Новости и общество 2 февраля 2015

Богата своими просторами Россия! Средняя полоса нашей страны – это поистине уникальная территория, изобилующая многообразием хвойных и лиственных лесов, чистыми реками и кристальными озерами, нетронутыми цивилизацией. Кроме того, местный мягкий климат создает прекрасные условия для обитания многочисленных и неповторимых животных, а также для произрастания здесь определенных растений.

Что такое средняя полоса России?

Средней полосой России принято называть территорию европейской части нашей страны, характеризующуюся умеренно-континентальным климатом. Еще одно название ее – среднерусский регион. Именно так она называлась во времена Советского Союза. Природа средней полосы России разнообразна и удивительна. Некоторые животные и растения, населяющие европейскую территорию, практически больше не встречаются в отдаленных регионах нашей страны.

россия средняя полоса

Какой климат господствует в средней полосе России?


На европейской территории Российской Федерации располагается умеренно-континентальный климат. Птицы средней полосы России и остальные животные чувствуют себя здесь очень уютно. И это неспроста, ведь зима здесь – снежная, но умеренно морозная, а лето – теплое, но довольно влажное. Например, по данным гидрометцентра России, средними зимними температурами являются значения от – 8 градусов Цельсия на юго-западе (в Брянской области) до – 12 на северо-востоке (в Ярославской области). Летними температурами можно назвать значения от + 22 градусов по Цельсию (северо-запад, Тверская область) до +28 (юго-восток, Липецкая область).

птицы средней полосы россии

География

Каковы границы этой местности? Насколько широка Россия? Средняя полоса нашей огромнейшей страны начинается от границ с Белоруссией (на западе) и тянется до самого Поволжья (на востоке), а также от Архангельской области и Карелии в северном направлении до Черноземья (иногда и до Кавказа) – в южном. Стоит отметить, что на севере европейская территория граничит с таежной полосой. Эта граница пролегает в Ярославской, Псковской, Костромской и Кировских областях. На юге же средняя полоса граничит с лесостепью в Курской, Воронежской, Липецкой, Орловской, Пензенской и Тамбовской областях. Как правило, смешанные российские леса выделяются в так называемую подтаежную зону.

Чем богата европейская Россия?


Средняя полоса нашей страны, конечно же, богата своей неповторимой флорой. Как уже было сказано выше, для этих мест характерны смешанные и широколиственные леса с многообразием животного и растительного мира. Последний представлен здесь разнообразными видами деревьев:

  • липой;
  • березой;
  • дубом;
  • ясенем;
  • кленом;
  • ольхой;
  • вязом.

На территории, занимаемой смешанными лесами, к вышеназванным породам лиственных деревьев добавляются и хвойные: сосны, пихта, ели, лиственница – деревья, без которых Россия – это не Россия. Средняя полоса РФ знаменита многообразием лугов. Основными представителями лугового травостоя являются:

  • овсяница;
  • лисохвост;
  • клевер;
  • полевица;
  • тимофеевка;
  • осока;
  • мышиный горошек.

Животные средней полосы России

Здешние места — настоящая находка для зоологов и натуралистов во всех областях нашей жизни! Нельзя не отметить, что здесь обитает примерно 50% видового разнообразия представителей фауны. Многие животные, населяющие европейскую территорию России, смогли выжить и адаптироваться в данной природной зоне только лишь благодаря ее мягкому климату. Великое множество тех или иных степных и лесных массивов служат тихой пристанью для таких копытных животных как:

  • зубры;
  • лоси;
  • маралы;
  • бараны;
  • дикие кабаны;
  • благородные европейские олени;
  • косули.

животные средней полосы россии

Но животные средней полосы России не ограничиваются лишь ее копытными представителями. И косули, и кабаны, и маралы, в свою очередь, служат пищей для крупных хищников – бурых медведей, енотовидных собак, волков, росомах и куниц. Здесь же в больших количествах обитает мелкая живность (землеройки, кроты), являющаяся пищей, например, для лисиц и других хищных птиц. Ученые отмечают, что европейскую территорию нашей страны населяет самая большая в России популяция зайцев-русаков, ежей обыкновенных, белок, полевок и т. д.

Водоемы населяют такие рыбы как щука, плотва, стерлядь, карась, язь. Европейская территория нашей страны насчитывает более 170 видов птиц, являясь исторической средой обитания большинства из них. В больших количествах здесь можно встретить снегирей, рябчиков, дятлов, дроздов. Вот наиболее распространенные птицы средней полосы России:

  • ворон;
  • куропатка;
  • ласточка;
  • воробей;
  • соловей;
  • коростель;
  • серая цапля;
  • розовый скворец;
  • дрофа;
  • чибис;
  • поганка;
  • утка;
  • стерх;
  • болотная сова;
  • степной орел;
  • канюк.

