Доброго времени суток, уважаемый читатель! В данной статье мы предлагаем сочинение на тему “Проблема отношения человека к природе: аргументы из литературы“. Будут использованы следующие аргументы:

– Антуан де Сент-Экзюпери, “Маленький принц”
– В. В. Маяковский, ” Хорошее отношение к лошадям”


Окружающий нас мир: деревья, моря, реки, горы и долины – все относится к природе, а мы – её часть. Без природы мы бы не существовали, не смогли бы даже дышать. С детства каждого ребенка учат бережному отношению к природе: поливать растения и кормить животных. Каждый из нас должен помнить об этом и во взрослой жизни: не выбрасывать мусор на улице, бережно относиться к природным ресурсам, не допускать жестокости по отношению к животным. Именно эту проблему поднимает автор.

Я полностью согласна с его позицией. К сожалению, загрязнения воздуха, шубы из меха и само существование Красной книги свидетельствуют о безответственном отношении человека к природе.


В произведении “Маленький принц” известного французского писателя Антуана Де Сент-Экзюпери и ребенок, и взрослый увидит пример удивительно бережного и аккуратного отношения к природе. Маленький принц один живет на небольшой планете и каждое утро наводит порядок в своих владениях. Для него существует безусловное правило: “Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.” Главный герой чистит вулканы и избавляется от зловредных растений на своей обители, чтобы ничего ей не навредило. При появлении розы на планете главный герой окружает её вниманием и заботой. Несмотря на капризный характер розы, Маленький принц относится к ней со всем терпением. Отношение героя к природе своего дома вызывает уважение.

В стихотворении В. Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” описывается история лошади. На скользкой мостовой от усталости падает лошадь, не встретив никакой поддержки со стороны людей. Никто не пытается ей помочь… Люди наблюдают и смеются. Автор не присоединился к толпе, подошел и заглянул в глаза лошади. Беспомощность и боль животного вылились в слезах, которые катились, прячась в шерсти. Автора поразила тоска во взгляде животного. Он попытался мысленно утешить и поддержать лошадь. Словно почувствовав это, кобыла “рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла”. Поддержка одного человека помогла животному справиться с трудностью.


Подводя итог, мы все связаны с природой узами многовековой прочности. От её состояния зависит наша жизнь. Оберегая природу, мы помогаем и себе в том числе. Задача человека беречь то, что природа с такой щедростью дарит нам. Отношения человека и природы должны быть прочными и гармоничными, поддерживать мир и покой.


Сегодня мы поговорили на тему “Проблема отношения человека к природе: аргументы из литературы“. Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

Источник: egeshik.ru

О самой теме

О взаимоотношениях человека и природы (аргументы можно найти во многих произведениях мировой классической литературы) писали очень многие авторы.

Чтобы правильно раскрыть данную тему, необходимо верно понять смысл того, о чем вас спрашивают. Чаще всего ученикам предлагается выбрать тему (если мы говорим о сочинении по литературе). Тогда на выбор предоставляется несколько высказываний известных личностей. Здесь главное именно вычитать тот смысл, который внес автор в свою цитату. Только тогда можно объяснить роль природы в жизни человека. Аргументы из литературы на данную тему вы увидите ниже.

Если мы говорим о второй части экзаменационной работы по русскому языку, то здесь уже ученику дается текст. Данный текст обычно содержит в себе несколько проблем – ученик самостоятельно выбирает ту, которая кажется ему наиболее простой для раскрытия.


Нужно сказать, что немногие ученики выбирают эту тему, потому как видят в ней сложности. Что ж, все очень просто, достаточно лишь взглянуть на произведения с другой стороны. Главное, понять, какие аргументы из литературы о человеке и природе можно использовать.

Проблема первая

Аргументы («Проблема человека и природы») могут быть абсолютно разными. Возьмем такую проблему, как восприятие человеком природы в качестве чего-то живого. Проблемы природы и человека, аргументы из литературы – все это можно собрать в одно целое, если задуматься.

Аргументы

Возьмем произведение Льва Толстого «Война и мир». Что можно здесь использовать? Вспомним Наташу, которая, выйдя однажды ночью из дома, настолько была поражена красотой умиротворенной природы, что готова была расправить руки, словно крылья, и улететь в ночь.

Вспомним того же Андрея. Переживая тяжелые душевные волнения, герой видит старый дуб. Что он при этом чувствует? Он воспринимает старое дерево как могучее, мудрое существо, что заставляет Андрея задуматься над правильным решением в его жизни.

В то же время, если убеждения героев «Войны и мира» поддерживают возможность существования природной души, то главный герой романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» думает совсем иначе. Поскольку Базаров – человек науки, он отрицает любое проявление духовного в мире. Природа не стала исключением. Он изучает природу с точки зрения биологии, физики, химии и других естественных наук. Однако природное богатство не вселяет никакой веры в Базарова – это лишь интерес к окружающему миру, который не будет меняться.


Эти два произведения отлично подойдут для раскрытия темы «Человек и природа», аргументы привести несложно.

Вторая проблема

Проблема осознания человеком красоты природы тоже часто встречается в классической литературе. Рассмотрим доступные примеры.

Аргументы

Например, то же произведение Льва Толстого «Война и мир». Вспомним первое сражение, в котором участвовал Андрей Болконский. Уставший и раненый, он несет знамя и видит на небе тучи. Какое душевное волнение переживает Андрей, видя серое небо! Красота, которая заставляет его затаить дух, которая вселяет в него силы!

Но кроме русской литературы, мы можем рассматривать произведения и зарубежной классики. Возьмем известное произведение Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Эпизод книги, когда Скарлетт, пройдя долгий путь домой, видит родные поля, пусть и заросшие, но такие близкие, такие плодородные земли! Что чувствует девушка? Она внезапно перестает быть беспокойной, она перестает чувствовать усталость. Новый прилив сил, возникновение надежды на лучшее, уверенность в том, что завтра все уже будет лучше. Именно природа, ландшафт родного края спасает девушку от отчаянья.

Третья проблема


Аргументы («Роль природы в жизни человека» — тема) тоже достаточно просто найти в литературе. Достаточно вспомнить лишь несколько произведений, которые рассказывают нам о том, какое влияние на нас оказывает природа.

