АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 4 (34) 2015. с. 5-13. Науки о Земле

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА*

Михаил Михайлович Бринчук Заведующий сектором эколого-правовых исследований Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

[email protected]

Человек, природа, Вселенная, космос, общество, наука, философия, христианство, Бог.

Статья посвящена человеку как природно-социальному существу. Показан вселенский масштаб связи человека с природой. Раскрывается понятие человека в науке и философии. Сущность человека в христианстве.

MAN AND NATURE

Mikhail Mikhailovich Brinchuk Institute of State and law, Russian academy of sciences

Man, nature, the Universe, space, society, science, philosophy, Christianity, God.

The article is devoted to the man as a natural and social creature. It shows the Universe scale of communication of man and nature. Expands the notion of man in science and philosophy. The essence of man in Christianity.


Человек не только органично связывает природу и общество — эти две сложнейшие живые, открытые системы, но и сам играет важнейшую роль в обеспечении их взаимосвязи и взаимодействия, в доступной ему мере определяет их качество со стороны общества. Как говорится в пословице, «дела делаются не людьми, а человеком».

Человек — природно-социальное существо

В контексте природного и общественного принципиально важно видеть и осознавать природно-социальную сущность человека1.

Природная составляющая сущности человека представляется, с одной стороны, простой. Природа есть мать человека, как и всего живого — как и бабочки, и василька. Мы, живые существа, — дети природы и ее органическая часть2. От других живых видов человек отличается только тем, что он — существо более сложное по своей сущности — природно-социальное. А как биологическое существо он — естественная часть природы, или, как писал блаженный Августин, «частица созданий Божьих» 3 , отличающееся от других лишь

* Подготовлено при информационной поддержке СПС КонсультантПлюс.

1 В философии и науке в зависимости от задач и интересов исследования называются и разные другие сущности человека, касающиеся его социального статуса. Так, Аристотель писал, что «человек, по природе своей, -существо политическое» (Аристотель. Политика. I, 1, 9, 1253а 16). Академик В.С. Нерсесянц (1938-2005) подчеркивал, что по аналогии с аристотелевским положением, «человек, по природе своей, — существо правовое». — См.: Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник. М.: НОРМА, 1997. С. 40.


2 Обратим внимание в этом контексте на одну особую характеристику человека как природного существа. Применительно ко многим выдающимся личностям — художникам, композиторам, писателям, ученым — говорят о природном даре, о мастере от Бога, о таланте от Бога…….

3 См.: Блаженный Августин Гиппонский. Исповедь. Пер. с лат. М. Сергиенко. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. С. 11.

видовыми характеристиками, но живущее в части удовлетворения физиологических потребностей по естественным законам.

Свои суждения о месте человека в природе веками высказывали ученые разных направлений науки. Так, философы считают общепризнанной позицию о том, что человек является частью природы. Ф. Энгельс писал, что мы всей «нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее»4 «Человек в силу своей телесной организации есть часть природы. Физическая и духовная жизнь его неразрывно связана с природой, это означает, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы»5.

Академик Н.Н. Моисеев (1917-2000), представитель точных наук, философ и эколог, по этому поводу писал: «Человек порожден биосферой, является ее составной частью и во всяком случае в обозримом будущем жизнь человечества — не отдельных людей в космических кораблях или на космических станциях, а человечества как биологического вида homo sapiens — вне земной биосферы представляется бессмысленной и вредной утопией»6.


Нам особенно интересна позиция теоретиков государства и права по исследуемому вопросу. Они уверенно считают: «Человек представляет собой неотъемлемую часть природы, проявляющуюся в его биологических, физических, физиологических и психических процессах… Благодаря своим биологическим особенностям человек в ходе длительной эволюции существенно преобразовал себя, создав качественно новое, неизвестное природе состояние — человеческое общество»7.

Профессор В.Д. Попков указывает на то, что «общество неразрывно связано с природой, они пребывают друг с другом в диалектическом единстве. Само общество возникло в процессе эволюции биосферы. Человек включен в природу, он частица

природы. Природа служит человеку, является непосредственным жизненным средством для

8

человека» .

Об особенностях положения человека как природного существа в контексте исследования здорового общества писал Э. Фромм (1900-1980), немецко-американский социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик. Отмечая, что по своему физическому строению и физиологическим функциям человек принадлежит к миру животных. При этом жизнь животного «проживается» по биологическим законам природы; оно остается частью природы и никогда не выходит за ее пределы. У животного нет морального сознания, нет самосознания и осознания своего существования; у него нет разума, если понимать под разумом способность проникать в глубь явлений, воспринимаемых чувствами, и постигать суть, скрытую за поверхностью. Поэтому у животного нет представления об истине, хотя может быть представление о том, что для него полезно.


Животное существует в гармонии с природой. Самосознание, разум и воображение, которыми обладает человек, разрушили «гармонию», свойственную животному существованию. Их появление превратило человека в аномалию, в причуду мироздания. Человек — часть природы, он подчинен ее физическим законам и не может изменить их, но тем не менее он выше остальной природы. Человек, будучи частью целого, оказывается отделенным от него; он бездомен — и в то же время прикован цепями к дому, общему для него со всеми живыми существами. Заброшенный в этот мир в случайном месте и в случайное время, он изгоняется из него опять -таки по воле случая. Обладая самосознанием, он сознает собственное бессилие и ограниченность своего существования. Он предвидит собственный конец — смерть. Человек никогда не бывает свободен от двойственности

4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20. С.496.

5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42. С.92.

6 Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. С.70.

7 Общая теория права. Под редакцией проф. А.С. Пиголкина. М.: МГТУ им. Н.Баумана. С.128.

8 Попков В.Д. Единство природы и общества //Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. проф. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 1996. С.159.)


своего существования: он не может освободиться от разума, даже если бы он этого захотел; он не может освободиться от своего тела, пока он жив, — а тело заставляет его хотеть жить.

Разум — благословение человека, пишет Фромм, — оказывается в то же время его проклятием; он заставляет человека вечно искать решение неразрешимой дихотомии9. В этом отношении жизнь человека отличается от существования всех других живых существ; она протекает в условиях постоянной и неизбежной неуравновешенности. Человеческую жизнь нельзя прожить путем простого повторения образцов поведения, свойственных виду; человек должен жить сам. Он — единственное животное, которое может тосковать, может чувствовать себя изгнанным из рая; единственное животное, считающее собственное существование проблемой, которую ему надо решить и от которой не уйти. Он не может вернуться к предчеловеческому состоянию гармонии с природой; человеку придется продолжать развивать свой разум, прежде чем он сможет стать хозяином природы и самого себя.