природа средней полосы россии

Несмотря на то что свыше 40 видов пернатых здесь являются охотничье-промысловыми и добываются ежегодно, свою естественную популяцию многие из них прочно сохраняют благодаря отсутствию преднамеренного губительного воздействия на природу со стороны людей.

Источник: fb.ru

Источник: monateka.com

Красота природы нашей страны необыкновенна. Широчайшие полноводные реки, изумрудные леса, ярко-синее небо. Какой по-настоящему богатый выбор для русских художников! Но как влияет на нас красота природы? Какой след в душе человека она оставляет? Эти вопросы в своем тексте раскрывает К.Г. Паустовский.

В тексте, предложенном для анализа, К.Г.

Паустовский ставит проблему влияния красоты природы на человека. Раскрывая ее, автор размышляет над тем, как природа прививает нам чувство любви к Родине. Он обращает внимание на то, что, увидев лишь раз просторы нашей страны, сердце навсегда покоряется ей. «Я высунулся в окно, и вдруг у меня перехватило дыхание», — пишет Константин Георгиевич. Красота природы вызвала у него восторг, восхищение. Приехав в Москву, он решил посетить Третьяковскую галерею. Картина Левитана «Золотая осень» поразила его настолько, что он даже не мог поверить, что такая красота существует на самом деле.


К.Г Паустовский считает, что красота природы пробуждает в нас чувство любви к Родине, привязанность к ней.

Я не могу не согласиться с позицией автора.

Россия — страна с необыкновенно богатой природой. Думаю, нет такого места, где человек не могу бы найти того, что навсегда запомнит его сердце.

Проблема влияния красоты природы нередко ставится и в литературе. В пример можно взять повесть А.П. Чехова «Степь». Егорушка был поражен красотой и величием степи настолько, что он начинает придавать ей человеческие черты. Ему казалось, что степное пространство способно и страдать, и радоваться, и тосковать.

Большое внимание красоте природы уделяют поэты в своих произведениях. Р. Ивнев в стихотворении «Наедине с природой» размышляет о том, как влияет природа на человека. Он говорит, Ю что наедине с природой люди начинают мыслить заново. Открыто и чисто. и ни за какие деньги он не покинет того тихого уголка, где человек становится самим собой.


Красота нашей природы обворожительна. Но, восхищаясь ей, мы не должны забывать, что эта красота может исчезнуть от пагубного воздействия на окружающую среду. И тогда наши потомки смогут увидеть очарование природы лишь на полотнах художников прошлых веков.

Источник: www.kritika24.ru

A26 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить определением, выраженным причастным оборотом?

1) Молодой человек, который шел по другой стороне улицы, вдруг окликнул меня по имени.

^ 2) Стены звукозаписывающей студии мы решили обить войлоком, который не пропустит никаких посторонних звуков из соседних помещений.

3) Валерий Кириллович аккуратно положил сверток в ящик комода, который достался ему по наследству от прадеда.

^ 4) Небольшой этюд, который мы купили за бесценок на Камчатке, был написан выдающимся художником девятнадцатого века.

A27 Прочитайте текст.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Занимая место на восточном краю Европы, Русь постоянно подвергалась нападениям кочевых орд с востока, но, пока древнерусское государство сохраняло единство, оно успешно противостояло натиску кочевников. В середине же XII века происходит разделение территорий между различными ветвями разросшегося рода правящих князей (Рюриковичей) и приобретение ими фактической независимости от Киева и Киевская Русь распадается на несколько княжеств, внутри которых формируются более мелкие, вассальные по отношению к ним княжества. В результате этого процесса раздробленность и внутренние междоусобицы настолько подорвали могущество Руси,


что она не смогла дать отпор татаро-монгольским завоевателям, которые на два с лишним века поработили страну.

^ 1) Из-за своего географического положения Русь регулярно подвергалась нападениям кочевников, но успешно им

противостояла.

2) В XII веке территория Киевской Руси была поделена между различными ветвями разросшегося рода Рюриковичей и раздробилась на несколько мелких княжеств.

3) Вследствие феодальной раздробленности и междоусобных войн между представителями разросшегося рода Рюриковичей былое могущество Руси было подорвано.

4) Древнерусское государство, прежде успешно отражавшее нападения кочевников, ослабнув в результате феодальной раздробленности, не смогло противостоять татаро-монголам.

Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B7, C1.

