Осень – особенная пора года. Эта торжественная особенность пронизывает и осеннюю природу, и погоду, заставляет человека проникнуться осенним настроением. Осень одновременно и восхищает разум человека, и печалит его душу.

Осенней порой перевоплощается природа. Ветви деревьев заливает багряными, золотыми, алыми отливами. Землю застилает ковер из листьев.

Небо наливается каменной тяжестью и висит так низко, что, кажется, до него можно достать рукой.

Для хлеборобов и фермеров осень является самой важной порой года ведь именно осенью им достаются плоды трудов всего года. Поля дарят нам хлеб, плодовые сады и огороды – фрукты и овощи. Неспроста, пришедший к нам из прошлого, праздник плодородия – дожинки – являлся самым важным днем в году. В этот день традиционно сжинался последний сноп, как символ окончания сельскохозяйственных работ. Поля в этот день засыпали до очередной весны.

Осень – не только вдохновляющая красота природы, но и особое настроение. В воздухе вокруг нас, в буйстве красок ощущается особое торжество, достойное кисти художника. Но в то же время рядом витает незримая печаль. Шорох листьев под ногами тихой мелодией навевает грусть и напоминает о том, что все в этом мире имеет конец. Запах осеннего ветра – такой запоминающийся. Это запах сырых опавших листьев, мокрой земли, холодного пронизывающего насквозь ветра.


К сожалению, такая осенняя красота недолговечна. Пройдет всего немного времени и насыщенный осенний пейзаж будет скрыт под плотным снежным покрывалом. Ветки сиротливо обнажатся, перелетные птицы покинут эти края.

Осенняя пора сподвигала на творчество многих писателей, художников, музыкантов. Гениальный русских поэт Александр Пушкин представляет нам осень «унылой порой», но в то же время отмечает ее красоту и превосходство перед летом: «Ах лето красное, любил бы я тебя …». Другие писатели, например Иван Бунин, Борис Пастернак, тоже находили настроение и атмосферу осени особенной.

Осень самая завораживающая и уютная часть года. В угасающей природе, именно из-за ощущения скорого конца этой красоты, есть особый шарм и притягательность.

Источник: www.kritika24.ru

Золотая осенняя пора

С наступлением осени природа преображается. Деревья облачаются в золотые, лиловые, багряные одеяния. Небо становится блеклым, но все еще остается теплым, благодаря сиянию последних лучей уходящего солнца. Но именно такие краски придают осени неповторимую красоту, особую атмосферу и настроение.

Это время года сезон сбора урожая с полей и огородов. Это еще одна причина для того, чтобы считать его поистине золотой порой, ведь в давние времена пища была буквально на вес золота.

Сочинение на тему «Осень»


Описание осенней природы и настроения: сочинение миниатюра на тему осеньНачало осени – самая прекрасная и завораживающая пора. Она создает особое настроение: одновременно торжественное и грустное.

Буйство красок поражает воображение, но это так мимолетно. Ведь мы знаем, что оно продлится недолго. Деревья сбросят пеструю листву и вскоре начнется суровая зима.

Середина сезона сопровождается долгими проливными дождями, дни постепенно сокращаются, а продолжительность ночи увеличивается. Последняя золотая листва опадает с деревьев.

Конец этого времени года мрачен и морозен. Опавшая золотистая, багровая, коричневая листва скована инеем. Но это не мешает осени сохранять очарование и унылую прелесть.

Важно! Помните о том, что природа ранней и поздней порой отличается, поэтому в повествование могут содержаться разнообразные описания. Ученикам младших классов рекомендуется писать сочинение на тему Золотая осень, а старшеклассникам лучше затронуть взаимосвязь настроения и осенней погоды.

Запах осени


Осень – удивительная пора. В ней все особенное: и природа, и погода, и атмосфера, и даже создается какое-то особенное настроение. Эмоциональное состояние человека также меняется вместе с природой.

Запах осени особенный. Она пахнет опавшими, гниющими листьями, сырой от проливных дождей землей, мокрым асфальтом. Но в то же время ее аромат свежий, бодрящий и морозный.