Аргументы

Например, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя отлично подойдет в качестве аргумента для сочинения. Вспомним основные черты сюжета: старик отправляется в море за крупной рыбой. Через несколько дней у него наконец появляется улов: к нему в сети попадается красивейшая акула. Ведя долгую битву с животным, старик усмиряет хищника. Пока главный герой движется по направлению к дому, акула медленно умирает. В полном одиночестве старик начинает вести разговоры с животным. Путь домой очень долгий, и старик чувствует, как животное становится ему родным. Но он понимает, что если отпустить хищника на волю, то он не выживет, да и сам старик останется без пропитания. Появляются и другие морские животные, которые голодны и чувствуют металлический запах крови раненой акулы. К тому времени, как старик прибывает домой, от пойманной рыбы уже ничего не остается.

В этом произведении четко видно, насколько легко человеку привыкать к окружающему миру, как тяжело зачастую терять какую-то, казалось бы, незначительную связь с природой. Кроме того, мы видим, что человек способен противостоять стихиям природы, которая действует исключительно по своим законам.

Или же возьмем произведение Астафьева «Царь-рыба». Здесь мы наблюдаем, как природа способна возрождать все лучшие качества человека. Вдохновленные красотой окружающего мира, герои повести понимают, что они способны на любовь, доброту, щедрость. Природа вызывает в них проявление лучших качеств характера.

Четвертая проблема


Проблема красоты окружающей среды напрямую связана с проблемой взаимоотношений человека с природой. Аргументы можно привести и из русской классической поэзии.

Аргументы

Возьмем в качестве примера поэта Серебряного века Сергея Есенина. Все мы уже со средней школы знаем, что в своей лирике Сергей Александрович воспевал не только женскую красоту, но и природную. Будучи выходцем из деревни, Есенин стал абсолютно крестьянским поэтом. В своих стихотворениях Сергей воспевал русскую природу, обращая внимание на те детали, которые остаются незамеченными нами.

Например, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» отлично рисует нам образ цветущей яблони, цветки которой настолько светлые, что на самом деле напоминают сладкую дымку среди зелени. Или стихотворение «Я помню, любимая, помню», рассказывающее нам о несчастной любви, своими строками позволяет окунуться в прекрасную летнюю ночь, когда цветут липы, небо звездное, а где-то вдалеке светит луна. Создается ощущение теплоты и романтики.


Еще двух поэтов «золотого века» литературы, которые воспевали природу в своих стихотворениях, можно использовать в качестве аргументов. «Человек и природа встречаются у Тютчева и Фета. Их любовная лирика постоянно пересекается с описаниями природных ландшафтов. Объекты своей любви они бесконечно сравнивали с природой. Стихотворение Афанасия Фета «Я пришел к тебе с приветом» стало именно одним из таких произведений. Читая строки, сразу не понимаешь, о чем именно говорит автор – о любви к природе или о любви к женщине, потому как он бесконечно много видит общего в чертах любимого человека с природой.

Пятая проблема

Говоря об аргументах («Человек и природа») можно встретить и еще одну проблему. Она состоит в человеческом вмешательстве в окружающую среду.

Аргументы

В качестве аргумента, который раскроет понимание этой проблемы, можно назвать «Собачье сердце» Михаила Булгакова. Главный герой – доктор, который решил собственноручно создать нового человека с собачьей душой. Эксперимент не принес положительных результатов, создал только проблемы и закончился неудачно. В итоге можно сделать вывод, что то, что мы создаем из уже готового природного продукта, никогда не сможет стать лучше того, что было изначально, сколько бы мы ни пытались это усовершенствовать.

Несмотря на то что само произведение несет значение несколько иное, это произведение можно рассмотреть под данным углом зрения.

Источник: www.syl.ru

↑ Человек царь природы или часть? Чем опасно потребительское отношение к природе? К чему может привести борьба человека с миром природы? (В.П. Астафьев «Царь-рыба») 


Астафьев рассказывает нам поучительную историю о талантливом рыбаке, который обладает природным чутьем, полезным для рыбалки. Однако этот герой также промышляет и браконьерством, истребляя рыбу без счета. Своими действиями герой наносит непоправимый урон природе. Причина этих действий отнюдь не голод. Утробин действует так из жадности. 
В одну из таких вылазок на крючок браконьера попадается огромная рыба. Жадность и честолюбие мешает рыбаку позвать на помощь брата, он решает вытянуть огромного осетра во что бы то ни стало. Со временем Игнатьич начинает уходить под воду вместе с рыбой. В его душе случается переломный момент, где он просит прощения за все свои грехи перед братом, перед невестой, которую обидел. Поборов жадность, рыбак зовет на помощь брата. 
Игнатьич меняет свое отношению к природе, когда чувствует как рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Он понимает, что рыба жмется к нему, потому что боится смерти так же, как и он. Он перестает видеть в этом живом существе только инструмент для наживы. Когда герой осознается свои ошибки, его ожидает освобождение и очищение души от грехов. 
В конце повести мы видим, что природа простила рыбака, дала ему новый шанс на искупление всех грехов. 
Борьба Игнатьича и царь-рыбы — метафора сражения человека и природы, которое происходит каждый день.
зрушая природу, человек обрекает себя на исчезновение. Причиняя вред природе, человек лишает себя среды существования. Вырубая леса, уничтожая животных, человек обрекает себя на вымирание. 
В этом произведении также ставится вопрос: может ли человек считать себя царем природы. И Астафьев дает ответ: нет, человек – часть природы, притом не всегда лучшая. Только забота о природе может сохранить жизненный баланс, бесчисленное истребление того, что дарует нам окружающий мир, может привести только к гибели. Гордыня человека, возомнившего себя «царем природы», ведет только к разрушению. 
Нужно любить окружающий нас мир, существовать в мире и согласии с ним, уважая каждое живое существо. 

↑ Как нужно относиться к природе? (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц») 

Одна из проблем, затронутая автором этой замечательной сказки, – это отношение человека к природе. 
Примером бережного отношения к природе может служить главный герой. Маленький принц живет на небольшой планете. Его основное правило: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Маленький принц каждые утро прочищает вулканы и вырывает баобабы, которые при отсутствии ухода могут разрешить планету. 
Главный герой учит нас ценить прекрасное в мире природы, охранять это всеми своими силами, поскольку планета – это наш дом, а человек не может жить без дома. Именно поэтому Маленький принц попросил змею укусить его, чтобы вернуться домой, к своим планете и розе, за которыми он должен ухаживать. Потому что следить за домом, в котором ты живешь – главная обязанность и ответственность человека. 