(1) Средняя полоса России – страна необыкновенная. (2) Достаточно увидеть, как ветер уносит в синеющую осеннюю даль лиственный убор лесов или как застенчивым счастьем блестят глаза белоголового мальчика со свистулькой в руках, чтобы понять это. (3) Достаточно увидеть хотя бы это, чтобы сердце сразу, навсегда, навек покорилось этой стране с её светлой и чистой, как родниковая вода, красотой.


(4) Я вырос на юге и впервые увидел Среднюю Россию, когда мне было двадцать лет. (5) Это было осенью. (6) Я ехал из Киева в Москву. (7) Невдалеке от Москвы я увидел из окна вагона неправдоподобно синюю, совершенно индиговую маленькую реку, которая была вся засыпана жёлтыми листьями. (8) Я высунулся в окно, и вдруг у меня перехватило дыхание. (9) В лицо светило нежаркое сентябрьское солнце. (10) Я смотрел до головокружения на шумливые рощи, трепет осин и берёз, блеск светлых речушек, на луга и кромку строгих, как кремлёвские стены, сосновых боров по горизонту.

(11) Отчего это со мной произошло? (12) Что заставило меня пережить столь глубокое чувство, трудно объяснимое словами? (13) Сейчас я хорошо знаю, что задохнулся тогда от радости, от внезапного приобщения к красоте страны, что проносилась за окнами в холодеющем воздухе. (14) Так, мелькнув, впервые появилась новая родина, чтобы захватить всё моё сердце. (15) Это вначале удивило меня самого.

(16) На следующий день в Москве, куда я попал впервые, я пошёл в Третьяковскую галерею. (17) Поднялся по лестнице. (18) Вошёл в боковой зал наверху. (19) Вдруг снова перехватило дыхание, невольные слёзы обожгли мне глаза, хотя я тогда очень стыдился слёз. (20) Я стоял перед «Золотой осенью» Левитана. (21) Эта картина вошла в моё сознание сразу, как появление настолько величавой и облагораживающей красоты, что до тех пор я даже не мог поверить, что такая красота существует на свете.


(22) Все семь дней, какие я тогда пробыл в Москве, я провёл в галерее у полотен Левитана, изумлённый, взволнованный, притихший. (23) Всё дрожало у меня на душе: я чувствовал, что со мною происходит что-то непонятное.

(24) А происходило величайшее событие в моей жизни: я обрел свою родную страну. (25) Я уже полюбил её до последней прожилки на каждом незаметном дубовом листке. (26) Тогда впервые дошёл до меня подлинный смысл таких слов, как «священная земля», «отечество»…

(27) С тех пор Средняя Россия стала для меня действительно священной землёй, и я часто видел её так, как в первый раз. (28) Невыразимо прекрасную, покрытую драгоценным покровом серебряной осенней паутины и залитую сиянием нежаркого солнца. (По К. Г. Паустовскому*)

^ A28 Какое утверждение соответствует содержанию текста?

1) Картины весенней природы запали в душу рассказчику, впервые увидевшему пейзаж Средней полосы России из окна поезда.

^ 2) Неброскую красоту Средней полосы России невозможно почувствовать сразу, без подготовки.

3) Пейзажи русских живописцев глубоко раскрывают нравственный облик нашего народа, особенности его

мировоззрения.

4) Любовь к Родине, которую испытывает рассказчик, неотделима для него от любви к русской природе.

^ A29 Какое из утверждений является ошибочным?

1) Предложение 2 текста содержит описательный фрагмент.


2) В предложениях 16–18 представлено описание.

3) Предложение 20 объясняет информацию, содержащуюся в предложении 19 текста.

^ 4) В предложениях 11–13 представлено рассуждение.

A30 Какое слово используется в тексте в переносном значении?

Источник: velikol.ru

Россия Средней Полосы Её природа. Как дороги эти слова всем живущим в этой климатической зоне! Говорят, что эту неяркую красоту могут понять только русские люди.

В 1839 году французский литератор и путешественник Астольф де Кюстен посетил Россию. И по возвращении во Францию он написал книгу «Николаевская Россия». В этой книге он выражал все свои впечатления об увиденном. Но это не восторг, это разочарование: «В России нет расстояний», — говорят русские и за ними повторяют все путешественники. Я принял это изречение на веру, но грустный опыт заставляет меня убеждать диаметрально противоположное: только расстояния и существуют в России» (Астольф де Кюстен, «Николаевская Россия», 1839 год. ) Далее путешественник отмечает: «в России нет ничего кроме пустынных равнин, ничего грандиозного, ничего величественного, все голо, все бледно, ничто не оживляет ландшафта, бесконечная, плоская, как ладонь равнина, без красок, без очарований. Это страна без пейзажей!» Вот так француз-путешественник оценил природу Средней Полосы России.

