Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера.
Осень. Древний уголок Старых книг, одежд, оружья, Где сокровищ каталог Перелистывает стужа.
В красных листьях бережок. Каждый листик — как флажок. Стал наш парк осенний строже. Бронзой весь покроется!
Осень
Стихотворения про осень
«РќР°СЂРѕРґРЅРѕРµ творчество: стихи, заклички, загадки, РїРѕРіРѕРІРѕСЂРєРё РїСЂРѕ осень»
Александр Пушкин «РЈРЅС‹Р»Р°СЏ РїРѕСЂР°! Очей очарованье!»
Алексей Плещее⠫Осень»
Аполлон Майко⠫Осень»
Афанасий Фет «РћСЃРµРЅСЊСЋ»
Борис Пастернак «Р—олотая осень»
Константин Бальмонт «РћСЃРµРЅСЊ»
Николай Некрасо⠫Перед дождем»
Сергей Есенин «РќРёРІС‹ сжаты, рощи голы…»
Федор Тютче⠫Есть РІ осени первоначальной…»
Источник: maxybaby.net.ua
Осень в стихах русских классиков.
1. Федор Тютчев
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле…
2. Александр Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы.
И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русской холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь: Чредой слетает сон, чредой находит голод; Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят — я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн — таков мой организм (Извольте мне простить ненужный прозаизм).
3. Николай Некрасов
Славная осень! Здоровый, ядрёный Воздух усталые силы бодрит; Лёд неокрепший на речке студёной Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно — покой и простор! Листья поблекнуть ещё не успели, Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Славная осень! Морозные ночи, Ясные, тихие дни… Нет безобразья в природе! И кочи, И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным, Всюду родимую Русь узнаю… Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою…
4. Иван Бунин Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой…
5. Фёдор Тютчев
Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землёю, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье — и на всём Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовём Божественной стыдливостью страданья.
Осень. Лирическое Осень!
Источник: matveychev-oleg.livejournal.com
Родовое имение
Осенью 1833 года в Болдино, село, расположенное недалеко от Нижнего Новгорода, приезжает известный человек, автор знаменитейших по сей день произведений, русский гений, литературный реформатор — А. С. Пушкин. Осенняя пора, очей очарованье… Он любит это место, он боготворит сезон, дарующий ему не только вдохновение, но и физическую крепость. Имение, которое посетил знаменитый поэт, — родовое.
«Осень»
Произведение «Осень» считается неоконченным, состоящим из 11 полных восьмистиший и начатой двенадцатой. В стихах он описывает свое мировосприятие во время пребывания в Болдино. Тишина, возможность забыться, даже отречься от мира, для того чтоб дать волю мыслям и мечтам… Только работа — кипящая, самозабвенная, всепоглощающая…
Именно так чувствовал себя воодушевленный Осенняя пора — очей очарованье — захватывала автора, заставляя яркими красками слов прорисовывать каждый миг увядания окружающей природы. Поэт описывает быт и уклад уездных имений, собственное времяпрепровождение.
Рассказывает он и о своем отношении к временам года, подробно аргументируя ту или иную точку зрения. Восторженные слова автор относит не только к осени, но и к зиме с ее забавами и красотами. Своими ощущениями с читателями делится в простой форме Пушкин.
Осенняя пора, очей очарованье, столь нелюбимая многими, но покорившая его сердце, заставляет чувствовать необходимость оправдываться перед остальными, доказывая и объясняя свое восторженное отношение, столь разительно отличающееся от мнения большинства других людей.
Первый визит в Болдино
Первый раз в Нижегородскую область Пушкин попал в канун своей свадьбы. Автор застрял в Болдино на три месяца. Великолепная осенняя пора — очей очарованье, как писал Пушкин, — вдохновила его на плодотворный труд. В тот период из-под пера русского классика вышла целая серия знаменитейших по сей день произведений, в том числе и «Сказка о попе и его работнике Балде».
