Анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро»А.С. Пушкин – русский поэт, человек редкого дарования, благородных убеждений. Какие чудные картины создавал он своей мощной кистью, сколько задушевности и теплоты разлито в его поэтических описаниях. Но не только сам поэт умел наслаждаться прекрасным, не только выражал свой восторг, он умел при этом передавать своё восхищение другим. Стихи Пушкина отличает глубокое философское видение мира.

Лирическое произведение «Зимнее утро» удивляет своей оригинальностью, художественностью. Картина морозного утра ярка и эффектна. Какова же история создания стихотворения «Зимнее утро»? Оно было написано А.С.Пушкиным в 1829 году. Этот год складывался для поэта непросто. Шеф жандармов Александр Бенкендорф всё время беззастенчиво напоминал ему о поднадзорности.


ли переживания и по поводу понимания его творчества. Поэма Пушкина «Полтава», опубликованная в 1829 году, была принята не всеми читателями. Это не могло не сказаться на настроении Александра Сергеевича. Проблема заключалась в том, что Пушкин, выразитель национального и универсального духа, «перерос интересы и вкусы своих читателей». Поэт становился более зрелым, чувства менялись, произведения, песни его уже не те. А читатели требовали знакомого и привычного. Отдохнуть от тревожных мыслей, вдохновенно работать, забыть на время столичную суету получалось у поэта в обществе старых друзей. 3 ноября 1829 года, находясь в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии (владения Петра Ивановича Вульфа), А.С.Пушкин пишет ставшее впоследствии знаменитым произведение «Зимнее утро».

Основная тема стихотворения «Зимнее утро» – человек и природа, взаимосвязь человеческой души с миром природы. Достоверные и красочные образы солнечного зимнего утра соединены в поэтической работе с любовными мотивами.

Характерной особенностью стихотворения «Зимнее утро» является то, что за простотой, доступностью слога скрывается глубокий философский и общечеловеческий смысл. Природа мыслится как самостоятельная эстетическая ценность, её состояние оказывает влияние на эмоциональный настрой лирического героя. Поэту удалось достичь своей цели: показать типичный характер русской природы, с которой разумный человек живет в мире и согласии. Поэт ценит человека и природу в гармоническом единстве.


Композиционно стихотворение «Зимнее утро» состоит из пяти строф. В каждой строфе шесть строк.

В первом шестистишии налицо яркая панорама зимнего пейзажа, типичные красоты среднерусской полосы. Лирический герой обращается к красавице, которая ещё не знает о прелести зимнего утра. Он очарован картиной утренней зари и спешит поделиться с красавицей своими впечатлениями.

Далее развитие сюжета потребовало раздвижения временных границ, лирический герой напоминает прелестной особе о вчерашних проказах погоды. Всё было не радужно, печально и уныло: «вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась». Эта напряженность в природе сказалась на настроении красавицы: «И ты печальная сидела…». Человеческое сердце бьется в унисон природе.

Преобладающее настроение третьей строфы – радостное, почти праздничное. Детали пейзажа выразительны, оригинальны. Сколько радостного упоения и прославления природы, жизни в строках поэта. Красочные описания природы в стихотворении – это не фон; пейзаж играет важную роль в раскрытии внутреннего мира лирического героя.

Но вот картины природы на время уступают место картине деревенского быта. Комната, трещит печь своим весёлым треском — привычная и в то же время чудная деревенская зарисовка. В черновике поэта последний стих четвертой строфы выглядел так: «Коня черкасского запречь». Но окончательное стихотворное решение стало иным — «Кобылку бурую запречь», — что указывает на стремление Пушкина к реалистическому стилю.


Пятая строфа — самая динамичная. В ней появляются мотивы дороги, бега. Лирический герой приглашает свою красавицу навестить места знакомые, милые. В последней строфе появляется новый персонаж – «нетерпеливый конь». Конь – символ движения, стремления вперёд. В энергичном движении слиться с природой, насладится и восхититься ею – это ли не чудные реалии жизни?

