“Зимнее утро” – это один из лучших образцов пейзажной лирики Пушкина, произведение, пронизанное трепетной радостью от созерцания прекрасной русской зимы. Краткий анализ “Зимнее утро” по плану можно использовать на уроке литературы в 6 классе – с его помощью школьники лучше поймут стихотворение и проникнутся его атмосферой.

Анализ стихотворения «Зимнее утро» Пушкина

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимнее утро.
История создания – это стихотворение Пушкина было написано в 1829 году, причем известна даже точная дата – 3 ноября. Поэт гостил в Тверской губернии у своих друзей, в имении которых и были написаны знаменитые строки.


Тема стихотворения – красота русской природы в зимний период года.

Композиция – на протяжении всех пяти шестистиший наблюдается линейная композиция.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой.

Эпитеты – “день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”.

Сравнение – “как бледное пятно”.

Олицетворения – “мгла носилась”, “вьюга злилась”.

Анализ №4

Стихотворение «Зимнее утро» написано ямбом. Автор использует быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер.

Читая стихотворение можно почувствовать, что оно проникнуто радостным настроением.

Всё стихотворение можно разделить на части:

Первая часть. Начало стихотворения — радостное восклицание.

Звучные и яркие определения «чудесный, прелестный» показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет.

Поэт при описании природы использует контрастное состояние природы. Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.

В третьей строфе автор описывает Небо, снег, лес… Снег сравнивается с великолепным ковром. В строфе есть повтор- анафору (И ель… И речка…) Используются однокоренные слова: Блестя, блестит, блеском.


Автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очаг

Использует прием аллетерации…Весёлым треском трещит затопленная печь” (А.С. Пушкин).

Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места — 4-я строфа.

Лексические, синтаксические особенности стихотворения.

Высокие, книжные слова. (Аврора, прелестный, озарена…)

Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении.

Повествование в стихотворении ведётся от первого лица, обращение к собеседнику. Поэт выбирает форму диалога с целью передачи интонаций непринуждённого разговора.

Автор стихотворения предстает перед нами добрым, простым. близким народу — диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон.

История создания

1829 год выдался для Пушкина очень тяжелым. Он находился в опале и под постоянным полицейским надзором. Друзья поэта, стремясь подарить ему немного спокойной жизни, звали его к себе погостить. И вот, будучи в гостях у Петра Вульфа, Пушкин пишет чудесный стих, воспевающий красоту окружающего его мира. История создания этого произведения тесно связано с тем, кому посвящено стихотворение. Литературные критики считают, что оно посвящено двум любимым женщинам поэта – его жене Наталье Гончаровой, и его Няне Арине Родионовне.

Находясь среди близких людей, в дружелюбном окружении, Александ Сергеевич не просто отдыхает душой, но и ощущает потребность творить. Созданное им “Зимнее утро” пронизано радостью от общения с природой, от того, что можно просто насладиться ее красотами и не думать больше ни о чем.

Опубликовано стихотворение год спустя в альманахе “Царское село”.

Тема


Посвящено это произведение русской природе. Поэт всегда особенно любил зиму – его завораживали заснеженные пейзажи, волшебство русской природы вызывало трепет в его сердце. Неудивительно, что темой одного из лучших его произведений стал именно зимний пейзаж. Очевидно, что оно написано под впечатлением от реальной картины, которую он увидел, пока гостил в имении, и которую стремился не просто описать, но и передать свое настроение.

Главная мысль этого произведения достаточно проста: человека в любой время года окружает красота. Важно не проспать ее, не упустить возможность полюбоваться миром вокруг и насладиться его чудесами.

Какие поэтические приемы использует поэт

Александр Сергеевич широко использовал метафоры в своих произведениях. Ко времени написания «Зимнего утра» этот прием применяется им в абсолютном большинстве стихотворений. Метафоры в стихотворении «Зимнее утро»:

  • веселым треском…трещит печь,
  • вьюга злилась,
  • мгла носилась.

Где пушкин написал стихотворение зимнее утро

iv>
ловесных конструкций.

Романтическое произведение «Зимнее утро» построено на противопоставлении унылого вчерашнего вечера и сменившего его ясного веселого утра.

Картины природы сменяются описанием уютной комнатки, где «трещит затопленная печь» (четвертая строфа), а затем вновь поэт приглашает читателя выглянуть на улицу, проехаться в санках по искрящемуся снегу.

Композиция

Классическая линейная композиция, тем не менее, заслуживает подробного разбора.

В первом шестистишии главный герой этого лирического произведения восхищается красотой зимы. Он приходит, чтобы разбудить возлюбленную и показать ей, как прекрасен зимний мир за окном.

Вторая строфа построена на антитезе между вчерашним вечером, когда за окном была буря, а возлюбленная сидела в печали, и нынешним состоянием природы. Именно антитеза делает произведение особенным, придает ему колорит.

