Понятие «природа» имеет два основных значения: широкое и узкое. Природа в широком смысле — это базовая форма бытия, весь существовавший до человека многообразный мир и сосуществующий с ним сейчас.

Это означает следующее:

• природа существует вечно и независимо от сознания в его гносеологическом аспекте, она и существовала и тогда, когда не было и человека и поэтому никем не создана;

• природа бесконечна, и, следовательно, вне природы ничего не существует;

• природа изменяется благодаря естественным причинам и законам, присущим ей самой и поэтому она не управляется никакими сверхъестественными силами.

Природа бесконечно многообразна. Но ее конкретные формы различаются между собой, относительно самостоятельны. Чаще всего выделяют живую и не живую природу, которая определяется через диалектическое соотношение друг с другом.

В узком понимании природой считается естественная среда обитания людей — та часть материи, которая изучена, воспринимается, осознается и используется обществом для своей жизнедеятельности.


Человек как биосоциодуховное существо:

Каждый человек кристализует в себе все то, что накоплено человечеством в течении веков путем взаимодействия следующих факторов:

1) Механизм биологической наследственности, который проявляется в том, что генетическим путем человек наследует строение тела, структуру мозга, некоторые особенности нервной системы, потенциальные способности (задатки) и патологии.

2) Социализация, то есть приобщение к обществу и его культуре. В ходе этого процесса биологические параметры перерабатываются конкретным воздействием на индивида совокупностью трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций и так далее. В результате изначальные биологические потребности приобретают уровень осознания (так появляется интерес и ценность) и удовлетворения (возникает целеполагание и выбор средств), то есть окультуренный уровень.

3) Самостоятельная активность духовного мира человека.

Роль социального и биологического факторов в жизни человека:

С одной стороны, развитие и смерть человеческого организма подчиняется законам живой природы, то есть человек в этом смысле является биологическим существом, частью природы.


А с другой стороны, не это делает человека человеком, а его социальная сущность, выраженная посредством культуры. Это позволяет рассмотреть человека не только как более совершенную форму живого, но и как нечто выходящее за его пределы, ибо человек способен не только отражать окружающий мир и приспосабливаться к нему, как это делают животные и растения, но и способен познавать мир, сознавать свои потребности, ставить цели, конструктивно и творчески изменять действительность. Отсюда следует также, что социальная составляющая играет большую роль в становлении человека лишь через преломление духовной жизни человека и культуры как формы бытия.

Однако определяющая роль социального фактора не означает игнорирование биологической природы человека. Напротив, в эпоху научно-технической революции эта проблема наиболее актуальна. Об этом свидетельствуют появление новых наследственных болезней, мутации и патологии в наследственности, происхождение под воздействием вредных веществ, попытка радикальной перестройки генотипа человека.

Диалектика природного и социального в человеке:

Природное и общественное в значительной мере сопроницают друг друга, и нигде, ни в пространстве, ни во времени, не существует абсолютной, строго однозначной границы между ними.

Во-первых, с одной стороны, в создаваемой человеком «искусственной природе» продолжают действовать все те же естественные законы. И чем более «искусственен» производимый человеком продукт, тем более широкая сфера естественных законов вовлекается в сферу производственной деятельности, а с другой стороны, эти естественные законы используются «не так как в природе».


Во-вторых, в процессе общения человека и природы происходит «очеловечивание» природного предмета. Окружающие вещи становятся общественно значимыми, наделяются целым рядом специфически социальных, культурных характеристик приобретают смысл и значение, становятся воплощением различных способностей и возможностей человека, служат орудием и объектом его потребностей. То есть вещная форма предмета становится носителем его общественного содержания.

Граница между природным и общественным в человеке не совпадает с рубежом между первозданно-естественным и «искусственным», — она проходит в совершенно иной плоскости — в плоскости культуры.

Следующая глава >

Источник: fil.wikireading.ru

Природа является одной из форм бытия. Понятие природы многозначно. Являясь одной из важнейших универсалий культуры, оно отражает эволюцию человеческих представлений о природе, а также развитие естественнонаучных и философских знаний о ней. В настоящее время понятие «природа» используется в трех основных значениях:

iv>

1. все существующее (сущее, бытие);

2. естественная среда обитания человека;

3. сущность вещей.