Но мы живем в этой климатической зоне России. И нам дороги с детства картины родной природы. Да, они не очень яркие, да, они не изобилуют чудными формами и красками. В природу средней полосы нужно «вглядеться», чтобы понять ее красоту, и воспринять ее как художественный образ России. В этом нам помогают российские художники и поэты, создавшие произведения о природе Средней полосы России. Что «рассмотрели» они? Что стало для них художественным образом Средней Полосы России? Что помешало французскому путешественнику разглядеть красоту русской природы? На эти и многие другие вопросы я попытаюсь найти ответы.

Средняя полоса России как географическое понятие

«Каждому особенно дорог тот уголок земли, где рос, где стал человеком. И все-таки на вопрос о «лучшем месте на земном шаре» я всегда говорю: Средняя полоса. Рязанские поля и березы возле Оки, калужские и тульские перелески с тихой водой в маленьких речках, Подмосковье, владимирские проселки, земли тамбовские и воронежские, где леса иссякают и начинаются степи, — это все в обиходе мы зовем Средней полосой, имея ввиду широкий пояс России, идущий с запада до Урала.

Я очень люблю этот пояс земли. И объяснения в этой любви должны быть понятны всем, кто сумел приглядеться к неброской, но тонкой красоте Средней России, до самых глубин понятой Левитаном, Нестеровым, Чайковским, Тютчевым, Фетом, Есениным, Паустовским.

В году мы знаем и длинные ночи, и длинные дни, когда они отделяются друг от друга только светом двух зорь. Мы знаем снег и синий июльский зной. Каждый год мы видим зеленый дым зарождения жизни и желтое увядание. Одна из прелестей жизни – контрасты и перемены Летом мы ожидаем осень. Потом рады первому снегу, первым проталинам, первым цветам. Непрерывная цепь перемен

Снег, покрывший землю за одну ночь Белый снег белым почти не бывает, он бывает то пепельным, то розовым, то почти синим, смотря по тому, какое в этот час было небо. Снег скрипит под ногами капустой и пахнет арбузом. Снег, снег Короткие дни без теней. Копны сена на опушке. Цепочка лисьего следа. В лесу глухо. Спешишь за светло вернуться домой.

Какими ослепительно синими бывают лоскутки неба, когда дни начинают прибавлять, как звенит прокалённый морозом снег и как постепенно весь снежный мир становится синим!

Сколько дождей разных и непохожих видел я у себя дома! У этих дождей тоже названия есть: «проливной», «грибной», «обложной», «долгий», «осенний», «зимний», от которого снег покрывается сверкающей коркой, и на деревьях остаются прозрачные ледяные бусы.

Град. Иней. Туманы и росы. Облака, прозрачные, как тонкая пряжа, и тяжелые, как свинец. Изморозь, белой солью лежащая по утрам на траве. Зимний узор на окнах

Июль с васильками, ромашками и желтизною хлебов незаметно, совсем незаметно сменяется тихим задумчивым августом

Сенокосы и листопады, разливы рек, первый снег и первые ландыши Есть на земле волшебная Средняя полоса».

В. Песков

Вот такими строками, полными восторга и очарования родной природой, отзывается русский писатель Песков о природе Средней полосы. Его мнение совершенно противоположно мнению французского путешественника Астольф де Кюстена.

Он в своих записках пишет: «Что за страна! Бесконечная, плоская, как ладонь, равнина, без красок, без очертаний, вечные болота, изредка перемежающиеся ржаными полями да чахлым овсом; там и сям, в окрестностях Москвы, прямоугольники огородов не нарушающие монотонности пейзажа; на горизонте – низкорослые жалкие рощи и вдоль дороги – серые, точно вросшие в землю лачуги деревень Вот вам, в сотый раз, Россия, какова она есть. По этой стране без пейзажей текут реки огромные, но лишенные намека на колорит. Они катят свои свинцовые воды в песчаных берегах, поросших мшистым перелеском, и почти не приметны, как от неба, которое отражается в их тусклой глади. Зима и смерть, чудится нам, бессменно парят над этой страной. Северное солнце и климат придают могильный оттенок всему окружающему. Спустя несколько недель ужас закрадывается в сердце путешественника. Уж не похоронен ли он заживо, мерещится ему, и он хочет разорвать окутавший его саван, бежать без оглядки из этого сплошного кладбища, которому не видно ни конца, ни края» (Астольф де Кюстен. Николаевская Россия. 1839).