Второй визит
В следующий раз (осенью 1833 года) Пушкин едет в село намеренно, он уже воспринимает его не как родовое имение, а как кабинет для творчества. Он торопится туда, несмотря на то, что в Петербурге его ждет красавица-жена, и дома он не был уже очень давно. Пушкин задержался в Болдино всего на полтора месяца, но за это время он подарил миру несколько сказок и не один стих.
Осенняя пора! Очей очарованье!.. Знаете ли вы, как прекрасна Болдинская осень? Она не может не покорить своей красотой.
Все, кто хоть раз побывыли в тех местах, испытывают те же чувства, что и Пушкин, но выразить их столь красноречиво дано далеко не всем. Возможно, это и не нужно. Ведь у нас есть его «Осень».
P.S.
В тот же период Пушкин дал жизнь и столь известному сочинению, как «История Пугачева». В Болдино автор закончил работу над произведением, переписав его набело. Там же была начата работа над циклом «Песни западных славян». Должно быть, писатель не преувеличивал, когда писал, что именно осенью он ощущает прилив вдохновения:
«… И забываю мир — и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне…»
I Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы.
II Теперь моя пора: я не люблю весны; Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен; Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены. Суровою зимой я более доволен, Люблю ее снега; в присутствии луны Как легкий бег саней с подругой быстр и волен, Когда под соболем, согрета и свежа, Она вам руку жмет, пылая и дрожа!
III Как весело, обув железом острым ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек! А зимних праздников блестящие тревоги?.. Но надо знать и честь; полгода снег да снег, Ведь это наконец и жителю берлоги, Медведю, надоест. Нельзя же целый век Кататься нам в санях с Армидами младыми Иль киснуть у печей за стеклами двойными.
IV Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Ты, все душевные способности губя, Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи; Лишь как бы напоить, да освежить себя — Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи, И, проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом.
V Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечет. Сказать вам откровенно, Из годовых времен я рад лишь ей одной, В ней много доброго; любовник не тщеславный, Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
VI Как это объяснить? Мне нравится она, Как, вероятно, вам чахоточная дева Порою нравится. На смерть осуждена, Бедняжка клонится без ропота, без гнева. Улыбка на устах увянувших видна; Могильной пропасти она не слышит зева; Играет на лице еще багровый цвет. Она жива еще сегодня, завтра нет.
VII Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
VIII И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русской холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь: Чредой слетает сон, чредой находит голод; Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят — я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн — таков мой организм (Извольте мне простить ненужный прозаизм).
IX Ведут ко мне коня; в раздолии открытом, Махая гривою, он всадника несет, И звонко под его блистающим копытом Звенит промерзлый дол и трескается лед. Но гаснет краткий день, и в камельке забытом Огонь опять горит — то яркий свет лиет, То тлеет медленно — а я пред ним читаю Иль думы долгие в душе моей питаю.
X И забываю мир — и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем — И тут ко мне идет незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей.
XI И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута — и стихи свободно потекут. Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге, Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны; Громада двинулась и рассекает волны.
XII Плывет. Куда ж нам плыть? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Анализ стихотворения «Осень» Александра Пушкина
Широко известно, какое именно время года было самым любимым у Пушкина. Произведение «Осень» — одно из самых прекрасных стихотворений, посвященных осени, во всей русской литературе. Поэт написал его в 1833 г., во время пребывания в Болдино (т. н. «Болдинская осень»).
Пушкин выступает в роли талантливого художника, с большим мастерством рисующего картину осеннего пейзажа. Строки стихотворения проникнуты огромной нежностью и любовью к окружающей природе, находящейся в фазе увядания. Вступление представляет собой первый набросок к картине: опадающая листва, первые заморозки, выезды на псовую охоту.
