Разделы: Русский язык


Задачи урока:

  1. Познакомить с жизнью и творчеством В.Д. Поленова.
  2. Научить учащихся передавать свое отношение к картине, понимать содержание картины и её художественные способности.
  3. Воспитывать самостоятельность, творческую активность, интерес к живописи.
  4. Развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употребление в устной и письменной речи.
  5. Развивать чувство прекрасного.

Оборудование:

  1. Выставка репродукций картин В.Поленова.
  2. Репродукция картины В.Д.Поленова “Московский дворик” (у каждого ученика).
  3. Карточки со словами.
  4. Русский язык. Справочные материалы. Приложение к учебнику 5 класс. С. И. Львова.
  5. Оформление доски.

“Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит”.
В. Поленов

Толковый словарь

  • пейзаж
  • пленэр

Орфографический словарь

  • церковь
  • деревянные постройки
  • колокольня
  • навзрыд

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание.
  3. Подготовительная работа.

 Учитель. На доске записаны строчки. Прочитайте их.

“Мне кажется, что искусство должно давать радость и счастье, иначе оно ничего не стоит”.

– Как вы думаете, кто мог сказать такие слова?

Дети. Музыкант, поэт, художник.

У. Конечно, это мог сказать творческий человек.

Эти слова принадлежат великому художнику В. Поленову. Он сумел доказать это своим творчеством.

– А что значит давать счастье и радость?

Д. Доставлять удовольствие.

– Испытывать наслаждение от того, что видишь.

– Чтобы всем было хорошо.

У. Да. Сегодня мы испытываем эти чувства, я надеюсь, от картины В. Поленова “Московский дворик”.

– К какому жанру живописи можно отнести эту картину?

Д. Я считаю, что это пейзаж.

У. Обратимся к справочным материалам и объясним значение слова пейзаж. (Справочные материала с. 28)


Д. Пейзаж. Общий вид какой-то местности.

У. В.Д. Поленов – мастер пейзажа, он как бы вдохнул жизнь в этот жанр, привнес новые возможности в живописную передачу природы.

4. Знакомство с художником В.Поленовым.

У. Василий Дмитриевич Поленов родился в 1844 году в Петербурге. С детства проявились у него художественные наклонности, этому способствовало семейное воспитание. В семье, глее рос мальчик, царила атмосфера любви и уважения к искусству. И не случайно, что в ней выросли два художника – сам Василий Дмитриевич и его сестра Елена Дмитриевна.

В 1878 году художник пишет картины “Московский дворик” и “Бабушкин сад”. Поленов назвал эти картины “пейзажным бытовым жанром”.

В январе 1880 года Поленов послал картину “Московский дворик” на выставку в Петербург. П.М. Третьяков, купивший её в своё собрание, писал: “Поленов поставил очень милую вещь, не пейзаж и не жанр, а вроде того и другого: московский или провинциальный барский дворик, заросший травой. Типично и красиво написано”.

В.Д. Поленов сыграл важную роль в русском искусстве как замечательный педагог.

Среди его учеников были И.И. Левитан, К.А. Коровин. Мысли о добре и красоте, стремление руководствоваться ими в жизни передавал он своим ученикам.

Его пейзажные работы “Московский дворик”, “Бабушкин сад”, “Золотая осень”, “Ранний снег” принесли ему широкую известность и всеобщее признание.


5. Рассматривание репродукции картины В.Поленова “Московский дворик”, беседа по содержанию картины.

У. Перед вами репродукция картины В.Поленова “Московский дворик”. Чтобы говорить о картине, её надо прочитать, то есть внимательно, детально рассмотреть и обдумать.

(Дети рассматривают картину.)

У. Закройте глаза и попробуйте представить картину, которую вы рассматривали.

– На что вы обратили внимание на этой картине? Что вас привлекло?

Д. Большая полянка возле дома.

– Купола церквей.

– Запряженная лошадь, куры.

У. А ещё, ребята, что видите на этой картине?

Д. Сад за забором.

– Тропинку, ведущую к дому.

– Девушку с ведром, ей очень тяжело.

У. Что вы видите кроме этого?

Д. Детей на поляне.

– А я вижу, как девочка сидит на земле и вроде бы она плачет, может, что– то произошло или её обидели.