Одним из средств речевой выразительности стихотворения «Зимнее утро» является антитеза. Антитеза – сопоставление контрастных или противоположных образов. Начальная строка стихотворения — «Мороз и солнце…» — первая наблюдаемая антитеза. «Мороз» (холод, беспристрастие, обездвиженность) и «солнце» (пробуждение, тепло, развитие). Образы героев стихотворения «Зимнее утро» также контрастны. Лирический герой активен, полон сил и жизни, а красавица дремлет, она находится во власти сна, забытья, апатии. Во второй и третьей строфах автор вновь прибегает к антитезе, показывает на контрасте картину ушедшего ненастного вечера и нового чудесного утра. «Мутное небо» и «голубые небеса», «вечор» и «день чудесный», великолепные ковры снега и чернеющий лес – всё это антитезы, умело расставленные автором.

Проводя анализ стихотворения «Зимнее утро», можно заметить, что в произведении сочетаются такие восхитительные выражения как «сомкнуты негой взоры», «северная Аврора» с определенно прозаическими — «трещит затопленная печь», «кобылку бурую запречь». При этом не страдает единство художественного впечатления от стихов, напротив, благодаря этому рождается особая прелесть и выразительность стихотворения.

iv>

Средства художественной выразительности стихотворения «Зимнее утро» следующие:

— эпитеты (образные определения) — «друг прелестный», «день чудесный», «мутном небе», «прозрачный лес», «поля пустые», «янтарным блеском», «нетерпеливого коня», «милый друг»,

— метафоры — «вьюга злилась», «мгла носилась», «великолепными коврами снег лежит», «веселый треск»

— сравнения — «луна, как бледное пятно».

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

В шестистрочных строфах стихотворения автор применил особую схему рифмовки: первая строка рифмуется со второй, третья с шестой, а четвертая с пятой. Схема рифмовки выглядит следующим образом: аабввб. В этом стихотворении преобладающей является женская рифма. Это строки первая, вторая, четвертая, пятая. Третья и шестая строки – мужская рифма.

Стихотворение «Зимнее утро» мне понравилось звучностью и гармоничностью слога, богатством впечатлений, умением схватывать характерные детали. Лирический герой искренен, полон жизненных сил, он с радостью приветствует рождение нового дня и призывает к тому же свою любимую. В этом стихотворении ощущаются движение, динамика, изменения, причём касаются они и природы, и человека. Стихотворение «Зимнее утро» побудительного плана. Так и хочется, следуя призывам лирического героя, запрячь в санки бурую кобылку, и, предавшись бегу нетерпеливого коня, навестить пустые поля, ещё недавно густые леса и берег. Пушкин зорко вглядывался во внешний мир и показывал его таким, каким он предстаёт в данный момент. Стихотворение «Зимнее утро» написано «живыми» красками — чувствуешь и видишь этот «мороз и солнце; день чудесный», этот снег, блестящий на солнце, чернеющий лес, речку, блестящую подо льдом.


Источник: DetskiyChas.ru

Разделы: Литература


Цель:

  • Образовательная – продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста;
  • Развивающая – развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов;
  • Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей.

Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова замечательного поэта Николая Рыленкова.

Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, –
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.

>

Презентация.

Ход урока

1. Слово учителя.

Закройте глаза, представьте себе, что сегодня выходной день, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу.

Запишите слова, передающие ваши впечатления при виде морозного зимнего утра.

Как часто мы видим все, что нас окружает, но не умеем вслушиваться, всматриваться, а значит, и замечать того, что доступно лишь некоторым: писателям, художникам, поэтам.

Ваш одноклассник приготовил выставку зимних пейзажей.

Экскурсия по выставке репродукций зимних пейзажей Шишкина , Васильева, Степанова, Юона.

Вот так художники видели красоту природы, а хотите узнать, каким увидел зимнее утро замечательный поэт А. С. Пушкин?

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Пушкина “Зимнее утро”.


Прослушайте сообщение (ученик)

Стихотворение “Зимнее утро” написано 3 ноября 1829 г. В селе Павловском Тверской губернии, куда Пушкина пригласила жившая неподалеку от Михайловского Прасковья Александровна Осипова-Вульф.

А. С. Пушкин очень любил эти живописные места, а с детьми Осиповой– студентом Дерптского университета Алексеем Николаевичем, Анной Николаевной , Евпраксией Николаевной – Пушкин подружился в Тригорском, куда приезжал во время ссылки в Михайловское в 1824-1826 г.