Что стоит за восторгом одного человека и разочарованием другого? Очень уж противоречивые впечатления двух людей! Возможно, прав поэт Николай Заболоцкий, написав такие строки:

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого, и даже

Не каждому художнику дана.

Как же открыли для себя это «очарование русского пейзажа» поэты и художники. Была ли «дана» эта радость открытия им? Какова она, природа Средней полосы в творчестве русских поэтов? Попытаемся проиллюстрировать поэтические строки полотнами русских художников.

Часть вторая

Художественный образ России в произведениях русских поэтов

Стихотворения, в которых изображаются картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики. Природа для поэзии – зеркало, в котором она ясно видит свой облик. Природа является не только темой поэзии, но и ее идеалом – примером истинной красоты, гармонии, целесообразности. Поэты обращаются к теме природы не только для того, чтобы изобразить, запечатлеть ее красоту, но и наполнить содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни, человеческого бытия. Как мы учимся читать смысл картин, так и, читая пейзажную лирику, ищем ключи к отгадке тех идейно-нравственных посланий, которые через годы и века «отправили» нам поэты, или подбираем ключи к разгадке вечных тайн в строках любимых русских поэтов. Но, прежде всего, пейзажная лирика русских поэтов создает художественный образ России.

Русская природа в творчестве А. С. Пушкина

А. С. Пушкин с особым трепетом относился к русской природе. Он как истинный художник рисовал прекрасные картины зимнего утра, вечернего «мутного неба» короткого зимнего дня, голубые небеса гад прозрачными лесами, «в багрец и золото одетые леса» Поэт даже высказывал свое отношение к временам года, признаваясь, что осень его любимое время года. Пушкину-художнику подвластно все: он умело кладет «слова»-мазки на полотно своих стихотворений и одновременно передает всю гамму человеческих чувств от восприятия этого пейзажа.

Перед нами стихотворение «Зимнее утро». Это замечательная лирическая миниатюра. Очень важно то, что и в живописи и в литературе эти слова используются почти в одинаковом лексическом значении.

Сопоставьте строки второй строфы стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» с впечатлениями французского путешественника. Поэт создает мрачный пейзаж, который словно является стихотворной иллюстрацией к путевому дневнику француза -путешественника:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно

Сквозь тучи мрачные желтела

Если бы не было этой строфы, не было бы и того острого восприятия, чувства удивления и восторга, неожиданности от картины природы, созданной поэтом-художником в следующих строках:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Насколько богата цветовая гамма Пушкина! Голубой, зеленый, серебристый, блестяще-черный цвет залит потоками яркого солнечного золотого цвета. Поэт использует однокоренные слова «блестя», «блестит», «блеском», которые добавляют к нашим образам ощущение праздничной нарядности природы, а эпитет «милый» встречается дважды: «друг милый» и «берег милый для меня», этот эпитет рождает настроение восторга и умиления от увиденного, теплоту чувства к родной природе. Недаром дети в младших классах это сразу чувствуют и так легко рисуют иллюстрации к стихотворению поэта. Они видели этот пейзаж. Он близок им. Он радует их каждой зимой — это картины родной природы. Пушкин подчеркивает особенность русского человека: понимать родную природу и любить ее, потому что она «милая» сердцу русского человека.

Чувство любви к родной природе в творчестве М. Ю. Лермонтова

Удивительно по-разному воспринимали картины природы два русских поэта: Пушкин и Лермонтов. У Пушкина — это восторг, ликование, удивление, постижение красоты и силы природы. У Лермонтова — осмысление и соединение с природой. Лермонтов одним из первых с удивительной точностью передал могучие масштабы России, которые так поразили и нашего путешественника. Так у Кюстена мы читаем: «Бесконечная, плоская, как ладонь. Равнина, тянущаяся во все стороны. Насколько хватает глаз безграничное пустое пространство» У Лермонтова в стихотворении «Родина» мы видим «лесов безбрежных колыханье», разливы рек, «подобные морям». «Холодное молчанье» степей выражает бескрайность, безлюдность пространства. Здесь как бы сошлись мнения поэта с впечатлениями путешественника. И мы, живущие в средней полосе России, осознаем в себе это ощущение родины: ее шири, мощи, необъятности и бескрайности. Но вот чего же не смог рассмотреть путешественник-иностранец и понять, полюбить до глубины души: «чету белеющих берез», «желтую ниву», «вечер росистый».