Как правильно писать сочинение-рассуждение

Во-первых, стоит уделить особое внимание описанию особенностей этого времени года:

  • Как изменяется природа и жизнь человека?
  • Осеннее настроение, какое оно?
  • Можно обратиться к повествованию в художественном стиле, привести примеры из литературы.

Во-вторых, следует использовать устойчивые словосочетания эпитеты и метафоры:

  • свинцовые тучи,
  • золотая, янтарная, хрустальная,
  • красавица-осень,
  • наступила суровая, плакучая, глухая, долгая, жесткая, звонкая, рыжая, глубокая, сумрачная, суровая, ненастная, пламенная, цветистая, расписная, сырая, темная, теплая, студеная, чудесная, прозрачная, ядреная, тоскливая осень и т.д.

Пользуясь этими простыми советами, можно составить красивый и точный текст, посвященный описанию этого удивительного, прекрасного времени года. На тему осени сочинение писать достаточно легко, поскольку можно выбрать любой стиль повествования.

Сочинение-описание


Почему же именно осень считается самым интересным, неповторимым временем года? На этот вопрос легко ответить, выглянув в окно в осеннюю эпоху.

Что же мы увидим по ту сторону стекла? Прекрасное, изумительное сочетание ярких цветов и красок, тяжелое, пасмурное, безликое небо, которые так гармонично и уравновешенно смотрятся вместе.

Мы увидим людей, которые занимаются земледелием. Какой богатый урожай они собрали! Фрукты и овощи, сорванные с грядок, добавляют еще больше цвета в осенний пейзаж.

Еще одна отличительная черта унылой и пестрой поры – перелетные птицы. Они сбиваются в большие и маленькие стаи и улетают зимовать в теплые края.

После того, как наши края покинули птицы, а последние листья опали с деревьев зима не за горами.

Это интересно! Урок на тему: как писать сочинение ЕГЭ по русскому языку

Описание деревьев

Здесь прекрасно все, а особенно осенняя природа. Деревья преображаются, меняется цвет листвы. Листья приобретают густой, глубокий, яркий оттенок: светло-зеленый, желтый, оранжевый, бордовый, болотный, коричневый.

Как жаль, что эта красота недолговечна, ведь листьям нужен солнечный свет. А тем временем, дни становятся все короче и короче, поэтому листва с деревьев вскоре опадет. После того, как ветви полностью обнажатся, станет совсем тоскливо и печально.

Внимание! Описания деревьев являются неотъемлемой частью сочинения-описания или сочинения-рассуждения на осеннюю тематику.

Осеннее настроение


Описание осенней природы и настроения: сочинение миниатюра на тему осеньВ осеннюю пору меняется все, и даже настроение. Когда длится «бабье лето», душа радуется последним жарким денькам. Живется легко и безмятежно, нас переполняют положительные эмоции.

Когда начинается похолодание, нам становится немного тоскливо и грустно. Красота природы медленно угасает. Смотришь на этот печальный пейзаж, и сам невольно предаешься мрачным раздумьям.

Можно сделать вывод, что осенняя природа влияет на настроение человека.

На эту тему лучше писать текст-рассуждение. Описание осени в художественном стиле больше передает красоту окружающего пейзажа.

Описание в художественном стиле

Осень – впечатлительное и удивительное время года, поэтому оно привлекает внимание творческих деятелей.

У Александра Пушкина этот сезон предстает как «унылая пора», у Бориса Пастернака – «сказочный чертог, всем открытый для обзора», у Алексея Плещеева – «скучная картина». Иван Бунин восхищался красотой осеннего леса: «Лес точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.»


Существует множество картин, на которых изображена восхитительная осенняя природа. Это полотна Левитана, Поленова и других авторов. Этот сезон – самая дивная пора. Она достойна того, чтобы посвящать ей самые прекрасные произведения искусства в мире.

Как писать сочинение

 Сочинение на тему: Осень в лесу

Источник: tvercult.ru

describe the nature 1              

           


Как описать природу, подобно классикам?

