Подраздел открывают дневниковые записки А. Ахматовой, представляющие собой творческие размышления, раздумья о ходе работы над поэмами.

Дневник М. С. Волошиной, вдовы поэта Максимилиана Воло­шина, писавшийся ею в годы войны в Крыму, представляет собой, разговор с альтер-эго, искреннее описание душевных мук, немощи, переживаний и надежд в тяжелые годы Отечественной войны. Ма­нера письма свидетельствует об эмоциональности натуры М. С. Во­лошиной (градация, цепочки синонимов, восклицательные предло­жения, повторы), ее образованности, тонкости восприятия.

А. Ахматова «Из дневника» (1959-1962)

«… Там в Поэме («Поэме без героя». — Е. Л.) у меня два двой­ника. В первой части — «петербургская кукла, актерка», в Третьей — некто «в самой чаще тайги дремучей». Во второй части (т. е. в Решке) у меня двойника нет. Там никто ко мне не приходит, даже призраки («В дверь мою никто не стучится»). Там я такая, какой была после «Реквиема» и четырнадцати лет жизни под запретомMy future is my past »), на пороге старости, которая вовсе не обещала быть покойной и победоносно сдержала свое обещание. А вокруг был не «старый город Питер», а послеежовский и предвоен­ный Ленинград — город, вероятно, еще никем не описанный и, как принято говорить, еще ожидающий своего бытописателя».


«И наконец произошло нечто невероятное: оказалось возмож­ным раззеркалить ее, во всяком случае, по одной линии. Так возникло «Лирическое отступление» в Эпилоге и заполнились то­чечные строфы «Решки». Стала ли она понятнее — не думаю! Ос­мысленнее — вероятно. Но по тому высокому счету (выше полити­ки и всего…) помочь ей все равно невозможно. Где-то в моих проза­ических заметках мелькают какие-то лучи — не более».

Дневниковые записи вдовы поэта Максимилиана Волошина М. С. Волошиной в Коктебеле

Милый мой, только твой образ, только мысль о тебе и с тобою дают мне силы как-то брести, что-то делать. Изнемогаю от бесси­лия, обиды, непонимания. С тобой не расстаюсь. А как бы поступил Мася, а что бы он сказал? Макс бы объяснил. Макс бы сказал. Масенька бы пожалел, помог! Вот только это и твержу себе, изнемогая. И сейчас ничего не могу, не хочу, не мыслю. А только к тебе, и вот писать стала, чтобы хоть как-нибудь себя обмануть, за что-то заце­питься, что-то делать. Милый, сколько горя, бессилия, обиды!

Писать изо дня в день нельзя, потому что нет слов и руки не поднимаются — вот сесть и писать.


о больше чем немыс­лимо. Это невозможно. Мой маленький ум, мои больные нервы, боль­ная психика не вмещают, не могут справиться с ужасами творяще­гося и творимого. Времена апокалипсические. Страны нет. Россия растоптана, поругана германским сапогом. Мы оккупированы, за­воеваны. Все, все непереносимо! Ну, как же слова? Ну, как это все рассказывать? Больно, страшно, оскорбительно, возмутительно. Это все только приблизительные определения. Да и зачем и кому пере­давать? Собственное бессилие, слабость? Конечно, вот это верно и хочешь передать. Хочется поддержки, ласки, логики. Ощущаешь только свое бессилие и боль. Эти унизительные состояния. Мизер своего духа. Ах, я всю жизнь жила в иллюзиях, что что-то могу, понимаю! И теперь, на старости лет, вижу всю иллюзорность своих представлений. Жизнь — ужас. Война — реальность.

Как человечество может быть в таком ужасе? Вся Европа! Весь мир. Да что же это такое? Насилие, насилие, смерть, убийства, раз­гром, грабеж, разорение стран — и так годы. Да что же это такое? Неужели нет умных, гуманных, понимающих? Ведь весь мир! По­чему Гитлер, Сталин, 3, 4, 10 — сколько их, могут посылать на убийства, на смерть, разорять, словом, делать войну и все ее ужа­сы? Почему миллионы не могут сказать: не можем больше так жить! Не сказать, а заставить не убивать, не разорять, не делать войны? Почему нет 10-100 таких, которые сказали <бы> «не надо вой­ны!»? Господи! Я бесплодно думаю день и ночь все об одном и том же…

Вот и сейчас: пишу, а над ухом, вблизи и вдалеке, все выстре­лы, выстрелы. Вся дрожу. Все время дрожу, когда стреляют, физически и морально так подавлена. И так второй год, с большими или меньшими интервалами.

Образовательные цели:


  1. познакомить учащихся с разными типами дневников, их назначением, особенностями ведения;
  2. учить правильному оформлению дневниковых записей.

Оформление:

  • различные виды дневников, произведения и дневники писателей, поэтов современных и XIX, XX веков,
  • пейзажи художников Якутии,
  • видеоматериал о посещении памятных мест Якутии;
  • на партах учащихся лежат необходимые для работы тексты.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня необычный урок. Мы с вами отправимся в необычное путешествие, произойдёт встреча с новым, а именно…об этом мы узнаем через несколько минут. Устраивайтесь поудобнее, приготовьте тетради, ручки для будущих записей.

Начнем урок с речевой разминки. Чтение стихотворение С. Махотина. (Читает ученица)

Два дневника

В комнате пахнет грозой!
Но пока
Намертво спрятаны два дневника.
В первом,
Который под шубой лежит,
Красная двойка от гнева дрожит,
Тайна, записка, прогулка к реке –
Все это есть во втором дневнике.
Только никто никогда не найдет

Этот потрепанный синий блокнот:
Будет чуть позже записано в нем:
“Двойка.
Признался.
Наказан ремнем.
Десять часов я не виделся с ней…
Ночь.
До каникул четырнадцать дней!”

iv>

О чем оно? О каких дневниках в нем идет речь?

Какое настроение чувствуется в начале стихотворения?

Какие слова его создают? (Чувство напряженного ожидания возмездия за двойку: “пахнет грозой”, “намертво спрятаны” “красная двойка от гнева дрожит”.)

Каким настроением проникнута вторая часть стихотворения? Как это отражается на языковых средствах?

Вывод. В начале стихотворения С. Махотина передаётся содержание последней дневниковой записи, затем тревожное напряжение, и после признания и заслуженного наказания — отрывистые фразы записей. Но среди них есть недоговоренная строка о личном, о своём: “Десять часов я не виделся с ней…”.

II. Работа по теме.

1. Догадались, на сегодняшнем уроке речь пойдет о разных видах дневников. Запишите в тетради сегодняшнюю дату, тему урока.

От какого слова образовалось слово дневник! (день)

Найдите в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова определение слова дневник.

а) дневник это ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении.

(Это тот самый дневник, в котором “красная двойка от гнева дрожит” и который нам хорошо известен);

б) дневник — это записи о каждодневных делах, текущих событиях, которые ведутся изо дня в день.


(Это и есть тот второй дневник, о котором говорится в стихотворении С. Махотина).

С какими типами дневников вы знакомы?

(Дневник наблюдений, путевой дневник, личный дневник).

Исходя из названия (названия условные), объясните назначение каждого из дневников разных типов.

Дневники наблюдений ведутся на уроках природоведения, в них отмечаются ежедневные наблюдения за состоянием природы.

Путевые дневники ведутся во время путешествий.

Личные дневники включают записи значительных событий в личной и общественной жизни человека, рассказывают о настроении пишущего, чувствах по поводу их переживаний; личный дневник помогает в самопознании и самовоспитании.

Задание. Определите главную мысль текста.

Многие люди – и ребята, и взрослые – ведут дневники. Это потребность души – записать событие, впечатление, раздумья. Запись становится молчаливым собеседником, другом, с которым делищься.

Тетрадка – спутница, тетрадка – копилка – какая же это замечательная штука! На её страницах, словно бы пойманной строкой, продолжает жить; вьются туристические строки, по которым ты прошёл, опять звучат шаги и голоса; и спор, задевший тебя, зовёт вникнуть в него поглубже. И всё, что вокруг, и всё, что в тебе самом, — всё отражает дневник.

Хорошие люди живут рядом с нами. Рядом с каждым из нас. Пусть и ваши дневники станут правдивыми свидетельствами о нашем времени, о его людях, а значит, и о вас самих. (По Э. Цюрюпе)

>

Определите, из каких типов дневников взяты следующие записи. Свой ответ аргументируйте.