В онтологии имеет значение выявление предельных оснований природы в первом и во втором значении этого слова. В первом значении понятие «природа» берется в предельно широком смысле, как мир в целом, Универсум во множестве его конкретных проявлений («великое целое» П. Гольбах). Такие универсалии культуры как «мир», «Вселенная», «Космос», «бытие» в этом смысле синонимичны понятию «природа» и охватывают все сущее, включая человека. «Природа» во втором значении берется в более узком смысле и указывает на естественную среду обитания человека. При этом в естествознании такое понимание приобретает конкретно-научный оттенок, а в философии указывает на онтологический смысл: противопоставление «первой природы» (естественной) и «второй природы» (искусственной среды обитания). Разумеется, между «земной» (географической) средой обитания и космической существует взаимосвязь, по-своему аргументируемая наукой и философией. В то же время и «большая» и «малая» природа противостоит человеку и социуму, включая их в себя. Эта генетически-функциональная взаимосвязь отчетливо фиксируется в нестрогих, неявных определениях природы: «Природа – наш общий дом», «Земля – колыбель человечества», «Космос – большая деревня».

Наиболее обстоятельно интеллектуальное осмысление природы в первом смысле происходило в классической философии.


В античной философии понятием «природа» (от греч. physis – природа) обозначался мир в целом (сущее как таковое, «космос»), а также сущность вещей (первооснова). Эти значения дополняли друг друга. Вся естественная среда обитания человека для них была макрокосмосом, а природа человека – микрокосмосом. При этом единство в многообразии сущего связывалось с единой внутренней сущностью вещей (стихии, первоначала, субстанция).

Если мифологическое мировоззрение основывалось на превосходстве сил природы над человеком и ориентировало на подчинение человека природе, то античное мировоззрение ощущало себя в гармонии с окружающим миром, эстетической пропорциональности макрокосма и микрокосма.

В средневековой философии, в связи с общей установкой на превращение философии в служанку теологии, природа разделялась на два вида: природу творящую (т. е. природу Бога) и природу сотворенную. Средневековый человек соединял в себе и естественную природу, и Божественную. В соответствии с эсхатологической логикой средневекового мышления человек должен был заботиться лишь о душе и ее спасении. Что касается сотворенной природы, то она в эту эпоху утрачивает свое значение и переходит в разряд низшего, недостойного внимания вида бытия. Вознесенный Богом над природой человек больше не ощущает себя в гармонии с природой.

>
едуя божественному замыслу и религиозному плану жизни, он больше не интересуется познанием природы и ее технико-экспериментальным освоением, а полностью посвящает себя служению и изучению природы Бога. Особое место в изучении природы Бога в средневековой философии заняла проблема доказательств его бытия. Например, смысл онтологического доказательства бытия Бога, разработанного средневековым схоластом Ансельмом Кентерберийским состоял в следующем. Исходя из предположения о том, что то, более чего нельзя ничего помыслить, «никак не может иметь бытия в одном только разуме», он приходил к выводу, что, следовательно, вне всякого сомнения, нечто, более чего нельзя помыслить, существует как в разуме, так и на деле”, иначе говоря природа творящая является не менее, а более реальной в онтологическом смысле, чем природа сотворенная. В соответствии с тысячелетним умонастроением картина природы средневековья писалась красками и символами Священного Писания. Символизм был формой представления теологического знания. Природные вещи трактовались как знаки, смысл которых расшифровывался лишь в контексте божественной онтологии.

Начиная с эпохи Возрождения человек приступает к активному овладению природой. Возрождая античные идеалы, в том числе и представления о гармонии с космосом, человек Возрождения понимает эту гармонию по-своему, во взаимосвязи со своими потребностями. Почувствовав себя творцом, человек стал пересотворять природу по своему замыслу. Эта установка на господство над природой окончательно утверждается в мировоззрении Нового времени.


В философии и науке Нового времени различные части мира в целом оказываются и объектом, и предметом специального, конкретно-научного, в том числе и экспериментального изучения. В этой связи формируются трактовки природы как универсума,множества возможных и бесконечных миров,а космоса как Вселенной. Из «физики» природа превращается в «натуру» (от лат. natura – природа), т. е. в объект естествознания. Экспериментальная наука и математическое естествознание настойчиво и систематически изучали «книгу природы», создавая научную картину мира. Философия природы этого периода (натурфилософия) стремилась идти в ногу с наукой. Онаучиваясь и опираясь на авторитет науки, она приняла научную установку на утилитарно-прагматическое отношение к природе, заложив тем самым идейные установки современной техногенной культуры. Как известно, научно-практическое освоение природы образует фундамент человеческой цивилизации и является источником многих, и в первую очередь экологических, глобальных проблем.