Далее Пушкин изображает остальные времена года. При этом он перечисляет их достоинства, но делает основной упор на недостатках. Описание весны, лета и зимы достаточно развернуто, автор прибегает к шутливым грубоватым замечаниям. Приметы весны – «вонь, грязь». Зима вроде бы насыщена многими радостными событиями (прогулки и забавы на природе), но продолжается невыносимо долго и надоест «и жителю берлоги». Все хорошо жарким летом, «да пыль, да комары, да мухи».
Сделав общий обзор, Пушкин в качестве противопоставления переходит к конкретному описанию прекрасной осенней поры. Поэт признается, что любит осень странной любовью, подобной чувству к «чахоточной деве». Именно за свой печальный вид, за увядающую красоту осенний пейзаж бесконечно мил поэту. Фраза, представляющая собой антитезу, — « » стала крылатой в характеристики осени.
Описание осени в стихотворении – художественный образец для всего русского поэтического общества. Пушкин достигает вершин своего таланта в использовании выразительных средств. Это разнообразные эпитеты («прощальная», «пышное», «волнистою»); метафоры («в их сенях», «зимы угрозы»); олицетворения («одетые леса»).
В заключительной части стихотворения Пушкин переходит к описанию состояния лирического героя. Он утверждает, что только осенью к нему приходит истинное вдохновение. Традиционно для поэтов весна считается временем новых надежд, пробуждения творческих сил. Но Пушкин снимает это ограничение. Он снова делает небольшое шутливое отступление – «таков мой организм».
Посещению музы автор отводит значительную часть стихотворения. В описании творческого процесса также чувствуется рука великого художника. Новые мысли являются «незримым роем гостей», совершенно преображающим одиночество поэта.
В финале поэтическая работа представляется Пушкиным в образе корабля, готового к плаванию. Стихотворение обрывается риторическим вопросом «Куда ж нам плыть?». Это указывает на бесконечное множество тем и образов, возникающих в сознании поэта, который абсолютно свободен в своем творчестве.
Источник: stroydoma74.ru
А. С. Пушкин «Унылая пора, очей очарованье» (Отрывок)
VII
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье»
Золотая пора года поражает своей красотой, поэтичностью. Период, когда природа ярко и торжественно прощается с летом, теплом, зеленью, готовится к зимнему сну. Желтая, красная листва украшает деревьев, а осыпаясь ложится пестрым ковром под ноги. Межсезонье на протяжении столетий вдохновляло художников, поэтов, композиторов, драматургов.
Пушкина всегда привлекала осень своим очарованием. Он любил это время больше всех других, о чем неустанно писал как в прозе, так и в стихах. В стихотворении «Унылая пора, очей очарованье» Александр Сергеевич рассуждает о временах года и приходит к выводу, что конец октября для него идеален по всем параметрам.
Он не любит весну, воспетую многими поэтами, за то, что грязно, слякотно. Не выносит знойного лета, с вечно жужжащими насекомыми. Лирику больше к душе «русский холод». Но зима морозная, долгая. Хоть герой и любит мчатся на санях по снегу, кататься на коньках. Не всегда погода благоволит любимым забавам. А сидеть долго дома у камина рассказчику скучно, тоскливо.
Знаменитые строки родились во вторую Болдинскую осень в 1833 году. Известно, что данный период был самым продуктивным для поэта, его творческим подъемом. Когда пальцы сами просились к перу, а перо к бумаге. Подготовка ко сну, увядание природы – для Пушкина этап обновления, новой жизни. Он пишет, что вновь расцветает.
Уже в первых строках звучит антитеза. Яркое противопоставление двух описаний одного явления. С одной стороны поэт восклицает: «Унылая пора». С другой – называет погоду за окном очарованием очей. Он пишет об увядании природы – слово с негативной окраской. Но в то же время сообщает читателю о своей любви к данному периоду. Прощальная красота лесов, одетых в багрец и золото, опустошенных полей манит автора на прогулку. В такую погоду невозможно усидеть взаперти.