Однако как в онтогенетическом 10, так и в филогенетическом 11 планах рождение человека, — по убеждению Э. Фромма, — явление в основном негативное. Человеку недостает инстинктивного приспособления к природе, ему не хватает физической силы, при рождении он наиболее беспомощное из всех животных и нуждается в защите гораздо дольше, чем любое из них. Утратив единство с природой, он не приобрел нового способа существования вне ее.
о разум пребывает в зачаточном состоянии, у него нет ни знания природных процессов, ни инструментов для замены утраченных инстинктов; он живет, разделившись на небольшие группы, не понимая ни себя, ни других; воистину, в библейском мифе о Рае ситуация изображена с предельной ясностью: человек, живущий в садах Эдема в полной гармонии с природой, но не осознающий себя, начинает свою историю первым актом свободы — неповиновением воле Всевышнего. Этому сопутствует осознание им самого себя, своей обособленности и беспомощности; Бог изгоняет его из Рая, и два херувима с огненными мечами преграждают ему путь назад12.

Э. Фромм же обращает внимание на следующую особенность природности человека: «Простейшие природные узы — узы, связывающие ребенка с матерью. Ребенок начинает жизнь в лоне матери и находится там гораздо дольше, чем детеныши большинства животных. Даже после рождения ребенок остается физически беспомощным и полностью зависит от матери. Этот период беспомощности и зависимости продолжается опять -таки намного дольше, чем у любого из животных. В первые годы жизни ребенка не происходит еще полного отделения его от матери. От нее зависит удовлетворение всех его физиологических потребностей, а также жизненно важной потребности в тепле и любви; мать не только рожает ребенка, она продолжает давать ему жизнь»13.

Именно в силу природно-социальной сущности человека в такой существенной характеристике природности ребенка с Э. Фроммом можно согласиться частично. В современном обществе еще до своего рождения ребенок оказывается в системе социальных связей. Он, как и его мать, во многих современных государствах получает тот минимум социальной защиты, который необходим для благополучного рождения и здорового развития.


В процессе всей своей жизни человек объективно проявляет свои природные качества, как и, будучи в социальных отношениях, связи с другими людьми, социальные качества. Э.

9 Дихотомия (греч. «надвое» + «деление») — раздвоенность, последовательное деление на две части, не связанные между собой.

10 Онтогенетический, онтогенез (греч. on, ontos — род, сущее; genesis — происхождение, возникновение) — совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от рождения до конца жизни.

11 Филогенетический, филогенез (греч. philos — род, племя; genesis — происхождение, возникновение) — процесс исторического развития всего мира организмов, их видов, родов и т.д.

12 Фромм Эрих. Здоровое общество. М.: Транзиткнига, 2005. С. 29-32.

См. также: URL: http://flibusta.net/b/201199/read (дата последнего обращения — 11.09.2012 г.).

13 Там же. С. 49.

Фромм говорит о вечном поиске решения неразрешимой дихотомии. Представляется, что он преувеличивает эту потребность человека. Человек как член общества себе равных мало думает о своих природных качествах и особенностях, почти забывая о них пока сами жизненные обстоятельства не напоминают ему об этом.

Как правильно пишут теоретики права, «человеческое общество состоит из конкретных людей, находящихся в системе многообразных связей — общественных отношений, в которые они вступают в процессе производства и распределения материальных благ, а также участвуя в политической, культурной и иных сферах социального бытия. Вне этих связей и


" 14

отношений конкретный индивид предстает как человек, то есть живое существо» .

В дихотомическом контексте важно подчеркнуть, что человек как природное существо всегда живет по законам природы, как социальное — по правилам, устанавливаемым самим человеком, находящимся в связях с другими людьми в обществе. Эти правила выражаются в нормах религии, морали, нравственности, права, являющимися социальными регуляторами.

Как существо социальное человек организует свое социальное бытие по общественным нормам, которые для сохранения человека как биологического вида и социального существа должны быть согласованными с законами природы. Как существо, обладающее разумом и способностью проявлять волю, что отличает человека от других живых видов, он ответствен за то, чтобы своей деятельностью не причинить вреда другим видам, своим собратьям, посредством изменения естественных условий их обитания или чрезмерного использования.

Именно обладание разумом, качеством, в природе выделившим человека из животного мира, послужило человеку главным ресурсом его развития в направлении к человеку социальному.

Социальное развитие человека как представителя общества способствует решению многих важных для него социальных задач, наиболее существенная из которых — качество жизни.


Вселенский масштаб связи человека с природой

Констатируя постоянную органическую связь человека с природой, важно подчеркнуть вселенский масштаб этой его связи, к различным проявлениям которой в этой работе мы будем не раз обращаться. Как пишет философ А.Г. Спиркин (1918-2004), наряду с социальными измерениями человека «можно говорить и о его космическом измерении: мы существуем именно такими потому, что такова Вселенная. Вселенная такова, какова она есть, какой она создана. Мы существуем в ней — на планете Земля, а она — часть мироздания. Космос был задуман с учетом зарождения и существования человека. И условия бытия как бы приготовлены для живого на Земле и человека как его вершины.

Кто из нас не чувствует слиянность с природой, потаенный смысл природных стихий?! Мы ежесекундно испытываем ощущение единства нашего бытия и космической беспредельности. Человек не может рассматривать себя как существо, свободное от отношений, царящих в природе: ведь сам он есть и природное существо — его социальная сущность не снимает его природного начала.

Человек, как и любое живое существо, имеет свою среду обитания, которая своеобразно преломляется в нем во взаимодействии всех его составляющих. В последнее время в науках о человеке все более начинает осознаваться факт влияния среды на состояние организма, психики, которое определяет чувство комфорта или дискомфорта.


Философское осмысление человека было бы существенно неполным без рассмотрения его в системе "человек — Вселенная".

Наша жизнь в большей мере, чем мы думаем, зависит от явлений природы. Мы живем на планете, в глубинах которой постоянно протекает, порой катастрофически, множество

14 Общая теория права. Под редакцией проф. А.С. Пиголкина. М.: МГТУ им. Н.Баумана. С.128.