– Вдали видны купола церкви.

У. Да, видны купола. А что рядом с церковью, как вы думаете?

Д. Колокольня.

У. Да, это колокольня, И Звон колокольный доносится до жителей этих домов.

– Что вас больше всего поразило в этой картине?

Д. Художник изобразил обычный двор.

iv>

У. Именно не центр Москвы изобразил художник, а уголок Москвы с патриархальным бытом старых особняков: двор, часть сада, людей в этом дворе.

– Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

Д. Много света.

– Запах травы, сена.

У. Свет и воздух – вот главное, привнес В.Поленов в пейзажную живопись. Он был мастером пленэрной живописи.

– Обратимся к словарю терминов и понятий изобразительного искусства, объясним значение слова пленэр.

ПЛЕНЭР (“открытый воздух”) – передача в живописи изменений цвета, красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных условиях, под воздействием солнечного света и воздуха, Пленэрная живопись предполагает работу художника на открытом воздухе, а не в мастерской.

У. Прочитайте ещё раз название картины. Что вы видите такого, что позволяет подтвердить правильность названия?

Д. Небольшой двор.

– Небогатый московский дом. Он стоит на окраине, а не в центре.

– Художник использовал в названии картины слово с уменьшительно- ласкательным суффиксом – дворик, а не двор.

У. Да, художник изобразил именно дворик, а не богатый дом с его постройками, слугами.

– Какие детали нам помогают понять, что здесь изображена не современная, а старая Москва?

Д. Дети одеты не современно.

– Лошадь сейчас редко увидишь, тем более в Москве, только в зоопарке, или в цирке.


– Церковь небольшая, старинная.

– Дома невысокие, деревянные, такие были в Москве очень давно.

– Мальчик одет в темные штанишки и рубашку из грубого сукна.

– Девушка несет воду в ведре, сейчас везде в Москве проведен водопровод.

У. Когда происходит действие на картине?

Д. Начало лета, потому что дети легко одеты.

– На лужайке и в саду всё зелено, трава кажется изумрудной, значит это лето.

– Я думаю, что это знойный жаркий день.

– Небо чистое, мало облаков – значит это середина дня.

– Много блеска от куполов.

У. Итак, художник В.Поленов изобразил на картине начало лета, московский дворик, освещённый ярким светом, трава кажется изумрудной. На солнце блестят купола.

– Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Д. Светлое. Радостное. Вспоминается теплое лето, деревня, каникулы.

– Восторженное, теплое.

– Покоя и тишины.

У. Конечно, картина вызывает радостные чувства, кому-то захотелось попасть в летние каникулы, кто-то хочет полежать на зеленой лужайке, покормить или покататься в деревне на лошади. Там много желаний и чувств вызывает у нас эта картина.

– Как же удалось художнику этого добиться, при помощи чего он передает такое настроение?

Д. С помощью красок.

– У него было хорошее настроение, поэтому он нарисовал эту картину.

>

У. А что могло заинтересовать художника в этом сюжете?

Д. Сам дворик, дома, церковь.

– Ребятишки, лошаденка.

– Вся эта жизнь, жизнь простых людей старой Москвы.

У. Много вы назвали, что могло заинтересовать художника в этом сюжете.

– Давайте остановимся на деталях картины.

– что больше всего занимает места на этой картине?

Д. Земля. Небо.

6. Выявление изобразительных средств.

У. Выберите из словаря эпитетов, подходящие для этой картины определения к словам небо, трава. (Справочные материалы с. 40– 42)

7. Выявление замысла картины.

У. Где, по вашему мнению, находился художник?

Д. Он, наверное, проходил мимо, и его заинтересовал этот домик.

– Его внимание привлекли звуки, доносившиеся из этого двора.

– Наверное, он смотрит на этот двор из окна соседнего дома.

– Он стоит на пригорке рядом с этим домом.

– Я думаю, он живет рядом с этим домом и, возвращаясь домой, увидел эту картину покоя.

У. Если бы вы стали писать сочинение по этой картине, то какой тип речи выбрали?

Д. Описание.

8. Речевая подготовка.

У. Наша речь должна быть богатой по содержанию, правильной по форме, образной. Надо быть внимательным к своей речи. Точно употреблять слова, избегать повторов.


Задание 1

Подберите синонимы к словам.