     

На эту тему написаны учебные пособия, монографии, статьи, в которых приводятся примеры,  подробно рассказывается о языковых средствах, приемах, способах изображения природы в литературе, но авторы продолжают задавать вопрос. Почему? Потому что на практике не так-то легко понять, а КАК же все это работает?

На мой взгляд, помочь может «пошаговое» сравнение, к которому я и прибегну в своей статье.

     

Сразу скажу, писатели, как художники, могут быть портретистами, баталистами, пейзажистами, из пейзажистов – маринистами и т.д. Условно, конечно.

Возможно, вам удаются батальные сцены, тогда не стоит зацикливаться на пейзажных описаниях, вполне можно обойтись точными и понятными характеристиками: «небо потемнело», «начался дождь», «солнечное утро» и прочее. Несколькими штрихами обозначьте время года, время суток, место действий, погодные условия и следите за их изменениями по ходу повествования. Как правило, этого достаточно, чтобы читатель понимал – что, где и при каких обстоятельствах происходит.  


         

Если же вы хотите, чтобы пейзаж был не просто фоном, а «говорящим» фоном, особенным персонажем произведения (возможно, и главным), который может играть особую роль и занимать особое место в сюжете, то, конечно, нужно учиться у классиков.

Я хочу предложить вам игру-исследование, вы поймете принцип и потом сами сможете заниматься пошаговым сравнением.

      

Итак, перед нами три маленьких отрывка из рассказов известных писателей-пейзажистов – Тургенева, Пришвина, Паустовского.

Отрывки имеют три важные объединяющие вещи:

1. Рассказ ведется от 1-го лица.

2. Одна и та же тема: начинается осеннее утро.

3. Все или некоторые атрибуты осени: особенность света, небо, листопад, ветерок, птицы.


Давайте пока их просто внимательно прочитаем. Можете по ходу чтения отмечать что-то особенное, на ваш взгляд, у каждого автора.

        

      

№ 1

       

Turgenev Beljukin 1

      

Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то всё заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года.
был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком; она то озарялась вся, словно вдруг в ней всё улыбнулось: тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шёлка, лежавшие на земле мелкие листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом, а красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами; то вдруг опять всё кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли, березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца; и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь. Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождем. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.

        

    

№ 2

   

Prishvin Verejskij

           

Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками. Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь. И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько: – Летите, летите!

Так долго день пробуждается, что когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи – и всё кончится.

        

    

№ 3

    

Paustovskij Yepishin

      

Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.

Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я ее почти не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах не зеленела, и жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше.

Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей – от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.

Осень пришла врасплох и завладела землей – садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним.

В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.

Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

             

***

Наверняка вы заметили интересные сравнения, яркие эпитеты, что-то еще…

Обратите внимание, что, хотя описания даны от 1-го лица, рассказчики выполняют поставленную перед ними задачу. Сравним:

         

И.С. Тургенев  М.М. Пришвин К.Г. Паустовский
Рассказчик лишь созерцатель, «передатчик», вся его задача – сидеть, глядеть, слушать. Рассказчик говорит о личном восприятии осеннего утра, свои чувства и свое отношение он при этом объединяет с чувствами других при помощи местоимения «мы», создает родство. Рассказчик делает личное всеобщим. Всеми узнаваемы и цвет загорелой кожи, и ощущение счастья от мелочи. Рассказчик «перекидывает мостик» от детства до масштабности осени, которая «завладела землей».

 

Это хороший прием, не только понять – от какого лица нужно писать, – но и поставить перед рассказчиком авторскую задачу, чтобы передать идею.

Многие почему-то считают, что в описании природы нет какой-то особой идеи, кроме передачи самой природы, но наш пример показывает, что она не просто есть, а должна быть, что и отличает один текст от другого.

     

Эпитеты, сравнения и пр. – обязательно. Распространено мнение, что осенний пейзаж, его краски нужно передавать «цветовыми» эпитетами, подражая пушкинским «в багрец и золото одетым лесам».