В третьей строфе показано прекрасное зимнее утро, которое поэт описывает самым восхищенным способом, а в четвертой лирический герой возвращается в комнату, где очень тепло, и можно наслаждаться тем, как весело трещат поленья в камине.

Но последняя строфа вновь возвращает читателя на улицу: Пушкин приглашает его на зимнюю прогулку в санях, чтобы вволю налюбоваться окружающей красотой.

Стройная композиция развивается очень динамично, яркие и точные детали создают прекрасную картину.

Структура


Стихотворение «Зимнее утро» — одно из самых популярных поэтических произведений великого русского поэта. Начать анализ стихотворения «Зимнее утро» можно с описания его первой строки. Стихотворение начинается с полного восхищения восклицания: «Мороз и солнце; день чудесный!». И после этого лирический герой сразу же использует приятные и теплые слова, чтобы обратиться к своей возлюбленной: «красавица», «друг прелестный». Лексика хорошо передает настроение рассказчика, и поэтому стихотворение можно по праву назвать лирическим. Яркие, вдохновенные образы утра тесно переплетены с темой любви. Природную картину можно сравнить с чувствами влюбленного лирического героя.

В анализе стихотворения «Зимнее утро» учащийся также может рассказать, что по своему строению оно разделяется на пять строф. Каждая из них является шестистишием. В начале произведения поэт передает свой восторг русской зимой и нежно призывает свою возлюбленную проснуться. Во второй строфе настроение меняется – лирический герой вспоминает хмурый вчерашний день, который был полон негодования природной стихии, буйства ненастья. В лирическом анализе стихотворения «Зимнее утро» можно упомянуть, что такой контраст придает еще больше восхищения красотой природы наутро. После того как была описана красота зимнего пейзажа, читатель возвращается в теплую комнату, слышит треск поленьев в печи.

>
анализ стихотворения зимнее утро по плану

Средства выразительности

Пушкин использует в своем произведении самые разные выразительные средства, например:

  • Эпитеты – “день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”.
  • Сравнение – “как бледное пятно”.
  • Олицетворения – “мгла носилась”, “вьюга злилась”.

Кроме того, широко используются разнообразные обращения, такие как “подруга дней моих суровых”, “красавица”.

В произведении радостные эпитеты сочетаются с мрачными, создающими противопоставление, чтобы еще больше подчеркнуть красоту зимнего утра. Есть в нем и метафоры (например, снег “лежит”, блестя на солнце), гипербола, аллитерации и анафоры. Все это работает на художественную идею и помогает создать лирическое настроение.

Анализ Стихотворения «Зимнее утро»


Стихотворение «Зимнее утро».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение было написано 3 ноября 1829 года в селе Пав­ловском Тверской губернии, куда А.С. Пушкина пригласила П.А. Осипова-Вульф. Поэт очень любил эти места, был дружен с детьми Осиповой – Алексеем, Анной и Евпраксией.

Стихотворение мы можем отнести к пейзажной лирике, стиль его – романтический. Основная тема – соотношение настрое­ний человека и природы, смена контрастных состояний в при­роде и человеческой душе.

В основе композиции стихотворения лежит антитеза. Откры­вается оно прелестным зимним пейзажем и обращением к лю­бимой:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Антитезу мы имеем уже в первой строчке стихотворения – «мороз» (скованность, нечто мертвенное, застывшее) и «солн­це» (тепло, жизнь, любовь). В этой же строфе представлен образ героини – это красавица, «звезда севера», холодная, гордая и неприступная. Она погружена в негу, спокойствие, сон, ей труд­но «пробудиться к жизни». Образ героини здесь сближается с образом долгой, холодной зимы. Лирический герой же, напро­тив, жив, весел, полон жизненных сил, устремлен к теплу и свету. И уже в этом мы видим определенное противопоставление.


Во второй строфе, вспоминая о вчерашнем вечере, поэт со­здает контрастный по отношению к сегодняшнему утру пейзаж:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела, –

А нынче… погляди в окно…

Состояние природы здесь созвучно состоянию человеческой души. Мрачная, унылая атмосфера вечерней природы придает особую остроту утренним впечатлениям героя. Нельзя оценить по достоинству радостное, солнечное утро, если в жизни не было ненастного вечера. И эта мысль поэта символична. Речь здесь идет не только о перемене погоды, но и о чередовании жизнен­ных бурь и безоблачного счастья в жизни человека.

В третьей строфе мы вновь видим чудную картину, полную красок, жизни:

Под голубыми небесами Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

В этой строфе также присутствует антитеза: великолепные ковры снега противопоставлены лесу, чернеющему вдали, про­зрачному и обнаженному, речке, скованной льдом.

В четвертой строфе мы видим описание комнаты, перено­симся в атмосферу тепла, уюта, света. Душа героя распахнута на­встречу будущему – новому прекрасному дню:

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?


Здесь также присутствует антитеза. Веселому треску печки противопоставлена лежанка, ассоциирующаяся со сном, поко­ем, неподвижностью. «Энергия огня здесь противопоставлена инертности быта».

