Природа – это все, что не создано деятельностью человека. Но она материальна, и окружает нас повсюду. Настоящую природу можно увидеть и соприкоснуться с ней, если выехать за пределы города. Необходимо помнить о том, что она прекрасна, волшебна и многообразна. Но так как мы загружены заботами и работой, то порой очень часто просто не замечаем красоту окружающего мира, а это очень плохо. Человек не может жить вне природы, он должен всегда обращать на нее внимание.

О природе необходимо постоянно помнить и находить время для общения с ней. Весной обязательно выезжать в лес, чтобы увидеть красоту распускающихся почек на деревьях, а так же первые цветы: хохлатки, гусиный лук, и нежно пахнущие медуницы, послушать пение соловьев. Летом позагорать на речке, и поплавать в ласкающей теплой воде. Сходить в лес за земляникой или малиной.

Осенью полюбоваться заметным преображениям происходящим в природе. Побывать в разноцветном лесу, собрать букеты из листьев и заодно осенние грибы. А зимой покататься на лыжах с горок. Послушать завывание вьюги, понаблюдать за летящими сверкающими снежинками, рассмотреть их формы и точность геометрического строения.


Во время прогулок необходимо быть внимательными, прислушиваться к различным звукам: шелесту листвы и травы, шороху в кустах, пению птиц, жужжанию насекомых и стрекотанию кузнечиков. Рассмотреть окружающие растения, увидеть их большое многообразие. Любоваться широтой полей, и вдыхать ароматы цветущих лугов.

Человек и природа является единым целым. Заботясь о ней, мы стараемся прежде всего для самих себя. Но очень часто происходит обратное, благодаря наличию предприятий, химических заводов, происходит загрязнение воздуха отходами их деятельности. Большое количество транспорта загрязняет воздух выхлопными и парниковыми газами. От этих отходов погибают растения, дикие животные, рыбы и птицы. Особенно много отходов нефти, пластика выкидывают в водоемы, не думая о водных обитателях. Разрушая экосистему, человек уничтожает свой родной дом. Ведь планета – это колыбель всех людей.

Поэтому человек должен серьезно подходить к защите природы. Об этом должен помнить каждый житель планеты Земля. Необходимо сохранить исчезающие виды животных, птиц и растений. Многие вымирают или погибают только по вине человека. Какую помощь можно оказать природе для ее сохранения. Прежде всего необходимо посадить дерево, которое будет фильтром от вредных веществ для воздуха и почвы. Если почти каждый это сделает, то вырастит большой лес или парк, который очистит воздух ближайших жилых районов, станет местом их отдыха.


Можно украсить двор красивыми и пышными клумбами из цветущих растений. При посещении природных уголков, необходимо все за собой оставлять в чистоте, вывозить весь мусор с собой. Желательно убирать за другими посетителями, если они не позаботились о чистоте этого уголка.

Природа – это наша жизнь, богатство. Она не даст человеку погибнуть, но и с его стороны должны быть попытки по ее сохранению. Предприятия обязательно должны очищать свои токсичные отходы. Прежде всего нужна во всем аккуратность, забота, любовь к окружающей среде. Только тогда наша жизнь будет в гармонии с природой.

Источник: NatWorld.info

Общение с природой начинается с детства статья по окружающему миру по теме

ОБЩЕНИЕ С ПРИРОДОЙ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА

  1. Природа, как одно из важных средств воспитания детей.
  2. Природа родного края — неиссякаемый источник для народного творчества.
  3. Природа — наш дом родной.
  4. Использование в работе с детьми народного фольклора.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес,

степи, горы. А человеку нужна Родина.

И охранять природу — значит охранять Родину.

М.ПРИШВИН.

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнке в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить беречь и любить природу — задача и долг


взрослых: воспитателей, родителей. И сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов ребенка по родное земле.

Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребёнка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахами цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.

Важнейшей проблемой нашего времени в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли является образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения и, особенно, молодого поколения. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учёт многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек не властелин природы, а ее часть и «выходец». Это означает, что экологическая проблема заключается не только в загрязнении окружающей среды и другом отрицательном влиянии хозяйственной деятельности человека. Она вырастает в проблему преобразования стихийного воздействия людей на природу в сознательное, целенаправленное, планомерно развивающееся взаимодействие с нею.

Такое взаимодействие, можно с уверенностью сказать, осуществимо. Но его основой, фундаментом, истоком должен быть развитый в каждом человеке достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры.

iv>

В дошкольном возрасте экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать природную среду. Только тогда природа предстанет перед глазами ребёнка доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радость общения с ней.

Природа способствует всестороннему развитию ребенка: умственному, трудовому, эстетическому, нравственному, патриотическому. Развивает логическое мышление, речь. К.Д. Ушинский писал: «Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что всё, что есть в речи логического…проистекает из наблюдений человека над природой…»

Познание природы будит ребячью мысль, способствует развитию творчества и самостоятельности, учит вдумчивее относиться к природе.

Ознакомление детей с окружающей природой и экологическое воспитание в педагогическом процессе детского сада осуществляется в
повседневной жизни, на занятиях, прогулках, экскурсиях в природу,
играх и чтении художественной литературы. Многие отечественные педагоги обращали внимание воспитателя на необходимость открыть ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил
что-то новое, чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления
и речи — к чудесной красоте природы. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, чувства, творчества.


Природа родного края — неиссякаемый источник для народного творчества. Поэтичен и красочен, динамичен и многообразен, удивителен и таинственен мир природы для открывающего его впервые. Ребенок тянется ко всему яркому, необычному, что его окружает. Однако, способность воспринимать и чувствовать красоту родной природы не приходит к нему сама собой, её необходимо развивать. Дети часто не замечают прекрасного в окружающем. Это происходит тогда, когда взрослые не умеют передать свое эмоциональное отношение к природе, не пробуждают у ребёнка наблюдательность, столь необходимую для восприятия прекрасного.

Понимать и любить природу родного края ребенок начинает под воздействием взрослого. Вместе с ним он восхищается и любуется поэтическими образами природы, многообразием её форм, красок, звуков, вкладывая частицу своего сердца.

Надо учить детей всматриваться, вслушиваться, смотреть и видеть. Насколько полнее становятся детские впечатления, если, например, вовремя прочитать стихотворение, пословицу, поговорку, загадку, потешку, исполнить песню, стараясь дополнить зрительные восприятия ребенка.