А как же у классиков? А у них вот что:

        

И.С. Тургенев  М.М. Пришвин К.Г. Паустовский

Белый — 4

Лазурь

Червонным

Синело

Зелены

Красная

Золотая

0

Серым

Желтым

Зеленела

синяя

Всего 10 0 4

      

Как же так? У Паустовского цвета вообще не играют особой роли, хотя цвет вынесен в заглавие. У Пришвина их вообще нет. Даже у Тургенева, где герой – созерцатель и должен передать всю красоту, всего лишь десять раз упоминается цвет, а из десяти – четыре раза белый, два раза цвет передает действие, один выражен существительным, два весьма условны и только «красный» не вызывает никаких сомнений.  

При этом читатель ясно и ощущает, и «видит» все краски осени.

       

У каждого классика свой прием.

Тургенев любит «сквозные» косвенные и прямые сравнения:

● «…из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз».

● «…тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шёлка…»

● «…красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами…»

       

У Паустовского прямые сравнения часто приближают объект к субъекту, то есть атрибут осени к атрибутам жизни человека:

● «Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы».

● «От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска».

Однако для Паустовского важнее показать внезапность происходящего, неожиданное счастье осеннего пространства, как нового горизонта для человека.

     

Пришвин же выбирает некий «центр», «ядро», вокруг которого и складывается картина осеннего утра. В данном отрывке это «полёт». Девять раз звучат однокоренные слова, вовсе не являясь тавтологией, а рисуя, создавая узор осеннего быстрого времени.

        

Посмотрим и на другие, привычные всем, осенние атрибуты у классиков. Вы увидите, что вышеуказанные приемы повторяются и тут.  

         

  И.С. Тургенев  М.М. Пришвин К.Г. Паустовский
Листья Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождем. Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями.
Птицы Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи – и всё кончится. В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.

 

Классики видят то же, что видят в осени все люди, обязательно берут это общее (стандартное даже), но передают по-своему.

Можно, конечно, не использовать общее, но тогда будьте готовы к тому, что далеко не все читатели воспримут вашу осень, если они вообще ее узнают.

         

Однако если бы все ограничилось только этим, мы бы с вами не узнали автора по стилю.

Стиль делают особые фишки (их может быть несколько), которые повторяются из рассказа в рассказ, любимы авторами, наполнены особым смыслом – это уже талант.

     

У Паустовского это конструкции с «не», сами можете подсчитать, сколько частиц и приставок «не» в тексте: «Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный».

Еще оксюмороны: «жгучий иней».

И, конечно, контрасты: листопад /дождь, приход осени / неожиданное счастье и др.

      

У Пришвина – это внутренний диалог, слияние природы и человека: «…ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь».

«Говорящие» детали, олицетворения: «летящая паутинка лета», «день открывает глаза», лист «летит парашютиком»…

       

У Тургенева прием «матрешки», когда образы наслаиваются и создают картину:

1) Листва еще зелена… → 2) где-то она побледнела… → 3) из них одно дерево осеннее… → 4) оно-то и вспыхивает от луча… и т.д.

    Еще Тургенев часто использует прием «перевертыш» непредсказуемо, но точно.

Здесь это выражено сравнением: «…березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца…»

А здесь метко найденным словом: «Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце…», – многие сказали бы так про весеннюю березку, а тут про осеннюю – молоденькую, сияющую.

        

Авторский стиль часто отражают и художники-иллюстраторы. Обратите внимание, что я в статье использовал не просто картинки, а иллюстрации. И осень на них очень разная.  

          

     

Итак, подведем итоги:

         

1. Если вам природа нужна лишь как фон, несколькими штрихами обозначьте время года, время суток, место действий, погодные условия и следите за их изменениями по ходу повествования.

    

2. Важно не только понять – от какого лица нужно писать природу, – но и поставить перед рассказчиком авторскую задачу, чтобы передать только свою идею.

    

3. Важно знать атрибуты, общее представление об осени, но передавать их, используя методы наблюдения, ассоциации, языковые средства, наполняя образы своим видением, смыслом.

     

4. Помогает выбор «центра», «ядра», вокруг которого и разворачивается картина природы.

   

5. Ничто человеческое ничему и никому не чуждо – пейзажу тоже. Не бойтесь человека в описании природы.

  

6. Ищите свои фишки, не забывайте про них, сразу записывайте слова, фразы, которые внезапно пришли на ум, когда вы гуляли в лесу.

