Красота природы

У Вячеслава Дегтева есть чудный рассказ «Одуванчик. Он о роли педагога, наставника в жизни курсантов-летчиков. Командир эскадрильи после полетов с курсантом — отличником, который боялся летать и которому он только что открыл небо, спрыгнув с крыла самолета, вдруг увидел между бетонных плит маленький желтый одуванчик. Офицер нагнулся, расправил листочки цветка и поразился: «Как же ты выжил? Как же они тебя не растоптали, дурашка?». Что-то необыкновенно нежное разлились в душе летчика-аса, бога воздушных машин. И все это потому, что он не разучился еще удивляться прекрасному.

Чувство удивления всему живому жило и в душе первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Он, познавший, что такое космическая скорость, увидевший Землю с орбиты, убедившийся, как она мала по сравнению с бесконечным космосом, ценил и удивлялся на земле красоте каждого деревца, каждого цветка.

.

Так, герой произведения Б.Екимова «Ночь проходит» Шалякин, одинокий пожилой бобыль, крепко потрепанный судьбой, чувствовал себя хорошо только на берегу озера, в своем шалаше, где его окружала только красота природы и спокойствие.

А рассказ Владимира Крупина «Сбрось мешок»! В нем говорится о девушке, которая в трудные послевоенные годы работала вместе со своим отцом грузчицей. Однажды после дождя, отец увидел необычайно красивую радугу, но дочь не понимала его восторженных слов. И тогда отец заставил дочь сбросить мешок с плеч и распрямиться. Глазам девушки предстало необыкновенно-красивое зрелище: на небе словно коня, в радугу запрягли. « Радуга во все небо. А над радугой, как под дугой, солнышко…» Красота природы будто возродила девушку: « Поглядела я — как будто умылась, дышать легче стало… Вот оно, влияние красоты природы на человека!

И. С. Тургенев, «Отцы и дети»

Люди забывают о том, что природа — их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе, что находит подтверждение в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети". Главный герой, Евгений Базаров, известен своей категоричной позицией: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Именно таким Автор видит в нем "нового" человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести. В романе И.Тургенева «Отцы и дети» поднимается актуальная тема отношений природы и человека. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека — как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней — когда Базарову было плохо, он «шел в лес и ломал ветки». Она не дарит ему ни желанного успокоения, ни душевного равновесия. Таким образом, Тургенев подчеркивает необходимость плодотворного и двухстороннего диалога с природой.

М.Ю. Лермонтов «Герой Нашего времени»

Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается повести Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются измнением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной аллегорией Лермонтов не только более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев, но и обозначает свое, авторское присутствие путем ввода природы как персонажа.

Е. Замятин «Мы»

Обращаясь к классической литературе, хотелось бы привести в примере роман-антиутопию Е.Замятина «Мы». Отказываясь от естественного начала, жители Единого государства становятся нумерами, чья жизнь определена рамками Часовой Скрижали. Красоты родной природы заменены идеально пропорциональными стеклянными сооружениями, а любовь возможна лишь пи наличии розовой карточки. Главный герой, Д-503, обречен на математически выверенное счастье, которое обретается, однако, после удаления фантазии. Как мне кажется, подобной аллегорией Замятин пытался выразить неразрывность связи природы и человека.

С.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная» Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике, обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Само осознание постепенного их ослабления является первым шагом к естественному, настоящему миру, обогащающему душу и тело.

"Проблема противостояния человека и природы, разрушения человеком окружающего природного мира, экологические проблемы

 

Ф.И. Тютчев стихотворения: "Природа-сфинкс", "Певучесть есть в морских волнах…", "От жизни той, что бушевала здесь…". Человек смертен, а природа вечна. Это стихия, равнодушная к людским нуждам, судьбам, делам. Она неуправляема, непознаваема, в бурях заснувших — "хаос шевелится". В этом суть вечного конфликта человека и природы. Человек, по мысли Ф.И. Тютчева, — всего лишь "мыслящий тростник".

 

И.С. Тургенев повесть "Поездка в Полесье", стихотворение в прозе "Природа". Человек смертен, а природа вечна. Человек — дитя природы, как и любая другая тварь. Но природе не ведомо ни добро, ни зло, разум не является для неё законом. Она не знает искусства, свободы, не терпит ничего бессмертного. Она с лёгкостью даёт жизнь и легко отнимает её у живых существ. До судеб человечества ей нет никакого дела. В этом суть конфликта.

 

Н.А. Заболоцкий стихотворения: "Я не ищу гармонии в природе…", "Вчера, о смерти размышляя…", "Метаморфозы" Человек смертен, а природа вечна. В мире природы нет гармонии, нет разумности. Человек — всего лишь мысль природы, "зыбкий ум её". Человеческое сознание не в силах соединить "смерть и бытие". Человеческая жизнь преходяща, но человек может оставить себя в этом мире, явившись туда вновь "дыханием цветов", ветвями большого дуба.

 

В.П. Астафьев повествование в рассказах "Царь-рыба". Основная тема — взаимодействие человека и природы. Писатель рассказывает, как истребляют белую и красную рыбу на Енисее, уничтожают зверя и птицу. Кульминационной становится драматическая история, приключившаяся однажды на реке с браконьером Зиновием Утробиным. Проверяя самоловы, он вывалился из лодки и запутался в собственных сетях. В этой экстремальной ситуации, на грани жизни и смерти, вспоминает он свои земные грехи, вспоминает, как обидел когда-то свою односельчанку Глашку, искренне раскаивается в содеянном, молит о пощаде, мысленно обращаясь и к Глашке, и к царь-рыбе, и ко всему белому свету. И всё это даёт ему "какое-то ещё не постигнутое умом освобождение". Игнатьичу удаётся спастись. Сама природа здесь преподнесла ему урок. Таким образом, В.Астафьев возвращает наше сознание к гётевскому тезису: "Природа всегда права".