О природе, как средстве воспитания в человеке чувства прекрасного, говорил К.С. Станиславский: «Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядываетесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле… всё это произведение искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам нравится в них. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность… обращайтесь… к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому».

>

Природе родного края — ощущение ветра, солнца, запаха земли, леса — это целый мир переживаний. Эмоция радости окрашивает большинство детских ощущений, связанных с непосредственным восприятием природы. Познавательный интерес, эстетическое, бережное отношение к природе формируется уже на этой основе. Кто в детстве не ощущал прилива жизненных сил, заставляющего плясать под весенним дождём, брызгаться в потоках тёплой, летней воды, сопровождая всё это знакомой потешкой:

Дождик, дождик пуще! Радуга-дуга!

Дам тебе гущи, или Не давай дождя,

Хлеба каравай. Давай солнышка-

Хоть весь день поливай! Колоколнышка!

Ребёнок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой, с народным отражением её в сказках, потешках, песнях. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал:»Мир, окружающий ребёнка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.» Восприятие природных явлений помогает лучшему пониманию произведений народного творчества на аналогичную тему, обогащают знаниями, развивают эмоциональные переживания, эстетический вкус, способствуют воспитанию добрых чувств, бережного отношения ко всему живому.


Большую роль в экологическом воспитании детей играет русская народная сказка с изумительным богатством её красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами, раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека. Природа, по ходу сюжета, всегда помогает положительным персонажам. Например, «веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились» ( русская народная сказка «Хеврошечка»).

Не всякий расскажет сказку или споет песню, а пословицу каждый когда-нибудь да и скажет и сам не заметит, что употребил её в разговоре. Недаром в народе говорится, что без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Пословицы — произведение устного народного творчества. Каждое имя, каждое поколение создает какие-то новые пословицы. Одни из них однодневки: получив иногда даже широкое распространение, они исчезают из народного языка вместе с создавшими их предпосылками. Другие же входят в пословичный фонд, живут в речи, видоизменяясь и шлифуясь, остаются в языке надолго. К пословицам очень близки и поговорки, В.И. Даль очень образно, употребляя народное определение, сказал, что поговорка — это цветочек, пословица – ягодка. Многие пословицы и поговорки появились в результате наблюдений над жизнью природы и людей: «Много снега — много и хлеба», «Ранний пар родит пшеничку, а поздний — метличку». Пословицы доходчиво» конкретно выражают общие суждения. Благодаря этому они легко запоминаются.


Развивая мышление, загадка стремиться через своё «критическое» окошечко познакомить человека с окружающим его миром, причём привлечь внимание к таким сторонам явлений, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние их признаки.

О чем загадки? Обо всем, что окружает человека и о нём самом

Еду, еду не путём

Погоняю не кнутом,

Швырну не палку,

Поймаю не галку,

Щиплю я не перья,

Ем я не мясо. (ловля рыбы)

При ознакомлении детей с окружающей природой с самого раннего детства мы в своей работе используем приговорки, потешки, припевки.

А.П. Усова писала: «Речевое начало этих мер настолько ярко, что их

назвать бея преувеличения игровым приобщением ребенка к культуре своего народа».

Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

В лесок, по мошок.

Избушку лепить,

Чтоб не холодно жить.

А уж без скороговорок никак не обойтись. Заучивание и произношение скороговорок едва ли не самое интересное занятие для детей. «Коси коса, пока роса», «На дворе трава, на траве дрова», «Сосенки-сосёнки, повыросли опенки». Большое место в воспитании у детей бережного отношения к природе занимают детские народные игры. Они созданы народом так же, как и песни, и сказки. По этому признаку они и называются народными и передаются из поколения в поколение.


Как показывает практика воспитания, традиционное содержание

многих народных игр до сих пор удовлетворяет интересы детей, отвечает их жизненным запросам. Перенимают эти игры дети в детском саду, играя друг с другом на улицах, в скверах. Народные игры, как правило, образны, поэтому они и привлекают детей дошкольного возраста. Происходит это в силу того, что в игре есть свои случаи, события, они и составляют игру. Именно их и переживает ребёнок. В игре «Коршун и наседка» коршуну нужно утащить цыплёнка а курице — защитить своего цыплёнка. В игре «Гуси-лебеди» волку нужно поймать гусей, а гусям убежать от него. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.

Целый ряд детских народных игр основан на соединении песни с движениями — это хороводные игры. Эти игры осуществляются в ритме в словах и текстах, здесь ребёнок драматизирует то, о чём поётся в песне. Так песня вместе с игрой рано проникает к детям и живёт среди них. Любовь к родной природе проходит красной нитью во многих хороводах: «Заинька», «На горе-то калина», «Как на тоненький ледок», «А я по лугу», «Два весёлых гуся».


репертуаре программы по музыкальному воспитанию много русских народных песен, попевок, прибауток, в которых передана образы хорошо знакомых детям животных, птиц. Это, например: «Не летай, соловей», «Лиса по лесу ходила», «Котя, котенька-коток», «Кукушка» и много других. В незатейливых мелодиях этих попевок в коротких, но очень выразительных словах, переданы любовь и уважительное отношение народа к живой природе. Это чувствуется и в ласковом обращении к ним, например; «Котя, котенька-коток, котя, серенький хвосток…»», и в прекрасном знаний повадок животных, и в народном юморе, которым появляется в приписывании им некоторых человеческих качеств, например: «Лиса по лесу ходила, звонки песни выводила, лиса лычки драла, лиса лапотки плела.» В песенных импровизациях дети учатся передавать настроение, созвучное образам природы; грустное, лирическое в связи с наступлением осени или радостное, оживлённое б связи с пробуждением природы весной. Планируя самостоятельную деятельность детей, педагог учитывает полученные детьми впечатления, знания и навыки, приобретённые на музыкальных занятиях, это побуждает их к исполнению знакомых песен, попевок, игр, связанных с образами природы.