8

еще не известных, но влияющих на нас процессов, а сама она, как своего рода песчинка, несется в своих круговых движениях в космических безднах»15.

О космических связях, корнях и будущем человека писали в истории многие. Так, Е.И. Рерих, которую авторы монографии «Духовно-экологическая цивилизация …» называют как еще не до конца оцененный выдающийся отечественный мыслитель, о месте человека в Космосе и его миссии на Земле писала: «… Отделить себя от всего человечества и от Космоса мы не можем. Истинно, Космос в нас и мы в нем. Но лишь осознание этого единства дает нам возможность приобщиться к полноте такого существования. Основные вопросы смысла нашего существования давно решены, но люди не хотят их принять, ибо никто не хочет нести ОТВЕТСТВЕННОСТИ за каждую мысль свою, за каждое слово и поступок. Так приходим мы сюда, на Землю, пока не выполним принятой на себя ответственности -усовершенствованием себя усовершенствуем и Землю, и все окружающие ее сферы. Окончив совершенствование земное, перейдем на следующую ступень продвижения по лестнице беспредельного совершенствования»16.

В космическом аспекте описывает место своих соотечественников в природе и отношение к ней в древние времена индеец в штате Нью -Мексико (США) в беседе с автором книги «Божественная матрица»:

«Когда-то в незапамятные времена мир был совсем другим. Людей было меньше, и они жили ближе к земле. Люди знали язык дождя, растений и Великого Создателя. Они знали, что жизнь священна и происходит от Матери Земли и Небесного Отца, и даже умели разговаривать с обитателями неба и звезд. Да, в то время мир пребывал в гармонии и люди были счастливы.

А потом что-то произошло. Никто не знает, отчего люди стали забывать, кто они такие. Они потеряли связь друг с другом, с землей и даже со своим Создателем и бесцельно блуждали по жизни. Обособившись, люди решили: чтобы выжить, они должны воевать за свое место на земле и защищаться от тех самых сил, что давали им жизнь и указывали путь к гармонии и истине. И они стали тратить всю свою энергию на то, чтобы бороться с окружающей их природой.

Но хотя люди и забыли, кто они такие, некоторые из них все же сохранили дар предков, — продолжал индеец. — В них продолжала жить память. В ночных видениях к ним возвращалось знание о том, что они способны одним своим намерением исцелять любые болезни, вызывать дождь и говорить с умершими. И им было ведомо, что однажды они смогут вновь обрести себя.

Остальные же стали создавать во внешнем мире вещи, заменяющие им собственные утерянные способности. Со временем они даже изобрели аппараты для лечения своего организма, химические средства для культивации растений и провода для общения на расстоянии. Но чем больше вокруг них было вещей, которые, казалось, должны были бы приносить им счастье, тем суетливей становилась их жизнь и тем дальше они удалялись от своей истинной природы»17. В этом контексте автор книги правильно пишет: «По-видимому, чем больше мы разрываем свою естественную связь с землей, собственным телом, окружающими и Богом, тем больше опустошаем себя. И тогда мы спешим заполнить внутренний вакуум вещами»18.

Особое значение видения вселенского масштаба связи человека с природой в философии и науке в целом, теологии, эзотерике для исследования законов природы и общества, в частности, с методологической точки зрения. Методологически крайне важно то,

15 См.: Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М. : ГАРДАРИКИ, 2008. С. 130-131.

16 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. Новосибирск, 1993. С. 58.

Цит. по: Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Монография. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2001.

17 Брейден Грег. Божественная матрица. Время, пространство и сила сознания. Пер. с англ. М.: София, 2009. С. 33-34.

18 Там же. С. 34.

что современными российскими философами человек исследуется как стратегический ресурс для перехода к духовно-экологической модели развития. В этом контексте человек понимается как духовно-космический деятель, имеющий не только безграничные возможности для роста сознания и духа и актуализации резервов своей телесно -физиологической организации, но и несущий нравственную ответственность за эволюционные процессы на Земле и в Космосе. Человек — это ключевая сила мирового бытия, духовно-материальная сила19.

Понятие человека в науке и философии

Человек как явление природы, естественной истории является объектом исследования самостоятельной науки — антропологии (отгреч. anthropos — человек и logos — учение), а также предметом ряда институтов общества: философии, науки, религии.

Экологический энциклопедический словарь определяет человека следующим образом. Он — один из видов крупных теплокровных млекопитающих. Принципиально отличается от всех других животных способностью накапливать и передавать друг другу и новым поколениям внегенетическую информацию в форме культурного наследия. Возникновение цивилизации и культуры, передающейся и накапливающейся из поколения в поколение в процессе обучения и не содержащейся в генетической программе, является уникальным свойством, присущим человеку. Только человек использует это для увеличения своей конкурентоспособности и изменения условий окружающей среды20. В общем — достойный продукт материалистической науки.

Более существенные характеристики человека называет википедия: человек разумный (лат. Homo sapiens, в биологии — вид рода люди (Homo)) из семейства гоминид21 в отряде приматов, единственный живущий в настоящее время. От современных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается значительной степенью развития материальной культуры (включая изготовление и использование орудий), способностью к членораздельной речи и абстрактному мышлению. Человек, как биологический вид — предмет исследования физической антропологии. Природа и сущность человека является предметом как философского, так и религиозного диспута22.

По мнению В.И. Даля, человек — каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью23.

В философии человек — фундаментальная категория, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения человека состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку человек — это всегда одновременно микрокосм 24, микротеос 25 и микросоциум 26 . Тем самым философское постижение человека всегда разворачивается не просто через реконструкцию его

19 См.: Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Монография. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2001. С. 25-26.

20 См.: Экологический энциклопедический словарь. М.: Изд. Дом «Ноосфера», 2002. С. 735.

21 Гоминиды (также известные как большие человекообразные обезьяны) -семейство наиболее прогрессивных приматов, включающее в том числе и людей.

22 См.: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Человек_разумный (дата последнего обращения — 06.03.2012 г.).

23 Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля // URL: Ыф:/Моуаг1.уаМех.га/Толковый словарь Даля/ (дата последнего обращения — 06.03.2012 г.).

24 Микрокосм или микрокосмос (от греч. щкро^, малый, и от греч. косцов, порядок, мир, вселенная) — в античной натурфилософии понимание человека как вселенной (макрокосм) в миниатюре. См.: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Микрокосм (дата последнего обращения — 21.11.2013 г.).