Текст № 1

26 ноября, в три часа утра, “Наутилус” пересек тропик Рака под 172″ долготы. 27 ноября мы миновали Сандвичевы острова, где 14 февраля 1779 года погиб знаменитый капитан Кук. (Жюль Верн)

(Дневник путевой)

Текст № 2

Слава тебе, господи! Вот и каникулы! Вот, наконец, я и дома… Да! Нужно, подобно мне, позубрить круглый год уроки, ежедневно, да еще по два раза а день, — за исключением, разумеется, праздников, — в душной комнате, в кружке шести человек товарищей, погнуться до полночи над запачканною тетрадкой или потрепанной книгой, позубрить греческий и латинский языки, геометрию и прочее, прочее. Нужно, говорю я, все это пережить и перечувствовать, чтобы оценить всю прелесть теплого, гостеприимного, родного уголка… Батюшка мой такой тихий, такой незлопамятный! Если и случается мне что-нибудь набедокурить, он покачает головою, сделает легкий упрек — и только…

Однако пора обедать. После обеда завалюсь спать и просплю до вечера, просто -наслаждение!..(И.С. Никитин)

(Личный дневник)

Чаще всего личные дневники пишутся “для себя”, т. е. не предназначаются для посторонних глаз. Но иногда человек сам или после его смерти близкие публикуют дневниковые записи. Это в основном касается личных дневников писателей, ученых, общественных деятелей, педагогов, чьи мысли и рассуждения могут быть интересны и современникам, и потомкам. Иногда писатели намеренно оформляют свои произведения в форме дневниковых записей, так более достоверно выглядят события, более понятными становятся поступки героев, их мысли и чувства.


Прочитайте отрывок из повести, написанной в форме дневника. Вспомните ее название и автора.

Двадцать восьмое мая!

У меня сегодня очень радостный день: занятия в школе окончились, я перешел в следующий класс с одними пятерками.

Завтра начинаются каникулы. Я задумал во время каникул вести дневник. Мама сказала, что подарит мне вечную ручку, если я буду вести дневник аккуратно. Я купил толстую общую тетрадь в синей обложке и решил аккуратно записывать в эту тетрадь разные интересные случаи. Как только случится что-нибудь интересное, я сейчас же запишу. Кроме того, буду записывать свои мысли. Буду думать о разных вещах, и, как только в голову придет хорошая мысль, я тоже её запишу.

Сегодня еще ничего интересного не случилось. Мыслей тоже пока еще не было. (Повесть Н. Носова “Дневник Кола Синицына”)

Ребята, путешествие всегда интересно встречами с новыми людьми, их рассказами о себе, о других. Вы математический класс, поэтому мне хотелось познакомить вас с Владимиром Ивановичем Вернадским – учёным с мировым именем. В мае 27 числа 1892 года он записал в своём дневнике: «Какая важная вещь «гигиена мысли». Мне кажется, это важнее всего в жизни, потому что этим достигается стремление к гармонии и чувство гармонии создаётся человеком этим путём…»


Другое имя — Юрий Анненков. Это блестящий график, живописец, театральный художник. Благодаря его «Дневнику встреч» мы с вами продолжим знакомство на уроках литературы с замечательными русскими писателями и поэтами.

А с какими вы, ребята, познакомились дневниками. Расскажите.

(Ответы разнообразны. Учащиеся приводят примеры дневников Л.Н. Толстого, письма И.С. Тургенева и других, читают заветные страницы.)

Следующая остановка – следующее задание. Просмотрите еще раз все предложенные фрагменты дневниковых записей.

Что общего в их оформлении?

1. Дата записи: число, месяц, год (иногда указывается место и время).

а) интересные события в личной и общественной жизни;
б) переживания по поводу этих событий;
в) рассуждения по поводу актуальных и интересных жизненных проблем.

Что представляет собой каждая дневниковая запись? Ответ обоснуйте.

(Текст: предложения связаны по смыслу; каждую запись можно озаглавить.)

В каком стиле речи могут вестись записи в дневниках?

(В дневнике наблюдений — в научном, научно-популярном, художественном;

в личном дневнике — в художественном и разговорном;

в путевом дневнике – в научно-популярном, художественном.)

Дайте определение каждого из стилей.

Научный – стиль, в котором сообщаются научные сведения, объясняются факты.


Научно — популярный – научный стиль с элементами других стилей речи.

Художественный – писатель рисует словами какие — то картины и образы.

Определите тип речи предложенных дневниковых записей. (У Жюль Верна и Н. Носова — повествование; у И.С. Никитина – рассуждение).

Дайте определение типов речи:

Повествование – это…

Описание – это…

Рассуждение — это…

ВЫВОД (делает ученик)

Итак, дневниковые записи представляют собой тексты разных стилей и типов речи. Чаще всего они включают и повествование, и рассуждение, и описание. Хотя повествование предпочтительнее при изложении событий, рассуждение — при размышлении по их поводу, а описание чаще встречается в путевых дневниках. Путешествие не оставляет без разговора, часто задушевного, когда человек раскрывается совсем с другой стороны.

Ребята, спрашивали ли вы когда-нибудь самого себя, что вы за человек, каким хотите стать? Сейчас вы находитесь в таком возрасте, когда важно выбрать, определить для себя те нравственные законы, по которым вы будете стремиться жить. В вашем возрасте это трудно сделать, но попытаться надо. И разобраться в этих сложных вопросах многим людям помогали и помогают дневники, в которых человек раскрывается сам перед собой без прикрас.

Сегодня мы познакомимся с отрывками из дневника юного Льва Толстого.

Слово ученика.

Лев Николаевич вел свой дневник с юных лет, и последние записи сделал за несколько дней до смерти.


м интересны дневники юного Толстого? Это замечательный пример того, как человек формировал самого себя, свою личность, какие высокие задачи ставил перед собой и, сознательно борясь с недостатками, прокладывал свой жизненный путь. Недостатки при этом не только обозначены, но и подчеркнуты, обнажены, иначе с ними нельзя бороться. В дневниках юного Толстого поражает запредельная искренность. В них он анализирует внутреннюю, душевную жизнь, вносит свои наблюдения и мысли, определяет цели и задачи своей жизни.

Давайте, ребята, прочитаем строчки из дневниковых записей Л.Н. Толстого, попробуем найти те места, где писатель определил для себя основные правила, главную цель своей жизни..

24 марта!847 г, Я много переменился; но все еще не достиг той степени совершенства (в занятиях), которого бы мне хотелось достигнуть. Я не исполняю того, что себе предписываю; что исполняю, то исполняю не хорошо, не изощряю памяти. Для этого пишу здесь некоторые правила, которые, как мне кажется, много мне помогут, ежели я буду им следовать. 1),Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря не смотря ни на что.2)Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам вспомнить. 4)Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силою…

7 апреля 1847 г. Я никогда не имел дневника, потому что не видал пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития. В дневнике должна находиться таблица правил, и в дневнике должны быть тоже определены мои будущие деяния.

8 апреля 1847 г. Хотя я уже много приобрел с тех пор, как начал заниматься собой, однако еще я весьма недоволен собою. Чем далее продвигаешься в усовершенствовании самого себя, тем более видишь в себе недостатков, и правду сказал Сократ, что высшая степень совершенства. Человека есть знать то, что он ничего не знает.

14 июня I850 г. Опять принялся я за дневник и опять с новым рвением… Может быть, опять брошу; зато приятное занятие и приятно будет перечесть, так же, как приятно перечесть старые…

По дневнику весьма удобно судить о самом себе. Потом, так как я нахожу необходимым определять все занятия вперёд, то для этого тоже необходим дневник. Хотелось бы привыкнуть определять свой образ жизни вперед, не н.a один день, а на год, на несколько лет, на пса жизнь даже; слишком трудно, почти невозможно; однако попробую, сначала на день, потоп на два дня — сколько дней я буду верен определениям, на сколько дней буду задавать себе вперед…

8 декабря 1850 г. …Заметил в себе важную перемену: я стал более
уверен в себе, то есть перестал конфузиться; я полагаю, что это оттого,
что имею одну цель в виду (интерес), и стремясь, я мог себя оценить и приобрел сознание своего достоинства, которое так много облегчает от ношения людей.

7марта 1851 <:. Нахожу для дневника, кроме определения будущих действий, полезную цель, - отчет каждого дня, с точки зрения тех слабостей, от которых хочешь исправиться.21 сентября 1855 г . …Моя главная цель в жизни есть добро ближнего, и цели условные — слава литературная, основанная на пользе, добре ближнему.