Таким образом, можно выделить различные типы отношения человека к природе в истории науки и философии.

 

отношения человека и природы

Мифология Подчинение человека природе
Античность Гармония человека с природой, микро- и макрокосма
Средневековье Человек – единство сотворенного и божественного
Возрождение, Новое время и Просвещение Господство человека над природой
XX–XXI вв. Коэволюция человека и природы, диалог с ней

 

Классическая научная картина мира природы базируется на принципах объективности, рациональности, истинности, линейного детерминизма. Природа воспринималась с позиций механико-материалистических взглядов, как естественно-упорядоченный механизм, конечный и закрытый.

Неклассическая наука, начиная со второй половины XX в. смотрит на мир как на сложную саморазвивающуюся, открытую систему, как на внутренне многоуровневое и структурированное на подсистемы целое, образующее благодаря обратным связям динамическое единство.

Современное научное мышление опирается в своих представлениях о природе на синергетический подход (Г. Хакен, И. Пригожин, В.Г. Буданов, В.П. Бранский и др.), связанный с акцентированным вниманием к процессам неустойчивости, нелинейности, состояниям динамического хаоса, порождающим определенный порядок или организацию. Новое понимание развития природы связано с концепцией динамического хаоса, раскрывающего механизмы становления новых уровней организации, когда случайные флуктуации в состоянии неустойчивости приводят к возникновению новых структур.


ыми словами, синергетика дополняет исследования целого с точки зрения его структур и элементов выявлением интегральных характеристик целого. Синергетика воспринимает природу как сложную систему, находящуюся в состоянии постоянного изменения, неустойчивости. Язык синергетики предполагает переоценку и переосмысление понятий времени, обратимости, линейности, детерминизма, вероятности и др. Подробнее о синергетике см. тему 3.1.

Естественная и искусственная среда обитания.

В узком смысле (или во втором значении) под природой понимают среду обитания и подразделяют ее на естественную и искусственную. Уже в античности философы различали процессы естественные, независимые от человека (космические силы, законы) и искусственные («технэ» – искусство, ремесло), связанные со способностями человека (Аристотель).

В связи с развитием естественных и общественных наук складывается различение первой, но уже не божественной, а естественной природы (географическая среда), и второй, искусственной, социальной, общественной природы (антропо-, социо, техносфера). Природа как естественная среда является относительно самостоятельной формой бытия, находящейся в одном ряду с бытием человека, общества, духовной культуры.

В современной онтологии природа рассматривается как часть гео- и биосферы, вовлеченной в орбиту человеческой деятельности.


Марксизм рассматривает природную среду как условие жизнедеятельности общества. Общество связано с природой материальным производством, которое зависит как от природных богатств (нефть, газ, каменный уголь и др.), так и от уровня развития производительных сил и производственных отношений. Результатом преобразующей, научно-технической деятельности человека является т. н. «неорганическое тело цивилизации» или «вторая природа» – все то, что включается в понятие «блага цивилизации».

Само собой разумеется, что общество взаимодействует не со всей природой как универсумом (Миром, вселенной), а с определенной ее частью, расширяющейся по мере социального прогресса человечества, в первую очередь, — развития его производительных сил. Обращающаяся вокруг Солнца планета Земля — колыбель, дом, поле деятельности человечества. Мы все, как образно сказал Сент-Экзюпери, уносимся вдаль на одной и той же планете — мы экипаж одного корабля. Земное природное окружение человеческого общества, ту часть географической, или ландшафтной оболочки (поверхность Земли, гидросфера, а также прилегающие слои атмосферы и земной коры), с которой общество связано в своей жизни и производительной деятельности, называют географической средой. Слово "среда" подчеркивает, что это среда жизнедеятельности человечества, а слово "географическая" указывает на пространственную ограниченность данной среды географической оболочкой.