25 Микротеос (малый бог) — в религиозно-философских учениях — человек как существо, сотворенное по образу и подобию Бога; личность. — См.: Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999.

26 Микросоциум — ближайшее окружение социальное человека — его семья, близкие, друзья, товарищи, приятели, знакомые, соседи, коллеги по работе.

сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, человеческого мира, где «человек — это в известном смысле все» (Шелер)27.

Представленная здесь видным философом сущность человека — быть всегда одновременно микрокосмом, микротеосом и микросоциумом — имеет существенное методологическое значение в целом, для данной работы — особенно. В контексте функционирования законов природы к этому вопросу мы будем возвращаться неоднократно.

Вопросом: что же такое человек?, задается и философ А.Г. Спиркин. На первый взгляд, этот вопрос, пишет он, кажется до смешного простым, на самом деле он оказывается самым сложным объектом познания*. Хотя многое в человеке уже осмысленно (и конкретно -научно, и философски), еще немало остается загадочного и невыясненного в самой его сущности (имеется в виду сущность глубинного порядка). Это и понятно: человек — это вселенная во Вселенной. И в нем не меньше тайн, чем в мироздании. К отличительным сущностным признакам человека он относит сознание и способность мышления, труд. Другими признаками он называет культуру, социальность. Человек есть воплощенный дух и одухотворенная телесность, духовно -материальное существо, обладающее разумом28.

Как и Э. Фромм, цитированный выше, А.Г. Спиркин ребенка «использует» для характеристики природности человека и его трансформации в природное существо. «Ребенок появляется на свет как человеческое существо, которому еще нужно научиться стать человеком. Все, чем он обладает, чем отличается от животных, является результатом его жизни в обществе. Вне общества ребенок не становится человеком. Как утверждает А.Г. Спиркин, известны случаи, когда в силу несчастных обстоятельств совсем маленькие дети попадали к животным. В той среде они не овладели ни прямой походной, ни членораздельной речью, а произносимые ими звуки походили на звуки тех животных, среди которых они жили. Их мышление оказалось столь примитивным, что о нем можно говорить лишь с известной долей условности. Это яркий пример того, что человек в собственном

29

смысле слова есть существо социальное» .

Это тонкое и глубокое суждение философа А.Г. Спиркина — человек в собственном смысле слова есть существо социальное — верно только с точки зрения результата его развития, эволюции. Вне социальных условий жизни человек как вид животного не стал бы человеком. Но при этом искажается сущность человека, которая никогда не изменяется -быть биологическим существом. Наряду с социальными признаками, человек всегда сохраняет свои природные качества. Об этом же пишет и сам А.Г. Спиркин: человек — всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум.

Сущность человека в христианстве

Для религии, в частности, христианства, человек — это один из двух основных предметов. Позиции религии и науки по вопросу о человеке в природе, точнее сказать, во Вселенной в корне расходятся. Это расхождение, имеющее существенное значение и для данного исследования, можно видеть по двум основаниям. Первое касается происхождения человека, второе — о существе жизни человека и о ее конце. Для религии человек является творением Божьим. Творение Богом человека описано в Библии:

27 Новейший философский словарь. 3-е изд., исправл. Мн.: Книжный Дом. 2003. 1280 с. // http://slovari.yandex.ru/ Макс Шелер (1874-1928) — немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии.

* Представляется, что не более сложным объектом познания, чем Вселенная, Космос. Важно при этом подчеркнуть то обстоятельство, что эти объекты — человек и Вселенная — всегда находятся в динамичной взаимосвязи, обстоятельство, которое может облегчить познание того и другого.

28 См.: Спиркин А.Г. Цит. соч. С. 114-115.

29 Там же. С. 117-119.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу;

30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой30.

Теологическая позиция природы человека в христианстве ярко выражена виднейшим православным писателем XIX века святителем Игнатием Брянчаниновым (1807-1867). В своей книге «Слово о человеке» на основе «мнений предшествовавших ему знаменитейших Святых Отцов о предметах Христианского Богословия» он пишет: «…из видимого и невидимого естества Бог Своими руками сотворил человека по образу Своему и подобию; из земли Он образовал тело, а душу, разумом и умом одаренную, сообщил человеку Своим вдуновением… Тело и душа созданы вместе. Бог сотворил человека непорочным, правым, любящим добро, чуждым печали и забот, сияющим всеми совершенствами, преизобилующим всеми благами, как бы некий второй мир — в великом малый, как другого Ангела, поклоняющегося Богу; сотворил смешанным из двух природ, созерцателем твари видимой, таинником твари, умом постигаемой, царем всего, что на земле, подчиненным Верховному Царю, земным и небесным, временным и бессмертным, видимым и постижимым для одного ума, как нечто среднее между великим и низким; — сотворил духом и вместе плотию, духом для принятия благодати, плотию в предупреждение гордости, — духом для того, чтоб он твердо стоял и прославлял своего Благодетеля, — плотию для того, чтоб подвергался страданиям, и, страдая, не забывал себя и вразумлялся, если бы вздумал превозноситься своим величием; сотворил животным, поставленным здесь, то есть, в настоящей жизни, и переселяемым в другое место, то есть, в будущую вечную жизнь, и — что составляет верх тайны — существом, обожаемым за свое прилепление к Богу, и обожаемым по причастию Божественного озарения, а не претворяемым в Божию Сущность»31.

Тайна — человек — отверзается в степени, доступной и нужной для нас, вочеловечившимся Богом, Господом нашим Иисусом Христом, в Нем же суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна (Кол. 2, 3). Приобретаемое при посредстве Божественного откровения познание о человеке все еще остается относительным: относительным к ограниченности постижения нашего, относительным к существенной нужде нашей в познании. Бог дарует нам самовоззрение и самопознание, необходимые для покаяния, для спасения, или, что то же, для вечного блаженства нашего; но основная причина создания человека, существенное условие бытия его, самое существо его ведомы единому Богу. Действия неограниченного Творца не могут быть объяснены со всею точностию тварям, хотя и разумным, ни постигнуты ими. Полное и совершенное познание всех тварей имеет один

30 См.: Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Изд. Московской патриархии, 1979. С. 6.

31 См.: Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке. Избранные творения. СПб: Приход святителя Игнатия Брянчанинова, 2011. С. 47-48.