 

Ч.Т. Айтматов роман "Плаха". В романе писатель говорит об уничтожении живой природы человеком. Трижды волчья семья лишается своих детёнышей. И волчица Акбара начинает мстить человеку, забирает его детёныша. Разрешением этой ситуации становятся несколько смертей: погибает сама волчица, маленький ребёнок, сын Бостона, а также Базарбай, похитивший волчат. Волчица Акбара воплощает в произведении мать-природу, которая восстаёт против уничтожающего её человека. Б.Л. Васильев повесть "Не стреляйте в белых лебедей". Герой этой повести, лесник Егор Полушкин, его сын Колька противопоставлены браконьерам, людям, бездушно уничтожающим природу".

Утрата духовных ценностей.

События повести Бориса Васильева «Глухомань» позволяют увидеть, как в сегодняшней жизни так называемые «новые русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценности утрачены, потому что культура ушла из нашей жизни. Общество раскололось, в нем мерилом заслуг человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших веру в добро и справедливость.

 

Подлость и бесчестность.

Швабрин Алексей Иванович, герой повести А.С. Пушкина !Капитанская дочка», —дворянин, но он бесчестен: посватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков.

Экология.

Наш земляк , писатель Василий Иванович Юровских, в своих рассказах повествует о неповторимой красоте и богатстве Зауралья, о естественной связи деревенского человека с миром природы, поэтому так трогателен его рассказ «Иванова память».

В этом небольшом произведении Юровских поднимает важную проблему: влияние человека на окружающую среду.

Иван, главный герой рассказа, посадил на болоте, которое пугало людей и животных, несколько кустиков тальника.

Прошло много лет. Природа вокруг изменилась: птахи всякие стали селиться в кустарнике, сорока каждый год начала гнездо свивать, сорочат выводить. Никто больше не блуждал по лесу, потому что тальник стал ориентиром, как правильно найти дорогу. Возле кустарника можно и от жары укрыться, и водицы испить, и просто отдахнуть.

Добрую память оставил о себе Иван среди людей, а окружающую природу облагородил.

Материнство как подвиг.

Бухара, героиня рассказа Л Улицкой «Дочь Бухары», совершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.

 

Мария, героиня повести Закруткина «Матерь человеческая», во время войны, потеряв сына и мужа, взяла на себя ответственность за своего, только что родившегося ребенка и за чужих детей, спасла их, стала для них Матерью. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но всех обездоленных войной детей мира. Вот почему она Матерь человеческая.

 

Влияние родителей на детей.

В повести «Капитанская дочка» наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным человеком, верным себе и долгу. Поэтому герой вызывает уважение своим поведением.

Следуя завету отца «копить копейку», Чичиков всю свою жизнь посвятил накопительству, превратившись в человека без стыда и совести. Он со школьных лет ценил только деньги, поэтому в его жизни никогда не было верных друзей, семьи, о которой герой мечтал.

О русском языке.

К.И. Чуковский в книге «Живой как жизнь» анализирует состояние русского языка, нашей речи и приходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык.

Человек и познание

1) Древние историки рассказывают о том, что однажды к римскому императору пришел незнакомец, который принес в дар блестящий, как серебро, но чрезвычайно мягкий металл. Мастер поведал, что этот металл он добывает из глинистой земли. Император, испугавшись, что новый металл обесценит его сокровища, велел отрубить изобретателю голову.

2) Архимед, зная о том, что человек страдает от засухи, от голода, предложил новые способы орошения земель. Благодаря его открытию резко выросла урожайность, люди перестали бояться голода.

3) Выдающийся ученый Флеминг открыл пенициллин. Этот лекарственный препарат спас жизни миллионам людей, которые прежде умирали от заражения крови.

4) Один английский инженер в середине 19 века предложил улучшенный патрон. Но чиновники из военного ведомства высокомерно сказали ему: «Мы и без того сильные, только слабые нуждаются в улучшении оружия».

5) Известного ученого Дженнера, который победил оспу с помощью прививок, на гениальную мысль натолкнули слова обыкновенной крестьянки. Врач сказал ей, что она больна оспой. На это женщина спокойно ответила: «Не может быть, ведь я уже болела коровьей оспой». Врач не счел эти слова результатом темного невежества, а стал вести наблюдения, которые и привели к гениальному открытию.

6) Раннее Средневековье принято называть «темными веками». Набеги варваров, разрушение античной цивилизации привели к глубокому упадку культуры. Грамотного человека трудно было найти не только среди простолюдинов, но и среди людей высшего сословия. Так, например, основатель франкского государства Карл Великий не умел писать. Однако жажда знания изначально свойственна человеку. Тот же Карл Великий во время походов всегда носил с собою восковые дощечки для письма, на которых под руководством учителей старатель но выводил буквы.

7) Тысячелетиями с деревьев падали созревшие яблоки, но никто не придавал этому обычному явлению какую-либо значимость. Нужно было родиться великому Ньютону, чтобы новыми, более проницательными глазами посмотреть на привычный факт и открыть универсальный закон движения.

8) Невозможно подсчитать, сколько бедствий людям принесло их невежество. В Средние века всякое несчастье: болезнь ребенка, смерть домашней скотины, дождь, засуха, не урожай, пропажа какой-либо вещи — все объяснялось происками нечистой силы. Началась жестокая охота на ведьм, запылали костры. Вместо того чтобы лечить болезни, совершенствовать земледелие, помогать друг другу, люди огромные силы тратили на бессмысленную борьбу с мифическими «слугами Сатаны», не понимая, что своим слепым фанатизмом, своим темным невежеством они как раз служат Дьяволу.