В последней строфе возникает мотив движения, бега в проти­вовес покою и неподвижности в застывшей зимней природе:

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Здесь герой говорит о местах, близких его сердцу. Он словно приглашает свою возлюбленную разделить с ним его привязан­ность.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, секстина­ми. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («друг прелестный», «тучи мрачные», «нетерпеливому коня»), олицетворение («вьюга злилась»), срав­нение («луна, как бледное пятно»), намеренную тавтологию и аллитерацию («Веселым треском трещит затопленная печь»).

Таким образом, природа в этом произведении созвучна на­строению человека, испытывающего удивительное чувство ра­дости и полноты жизни.

Здесь искали:

  • анализ стихотворения зимнее утро
  • зимние утро описание стиха по этапам
  • сочинение по стихотворению зимнее утро

Источник: SchoolIntellectum.ru

Краткий анализ


Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимнее утро.
История создания – это стихотворение Пушкина было написано в 1829 году, причем известна даже точная дата – 3 ноября. Поэт гостил в Тверской губернии у своих друзей, в имении которых и были написаны знаменитые строки.

Тема стихотворения – красота русской природы в зимний период года.

Композиция – на протяжении всех пяти шестистиший наблюдается линейная композиция.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой.

Эпитеты – “день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”.

Сравнение – “как бледное пятно”.

Олицетворения – “мгла носилась”, “вьюга злилась”.

«Зимнее утро» А.Пушкин анализ №6

Лирические произведения в творчестве Александра Пушкина занимают весьма значительное место. Поэт неоднократно признавался, что с трепетом относится не только к традициям, мифам и легендам своего народа, но и не перестает восхищаться красотой русской природы, яркой, красочной и полной таинственного волшебства. Он много раз предпринимал попытки запечатлеть самые разнообразные мгновения, мастерски создавая образы осеннего леса или же летнего луга. Однако одним из наиболее удачных, светлых и радостных произведений поэта по праву считается стихотворение «Зимнее утро», созданное в 1829 году.

С самых первых строчек Александр Пушкин настраивает читателя на романтический лад. в нескольких простых и изящных фразах описывая красоту зимней природы, когда дуэт мороза и солнца создает необыкновенно праздничное и оптимистичное настроение. Чтобы усилить эффект, поэт строит свое произведение на контрасте, упоминая о том, что еще вчера «вьюга злилась» и «на мутном небе мгла носилась». Пожалуй, каждому из нас хорошо знакомы подобные метаморфозы, когда в разгар зимы на смену бесконечным снегопадам приходит солнечное и ясное утро, наполненное тишиной и неизъяснимой красотой.

В такие дни просто грех сидеть дома, как бы уютно не потрескивал в камине огонь. И в каждой строчке пушкинского «Зимнего утра» ощущается призыв отправиться на прогулку, которая обещает массу незабываемых впечатлений. Особенно, если за окном простираются удивительные по красоте пейзажи – блестящая подо льдом река, припорошенные снегом лес и луга, которые напоминают белоснежное покрывало, сотканное чьей-то умелой рукой.

Каждая строчка этого стихотворения буквально пронизана свежестью и чистотой. а также восхищением и преклонением перед красотой родного края, который в любое время года не перестает удивлять поэта. Причем, Александр Пушкин не стремится скрывать переполняющие его чувства, как это делали многие его собратья по перу в 19 веке. Поэтому в стихотворении «Зимнее утро» нет вычурности и сдержанности, присущей другим авторам, но при этом каждая строчка пронизана теплотой, изяществом и гармонией. Кроме этого, простые радости в виде санной прогулки доставляют поэту подлинное счастье и помогают в полной мере ощутить все величие русской природу, изменчивой, роскошной и непредсказуемой.

Стихотворение «Зимнее утро» Александра Пушкина по праву считается одним из наиболее красивых и возвышенных произведений поэта. В нем отсутствует так свойственная автору язвительность, нет и привычного иносказания, которое заставляет искать в каждой строчке потаенный смысл. Это произведений – воплощение нежности, света и красоты. Поэтому неудивительно, что написано оно легким и мелодичным четырехстопным ямбом, к которому Пушкин прибегал довольно часто в тех случаях, когда хотел придать своим стихам особую изысканность и легкость. Даже в контрастном описании непогоды, которое призвано подчеркнуть свежесть и яркость солнечного зимнего утра, нет привычного сгущения красок: снежная буря представлена как мимолетное явление, которое не в состоянии омрачить ожидания нового дня, наполненного величественным спокойствием.

При этом сам автор не перестает удивляться столь разительным переменам, которые произошли всего за одну ночь. Словно бы сама природа выступила в роли укротительницы коварной метели, заставив ее сменить гнев на милость и, тем самым, подарила людям удивительное по красоте утро, наполненное морозной свежестью, скрипом пушистого снега, звенящей тишиной безмолвных снежных равнин и очарованием солнечных лучей, переливающихся всеми цветами радуги в морозных оконных узорах.