В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом возрасте дети уже могут устанавливать простейшие связи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года. Мы, воспитатели, подводим ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определённых условий для роста растений. Как известно, ведущим методом экологического воспитания являются наблюдения и речь воспитателя, которая направляет внимание ребенка на определённый объект. Во время наблюдения в утренние часы, на прогулке, на занятиях мы также, как и во 2 младшей группе, обращаемся к народному искусству: загадкам, потешкам, играм, хороводам и уже больше, чем в младшей группе, обращаемся к русским народным сказкам природоведческого содержания: «Лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди», «Рукавичка» и др. В этой группе мы знакомим детей с народной игрушкой, например; богородской, дымковской. На занятиях по изодеятельности учим детей рисовать элементы дымковской росписи. В этой группе была проведена серия занятий на тему «Пять помощников», цель которых воспитание чувства близости и родства человека с природой, с животными и растениями, воспитание вдумчивого отношения к своему организму и здоровью, формирование представления о многообразии живой природы.

В старшей и подготовительной группах дети должны знать и определять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, знать последовательность времен года, устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей. Дети подготовительной группы уже могут объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи. В этой группе мы подводим детей к пониманию периодичности времён года — учим их отличать особенности его начала, середины и конца. В этих группах экологическое воспитание детей проходит, как в свободное от занятий время, так и на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, беседах. В этих группах по ознакомлению с природой мы продолжаем обращаться к устному народному творчеству. Используем, как и в младших группах, потешки, припевки и поговорки.

Это, например, пословицы, посвящённые временам года и явлениям природы: «январь — году начало, зиме – середина», «Много снега — много хлеба, много воды — много травы», «Ласточка весну начинает, соловей лето кончает». Дети постепенно запоминают пословицы, поговорки и сами могут ими пользоваться. В подготовительной группе мы учим запоминать детей народные приметы о природных явлениях, погоде: «Низко ласточки летают — жди дождя», «На траве нет росы — к ненастью», «В небо дым идёт столбом — к морозной погоде» и другие. Вместе с музыкальным руководителем выучили русские народные песни и хороводы: «Чики-чикалочки», «Бай-качи», «А я по лугу», «На горе-то калина», «Как на тоненький ледок» и много других. Дети с удовольствием поют эти песни и водят хороводы.

На занятиях по изобразительной деятельности мы знакомим детей с игрушками и предметами народно-декоративного искусства, а затем они передают свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке. Например: дымковская игрушка из глины «Петух», «Индюк», «Лошадки». Мы обращаем внимание не только на форму и цвет предмета, но и на характерные особенности, настроение. Детям очень нравится работать с глиной, создавать свои «дымковские игрушки».

Очень интересными бывают занятия по рассматриванию изделий декоративного искусства /Городца, Дымково, Загорска, Хохломы, Жостова/. Вместе с детьми мы рисуем элементы этих узоров, отмечая, что все эти яркие ягоды, цветы, травку, сказочных птиц народ взял у природы и нарисовал их на предметах быта: игрушках, мебели, посуде, разделочных досках, воротах и ставнях.

Недавно мы познакомили детей с кружевом и вышивкой. Занятие провели в виде экскурсии по выставке в групповой комнате. Многие дети и сотрудники детского сада принесли из дома изделия из кружева и вышивки: вышитые кофты, воротники, полотенца, кружевные салфетки, накидки, подзоры. Предметы старины дети рассматривали с удовольствием, отмечали, что каждая вещь по-своему хороша и привлекательна: узором, цветом, композицией, сказочными зверями. Дети находили сходство узоров с цветами, снежинками, сказочными животными, народным хороводом. Вместе с детьми попробовали воспроизвести кружево на бумаге, создавая свои узоры. А вот вшивку мы выполняем так, как вышивали наши бабушки, используя пяльцы, нитки, ткань — швом вперёд иголка, стебельчатым швом. Свои изделия дети подарили мамам к 8 Марта. Во время работы мы с детьми поём частушки, русские неродные песни, припевки. С народной песней и живется веселее и работа кажется легче.

В этом году мы даём детям «домашнее задание»: о чём-нибудь спросить родителей, что-то выяснить, узнать. Было среди этих заданий такое — узнать, какие игрушки были раньше у их бабушек и дедушек. Дети выяснили, что игрушки были самодельными. Вот и мы решили сделать кукол из соломы, то есть использовали природный материал. Готовые игрушки дети с гордостью показывали своим, родителям.

Большую помощь в знакомстве детей с народным творчеством нам оказал школьный музей русского быта. Мы посещали её насколько раз, и всегда дети с большие удовольствием, радостью снова шли туда. Организатор экспозиции рассказала детям об одежде, предметах быта: чугунах, ухватах, кочерге, подкосах, самоварах, украшениях, посуде, старинных вышивках, кружевах, старинных книгах, игрушках. Дети задавали очень много вопросов, любовались, восхищались красивыми предметами старины. А в заключении экскурсии дети вместе с экскурсоводом пели русские песни, частушки, водили хороводы, играли в народные игры.

Таким образом, народное искусство — неотъемлемая часть нашей культуры, оно является отражением природы родного края, жизни народа.

Наша работа с детьми по народному творчеству нашла отклик и
вызвала заинтересованность родителей. Родители стали больше читать литературы по этой теме, консультироваться у воспитателей.
В родительском уголке были открыты рубрики: «Это интересно», «Народные
приметы», «Народные пословицы и поговорки». Каждому месяцу была дана характеристика под заглавием «В народе говорят….»

Используемая литература:

  1. Богатеева З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду. Просвещение, 1982
  2. Горбатенко О. Система экологического воспитания в ДОУ. В.: «Учитель», 2006
  3. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим. Дошкольное воспитание 2003 № 7 с. 31-34
  4. Королева А. Земля – наш дом. Дошкольное воспитание 1998 № 7 с. 34-36
  5. Лапшина Г. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста. В.:»Учитель», 2006
  6. Николаева С. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 1999
  7. Николаева С. Теория и методика экологического образования детей. М.: «Академия», 2002
  8. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. М.: Просвещение, 1994
  9. Рыжова Н. «Наш дом — природа». Программа экологического воспитания дошкольников Дошкольное воспитание 1998 № 7 с. 26-34
  10. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1984
  11. Экологическая книга для чтения. М.: Современные тетради, 2007

Написать миниатюру на тему: «Природа как ощущение моего детства»

(1)Конечно, читателям легко, потому что их не терзают творческие поиски. (2)Но подумали ли вы хотя бы раз о тех мучениях, которые испытывает человек, пишущий добродетельный пасхальный рассказ?!