9) Трудно переоценить роль наставника в становлении человека. Любопытна легенда о встрече Сократа с Ксенофонтом, будущим историком. Как-то разговорившись с незнакомым молодым человеком, Сократ спросил у него, куда следует идти за мукой и маслом. Юный Ксенофонт бойко ответил: «На рынок». Сократ поинтересовался: «А за мудростью и добродетелью?» Юноша удивился. «Иди за мною, я покажу!» — пообещал Сократ. И многолетний путь к истине связал крепкой дружбой знаменитого учителя и его ученика.

10) Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был поваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчиком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным сооружениям и физике отдавал лишь свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни.

11) Новые идеи прокладывают себе путь в тяжелой борьбе со старыми взглядами, устоявшимися мнениями. Так, один из профессоров, читал студентам лекции по физике, называл теорию относительности Эйнштейна «досадным научным недоразумением» —

12) В свое время Джоуль воспользовался вольтовой батареей, чтобы запустить от нее собранный им же электродвигатель. Но заряд батареи скоро иссяк, а новая стоила очень дорого. Джоуль решил, что лошадь никогда не будет вытеснена электродвигателем, так как прокормить лошадь гораздо дешевле, чем менять цинк в батарее. Сегодня, когда электричество используется повсеместно, нам кажется наивным мнение выдающегося ученого. Этот пример показывает, что очень трудно прогнозировать будущее, трудно обозреть те возможности, которые откроются перед человеком.

13) В середине 17 века из Парижа на остров Мартиника капитан де Клие вез в горшке с землей черенок кофе. Плавание было очень тяжелым: корабль пережил жестокую схватку с пиратами, ужасный шторм едва не разбил его о скалы. На суд не были сломаны мачты, разбиты снасти. Постепенно стали иссякать запасы пресной воды. Ее выдавали строго отмеренными порциями. Капитан, едва держась на ногах от жажды, последние капли драгоценной влаги отдавал зеленому росточку … Прошло несколько лет, и кофейные деревья покрыли остров Мартиника.

Эта история иносказательно отражает нелегкий путь всякой научной истины. Человек бережно лелеет в своей душе росточек пока еще неведомого открытия, поливает его влагой надежды и вдохновения, укрывает от житейских бурь и штормов отчаяния … И вот он — спасительный берег окончательного озарения. Созревшее деревце истины даст семена, и целые плантации теорий, монографий, научных лабораторий, технических новинок покроют материки познания.

Роль книг

Прекрасный пример влияния книги на человеческое мировоззрение приводит А. Грин в рассказе "Зеленая лампа", где повествуется об удивительной судьбе бродяги Ива, ставшего, знаменитым врачом и обеспеченным человеком. И все это благодаря книгам, которые Ив читал, читал и читал…

Не так давно в Интернете, на сайте «Библиотека России», встретил список книг, которые, как уверял его составитель, способны изменить человеческое мировоззрение. Отрадно, что в списке были названы романы Л.Толстого. Статья имела огромную популярность среди посетителей сайта, которые, уверен, убеждены, что воздействие книги – это самое полезное воздействие на характер человека.

Сделать вывод мне помогают слова узбекского писателя А.Навои: «Книга – учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит она тебе откровения мудрости».

………………

Я полностью разделяю точку зрения В.Б.Шкловского. Действительно, мы обязаны не только беречь книги, но и учиться по ним жить. Об этом не раз писали классики и публицисты.

Как к источнику жизненного опыта относится к книге главный герой автобиографической повести М.Горького Алеша Пешков, который называет их своими «университетами». Книги научили будущего писателя милосердию и справедливости, мужеству и храбрости.

Относится к книге, как жизни, и Андрей Петрович, герой фантастического рассказа Майка Гейприна «Свеча горела». Он учит этому и своего благодарного ученика Макса, воспитателя детей, который передавал знания, полученные на уроках забытого всеми филолога, своим воспитанникам, тем самым прививая им желание читать и познавать жизнь.

Таким образом, могу сделать вывод, что к книге мы должны относиться бережно и трепетно.

…………………….

Вспоминаю произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Скольким людям эта мужественная книга помогла не просто выжить, а снова взлететь в небо, дала силы безногому пойти, безрукому постигнуть мастерство!

У Владимира Высоцкого есть замечательные стихи:

Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал…

Как точно, лаконично и эмоционально определил роль книг в формировании молодых людей великий бард!

В Интернете, на форуме «Книга, которая изменила жизнь», описана история одной девушки, которая была больна и не поправлялась только потому, что не было ни желания жить, ни цели, ни друзей… Прочитав рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни», девушка запишет в своем дневнике:«С тех пор прочитала много книг, но я уверена: мою жизнь изменил Джек Лондон».

О музыке

В Интернете я прочитал статью, в которой музыка сравнивается с вечным лекарством, возникшем три тысячи лет назад. Археологи установили, что уже неандертальцы создавали простые флейты. В древние времена существовало множество учений о том, что музыка может исцелять. И это так. В телепередаче «Здоровье» недавно рассказывалось о музыкальной терапии, науке, занимающейся физическим воздействием музыки на человека.

