затылочное отверстие постепенно передвигалось к центру черепа, расширяя его поперечный диаметр. Нижняя челюсть приобрела форму параболы, благодаря чему оба зубных ряда при встрече находятся в окклюзии и форма их взаимного отношения выражается в характере положения фронтальных зубов верхней и нижней челюсти. Резцы и клыки стали уменьшаться и выпрямляться — из наклонного положения они перешли в более вертикальное. Уменьшение размера зубов коснулось также и боковых зубов. Одновременно с редукцией и перемещением зубов назад происходило выдвижение вперед костного подбородка, который, повидимому, не мог разрастаться назад, так как этому препятствовало развитие языка.

Важным признаком биологического прогресса может служить строение челюстного сустава, который из примитивного превратился в сложный механизм с повышенной диференцировкой движений, приспособленных к осложненной функции. Это морфо-физиологическое строение сустава достигнуто благодаря преобразованию плоского по форме суставного бугорка в выпуклый.

Наряду с этим, отмечают изменения в окклюзионной поверхности зубных рядов, которые из прямых в сагиттальном направлении эволюционировали в вогнутые поверхности с параллельным изгибом тела нижней челюсти. Это изменение в направлении окклюзионной поверхности способствовало более тесному контакту зубных рядов обеих челюстей при функциональных движениях нижней челюсти. Таким образом, все эти прогрессивные изменения установили тесную связь между формой и функцией жевательного аппарата.

Источник: www.mordovnik.ru