Творец их, Бог. Это познание отличается от познания, свойственного и возможного нам, различием бесконечным32.

Святитель Игнатий Брянчанинов назвал главные качества сущности человека в христианстве, в православной концепции — его природу как творение Божием, структуру человека, состоящую из тела и души; разум как отличительное качество от других животных; и сущность жизни человека, которая не ограничивается пребыванием на Земле. В философии они подтверждаются и оценкой А.Г. Спиркина человека, всегда являющегося одновременно микрокосмом и микротеосом. Эти стороны сущности человека весьма важно учитывать в контексте познания законов природы.

Этимологию слова «человек» раскрывает в труде «Славянорусский корнеслов. Язык наш — древо жизни на земле и отец наречий иных» А.С. Шишков, Президент Российской академии наук, адмирал (1754-1841). Происхождение в русском языке слова «человек» он относит непосредственно к понятию «слово»: «В человеке отличительное от прочих тварей свойство есть дар слова33. Отсюда название словек (то есть словесник, словесная тварь) изменилось в цловек, чловек и человек»34. По Святым писаниям Слово — это имя Самого Бога! В Евангелие от Иоанна говорится: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1 -3).

Таким образом, в толковании А.С. Шишкова не только этимологически, но и по христианскому учению человек непосредственно связан с Богом, производен от Него. По этому учению, человек есть образ Божий.

* * *

Рассмотренные в статье вопросы являются весьма важными, в частности, для познания законов природы. Такие законы служат первейшим методологическим основанием формирования и осуществления экологического права.

32 Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке. С. 29-30.

33 Имя славяне сделалось из словяне, то есть словесные, одаренные словом люди, — пишет А.С. Шишков.

34 Шишков А.С. Славянорусский корнеслов. Язык наш — древо жизни на земле и отец наречий иных. Изд. Пятое. Спб., 2011. С. 51.

См. также: Шишков А.С. Славянорусский корнеслов. Язык наш — древо жизни на земле и отец наречий иных. Раздел: Родные корешки и слова-эмигранты // URL: http://svitk.ru/004_book_book/7b/1647_hihkov-slovyanskiy_korneslov.php (дата последнего обращения -.28.05.2012 г.).

Источник: cyberleninka.ru

Статья про природу
06.09.2011


< Карта Брянска с улицами и номерами домов на карте России Отдых с любимым на курорте – любимая игра взрослых девочек! >

                Наша страна занимает большую часть территории материка Евразии и пролегает на многие тысячи километров. На Западе России находится Восточно-Европейская равнина, затем простираются Уральские горы, а за ними следует  уже Западно-Сибирская равнина. Также горные системы располагаются на Кавказе,  на Алтае, и на Камчатке. Наличие цепи Курильских островов, обеспечивает нашу страну еще и действующими вулканами.

               Говоря о природе нашего края, хочется упомянуть и о больших реках, которые протекают на территории России. Енисей, Лена, Обь, Печора, Северная Двина, принадлежат к бассейну Северного Ледовитого океана. В Тихий океан впадает река Амур, а вот Кубань, Дон, и Нева впадают в Атлантический океан. Одна из самых крупных русских рек Волга, впадает в Каспийское море, и относится к внутренним рекам. Также в России находится одно из самых больших пресноводных озер в мире – озеро Байкал. Вода в этом озере считается самой чистой и целебной, благодаря уникальному составу, и деятельности микроорганизмов, которые обитают в этом озере. Эта вода совсем не минерализована, поэтому считается дистиллированной.

               В России в основном преобладает умеренный климат. Черноморское побережье отличается субтропическим климатом, а северная часть материка  острова, которые лежат в Северном Ледовитом океане находятся в зоне субарктического и арктического климата. Самая минимальная температура в 68 градусов ниже нуля по Цельсию была зафиксирована в северном полушарии в восточносибирском городе Оймякон, расположенном в России.

               По количеству  осадков первое место занимают Алтай и Кавказ, а самой засушливой частью российских просторов является Прикаспийская низменность.

               Сильные сибирские морозы, а также действующие вулканы на Курилах и землетрясения, представляют собой наиболее естественную опасность на территории России. Определенную опасность представляют собой и леса, из-за наличия в них большого количества болот и топей. Кроме того, в лесных дебрях водится большое число крупных хищников, таких как: волки, медведи, тигры и леопарды.

               Некоторую опасность представляют собой и кровососущие насекомые, которые в больших количествах  обитают в Сибирской тайге в летний период. Май месяц – это период пробуждения энцефалитного клеща, поэтому следует соблюдать осторожность при поездке в лес, или на дачу.

               Природа всегда будет манить человека, и поражать своим совершенством. И очень важно сохранить эти доверительные отношения  –  отношения человека и окружающей его среды.

 

Вы можете перейти в конец и оставить комментарий. Уведомления сейчас отключены.

Нравится

Источник: travelel.ru

Интересные явления природы в России

Мы не замечаем того, что живем в мире, полном интересными явлениями природы, потому что постоянно заняты своими важными делами в пределах дома, работы, города. Тем не менее, природа России создала множество удивительных вещей, свидетелями которых мы можем стать: северное сияние, леса и парки, океаны и моря, тысячи животных, обитающих во всех уголках планеты.

Интересные события и явления окружающего мира

Мы не можем наблюдать абсолютно все интересные явления окружающего мира, но можем узнать о них. «ММ» собирает для своих читателей интересные факты о явлениях в природе и рассказывает о том, как они устроены. Что это за факты?

Как узнать возраст дерева по кольца на его стволе? Для этого существует даже отдельная наука – дендрохронология. Ей занимаются люди, сумевшие разгадать язык деревьев: они извлекают из памяти годичных колец события прошлого и восстанавливают по ним историю.

Почему волнистые попугаи разноцветные? Это кажется нам очень красивым и необычным, но на самом деле дело в генной мутации и утрате способности выделять особый пигмент.

Северное сияние, извержение вулкана, падение метеоритов – обычно такие интересные физические явления в природе вызывают у людей наибольший интерес. Интернет мгновенно заполняют сотни фотографий-свидетельств произошедшего. Обычно у всех этих событий есть причины, о которых позже рассказывают ученые.

Редкие животные также пользуются спросом. Фотографы «охотятся» за ними каждый день, но зверенышам удается прятаться от камер и фотоаппаратов. Но не всегда – так, например, знаменитые фотографы сумели запечатлеть редкого белого львенка и это сразу же стало сенсацией среди биологов и фотографов дикой природы.