Лермонтов тонко подметил, что мы сами порой не можем объяснить наше чувство любви к неповторимым деталям пейзажа Средней полосы («люблю – за что, не знаю сам»). Лирический герой Лермонтова близок каждому из нас своими переживаниями и чувствами: кто из русских людей не любит «проселочным путем» шагать к далекой деревеньке, вдыхать запах трав, подставлять ласковому солнцу и игривому летнему ветерку свое лицо?! Неудивительно, что наш земляк, житель тульской земляк Л. Н. Толстой, так хорошо знавший и воспевший на страницах своих произведений родную природу, называл стихотворение Лермонтова «Родина» одним из самых близких ему произведений.

Художественный образ России в творчестве Фета

Работая над подбором стихотворений к полотнам русских художников, обратила внимание на особенность лирики Тютчева и Фета. Их лирические миниатюры так и «просятся» материализоваться в зрительные образы и быть запечатленными на картине или рисунке. Природа – любимая тема Фета. Он сумел рассмотреть неброскую красоту русской природы и своеобразно отразить ее в своем творчестве. Фет замечает неуловимые ее переходные состояния: как художник-пейзажист, он «рисует» словами, находя все новые и новые оттенки звуки. Для поэта родная природа – источник радости и неожиданных открытий:

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу.

Прокатилось над рощей немою.

Засветилось на том берегу.

«Вечер»

Фет вслед за Пушкиным и Лермонтовым помог понять ощущения русского человека, его внутреннее, душевное состояние восторга и радости от подарков природы, когда после долгой изнурительной зимы, непогоды она одаривает ярким теплым маем. Мы не привыкли к роскоши тепла и вечного цветения, поэтому столь радостны и неоценимы для нас ясные, теплые дни и ночи:

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

«Еще майская ночь»

Лирика Фета очень живописна. В ней преобладают светлые, жизнерадостные тона. Поэт видит в природе то, что не замечают другие: он в восторге замирает перед печальной березкой, любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину Строки стихотворений «Печальная береза. », «Чудная картина», «осень», «Я пришел к тебе с приветом» убеждают читателей в безграничной любви к родной природе, они создают неповторимый образ России. Как и многие поэты, Фет создает стихотворения — календарь времен года («Весна», «Лето», «Осень», «Снега» и др. ) Через природу Фет постигает тайну человеческой души, характер русского человека. Фет пытается в стихах совершить даже невозможное, например, прийти с приветом и «рассказать, что солнце встало». Согласитесь, можно увидеть восход солнца. Рассказать об этом невозможно, как и невозможно, впрочем, и пересказать стихотворение прозой. Опорными словами являются такие слова, как «привет», «свет», «солнце», «трепет листьев». По эмоциональному смыслу они близки друг к другу, создают представление о сильном переживании радости, счастье, любви. Это как звонкий музыкальный аккорд, от которого идет постоянное нарастание, усиление.

Это стихотворение Фета — самая яркая иллюстрация соединения наших чувств с состоянием природы. Мы, как дети природы, не отделимы от нее. Природа грустит, грустим и мы, все бушует, ликует в природе – ликуем и светимся от счастья и мы, люди.

Это стихотворение нельзя разделить на части. Оно отличается неделимой цельностью. Все в нем внутренне связано друг с другом, говорится в едином порыве чувства, точно на одном дыхании. Радость лирического героя – мир, залитый солнцем, — проснувшийся лес и каждая его ветка, жаждущая весны, — человеческое сердце, открывшееся счастью и готовое ему служить, — зреющая в душе песня любви, торжественная песня:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

«Я пришел к тебе с приветом»

Есть у Фета стихотворение-миниатюра, читая которое словно смотришь в детскую игрушку калейдоскоп. Чуть повернешь его – меняется рисунок-картинка. Вспомним строки стихотворения:

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

Итак, рассмотрим меняющиеся картинки: в начале — вечер, встреча влюбленных, затем ночь любви, затем утро, слезы счастья и расставанья. Фет на приеме параллелизма построил это стихотворение: мир природы и мир человека. В стихотворении нет ни одного глагола, но оно насыщено действием. Стихотворение состоит из одного сложного предложения, включающего в себя простые назывные предложения. Поэт вызывает нас на ассоциации. Мы видим, мы слышим, мы чувствуем. Чувства эти тончайшие, словами невыразимые, невыразимо сильные.

Литературоведы соотносят эти строки с творчеством художников импрессионистов. (Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, а не складывается в цельную картину. ) Но разве они не соответствуют духу, силе, движению полотен Куинджи, Левитана, Шишкина, Поленова?! Огромное значение в стихотворении имеет концовка — финал стихотворения. Как всегда у Фета, он очень значим и истинно завершает лирический сюжет. Последние слова стихотворения – «И заря, заря» — звучат не в ряду с другими, а выделено. Заря- это и явление природы, апофеоз утра, заря это и сильная метафора – высшее выражение чувства, свет любви.