Художник (живописец, мастер кисти, автор картины).

Дом (барский дом, особняк, усадьба, имение).

Рисует (изображает, передаёт, показывает, пишет).

Задание 2.

(На карточках записаны имена существительные.)

Подберите к этим словам определения, подходящие к этой картине.

День (летний, жаркий, будничный).

Дворик (московский, уютный, тихий, маленький).

Церковь (старинная, небольшая).

Колокольня (высокая, белая, величественная).

Ребятишки (маленькие, плохо одетые, босоногие).

Лошаденка (неказистая, лохматая, запряженная, ожидающая своего хозяина).

(Карточки дополняются учащимися.)

Орфографическая подготовка

  • Церковь
  • Деревянные постройки
  • Колокольня
  • Навзрыд

9. Составление плана сочинения.

  • Московский дворик.
  • Образы картины.
  • Цвет и настроение картины.
  • Моё отношение к картине.

10. Устное описание картины.

11. Вхождение в картину.

У. Я предлагаю пофантазировать и рассказать о том, как провёл утро и день один из героев картины. Представь себя на месте плачущей навзрыд девочки или девушки с ведром, или ребёнка на переднем плане картины.


Дети составляют устные рассказы.

У. Как вы думаете, ребята, к какому типу речи можно отнести этот рассказ?

Д. Повествование.

12. Самостоятельная письменная работа.

У. Итак, мы с вами рассмотрели репродукцию картины “Московский дворик”. Напишите сочинение. (Сначала учащиеся пишут сочинение на черновике, после проверки учителем переписывают в тетрадь. Можно предложить второй вариант работы от лица героя картины.)

13. Итог урока.

17.05.2011

Источник: xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Сочинение описание по картине поленова московский дворик

На картине художника В.Д. Поленова «Московский дворик» мы видим простой дворик, расположенный в Москве. Время действия – начало лета. Трава ещё совсем молоденькая, цветут цветы. На улице солнечно и жарко. На синем небе видны редкие белоснежные облака. На его фоне красиво вырисовывается церковь с пятью куполами. Центральный купол золотой. Он возвышается над своими серебристыми собратьями. Но ещё больше тянется к небу колокольня.

Рядом с домом находится сарай. Он уже очень старый, его крыша местами провалилась. На ней выросло деревце. Слегка накренился и колодец. Всё говорит в пользу того, что это старый московский особняк: и погреб, и потемневший со временем забор. Но жизнь не замерла в этом стареньком особнячке. Во дворе стоит лошадь, она запряжена и сейчас ждёт своего хозяина. Она понуро опустила голову.


Во дворе дети играют на тёплой траве. Двое удобно устроились прямо на земле. Они о чём-то беседуют или разглядывают какое-то насекомое в траве. Ещё один мальчик направился к погребу, он также чем-то увлечён. Никто из ребят не замечает маленькую сестрёнку, которая плачем пытается привлечь к себе внимание. Мальчишкам сейчас не до неё, каждый занят чем-то своим.

Из дома вышла женщина с ведром и идёт по дорожке. Куры гуляют рядом с сараем и клюют зелёную травку. Их совсем не пугает присутствие женщины и детей. Они тоже заняты своим делом. Вдали справа на верёвке висит бельё. Всё вокруг наполнено жизнью и светом.

Картина В.Д. Поленова «Московский дворик» наполнена такой теплотой, что, когда смотришь на неё, становится радостно на душе. Сколько любви вложено в это произведение. Казалось бы, всего лишь старый московский дворик. Но там всё такое родное и близкое, что невольно начинаешь любоваться скромной красотой простого городского пейзажа.

 

Вместе со статьёй «Сочинение по картине Поленова «Московский дворик» читают:

Сочинение по картине Рериха «Заморские гости», 4 класс

Сочинение по картине «Царевна-Лебедь», М.А. Врубель


Сочинение по картине Шишкина «Рожь», 4 класс

Поделиться:

Источник: sochinenie-na-otlichno.ru

Среди талантливых русских художников известно имя Василия Дмитриевича Поленова. Его картины яркие, содержательные, поэтому всегда воспринимаются зрителями с большим интересом. Одна из удивительных работ является картина «Московский дворик». Она была написана художником из окна квартиры в которой он проживал. Это полотно принесло художнику известность и популярность. На картине показана спокойная и тихая жизнь людей, проживающих в конце девятнадцатого века в старой Москве.