2. Выразительное чтение стихотворения (прослушивание аудиозаписи)

Внимательно прослушайте аудиозапись. Прислушайтесь, как звучит начало и конец стихотворения. Проследите интонацию строф. Меняется ли настроение?

– Стихотворение начинается восторженно. Мысленному взору открывается чудесная картина: блестящий снег переливается всеми цветами радуги, ярко– голубое небо, морозный воздух. Кажется, весь мир наполнен радостью.

– Сохраняется ли такое настроение в финале стихотворения?

– Какова интонация этих строк?

И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Некогда цветущие поля и густые леса теперь безжизненны. “Милый берег” далек. Появляются грустные нотки, охватывает печаль о былом, ушедшем безвозвратно.

– Как называется такой прием в литературе, основанный на противопоставлении?


На подобных контрастах построено все произведение. В чем смысл этих противопоставлений? На этот вопрос мы ответим в ходе анализа стихотворения.

– Давайте еще раз вслушаемся в звучание каждой строфы и подумаем, какие мысли и чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра. Чтение вслух.

– А теперь, ребята, проведем лексическую работу.

3. Лексическая работа. (Подготовленный ученик)

Нега – наслаждение (устар.)

Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)

Вечор – вчера (диал.)

Нынче – сейчас (устар.)

Озарена – освещена (устар.)

Велеть – приказать (устар.)

Запречь – запрячь, запрягать (диал.)

Предадимся – отдадимся (устар.)

– А теперь непосредственно анализ стихотворения.

Для начала проследим смену эмоционального состояния лирического героя. Проследим смену эмоциональных состояний. Для начала определимся с количеством строф в стихотворении. Заполним таблицу.

Эмоциональные состояния

 
1 строфа Радость, воодушевление
2 строфа Воспоминания о ненастном вечере
3 строфа Спокойная картина безбрежных снегов
4 строфа Уют комнаты
5 строфа Порыв к движению, полноте бытия.

Как меняется время изображения событий?

Контраст времени

 
1 строфа настоящее
2 строфа “Вечор”
3 -4 строфа “Нынче”
5 строфа Будущее и прошлое

– Для чего поэт использует контрасты?

Великолепие зимнего утра ощущается еще острее по сравнению со вчерашней бурей.

Вернемся к 1 строфе. Назовите контрастные образы?

Мороз и солнце

Северная Аврора(богиня утренней зари) – северная звезда

Дремлешь– проснись

– В чем смысл этих противопоставлений?

Солнце и мороз – столкновение скованности, сурового величия зимы и безудержного света, энергии человеческого чувства. Северная пылающая заря противопоставлена холодной далекой звезде.


Чувствуется восторг поэта дремоте “друга прелестного”.

Таблица.

– К кому обращается лирический герой? (красавица) . Какие знаки препинания помогают нам увидеть обращение?

Присмотримся к строчке

Открой сомкнуты негой взоры.

– Как вы понимаете?

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Составьте ассоциативный ряд к слову звезда. Звезда – яркая, холодная, далекая, недостижимая, загадочная, прекрасная…

Почему поэт называет красавицу “звездою севера”?

Такова красавица. Она по-другому воспринимает окружающий мир, дремота, нега– ее состояние, даже теперь, когда жизнь наполнена красками и радостью. Холодность красавицы печалит поэта, возвращает к воспоминаниям о ненастном вечере.

Прочитайте выразительно вторую строфу, найдите контрастные образы.

Вьюга злилась, мгла носилась, луна желтела – ты сидела.

Внутри строфы возникает контраст между кружением вьюги и печальным оцепенением героини.

Еще контрастные образы

Вчера вьюга злилась, мгла носила, луна желтела, а нынче…

– Как вам кажется для чего нужен такой контраст?

Последней строкой автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера.

– Прочитайте выразительно третью строфу. Назовите контрастные образы? В чем смысл противопоставлений? Великолепными коврами снег лежит, лес чернеет, речка подо льдом блестит.

– Мы видим великолепие зимнего пейзажа. А рядом скованность зимней жизни. (лес чернеет, потому что нет листочков, речка блестит, но подо льдом).

Лес “чернеет”, ель “зеленеет”, и “речка подо льдом блестит”. Жизнь природы не остановилась, она лишь затаилась на время, чтобы с первым теплом обнаружить себя с новой силой..