Ответы учащихся.

Богатство, основанное на трудах, полезных для ближнего, и направленное для добра.

Слава служебная, основанная на пользе отечества. В дневнике буду разбирать, I) что я делал каждый день и 2) сколько раз не исполнил предназначенного.

3. Я мог себя оценить и приобрел сознание своего достоинства, которое так много облегчает от ношения людей.

4 …По дневнику весьма удобно судить о самом себе, так как я нахожу необходимым определять все занятия вперёд, то для этого тоже необходим дневник. Хотелось бы привыкнуть определять свой образ жизни вперед, не не один день, а на год, на несколько лет, на жизнь

Часто писатель раскрывает характер героев через их дневниковые записи, через внутренние монологи, предоставляет слово рассказчику. Героя рассказа Л. Толстого « После бала» Ивана Васильевича волнуют нравственные и общественные проблемы, он старается узнать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чём держится армия, офицером которой он мечтал стать.

Вспомните, как изменилась жизнь И.В. после случая с татарином?

(Он отказался от карьеры. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь нравственного самоусовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу).

Найдите определение слову нравственность по словарю Ожегова.

Нравственность – это…

А по Л. Толстому?

(По Толстому, «нравственность не может быть ни на чём ином основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Если человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живёт только за себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы.)

Вспомните, как прозвучала оценка И.В. одним из слушателей?

(«Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились. Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Герой живёт в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра. Не личное счастье, любовь, а поиск Истины добра – смысл его жизни.)

(Вывод учащихся, прозвучавший на уроке, позволил мне, учителю, увидеть, что многие ребята согласны с высказыванием Л.Н. Толстого, другие заняли позицию некоторых наших современников). Предлагаю перечитать дневниковые записи писателей.

Домашнее задание

Мне хотелось, чтобы вы поразмышляли над дневниковыми записями знаменитого писателя, попытались с помощью импровизированного дневника познать самого себя, увидеть недостатки, слабости и что-то при необходимости изменить в себе.

Может быть, для начала сделаете запись в форме письма незнакомому сверстнику, где представитесь и расскажите о себе — кто вы, где и как живете, чем интересуетесь, к чему стремитесь, что вас влечет, какие люди играют значительную pоль в вашей жизни, чем они привлекают вас, прочитайте написанное, посмотрите на себя как бы со стороны. Запишите, какое впечатление оставил у вас человек из письма.

А, может быть, это будут строчки о сегодняшнем уроке – путешествии. Я и ребята с удовольствием послушаем вас, если вы, конечно, доверите нам свои записи. Ведь личный дневник читается только с разрешения Владельца.

Сегодняшний урок я хотела бы закончить отрывком из коллективного дневника учителей нашей школы, побывавших в январе месяце прошлого года в путешествии в Кемпендяй, в спортивно- оздоровительный комплекс «Кырбый уйата»

Рефлексия

Читаю отрывок и прошу ответить на вопросы:

  • заинтересовало ли вас то, о чём здесь говорилось,
  • хотелось бы вам побывать в этих местах,
  • каков тип данного дневника?

ПОЕЗДКА В КЕМПЕНДЯЙ

Раннее утро. У подъезда средней школы № 20 останавливается автобус с учителями, вернувшимися из поездки в Кемпендяй. А на следующий день в коридорах школы то и дело слышатся вопросы: «А Вы тоже были в Кемпендяе? Интересно там было? А что Вы там делали?». И в ответ восторженные слова: «Там было отлично!».

До поездки многие приготовили фотоаппараты и кинокамеры, чтобы запечатлеть все этапы долгожданного путешествия.

Дорога в Мирный многим была уже знакома, и всё-таки то и дело слышались восторженные восклицания. Учителя радовались, как дети. Чем дальше от Удачного, тем красивее становился окружающий пейзаж: постепенно лиственницы уступили место ёлочкам и берёзам, а те, усыпанные снегом, были сказочно красивы и навевали ностальгическую грусть. И вот уже на смену записям модных шлягеров зазвучало:

… Главное, ребята, сердцем не стареть…,

… Комсомольцы – беспокойные сердца…,

… Под крылом самолёта о чём-то поёт

Зелёное море тайги…

и другие песни, которые приходили на память.

Двенадцатичасовая поездка до Мирного прошла под девизом «А путь и далёк, и долог…». В город приехали поздним вечером А посещение школы № 12 вызвало у наших учителей нотки белой зависти. Все наперебой просили показать кабинеты, залы, столовую, библиотеку. Смотрели внимательно, стараясь запомнить особенности оформления, фотографировали стенды, выставки.

Путешествие из Мирного в Кемпендяй – «езда в незнаемое». Остановка в с. Тойбохой — экскурсия в историко-краеведческий музей. Прекрасное новое здание музея, возведённое компанией АЛРОСА, интересные экспозиции (особенно поражают курьёзы природы), доброжелательные экскурсоводы, готовые дать ответ на любой вопрос не могли никого оставить равнодушным.

Следующая остановка в с. Сунтар, центре Сунтарского улуса. Как приятно ощущать себя долгожданным гостем, чувствовать заботу и внимание, которым ненавязчиво окружают тебя в таком длительном путешествии.

В селе Эльгяй ещё один музей. Да какой! Эльгяйский региональный музейно-экологический центр им. Б.Н. Андреева (ЭРМЭЦ). Переходя из зала в зал, переносишься из одной природно-климатической зоны в другую. Вот перед вами тропики, далее степи и саванны, горные области, птицы Вилюйского края – всего 18 экспозиций, раскрывающих особенности зонально-ландшафтных комплексов Земли.

Каждый имел возможность не только подробно рассмотреть наиболее заинтересовавшее его животное, но даже потрогать его и сфотографироваться рядом.

После посещения музея в автобусе долго обсуждали энтузиазм его работников, по крупинкам собирающих выставочный материал, масштабность представленных экспозиций. Сожалели, что у наших учеников нет возможности увидеть всю эту красоту.

Поздней ночью прибыли в пункт назначения – спортивно-оздоровительный комплекс «Кырбый уйата» в с. Кемпендяй. Разместились в деревянных домиках. Праздничный ужин – открытие, сауна. А наутро наконец осмотрелись. Неповторимая красота окружающей природы привела всех в восторг: светлая древесина домиков ярко выделялась на фоне высоких заснеженных елей и сосен, пронизанных лучами солнца. Кажется: отойдёшь ещё немного в сторону – и попадёшь в сказку. Стоя на крутом берегу реки Кемпендяй, видишь огромные пространства, покрытые заснеженными лесами. Прозрачный воздух. Тишина. Только снег хрустит под ногами…

Осталось посетить Музей истории поисков якутских алмазов в селе Крестях. Руководитель и основатель музея Конобулова М.Х. даже предложила остаться у них в посёлке на несколько дней, чтобы познакомиться поближе. К сожалению, нам пора было возвращаться домой.

Коллектив педагогов СШ № 20.

Ответ чуть ли не хором — путевой.

А потом очень много интересного я услышала о путешествиях самих ребят.

В поездках в отпуск с родителями они не только отдыхают, но и узнают нашу страну, знакомятся с памятниками архитектуры, искусства, литературы.

Звучит обещание, что при удобном случае они покажут эти дневники и прочитают интересные страницы.

Урок окончен.

Литература

  1. Уроки развития речи. Методическое пособие для учителей – словесников по программе «Речь». Москва, Гуманитарный издательский центр, 1999.
  2. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. Москва, Просвещение, 2000

Сегодня двадцать седьмое октября, воскресенье. Мне хочется описать свои впечатления от сегодняшнего дня, такого необычного и великолепного. Осень в этом году стояла теплая, сухая. Вчера мы с подругами решили пойти в лес прогуляться, да последние грибы пособирать. Их было не так уж много из-за сухой осени.

Утром я проснулась с каким-то неясным чувством не то тревоги, не то ожидания чего-то необычного. Еще меня поразил свет. Он был яркий, насыщенный. Вся комната просто светилась. Я подошла к окну. О, Боже! Улица, все дома и деревья были покрыты белым-белым снегом. Он лежал как мягкое пушистое одеяло. Как же все вокруг преобразилось! Еще вчера все было серым, невзрачным: серые дома, серые деревья, даже люди казались серыми. А сегодня мы как будто перенеслись в волшебную страну. Меня охватил восторг. Я побежала к телефону.