↑ Чем опасно активное вмешательство человека в мир природы? К чему приводит борьба человека с природой? (Чингиз Айтматов «Плаха») 


В центре внимания автора – проблема вмешательства человека в мир природы. 
Для того чтобы исполнить план мясосдачи, люди решают убить сайгаков, за которыми в этот момент охотились волки Акбара и Ташчайнар. Вертолеты начинают гнать сайгаков в сторону охотников на уазиках, в процессе этого погибают дети волков. Когда же усталые волки возвращаются в свое родное логово, они обнаруживают, что возле него находятся люди, собирающие остатки сайгаков. 
Авдей призывает участников этого отвратительного деяния немедленно прекратить бойню, за что охотники убивают его. 
Акбара и Ташчайнар начали новую жизнь и родили новых волчат, но и те погибли при пожаре, который устроили люди. 
Последний раз они попытались продолжить род уже в другой местности, но человек по имени Назарбай украл и продал четырех волчат. Горю матери-волчицы не было предела. Айтматов не случайно описывает семью волков, наделяя их человеческими чертами. Они также создают семьи, любят своих детей, радуются и печалятся. Человек же в романе представлен менее живым. Большинство людей в романе показаны как бесчувственные существа, лишенные моральных принципов. 
Бесцеремонно, совершенно не задумываясь об окружающем мире, человек прокладывает метры новых дорог, он приходит в чужой дом, где грабит и уничтожает естественных обитателей. Это роман показывает, что такое вмешательство может закончиться трагично как для людей, так и для животных. В конце произведения погибает волчица, а вместе с ней маленький мальчик, который пострадал в безумной борьбе двух полноправных жителей этой планеты: человека и волка. 
Человек тесно связан с миром природы, важно не воевать, а находиться в мире и согласии. 

↑ Почему важно ценить красоту природы? (Р. Брэдбери «Все лето в один день») 

Этот рассказ учит нас ценить красоту природы здесь и сейчас. Чтобы дать прочувствовать, что значит «никогда не видеть солнца», Брэдбери показывает жизнь колонистов на Венере. На этой планете большую часть времени идут дожди, и увидеть солнце жители могут только раз в 7 лет. Этого дня все ждут с нетерпением. Но среди детей колонистов есть одна девочка, которую привезли на Венеру уже в сознательном возрасте, потому ей приходится хуже всех. Для остальных детей солнце — это мечта, для Марго же это нечто утраченное. Таким примером Брэдбери пытается донести до читателя мысль: человек начинает особенно ценить окружающую красоту природы в тот момент, когда теряет. Мы живем в замечательном мире, но не ценим того, что имеем. 

↑ Как следует относиться к природе? (Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы») 

Главный герой Мазай по профессии является охотником. Однако у этого человека есть моральный кодекс и совесть. Он сокрушается о том, что в местности было бы гораздо большее количество зверей, если бы другие охотники не использовали нечестные методы: не ловили бы живность сетями, не давили бы силками и не уничтожали бы зайцев во время весеннего паводка. Он рассказывает историю о том, как во время паводка увидел островок, окруженный водой. На этом острове жались друг к другу зайцы. Доброе сердце охотника не выдержало, он собрал их на своей лодке, доплыл до берега, а потом отпустил. Замерзших и слабых зайчат он забрал домой, чтобы они могли отогреться, а наутро выпустил их на волю. 
Моральный принцип этого человека заключается в том, что нападать на слабого нечестно. Конечно, человек живет охотой. Человек — хищник, но еще он обладает нравственностью, которая не должна позволять ему «бить лежачего». Когда животное неспособно защищаться, то нападать на него нельзя. Такая охота превращает человека в убийцу. Человек наделен огромным потенциалом, он сильнее и хитрее многих животных, но в то же время он обладает сердцем и моралью. Относиться к природе нужно бережно, нельзя только брать, необходимо и помогать ей. 

↑ Как следует относиться к природе? (Ж.Жионо «Человек, который сажал деревья») 

«Человек, который сажал деревья» — это аллегорический рассказ. В центре повествования пастух Эльзеар Буффье, который в одиночку решил восстановить экосистему пустынной местности. 
На протяжении четырёх десятилетий Буффье высаживал деревья, что привело к невероятным результатам: долина стала похожей на райский сад. Власти восприняли это как природный феномен, и лес получил официальную защиту государства. Спустя некоторое время в эту местность переехало около 10000 человек. Все эти люди обязаны своим своим счастьем Буффье. 
Эльзеар Буффье – это пример того, как человек должен относиться к природе. Это произведение пробуждает в читателях любовь к окружающему миру. Человек может не только разрушать, он способен еще и созидать. Ресурсы человека неисчерпаемы, целеустремленность способна создать жизнь там, где ее нет. Этот рассказал был переведен на 13 языков, он так сильно повлиял на общество и власти, что после прочтения были восстановлены сотни тысяч гектаров леса. 

↑ Как нужно относиться к окружающему миру? (Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей») 

Один из главных героев Егор Полушкин – человек, который долго не задерживается на одной работе. Причина этому – неумение работать «без сердца». Он очень любит лес, ухаживает за ним. Потому его и назначают лесником, уволив при этом нечистого на руку Бурьянова. Именно тогда Егор проявляет себя как настоящий борец за охрану природы. Он смело вступает в борьбу с браконьерами, которые подожгли лес и убили лебедей. Этот человек служит примером того, как нужно относиться к природе. Благодаря таким людям, как Егор Полушкин, человечество еще не истребило все, что существует на этой земле. Против жестокости Бурьянова всегда должно выступать добро в лице неравнодушных «полушкиных». 

↑ Отношение человека к природе, взаимосвязь человека и природы, ответственность человека за его поступки перед миром природы. (Рэй Брэдбери «И грянул гром») 

Одной из проблем, затронутых в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» является – отношение к миру природы. Главный герой Экельс погружается в прошлое при помощи машины времени. Цель его путешествия – охота на динозавра. Организаторы предупреждают его о том, что убивать можно только тех зверей, которых подстерегает естественная смерть. Инструктор объясняет, для чего нужна подобная осторожность: если случайно убить какое-то самое незначительное животное, то это может очень сильно отразиться на всем будущем. Например, если убить мышь, то не будет лисы и ее потомков. Если исчезнет конкретная лиса, то погибнут все ее потомки и какой-нибудь лев и так далее. Таким образом, гибель одной мыши может уничтожить целые династии, изменить весь мир. Это показывает, насколько человек связан со всем миром природы. Людям порой кажется, что они цари природы, но когда человек убивает просто так маленького комара, он меняет жизнь своих будущих потомков. Человек занимает определенное место в природе, ни больше ни меньше. Потому так опасно неразумное истребление животных. Неизвестно, как прихоти человека могут повлиять на будущее. Человек обязан понимать, что вся экосистема и будущее самого человека зависит от его поведения, поэтому относиться к природе нужно бережно, ценя каждое ее творение. 