(3)Ведь, во-первых, все темы уже исчерпаны, пародии на темы надоели: что тут изобретешь?..

(4)У меня есть знакомый беллетрист, который не гонится ни за успехом, ни за модой, ни за деньгами…

(5)И вот как-то на страстной неделе я увидел, что мой приятель чем-то удручен или взволнован. (6)Стараясь не задеть его авторского самолюбия, я довел его до того, что он рассказал мне следующее:

– (7)Приезжает ко мне редактор. (8)И что всего хуже – мой настоящий, хороший друг…

– (9)Ради бога, пасхальный рассказ!

(10)Я кротко и убедительно верчу пуговицу его пиджака и самым нежным голосом говорю ему:

– (11)Ты сам писатель и не хуже меня знаешь, что все пасхальные темы уже использованы.

– (12)Хоть что-нибудь, – тянет он уныло, – например… «Чернильница»?!

– (13)Только очень близорукие люди выбирают для примеров и сравнений предметы, стоящие возле них!..

(14)Это задевает его за живое, и он сыплет как из мешка:

– (15)»Будка», «Кипарис», «Пале-Рояль», «Ландыш». (16)Не нравится? (17)Ну, наконец, «Травка»?..

– (18)Ага, «Травка»?.. (19)Стоп!.. (20)Это уже нечто весеннее и на пасху хорошо. (21)Давай-ка подумаем серьезно о травке!..

(22)У приятеля лицо вытягивается. (23)Я говорю ему самым нежным голосом:

– (24)Подожди… не отчаивайся! (25)Травок много, возьмем «Кресс-салат»…

– (26)»Кресс-салат»? – повторяет он уныло, как деревянный попугай.

– (27)Ну, хорошо… давай дальше! (28)Собаки лечатся травками…

– (29)Извини, это уже относится к области ветеринарии!

(30)Я догнал его уже в передней, когда он, рассерженный, всовывал свои ноги в калоши и надевал шляпу.

– (31)Надо писать серьезно, – говорил он. – (32)Конечно, я не обладаю даром… (33)Но, если бы я писал, я написал бы просто. (34)Помнишь, как мы с тобой, – тебе было одиннадцать лет, а мне десять, – как мы ели с тобой просвирки и какие-то маленькие пупырышки на огороде детской больницы?

– (35)Конечно, помню!

– (36)А помнишь молочай?

– (37)А конский щавель?

(38)Мы оба замолчали.

(39)И вдруг пред нами ярко и живо пронеслись наша опозоренная казенным учебным заведением нежность… пансион… фребелевская система… придирки классных наставников… взаимное шпионство… поруганное детство…

– (40)А помнишь, – сказал он и вдруг заплакал, – а помнишь зеленый рыхлый забор? (41)Возле него растут лопухи и глухая крапива… (42)Там всегда тень и сырость. (43)И по лопухам ползают какие-то необыкновенно золотые, или, вернее сказать, бронзовые жуки.

– (44)А помнишь еще: вдруг скользнет луч, заиграет роса на листьях?.. (45)Как густо пахнет зеленью! (46)Не отойдешь от этого московского забора! (47)Точно брильянты, горят капли росы… (48)Длинный, тонкий, белый червяк, выворачивая землю, выползает наружу… (49)Конечно, он прекрасен, потому что мы насаживали его на согнутую булавку и бросали в уличную лужу, веря, что поймаем рыбу! (50)Ну, скажи: разве можно это написать? (51)Тогда мы глядели ясными, простыми глазами, и мир доверчиво открывался для нас: звери, птицы, цветы… (52)И если мы что-нибудь любим и чувствуем, то это только жалкое отражение детских впечатлений.

– (53)Так, стало быть, рассказа не будет? – спросил редактор.

– (54)А разве все то, о чем мы говорили, – это не рассказ? (55)Такой в конце концов наивный, простой и ласковый?..

(56)Редактор обнял меня и поцеловал.

– (57)Какой ты… – сказал он, но не докончил, глаза его увлажнились, и он, быстро повернувшись, ушел, сопровождаемый веселым лаем моих милых друзей – сенбернарских песиков…

(По А.И. Куприну)*

*Куприн Александр Иванович (1870-1938 гг.) – русский писатель, обращавшийся своим творчеством к широкой демократической аудитории. Жизнелюбие, гуманизм, пластическая сила описаний, богатство языка делают Куприна одним из самых читаемых писателей и в наши дни.

чать

Какие ощущения, чувства, воспоминания детства хотелось бы вернуть?

Анастасия Черникова 77 3 года назад социологиня, пацифистка, музыкальная ценительница

в принципе, каждому человеку свойственно испытывать такое чувство, как ностальгия. какие-то запахи, старые вывески, игрушки 20-летней давности, все может вернуть нас в ту самую атмосферу давно прошедшего и забытого. мы часто слышим фразу «вкус детства», как правило, с этим связаны исключительно приятные ассоциации.

лично я хотела бы вернуть свое детское воображение, когда все казалось абсолютно нелогичным и причудливым, слишком большим и непонятным.

хочу вернуть свой старый балкон, еще задолго до ремонта, когда мы с сестрой копались в каком-то, конечно же,огромном шкафу и листали старые книги и тетрадки моего дедушки.

хочу вернуть тихое и жаркое лето, когда мы с подругой целыми днями где-то гуляли, ели шелковицу, сливы и вишню прямо с деревьев и наблюдали, как солнце пробивается сквозь верхушки деревьев, лежа где-то на траве в мариинском парке.

и запахи. их сложно объяснить или описать, это просто запах духов первой учительницы, первого тренера, запах мамы, когда мне было 5 лет, запах леса в 2003,когда мы с крестным собирали грибы и так далее.

красота жизни в том, чтобы обращать внимание на такие мелочи не только в детстве, но и во взрослой осознанной жизни.

ДРУГИЕ ОТВЕТЫ АВТОРА 4 -1

Источник: babytwins.ru

Защита родной земли — это святая обязанность всех. Все мы в ответе за природу перед потомками, перед историей. Человек — часть природы. Иногда он ставит себя сильнее и выше природы. Вправе ли он так делать? Никогда не нужно забывать, что человек — старший по разуму, и он должен заботиться обо всем на свете. Сегодня одной из важных проблем является угроза экологической катастрофы.