   

7. Читайте, без этого – никак!

          

Конечно, приемов и способов передать природу в произведении великое множество. Мы рассмотрели лишь три отрывка. Умение увидеть в книге красивое сравнение, эпитет, олицетворение, оценить его, восхититься им – это хорошо, но мало. Важно еще научиться сравнивать, исследовать и на этой основе искать свое. Удачи.

© Almond 2015

         

describe the nature color

Источник: ficwriter.info

Защита родной земли — это святая обязанность всех. Все мы в ответе за природу перед потомками, перед историей. Человек — часть природы. Иногда он ставит себя сильнее и выше природы. Вправе ли он так делать? Никогда не нужно забывать, что человек — старший по разуму, и он должен заботиться обо всем на свете. Сегодня одной из важных проблем является угроза экологической катастрофы.

Не случайно многие люди бьют тревогу, стараясь предупредить нас о том, что человек — часть природы и, уничтожая ее, он уничтожает самого себя. Человек опустошает недра земли, вырубывает леса, выбрасывает в атмосферу огромное количество вредных химических веществ. И в то же время пьет загрязненную воду, питается продуктами, выращенными на отравленной земле. Мы редко задумываемся о том, как все это отразится на нашем здоровье и здоровье будущих поколений. Нас не интересует вопрос, надолго ли хватит природных ресурсов при таком их интенсивном использовании. Ведь люди не могут жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, даже без общения со зверями и птицами. А в погоне за деньгами истребляются многие животные, уничтожаются редкие растения.

Ученые разных специальностей с тревогой замечают, что животный и растительный мир на нашей планете становится беднее. На Земле уже исчезли многие виды растений и животных.

Мы порой забываем, что природа — это и источник вдохновения. Представьте себе поэта, который никогда не слышал пение птиц и журчание ручья, не любовался восходом или заходом солнца, красотой цветка. Да, наверное, и не станет поэт настоящим поэтом, если не сможет любить природу, не сможет удивляться и восхищаться ею так, как это делал Н. Рыленков. Он считал, что природа и человек неотделимы, но нужно помнить, что

Она отдаст нам все: бери, но не уродуй Известной красоты для суетных затей. И тянет нас побыть наедине с природой, Как заглянуть в глаза наставницы своей.

Нет сомнения, что материальные потери в результате варварского обращения с природой могут быть подсчитаны. Гораздо труднее подсчитать духовные потери, которые отражаются на характере людей, их мышлении, отношении к окружающему миру и к себе подобным. Человек разрушает природу собственными руками. Он уничтожает все, что он видит, что ему больше нравится. А ведь отношение к природе, к земле определяет духовный уровень людей.

Бездуховное отношение к жизни, когда человек живет по принципу «после нас хоть потоп», эгоизм, равнодушие может привести к духовной деградации. Каждый из нас должен быть не только хозяином, но и верным другом природы. И только тогда она сможет открыть свои кладовые, одарить здоровьем, дать все необходимое для человека. Мысль о том, что человек не должен воевать с природой, что она не враг ему, ибо он сам есть часть ее, стала ныне очевидной. Верно заметил Н. Рыленков:

Борьба с природой? Нет, мне страшно слышать это. Борьбу ведут с врагом, а нам природа — мать. Любовью к ней зажжен в нас тот источник света, Который столько тайн помог нам разгадать.

Гармония человека и природы оказывается обязательным условием продолжения жизни на Земле. Эта гармония помогает в наши дни противостоять разрушительному натиску на человеческую душу ненависти, жестокости, равнодушия.

План
1. Земля — кормилица наша.
2. Защита природы — обязанность каждого человека:
а) угроза экологической катастрофы;
б) природа — источник вдохновения.
3. Гармония человека и природы.

Эпиграф
И так хороша в голубом одеянье,
Такой теплотой согревает Земля,
Что просто нельзя не беречь нам, земляне,
Планеты родной — своего корабля.
И. Шаферам

Источник: 7oom.ru

Цель: закрепить и углубить представление о пейзаже. Учить писать сочинение-описание природы.