↑ Проблема отношения к природе (А.П. Платонов «Неизвестный цветок») 

В рассказе «Неизвестный цветок» затрагивается проблема отношения к природе. Положительным примером является поведение детей. Так, девочка Даша обнаруживает цветок, который растет в ужасных условиях и нуждается в помощи. На следующий день она приводит целый отряд пионеров, они все вместе удобряют землю вокруг цветка. Через год мы видим последствия такого неравнодушия. Пустырь невозможно узнать: он «зарос травами и цветами», и над ним «летали птицы и бабочки». Забота о природе не всегда требует от человека титанических усилий, но всегда приносит такие важные результаты. Потратив час своего времени, каждый человек может сохранить или «дать жизнь» новому цветку. А каждый цветок в этом мире на счету. 

↑ Как нужно относиться к окружающему миру? (И.С. Тургенев «Отцы и дети») 

Базаров заявляет, что природа не храм, а мастерская, и тут же в произведении следует великолепный пейзаж. Картины природы, которыми насыщен роман, подспудно убеждают читателя в совершенно обратном, а именно, что природа – храм, а не мастерская, что только жизнь в гармонии с окружающим миром, а не насилие над ним может принести человеку счастье. 
ОТЦЫ И ДЕТИ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ 
ОТЦЫ И ДЕТИ АНАЛИЗ 

↑ Как природа влияет на характер человека? (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени») 

Местность, в которой проживает человек влияет на формирование его характера. Лермонтов описывает Кавказ как место, окруженное высокими опасными горами, бурлящими, быстрыми речками, потому и люди, которые там проживают, обладают смелым, яростным характером. Горы связаны с приключениями и риском, а жизнь людей – это преодоление опасностей. Суровые условия природы делают характер человека суровым, он становится склонным к импульсивности, у него появляется дух авантюризма. Для людей, живущих в такой местности, природа не просто фон. Они чувствуют природу лучше, чем любой человек, описывающий красоты пейзажа, они любят природу и чувствуют ее сердцем: «…в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге». 
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Источник: rustutors.ru

1. Проблема любви к природе.

2. Влияние природы на человека.

3. Проблема постижения прекрасного в природе.

4. Гармоничные отношения с природой.

5. Проблема восприятия окружающего мира.

АРГУМЕНТЫ:

1) Природу нужно любить, нужно замечать её красоту. Как замечает её любимая героиня Л.Н.Толстого в романе-эпопее «Война и мир» Наташа Ростова. Имение Отрадное. Ночь. Луна. Юная девушка не может скрыть свои чувства восхищения, восторга перед красотой лунной ночи. Ночь кажется ей волшебной, ей хочется полететь. Наташа чувствует себя бесконечно счастливой и свободной. Она находится в полной гармонии с окружающим миром.

2) В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» природа оказывает огромное влияние на князя Андрея Болконского. Особенно в эпизоде, где описывается поездка князя в Отрадное по делам. Перед нами разочарованный в жизни человек, до сих пор испытывающий чувство вины после смерти жены, решивший тихо и спокойно доживать свою жизнь.

Он решил, что любовь, счастье, интересные дела – всё в прошлом. По дороге в Отрадное весной он встречает старый дуб, который одиноко и уродливо с голыми кривыми ветками, болячками стоял посреди зелени, солнца, весны. Ему показалось, что дуб, как и он, не верит в счастье, а просто хочет спокойно дожить свой век. На обратном пути в начале июня Болконский не сразу узнаёт этот дуб. Преображённый красавец, раскинувшись шатром сочной зелени, стоял перед ним. Чувство радости охватило героя. «Нет, жизнь не кончена в 31 год», — подумал молодой князь. Мы видим, как много общего между человеком и природой.

3) В романе-антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» мы видим, что жители города не замечают природу.

Foxford

Вечером они не гуляют, а сидят перед «телевизионными стенами», днём пролетают на высокоскоростных автомобилях. Кларисса, которая любит дождь и шуршанье осенних листьев, кажется всем странной. Люди перестали замечать природу. Их жизнь стала материальной и прагматичной, а ими легко манипулирует кучка людей. В конце романа город погибает.

4) Герой рассказа А.П.Платонова «Юшка» очень часто уходит в поле, лес. Здесь он чувствует себя счастливым и свободным. Здесь он забывает обиды, наносимые ему односельчанами, которые считают его «ненужным» на этой земле. Он трепетно относится к природе: разговаривает с травой, поднимает с тропинки упавших бабочек и стрекоз. Общение с природой придаёт ему душевные силы.

5) В книге В.П.Астафьева «Царь-рыба», в одноимённой главе, главный герой Утробин не замечает красоты природы. Он относится к ней потребительски, занимаясь браконьерством, как и его отец, и дед. Встреча с царь-рыбой помогла ему осознать, что нет права у человека так безжалостно относиться к природе, частью которой он сам является.

Источник: www.kritika24.ru

ПРОБЛЕМА СТОЙКОСТИ И МУЖЕСТВА РУССКОЙ АРМИИ ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ

1. В романе Л.Н. Тостого «Война и мир» Андрей Болконский убеждает своего друга Пьера Безухова в том, что битву выигрывает армия во что бы то ни стало желающая победить противника, а не имеющая лучшую диспозицию. На Бородинском поле каждый русский солдат сражался отчаянно и самоотверженно, зная, что за его спиной находится древняя столица, сердце России, Москва.

2. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять молодых девушек, которые выступили против немецких диверсантов, погибли, защищая родину. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Зенитчицы проявили отвагу и выдержку, показали себя истинными патриотами.

ПРОБЛЕМА НЕЖНОСТИ

1. примером жертвенной любви служит Джен Эйр, героиня одноименного романа Шарлотты Бронте. Джен с радостью стала глазами и руками самого дорогого для неё человека, когда он ослеп.

2. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Марья Болконская терпеливо выносит суровость отца. Она с любовью относится к старому князю, несмотря на его непростой характер. Княжна даже не задумывается над тем, что отец зачастую излишне требователен к ней. Любовь Марьи искренняя, чистая, светлая.

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧЕСТИ

1. В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» для Петра Гринёва важнейшим жизненным принципом была честь. Даже перед угрозой смертной казни Пётр, присягнувший на верность императрице, отказался признать в Пугачёве государя. Герой понимал, что это решение могло стоить ему жизни, но чувство долга взяло верх над страхом. Алексей Швабрин, напротив, совершил предательство и потерял собственное достоинство, когда перешел в стан самозванца.

2. Проблема сохранения чести поднимается в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Два сына главного героя совершенно не похожи. Остап — честный и отважный человек. Он никогда не предавал своих товарищей и погиб, как герой. Андрий — романтическая натура. Ради любви к полячке он предаёт родину. Личные интересы у него на первом плане. Андрий умирает от рук отца, который не смог простить предательства. Таким образом, всегда нужно оставаться честным прежде всего с самим собой.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАННОЙ ЛЮБВИ

1. В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв и Маша Миронова любят друг друга. Пётр защищает честь возлюбленной в поединке со Швабриным, который оскорбил девушку. В свою очередь, Маша спасает Гринёва от ссылки, когда «просит милости» у императрицы. Таким образом, в основе отношений Маши и Петра лежит взаимопомощь.

2. Самоотверженная любовь — одна из тем романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Женщина способна принимать интересы и устремления возлюбленного, как свои, помогает ему во всем. Мастер пишет роман — и это становится содержанием жизни Маргариты. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив. В этом женщина видит своё предназначение.

ПРОБЛЕМА РАСКАЯНИЯ

1. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» показан долгий путь к раскаянию Родиона Раскольникова. Уверенный в справедливости своей теории «разрешения крови по совести», главный герой презирает себя за собственную слабость и не осознаёт тяжести совершенного преступления. Однако вера в Бога и любовь к Соне Мармеладовой приводят Раскольникова к покаянию.

ПРОБЛЕМА ПОИСКА СМЫСЛА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1. В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» американский миллионер служил «золотому тельцу». Главный герой считал, что смысл жизни заключается в накоплении богатства. Когда Господин умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него.

2. В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Наташа Ростова видит смысл жизни в семье, любви к родным и близким. После свадьбы с Пьером Безуховым главная героиня отказывается от светской жизни, полностью посвящает себя семье. Наташа Ростова нашла своё предназначение в этом мире и стала поистине счастливой.

ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОЙ БЕЗГРАМОТНОСТИ И НИЗКОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ

1. В «Письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёв утверждает, что книга обучает человека лучше любого произведения. Известный учёный восхищается способностью книги воспитывать личность, формировать её внутренний мир. Академик Д.С. Лихачёв приходит к выводу, что именно книги учат мыслить, делают человека интеллигентным.

2. Рэй Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту» показывает, что произошло с человечеством после того, как были полностью уничтожены все книги. Может показаться, что в подобном обществе не существует социальных проблем. Разгадка кроется в том, что оно просто бездуховно, так как нет литературы, способной заставить людей анализировать, задумываться, принимать решения.

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

1. В романе И.А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. В детстве главный герой был любознательным и активным ребёнком, но чрезмерная забота привела к апатичности и безвольности Обломова во взрослой жизни.

2. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» в семье Ростовых царит дух взаимопонимания, верности, любви. Благодаря этому Наташа, Николай и Петя стали достойными людьми, унаследовали доброту, благородство. Таким образом, условия, созданные Ростовыми, способствовали гармоничному развитию их детей.

ПРОБЛЕМА РОЛИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

1. В повести Б.Л. Васильева «Летят мои кони…» смоленский доктор Янсон трудится не покладая рук. Главный герой в любую погоду спешит на помощь больным. Благодаря своей отзывчивости и профессионализму, доктор Янсон сумел снискать любовь и уважение всех жителей города.

2. В повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» Пётру Попельскому пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы найти своё место в жизни. Несмотря на слепоту, Петрусь стал пианистом, который своей игрой помогал людям стать чище сердцем и добрее душой.

ПРОБЛЕМА СОЛДАТСКОЙ СУДЬБЫ НА ВОЙНЕ

1. Трагически сложилась судьба главных героинь повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…». Пять молодых зенитчиц выступили против немецких диверсантов. Силы были не равны: все девушки погибли. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Девушки стали примером стойкости и отваги.

2. В повести В.Быкова «Сотников» рассказывается о двух партизанах, которые попали в плен к немцам во время Великой Отечественной войны. Дальнейшая судьба солдат сложилась по-разному. Так Рыбак предал родину и согласился служить немцам. Сотников же отказался сдаваться и выбрал смерть.

ПРОБЛЕМА ЭГОИЗМА ВЛЮБЛЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Андрий из-за любви к полячку перешёл в стан врага, предал брата, отца, родину. Юноша, не поколебавшись, решился выйти с оружием против своих вчерашних товарищей. Для Андрия личные интересы стоят на первом месте. Молодой человек погибает от рук отца, который не смог простить предательства и эгоизма младшего сына.

2. Недопустимо, когда любовь становится одержимостью, как у главного героя П.Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы». Жан-Батист Гренуй не способен на высокие чувства. Всё, что представляет для него интерес, это запахи, создание аромата, внушающего людям любовь. Гренуй — пример эгоиста, который для осуществления своей меты идёт на самые тяжкие преступления.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА

1. В романе В.А. Каверина «Два капитана» Ромашов неоднократно предавал людей, окружавших его. В школе Ромашка подслушивал и доносил заведующему всё, что говорили о нем. Позже Ромашов дошёл до того, что стал собирать сведения, доказывающие вину Николая Антоновича в гибели экспедиции капитана Татаринова. Все действия Ромашки низкие, разрушающие не только его жизнь но и судьбы других людей.

2. Ещё более глубокие последствия влечёт за собой поступок героя повести В.Г. Распутина «Живи и помни». Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. Эта непоправимая ошибка не только обрекает его на одиночество и изгнание из общества, но и является причиной самоубийства жены Настёны.

ПРОБЛЕМА ОБМАНЧИВОСТИ ВНЕШНЕГО ВИДА

1. В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Элен Курагина, несмотря на свою блистательную внешность и успех в обществе, не отличается богатым внутренним миром. Её главные приоритеты в жизни — деньги и слава. Таким образом, в романе эта красавица является воплощением зла и духовного падения.