Статьи об интересных явлениях природы

Журнал «ММ» собирает на своих страницах самую интересную информацию о явлениях природы, которые удивляют и завораживают. Какие-то из них могут быть полны загадок и тайн, а какие-то довольно просто объясняются наукой. Но каждое явление в окружающем мире имеет свой механизм, а мы, в свою очередь, должны в нем разобраться.

Источник: 21mm.ru

Гора Физиабго

Публикуется по согласованию с автором И.В. Бормотовым

Статьи о природе Юга России, человек и природа

Гора Физиабго 992 метра над уровнем моря в переводе с адыгского, как злая сварливая женщина – это горный узел с которого берут начало реки Мешоко, Камелюк, Средний Хаджох и Шушук. Это еще центр паломничества на Западном Кавказе. В недавнем прошлом верующих, казаков и монахов, в настоящем туристов и верующих.

Здесь расположен самый высокогорный населенный пункт Республики Адыгея – поселок Победа и древний монастырь. Здесь удивительное место для отдыха. Здесь царит тишина и душевное спокойствие. Вокруг только высокие горы, да целебный воздух. Сюда нас тянет как магнитом, и мы благодарностью судьбе воспринимаем это притяжение.

Поздняя осень в этом году подарила нам целую декаду по-летнему тёплых, залитых ярким солнцем, безветренных дней. Природа словно замерла, затаила дыхание и загрустила, задумчиво и долго.

Украсив землю разноцветным ковром из опавших листьев, она тихо грустит в такт мелодии своей души. Парящая в мире грёз природа нежно шелестит листвой, извлекая тонкие еле уловимые мелодии цвета и звука, придавая всему величественность, теплоту и нежность.

И мы тоже погружаемся в сонную осеннюю негу, растворяемся в дымчато-розовом безмерном пространстве, с благоговением впитывая в себя цветовую гамму осеннего безмолвия.

Приятные ласкающие лучи солнца согревают наши лица, как бы приглашают обратить свой взор к югу, к горизонту высоких и белоснежных гор, туда, где пылающий рубинами закат нежно припорошил в розовые тона первый осенний снег, посеребривший суровые скалы.

Туда, где грань зимы и осени отчётливо видна, где дикая тайга, окутанная позолотой, круто спускается по склонам, любуется своим отражением в зеркальной глади горных рек и озер.

Туда, где всего лишь раз в году живые краски осени сочны и многогранны, играя в лучах солнца, создают восхитительные бередящие душу переходы, вызывая ощущения блаженства, гармонию музыки и цвета.

И все же мы решаемся, забросив все дела перед долгой снежной зимой встретиться с чудной красотой осени в святых местах. Посетить одну из самых привлекательных глубинок Адыгеи — Свято-Михайловскую Афонскую Закубанскую мужскую общежительскую пустынь.

За поселком Каменномостским, преодолев серпантин горной дороги, мы оказываемся в самом высокогорном селении Адыгеи.

Тихое и уютное место, в стороне от больших дорог, волею судьбы и бога, горное селение Победа, с одной единственной гравийной и ухабистой улицей, поднялось высоко над окрестными станицами и хребтами.

Крохотное, саманно-деревянное, с побеленными известью стенами хат, оно как ласточкино гнездо прилепилось к подножью высокой горы и радует глаз путешественника своей изысканной красотой окрестной природы.

Осенние цветы облепившие палисадники, деревья почти сбросившие листву, да блистающая на солнце белизна свежевыпавшего снега в высоких горах контрастно подчеркивают время года.

По привычке неутомимый, ищущий взгляд путешественника останавливается на возвышающейся над поселком скально-лесистой гряде. Это гора Физиабго.

Решили не спеша, прогуливаясь между раскидистыми монастырскими липами и наслаждаясь чистым лесным воздухом подняться на вершину горы.

  • Статья про природу
  • Статья про природу
  • Статья про природу
  • Статья про природу
  • Статья про природу

Времена живой монастырской жизни, ухоженных садов и полей, уютных беседок, богатого убранства храмов постепенно возвращаются в нашу обыденную жизнь. Мы не спеша, прогуливаемся под пологом старинной рощи монастыря, высматривая еле заметные приметы некогда процветавшей здесь христианской цивилизации.

Древние обветшалые монастырские постройки из почерневших от времени, замшелых тесаных камней, наводили уныние.

Подошли к монастырской стене. В расщелинах, сложенной из каменных плит грубой неотесанной кладки, уже вырос мелкий березняк. Прикоснувшись к шершавым камням ладонями, мы вдруг почувствовали, как от них повеяло глубокой стариной древнерусского духовного христианского мира.

После закрытия монастыря и уничтожения его святынь, расположился здесь дом инвалидов, затем детская воспитательная колония и турбаза. Но не прижились они в святой обители, не получили развитие и одобрение людей. Турбазу «Романтика» планируют дальше развивать по соседству с монастырем или в верховьях реки Фарс.

Особенно заманчиво нам, оказалось посетить лабиринты подземных ходов монастыря и подземный храм. Там глубоко внизу, от зажженных восковых свечей, ладана и произнесенной молитвой, вдруг неожиданно начал заполняться искрящимся свечением купол подземной церкви, озаряя живым светом подземное пространство и создавая атмосферу таинственности и неописуемого торжества.

Мы поражены этим свечением и с трепетом замираем в ожидании чуда. Зайдя в лабиринты подземелья монастыря, вдруг начинаешь ощущать всем своим существом чудодейственную ауру намоленной святой обители.

  • Статья про природу
  • Статья про природу
  • Статья про природу
  • Статья про природу
  • Статья про природу

Загадочные надписи на стенах подземелья, как древние рунические письмена закопчены пламенем факелов. Вырубленные в скальном грунте кельи для моления с каменными рамками для икон, прохлада земли и непроглядная стена мрака погрузили нас в глубокое раздумье о сущности человеческой.

В отблеске горящих свечей, вдыхая сладкий аромат ладана, мы молча стояли и думали о тех, кто сотворил это подземное святилище, соединив лабиринтами подземных ходов, все храмы монастыря. Казалось в этих сырых и темных стенах переходов витает дух христианства средних веков, который так будоражит наше воображение.