Если приглядеться к картине, то безошибочно можно определить, что на ней изображено летнее утро. Небо голубого цвета, лишь виднеются отдельные, словно вата белоснежные облака. Благодаря солнцу картина наполнена светом. Скорее всего ожидается жаркий денек.

В центре картины расположена церковь с пятью куполами, а рядом высится колокольня. Центральный купол церкви, а так же колокольни переливаются золотом в лучах летнего солнышка. Неподалеку от нее находится особняк. Он очень стар, хотя здание достаточно хорошо сохранилось, только вот хозяйственные постройки стали ветхими.

Напротив особняка расположен сарай, крыша его покосилась и на ней вырос какой-то кустарник. Рядом с ним находиться старый колодец. Возле особняка изображен деревянный забор. Скорее всего он огораживал сад, но сейчас видно, что он зарос. В нем выросла береза, у которой сломалась макушка.

Слева картины изображена женщина с ведром воды. Она немного склонилась, и протянула руку в сторону, чтобы удерживать равновесие. Неподалеку пасется запряженная лошадь, ждущая своего хозяина. Возле сарая бегают куры. Но все же центральное место картины принадлежит детям.

Перед домом выросла зеленая лужайка с белыми цветами. Два белокурых мальчика играют вместе на траве. Один стоит и разглядывает сорванный цветок. На траве сидит маленькая девочка, она плачет, потому что ее как бы оставили одну, старается привлечь к себе внимание.

Эта картина вносит спокойствие и умиротворение. Чувствуется, как художник с большой любовью относится к людям, особенно к детям. Глядя на нее хочется улыбаться, гордиться тому, что у нас жили такие талантливые художники.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Источник: NatWorld.info

Ф. Глинка Выдающийся русский художник Василий Дмит­риевич Поленов родился в 1844 году в родовитой дворянской семье. Юноша получил прекрасное обра­зование. Поленов был образованным и разносторонне одарённым человеком. Он создавал жанровые и исто­рические картины, а также портреты. Но более всего художника привлекал к себе пейзаж. Картина В. Д. Поленова «Московский дворик» стала новым этапом в развитии творчества живо­писца. Данный пейзаж художник писал из окон своей квартиры. «Картина моя изображает дворик к Москве в начале лета», — сообщал В. Д. Поле­нов И. Н. Крамскому. Именно это полотно, которое впервые было представлено на Выставке художни­ков-передвижников в 1878 году, потрясло зрителей и принесло живописцу всенародную славу и извест­ность. Критики отметили появление воздуха и света и картине В. Д. Поленова, а в сердце простых по­сетителей выставки возникало ощущение чего-то близкого и родного в изображении этого уголка Москвы. Московский дворик предстаёт перед нами осве­щённый летним ярким солнцем, утопающий в моло­дой яркой зелени, прерываемой тропинками песочно­го цвета, и завораживающий голубизной небосвода. На переднем плане картины изображён маленький мальчик. У него светлые волосы, он одет в белую рубашку и тёмные штаны. Мальчик увлечён каким- то занятием. Чуть дальше, в центре картины, худож­ник изобразил двух маленьких детей, которые, лёжа на траве, что-то внимательно рассматривают или играют. Недалеко от ребят на мягкой траве сидит маленькая девочка. Она расстроилась и громко пла­чет, возможно, призывая детей, которые оставили её одну. Но ребята не обращают на малышку ника­кого внимания. Все дети одеты в светлые одежды, у них светлые волосы, их образ перекликается с об­разом белоснежных ромашек, щедро разбросанных на зелёной лужайке. Слева на полотне расположена деревянная крыш­ка, закрывающая погреб или старый колодец. Перед ней — высокий лопух. Заросли репейника произрас­тают у деревянного старого, слегка покосившегося забора, за которым расположен тенистый сад с вы­сокими деревьями. За садом еле виднеются колонны белого дома. Боковая его часть со створчатыми окнами выходит во двор. На крыше — несколько печных труб и окно чердака. Вниз спускаются во­досточные трубы. От дома в сторону гуляющих во дворике белых и пёстрых кур с цыплятами направ­ляется женщина в белом платье с ведром в руках. Возможно, она хочет покормить птиц, вышедших из своего курятника. Позади — длинное строение деревянного сарая, который от старости уже начал разваливаться. В его старой крыше, которая места­ми уже провалилась, растёт кустарник. Справа от сарая — небольшое деревянное строение с красной крышей. В конце дворика между двумя высокими де­ревянными столбами растянута верёвка, на которой сушится выстиранное бельё. Справа, перед боковой частью небольшого деревянного строения стоит лошадь, запряжённая в теле­гу. Она спокойна, неподвижна. Создаётся впечатле­ние, что животное дремлет, согревшись под лучами июньского солнца. Опустив голову и уши, прикрыв глаза, она смирно ждёт хозяина. На заднем плане виднеются высокие зелёные деревья между серых крыш, подобно той, что покрывает белый особняк во дворике. Значит, таких дво­риков в Москве тех времён было много. За серыми крышами возвышается белокаменная величествен­ная церковь. Её пять куполов сияют на ярком солнце золотым и серебряным светом. Высоко в небо устре­мился золотой купол колокольни, расположенной справа от храма. Сквозь арочные проёмы строе­ния видны колокола, величественный звон которых в часы церковной службы торжественно нарушает тишину московского дворика. Конечно, современные дворики Москвы выглядят иначе, и мы не можем видеть изображённый В. Д. Поленовым городской пейзаж в действительности, но красотой величе­ственного храма можно любоваться и в наши дни.