2. В романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» Квазимодо — горбун, преодолевший немало трудностей на протяжении жизни. Внешность главного героя совершенно неприглядна, но за ней скрывается благородная и прекрасная душа, способная искренне любить.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА НА ВОЙНЕ

1. В повести В.Г. Распутина «Живи и помни» Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. В начале войны главный герой честно и мужественно сражался, ходил в разведку, никогда не прятался за спинами товарищей. Однако через некоторое время Гуськов задумался, почему именно он должен воевать. В тот момент эгоизм взял верх, и Андрей совершил непоправимую ошибку, которая обрекла его на одиночество, изгнание из общества и стала причиной самоубийства жены Настёны. Муки совести терзали героя, но он уже был не в силах что-либо изменить.

2. В повести В. Быкова «Сотников» партизан Рыбак предает родину и соглашается служить «великой Германии». Его товарищ Сотников, напротив, является примером стойкости. Несмотря на нестерпимую боль, испытываемую им во время пыток, партизан отказывается говорить правду полицаям. Рыбак осознает низость своего поступка, хочет бежать, но понимает, что дороги назад нет.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НА ТВОРЧЕСТВО

1. Ю.Я. Яковлев в рассказе «Разбуженный соловьями» пишет о трудном мальчике Селюжёнке, которого окружающие не любили. Однажды ночью главный герой услышал трель соловья. Прекрасные звуки поразили ребёнка, пробудили интерес к творчеству. Селюжёнок записался в художественную школу, и с тех пор отношение взрослых к нему изменилось. Автор убеждает читателя, что природа пробуждает в душе человека лучшие качества, помогает раскрыться творческому потенциалу.

2. Любовь к родному краю — главный мотив творчества живописца А.Г. Венецианова. Его кисти принадлежит ряд картин, посвященных жизни простых крестьян. «Жнецы», «Захарка», «Спящий пастушок» — вот мои любимые полотна художника. Быт простых людей, красота природы России побудили А.Г. Венецианова на создание картин, которые уже более двух столетий привлекают внимание зрителей своей свежестью и искренностью.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.А. Гончарова «Обломов» главный герой считает детство самой счастливой порой. Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. Чрезмерная забота стала причиной апатичности Обломова во взрослой жизни. Казалось, что любовь к Ольге Ильинской должна была разбудить Илью Ильича. Однако его образ жизни остался неизменным, потому что уклад родной Обломовки навсегда оставил след в судьбе главного героя. Таким образом, детские воспоминания повлияли на жизненный путь Ильи Ильича .

2. В стихотворении «Мой путь» С.А. Есенин признался, что детские годы сыграли важную роль в его творчестве. Когда-то в девять лет вдохновленный природой родного села мальчик написал своё первое произведение. Таким образом, детство предопределило жизненный путь С.А. Есенина.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЖИЗЕННОГО ПУТИ

1. Главная тема романа И.А. Гончарова «Обломов» — судьба мужчины, не сумевшего избрать верный жизненный путь. Писатель особо подчёркивает, что апатичность и неспособность к труду превратили Илью Ильича в праздного человека. Отсутствие силы воли и каких-либо интересов не позволили главному герою стать счастливым и реализовать свои возможности.

2. Из книги М. Мирского «Исцеляющий скальпелем. Академик Н.Н. Бурденко» я узнала, что выдающийся врач сначала учился в духовную семинарию, но вскоре понял, что хочет посвятить себя медицине. Поступив в университет, Н.Н. Бурденко увлёкся анатомией, что в скором времени помогло ему стать известным хирургом.
3. Д.С. Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном» утверждает, что «нужно прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить». Этими словами академик подчёркивает, что судьба непредсказуема, но важно оставаться великодушным, честным и небезразличным человеком.

ПРОБЛЕМА СОБАЧЬЕЙ ПРЕДАННОСТИ

1. В повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» рассказана трагическая судьба шотландского сеттера. Пёс Бим отчаянно пытается найти своего хозяина, у которого случился сердечный приступ. На своём пути собака сталкивается с трудностями. К сожалению, хозяин находит питомца уже после того, как пса убили. Бима с уверенностью можно назвать настоящим другом, преданным хозяину до конца своих дней.

2. В романе Эрика Найта «Лесси» семье Керраклафов приходится отдать свою колли другим людям из-за финансовых трудностей. Лесси тоскует по прежним хозяевам, и это чувство лишь усиливается, когда новый владелец увозит её далеко от родного дома. Колли сбегает и преодолевает множество препятствий. Несмотря на все трудности, собака воссоединяется с прежними хозяевами.

ПРОБЛЕМА МАСТЕРСТВА В ИСКУССТВЕ

1. В повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» Пётру Попельскому пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы найти своё место в жизни. Несмотря на слепоту, Петрусь стал пианистом, который своей игрой помогал людям стать чище сердцем и добрее душой.

2. В рассказе А.И. Куприна «Тапёр» мальчик Юрий Агазаров — музыкант-самоучка. Писатель подчёркивает, что юный пианист удивительно талантлив и трудолюбив. Одаренность мальчика не остаётся незамеченной. Его игра поразила знаменитого пианиста Антона Рубинштейна. Так Юрий стал известен всей России как один из талантливейших композиторов.

ПРОБЛЕМА ЗНАЧИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ

1. В романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» главный герой увлекается поэзией. Юрий Живаго — свидетель революции и гражданской войны. Эти события находят отражение в его стихотворений. Так сама жизнь вдохновляет поэта на создание прекрасных произведений.

2. Тема призвания писателя поднимается в романе Джека Лондона «Мартин Иден». Главный герой — матрос, который на протяжении многих лет занимался тяжелым физическим трудом. Мартин Иден побывал в разных странах, видел жизнь простых людей. Всё это стало главной темой его творчества. Так жизненный опыт позволил стать простому матросу известным писателем.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

1. В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» Вера Шеина испытывает духовное очищение под звуки сонаты Бетховена. Слушая классическую музыку, героиня успокаивается после пережитых ею испытаний. Волшебные звуки сонаты помогли Вере обрести внутреннее равновесие, найти смысл дальнейшей жизни.

2. В романе И.А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии «Casta Diva» пробуждают в его душе чувства, которые он никогда не испытывал. И.А. Гончаров подчёркивает, что давно Обломов не ощущал «такой бодрости, такой силы, которая, казалось, поднялась со дна души, готовая на подвиг».