История создания

1829 год выдался для Пушкина очень тяжелым. Он находился в опале и под постоянным полицейским надзором. Друзья поэта, стремясь подарить ему немного спокойной жизни, звали его к себе погостить. И вот, будучи в гостях у Петра Вульфа, Пушкин пишет чудесный стих, воспевающий красоту окружающего его мира. История создания этого произведения тесно связано с тем, кому посвящено стихотворение. Литературные критики считают, что оно посвящено двум любимым женщинам поэта – его жене Наталье Гончаровой, и его Няне Арине Родионовне.

Находясь среди близких людей, в дружелюбном окружении, Александ Сергеевич не просто отдыхает душой, но и ощущает потребность творить. Созданное им “Зимнее утро” пронизано радостью от общения с природой, от того, что можно просто насладиться ее красотами и не думать больше ни о чем.

Опубликовано стихотворение год спустя в альманахе “Царское село”.

Что хотел нам поведать автор

Основных мыслей «Зимнее утро» содержит две. Первая – та, что лежит на поверхности желание сделать читателя участником приятных для автора событий: мечтаний на «лежанке», любований сверкающим на солнце снежным ковром, ласковым согревающим пламенем, танцующим в печи, захватывающей дух прогулки в упряжке, запряженной «кобылкой бурой», по заснеженным полям.

Вторая – несколько утаенная, но именно она особенно важна для Пушкина. Поэт приглашает читателя полюбоваться жизнью, ощутить удивительную скорость ее волшебных изменений: еще вчера все казалось плохо, в душе «вьюга злилась», отчего и настроение было плохое, луна глядела «бледным пятном», полностью лишенная романтической привлекательности. Сегодня же воскресли жизненные надежды, воссияло солнце, вновь хочется быть счастливым и творить.

Анализ лирического стихотворения

Как анализировать стихотворение

Тема

Посвящено это произведение русской природе. Поэт всегда особенно любил зиму – его завораживали заснеженные пейзажи, волшебство русской природы вызывало трепет в его сердце. Неудивительно, что темой одного из лучших его произведений стал именно зимний пейзаж. Очевидно, что оно написано под впечатлением от реальной картины, которую он увидел, пока гостил в имении, и которую стремился не просто описать, но и передать свое настроение.

Главная мысль этого произведения достаточно проста: человека в любой время года окружает красота. Важно не проспать ее, не упустить возможность полюбоваться миром вокруг и насладиться его чудесами.

О чем написано произведение

Детальный анализ стихотворения Зимнее утро Пушкина – изучение антитез и метафор
Краткие тезисы: зима, один день из жизни обычного человека, ничем не примечательный. Накануне была страшная вьюга, наполнявшая сердце тоской, а сегодня картина коренным образом изменилась, переменилось и настроение автора: засияло солнце, вспыхнуло яркой голубизной небо, заискрился снег, словно россыпь драгоценностей.

Так бывает и в жизни: если вчера была темная полоса, то в любой момент может вспыхнуть свет, начнется светлый период.

Каким размером написано стихотворение? Четырехстопным ямбом, подчеркивающим прекрасные перемены в настроении погоды и романтический настрой поэта. Четкая, но мягкая рифма способствует легкости восприятия, а постоянные обращения автора к неведомой красавице настраивают на ощущение причастности читателя к происходящим событиям.

Это интересно! Как раскрывалась любовная лирика Пушкина: стихи, написанные в разные возрасты поэта

Основная мысль стихотворения «Зимнее утро» проста: не надо поддаваться унынию, скорби, жизнь продолжается, настоящее и будущее сулит много радостных моментов. Надо уметь наслаждаться жизнью и прелестью природы!

Композиция

Классическая линейная композиция, тем не менее, заслуживает подробного разбора.

В первом шестистишии главный герой этого лирического произведения восхищается красотой зимы. Он приходит, чтобы разбудить возлюбленную и показать ей, как прекрасен зимний мир за окном.

Вторая строфа построена на антитезе между вчерашним вечером, когда за окном была буря, а возлюбленная сидела в печали, и нынешним состоянием природы. Именно антитеза делает произведение особенным, придает ему колорит.

В третьей строфе показано прекрасное зимнее утро, которое поэт описывает самым восхищенным способом, а в четвертой лирический герой возвращается в комнату, где очень тепло, и можно наслаждаться тем, как весело трещат поленья в камине.

Но последняя строфа вновь возвращает читателя на улицу: Пушкин приглашает его на зимнюю прогулку в санях, чтобы вволю налюбоваться окружающей красотой.

Стройная композиция развивается очень динамично, яркие и точные детали создают прекрасную картину.

Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Зимнее утро»

Текст

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.

Необычайной бодростью и свежестью веет от стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» (1829), написанного излюбленным Пушкиным размером — четырехстопным ямбом. Его мерное, неустанное движение подхватывает нас, несет с собой. Помогает этому ощущению и особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка (третья) оканчивается ударным («мужским») слогом, и опять две женские рифмы, а в заключение твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей строки.

Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!» Краткое, стремительное начало. Все дальнейшее — обращение, призыв, приглашение на прогулку по сверкающим, зим¬ним снегам. Присмотримся ко второй и третьей строфам. Пушкин построил их на приеме противопоставления: вторая строфа— это «вчера», третья — это «сегодня». Вчера злилась вьюга, луна едва проглядывала сквозь тучи, и ты была печальна. Сегодня сверкают на ярком солнце снега, небо уже голубое. Резкая перемена произошла за ночь, неузнаваемым все стало кругом.

Но и эти две строфы, в свою очередь, противопоставлены всему дальнейшему. В них было рассказано все то, что видно из окна дере¬венского дома. А четвертая строфа возвращает нас в комнату, где тепло и уютно, где весело потрескивает только что затопленная печь.

И вновь мысль поэта устремляется к контрасту: хорошо сидеть дома, но не лучше ли велеть подать сани и предаться бегу нетерпеливого коня?

Все у Пушкина в этом стихотворении построено на контрастах, на смене не похожих картин. И эти кар¬тины, каждая в отдельности, насыщены, казалось бы, очень простыми, но вместе с тем выразительными подробностями («деталями»).

В самом деле, возьмем хотя бы вторую строфу, ту, где гово¬рится о вчерашней непогоде. Обратим внимание на ее эпитеты: небо — мутное, луна — не светлый круг, а расплывчатое пятно, и притом еще бледное; ты сидела печальная. Все окрашено в грустный тон. Начинается с того, что «вьюга злилась». Кстати, вот вам и простая, но много говорящая метафора. Вьюге придана черта человеческого характера. Обратимся теперь к третьей строфе, где все залито ярким светом погожего утра. Небо уже голубое, ковры снегов — великолепные. И отчетливо видно то, чего никак нельзя было заметить при вчерашней вьюге. Лес прозрачен, ель зеленеет, сквозь иней, речка блестит подо льдом. Какая наблюдательность и какая точность видения!

До сих пор поэт давал нам чисто зрительные образы. Но вот четвертая строфа. Вслушайтесь в эти строчки: Вся комната янтарным блеском Озарена. Весёлым треском Трещит затопленная печь. Не правда ли, вы не только видите этот янтарный отблеск огня (меткий и точный эпитет), но и слышите потрескивание сухих, охва¬ченных пламенем поленьев? Вероятно, здесь сыграли свою роль твердые звуки: [т], [р]. Этот приём звукописи получил название аллитерации. Остановимся на некоторых эпитетах последней строфы.

«. предадимся бегу нетерпеливого коня».

Опять ёмкое и выразительное художественное определение. Почему конь назван нетерпеливым? Очевидно потому, что ему не стоится на месте, что его пощипывает мороз, что он тоже по-своему охвачен ощущением этого бодрого зимнего утра — и рвется вперед и вперед. Как много можно сказать одним умело выбранным словом!

А последний эпитет этих стихов — на этот раз «сложный эпитет» из трех слов: «И берег, милый для меня». Разве не заставляет он вообразить картину каких-то, возможно и сложных, но счастливых и милых для памяти человеческих отношений? Автор ничего не говорит о них, но весь тон стихотворения, бодрый и радостный, свидетельствует о светлом, ничем не омраченном счастье. У Пушкина немало стихотворений о зиме, о глубоких снегах, о зимнем солнце, но это изображение сверкающего утра особо выделяется своими светлыми, жизнерадостными красками.

Средства выразительности

Пушкин использует в своем произведении самые разные выразительные средства, например:

  • Эпитеты – “день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”.
  • Сравнение – “как бледное пятно”.
  • Олицетворения – “мгла носилась”, “вьюга злилась”.

Кроме того, широко используются разнообразные обращения, такие как “подруга дней моих суровых”, “красавица”.

В произведении радостные эпитеты сочетаются с мрачными, создающими противопоставление, чтобы еще больше подчеркнуть красоту зимнего утра. Есть в нем и метафоры (например, снег “лежит”, блестя на солнце), гипербола, аллитерации и анафоры. Все это работает на художественную идею и помогает создать лирическое настроение.

Жанр поэзии: детали

Название произведения сразу проливает свет на жанр пушкинского творения.

Текст – яркий пример пейзажных поэзий. Автор останавливает свой выбор на традиционном, простом размере – четырехстопном ямбе. Такой подход определяет необыкновенную мелодичность, музыкальность произведения.

Писатель использует смешанную рифмовку, а также чередование женской рифмы с мужской. Эти приемы передают радостное, позитивное настроение поэзии. В рамках пейзажных поэзий русский писатель выступает реалистом. Литератор обращается к обыденным, привычным вещам, чтобы найти в них нечто волшебное. Состояние окружающего мира отображает глубину внутреннего мира рассказчика.