Не случайно многие люди бьют тревогу, стараясь предупредить нас о том, что человек — часть природы и, уничтожая ее, он уничтожает самого себя. Человек опустошает недра земли, вырубывает леса, выбрасывает в атмосферу огромное количество вредных химических веществ. И в то же время пьет загрязненную воду, питается продуктами, выращенными на отравленной земле. Мы редко задумываемся о том, как все это отразится на нашем здоровье и здоровье будущих поколений. Нас не интересует вопрос, надолго ли хватит природных ресурсов при таком их интенсивном использовании. Ведь люди не могут жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, даже без общения со зверями и птицами. А в погоне за деньгами истребляются многие животные, уничтожаются редкие растения.

Ученые разных специальностей с тревогой замечают, что животный и растительный мир на нашей планете становится беднее. На Земле уже исчезли многие виды растений и животных.

Мы порой забываем, что природа — это и источник вдохновения. Представьте себе поэта, который никогда не слышал пение птиц и журчание ручья, не любовался восходом или заходом солнца, красотой цветка. Да, наверное, и не станет поэт настоящим поэтом, если не сможет любить природу, не сможет удивляться и восхищаться ею так, как это делал Н. Рыленков. Он считал, что природа и человек неотделимы, но нужно помнить, что

Она отдаст нам все: бери, но не уродуй Известной красоты для суетных затей. И тянет нас побыть наедине с природой, Как заглянуть в глаза наставницы своей.

Нет сомнения, что материальные потери в результате варварского обращения с природой могут быть подсчитаны. Гораздо труднее подсчитать духовные потери, которые отражаются на характере людей, их мышлении, отношении к окружающему миру и к себе подобным. Человек разрушает природу собственными руками. Он уничтожает все, что он видит, что ему больше нравится. А ведь отношение к природе, к земле определяет духовный уровень людей.

Бездуховное отношение к жизни, когда человек живет по принципу «после нас хоть потоп», эгоизм, равнодушие может привести к духовной деградации. Каждый из нас должен быть не только хозяином, но и верным другом природы. И только тогда она сможет открыть свои кладовые, одарить здоровьем, дать все необходимое для человека. Мысль о том, что человек не должен воевать с природой, что она не враг ему, ибо он сам есть часть ее, стала ныне очевидной. Верно заметил Н. Рыленков:

Борьба с природой? Нет, мне страшно слышать это. Борьбу ведут с врагом, а нам природа — мать. Любовью к ней зажжен в нас тот источник света, Который столько тайн помог нам разгадать.

Гармония человека и природы оказывается обязательным условием продолжения жизни на Земле. Эта гармония помогает в наши дни противостоять разрушительному натиску на человеческую душу ненависти, жестокости, равнодушия.

План
1. Земля — кормилица наша.
2. Защита природы — обязанность каждого человека:
а) угроза экологической катастрофы;
б) природа — источник вдохновения.
3. Гармония человека и природы.

Эпиграф
И так хороша в голубом одеянье,
Такой теплотой согревает Земля,
Что просто нельзя не беречь нам, земляне,
Планеты родной — своего корабля.
И. Шаферам

Источник: 7oom.ru

  1. Чувство природы врождённо нам всем, от грубого дикаря до самого образованного человека. Противоестественное воспитание, насильственные понятия, ложное направление, ложная жизнь — всё это стремится заглушить мощный голос природы и часто заглушает это чувство и даёт ему искажённое развитие.

(3) Конечно, не найдётся почти ни единого человека, который был бы совершенно равнодушен к так называемым красотам природы. То есть к прекрасному местоположению, живописному далёкому виду, великолепному восходу или закату солнца, к светлой лунной ночи; но это ещё не любовь к природе: это любовь к ландшафту, декорациям и призматическим преломления света, ЭТО МОГУТ ЛЮБИТЬ ЛЮДИ САМЫЕ ЧЁРСТВЫЕ, СУХИЕ, В КОТОРЫХ НИКОГДА НЕ РОЖДАЛОСЬ ИЛИ СОВСЕМ зАГЛОХЛО ВСЯКОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО: ЗАТО ИХ ЛЮБОВЬ ЭТИМ ОКАНЧИВАЕТСЯ.

(4) Приведите их в таинственную сень и прохладу дремучего леса, на равнину необозримой степи, покрытой тучею, высокою травою, поставьте их в тихую летнюю ночь на берег реки, сверкающей в тишине ночного мрака, или на берег сонного озера, обросшего камышами; окружите их благовонием цветов и трав, прохладным дыханием вод и лесов, неумолкающими голосами ночных птиц и насекомых- для них тут нет красоты природы, они не поймут ничего.

(5) Их любовь к природе внешняя, наглядная. Они любят картины, и то недолго; смотря на них, они думают о своих пошлых делишках и спешат домой; в пыльную, душную атмосферу города, на свои балконы и террасы, чтобы подышать вечерними испарениями мостовой, раскалённой дневным солнцем.

( 6) И бог с ними!

(7) Деревня, далёкая деревня, — в ней, только в ней можно почувствовать полную, не оскорблённую людьми жизнь природы. ( 8) Деревня, мирная тишина, спокойствие! (9) Безыскусственность жизни, простота отношений! Сюда надо бежать от праздности, пустоты интересов; сюда же хочется бежать от суетливой внешней деятельности, мелочных, своенравных хлопот, бесплодных, хотя и добросовестных мыслей и забот! (11) На зелёном, цветущем берегу, над тёмной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды,-улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды! (12) Природа вступит в вечные права свои, вы услышите её голос, заглушённый на время суетнёй, хлопотнёй, смехом, криком и всею пошлостью человеческой речи! (13) Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнёте вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождения к другим и даже к самому себе. (14) Неприметно, мало-помалу, рассеются это недовольство самим собою и презрительная недоверчивость к собственным силам, твёрдости воли и чистоте помышлений — эта эпидемия нашего века, эта чёрная немочь души, чуждая здоровой натуре русского человека, но заглядывающая и к нам за грехи наши…

Сочинение по тексту Сергея Тимофеевича Аксакова на тему «Природа» (Вариант ПЕРВЫЙ)

Передо мной текст русского писателя С.Т. Аксакова. Интересный текст, я бы даже сказала- философский…

Автор затрагивает здесь несколько проблем, одна из которых — проблема воздействия природы на человека.