ПРОБЛЕМА МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ

1. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» описана сцена прощания Петра Гринёва с матерью. Авдотья Васильевна была подавлена, когда узнада, что сыну нужно надолго уезжать на службу. Прощаясь с Петром, женщина не смогла сдержать слёз, потому что для неё не могло быть ничего тяжелее расставания с сыном. Любовь Авдотьи Васильевны искренняя и необъятная.
ПРОБЛЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА О ВОЙНЕ НА ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Льва Кассиля «Великое противостояние» Сима Крупицына каждое утро слушала по радио сводки новостей с фронта. Однажды девушка услышала песню «Священная война». Сима была так взволнована словами этого гимна защиты Отечества, что решила пойти на фронт. Так произведение искусства вдохновило главную героиню на подвиг.

ПРОБЛЕМА ЛЖЕНАУКИ

1. В романе В.Д. Дудинцева «Белые одежды» профессор Рядно глубоко убежден в правоте биологического учения, одобренного партией. Ради личной выгоды академик разворачивает борьбу против учёных-генетиков. Рядно яро отстаивает лженаучные взгляды и идёт на самые бесчестные поступки, чтобы добиться славы. Фанатизм академика приводит к гибели талантливых учёных, прекращению важных исследований.

2. Г.Н. Троепольский в повести «Кандидат наук» выступает против тех, кто отстаивает ложные взгляды и идеи. Писатель убежден, что такие учёные тормозят развитие науки, а следовательно, общества в целом. В повести Г.Н. Троепольский делает акцент на необходимость борьбы с лжеучёными.

ПРОБЛЕМА ПОЗДНЕГО РАСКАЯНИЯ

1. В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин остался один после того, как его дочь сбежала с ротмистром Минским. Старик не терял надежды найти Дуню, но все попытки оставались безуспешными. От тоски и безысходности смотритель умер. Лишь через несколько лет Дуня приехала на могилу отца. Девушка почувствовала себя виноватой в смерти смотрителя, но раскаяние пришло слишком поздно.

2. В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» Настя оставила свою мать и уехала в Петербург, чтобы построить карьеру. Катерина Петровна предчувствовала скорую смерть и не раз просила дочь навестить её. Однако Настя осталась равнодушной к судьбе матери и не успела приехать на её похороны. Девушка раскаялась лишь на могиле Катерины Петровны. Так К.Г. Паустовский утверждает, что нужно быть внимательными к своим близким.

ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

1. В.Г. Распутин в очерке «Вечное поле» пишет о своих впечатлениях от поездки на место Куликовской битвы. Писатель отмечает, что прошло более шести сот лет и за это время многое изменилось. Однако память об этом сражении до сих пор живёт благодаря обелискам, воздвигнутым в честь предков, отстоявших Русь.

2. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять девушек пали, сражаясь за родину. Через много лет их боевой товарищ Федот Васков и сын Риты Осяниной Альберт вернулись на место гибели зенитчиц, чтобы установить могильную плиту и увековечить их подвиг.

ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ОДАРЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Б.Л. Васильева «Летят мои кони…» смоленский доктор Янсон является примером бескорыстия, совмещенного с высоким профессионализмом. Талантливейший врач каждый день в любую погоду спешил на помощь больным, не требуя ничего взамен. За эти качества доктор снискал любовь и уважение всех жителей города.

2. В трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» рассказана история жизни двух композиторов. Сальери пишет музыку, для того чтобы прославиться, а Моцарт бескорыстно служит искусству. Из-за зависти Сальери отравил гения. Несмотря на смерть Моцарта, его произведения живут и волнуют сердца людей.

ПРОБЛЕМА РАЗРУШИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЙНЫ

1. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» изображена жизнь русской деревни после войны, которая привела не только к экономическому упадку, но и к утрате нравственности. Жители деревни потеряли часть своего хозяйства, стали чёрствыми и бессердечными. Таким образом, война приводит к непоправимым последствиям.

2. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» показан жизненный путь солдата Андрея Соколова. Его дом был разрушен врагом, а семья погибла во время бомбардировки. Так М.А. Шолохов подчёркивает, что война лишает людей самого ценного, что у них есть.

ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров отличается умом, трудолюбием, целеустремленностью, но в то же время студент зачастую бывает резок и груб. Базаров осуждает людей, поддающихся чувствам, но убеждается в неправильности своих взглядов, когда влюбляется в Одинцову. Так И.С. Тургенев показал, что людям свойственна противоречивость.

2. В романе И.А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич обладает как отрицательными, так и положительными чертами характера. С одной стороны, главный герой апатичен и несамостоятелен. Обломову не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость. С другой стороны, Илья Ильич отличается искренностью, душевностью, умением понять проблемы другого человека. В этом заключается неоднозначность характера Обломова.

ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ

1. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Порфирий Петрович расследует дело об убийстве старухи-процентщицы. Следователь – тонкий знаток человеческой психологии. Он понимает мотивы преступления Родиона Раскольникова и отчасти сочувствует ему. Порфирий Петрович даёт молодому человеку шанс явиться с повинной. Это впоследствии послужит смягчающим обстоятельством в деле Раскольникова.

2. А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон» знакомит нас с историей о споре, вспыхнувшем из-за укуса собаки. Полицейский надзиратель Очумелов пытается решить, заслуживает ли она наказания. Вердикт Очумелова зависит лишь от того, принадлежит ли собака генералу или нет. Надзиратель не ищет справедливости. Его главная цель – выслужиться перед генералом.


ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

1. В повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» Игнатьич на протяжении многих лет занимался браконьерством. Однажды рыбаку на крючок попался гигантский осётр. Игнатьич понимал, что одному ему не под силу справиться с рыбой, но жадность не позволила позвать брата и механика на помощь. Вскоре за бортом оказался сам рыбак, опутанный своими сетями и крючками. Игнатьич понимал, что может погибнуть. В.П. Астафьев пишет: «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке». Так автор подчёркивает неразрывную связь человека и природы.

2. В повести А.И. Куприна «Олеся» главная героиня живёт в гармонии с природой. Девушка чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира, умеет видеть его красоту. А.И. Куприн особо подчёркивает, что любовь к природе помогала Олесе сохранить душу неиспорченной, искренней и прекрасной.