Света и Наташа уже видели, как преобразился мир. Решено было немедленно отправляться на прогулку. Выбежав из подъезда, мы все трое замерли. Снег лежал перед нами ровным покрывалом. Он был пушистым. Мне захотелось опуститься на землю, чтобы окунуться в его пушистую мягкость. А с неба тихо-тихо падали новые снежинки. Они медленно кружились в своем волшебном танце. Ветра не было. Казалось, что все вокруг замерло, боясь спугнуть этот первый снег.

А снежинки все падали и падали. Тогда мы стали ловить их на ладони. Они доверчиво опускались нам в руки и тут же таяли. Игра так захватила нас, что вскоре мы сами кружились в веселом хороводе, радуясь снегу, прекрасному утру, окружающему великолепию.

Даже наш пес Тузик был рад первому снегу. Сначала он ступил на него нерешительно. Но потом стал бегать вокруг, что-то вынюхивая и выискивая. Кругом не было ни души. Лишь женщина в телефонной будке разговаривала с кем-то. Да на балконе третьего этажа стояла и любовалась первым снегом еще одна женщина. А мы все кружились, взявшись за руки и не замечая ничего вокруг, кроме белого снега.

Я пишу эти строчки в дневник и вновь переживаю тот удивительный восторг, охвативший нас, когда мы ступили на мягкий, белый ковер. Невозможно передать словами ту радость, которая захватила нас в тот момент. Ведь не первый раз выпадает снег. Впереди долгая зима, и его будет еще очень много. Но первый снег всегда вызывает необычные чувства, создает впечатление чего-то сказочного и прекрасного.

(5 оценок, среднее: 3.40 из 5)

Сочинения по темам:

  1. Картина Пластова «Первый снег» написана художником в 1946 году. На полотне изображен деревенский дом, с небольшим палисадником, береза растет около…
  2. Описание темы: Трогательные чувства, возникающие в душе каждого человека – выпадение первого снега. Даже в городе от шума и суеты…

Поскольку дневники как жанр — новый, незнакомый учащимся вид письменной работы, считаем целесообразным познакомить школьников со значениями этого слова:

1. Дневник — это буквальный перевод с французского «подённый журнал, ежедневник», то есть записи, ведущиеся изо дня в день.

2. Дневник — литературно-бытовой жанр, форма повествования, которая ведётся от 1-го лица в виде повседневных или периодических записей о событиях текущей жизни (личной, общественной, литературной).

Дневниковая запись делается после событий, которые произошли, реже — перед событиями, которые произойдут.

Дневники более субъективны и вместе с тем более непосредственны, искренни, чем другие виды мемуарных источников.

Дневниковая запись представляет системный тип речи: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания, а также свободную форму записи:

а) исповедь — самооценка своей деятельности;

б) анализ событий дня;

в) портретная зарисовка;

г) эмоциональное самовыражение;

д) рефлексия;

е) размышление над увиденным и услышанным.

Признаки дневника как жанра:

Каждая запись почти всегда приурочена к определенной дате;

Известная отрывочность записей;

Зашифрованность или полное сокрытие имён или фамилий;

Преобладание самих фактов над их осмыслением;

Иногда — записи на основе первичных впечатлений, непроверенных предположений, слухов, мнений.

Все эти элементы обеспечивают непринуждённый выбор и расположение материала и позволяют создать иллюзию свободного выражения мыслей и впечатлений автора-повествователя;

Дневник как жанр монологичен, но монологическое слово автора может быть внутренне диалогичным. Монолог автора иногда становится беседой с воображаемым собеседником, свидетелем, с человеческим обществом в целом;

Дневник не ретроспективен, он современен описываемым событиям, пишется для себя и не рассчитан на публичное восприятие (в отличие от литературного дневника), что сообщает ему особую подлинность, достоверность.

Памятка пишущему сочинение в жанре дневниковых записей

1. Познакомьтесь с произведениями, написанными в жанре дневниковых записей. Это поможет вам выдержать форму и условности изложения, характерные для данного жанра.

2. Определите идею сочинения, то есть главную мысль, которую вы берётесь доказать своей работой. Правильное определение идеи позволит вам глубоко и полно раскрыть тему сочинения и не «потеряться» в обширном материале.

3. Составьте план, который поможет вам наметить, с чего начать работу, какие разделы выделить, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам прийти.

4. Имейте в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер.

План урока

Предмет Риторика Класс 6 Дата _____________

Тема: Дневниковые записи.

Цель: познакомить обучающихся с дневниковыми записями известных людей, научить выделять жанровые признаки дневниковых записей, вызвать у детей желание записывать свои мысли, анализировать свое поведение на страницах дневника.

Задачи: научить писать сочинения разных жанров (дневниковые записи).

Эпиграф:

По дневнику весьма удобно судить о самом себе.

Л.Н. Толстой

Психологическая подготовка.

Слово учителя.

Сегодня, ребята, мы поговорим о дневниках. Что такое дневник? Каковы его жанровые особенности? Познакомимся с дневниковыми записями известных людей. Узнаем, для чего ведутся дневники. И, может быть, после нашего урока у некоторых из вас появится желание завести свой дневник.

— Что мы называем дневником?

Из словаря Сергея Ивановича Ожегова: ДНЕВНИК, -а, м. I. Записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущиеся изо дня в день. Вести дневник. Дневник экспедиции. 2. Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении.

Мы с вами сегодня познакомимся более подробно со первым значением слова.

Давайте прочитаем отрывок из повести Анатолия Георгиевича Алексина

« Необычайные похождения Севы Котлова»:

«Для начала я изрисовал всю обложку и края первой страницы человеческими головками, фигурками животных, хвостатыми росписями. Первую фразу я начинал три раза и три раза нарочно зачеркивал: я знал, что так именно поступают со своими рукописями знаменитые прозаики и поэты. Но что делать дальше, я не знал…»

Дневники привлекают больше своим содержанием, а не формой. Человек должен хорошо представлять, для чего он пишет дневник, что хочет в нем выразить.

Прежде чем мы с вами приступим к более детальному изучению жанровых особенностей дневников, давайте познакомимся с дневником некоего человека. Что мы узнаем об этом человеке из его дневниковых записей?

Май 197… года.

Больше всего на свете я люблю рисовать!

Мне иногда кажется, что и во сне я рисую: вожу волшебным карандашом по синему полотну неба, и возникают очертания…

Сегодня весь день гуляла по его (Пушкина) парку…

С аллеи проходила вглубь, потом по мягко шуршащей траве опять возвращалась на протоптанную траву. Рыже- жёлтые кучи листьев- как цветные фишки-ориентиры на травяном плате парка… После прогулки очень хочется рисовать!

Вчера закончила свой новый цикл «Последние дни поэта»…

Не хочу заканчивать на грустной ноте… Пусть будет больше солнечных дней, которые он (Пушкин) так любил. Мне хочется, чтобы все были здоровы и счастливы.

Что вы можете сказать об этом человеке?

Он любит рисовать, занимается этим серьёзно, увлекается поэзией Пушкина, любит людей и жизнь.

Таким образом, можно сделать вывод, что по дневнику можно судить о внутреннем мире человека, его увлечениях и образе мыслей.

Но только ли?

Из дневника Л. Н. Толстого:

Я никогда не имел дневника, потому что не видел никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, я буду судить о ходе этого развития. В дневнике должна находиться таблица правил, и в дневнике должны быть определены мои будущие деяния…

Как понимаете эпиграф нашего урока?

Итак, для чего ведутся дневники?

Дневник помогает человеку раскрыться, особенно это важно в юном возрасте, когда человек порой не имеет друзей и страдает от одиночества.

Дневник помогает привести в порядок свои мысли, он дисциплинирует, по дневнику можно судить о духовном росте человека.

Дневник развивает творческие способности, позволяет посмотреть на себя со стороны спустя какое-то время.

Изучение нового материала.

Слово учителя.

Теперь давайте попробуем разобраться, какие черты характерны дневниковым записям.

Определите и запишите жанровые признаки следующих фрагментов.

8 января 1817 г., Царское Село. «Я прочел мои «Воспоминания о Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминалось имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Не помню, как кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении, он меня требовал, хотел обнять меня.

Меня искали, но не нашли»

Из чьего дневника представлены строки?

Жанровые черты:

Указание на дату и место действия.

Повествование от 1- ого лица.