Как же влияет природа на нас? Природа — это своеобразный проводник духовной энергии, она наполняет человека, вдохновляет, вселяет надежду, успокаивает, заставляет сопереживать, находить гармонию с миром. Значит, учит оставаться человеком…

Аксаков занимает очень чёткую позицию: природа помогает человеку отвлечься от мелочных хлопот, воздействует на мысли и чувства наши…

Трудно не согласиться с автором, который обратился к современникам ещё в девятнадцатом веке.

А сейчас… И в двадцатом веке, и в двадцать первом это волновало и волнует и писателей, и читателей. В.М. Шукшин в рассказе «Солнце, старик и девушка» показал нам, что ослепший восьмидесятилетний старик целыми днями ждёт с работы сына и невестку. А вечером, когда наступает прохлада, слепой отправляется на берег любимой алтайской реки и любуется природой…Солнце — символ жизни, а старику дома не хватало тепла, ласки, заботы. Солнце согревало слепого да встреча с молодой художницей. Старик с удовольствием комментировал девушке меняющиеся краски заката. Это его живая жизнь! Он помнил всё, чем когда-то любовался. Шукшин подчёркивает, что природа помогает ослепшему сохранить глубину и цельность духовного мира.

Подтверждение мыслям Аксакова мы находим и в рассказе современного писателя

Ю. В. Буйды «О реках, деревьях и звёздах». На второй день после свадьбы Миша заявил жене Тоне: «Небо не видят только свиньи и змеи, а мы с тобой должны удержаться в людях».

Какое философское и глубокое размышление у простого человека! Писатель замечает, что после трудового дня и бытовых домашних забот супруги по вечерам гуляют в незатейливом старинном парке. Зачем? Чтобы не потерять человеческий облик. И природа помогает героям рассказа обрести гармонию с миром, наполняет жизнь супругов, душа оживает у них на природе! Это родной край, родная земля…Любовью к жизни наполнены души Миши и Тони.

О чём заставляют задуматься прочитанные произведения? О самых главных приоритетах в нашей жизни.

Хотелось бы верить в то, что мои современники по-настоящему будут ценить родную природу и будут любить её, чтобы души людей были чистыми и светлыми. Тогда и мир наш станет добрее и гармоничнее.

Источник: infourok.ru

ОБЩЕНИЕ С ПРИРОДОЙ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА

  1. Природа, как одно из важных средств воспитания детей.
  2. Природа родного края — неиссякаемый источник для народного творчества.
  3. Природа — наш дом родной.
  4. Использование в работе    с детьми народного фольклора.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес,

степи, горы. А человеку нужна Родина.

И охранять природу — значит охранять Родину.    

М.ПРИШВИН.

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнке в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить беречь и любить природу — задача и долг

взрослых: воспитателей, родителей. И сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов ребенка по родное земле.

Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребёнка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахами цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.

Важнейшей проблемой нашего времени в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли является образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения и, особенно, молодого поколения. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учёт многочисленных взаимодействий в природных сообществах,    осознание того, что человек не властелин природы, а ее часть и "выходец". Это означает, что экологическая проблема заключается не только в загрязнении окружающей среды и другом отрицательном  влиянии хозяйственной деятельности человека. Она вырастает в проблему преобразования стихийного воздействия людей на природу   в сознательное, целенаправленное,  планомерно развивающееся взаимодействие с нею.

Такое взаимодействие, можно с уверенностью сказать, осуществимо. Но его основой, фундаментом, истоком должен быть развитый в каждом человеке достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры.

В дошкольном возрасте экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний  о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу. Результатом такой   работы должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями,  но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать,  облагораживать природную среду. Только тогда природа предстанет перед глазами ребёнка доброй, щедрой,  дающей  людям свои богатства и радость общения с ней.

Природа способствует всестороннему развитию ребенка: умственному, трудовому,  эстетическому,  нравственному, патриотическому. Развивает логическое мышление,  речь. К.Д. Ушинский писал: "Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными,  верными, яркими образами природы, потому что всё,  что есть в речи логического…проистекает из наблюдений человека над природой…»

Познание природы будит ребячью мысль, способствует развитию творчества и самостоятельности, учит вдумчивее относиться к природе.

Ознакомление детей с окружающей природой и экологическое воспитание в педагогическом процессе детского сада осуществляется в
повседневной жизни, на занятиях, прогулках, экскурсиях в природу,
играх и чтении художественной литературы. Многие отечественные педагоги обращали внимание воспитателя на необходимость открыть ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил
что-то новое, чтобы каждый  шаг был путешествием к истокам мышления
и речи — к чудесной  красоте  природы. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, чувства, творчества.        

Природа родного края — неиссякаемый источник для народного творчества. Поэтичен и красочен, динамичен и многообразен, удивителен и таинственен мир природы для    открывающего его впервые. Ребенок тянется ко всему яркому,  необычному, что его окружает. Однако, способность воспринимать и чувствовать красоту родной природы не приходит к нему сама собой, её необходимо развивать. Дети часто не замечают прекрасного в окружающем. Это происходит тогда, когда взрослые не умеют передать свое эмоциональное  отношение к природе, не пробуждают у  ребёнка наблюдательность,  столь необходимую для восприятия прекрасного.

Понимать и  любить природу  родного края ребенок начинает под воздействием взрослого. Вместе с ним он восхищается и любуется поэтическими образами природы,  многообразием её форм,  красок,  звуков,  вкладывая частицу своего сердца.

Надо учить детей всматриваться,   вслушиваться,  смотреть и  видеть. Насколько полнее становятся детские впечатления,  если,  например,  вовремя прочитать стихотворение, пословицу, поговорку, загадку, потешку, исполнить песню, стараясь дополнить зрительные восприятия ребенка.

О природе,  как средстве воспитания в человеке чувства прекрасного,  говорил К.С. Станиславский: «Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядываетесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле… всё это произведение искусства  величайшей  художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам нравится в них. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность… обращайтесь… к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому".