Художественные особенности стиха Зимнее утро

Пушкинское творчество славится богатой палитрой художественных средств. В «Зимнем утре», в частности, использованы следующие тропы и приемы:

  • Эпитеты придают произведению колорита и яркости («день чудесный», «друг прелестный», «голубые небеса», «янтарный блеск» и т. д.). Среди прилагательных выделяются радостные, светлые слова, а также мрачные, темные – это придает пушкинскому шедевру контрастности;
  • Автор использует также сравнения (например, писатель сравнивает луну с белым пятном);
  • Олицетворения придают тексту живости, динамичности (мгла носится, вьюга злится – природная стихия награждается тонкостями человеческого характера);
  • Отдельная роль отводится обращению – этот прием создает ощущение интимности (писатель обращается к «подруге дней… суровых», «красавице» и т. д.);
  • Метафоры и гиперболы усиливают образность текста и помогают создать возвышенное настроение. Автор рисует зиму как некую всеобъемлющую пору;
  • В произведении также присутствуют аллитерация (обилие шипящих и звонких согласных звуков). Автор делает акцент на звуки «с», «л», ассоциирующиеся с морозным воздухом. Звуки «т», «р» передают настроение от треска поленьев в каминном очаге;
  • Ассонансы – средство, усиливающее мелодичность произведения (автор выбирает очень удачные созвучия, состоящие из гласных звуков). Этот прием живописно передает пейзажи зимней поры: скрипящий снег, стук конских копыт;
  • Анафора;
  • Тавтология – намеренный прием писателя. Повторяя слово «трещит», автор создает ощущение динамики.

Зимнее утро

Образы поэзии

  • Первая часть – это портрет морозного русского утра. Картина, созданная литератором, поражает торжеством жизни, светом, яркостью и безмятежностью. В этой части писатель акцентирует внимание на образе красавицы. Этот образ можно трактовать двояко: с одной стороны, это героиня, с другой – Петербург. Этот город также часто называют Северной столицей. Поэт романтизирует образ столицы, воспевает его.
  • Писатель вводит в текст нарицательное имя – Аврора. Римская мифология называет Авророй богиню утра, рассвета. Утро наступает после дождливого, неприятного, унылого вечера. Атмосфера вечерней грусти создается с помощью образов мутного неба, вьюги, мглы и печали героини. Рассветное небо символизирует новое начало, новую жизнь, новую надежду. Окружающий мир выступает в пушкинском произведении не просто фоном: это отражение внутреннего состояния автора.
  • Отдельное место в анализируемой поэзии занимает романтика сельского быта. Писатель рисует образ камина, в котором уютно трещат деревяшки, образ лежанки, бурой кобылки и т. д. Лошадка вырывается из стойла на свободу, превращаясь в «нетерпеливого коня». Животное – это символ динамики жизни, вечной энергии природы.

5.0

01

Источник: memblog.ru

Текст стиха

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Из истории создания поэзии

Пушкинская лирика насчитывает массу примеров пейзажных произведений. Русский гений любил обращаться к экологической тематике. «Зимнее утро» прекрасно подтверждает эту мысль. Поэт в трепетной радости созерцает картины русской зимней поры. От поэзии веет оптимизмом: ссылка писателя закончилась, и он смог вернуться домой. Радость автора воплотилась в строках этого стиха.

В целом, природная стихия – одна из излюбленных тем русского литератора. Красота пейзажей родного края с ранних лет волновала писателя. Родные места привлекали творческую душу Пушкина. Симпатия к родной земле делала из Александра Сергеевича настоящего патриота. Анализируемое произведение принадлежит к позднему этапу пушкинского творчества. Поэзия составляет неотъемлемую часть современной школьной программы.

В центре внимания автора – праздничность, атмосферность утра русской зимой. Произведение отличается жизнерадостностью, ощущением новой жизни – новой страницы в жизни. Поэзия носит автобиографический характер.
Дата рождения стиха – 1829-й год. Этот период сопровождался для поэта определенными сложностями. Писатель долгое время считался опальным. Жизнь Александра Сергеевича велась под присмотром Третьего Отделения. Сам литератор не один раз был «в гостях» у Бенкендорфа – начальника Отделения. У писателя были серьезные покровители, друзья, которые часто заступались за поэта. Идея произведения появилась у Пушкина, когда тот гостил у одного из своих друзей. Речь идет о Петре Вульфе.

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» считается одним из замечательнейших творений Александра Сергеевича Пушкина. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

На создание этого шедевра ушел всего один день. Это случилось третьего ноября. В то время поэт находился в Тверской губернии. Имение Вульфов располагалось в деревне под названием Павловское. Оттуда писатель планировал ехать в Северную столицу. Из поместья друзей открывался вид на реку, покрытую льдами. Рядом располагался лес, зимний, похожий на призрака. Краски и атмосфера зимы толкнули литератора взяться за перо.