Музыка может не только излечивать, но и поднимать солдат на битву. В.П. Астафьев в одном из своих рассказов поведал о том, как он, участник Великой Отечественной войны, в разгромленном фашистами польском городе, услышав звуки органа, захотел сделать что-то особенное, как-то помочь людям, чтобы воцарился мир на земле. В ту минуту он поклялся яростно биться с фашистами. Вот она, чудесная сила музыки, обращаясь к которой, поэт А. Козловский писал:

Спасибо, музыка, за светлые леса…
Они звучат под осень, как оркестры,
Мы всё ещё не верим в чудеса,
А ты творишь их запросто и честно.

Об искусстве

Так, у Г. И. Успенского есть прекрасный рассказ «Выпрямила». В нем говорится о том, какое влияние оказала на рассказчика замечательная скульптура Венеры Милосской, которая была выставлена в Лувре. Герой, прежде равнодушный к миру искусства, был поражен нравственной силой, которая исходила от античной статуи. «Каменная загадка», как называет ее автор, сделала рассказчика лучше: он ощутил в себе счастье быть человеком.

Об удивительном воздействии на зрителя полотна Рафаэля «Сикстинская мадонна» рассказывает И. Долгополов в одном из своих эссе. Рассматривая картину, человек словно вступил в интимный диалог с Мадонной, поразился мужеству женщины, знающей, что неминуемо должна она, мать, отдать своего сына людям, отдать на смерть. Колдовское мастерство художника, по словам автора, заставило зрителям испытать стыд и ощущение вины за злодеяние, совершенное другими людьми много веков назад.

………….

Определить позицию автора довольно просто: подлинное искусство должно образовывать человека, обогащать его внутренний мир, а не тянуть в «приятный полумрак».

Я полностью разделяю точку зрения И. Гонцова. Действительно, настоящее искусство должно быть не бесцельным рисованием перед публикой, а творчеством, пробуждающим в людях светлые мысли и прекрасные чувства. Об этом не раз рассуждали русские поэты и писатели.

Например, такой же позиции придерживался А. С. Пушкин, размышлявший об истинном назначении искусства в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».Поэт считал свое творчество нетленным, потому как «лирой» он «чувства добрые … пробуждал,.. восславил свободу» и милость к падшим призывал. И, действительно, лирику А. С. Пушкина можно называть Искусством с большой буквы: ведь она обогащает внутренний мир читателей на протяжении столетий. Таким и должно быть настоящее творчество!

С большим интересом я прочитала повесть Юрия Короткова «Седой», в которой поднимаются важные жизненные проблемы совести и милосердия, благородства и достоинства . Особенно меня восхищали поступки персонажа Александра Завьялова, который не раз заступался за своих товарищей, спас друга ценой собственной жизни. Меня и, несомненно, многих других читателей это произведение научило добру и честности, пробудило во мне «чувства добрые», поэтому творчество Юрия Короткова могу уверенно назвать истинным искусством.

Таким образом, искусство должно сеять, по словам великого поэта, «живительные семена» в сердцах людей, учить их добру и милосердию.

О вдохновении

Я полностью согласна с точкой зрения автора. Действительно, вдохновленный человек испытывает душевный подъем, он работает «во всю силу». Об этом не раз писали классики и публицисты.

Вспоминаю стихотворение А.С.Пушкина «Осень», где очень ярко описаны минуты пришедшего к поэту вдохновения:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Автор переживает состояние свежести и полноты мысли. Он считает, что вдохновение – это не только дар богов, но и свойство души. И его можно испытать, только трудясь.

Известный литературный критик В.Г.Белинский говорил: «Вдохновение… везде, во всяком деле, во всяком труде». Он подчеркивал, что оно не исключительная принадлежность поэта или художника, без него немного смогли бы сделать и ученые, и ремесленники. Кто трудится, тот и испытывает вдохновение, которое рождается только во время работы!

Таким образом, вдохновение приходит к человеку не тогда, когда он сидит, в непонятном восхищении, устремляя глаза к небу, а когда он трудится в поте лица.

 

О телевидении

ак, в повести Юрия Короткова « Головная боль» рассказывается о матери Катюши Беловой, которая все свободное время «смотрит «лабуду» о том, что богатые тоже плачут»…Героине нет дела до мужа, сына, дочери…Главное, каждый вечер, поплевывая семечки, расположиться на диване и погрузиться в мир грез…Однако Катю страсть матери раздражает: девушка не хочет весь вечер «таращиться в ящик».И это радует.
В Интернете нашла итоги социологического опроса по вопросу, какие программы телевидения предпочитает молодежь: интеллектуальные или развлекательные. Около 40% респондентов ответили в пользу интеллектуальных, и это отрадно!

Подтверждение своим наблюдениям нашла в докладе Всемирной организации здравоохранения. Там приведены данные, указывающие на то, что телевидение оказывает значительное влияние на рост уровня насилия. Американские ученые сделали вывод о том, что сцены насилия на телеэкране вызывают сильные агрессивные импульсы у зрителей. Доказательством этого является убийство 16 человек 19-летним учеником немецкой гимназии – таковы последствия насильственных сцен, которые он постоянно смотрел по телевизору. И таких примеров в последнее время множество!

Недавно я участвовала в волонтерской акции под девизом «За здоровый образ жизни». Мы не только проводили беседы, демонстрировали кинофильмы, где осуждались пьянство, наркомания, но и проводили анкетирование среди молодежи. При анализе опросных листов сделали поразительный вывод: молодые люди, склонные к правонарушению, среди множества способов проведения досуга указали только на просмотр телевизионных программ. Разве это не доказательство того, что «дебилизация населения» происходит в том числе по вине телевидения.

…….

Я разделяю точку зрения автора. Действительно, в современных телесериалах порой показывают такую нелепость, которую далеко не каждый человек способен воспринять. Об этом не раз писали в Интернете.