Природе родного края — ощущение ветра,  солнца, запаха земли, леса — это целый мир переживаний. Эмоция радости окрашивает большинство детских ощущений, связанных с непосредственным восприятием природы. Познавательный интерес, эстетическое, бережное отношение к природе формируется уже на этой основе. Кто в детстве не ощущал прилива жизненных сил, заставляющего плясать под весенним дождём, брызгаться в потоках тёплой,  летней воды, сопровождая всё это знакомой потешкой:

Дождик, дождик пуще!        Радуга-дуга!

Дам тебе гущи,        или    Не давай дождя,

Хлеба каравай.        Давай солнышка-

Хоть весь день поливай!        Колоколнышка!

Ребёнок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой, с народным отражением её в сказках, потешках, песнях. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал:"Мир, окружающий ребёнка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой." Восприятие природных явлений помогает лучшему пониманию произведений народного творчества на аналогичную тему, обогащают знаниями, развивают эмоциональные переживания,  эстетический вкус, способствуют  воспитанию добрых чувств,  бережного отношения ко всему живому.

Большую роль в экологическом воспитании детей играет русская народная сказка с изумительным богатством её красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками,  повторами, раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека.    Природа, по ходу сюжета, всегда помогает положительным персонажам. Например, «веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились» ( русская народная сказка «Хеврошечка»).

Не всякий расскажет сказку или споет песню, а пословицу каждый когда-нибудь да и скажет и сам не заметит, что употребил её в разговоре. Недаром в народе говорится, что без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Пословицы — произведение устного народного творчества. Каждое имя,   каждое поколение создает какие-то новые пословицы. Одни из них однодневки: получив иногда даже широкое распространение,  они исчезают из народного языка вместе с создавшими их предпосылками. Другие же входят в пословичный фонд, живут в речи,  видоизменяясь и шлифуясь,  остаются в языке надолго. К пословицам очень близки и поговорки, В.И. Даль очень образно, употребляя народное определение, сказал, что поговорка — это цветочек, пословица – ягодка. Многие пословицы и поговорки появились в результате наблюдений над жизнью природы и людей: «Много снега — много и хлеба», «Ранний пар родит пшеничку,  а поздний — метличку». Пословицы доходчиво»   конкретно выражают общие суждения.    Благодаря этому они легко запоминаются.

Развивая мышление,   загадка стремиться через своё  «критическое» окошечко познакомить человека с окружающим его миром, причём привлечь внимание к таким сторонам явлений,  которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние их признаки.  

О чем загадки? Обо всем,  что окружает человека и о нём самом

Еду,  еду не путём

Погоняю не кнутом,

Швырну не палку,

Поймаю не галку,

Щиплю я не перья,

Ем я не мясо. (ловля рыбы)

При ознакомлении детей с окружающей природой с самого раннего детства мы в своей работе используем приговорки, потешки, припевки.

А.П. Усова писала: «Речевое начало этих мер настолько ярко, что их

назвать бея преувеличения игровым приобщением ребенка к культуре  своего народа».

Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

В лесок, по мошок.

Избушку лепить,

Чтоб не холодно жить.

А уж без скороговорок никак не обойтись.  Заучивание и произношение скороговорок едва ли не самое интересное занятие для детей. «Коси коса, пока роса», «На дворе трава, на траве дрова», «Сосенки-сосёнки, повыросли  опенки». Большое место в воспитании у детей  бережного  отношения к природе  занимают детские народные игры.  Они созданы народом так же,  как и песни,  и сказки. По этому признаку  они и называются народными и передаются из поколения в поколение.

Как показывает практика воспитания, традиционное содержание

многих народных игр до сих пор удовлетворяет интересы детей,  отвечает их жизненным запросам. Перенимают эти игры дети в детском саду, играя друг с другом на улицах, в скверах. Народные игры,  как правило,  образны,  поэтому они и привлекают детей дошкольного возраста. Происходит это в силу того,  что в игре есть свои случаи,  события,  они и составляют игру. Именно их и переживает ребёнок. В игре «Коршун и наседка» коршуну нужно утащить цыплёнка а курице — защитить своего цыплёнка. В игре «Гуси-лебеди» волку нужно поймать гусей, а гусям убежать от него. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания,  а, следовательно,  вызывают эмоции радости,  опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.

Целый ряд детских народных игр основан на соединении песни с движениями — это хороводные игры. Эти игры осуществляются в ритме в словах и текстах, здесь ребёнок драматизирует то, о чём поётся в песне.  Так песня вместе с игрой рано проникает к детям и живёт среди них. Любовь к родной природе проходит красной нитью во многих хороводах:  "Заинька",  "На горе-то калина", "Как на тоненький ледок", "А я по лугу", "Два весёлых гуся". В репертуаре программы по музыкальному воспитанию много русских народных песен, попевок, прибауток, в которых передана образы хорошо знакомых детям животных,  птиц. Это, например: "Не летай, соловей", "Лиса по лесу ходила",  "Котя,  котенька-коток", "Кукушка" и много других. В незатейливых мелодиях   этих попевок в коротких, но очень выразительных словах, переданы любовь и уважительное отношение народа к живой природе. Это чувствуется и в  ласковом обращении к ним,  например; "Котя,  котенька-коток,  котя, серенький хвосток…»", и в прекрасном знаний повадок животных, и в народном юморе, которым появляется в приписывании им некоторых человеческих качеств,  например: «Лиса по лесу ходила, звонки песни выводила,  лиса лычки драла, лиса лапотки плела." В песенных импровизациях дети учатся передавать настроение, созвучное образам природы; грустное,  лирическое в связи с наступлением осени или радостное, оживлённое б связи с пробуждением природы весной. Планируя самостоятельную деятельность детей, педагог учитывает полученные детьми впечатления,  знания и навыки, приобретённые на музыкальных занятиях, это побуждает их к исполнению знакомых песен, попевок, игр, связанных с образами природы.