Ныне не все еще в географической оболочке стало средой человеческого общества, и освоение ее явлений не завершено, продолжается процесс включения их (по объему и содержанию) в среду непосредственного взаимодействия общества с природой. В то же время уже сейчас начато практическое использование космического пространства. Первый космический полет Ю.А. Гагарина положил начало эпохе непосредственного проникновения человека в космос. Вывод в космос искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей, автоматических межпланетных аппаратов, орбитальных станций становится систематическим. Средства космонавтики используются для прогнозирования погоды и создания уникальных систем связи, для геологической разведки и картографических съемок, для экспериментов по космической технологии. Будущее человеческой цивилизации будет все более тесно увязано с освоением космического пространства, организацией орбитальных заводов, энергофабрик и околопланетных поселений. А это показывает, что человечество, осваивая космос, в своем взаимодействии с природой выходит за пределы географической оболочки. Отмеченное является одним из аргументов в пользу понятия "природная среда" для обозначения сферы непосредственного взаимодействия общества с природой. Уже на современном этапе развития общества его природная среда по объему и содержанию полностью включает географическую среду, а также некоторые стороны освоения околосолнечного пространства и проникновения в глубинные слои земной коры.

Что касается практической стороны взаимодействия системы "человечество — природная среда", то суть ее сегодня и на перспективу состоит в преодолении экологического кризиса, порождаемого катастрофическим по своим последствиям вторжением человека в биосферу. А оно сопровождается загрязнением атмосферы, почвы, водных бассейнов отходами производства и функционирования военно-промышленного комплекса. Масштабы загрязнения таковы: современное производство, взяв от природы 100 единиц вещества, использует 3-4, а 96 единиц выбрасывает в окружающую среду в виде отравляющих веществ и других вредоносных для природы отходов. Трагедия Чернобыля с особой силой высветила необходимость неотложных мер по сохранению природной среды.

Экологические ценности современной цивилизации. Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа» и перспективы человечества

Во взаимоотношениях общества и природы основополагающую роль должны играть экологические императивы и принцип коэволюции, т. е. совместного развития человека и биосферы. Автором концепции коэволюции природы и общества является выдающийся русский ученый XX в. Н. Тимофеев-Ресовский. Понятие коэволюции определяет стратегию взаимодействия природы и общества в русле концепции глобального (универсального) эволюционизма (Н. Моисеев, Э. Янч).

Данная концепция универсального эволюционизма является междисциплинарным проектом по выработке общей картины единого процесса развития природы и общества.Универсальный эволюционизм представляет собой синтез идеи эволюции с идеями системного подхода. Поэтому взаимосвязь и развитие неживой, живой и социальной материи рассматривается как самоорганизующийся процесс, а сама эволюция предстает в качестве перехода от одного типа самоорганизующейся системы к другому.

Универсальный эволюционизм лежит в основе современной общенаучной картины мира и опирается на основные теории XX в.:

· теорию нестационарной Вселенной (утвердившей идеи эволюции в неорганической природе);

· синергетику как учение о самоорганизации в живых и неживых системах;

· теорию биологической эволюции и развития, включая концепции биосферы и ноосферы.

Универсальный эволюционизм позволяет рассматривать человека как объект космической эволюции, закономерный и естественный этап в развитии нашей Вселенной, ответственный за состояние мира, в котором живет человек. Жизнь у Вернадского предстает как целостный эволюционный процесс (физический, химический, биологический), включенный в космическую эволюцию. От того, как человек будет строить свои взаимоотношения с миром, зависит его будущее.

Поэтому проблемы коэволюции человека и биосферы включают не только изменение биосферы в человеческих интересах, но и изменение самого человека, его мировоззрения, выработку согласованного характера эволюции человеческого общества, его производительных сил с объективным развитием природы.

Идея коэволюции, или согласованного развития человека и биосферы оказала серьезное влияние на современную естественнонаучную и социогуманитарную мысль, оказалась включенной в практику государственного управления в процессе разработки концепции устойчивого развития. Понятие «устойчивое развитие»стало широко применяться в научном и политическом лексиконе после публикации Международной комиссией ООН по окружающей среде и развитию (комиссия Г.Х. Брундтланд) доклада «Наше общее будущее» (1987 г.). В нем оно определялось как такое развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей настоящего поколения без угрозы благосостоянию будущих поколений.

Главная цель новой стратегии – обеспечить выживание человечества путем преодоления внутри-социальной напряженности и конфликтности и сбалансированного социоприродного взаимодействия. Основной задачей устойчивого развития является достижение согласования социально-экономического развития и сохранения окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущих поколений с учетом демографического роста. Исходя из этого, устойчивое развитие предполагает такую социально-экономическую модель в XXI веке, которая способна удовлетворить потребности ныне живущих поколений и заложить благоприятные перспективы для будущих поколений.