В языке стихотворения можно отметить наряду с метафорой заря, серебро ручья, эпитеты: робкое дыханье, пурпур розы, дымные тучки, волшебные изменения лица; олицетворение: сонный ручей. Стихотворение написано хореем, женская рифма придает ему мелодичность и выразительность. Интересно полное бессоюзие в первых двух строфах, передающее динамику происходящего и, как бы завершая сцену свидания в последней строфе тройное употребление союза и снимает напряжение в динамике и вводит спокойную мелодику, передающую красоту наступающего утра и состояние души возлюбленных.

Мы невольно возвращаемся к строкам «Записок путешественника» Кюстена и вспоминаем тот ужас, который охватил путешественника перед необозримыми просторами России, особенно зимними, которые он назвал «снежной пустыней». Но простеем маленький шедевр Фета о все той же русской зиме, все о той же русской равнине и поразимся чувству художественного мастерства и разнообразию художественной палитры поэта:

Чудная картина.

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна.

Свет небес высоких,

И блестящий снег.

И саней далеких

Одинокий бег.

Наверное, нужно быть русским человеком, чтобы так воспринимать красоту русской зимы, эту поистине церковную тишину и величие в природе, которые делают человека лучше, чище, духовнее.

Поэтический мир природы Федора Тютчева

Художественный образ природы Средней полосы создает величайший лирик и романтик Федор Иванович Тютчев. Встречая первый весенний гром, мы восклицаем знаменитые тютчевские строки:

Люблю грозу в начале мая.

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя.

Грохочет в небе голубом.

Кода мы замираем в восторге от красоты осеннего леса, на память опять же приходят строки стихотворений Тютчева:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле

Поэтический мир Федора Иванович Тютчева — это тихая и грустная, яркая и прекрасная – такая разная родная природа. У Тютчева она изменчива, динамична. Она не знает покоя, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Характерны начала его стихотворений: «как весел грохот летних бурь», «как неожиданно и ярко», «люблю грозу в начале мая! Тютчева привлекают переходные, промежуточные моменты природы. Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне

Природа у Тютчева очеловечена. Одухотворена. Она словно живое существо, она дышит, чувствует, радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину». Пейзажи поэта западают в душу неповторимыми образами. Его стихотворения – словно картины. Их видишь наяву и даже ощущаешь аромат цветов, запахи леса, поля. Зримость, осязаемость (когда нарисованные поэтом картины встают перед тобой как живые) – одно из отличительных свойств поэтического мира Тютчева.

Лирический герой Тютчева близок нам, мы разделяем его чувства любви, восторга, очарования родной природой, его способность удивиться, замереть в восторге от увиденного, вслушаться и вглядеться в окружающий и волнующий мир природы Средней полосы России:

Как неожиданно и ярко.

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла –

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

«Как неожиданно и ярко»

Живописная поэзия Сергея Есенина

Яркий, неповторимый художественный образ России создает в своей лирике русский поэт, рязанец, Сергей Есенин. В его стихах затаенное чувство любви к родной природе Средней полосы России. Строки его стихотворений могут стать названием ко многим полотнам русских художников, настолько сумел он подметить, рассмотреть милые сердце уголки природы у небольшого деревенского пруда, ветви березы, развивающие ветви-косы над журчащим ручьем, «пожар рябины красной» у деревенской околицы, голубую синюю даль за рекой Окой, березовый ситец лесов и рощ

Поэзия Есенина очень живописна, в строках его стихотворений ярко и зримо проходит мелодия цвета, сравнимая с палитрой художника. Если коротко определить, то можно сказать так: «Сергей Есенин – живописец слова». Мало кто из поэтов приблизился в мастерстве словесной живописи к творчеству Есенина.

У Сергея Есенина вся поэзия многоцветна и многокрасочна. Прочтем такие строки:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку

Почему «малиновое»? Все просто! Поэт смотрит взглядом художника на поле, заросшее клевером или Иван-чаем, а небо отражается в воде.

Сочетания красок в есенинских стихах самые разнообразные: порой гармоничные, порой контрастные, порой редкостные. Иногда целая строфа выражена в едином колорите:

Васильками сердце светится,

Горит в нем бирюза.

Я играю на тальяночке

Про синие глаза.