Записи на основе первичных впечатлений.

1815год, Царское Село.

Я счастлив был! …нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием… Наконец потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице,- сладкая минута!

Как она мила была! Как черное платье пристало милой Бакуниной!

Жанровые черты:

Эмоциональность. Экспрессивная лексика.

Отрывочность записей.

Синтаксис: восклицательные предложения, односоставные предложения

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать. А спокойствие — душевная подлость!

Из дневника Л. Н. Толстого.

Жанровые черты:

Отражается внутренний мир, мысли и чувства человека.

Монологичность.

Отличительные особенности жанра дневниковых записей:

    Указание на число, год, иногда и время суток, соблюдается хронология.

    Называется место (город, учебное заведение, село, страна).

    Повествование ведется от 1- го лица.

    Записи на основе первичных впечатлений.

    Монологичность

    Отрывочность мыслей, краткость записей.

    В записях отражается внутренний мир, ярче проявляются личностные качества человека.

    Наличие односоставных, неполных, восклицательных предложений.

    Использование эмоционально-окрашенной лексики.

Закрепление изученного материала.

Задание. Зная жанровые особенности дневниковых записей, попытайтесь самостоятельно написать текст, отражающий ваше настроение. Представьте, что вы видите хмурое небо, дождь, запоздалый луч из-за тучи. И на бумаге появляется текст, передающий ваше состояние души или доброе, не испорченное погодой, или плаксивое, созвучное этой непогоде. Попробуйте передать в жанре дневниковой записи эти состояния души.

Ребята зачитывают получившиеся работы.

Итог урока.

Давайте подведем итоги нашего урока.

    Для чего ведутся дневники?

    Каковы отличительные черты дневниковых записей?

    А из вас кто-нибудь сейчас ведет личные дневники? Почему?

    Знаете ли вы художественные произведения, авторы которых прибегали к форме дневников? (Д Дефо «Робинзон Крузо»)

Отметки за урок.

Домашнее задание: Составить дневниковые записи на основе личных впечатлений от прожитой недели.

Источник: fashionmonger.ru

Виды сочинений по литературе. 10—11 классы

РАЗДЕЛ 2

РОЛЬ ИГРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ

Сочинения в жанре дневника или писем

В практике преподавания литературы накоплен опыт использования различных форм изложения «за автора» и «за героя», например сочинения в жанре дневника или писем.

Подобные сочинения имеют много общего, хотя между ними наблюдаются и различия. В чём же они совпадают и чем различаются?

Сочинения в жанре дневниковых записей могут быть разных видов:

• дневник, написанный от лица очевидца событий (возможно, придуманного учеником);

• дневник, ведущийся от лица литературного героя;

•   дневниковые записи от лица ученика, который постепенно осваивает какое-либо произведение или изучает творчество писателя.

Сочинения в жанре писем тоже имеют несколько видов:

•   письмо от лица ученика своему родственнику, подруге, другу и т. д.;

• письмо от лица литературного героя.

Дневник и письмо от лица литературного героя совпадают в том, что это сочинения-стилизации. Здесь важны два момента:

1) ученик должен хорошо знать текст: сюжет, причинно-следственные связи в произведении, понимать поступки героя, уметь их мотивировать;

2) от ученика требуется хорошее понимание психологии героя: ему необходимо вжиться в характер персонажа, понять его образ мыслей и суметь их передать, т. е. нужно овладеть стилем чужой речи (лексикой, особенностью построения предложений и т. д.).

Одним словом, пишущий должен жить, думать, действовать в соответствии с логикой жизни героя в художественном произведении, логикой развития сюжета и композиции.

В этом жанре сочинений и проявляется способность к перенесению, сформированная в детской игре.

Важно только, чтобы нетрадиционность жанра не увлекла сочинителя настолько, что ради формы он будет готов поступиться содержанием.

Рассмотрим сочинение Александра К. «Страницы из дневника Родиона Раскольникова» по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

СТРАНИЦЫ ИЗ ДНЕВНИКА РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА

29 марта 18… г.

Духота… эта страшная духота испепеляет, жжёт мой ум и душу. Опять эта обстановка, которую знаю наизусть: желтовато-грязные обшарпанные обои, продавленная кушетка, толстый слой пыли. И всё та же мысль, неотступно грызущая мою душу.

Чувствую какое-то смятение, величие и униженность одновременно. Давеча чуть не молился, чтобы избегнуть встречи с хозяйкой, и это ещё больше раздражало меня. Этой твари нужны были деньги; ничего, я её осыплю, может быть, золотом, если решусь сделать это.

Семьсот тридцать. Да, ровно семьсот тридцать шагов от моей квартиры-гроба до преисподней. Казалось, со мной случится нервный припадок, пока дойду до этого дома. Как сейчас помню, как бешено стучало сердце, чёрт не заметила ли старуха? Опять какое-то несносное раздражение, это буквально грызёт меня. Раздражаюсь по любому поводу. Но это всё вздор. Вздор!

Сегодня во второй раз был у неё. Недоверчива, как жид, и так же богата. Специально отнёс ей часы, подарок отца: нет, не деньги были мне нужны. Нет!!! Это была проба. Тоска, бесконечное отвращение грызут мне душу. Как это всё пошло, мелко… Тулон, сожжённая Москва, и эта мерзкая старуха. Но я должен, должен!!! В конечном счёте, ведь это только проба: так сказать, сказать, смогу — не смогу.

Да ещё этот, как его, Мармеладов. Лез сегодня со своими душеизлияниями. Осточертел, небось, уже всей распивочной биографией своей, а всё-таки взял за живое! Катерина Ивановна, голодные дети… И эта, как её, ах, да, Соня. И почему эта Соня, которой не видел и не знаю, не выходит из головы? И зачем отдал им деньги? Хоть и медяки. А впрочем, им нужней.

30 июня 18… г.

Кажется, раздражительность никогда уж не покинет меня. Она просто въелась в меня. Сегодня чуть не запустил в Настасью кружкой, так достала со своими щами. И это письмо, которое измучило меня…

Лучше умереть, чем видеть Дуню замужем за Лужиным! Нашлась благодетельница! Себя за брата, то бишь за меня, в рабство отдать хочет. И ведь понимает, знаю наперёд, что всё прекрасно понимает, и всё-таки идёт на это. Да чем она чище этой Сони, коли за Лужина выйдет?

Ах, да! Соня! Какое-то странное впечатление произвела на меня эта девушка. Да какая, к чёрту, девушка! Подросток ведь! Почти ребёнок! И уже…

И опять эта мысль, эта идея, муки от которой мне невыносимы. То хочется, чтобы скорее всё свершилось, то чтоб вообще ничего не было…

И этот разговор там, в грязной распивочной, между студентом и офицером. Как обухом меня после этого разговора огрели. Ведь это мои, те самые мысли!

Действительно, что может значить для общества эта гадкая, никому не нужная старушонка, которая к тому же чужую жизнь заедает. Давеча рассказывали, как она Лизавете палец укусила, чуть не отрезали. Да и что оно, это общество, потеряет, если одной вошью на земле станет меньше? А главное, — смогу, прежде всего, себе докажу, что не тварь я дрожащая!

Ха-ха-ха… Опять это комическое для меня сравнение: Тулон, завоёванная Европа, всеобщее преклонение и убийство какой-то старухи-процентщицы…

Но я должен, должен только попробовать на ней, смогу ли я право иметь? Надо. Надо…

Это сочинение интересно читать. Оно показывает степень понимания теории Раскольникова, двойственность его образа.

Столкновение и борьба противоречивых чувств в сознании героя не декларируются, а присутствуют в его размышлениях. Состояние нерешимости, крайней раздражительности прямо обозначено в дневниковой записи и передаётся через речь, характер его размышлений. Фразы зачастую не произносятся до конца, обрываются, дневник пестрит многоточиями, свидетельствующими о недоговорённости, о состоянии погружённости в напряжённые размышления, внутренний спор с собой. То есть ученик использует стиль речи, свойственный раздражённому состоянию героя, в раздумьях даже появляются просторечия. Всё это свидетельствует о том, что пишущий проник в художественную ткань романа, способен к перенесению, умению войти в роль другого человека и передать от его лица всё переживаемое средствами, найденными самостоятельно, но адекватными для данного персонажа. Это как раз одна из целей написания сочинений — самостоятельная интерпретация образа, и она реализована в данном тексте.