Оборудование урока:

  1. Альбомы по развитию речи для 5-7 классов под ред. Н. Зельмановой.
  2. Репродукция картины И. С. Остроухова «Золотая Осень» (или слайд с репродукцией)
  3. Запись пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песнь» из цикла «Времена года»
  4. Клише для каждого ученика.
  5. Тетради по развитию речи, бумага для черновиков.

Речевая разминка (текст записан на доске).

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…
Веселой, пестрою толпой
Стоит над светлою поляной.
(И.А. Бунин).

Прочитайте фрагмент стихотворения, написанный на доске.

Какова тема текста?

Пользуясь правилом фотографии, определите, к какому типу речи относятся эти тексты?

К какому стилю относится наше описание?

Какие признаки художественного текста вы обнаружили в этом описании?

Какова основная мысль текста?

Работа с картиной «Золотая осень».

Рассмотрите репродукцию картины Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень»

Какое время запечатлел художник? Какие чувства вызывает у вас это полотно? Какими средствами достигает художник такого восприятия своей картины?

Работа с музыкальным фрагментом.

А теперь обратимся к образу в музыке.

Прослушайте фрагмент (Слушают первый раз)

Какое настроение вызывает у вас эта музыка? Можете ли вы сказать, какую картину нарисовал композитор звуками?

А теперь я скажу название этого произведения: «Октябрь. Осенняя песня» и даже прочу стихи, которые сам Чайковский поместил под названием своей пьесы, а вы снова прослушайте фрагмент и скажите, какие картины возникают в вашем воображении при ее прослушивании. (Осень. Осыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтелые по ветру летят»).

Теперь легче понять замысел автора? Почему? (Потому что мы знаем тему произведения).

С помощью каких средств композитор создает музыкальный образ? (С помощью звуков. С помощью минорного лада).

Этап перехода к теме урока.

Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: в литературе, живописи, музыке, определили, каким настроением проникнуть каждое изображение, какие чувства вызывает.

Попробуйте ответить на вопрос: для чего автор создает свое творение? (Чтобы передать настроение, то чувство, которое охватило художника в тот момент, когда он наблюдал это явление, выразить свое о ношение поделиться с людьми своим восторгом, грустью, радостью или печалью – вот желание художника и он стремится всеми средствами добиться этого)

Какими средствами располагает художник, когда приступает к изображению природы? Красками

Композитор? Звуками. Поэт – словами.

Вернемся на некоторое время в теплое лето. Сегодня мы будем работать над картиной Герасимова «Мокрая терраса» (репродукция в «Альбоме по развитию речи»).

Александр Михайлович Герасимов создал пейзажную зарисовку своими средствами – красками, а мы будем создавать своими. Какие у нас средства изображения? (Речь, слова).

Учащиеся рассматривают репродукцию картины, представленную в «Альбоме…»

Сбор и ситематизация материала.

Стоит нам только взглянуть на картину, чтобы понять, что на картине изображено множество предметов, которые нужно описать при помощи слов.

Значит, наше описание будет состоять из нескольких описаний, объединенных с помощью общего заглавия, общего начала и общей концовки.

Давайте рассмотрим полотно, увидим все, что на нем изображено, постараемся понять содержание, идею картины.

Назовем предметы, которые мы видим на картине.

(Учитель записывает на доске предметы, которые называют ребята). Это набор.

Терраса

Дерево

Стол

Лужайка

Сад

Сарай

Небо

Определим тему.

О чем картина?

Как вы думаете, какую основную мысль утверждает художник?

А теперь давайте проверим себя. Прочитаем текст на стр. 20 «Альбома» сослов»Интересна история создания этого полотга Какое чувсмтво охватило худодника после дождя? Прочтите.(Меня охватил неожиданный восторг от свежее зелени и сверкающих потоков воды…)

Значит, мы определили идею картины правильно. Подчеркните эти слова карандашорм. Имейте их в видк. Это основная мысль, которую утверждает художник

Теперь перейдем к нашему Набору.

Первой в нашем списке идет терраса. Прошу ваши описания, детали. (Учащиеся предлагают, самые удачные записываются коллективно). Учитель помогает ребятам при помощи наводящих вопросов.