В принятом мировым сообществом документе "Повестка дня на XXI век" обозначена программа действий для решения проблем устойчивого развития. Основные установки новой стратегии сводятся к следующим положениям:

· в центре внимания экономической и социальной политики должны находиться люди, чье право на здоровую, плодотворную жизнь в гармонии с природой имеет приоритетное значение;

· задачи сохранения окружающей среды и экономического развития должны решаться неразрывно;

· все народы имеют право на развитие при сохранении качества окружающей среды как в настоящем, так и в будущем;

· государства должны нести ответственность за свою деятельность, наносящую ущерб окружающей среде других стран;

· государства должны заменить модели производства и потребления, не способствующие устойчивому развитию.

Состоявшийся в августе-сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге Всемирный саммит на высшем уровне еще раз привлек внимание мировой общественности к концепции устойчивого (букв. с англ. – поддерживающего) развития, предложенной еще на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) в качестве новой модели динамики цивилизации.

Философия природы в наши дни как бы возвращает себе статус новой фундаментальной онтологии, особенно в связи с осмыслением глобальных проблем современности, в частности, проблем, связанных с кризисными состояниями разнообразных аспектов взаимодействия современного общества и природной среды.

Источник: studopedia.info

Тема 2. Общество и природа

Естественной основой жизни общества является приро­да. Природу составляют: земная кора (литосфера), воды Мирового океана, озер, рек, ледники (гидросфера), нижние слои атмосферы (тропосфера), а также все живые организ­мы, обитающие в этих геофизических сферах. Все эти со­ставные части природы, проникая одна в другую, тесно свя­заны между собой взаимным обменом веществ и энергии и представляют собой единую саморазвивающуюся систему.

В широком смысле слова под природой понимается весь окружающий нас мир в бесконечном многообразии его форм и проявлений. В этом значении природа выступает как сино­ним понятия «Вселенная».

В узком же смысле слова — в соот­ношении с понятием «общество» — под природой понимают весь материальный мир за исключением общества. Иными словами, это совокупность естественных условий существова­ния человеческого общества.

Общество как обособившаяся в процессе совместной жизнедеятельности людей часть приро­ды неразрывно с ней связано. Следует иметь в виду, что поня­тие «природа» употребляется для обозначения не только есте­ственных, но и созданных человеком материальных условий его существования — «второй природы», в той или иной мере преобразованной и созданной человеком.

Природа — среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами. Первоначально чело­век и человеческие сообщества были неотъемлемой частью природного мира. В процессе развития общество обособилось от природы, но сохранило тесную связь с ней. В древности люди полностью зависели от окружающего мира и не претендовали на господствующую роль на земле. В самых ранних религиях провозглашалось единство человека, животных, растений, явлений природы — люди верили, что все в природе обладает душой и связано родственными отношениями. Так, на­пример, от погоды зависела удача на охоте, собранный урожай, успех рыбной ловли, а в конечном счете — жизнь и смерть человека, благосостояние его племени.

Постепенно люди стали изменять окружающий мир для своих хозяйственных нужд — выру­бать леса, орошать пустыни, разводить домашних животных, строить города. Была создана как бы еще одна природа — особый мир, в котором живет человечество и который имеет свои правила и законы. Если одни люди старались, максимально используя окружающие условия, приспосаб­ливаться к ним, то другие преобразовывали, приспосабливали природу к своим потребностям.

В современной науке прочно утвердилось понятие окружающая среда. Ученые выделяют в ней два вида среды — естественную и искусственную. Собственно природа составляет первую, есте­ственную среду обитания, от которой человек зависел всегда. В процессе развития человеческого общества возрастает роль и значение так называемой искусственной среды, «второй природы», которую составляют объекты, созданные с участием человека. Это растения и животные, выведен­ные благодаря современным научным возможностям, природа, преобразованная усилиями людей. Сегодня на земле практически не осталось мест, где человек не оставил бы своего следа, не изме­нил бы что-либо своим вмешательством.

Выделение человека из мира природы знаменовало рож­дение качественно нового материального единства, ибо, как известно, человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

На первых порах противоречие между обществом и приро­дой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа органически взаимосвязаны, поскольку природа есть естественное условие существования людей. Все природные и общественные систе­мы являются динамическими или изменяющимися со временем.

Общество встало в противоречие с при­родой в двух отношениях:

— во-первых, как социальная действительность, оно есть нечто иное, чем сама природа;

— во-вторых, оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

Взаимодей­ствие общества и природы не бесконфликтное, оно порождает большое количество противоречий.

Источник: studopedia.ru


Adblock
detector