Так, на сайте новостного телеканала «RT» прочитал статью про подростка, который после просмотра своего любимого телесериала «Несносный сын» угнал автомобиль своего отца и сбил человека на перекрестке. Вот оно, пагубное влияние телевидения!

В повести Ю.М. Короткова «Головная боль» рассказывается о матери главной героини книги, которая каждую свободную минутку посвящает просмотру телесериалов. Но ее дочь, выпускница одной из школ Москвы, не желает смотреть «лабуду» о том, что богатые тоже плачут и плакать вместе с ними. Согласитесь, грамотная позиция проявлена девушкой!

 

О поэзии

 

Авторскую позицию определить не сложно: «цель поэзии не «приемы», а познание мира и общение между людьми, самопознание, самопостороение человеческой личности в процессе познания…».

Я разделяю точку зрения Ю. Лотмана: действительно, цель поэзии – это прежде всего понимание мира. Об этом не разписали видные российские поэты и критики.

Так, Сергей Есенин главным в своем творчестве считал возможность показать колдовскую силу природы над человеком. Читая его «Радуницу» и страницы других книг, я познаю, как пленительна смена времен года, как прекрасны поля и леса, через которые, меняя и смешивая краски, как бы проходит «колышущаяся нива золотая». Ясно представляю себе тоскующий тополь и слышу, как «плачет где-то иволга…».

А вот современный поэт Андрей Дементьев в своем творчестве поднимает вопросы общения между людьми, самопознания. Мне очень нравятся поучительные строки из его стихотворения:

О, как порой природа опрометчива:

То подлеца талантом наградит,

То красотой поделится доверчиво

С тем,

За кого испытываешь стыд.

Таким образом, я могу сделать вывод, что главной целью поэзии является понимание мира.

О таланте

Я полностью разделяю точку зрения М.М.Пришвина: настоящий талант – это то, что заложено в человеке природой и идет от души, доставляя радость другим людям.Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, М. Горький… Сколько мы знаем великих писателей, начинавших свой творческий путь без гроша в кармане! Ими двигало лишь желание творить, отдавая свой талант людям.

Гимном таланту русского народа, олицетворенном в образе тульского мастера, который даже блоху сумел подковать, звучит рассказ Н.С. Лескова, герой которого, Левша, поистине «славил» свое дело, но «не сам славился».

Вспомним цикл М. Горького «По Руси». Со страниц рассказов встают перед нами скромные труженики, простые люди, чья деятельность украшает жизнь на земле, люди, о которых в народе говорят: «Талантище!».

Таким образом, могу сделать вывод, что по-настоящему талантливые люди никогда не стремились к славе, все же оставаясь в истории на целые века, потому что их труд был «призванием, а не просто способом заработка», и делали они «в своем мастерстве больше, чем это нужно было для собственной корысти». В этом и заключается, на мой взгляд, суть таланта.

 

Красота природы

У Вячеслава Дегтева есть чудный рассказ «Одуванчик. Он о роли педагога, наставника в жизни курсантов-летчиков. Командир эскадрильи после полетов с курсантом — отличником, который боялся летать и которому он только что открыл небо, спрыгнув с крыла самолета, вдруг увидел между бетонных плит маленький желтый одуванчик. Офицер нагнулся, расправил листочки цветка и поразился: «Как же ты выжил? Как же они тебя не растоптали, дурашка?». Что-то необыкновенно нежное разлились в душе летчика-аса, бога воздушных машин. И все это потому, что он не разучился еще удивляться прекрасному.

Чувство удивления всему живому жило и в душе первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Он, познавший, что такое космическая скорость, увидевший Землю с орбиты, убедившийся, как она мала по сравнению с бесконечным космосом, ценил и удивлялся на земле красоте каждого деревца, каждого цветка.

.

Так, герой произведения Б.Екимова «Ночь проходит» Шалякин, одинокий пожилой бобыль, крепко потрепанный судьбой, чувствовал себя хорошо только на берегу озера, в своем шалаше, где его окружала только красота природы и спокойствие.

А рассказ Владимира Крупина «Сбрось мешок»! В нем говорится о девушке, которая в трудные послевоенные годы работала вместе со своим отцом грузчицей. Однажды после дождя, отец увидел необычайно красивую радугу, но дочь не понимала его восторженных слов. И тогда отец заставил дочь сбросить мешок с плеч и распрямиться. Глазам девушки предстало необыкновенно-красивое зрелище: на небе словно коня, в радугу запрягли. « Радуга во все небо. А над радугой, как под дугой, солнышко…» Красота природы будто возродила девушку: « Поглядела я — как будто умылась, дышать легче стало… Вот оно, влияние красоты природы на человека!

И. С. Тургенев, «Отцы и дети»

Люди забывают о том, что природа — их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе, что находит подтверждение в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети". Главный герой, Евгений Базаров, известен своей категоричной позицией: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Именно таким Автор видит в нем "нового" человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести. В романе И.Тургенева «Отцы и дети» поднимается актуальная тема отношений природы и человека. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека — как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней — когда Базарову было плохо, он «шел в лес и ломал ветки». Она не дарит ему ни желанного успокоения, ни душевного равновесия. Таким образом, Тургенев подчеркивает необходимость плодотворного и двухстороннего диалога с природой.

М.Ю. Лермонтов «Герой Нашего времени»

Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается повести Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются измнением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной аллегорией Лермонтов не только более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев, но и обозначает свое, авторское присутствие путем ввода природы как персонажа.