Посвящение стиха

В тексте отчетливо видны две фигуры: самого рассказчика-героя и женщины. На поэта сильно повялила его няня – Арина Родионовна. В жизни писателя присутствовали две женщины, оказавшие влияние на его судьбу: это няня и супруга – Наталья Гончарова. Няня научила будущего классика обращать внимание на красоту окружающего мира, замечать чудо в обычных вещах. Именно няню поэт называет в этой поэзии «милым другом». Хотя некоторые литературные критики предполагают, что под образом «милого друга» все же скрывается жена писателя.

Дружелюбное окружение близких, родных людей, друзей вдохновляет поэта. Пушкин чувствует себя защищенно, расслабленно, и снова берется за перо. Зима, мороз, узоры на оконных стеклах развеивают проблемы писателя, отодвигают невзгоды на задний план.

Теперь можно успокоиться и просто насладиться красотой мира.
Публикация произведения состоялась в 1830-м году – на страницах «Царского села» (одного из альманахов того времени).

Стих как автобиография

Пушкинское произведение раскрывает личные подробности жизни автора. Александра Сергеевича восхищала идиллия деревни, атмосфера сельского размеренного бытия. Пушкин – опальный писатель. Однако он всегда отличался любовью к родной земле, был искренним патриотом. Это качество воплотилось в пушкинском творчестве. Поэт часто воспевал красоту русской природы.

Зимнее утро

Город – это вычурность, чрезмерная гордыня, ненужный фарс. Пушкин жаждет простоты, искренности, незатейливости и непосредственности. Эти ценности воплощаются в деревенском образе жизни. Произведение не наполняется философскими смыслами, здесь отсутствуют недомолвки и иносказания. В целом, Пушкин создает лаконичную поэзию, без декоративных фраз, лишних украшений. Простота слога обеспечивает этому шедевру читательскую любовь.

Язык поэта

Литературные критики обращают отдельное внимание на специфику пушкинского языка. Александра Сергеевича называют основоположником современного языка и литературы в России. Читатели, однако, подчеркивают, что не все смыслы, заложенные в строки текстов русского автора, им понятны. Но это утверждение не касается анализируемого произведения. Поэзия отличается простотой речи, ясностью и прозрачностью смысла.

Произведение Александра Пушкина под названием «Я вас любил…» поражает чувственностью, легкостью слога, точностью рифмы, глубоким эмоциональным накалом. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Правильные художественные средства (ямб, обилие прилагательных) тоже упрощают восприятие этого творения. Эпитеты отличаются многозначительностью. Эта черта – тоже свидетельство автобиографического характера произведения. В ноябре – незадолго до рождения стиха – Пушкин пребывал в тяжелом душевном состоянии. Впечатления от ссылки, неприятие высшим светом, одиночество все еще тревожили поэта. Поэтому писатель создает образ вчерашнего дня – мрачного, мутного, бледного. Настоящее – это начало новой жизни: великолепный, прозрачный, янтарный день.

Тематика стиха

Пушкинское творение посвящается популярной в русской классике теме – красоте окружающего мира. Русская зима – это особый герой пушкинских произведений. Заснеженность ландшафтов, чудо замороженной природы привлекали поэта с самого детства. Александр Сергеевич чувствовал связь с природной стихией, родство с окружающим миром. Этот факт объясняет, почему писатель прославился в том числе как мастер пейзажных поэзий.

Зимнее утро

Красота природной вселенной – это первая тема пушкинского творения. Второй тематический вектор – любовь. Читатель ощущает теплоту чувств героя к женщине. Автор очень трепетно относится к героине, волнуется, чтобы та увидела красоту этого утра. От произведения веет нежностью и радостью. Герой любит не только свою подругу, но и все живое в этом мире. Любовь – это глобальное, тотальное чувство, которое человек испытывает к миру в целом.

Идея произведения

Что же находится в центре размышлений писателя? Пушкин говорит о простых вещах, понятных каждому человеку. Мир дарит людям красоту. Прекрасное – это нечто, что находится вне времени, красота вечна. Каждое время года отличается своим уникальным портретом, колоритом. Поэт призывает читателя сделать паузу, остановиться, прервать жизненную суету, чтобы насладиться ландшафтом.

Природа не просто красива. В природе автор видит друга, который не бросит в трудную минуту и всегда поддержит. Стихия и человек соединены неразрывными узами.

Зимнее утро

Пушкинский литературный пейзаж – это не просто красивый текст. Александр Сергеевич мастерски описал полноту и радость жизни. Человеческая душа находит успокоение в гармонии со стихией. Пушкин, однако, не единственный русский писатель, который обращается к подобной тематике. Те же мысли проскальзывают и в лермонтовской лирике. Глубокая идея данной поэзии состоит в том, что контраст – естественное состояние вещей: мороз существует вместе с солнцем.

Композиционные особенности стиха

В данном случае поэт обращается к классической линейной композиции. Впрочем, структура текста заслуживает на более детальное внимание. Всего в произведении насчитывается пять шестистиший. Композиция отличается динамикой, стройностью, точностью деталей и образностью.