Тем не менее оригинальная форма изложения не должна заслонить от учителя фактические ошибки, которые допускает ученик при передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий, что проявляется в искажении сюжетных линий.

Даты встречи с Мармеладовым, Соней, получения письма от матери даются неверно. Ученик явно проигнорировал временные рамки, важнейшие для произведения. Начало романа, первая, ключевая фраза, «зерно романа», как определил начальное предложение В. В. Кожинов, из которого берут начало три важнейшие темы романа: герой, место и время действия, — не учитываются пишущим. Его первая запись начинается 29 марта. Именно в этот день, по мысли автора сочинения, герой идёт «на пробу», встречается с Мармеладовым, слышит историю Сонечки и т. д., хотя в романе с полной определённостью сказано: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время…» Таким образом, своеволие ученика никак не оправданно. Более того, временная растянутость воображаемого дневника Раскольникова показывает, что ученик не осознаёт, что «раскрытию особой духовности Достоевского служат и художественные особенности, поэтика его произведений: язык и

стиль, место и время действия, пейзаж и композиция».

 «Всё сложное и разнообразное действие романа, всё преступление и наказание занимает всего две недели. Можно только поражаться тому мастерству, с которым Достоевский проводит своих героев через подлинный ураган событий».

 «В мире Достоевского время, как и пространство, является функцией человеческого сознания, оно одухотворено и может, в зависимости от духовного состояния героев, то бесконечно растягиваться, то сжиматься, то почти исчезать…».

Однако беспамятством Раскольникова, т. е. перерывом в повествовании, Достоевский не замедляет быстроту действия, а как бы «…маскирует её, создавая у читателя иллюзию растянутости романа, большого времени его действия.

Но даже в беспамятстве Раскольникова Достоевский „строго“ следит за точной ориентировкой героя во времени».

Другой тип жанра — дневник, написанный от лица очевидца событий. Его выбрал Максим Ч. при написании сочинения на тему «„Настоящий писатель — то же, что древний пророк“ (А. П. Чехов)». Ученик раскрывал тему на примере романа Е. И. Замятина «Мы» от лица литератора, жившего в России в 30-х годах XX века. Максим обращается и к другим произведениям литературы периода создания романа Замятина, а эпиграф к сочинению был взят из стихотворения Ильи Кормильцева — одного из поэтов группы «Наутилус Помпилиус». Обращение в эпиграфе к известной и популярной песне советского периода 80-х годов XX века позволяет расширить временные границы пророчеств Е. И. Замятина в романе «Мы».

«НАСТОЯЩИЙ ПИСАТЕЛЬ — ТО ЖЕ, ЧТО ДРЕВНИЙ ПРОРОК» (А. П. ЧЕХОВ)

…Здесь нет негодяев в кабинетах из кожи.

Здесь первые на последних похожи.

И не меньше последних устали, быть может,

Быть скованными одной цепью,

Связанными одной целью.

И. В. Кормильцев

Дневник литератора А. Д. Соол.

Россия. Тридцать седьмой. Двадцать второе апреля. Уже светает. Скоро пробьёт пять. Какой великий день! Подумать только, его нет с нами уже тринадцать лет, но дело его живёт. Десятки, сотни тысяч пойдут сегодня по Садовой. Цветной бульвар — Самотёчная — потом вниз, до Баррикадной, и… к самому сердцу, к святая святых, а там — тысячи тысяч! В колонну по двенадцать.

Смело, уступом вперёд.

Их станки победят, они знают,

Они знают, их время придёт

…Но каждый гран металла

Должен чувствовать в себе сталь:

Мы в любой заготовке обязаны

Увидеть деталь.

Я помню, так скоро напишет один поэт о нашем славном времени.

В колонну по двенадцать, все, как один, печатая шаг. Левой, левой, левой… Бух-бух, бух-бух… И все они, и все мы. Вместе мы… «Мы».

«…Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера — сотни, тысячи нумеров, в голубых юнифах, с золотыми бляхами на груди — государственный номер каждого и каждой. И я — мы, четверо — одна из бесчисленных волн в этом потоке».

Как это, описанное в романе Е. Замятина «Мы», удивительно похоже на то, что сейчас будет происходить перед Его мавзолеем. И на то, что уже происходило или будет происходить перед зданием рейхстага в Берлине. А потом на площади Тхень Ань Мэнь в Пекине, дальше в Пхеньяне, в Чили и ещё бог весть где.

Таков будет весь двадцатый век, а может быть, и двадцать первый.

Пророк-поэт, пророк-писатель. Так было и так будет всегда.

Пророк — это и «величайший и талантливейший» советский поэт В. Маяковский:

Где глаз людей обрывается куцый,

главой голодных орд,

в терновом венце революций

грядёт шестнадцатый год, —

строки из поэмы «Облако в штанах», написанной ещё в 1915 году. И грянул! Пусть не шестнадцатый, а семнадцатый, но грянул! И пошли «голодненькие, потнень- кие и покорненькие» и окрасили «понедельники и вторники. кровью в праздники».

Продолжение дневника литератора А. Д. Соол…

Пожалуй, наша партия была неправа по отношению к Е. Замятину. Возможно, его произведения стоит печатать. Подумать только, в 1920 году, среди всяческой «дряни», вылезшей из-за «мурла мещанина», разглядеть

начало нашего великого времени, сплочённости наших желаний и помыслов. Это ли не гениальнейшее из пророчеств? Это ли не великий пророк?

Но и это не всё. Скажу больше: это лишь внешнее, и это внешнее есть выражение нашего общего внутреннего. Мы — советские люди — все, как один, идём к счастью. Идём не слепо, а под неотрывным руководством нашего Благодетеля, вождя и учителя Иосифа Сталина. Каждый из нас чувствует его «всевидящее око» за спиной. Каждый знает, что всё, сделанное им, станет известно Благодетелю. И в этом Замятин не ошибся. Он гениально это предугадал.

Только вот прозрачных стен не понадобилось для этого всезнания. Ведь советский народ так искренне предан делу партии и вождя, что ему нечего скрывать. Каждый советский человек знает, что путь к коммунизму не прост. Он проходит через тернии. Он требует жертв, но что может быть прекрасней, чем отдать всего себя, зная, что потомки твои стали ближе к счастью на целую жизнь!

И пусть выживет «только 0,2 населения земного шара…», зато эти ноль целых и две десятых вкусят блаженство в чертогах Единого Государства.

Конечно, это гиперболизация, и нельзя принимать эту цифру за реальный исторический факт — будущий или бывший, — но войны без потерь не бывает. И, если кто- то сейчас смеет сомневаться в правильности нашего курса, то это враг. Именно враг, и никак иначе, а «если враг не сдаётся, то его уничтожают». Так и только так можно добиться свободы!!! Равенства!!! И братства!!!

Инакомыслие — вот, пожалуй, главный наш враг сейчас, в конце тридцатых годов. Как ни мудр и ни внимателен наш Благодетель, как ни всеведущи Ангелы- хранители, всё-таки есть ещё люди, скрывающие под маской преданности личину предательства.

Это и есть величайшее из пророчеств Замятина. В этом я вижу смысл всего романа. Они, желающие сохранить фантазию, не понимающие величия Единого Государства и Благодетеля, хотят совершить ужасное и непоправимое: разрушить Зелёную Стену. Это значит разрушить…

К сожалению, на этом записи дневника обрываются. Вы удивитесь и спросите, почему? Всё очень просто. Ровно в шесть часов пятнадцать минут в квартиру литератора зашли четверо в штатском и увезли автора этих строк в неизвестном направлении. Больше в Москве его никто и никогда не видел.

Немало людей постигла та же участь. Драматизм судьбы литератора заключается в том, что не понял он истинного смысла романа «Мы». Не понял он предупреждения Замятина, глух был к художественному своеобразию этого произведения и видел в нём только голые факты.

Кто знает, если бы не принял он эту антиутопию за утопию, может, и жизнь его сложилась иначе. Если бы люди были внимательнее к пророкам, жизнь могла бы быть гораздо лучше.

Иным по стилю будет дневник, написанный от лица ученика, который знакомится с каким-либо произведением писателя или поэта, а может быть, и его творчеством. Читая, ученик делится своими впечатлениями от прочитанного. Причём дневник такого типа позволяет вводить бытовые отступления, создать иллюзию протяжённого чтения, которое длится несколько дней. Прерывать чтение можно, в частности, по причине, рождённой интересом к книге, желанием узнать больше сведений об авторе, о его творчестве.