Терраса деревянная, дощатая вся в лужицах, скамейка, залитая водой, резные перила…

Что находится на террасе?

Стол (черного дерева, мокрый от дождя…)

А что мы видим на столе?

Стеклянный кувшин, розы роскошные, растрепанные, большие, прекрасные.

Лепестки роз, сорванные ветром, стакан с водой, в котором играет солнечный зайчик

Кувшин искрится от солнечных лучей.

Что мы видим за перилами террасы?

Дерево тенистое, раскидистое, с густой кроной

Посмотрите, какое небо на картине.

Синее, лазурное, чистое

Посмотрите на задний план картины. Что там?

Сад.

Опишите его.

Сад пронизан солнечными лучами.

Листья, какие они после дождя?

Мокрые, блестящие…

Как художник добился такого эффекта?

С помощью бликов белого цвета.

А какими средствами художник показывает, что весь сад пронизан солнечными лучами? С помощью различных оттенков зеленого: светло-зеленого, изумрудного, салатового, бледно-зеленого…

А что вы видите в глубине сада?

Лужайку

Опишите лужайку.

Она умыта, как сад, летним ливнем, сочная зеленая трава блестит на солнце…

А что вы видите в глубине сада? Что там блестит среди деревьев?

Это сарай. Блестит крыша сарая, потому что она тоже вымыта дождем, мокрая.

Какое ощущение возникает у вас, когда вы смотрите на это полотно?

Ощущение свежести, чистоты

Как вы думаете, какой воздух там, в саду?

Чистый, свежий, напоен ароматом цветов, мокрой травы…

Вы помните, какова идея картины? («Восторг от свежей зелени…) Удалось автору передать ее?

Запишите лексический материал, позволяющий говорить о живописном полотне:

Художник, автор, живописец, мастер, колорист

Изобразить, отразить, наполнить, оттенить, выделить, передать, показать

Мазки, штрихи, контуры, блики

Оттенки, тона, цвета, цветовая гамма, холодные и чистые тона

Описание картины – не набор красивых фраз, а четко организованный текст. Поэтому нам нужно составить план нашего сочинения

В любом сочинении можно выделить три основные части:

  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Заключение.

Во вступлении вы можете сказать несколько слов о художнике. Воспользуйтесь справочным материалом, из «Альбома…» Переходом к основной части сочинения может служить предложение, в котором вы укажите название и жанр картины (пейзаж, натюрморт)

В основной части сочинения вы подвергаете разбору все предметы, которые изображены на картине, двигаясь от переднего плана к дальнему.

В заключительной части своего сочинения вы пишите о своих впечатлениях и обязательно указываете, удалось ли автору передать идею картины.

Переход к написанию сочинения.

(В сильном классе учитель может предложить учащимся самостоятельно написать сочинение на основе собранного материала).

Мы собрали достаточно материала для того чтобы написать сочинение. Теперь нам нужно использовать этот набор в нашей творческой работе. Вы вправе самостоятельно решать, какое слово или словосочетание выбрать, чтобы ваше высказывание получилось, образным, ярким. Вы можете использовать не все слова, добавлять свои, изменять формы слов, убирать и вставлять предлоги. Избегайте ненужной красивости, и не забывайте о главной мысли художника.

(В слабом классе, или слабым ученикам, учитель предлагает скомпоновать собранный материал с помощью клише – Приложение1)

Перед вами клише. Клише определяет и смысл, и композицию, и объем высказывания. Ваша задача – пользуясь набором, вставить в текст недостающие элементы, сообразуясь со смыслом и стилем текста. Прежде чем начать заполнять пропуски в клише, внимательно изучите его, чтобы понять, о каких предметах, деталях и признаках идет речь. Вы можете использовать любые слова из набора, изменять формы слов, вставлять и убирать предлоги. Можете добавлять свои слова и словосочетания. Не обязательно заполнять свободные строки до конца. Не забудьте о главной мысли художника, о том, что хотелось ему передать на полотне: («Восторг от свежей зелени и потоков воды…»).

Источник: urok.1sept.ru