Первая часть

Первый фрагмент текста представляет зимнюю картину: морозное утро, разбавленное золотистыми лучами солнца. Героя пушкинского творения восхищает красота зимней поры. Рассказчик обращается к женщине – героине стиха, чтобы обратить ее внимание на эту чудную зиму.

Вторая часть

В этом фрагменте автор использует прием антитезы. Писатель противопоставляет вчерашний вечер, осеннюю бурю, печаль и нынешний мир – там, за оконным стеклом. Вчера героиня печалилась, потому что ее угнетала погода. Сегодня настал новый день, который предвещает радость, дает надежду на лучшие времена. «Жизнь прекрасна», – кажется, хочет сказать людям зима. Антитеза придает пушкинскому шедевру особый колорит.

Третья и четвертая части

Здесь писатель изображает красоту зимнего утра. Поэта восхищает природа в это время года. Затем герой вновь оказывается в своей комнате. В доме разожгли камин, здесь тепло и уютно. Так приятно ощутить после ободряющей прогулки этот домашний комфорт!

Пятая часть

Завершение произведения снова застает писателя на улице. Автор решил проехаться в санях. Читатель ощущает себя соучастником этого по-детски радостного события. Писатель создает атмосферу покоя, комфорта, безопасности, оптимизма. Проблемы ушли, и теперь можно спокойно любоваться красотами окружающего мира.

Жанр поэзии: детали

Название произведения сразу проливает свет на жанр пушкинского творения.

Текст – яркий пример пейзажных поэзий. Автор останавливает свой выбор на традиционном, простом размере – четырехстопном ямбе. Такой подход определяет необыкновенную мелодичность, музыкальность произведения.

Писатель использует смешанную рифмовку, а также чередование женской рифмы с мужской. Эти приемы передают радостное, позитивное настроение поэзии.
В рамках пейзажных поэзий русский писатель выступает реалистом. Литератор обращается к обыденным, привычным вещам, чтобы найти в них нечто волшебное. Состояние окружающего мира отображает глубину внутреннего мира рассказчика.

Художественные особенности стиха Зимнее утро

Пушкинское творчество славится богатой палитрой художественных средств. В «Зимнем утре», в частности, использованы следующие тропы и приемы:

  • Эпитеты придают произведению колорита и яркости («день чудесный», «друг прелестный», «голубые небеса», «янтарный блеск» и т. д.). Среди прилагательных выделяются радостные, светлые слова, а также мрачные, темные – это придает пушкинскому шедевру контрастности;
  • Автор использует также сравнения (например, писатель сравнивает луну с белым пятном);
  • Олицетворения придают тексту живости, динамичности (мгла носится, вьюга злится – природная стихия награждается тонкостями человеческого характера);
  • Отдельная роль отводится обращению – этот прием создает ощущение интимности (писатель обращается к «подруге дней… суровых», «красавице» и т. д.);
  • Метафоры и гиперболы усиливают образность текста и помогают создать возвышенное настроение. Автор рисует зиму как некую всеобъемлющую пору;
  • В произведении также присутствуют аллитерация (обилие шипящих и звонких согласных звуков). Автор делает акцент на звуки «с», «л», ассоциирующиеся с морозным воздухом. Звуки «т», «р» передают настроение от треска поленьев в каминном очаге;
  • Ассонансы – средство, усиливающее мелодичность произведения (автор выбирает очень удачные созвучия, состоящие из гласных звуков). Этот прием живописно передает пейзажи зимней поры: скрипящий снег, стук конских копыт;
  • Анафора;
  • Тавтология – намеренный прием писателя. Повторяя слово «трещит», автор создает ощущение динамики.

Зимнее утро

Образы поэзии

  • Первая часть – это портрет морозного русского утра. Картина, созданная литератором, поражает торжеством жизни, светом, яркостью и безмятежностью. В этой части писатель акцентирует внимание на образе красавицы. Этот образ можно трактовать двояко: с одной стороны, это героиня, с другой – Петербург. Этот город также часто называют Северной столицей. Поэт романтизирует образ столицы, воспевает его.
  • Писатель вводит в текст нарицательное имя – Аврора. Римская мифология называет Авророй богиню утра, рассвета. Утро наступает после дождливого, неприятного, унылого вечера. Атмосфера вечерней грусти создается с помощью образов мутного неба, вьюги, мглы и печали героини. Рассветное небо символизирует новое начало, новую жизнь, новую надежду. Окружающий мир выступает в пушкинском произведении не просто фоном: это отражение внутреннего состояния автора.
  • Отдельное место в анализируемой поэзии занимает романтика сельского быта. Писатель рисует образ камина, в котором уютно трещат деревяшки, образ лежанки, бурой кобылки и т. д. Лошадка вырывается из стойла на свободу, превращаясь в «нетерпеливого коня». Животное – это символ динамики жизни, вечной энергии природы.

Источник: r-book.club