Такой жанр сочинения использовала Елена Ч., которой нужно было выразить своё восприятие и дать истолкование стихотворения И. А. Бунина «Жёсткой, чёрной листвой шелестит и трепещет кустарник…».

Приведём текст стихотворения.

Жёсткой, чёрной листвой шелестит и трепещет

кустарник,

Точно в снежную даль убегает в испуге.

В белом поле стога, косогор и забытый овчарник

Тонут в белом дыму разгулявшейся вьюги.

Дымный ветер кружит и несёт в небе ворона

боком,

Конский след на бегу порошит-заметает…

Вон прохожий вдали. Истомлён на пути

одиноком,

Мёртвым шагом он мерно и тупо шагает.

«Добрый путь, человек! Далеко ль до села,

до ночлега?»

Он не слышит, идёт, только голову клонит…

А куда и спешить против холода, ветра и снега?

Родились мы в снегу, — вьюга нас и схоронит.

Занесёт равнодушно, как стог, как забытый

овчарник…

Хорошо ей у нас, на просторе великом!

Бесприютная жизнь, одинокий над бурей

кустарник.

Не тебе одолеть в поле тёмном и диком!

 

Теперь обратимся к сочинению, написанному в форме дневника читателя.

МОЁ ПРОЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ И. А. БУНИНА «ЖЁСТКОЙ, ЧЁРНОЙ ЛИСТВОЙ ШЕЛЕСТИТ И ТРЕПЕЩЕТ КУСТАРНИК…»

18 ноября. Пятница. 6 часов вечера.

Сегодня на уроке литературы начали изучать творчество И. А. Бунина. Довольно интересно. Только вот к браку он относится отрицательно. Интересно, почему? Наверное, у него были на это личные причины. Оказывается, он писал не только прозу, но и стихи. Надо найти сборник его стихов.

 

19 ноября. Суббота. 8 часов вечера.

Утром сходила в библиотеку и взяла сборник стихов Бунина. Стихи захватили. У него такой оригинальный взгляд на мир, и на то, какое место в этом мире занимает человек. Такого я ещё не встречала. В какой-то мере я с ним согласна. Все мы лишь частички этого необъятного мира. Я думаю, что все люди хоть немного ощущают бренность нашего мира и катастрофичность человеческого бытия. И когда читаешь стихи Бунина, невольно задумываешься над вопросом: «А зачем я живу? Какая у меня цель в жизни?» Это, конечно, ужасно, но я не смогла ответить себе на этот вопрос. А может, я ещё не доросла до того, чтобы дать ответ на столь серьёзный вопрос?

 

20 ноября. Воскресенье. 11 часов утра.

Нам предложили на уроке литературы выучить несколько стихотворений Бунина наизусть. Остановилась на стихотворении «Жёсткой, чёрной листвой шелестит и трепещет кустарник…». Только прежде надо разобраться, что же хотел сказать этим стихотворением поэт.

Должна отметить, что это стихотворение произвело на меня удручающее впечатление. В нём чувствуется беспокойство и одиночество. И, кажется, что сейчас на меня подует холодный ветер и занесёт снегом «как стога, косогор и забытый овчарник». Не знаю, почему, но я ощущаю холодное дыхание смерти, читая это стихотворение. Зиму часто олицетворяют со смертью. Вот и кустарник умирает, когда наступила зима. Мне он представляется жалобно шелестящим и трепещущим «жёсткой, чёрной листвой», просящим зиму подождать ещё немного, дать ему ещё несколько дней. Жалобный шелест слышится очень отчётливо. Видимо, с этой целью автор использует такое количество шипящих согласных. А завыванье вьюги в четвёртой строке («Тонут в белом дыму разгулявшейся вьюги») передаётся с помощью ассонанса (о, у, о, у; а потом у, у).

Одинокий прохожий тоже ощущает наступление зимы, но не только в природе. Мне кажется, что зима у него в душе. Он одинок. Одинок не только сейчас, на этом пути, но и в жизни. Поэтому его шаг «мёртвый», «он мерно и тупо шагает». Ему нет дела до окружающего мира. Он о чём-то сосредоточенно думает и даже не слышит вопроса человека, который к нему обращается. Но он никуда не спешит. Возможно, ему некуда спешить, его никто не ждёт, у него нет ни друзей, ни родных. А может, он ищет кого-то. Но, судя по его размеренному шагу, он уже потерял надежду найти того, кого он ищет, возможно, уже долгие годы. Быть может, он ищет любимую, но любовь у Бунина — это чувство трагическое. Вот и странник из последних сил пытается найти своё потерянное счастье.

Наверное, он всю свою жизнь посвятил этой цели. А дни бегут, они никого не щадят, жизнь человеческая так коротка. И вьюга всех «занесёт равнодушно». И этого человека, который «мерно и тупо шагает», когда вьюга занесёт его, похоронят, и никто о нём не вспомнит. Эта вьюга ассоциируется у меня со временем, его губительным влиянием.

Вьюге хорошо «на просторе великом», «ей по душе бесприютная жизнь» и маленький «одинокий над бурей кустарник» не может противостоять её губительному влиянию. Бунин показывает, что бесполезно сопротивляться неизбежному. А ведь все мы когда-нибудь умрём. И ворон, птица смерти, которого несёт ветер, символизирует неизбежность рокового финала. Да… Мрачная картина… Стихии природы безраздельно властвуют в мире, созданном в стихотворении.

 

22 ноября. Вторник.

Сегодня читала повести Бунина. Оказывается, они очень близки по тональности многим его стихотворениям. Он развивает тему катастрофичности человеческого существования в более поздних произведениях. Поразила повесть «Суходол». В ней Бунин рассказывает о жизни мелкопоместного дворянского семейства и его постепенном вымирании. Даже название имеет символический смысл: Сухая долина — это значит, что в ней ничего не растёт, но всё постепенно умирает. Так и семья Хрущёвых постепенно вымирает, разрушается их усадьба. И даже неизвестно, где могилы тех, кто там когда-то обитал. «Занесло равнодушно», как в стихотворении «Кустарник». Так и хочется воскликнуть: «Родились мы в снегу, — вьюга нас и схоронит». Вот какой печальный итог подводит Бунин в этой повести.

 

27 ноября. Воскресенье.

Сижу и перечитываю стихотворения Бунина. Среди них, конечно, и «Кустарник». Тревожит оно меня. Видимо, долго ещё не смогу, да и не захочу его забыть.

Ученица пытается показать, как в процессе чтения произведений И. А. Бунина раскрывается смысл стихотворения, что позволяет вписать интерпретацию стихотворения в контекст всего творчества писателя. Мысль о катастрофичности человеческого существования выражается в сочинении иногда несколько прямолинейно. В суждениях присутствует и юношеский максимализм, но таковы особенности мышления пишущей. Тем не менее ученица даёт именно интерпретацию стихотворения, своё понимание, но, являясь личностным, оно не является произвольным. Ученица внимательно перечитывает стихотворение, хорошо чувствует его тональность, пытается вскрыть подтекст.

Известен отзыв М. Горького о лирике И. А. Бунина: «Когда я буду писать о Вашей книге стихов, я, между прочим, буду сравнивать Вас с Левитаном».

Надя Ф. ощущает эту особенность поэтического стиля Бунина. Чтобы показать зримость образов стихотворения, она выбрала жанр письма к подруге-художнице, что важно для содержания её интерпретации. Картины, которые появляются в её воображении, мотивируются образами стихотворения. Поэтому приём обращения к подруге-художнице определяет естественность создания картин в её письме, которыми она делится, читая стихотворение. Сочинение показывает, что создание воображаемых картин очень нравится автору сочинения и вполне ей удаётся.

МОЁ ПРОЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ И. А. БУНИНА «ЖЁСТКОЙ, ЧЁРНОЙ ЛИСТВОЙ ШЕЛЕСТИТ И ТРЕПЕЩЕТ КУСТАРНИК…»

Привет, Светик!

Прости, что я так долго тебе не писала. Но, правда, у меня было много дел. Ты ведь знаешь, как трудно учиться в Лицее: нужно заниматься регулярно и упорно, чтобы добиться успехов и сдать экзамены хорошо. Я уже многого добилась. Единственной моей проблемой остаётся нехватка времени. Но, к счастью, сегодня выдался свободный вечерок, и я решила написать тебе письмо.