Е. Замятин «Мы»

Обращаясь к классической литературе, хотелось бы привести в примере роман-антиутопию Е.Замятина «Мы». Отказываясь от естественного начала, жители Единого государства становятся нумерами, чья жизнь определена рамками Часовой Скрижали. Красоты родной природы заменены идеально пропорциональными стеклянными сооружениями, а любовь возможна лишь пи наличии розовой карточки. Главный герой, Д-503, обречен на математически выверенное счастье, которое обретается, однако, после удаления фантазии. Как мне кажется, подобной аллегорией Замятин пытался выразить неразрывность связи природы и человека.

С.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная» Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике, обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Само осознание постепенного их ослабления является первым шагом к естественному, настоящему миру, обогащающему душу и тело.

"Проблема противостояния человека и природы, разрушения человеком окружающего природного мира, экологические проблемы

 

Ф.И. Тютчев стихотворения: "Природа-сфинкс", "Певучесть есть в морских волнах…", "От жизни той, что бушевала здесь…". Человек смертен, а природа вечна. Это стихия, равнодушная к людским нуждам, судьбам, делам. Она неуправляема, непознаваема, в бурях заснувших — "хаос шевелится". В этом суть вечного конфликта человека и природы. Человек, по мысли Ф.И. Тютчева, — всего лишь "мыслящий тростник".

 

И.С. Тургенев повесть "Поездка в Полесье", стихотворение в прозе "Природа". Человек смертен, а природа вечна. Человек — дитя природы, как и любая другая тварь. Но природе не ведомо ни добро, ни зло, разум не является для неё законом. Она не знает искусства, свободы, не терпит ничего бессмертного. Она с лёгкостью даёт жизнь и легко отнимает её у живых существ. До судеб человечества ей нет никакого дела. В этом суть конфликта.

 

Источник: lektsia.com

 К примеру, сейчас человек не может представить свою жизнь без транспортного средства, а чуть больше ста лет назад человечество отлично обходилось и без него.

Низкий уровень развития общества полностью зависел от природы. Именно поэтому в древности люди селились в местах, где условия проживания были максимально комфортными. Так, из истории мы знаем, что люди преимущественно жили на берегах больших рек, в южных странах и странах, которые приближены к экватору. Благодаря хорошему климату этих мест человеку приходилось меньше тратить силы на изготовление одежды и возведение жилища.

Нужно отметить положительное влияние природы на человека. К примеру, чистый воздух богат кислородом, что положительно сказывается на здоровье. Для примера можно рассмотреть ситуацию с бегом. Так, человек, занимаясь бегом по асфальту, способен пробежать намного меньше бегуна, который выбирает лес. Солнечный свет позволяет организму получать витамин D. Поэтому смело можно сказать, что солнечные ванны в разумном количестве полезны для здоровья. Источником жизни является и вода, ведь без нее человек не сможет существовать. Полезной является и морская вода, которая позволяет организму бороться с различными инфекциями и болячками. Внимания заслуживают и лечебные источники, ключи и гейзеры. Да и просто приятно находиться в природной тишине.

Многие активисты, которые боролись за чистоту природы, раньше утверждали, что человек является причиной многих природных изменений. И если несколько лет назад это было лишь предположение, то сегодня мы лично можем в этом убедиться. К примеру, начал выпадать снег, где раньше его никогда не было. В некоторых странах засуха ежегодно ставит все новые рекорды. А кто-то наоборот, страдает от небывалых ураганов и наводнений. Снежная зима все чаще расстраивает дождливой погодой, а радостное лето превратилось в пору пожаров и невыносимой жары.

 

Источник: vse-diktanty.ru

Природа — это то, что нас окружает, и она оказывает своеобразное влияние на каждого человека.

В предложенном для анализа тексте автор поднимает проблему влияния природы на душу человека. Данная проблема, по понятным причинам, актуальна во все времена.

Так, в тексте Астафьева рассказывается о человеке, который проникся любовью к посаженным им деревьям. Увидев, что два деревца рябины прижились в его огороде, он был искренне рад этому. ухаживая за растениями и наблюдая за их бурным цветением, герою удалось достигнуть подлинной душевной гармонии. Но его счастье было недолгим. Как оказалось, растения способны реагировать на слова людей, чувствовать перемену в отношении к ним. Календула и медунца слишком сильно разрослись, полностью покрыв весь огород:»Тетка моя несдержанна на слово была, взялась полоть в огороде и по-черному бранить медуницу с календулой».

Природа не простила подобного отношения к себе, растения перестали цвести, а к следующему году и вовсе исчезли. И как бы не пытался герой исправить содеянное, частица природы больше не возвращалась к нему на участок, унеся вместе с собой и лучик счастья из души рассказчика.

Таким образом, позиция автора заключается в том, что очень важно уважительно относиться к природе, и тогда она непременно отплатит взаимным уважением. С данным утверждением сложно не согласиться.

Неуважительное отношение к природе отображается в произведении Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров, являясь абсолютным нигилистом, презирает людей восхищающихся природой и ее красотами. По его мнению, природа — это всего лишь мастерская для человека, и он никак не должен преклоняться перед ней. Но все же, в душе Базарова присутствует скрытый романтизм, который герой яро ненавидит и пытается всеми силами в себе побороть.