В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени,   выделять некоторые признаки сезона, например:  осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом возрасте дети уже могут устанавливать простейшие связи, например:  между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости,  между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года. Мы,  воспитатели, подводим ребят к пониманию зависимости жизни  животных от сезона, необходимости создания определённых условий для роста растений. Как известно, ведущим методом экологического воспитания являются наблюдения и речь воспитателя, которая направляет внимание ребенка на определённый объект. Во время наблюдения в утренние часы, на прогулке, на занятиях мы также, как и во 2 младшей группе, обращаемся к народному искусству:  загадкам, потешкам, играм,  хороводам и уже больше, чем в младшей группе, обращаемся к русским народным сказкам природоведческого содержания: «Лисичка со скалочкой", «Гуси-лебеди»,  «Рукавичка» и др. В этой группе мы знакомим детей с народной игрушкой,  например; богородской, дымковской. На занятиях по изодеятельности учим детей рисовать элементы дымковской  росписи.  В этой группе была проведена серия занятий на тему "Пять помощников", цель которых воспитание чувства близости и родства человека с природой,  с животными и растениями,   воспитание вдумчивого отношения к своему организму и здоровью, формирование представления о многообразии живой природы.

В старшей и подготовительной группах дети должны знать и определять несколько характерных признаков сезона,  особенности его начала и конца, знать последовательность времен года,  устанавливать зависимость между состоянием неживой природы,  растительным миром,   трудом и бытом людей. Дети подготовительной группы уже могут объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи. В этой группе мы подводим детей к пониманию периодичности времён года — учим их отличать особенности его начала,  середины и конца. В этих группах экологическое воспитание детей проходит,  как в свободное от занятий время,  так и на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, беседах. В этих группах по ознакомлению с природой мы продолжаем обращаться к устному народному творчеству. Используем,  как и в младших группах, потешки, припевки и поговорки.

Это,   например, пословицы,  посвящённые временам года и явлениям природы: «январь — году начало, зиме – середина», «Много снега — много хлеба, много воды — много травы», «Ласточка весну начинает, соловей лето кончает». Дети постепенно запоминают пословицы,  поговорки и сами могут ими пользоваться. В подготовительной группе мы учим запоминать детей народные приметы о природных явлениях, погоде: «Низко ласточки летают — жди дождя», «На траве нет росы — к ненастью», «В небо дым идёт столбом — к морозной погоде» и другие. Вместе с музыкальным руководителем выучили русские народные песни и хороводы: «Чики-чикалочки», «Бай-качи», «А я по лугу",  «На горе-то калина», «Как на тоненький ледок» и много других. Дети с удовольствием поют эти песни и водят хороводы. 

На занятиях по изобразительной деятельности мы знакомим детей с игрушками и предметами народно-декоративного искусства, а затем они передают свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке. Например: дымковская игрушка из глины «Петух», «Индюк», «Лошадки». Мы обращаем внимание не только на форму и цвет предмета, но и на характерные особенности, настроение. Детям очень нравится работать с глиной, создавать свои «дымковские игрушки».

Очень интересными бывают занятия по рассматриванию изделий декоративного искусства /Городца, Дымково, Загорска, Хохломы, Жостова/.  Вместе с детьми мы  рисуем элементы этих узоров,  отмечая,  что все эти яркие ягоды, цветы,  травку, сказочных птиц народ взял у природы и нарисовал их на предметах быта: игрушках,  мебели, посуде,  разделочных досках,  воротах и ставнях.

Недавно мы познакомили детей с кружевом и вышивкой. Занятие провели в виде экскурсии по выставке в групповой комнате. Многие дети и сотрудники детского сада принесли из дома изделия из кружева и вышивки:  вышитые кофты,  воротники, полотенца, кружевные салфетки,  накидки, подзоры. Предметы старины дети рассматривали с удовольствием, отмечали, что каждая вещь по-своему хороша и привлекательна: узором, цветом, композицией,  сказочными зверями. Дети находили сходство узоров с цветами, снежинками,  сказочными животными, народным хороводом. Вместе с детьми попробовали воспроизвести кружево на бумаге,  создавая свои узоры. А вот вшивку мы выполняем так, как вышивали наши бабушки, используя пяльцы,  нитки,  ткань — швом вперёд иголка, стебельчатым швом. Свои изделия дети подарили мамам к 8 Марта. Во время работы мы с детьми    поём частушки, русские неродные песни, припевки. С народной песней и живется веселее и работа кажется легче.

В этом году мы даём детям "домашнее задание": о чём-нибудь спросить родителей,  что-то выяснить, узнать.  Было    среди этих заданий такое — узнать, какие игрушки были раньше у их бабушек и дедушек. Дети выяснили, что игрушки были самодельными. Вот и мы решили сделать кукол из соломы, то есть использовали природный материал. Готовые игрушки дети с гордостью показывали своим, родителям.

Большую помощь в знакомстве детей с народным творчеством нам оказал школьный музей русского быта. Мы посещали её насколько раз,  и всегда дети с большие удовольствием, радостью снова шли туда. Организатор  экспозиции  рассказала детям об одежде, предметах быта: чугунах, ухватах, кочерге, подкосах,  самоварах, украшениях, посуде,  старинных вышивках, кружевах,  старинных книгах, игрушках. Дети задавали очень много вопросов, любовались, восхищались красивыми предметами старины. А в заключении экскурсии дети вместе с экскурсоводом пели русские песни, частушки,  водили хороводы, играли в народные игры.

Таким образом, народное искусство — неотъемлемая часть нашей культуры,  оно является отражением природы родного края, жизни народа.

Наша работа с детьми по народному творчеству нашла отклик и
вызвала заинтересованность родителей. Родители стали больше читать литературы по этой теме, консультироваться у воспитателей.
В родительском уголке были открыты рубрики: «Это интересно», «Народные
приметы»,  «Народные пословицы и поговорки». Каждому месяцу была дана характеристика под заглавием «В народе говорят….»        

Используемая литература:

  1. Богатеева З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду. Просвещение, 1982
  2. Горбатенко О. Система экологического воспитания в ДОУ. В.: «Учитель», 2006
  3. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим.  Дошкольное воспитание  2003 № 7 с. 31-34
  4. Королева А. Земля – наш дом. Дошкольное воспитание 1998 № 7 с. 34-36
  5. Лапшина Г. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста. В.:«Учитель», 2006
  6. Николаева С. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 1999
  7. Николаева С. Теория и методика экологического образования детей. М.: «Академия», 2002
  8. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. М.: Просвещение, 1994
  9. Рыжова Н. «Наш дом — природа». Программа экологического воспитания дошкольников  Дошкольное воспитание 1998 № 7 с. 26-34
  10. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1984
  11. Экологическая книга для чтения. М.: Современные тетради, 2007

Источник: nsportal.ru