Выйдя на поверхность из подземного храма, мы направились к святому роднику на вершине горы Физиабго, на поклон и с надеждой на исцеление. Здесь уже многое изменилось. Древняя каменная кладка родника украшена крестом и иконостасом. Поставлены лавочки и столик. Построена купальня с водой святого источника. Теперь люди смогут сюда приходить и исцеляться от недугов.

Поклонившись святому источнику, напившись и искупавшись в чудодейственной воде, мы поднялись на вершину горы Физиабго, на площадку разрушенного храма. Здесь с высоты почти в тысяча метров над уровнем моря, открылась изумительная панорама гор и ущелий.

Глубоко внизу тонкой стрункой вытянулись освободившиеся от листвы, пирамидальные тополя. Грозно и дико темнело узкое, скальное ущелье реки Фарс. В дымчато-синей дали под кромкой белых гор плавали и курчавились клочковатые облака.

Мы стояли на вершине горы и любовались дивной красотой природы, очищенные молитвой в храме и окропленные святой водой источника.

В душе у нас зарождался восторг и восхищение от увиденной и прочувствованной красоты природы и святости, одного из самых прекрасных уголков родной Адыгеи.

Вечерело. Сонную тишину гор нарушил мелодичный звон колоколов, доносившийся с высокой четырехъярусной колокольни монастыря – это священнослужители созывали прихожан на вечернюю молитву.

Окинув еще раз восторженным взором дальние панорамы гор в пламенеющем закате, мы стали спускаться вниз сквозь россыпи черных, с бирюзовым отливом волчьих ягод. Они тоже отражали свет заката и горели словно бусины гранатового ожерелья.

И вот уже вечерний костер устремил свои огненные всполохи в бездонное звездное небо. Мы счастливы. Мы делимся впечатлениями необычного, ярко прожитого дня. Мерцая в отблесках раскаленных углей, благоухают аппетитным запахом сочные, с поджаристой корочкой шашлыки. Красное вино в свете костра пламенеет и искрит звездочками рубинов. Вызывает нестерпимое желание опробовать чудный нектар, не дожидаясь готовности кострового блюда.

Под терпкий запах опавшей листвы, в тишине увядающей природы, мы говорим, друг другу приятные и возвышенные слова, беседуем о том, что услышаны наши просьбы и сегодня подарен нам потрясающий по красоте осенний день, позволивший общение с природой.

В ночной тиши на свет нашего костра пришел монах. Как-то еще не привычно для нас его черное, до самых пят одеяние. Мы просим рассказать монаха историю монастыря. Вот, что он нам поведал.

  • Статья про природу
  • Статья про природу
  • Статья про природу
  • Статья про природу
  • Статья про природу

Хотя в настоящее время монастырь сильно разру­шен, он по-прежнему явля­ется святым местом для православных верующих в Адыгее и за ее пределами, наследием русской духов­ной культуры. До Великой отечественной войны в монастыре разместили дом инвалидов, затем, когда фашисты вывезли и расстреляли инвалидов, там разместили детскую воспитательную колонию, а после нее турбазу «Романтика», с конными и пешеходными маршрутами.

Ежегодно потоки туристов и экскурсантов стремились посетить эти края, их интере­совала не только уникальная природа гор Адыгеи, но и история создания оби­тели, образ жизни казачьего населения и жизнь оби­тателей монастыря. Им хотелось, что­бы о многовековых и добрых традициях наших предков знали дети, берегли и сохраняли культурное наследие великого народа.

В 2002 году был юбилей монастыря. Тогда исполнилось 125 лет со дня основания Михайло-Афонской Закубанской пустыни Ставро­польской епархии. Вот краткая история создания и существования обители, дошедшая до наших дней.

В 1887 году в первом постро­енном храме имени свято­го Архистратига Божия Ми­хаила, впервые затеплилась лампада иноческой жизни, озарившая своим тихим светом горы Кавказа.

Зарождение идеи возве­дения монастыря в Майкоп­ском уезде Кубанской об­ласти датируется 1874 годом. Связано это было с приездом благочестивей­шего государя императора Александра Николаевича, посетившего кубанские зем­ли с государственной мис­сией, нацеленной на ско­рейшее завершение кровопролитной Кавказской вой­ны.

Мирная жизнь пробуди­ла в казачестве исконно русское стремление к па­ломничеству в монастыри. Переходы казаков Кубани и Северного Кавказа на юж­ный склон к монастырям Пицунды осложнялись их отдаленностью и сложнос­тью перевалов.

31 мая 1877 года главное управление наместника Кавказа уведомило началь­ника Кубанской области о разрешении наместника на основание монастыря. Он согласился с тем, что окрестности горы Физиабго глухие, дикие, ненаселен­ные, а постройка иноческой обители послужит поддер­жанию православия и оживления данной местнос­ти.

19-20 октября 1877 года межевым управлением Ку­банской области по предло­жению казаков было отве­дено 350 десятин их земли для будущего монастыря. Официально монастырь был учрежден Указом Свя­тейшего Правительствую­щего Синода 13 августа 1883 года и наименован Свято-Михайло-Афонской Закубанской мужской об­щежительской пустынью. Составляющая названия «Михайло» — дана в честь святого Архистратига Ми­хаила; «Афонская»- потому, что первыми ее строителя­ми и поселенцами были иноки со святой горы Афон­ской, «Закубанская» — по месту нахождения за рекой Кубанью. Монастырь воз­веден, как памятник всем погибшим в Кавказской войне, в знак примирения горцев и русских.

Казаки окрестных станиц активно помогали в строи­тельстве монастыря. Они приносили пожертвования деньгами, вещами, инстру­ментом, хозяйственными принадлежностями, помо­гали своим трудом, заво­зили стройматериалы, да­рили скотину и пчел.

С началом богослужения в обители, в нее хлынул по­ток богомольцев. Они, охот­но помогали в строитель­стве, таскали камни на гору Физиабго. На вершине горы был возведен прекрасный Преображенский каменный храм. Сияющий своими зо­лочеными куполами, он виднелся на десятки верст в округе.

Среди монастырской братии имелись искусные мастера по об­работке и укладке камня, живописи, столярного, плотницкого, слесарного, токарного и кузнечного ре­месел. Все это при сравни­тельно незначительных де­нежных затратах, позволи­ло а короткий срок возвес­ти необходимые для обите­ли сооружения: храм, странно-приемный дом, корпус для братии, хозяйст­венные постройки

В 1883 году Святейший Синод дал благословление на самостоятельное суще­ствование обители, при­своил ей желанное для бра­тии название и утвердил строителя Мартирия в зва­нии настоятеля, с произ­ведением его в сан архимандрита.