Зима и холодная красавица, которая не может пробудиться к жизни сродни. А поэт стремится к теплу огня, к радости жизни.

Прочитаем выразительно 4 строфу.

Назовите слова, противоположные по эмоциональному звучанию? Веселому треску печки противопоставлена неподвижность лежанки.

Энергия огня противопоставлена инертности быта.

Каким словом связаны 3 и 4 строфы? Найдите однокоренные слова? (блеск) Блестя, блестит.

“Вся комната янтарным блеском озарена”. Только блеск уже не зимний, а теплый, янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится.

Прочитаем выразительно пятую строфу. Назовите контрастные образы. Они обозначены в действиях лирического героя. Давайте разберемся, в чем смысл этих противопоставлений?

Чувство радости поэта растет и требует движения, ему хочется навестить "поля пустые”, “леса, недавно столь густые”. Но самое главное…. “берег, милый для меня”.

– Как вы понимаете эпитет?

Этот эпитет, скорее всего, надо понимать как родные, дорогие сердцу места. По-моему, в последней строке лежит главный смысл произведения. Ведь все стихотворение это монолог человека, уговаривающего "друга милого” проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.

Стремительность желаний противопоставлена грусти воспоминаний о прошлом.

– А теперь все сказанное мы обобщим виде таблицы “Контрасты эмоционального состояния во внутреннем строении строф”.

– В чем смысл подобных композиционных противопоставлений? С какой целью используется контраст?

Поэт хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей. В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение "Зимнее утро”. День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.

Конкурс чтецов.

– Переходим к выразительному чтению стихотворения “Зимнее утро”

– С каким настроением будем читать 1 строфу? (Бодро, весело, с чувством радости)

– Как и почему меняется настроение во 2 строфе? (Создается мрачное настроение, печально)

Пояснение учителя: стихи здесь будут звучать немного монотонно, глуховато, картины как бы нанизываются одна на другую с помощью перечислительной интонации: вьюга, мгла, луна… А после слов “и ты печальная сидела наступает перелом. Его надо подчеркнуть паузами:

И ты печальная сидела (пауза) –

А нынче (пауза) погляди в окно …

(От печальных воспоминаний мы переходим к светлой радости)

– С каким чувством мы прочитаем 3, 4 5 строфы? (светло и радостно, волшебство, блеск, все сверкает…)

Пояснение учителя: Далее чувство радости растет и требует движения, хочется навестить милые сердцу места.

Вернемся к эпиграфу. Как слова Николая Рыленкова можно связать с нашим уроком?

Домашнее задание:

Выучить это стихотворение наизусть.
Нарисовать иллюстрацию к произведению.
Охарактеризовать пушкинское стихотворение по плану? Стр . 156–157 (учебник Меркина Г.С.)

6.02.2013

Источник: xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

История создания

Пушкин написал стихотворение всего за один день – 3 ноября 1829 года, когда он гостил у семьи друзей в селе Павловском Тверской губернии (имение П.И. Вульфа) по пути в Петербург. Имение расположено на правом берегу реки Тьма, которая и описана в «Зимнем утре» Пушкина. Именно эта блестящая подо льдом речка и именно Павловский прозрачный лес вдохновили поэта на такое красочное описание зимнего пейзажа.

В стихотворении присутствуют два героя: лирический герой и красавица, которой он адресует свой диалог, называя ее «друг прелестный» и «друг милый». Кому посвящено «Зимнее утро» – вопрос достаточно спорный, но многие литературоведы и критики сходятся во мнении, что, вероятно, Пушкин написал его для своей любимой жены – Натальи Николаевны Гончаровой.

Жанр, направление, размер

Стихотворение традиционно относят к жанру пейзажной лирики. Уже само название навевает читателю образы русской природы и усыпанного снегом леса. Здесь Пушкин выступает как поэт-реалист – описанные им образы конкретны и запечатлевают обыденные, привычные явления. Перед нами предстает величественная картина типичной русской зимы, через которую передается внутреннее состояние лирического героя.

Особую мелодичность придает произведению излюбленный Александром Сергеевичем размер – четырехстопный ямб. К тому же стихотворение написано так называемой смешанной рифмовкой (ААВССВ), в которой женская рифма (первая, вторая, четвертая и пятая строки) разбавлена мужской (третья и шестая строки). Такое построение строфы позволяет поэту подчеркнуть легкость стихотворения.