О дорогом, милом поэт рассказывает в теплых, золотистых тонах, о печальном и проникновенном – в бело-золотистых сочетаниях. Все помнят такие строки:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Контрастные цвета несут у Есенина настроение тревоги, беды:

Покраснела рябина,

Посинела вода,

Месяц, всадник унылый,

Уронил повода.

В есенинских стихах встречаются редкостные, изысканные сочетания красок, передающие необыкновенную тонкость состояния природы или души, что у Есенина и тоже неразделимо:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Вот это «замиранье» и есть тот точный мазок, положенный художником куда надо. От него в картине есть воздух.

Цветовая палитра Есенина создает порой не только зримую картину природы, но и несет в себе глубокий человеческий, патриотический, философский смысл. Они помогают понять географию русской души, наши потаенные чувства к Родине. Интересно сопоставить строки французского путешественника со строками Есенина. Так в «Записках путешественника» мы читаем: «Что за страна! Бесконечная, плоская как ладонь, равнина, без красок, без очертаний, вечные болотана горизонте – низкорослые жалкие рощи и вдоль дороги – серые, точно вросшие в земля лачуги деревень и мертвые, как будто покинутые жителями города, тоже серые и унылые Вот вам, в сотый раз, Россия, какова она есть». Что главное в этих записках? Разочарование и отчуждение. Отсюда и равнодушие к этой новой для Кюстена и такой «неприглядной» стране.

А теперь перед нами «белый» шедевр поэта, на первый взгляд, созвучный со строками Кюстена:

Снежная равнина, белая луна.

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли вам?

Но здесь звенит, сквозит чувство родины, здесь и предчувствие своей судьбы и сопричастность судьбы поэта с судьбой России, всея эта гамма чувств передана с потрясающей силой. И слов не надо. Достаточно цвета!

Многие цветные образы есенинской поэзии проходят через все творчество, становясь яркими символами, иносказаниями, крылатыми выражениями:

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

Сине-голубой – один из любимейших цветов Есенина. Он отдает этот цвет своей любимой Родине. Именно такой, прекрасно голубой, видим мы есенинскую Русь, читая его стихотворения. Поэт сумел создать неповторимый образ природы Средней полосы России, поэтому так особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о родной природе:

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость,

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Заключение

Я считаю, что французский путешественник не прав: Россия – это не «страна без пейзажей»! На мой взгляд, он не смог увидеть красоту природы Средней полосы России, не смог «вглядеться» и «всмотреться» в неброское очарование русского пейзажа. Наверное, только русский человек имеет этот дар:

Здесь надо увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб светлой любовью наполнилось сердце.

Здесь надо услышать, Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.

А. Рыленков

А вслед за поэтом Рыленковым эту мысль продолжил Ф. И. Тютчев, подметив, что

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благословляя.

Средняя полоса – центр нашей бескрайней Родины, именно эти места ассоциируются со словами «Русь», «Россия». Это наше Отечество. Рязанские поля и березы возле Оки, калужские и тульские перелески с тихой водой в маленьких речках, Подмосковье, владимирские проселки, земли тамбовские и воронежские, где леса иссякают и начинаются степи, – все это бескрайнее пространство нашло свое поэтическое воплощение в строках русских поэтов, в полотнах русских художников. Они создали поэтический художественный образ природы России, который созвучен нашему восприятию Родины, ментальности нашей души.

Русская земля сформировала характер русского человека. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев так написал о географии русской души: «Широкое пространство всегда владело сердцем русским Тем, что воля вольная, это свобода, соединенная с простором, с ничем не огражденным пространством. А теперь взгляните на карту мира: русская равнина самая большая на свете. Равнина ли определила русский характер или восточнославянские племена остановились на равнине, потому что она пришлась им по душе?»

Русские поэты, художники разгадали «русскую душу» в своих произведениях. А душа русского человека – это та же загадка очарования, глубины, непостижимости, как те строки и картины, что мы слышим и видим, как та музыка, которую создают русские музыканты.

Краткий словарь терминов

Лирика — род литературный, предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах.

Поэзия — изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерною речью.

Художественный образ – это образ, созданный автором в произведении

Лирический герой – это тот герой, чей голос мы слышим в лирическом произведении.

Лирическое стихотворение – один из жанров лирики.

Пейзажная лирика – лирика, описывающая красоту пейзажей.

Строфа – это группа стихотворных строк.

Мотив (тема) — устойчивая тема, проблема, идея в творчестве писателя или в литературном направлении.

Поэтический мир – автопортрет автора.

Пейзаж- -вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения — природа.

Образ-категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественного произведения.

Источник: www.hintfox.com