Лирическим героем выступает рассказчик, за которым прорисовывается личность самого Александра Сергеевича. Внимательный читатель понимает, что описание живое. Пушкин, что видит, то изображает в поэтических строках. Природа одухотворена. Поэтому ее образ можно считать вторым героем сюжета.
Главная тема текста – красота осенней природы, смена погоды. Трепетно и с любовью герой спешит поделиться радостью от наступления октября. Донести основную мысль, настроение автору помогают средства художественной выразительности. Эпитеты: «сладкая тишина», «лирическое волненье», «блистающее копыто», «незримый рой». Метафоры: «усыплен воображением», «трепещет и звучит душа».
Автор бережно, вежливо, очень учтиво, доверительно общается с читателем. Будто приглашает к диалогу. Спрашивает мнения, извиняется за излишний «прозаизм». Таким образом, использован жанр обращения. Так читающий лучше понимает автора, его настроение, чувство и ту мысль, которую поэт хотел донести.
Размеренное, напевное, ритмичное прочтение достигается с помощью выбранного поэтического размера – ямба. Стихотворение поделено на октавы, которые представляют собой строфы из восьми строчек.
Композиционно текст выглядит незавершенным. Александр Сергеевич заканчивает строчкой: «Куда ж нам плыть?». Предлагая читателю самому поразмышлять над этим вопросом. Небольшой элемент натурфилософской лирики в пейзажном описании. Строки целенаправленно лишены точного описания пейзажа.
Пушкин, как истинный живописец в поэзии, здесь выступает в роли импрессиониста. Пойман момент, который вот-вот сменится другим. Но картинка слегка размыта, передает не столько детали, сколько эмоции.
Благодаря стихотворению А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье» мы можем увидеть осень глазами великого поэта. После прочтения текст оставляет позитивные эмоции, приятное волнение.
Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Источник: NatWorld.info
(Отрывок)
Чего в мой дремлющий тогда не входит ум? Державин.
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает. Журча ещё бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы.
Теперь моя пора: я не люблю весны; Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен; Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены. Суровою зимой я более доволен, Люблю её снега; в присутствии луны Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен, Когда под соболем, согрета и свежа, Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!
Как весело, обув железом острым ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек! А зимних праздников блестящие тревоги?.. Но надо знать и честь; полгода снег да снег, Ведь это наконец и жителю берлоги, Медведю, надоест. Нельзя же целый век Кататься нам в санях с Армидами младыми Иль киснуть у печей за стёклами двойными.
Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Ты, все душевные способности губя, Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи; Лишь как бы напоить, да освежить себя — Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи, И, проводив её блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом.
Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно, Из годовых времён я рад лишь ей одной, В ней много доброго; любовник не тщеславный, Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.
Как это объяснить? Мне нравится она, Как, вероятно, вам чахоточная дева Порою нравится. На смерть осуждена, Бедняжка клонится без ропота, без гнева. Улыбка на устах увянувших видна; Могильной пропасти она не слышит зева; Играет на лице ещё багровый цвет. Она жива ещё сегодня, завтра нет.
Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы.
И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русской холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь: Чредой слетает сон, чредой находит голод; Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят — я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн — таков мой организм (Извольте мне простить ненужный прозаизм).
Ведут ко мне коня; в раздолии открытом, Махая гривою, он всадника несёт, И звонко под его блистающим копытом Звенит промёрзлый дол и трескается лёд. Но гаснет краткий день, и в камельке забытом Огонь опять горит — то яркий свет лиёт, То тлеет медленно — а я пред ним читаю Иль думы долгие в душе моей питаю.
И забываю мир — и в сладкой тишине Я сладко усыплён моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем — И тут ко мне идёт незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы лёгкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута — и стихи свободно потекут. Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге, Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны; Громада двинулась и рассекает волны.
Плывёт. Куда ж нам плыть? ….. …………….. ……………..
Источник: ru.wikisource.org