Образы и символы

Уже с первого предложения «Мороз и солнце; день чудесный!» природа выступает как основной персонаж стихотворения, а все образы и символы неотрывно связаны с мотивом зимнего утра, радостного и ясного.

В первом шестистишии отображена картина морозного утра, полная торжества жизни и света. Лирический герой обращается к возлюбленной, рисует образ безмятежной, пребывающей в неге сна красавицы. Он также называет ее «звездой севера», и под этим романтическим образом Пушкин подразумевает самую красивую женщину северной столицы России. Образ Авроры (в мифологии – богиня утренней зари) автор использует в нарицательном значении, то есть называет им саму утреннюю зарю, ведь в поэзии представление Авроры как символа восхождения солнца очень распространено.

Далее следует описание ненастного вечера, предшествующего ясному утру: на небе светит луна – символ одиночества, которую окружают злая вьюга, мутное небо, мгла и сидящая печально красавица. Но вот лирический герой снова изображает праздничное зимнее утро, появляются образы речки и леса – все эти красочные описания пейзажа не просто фон, через эти образы раскрывается внутренний мир героя.

Тем не менее, картины природы сменяются прелестью деревенского быта: вот уже «веселым треском трещит затопленная печь», появляется лежанка, и янтарный блеск, и бурая кобылка. Эта статичная картина плавно заменяется более живой, наполненной динамикой сценой, где читатель видит нового персонажа – «нетерпеливого коня». Его бег символизирует движение вперед, постоянное стремление жизни, нескончаемую энергию окружающей героев природы.

Темы

В стихотворении тесно переплетены две темы – тема любви и тема красоты природы. Лирический герой будит свою возлюбленную, чтобы та увидела мимолетную прелесть зимнего утра. Благодаря обращениям в первой строфе мы понимаем, что герой относится к любимой со всей нежностью и трепетом.

Но основная тема стихотворения – это описание солнечного зимнего утра. Пушкин рисует заснеженный пейзаж с присущим ему оптимизмом и любовью ко всему живому, и даже суровая русская зима не пугает героя – он хочет наслаждаться этим морозным утром, ведь именно родная природа поддерживает его силы.

Смысл

«Зимнее утро» – это не только красочное описание природы и чувств, охвативших лирического героя, в нем заложена куда более важная идея. В стихотворении поэт запечатлевает ощущение полноты и радости жизни, восторга от лицезрения волшебного зимнего утра. Здесь все гармонично, здесь нет романтизма с его борьбой и вызовом, брошенным стихиям, здесь человек един с природой и живет с ней по общим законам.

Контраст между вчерашним ненастьем и светлым утром подчеркивает приподнятое и вдохновленное настроение стихотворения. Так Пушкин дает понять, что основная мысль произведения – это то, что после бури и мглы неизменно наступает солнечное, ясное утро.

Александр Сергеевич Пушкин в своем стихотворении создал поистине эталон гармоничности – человек един с миром, солнце сосуществует с морозом, непогода сменяется солнечным днем. Такое философское понимание жизни хотел донести до нас автор, ведь наслаждаться умиротворенным морозным утром гораздо сложнее, если в твоей жизни никогда не было ненастного вечера.

Средства художественной выразительности

Антитеза, на которой построен контраст во второй строфе, придает стихотворению особую окраску. Лирический герой вспоминает вчерашнее буйство природы, поэтому теперь утреннее спокойствие ощущается им еще острее.

Неповторимую красоту русской природы поэт передает с помощью разных тропов. Положительные эпитеты «друг прелестный», «голубые небеса», «великолепные ковры», «берег милый» навевают приятные образы, находят отклик в душе читателя, тогда как отрицательные и даже мрачные эпитеты «мутное небо», «тучи мрачные» и сравнение «луна, как бледное пятно» передают тоскливое и хмурое настроение.

В то же время не обошлось и без более изящной художественной образности. Метафоры «сомкнуты негой взоры» и «великолепными коврами … снег лежит» используются автором для усиления поразивших его образов, но при этом вводятся не топорно, а утонченно, с мастерством настоящего поэта.