Итак, природа оказывает очень большое влияние на душевное состояние человека, заставляет его становиться мечтательным и романтичным, видеть прекрасное в уродливом мире и формирует эстетическое восприятие человеком мира.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

Источник: www.kritika24.ru

Потребительное отношение к природе

  1. Астафьев Виктор Петрович, “Царь-рыба”. Это одно из самых известных произведений великого советского писателя Виктора Астафьева. Главная тема повести — единство и противостояние человека и природы. Писатель указывает на то, что на каждом из нас лежит ответственность за то, что он совершил и что происходит в окружающем мире, неважно — хорошее или плохое. Также в произведении затронута и проблема масштабного браконьерства, когда охотник, не обращая внимания на запреты, убивает и тем самым стирает с лица земли целые виды животных. Так, столкнув своего героя Игнатьича и матушку-природу в лице Царь-рыбы, автор показывает, что собственноручное уничтожение нашей среды обитания грозит гибелью нашей цивилизации.
  2. Тургенев Иван Сергеевич, “Отцы и дети”. Пренебрежительное отношение к природе рассматривается и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”. Евгений Базаров, отъявленный нигилист, заявляет прямо: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Он не наслаждается окружающей средой, не находит в ней ничего таинственного и прекрасного, всякое ее проявление для него пустяки. По его мнению, “природа должна приносить пользу, в этом ее назначение”. Он полагает, что нужно забирать то, что она дает – вот незыблемое право каждого из нас. В качестве примера можно вспомнить эпизод, когда Базаров будучи в плохом настроении, пошел в лес и ломал ветки и все остальное, что попадалось ему на пути. Пренебрегая миром вокруг себя, герой попал в ловушку собственного невежества. Будучи медиком, он так и не сделал великих открытий, природа не дала ему ключей от своих потайных замков. Он погиб от своей же неосмотрительности, став жертвой болезни, вакцины от которой он так и не изобрел.
  3. Васильев Борис Львович, “Не стреляйте в белых лебедей”. В своем произведении автор призывает людей бережнее относиться к природе, противопоставляя двух братьев. Лесник заповедника по фамилии Бурьянов, несмотря на свою ответственную работу, воспринимает окружающий мир не иначе, как к ресурс потребления. Он с легкостью и совершенно без зазрения совести срубал деревья в заповеднике для того, чтобы построить себе дом, а его сын Вова и вовсе был готов замучить щенка, которого он нашел, до смерти. К счастью, Васильев противопоставляет ему Егора Полушкина, его двоюродного брата, который со всей добротой души бережет естественную среду обитания, и хорошо, что есть все-таки такие люди, которые заботятся о природе и стремятся сохранить ее.

Гуманизм и любовь к окружающему миру

  1. Эрнест Хемингуэй, “Старик и море”. В своей философской повести “Старик и море”, которая была основана на подлинном событии, великий американский писатель и журналист затронул многие темы, одна из которых — проблема взаимоотношения человека и природы. Автор в своем произведении показывает рыбака, который служит примером того, как нужно относиться к окружающей среде. Море кормит рыбаков, но и добровольно уступает только тем, кто понимает стихию, ее язык и жизнь. Также Сантьяго понимает и ответственность, которую несет охотник перед ореолом своего обитания, чувствует вину за то, что вымогает пищу у моря. Его тяготит мысль о том, что человек убивает своих собратьев для того, чтобы пропитаться. Так можно понять основную мысль повести: каждый из нас должен понимать свою неразрывную связь с природой, чувствовать вину перед ней, и пока мы несем ответственность за нее, руководствуемся разумом, то Земля терпит наше существование и готова делиться своими богатствами.
  2. Носов Евгений Иванович, “Тридцать зерен”. Еще одним произведением, подтверждающим, что гуманное отношение к другим живым существам и природе — это одна из основных добродетелей людей, является книга “Тридцать зерен” Евгения Носова. Здесь показывается гармония между человеком и животным, маленькой синичкой. Автор наглядно демонстрирует то, что все живые существа — братья по происхождению, и нам необходимо жить в дружбе. Синичка поначалу боялась идти на контакт, но поняла, что перед ней — не тот, кто поймает и запрет в клетке, а тот, кто защитит и поможет.
  3. Некрасов Николай Алексеевич, “Дедушка Мазай и зайцы”. Это стихотворение знакомо каждому человеку с детства. Оно учит помогать братьям нашим меньшим, бережно относится к природе. Главный герой — Дед Мазай — охотник, а это значит, что зайцы должны быть для него, прежде всего, добычей, пропитанием, но его любовь к месту, где он живет, оказывается выше, чем возможность получить легкий трофей. Он не только спасает их, но и предупреждает, чтобы не попадались ему во время охоты. Не это ли высокое чувство любви к матушке-природе?
  4. Антуан де Сент-Экзюпери, “Маленький принц”. Главная мысль произведения звучит голосом главного героя: “Встал, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету”. Человек — не царь, не король, и он не может управлять природой, но может позаботиться о ней, помочь, следовать ее законам. Если бы каждый житель нашей планеты следовал этим правилам, то наша Земля была бы в полной безопасности. Из этого следует, что нам необходимо заботиться о ней, бережнее к ней относится, ведь все живое имеет душу. Мы приручили Землю и должны быть за нее ответственны.