О монастыре сложилась добрая слава по всему краю. Сюда спешило раз­нородное население Кав­каза для духовных под­вигов, с целью поговеть, и причаститься вдали от житейских дел.

В монастырь старались поместить своих сыновей благочестивые люди, для воспитания их в духе свя­той веры и христианского образа жизни, также для приучения к труду, с целью овладения грамотой, зна­ний по искусству и ремес­лам.

Величайшей святыней храма, предметом особого почитания, привлекающим в обитель паломников, бы­ли частицы животворящего креста Господня и частицы мощей 36 угодников бо­жьих, благоговейно хранив­шихся в особых драгоцен­ных ковчегах на престоле храма.

  • Статья про природу
  • Статья про природу
  • Статья про природу
  • Статья про природу
  • Статья про природу

Среди мощей угод­ников божьих были части­цы нетленных останков свя­того пророка и предтечи Господня Иоанна, Святого Амвросия Медиоланского, Священномученика Харлампия.

Останки святого великомученика Георгия Победо­носца, почитаемого мест­ными горцами, иногда при­влекали в Успенский храм обители мусульман бли­жайших горских поселений

Уровень и масштабы по­строек по тем временам были достаточно велики. В особых зданиях помеща­лись библиотека, больни­ца, аптека, школа, баня. Ле­чение и обучение проводи­лись бесплатно. Для обес­печения монастыря, поми­мо жилых помещений, име­лось много хозяйственных построек, были свои свеч­ной, кирпичный, известко­вый, камнерезный, швей­ный, шелкопрядильный, ви­нодельный, маслосыро­дельный, кожевенный заво­ды. Во главе каждой отрасли ставился инок-специа­лист, основательно знаю­щий ее. Кроме заводов, в монастыре создавались и разные мастерские. Сто­лярная, плотницкая, сле­сарная, кузнечная, токар­ная, просфиропекарная, иконописная, сапожная, резчиков по дереву и позо­лотчиков.

Для безбедного сущест­вования братия вела разум­ное хозяйство, приобрета­лись земледельческие ору­дия и машины, много ра­бочего и домашнего скота. В хозяйстве монастыря на­считывалось свыше 200 лошадей, более 100 рабо­чих быков, 50 верблюдов, свыше 100 дойных коров, до 200 породистых свиней, более 300 ульев. Кроме этого, выращивались пре­красные фруктовые и туто­вые сады, виноградники, имелись теплицы, возделы­вались поля, уютные аллеи и цветочные клумбы укра­шали дорожки монастыря.

Для снабжения водой монастырские жители смонтировали водовод и сделали водосборный бас­сейн, для удобства приез­жающих проложили хоро­шие экипажные дороги, оборудовали горные тропы паломников и освятили родники. Словом, в отда­ленном горном местечке было все продумано и ор­ганизовано для удобного и духовно богатого прожива­ния человека.

Сегодня добрый опыт предков, вызывает интерес не только у паломников, но и туристов, приезжающих сюда со всех уголков огромной России. Здания монастыря, в которых располагалась турбаза «Романтика» Президентом Республики Адыгея Совменом Х.М. переданы Православной церкви, активно обживается иноками, ведется интенсивный ремонт и восстановление зданий и храмов обители, возобновлены службы и моления, собирающие большое количество прихожан из Адыгеи и Краснодарского края. Благодарность и низкий поклон президенту республики выразил монах. И к нему мы в этом искренне присоединяемся.

Туры выходного дня в Адыгее

Другие статьи о природе

Горный курорт Хаджох

Гуамское ущелье

Аминовское ущелье

Ущелье Мешоко

Водопады ущелья Руфабго

Фишт

Фишт, Оштен и Пшехо-Су

Лаго-Наки

Мезмай

Хаджохские столбы

Человек с рюкзаком

Туристские традиции

Хребет каменное море в Адыгее

Скала Чёртов палец

Полковницкая балка

Посёлок Победа, река Фарс

Гора Физиабго

Описание проезда из Москвы

Пресса о туристических маршрутах

Достопримечательности Адыгеи

Горы Адыгеи

Адыгея — часть Атлантиды?

Дольмены Адыгеи

Традиции туризма Адыгеи

Общие сведения о Республике Адыгея

Станица Даховская, река Дах, водопад Манькин шум

Скала Колокльня

Скала верблюд

Кишинские пороги

Крестик-турист — самая глубокая пещера России

Снежный человек в Адыгее

Легенда о Хаджохе

Легенда о Прометее

  • Статья про природу
  • Статья про природу
  • Статья про природу
  • Статья про природу
  • Красивые скалы каьона
  • "Восхищает и поражает богатство растительного мира. В лесах множество дикорастущих плодовых и ягодных деревьев. Дикая груша, яблоня, черешня, алыча, пришмула сменяются деревьями, дающими плоды съедобных орехов - каштанов, " чинариков ", лещины, посадками грецкого и " медвежьего "ореха".
  • "Здесь можно не спеша прочувствовать каждую пядь, вдоволь насладиться неповторимыми пейзажами, ощутить остроту чувства осторожности на краю пропасти, заглянуть в таинственные расщелины и гроты, увидеть неповторимость и грандиозность великого творца прекрасного - матери-природы".
  • Купание у водопада
  • Статья про природу
  • Хаджох с трех сторон защищен от ветров горной грядой. В горной чаше Хаджоха &mdash; свежайший животворящий воздух. Проходя через узкий клокочущий каньон р. Белой, воздух охлаждается и поступает в поселок прохладным. Поэтому здесь отсутствуют назойливые комары и мошка.
  • Статья про природу
  • Статья про природу
  • Статья про природу
  • Обед в ущелье
  • Многие люди хоть однажды, но посещают эти сказочные места, их впечатления неизгладимы и остаются в памяти на всю жизнь. Некоторые влюбляются в горы, как в божественную идею, "заболевают" ими и посвящают горам всю свою жизнь. Горы всегда были загадкой, тянули к себе, хотелось знать, а что там, за сверкающей на горизонте кромкой белизны,

Горно-пешеходные туры в России

Источник: svastour.ru