ПРОБЛЕМА РОЛИ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.А. Гончарова «Обломов» музыка играет важную роль. Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии «Casta Diva» пробуждают в его сердце чувства, которые он никогда не испытывал. И.А Гончаров особо подчёркивает, что давно Обломов не ощущал «такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг». Таким образом, музыка способна пробудить в человеке искренние и сильные чувства.

2. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» песни сопровождают казаков на протяжении всей жизни. Они поют в военных походах, в поле, на свадьбах. Казаки вкладывают в пение всю душу. В песнях раскрывается их удаль, любовь к Дону, степям.

ПРОБЛЕМА ВЫТЕСНЕНИЯ КНИГ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ

1. В романе Р. Брэдбери «451о по Фаренгейту» изображено общество, которое опирается на массовую культуру. В этом мире люди, умеющие критически мыслить, оказываются вне закона, а книги, заставляющие задумываться о жизни, уничтожаются. Литературу вытеснило телевидение, которое стало главным развлечением для людей. Они бездуховны, их мысли подчинены стандартам. Р. Брэдбери убеждает читателей, что уничтожение книг неминуемо ведёт к деградации общества.

2. В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С Лихачев задумывается над вопросом: почему телевидение вытесняет литературу. Академик считает, что это происходит потому, что телевизор отвлекает от забот, заставляет, не торопясь, посмотреть какую-нибудь передачу. Д.С. Лихачев видит в этом угрозу для человека, потому что телевизор «диктует – как смотреть и что смотреть», делает людей безвольными. По мнению филолога, только книга способна сделать человека духовно богатым и образованным.


ПРОБЛЕМА РУССКОЙ ДЕРЕВНИ

1. В рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» изображена жизнь русской деревни после войны. Люди не только обеднели, но и стали чёрствыми, бездуховными. Только Матрёна сохранила чувство жалости к другим и всегда приходила на помощь нуждающимся. Трагическая смерть главной героини – это начало гибели нравственных устоев русской деревни.

2. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» изображена судьба жителей острова, который должны затопить. Старикам тяжело прощаться с родной землёй, где они провели всю свою жизнь, где похоронены их предки. Финал повести трагичен. Вместе с деревней исчезают её обычаи и традиции, которые на протяжении столетий передавались из поколения в поколение и формировали неповторимый характер жителей Матёры.

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ПОЭТАМ И ИХ ТВОРЧЕСТВУ

1. А.С. Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» называет «чернью тупой» ту часть российского общества, которая не понимала цель и смысла творчества. По мнению толпы, стихотворения отвечать интересам общества. Однако А.С. Пушкин считает, что поэт перестанет быть творцом, если подчинится воле толпы. Таким образом, главной целью поэта является не всенародное признание, а стремление сделать мир прекраснее.

2. В.В. Маяковский в поэме «Во весь голос» видит предназначение поэта в служении народу. Поэзия – это идеологическое оружие, способное вдохновить людей, побудить к великим свершениям. Таким образом, В.В. Маяковский считает, что следует отказаться от личной творческой свободы ради общей великой цели.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ УЧИТЕЛЯ НА УЧЕНИКОВ

1. В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» классный руководитель Лидия Михайловна – символ человеческой отзывчивости. Учительница помогла сельскому мальчику, который учился далеко от дома и жил впроголодь. Лидии Михайловне пришлось пойти против общепринятых правил, чтобы выручить ученика. Дополнительно занимаясь с мальчиком, учительница преподала ему не только уроки французского, но и уроки доброты и сочувствия.

2. В сказке-притче Антуана де Сент_Экзюпери «Маленький принц» старый Лис стал для главного героя учителем, рассказывающим о любви, дружбе, ответственности, верности. Он открыл принцу главную тайну мироздания: «главное глазами не увидишь – зорко только сердце». Так Лис преподал мальчику важный жизненный урок.

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ-СИРОТАМ

1. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов потерял семью во время войны, но это не сделало главного героя бессердечным. Всю оставшуюся любовь главный герой отдал беспризорному мальчику Ванюшке, заменив ему отца. Так М.А. Шолохов убеждает читателя, что, несмотря на жизненные трудности, нужно не терять способность сочувствовать сиротам.

2. В повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» изображена жизнь учащихся школы социально-трудового воспитания для беспризорников и малолетних преступников. Следует отметить, что не все учащиеся смогли стать порядочными людьми, но большинство сумели найти себя и пошло по правильному пути. Авторы повести утверждают, что государство должно с вниманием относиться к детям-сиротам, создавать для них специальные учреждения, чтобы искоренить преступность.

ПРОБЛЕМА РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ВОВ

1. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять молодых девушек-зенитчиц погибли, сражаясь за Родину. Главные героини не побоялись выступить против немецких диверсантов. Б.Л. Васильев мастерски изображает контраст между женственностью и жестокостью войны. Писатель убеждает читателя, что женщины наравне с мужчинами способны на боевые подвиги и героические поступки.

2. В повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» показана судьба женщины во время войны. Главная героиня Мария потеряла всю семью: мужа и ребёнка. Несмотря на то, что женщина осталась совсем одна, её сердце не очерствело. Мария выходила семь ленинградских сирот, заменила им мать. Повесть В.А. Закруткина стала гимном русской женщине, пережившей множество лишений и бед во время войны, но сохранившей доброту, сочувствие, желание помогать другим людям.

ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

1. А. Кнышев в статье «О великий и могучий новый русский язык!» с иронией пишет о любителях заимствований. По мнению А. Кнышева, речь политиков и журналистов зачастую становится нелепой, когда она перегружена иностранными словами. Телеведущий уверен, что чрезмерное использование заимствований засоряет русский язык.

2. В. Астафьев в рассказе «Людочка» связывает изменения в языке с падением уровня культуры человека. Речь Артёмки-мыло, Стрекача и их приятелей засорена уголовным жаргоном, что отражает неблагополучие общества, его деградацию.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

1. В.В. Маяковский в стихотворении «Кем быть? поднимает проблему выбора профессии. Лирический герой задумывается, как найти верный жизненный путь и род деятельности. В.В. Маяковский приходит к выводу, что все профессии хороши и одинаково нужны людям.

2. В рассказе Е. Гришковца «Дарвин» главный герой после окончания школы выбирает дело, которым хочет заниматься всю жизнь. Он осознаёт «ненужность происходящего» и отказывается учиться в институт культуры, когда смотрит спектакль, сыгранный студентами. В юноше живёт твёрдая уверенность в том, что профессия должна быть полезной, приносить удовольствие.

Источник: 4ege.ru