Стихотворение «Зимнее утро» замечательно не столько символами и художественными приемами, сколько заложенной в нем идеей. Природа занимает в нем ведущую роль, и человек находится в постоянном с ней взаимодействии, потому что она, подобно лирическому герою, подобно его возлюбленной, живая. Поэт «оживляет» ее олицетворениями «вьюга злилась», «ель зеленеет», «речка блестит», и вся картина играет новыми красками, потому что пейзажи ощущаются как часть неустанно двигающейся стремительной жизни.

Автор: Динара Зинатулина

Источник: LiteraGuru.ru

Анализ стиха пушкина зимнее утроАнализ стихотворения Пушкина Зимнее утро по плану

 

1. История создания. Одним из самых известных стихотворений А. С. Пушкина, знакомых каждому человеку с детских лет, является «Зимнее утро». Оно было написано поэтом в ноябре 1829 г. в Павловском. Произведение является своеобразным творческим ответом на элегию «Первый снег» Вяземского, с которым у Пушкина было поэтическое «состязание».

 

2. Жанр стихотворения — пейзажная лирика.

 

3. Центральная тема произведения заложена в названии. Широко известно, что любимым временем года для Пушкина была осень. Второе место по праву занимала зима. Восторженная первая строка стихотворения («Мороз и солнце; день чудесный!») стала нарицательной и часто цитируемой. Пушкин вводит в произведение образ любимой женщины. Через него раскрывается непосредственная связь настроения человека с природой.

Прекрасное зимнее утро побуждает лирического героя как можно раньше разбудить «красавицу», чтобы она разделила его восторг перед открывшимся пейзажем. В прошлый вечер бушевала вьюга, природа выглядела печально и зловеще («мгла носилась», «тучи мрачные»). Подруга лирического героя находилась в беспричинной тоске. Первые лучи утреннего солнца разогнали мрак, принесли с собой ощущение радости и счастья.

В центральной части произведения незамысловатыми, но удивительно точными словами, Пушкин описывает великолепный пейзаж. Это описание подтверждает известное утверждение о том, что все гениальное — просто. «Затопленная печь» усиливает приятное ощущение от начала нового дня у лирического героя. Ему в голову приходит блестящая идея, как разогнать неизбежную зимнюю скуку. Утренняя прогулка на санях с любимой — одно из самых веселых развлечений эпохи Пушкина. Лирический герой предлагает «другу милому» «предаться бегу… коня» и понаблюдать, какие изменения произошли в природе по сравнению с жарким летом.

 

4. Композиция произведения последовательная. Оно представляет собой монолог автора, обращенный к своей спутнице. Лишь третья строфа выглядит лирическим отступлением, целиком посвященным описанию пейзажа.

 

5. Размер стихотворения — четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой.

 

6. Выразительные средства. Основным средством художественной выразительности в произведении являются многочисленные эпитеты, подчеркивающие красоту зимнего пейзажа: «чудесный», «голубыми», «прозрачный». Резко контрастируют с ними эпитеты, применяемые поэтом в описании ненастного прошлого вечера: «мутном», «бледное», «мрачные».

В целом, вторая строфа противопоставлена всему общему приподнятому настроению стихотворения. Для усиления этого контраста Пушкин использует олицетворения («вьюга злилась», «мгла носилась») и сравнение («как бледное пятно»). Применяя обращения («друг прелестный», «красавица», «друг милый»), Пушкин создает ощущения сопричастности у читателей. Первая строфа написана в шутливо-восторженном духе. Лирический герой обращается к подруге в возвышенном тоне: «открой сомкнуты негой взоры». Он приравнивает ее к божеству (Аврора — богиня утренней зари в древнеримской мифологии).

 

7. Основная мысль произведения заключается в том, что причины хорошего или плохого настроения часто обусловлены состоянием природы. Какие бы неприятности и трудности не испытывал человек в жизни, прекрасная погода способна развеселить его дать возможность вновь почувствовать себя счастливым. Эта мысль имеет непосредственное отношение к жизни самого поэта.

В 1829 г. Пушкин находился в тяжелом душевном состоянии. На его предложение Н. Гончаровой был дан неопределенный ответ. После возвращения с Кавказа поэта вызывал на допрос А. Х. Бенкендорф. Для друзей и близких Пушкина жизнерадостное «Зимнее утро» стало приятной неожиданностью.

Источник: www.ote4estvo.ru