Проблема экологии

  • Распутин Валентин “Прощание с Матерой”. Сильное влияние человека на природу показал в своей повести “Прощание с Матерой” Валентин Распутин. На Матере люди жили в гармонии с окружающей средой, берегли остров и хранили его, но власти нуждались в постройке гидроэлектростанции, и решили затопить остров. Так, под воду ушел целый животный мир, о котором никто не позаботился, лишь жители острова почувствовали вину за “предательство” родного края. Так человечество разрушает целые экосистемы из-за того, что нуждается в электричестве и других ресурсах, необходимых для современной жизни. Оно с трепетом и пиететом относится к своим условиям, но совершенно забывает о том, что целые виды растений и животных гибнут и уничтожаются навсегда из-за того, что кому-то понадобилось больше комфорта. Сегодня та местность перестала быть индустриальным центром, заводы не работают, а вымирающим деревням не нужно столько энергии. Значит, те жертвы и вовсе были напрасными.
  • Айтматов Чингиз, “Плаха”. Разрушая окружающую среду, мы разрушаем и свою жизнь, свое прошлое, настоящее и будущее — такая проблема поднимается в романе Чингиза Айтматова “Плаха”, где олицетворением природы выступает семья волков, которая обречена на смерть. Гармония жизни в лесу была нарушена человеком, который пришел и рушит все на своем пути. Люди устроили охоту на сайгаков, а причиной такого варварства послужило то, что возникло затруднение с планом мясосдачи. Таким образом, охотник бездумно разрушает экологию, забывая о том, что он сам — часть системы, и это, в конце концов, скажется на нем самом.
  • Астафьев Виктор, «Людочка». В данном произведении описывается следствие наплевательского отношения властей к экологии целого региона. Люди в загрязненном, пропахшем отходами городе озверели и бросаются друг на друга. Они утратили естественность, гармонию в душе, теперь ими правят условности и первобытные инстинкты. Главная героиня становится жертвой группового изнасилования на берегу помойной реки, где текут гнилые воды – такие же прогнившие, как нравы горожан. Никто не помог и даже не посочувствовал Люде, это равнодушие довело девушку до самоубийства. Она повесилась на голом кривом дереве, которое тоже погибает от безразличия. Отравленная, безысходная атмосфера грязи и ядовитых испарений отражается на тех, кто сделал ее такой.

Скачать таблицу с аргументами к ЕГЭ

Автор: Жанна Акжолова

Источник: LiteraGuru.ru

Задание: На­пи­ши­те со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тек­сту.

Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те одну из про­блем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста (из­бе­гай­те чрез­мер­но­го ци­ти­ро­ва­ния).
Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рас­сказ­чи­ка). На­пи­ши­те, со­глас­ны или не со­глас­ны Вы с точ­кой зре­ния ав­то­ра про­чи­тан­но­го тек­ста. Объ­яс­ни­те по­че­му. Свой ответ ар­гу­мен­ти­руй­те, опи­ра­ясь в первую оче­редь на чи­та­тель­ский опыт, а также на зна­ния и жиз­нен­ные на­блю­де­ния.

Текст:

(1)Был осенний серенький день в конце листопада. (2)И на строение серенькое. (3)Я доехал на трамвае в Тимирязевский парк прогуляться.

Сочинение:

В чём же заключается счастье? Истинное счастье – быть в гармонии с собой и миром, который тебя окружает. Истинное счастье – уметь видеть красоту в простых и, казалось бы, совершенно незначительных вещах: в утреннем тумане, окутавшем поле, в лучах солнца, в простой человеческой улыбке. И обрести это счастье, прочувствовать его может помочь лишь природа в её простой, первозданной красоте. Именно об этой исцеляющей силе природы рассуждает В.М.Песков в своем произведении “Всё живое”, поднимая важную проблему влияния природы на внутреннее состояние человека, на его душу.

Раскрывая данную проблему, автор описывает эпизод из жизни, когда он пришел в парк в весьма “сереньком” настроении, которое вдруг переменилось после встречи с зайцем, пропрыгавший мимо него из леса. Уже дома, вновь вспомнив о зайце за чаем, автор и вовсе ощутил тепло на душе. Несмотря ни на что, автор объясняет всё это просто: “Всякое ощущение жизни даёт ощущение радости бытия”. Сама жизнь есть чудо, а, становясь свидетелем её проявлений, человек невольно вспоминает о том, что и он жив, что он не просто машина без чувств и эмоций, которая с утра и до вечера делает работу.

Позиция автора весьма чётко и ясно обозначена: жизнь, любое её проявление – это радость, это величайшая ценность, какую только может иметь человек. “Все живое … являет собой чудо с названием Жизнь”. Природа – это целитель, способный не только улучшить настроение, но и вернуть себе собственное “я”.

Невозможно не согласиться с позицией В.М.Пескова: чтобы быть счастливым, важно любить себя и жизнь вокруг, искать гармонию и исцеление в простых вещах. Ведь “кто ищет, тот всегда найдет”.

Примером, подтверждающим мою точку зрения, может послужить кинофильм “Дикая”, основанный на одноименном романе. Главная героиня, которую сыграла Риз Уизерспун, лишилась всего: она потеряла мать, рассталась с мужем, но главное – она потеряла себя. Совершенно отчаявшись, она отправляется в одиночку в путешествие по сложному маршруту среди лесов и гор. Ей приходится подвергать свою жизнь опасности, но в итоге, позволив дождям смыть с себя печаль, солнцу – выжечь пустоту в душе, она обретает себя среди дикой, первозданной, восхитительной природы. Она становится такой же живой и такой же дикой.

Роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин” так же подтверждает мою позицию о том, что жизнь человека попросту невозможна без природы. Главная героиня романа Татьяна Ларина, меланхоличная и мечтательная девушка, страдает, когда из родной деревни ей приходится переехать в город. С таким восторгом и с такой печалью она вглядывается в любимые поля, в деревья, под которыми она любила читать книги. В деревне, среди нетронутой природы, она чувствует себя поистине свободной, её душа ликует и исцеляется под ясным небом, среди садов и душистых ароматов. На своем примере Татьяна показывает нам сколь тонка человеческая душа и как нуждается она в самой Жизни, какую являет собой природа.

В заключение хочется сказать, что важно жить в гармонии с собой, чтобы быть счастливым, а если этой гармонии нет, то искать её в простых вещах, позволить природе, самой жизни указать вам путь и подарить радость.

Источник: otvetto.ru