Источник: otvet.mail.ru

Поленов — художник, который создавал картины разной тематики. Часто это были картины на историческую тему, его привлекали жанровые картины, а также он увлекался написанием портретов. Любил Поленов создавать и пейзажи. И вот в 1877 году художник создает, как оказалось, настоящий шедевр, что принес ему огромную славу став его визитной карточкой. Это была картина Поленова Московский дворик, которую он в 1878 году представил на выставке, назвав работу наброском, картинкой.

Поленов Московский дворик описание картины

Картина Василия Поленова Московский дворик переносит нас в далекое прошлое, ведь сегодня сложно в Москве отыскать подобные места. Сегодня столица далеко не провинциальная, она суетливая, шумная, поражает своим могуществом и архитектурой. И вот нам попадается такая теплая, светлая картина под названием Московский дворик.

Смотришь, и трудно поверить что когда-то Москва с ее современными дворами была именно такой. А ведь была же и данный дворик действительно существовал. Его автор увидел из окон квартиры, что хотел снимать, когда приехал из-за рубежа.

Московский дворик словно свидетельство зарождения современной столицы, как начало истории, начало той самой монументальной грациозности, которую мы видим сегодня. А когда-то столица была провинциальной, о чем свидетельствует изображенный дворик. И такие дворики были не единичными. Они были повсюду.

Что же изображает художник? Когда работаешь над описанием полотна Поленова Московский дворик, то видишь целый мир, где царит провинциальный уклад жизни, изображенный в начале лета.

Глядя на работу Василия Дмитриевича Поленова кажется, что он изображает утро. День обещает быть жарким и солнечным. С каждой минутой дворик оживает, поэтому мы видим запряженную лошадь, что ожидает своего хозяина, кур, которые что-то ищут в траве, женщину, направляющуюся к колодцу с ведром.

Картина Василия Поленова «Московский дворик»

На переднем плане автор изображает детей. Они проснулись, возможно уже и позавтракали после чего сразу же бросились играть во дворе. Вот один ребенок направляется к закрытому погребу, двое других малышей легли на травку и наблюдают за пролетающими облаками. А недалеко сидит малышка, которая почему-то без настроения. Может она плачет, чтобы и на нее обратили внимание, а может что-то не получается сделать.

По левую сторону на картине изображен старый деревянный забор, за которым растут густые деревья и кустарники. Забор перетекает плавно в особняк, за которым стоит сарай и иные постройки.

На заднем плане мы видим изображенную святыню — пятиглавую церковь, а рядом с ней, стремящаяся ввысь к голубому бескрайнему небу колокольня.

Картина яркая, светлая, даже скажу, солнечная, добрая и живая. Когда смотришь на полотно Поленова, то появляются только прекрасные чувства, чувство радости и хорошего настроения.


Источник: sochinyshka.ru