Во-первых, хочу поблагодарить за тот прекрасный сборник стихов, который ты мне недавно прислала. Он изумительный! Да я уверена, что и ты в восхищении от его стихотворений. Но я не хочу в общем рассказывать о том, какое впечатление на меня произвело то или иное стихотворение. Мне хочется поделиться размышлениями об одном из его стихотворений, которое я назвала «Кустарник», хотя в нём и нет названия. Я надеюсь, что ты его читала, и всё-таки я хочу рассказать, чем оно так мне запало в душу. На всякий случай напомню его содержание. Как ты уже поняла, речь в нём идёт о кустарнике, который «Жёсткой, чёрной листвой шелестит и трепещет…» Мне кажется, что кустарник символизирует грусть, тоску, одиночество.

Знаешь, читая его, я погружалась в какое-то странное состояние. Меня охватывало тревожное чувство, чувство обречённости и безысходности. И, что самое интересное, я ничего не могла с собой поделать, долго не могла выйти из этого состояния. Вот такую власть взяло надо мной это стихотворение. В этом, наверное, и заключается талант большого поэта: он так умеет передать свои мысли и переживания, что получает ответную волну чувств и переживаний читателя.

Интересно, что читая стихотворение, я очень наглядно представляла картину, которую изобразил Бунин. Будь я художником, я бы создала пейзаж, опираясь на эту картину.

Кстати, я помню, ты мне писала, что увлекаешься живописью. Может быть, попробуешь написать эту картину? Я поделюсь, как я представляю её. Может, тебе это поможет.

Только представь… Зима. Вечер. Разыгралась вьюга. Силу вьюги я бы тебе посоветовала показать так, чтобы все предметы были бы видны не очень отчётливо, так как в стихотворении Бунин пишет: «В белом поле стога, косогор и забытый овчарник / Тонут в белом дыму разгулявшейся вьюги». Но, тем не менее, на переднем плане на фоне этого дымка ты очень старательно должна нарисовать кустарник и особенно отчётливо изобразить его жёсткие и чёрные листья. Очень хочется, чтобы то лирическое волнение, которое Бунин хотел передать, изображая зрелище увядания, умирания, гибели словами, ты бы передала с помощью кисти и красок. А чтобы передать боль и трепет кустарника, изобрази его склонённым чуть не до самой земли. И тут же, чуть выше кустарника, сбоку от него изобрази обессилевшего ворона, который кружится в какой-то ветряной, снеговой воронке. «Дымный ветер кружит и несёт в небе ворона боком», поэтому он не в силах бороться с ветром, с разбушевавшимися силами природы, и он смиряется со своей судьбой. А где-то вдалеке шагает прохожий. Его еле видно. Но его склонённая голова, измученный вид (постарайся изобразить его лицо так, чтобы ощущалось его смирение и равнодушие) говорят о том, как он «истомлён на пути одиноком». Он так же, как и ворон, смирился с тем, что борьба ни к чему не приведёт, что некуда «…и спешить против холода, ветра и снега / Родились мы в снегу, — вьюга нас и схоронит». Мне кажется, что он бредёт по дороге, потому что Бунин использует эпитеты «мёртвым шагом он мерно и тупо шагает». И когда путника спрашивают: «Далеко ль до села, до ночлега?» — он не слышит. Так Бунин подчёркивает его равнодушие к жизни, его бессилие.

Описала тебе картину и задумалась: а был ли этот путник всегда таким равнодушным? Мне кажется, нет. Я уверена, что таким его сделала жизнь. Может быть, он был жизнерадостным человеком, мечтал о прекрасном, на что-то надеялся, но что-то трагическое произошло в его жизни, после чего он стал угрюм, и понял, что всё в этой жизни происходит по велению судьбы, что человек перед ней бессилен, что нужно просто-напросто смириться с ней. Он понимает недолговечность всего существующего на земле.

Пессимистические мысли, не правда ли? Вообще интересно было бы отметить (а может, ты и сама заметила), что в этом стихотворении Бунин раскрывает читателям свои раздумья о смысле жизни, о том, к чему стремится человек. И тут меня охватывает какое-то странное ощущение. По сути, Бунин утверждает, что как бы ни жил человек, всё равно он умрёт. Получается, что Бунин советует нам смириться со всем, что происходит на жизненном пути, и плыть по течению. Что касается меня, то в вопросе о смысле человеческого существования я совершенно не согласна с поэтом. Мне нравится преодолевать трудности. Если бы у меня было всё, чего бы я ни пожелала, если бы я жила в мире, полном гармонии, мне было бы очень скучно, меня бы охватила тоска, я бы потеряла интерес к жизни.

И, тем не менее, стихотворение притягивает. Удивляюсь, как Бунину удалось передать тревогу и ощущение безысходности. Он смог это сделать, удачно подобрав эпитеты и своеобразно используя звукопись. С первой же строки ощущаешь тревогу, грусть, одиночество: «Жёсткой, чёрной листвой шелестит и трепещет кустарник…». Читая эти строки, трудно произнести их весело и радостно. Невольно останавливаешься на каждом слове, выделяя его. Это и создаёт такую мрачность, что на душе становится тяжело. А какая аллитерация на шипящие! Так и слышишь свист вьюги. И эта игра звуками наблюдается на протяжении всего стихотворения.

А посмотри, какие эпитеты! Я тебе их выпишу: жёсткой, чёрной, забытый, одиноком, мёртвом, тёмный, дикий. А нередко Бунин ещё использует и инверсию, чтобы усилить ощущение безысходности: «Истомлён на пути одиноком».

Знаешь, я надеюсь, что, получив моё письмо, ты обязательно захочешь его прочитать. Напиши, какое чувство оно у тебя вызвало. С чем ты согласна в моём письме, а с чем нет. Чего я не заметила в этом стихотворении. А если ты нарисуешь картину, пришли её мне. Я её так хочу увидеть!

С нетерпением жду твоего ответа. Целую. Надежда.

Два сочинения, две интерпретации содержания стихотворения Бунина показывают, что каждая из учениц идёт своим путём, что проявилось и в выборе жанра сочинения, и в восприятии прочитанного. Какие-то моменты интерпретаций совпадают, что совершенно естественно, так как объективный смысл произведения должен присутствовать в истолковании любого читателя. Но и субъективность восприятия также налицо, а это то, к чему мы стремимся при изучении литературы.

Обе ученицы почувствовали то, что профессиональный читатель сформулировал более чётко, лаконично и ёмко:

«В эти годы в лирике Бунина начинают звучать и те мотивы, которые, обострённые настроениями личной катастрофы, будут определять тональность его поэзии эмигрантской поры: ощущение фатальной замкнутости человеческой жизни в узких временных рамках, осознание одиночества человека».

Оба сочинения показывают, что ученицы способны понимать и интерпретировать поэзию, находить в ней какие-то важные личностные моменты и выражать своё отношение.

Жанр дневника предполагает, что пишущий создаёт его для себя. Цели могут быть различны: разобраться в происходящем, выплеснуть душевные страдания, зафиксировать события, чтобы со временем можно было их вспомнить, и т. д. Цель определяет стиль изложения. Здесь возможен исповедальный тон, страстное изложение материала или, наоборот, самоирония (естественно, тон определяется свойствами характера пишущего).

Письмо отличается от дневника тем, что предполагает наличие получателя — адресата и отправителя — адресанта. Известно, что писать сочинение легче, если ученик представляет того, к кому он обращается.

Ученик, выбравший этот жанр, должен знать, что в воображаемом письме можно обращаться к товарищу по классу, к другу или недругу, ко взрослому человеку или к сверстнику. Воображаемые цели послания могут быть различными. Возможно, адресатом письма является человек, который чего-то не понял. Такому надо объяснить сложности произведения. А может быть, адресатом является Фома неверующий. Такого надо постараться убедить. Или очень близкий друг. С ним просто приятно поделиться дорогим, может быть, сокровенным. Вариантов множество. Но если ученик в своём воображении представляет лицо или облик того, для кого создаётся послание, оно вряд ли будет бездушным, безликим. Черты его индивидуальности должны найти отражение в создаваемом тексте сочинения.

Многим ученикам нравится такая форма изложения учебного материала. Иногда они выбирают форму послания даже в том случае, когда, казалось бы, жанр уже обозначен темой.

Вот ученикам предложена тема «Мой Блок», которая явно ориентирована на жанр эссе — довольно популярный в последние годы вид сочинения.

Каковы отличительные признаки этого жанра?

«Эссе — прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета… Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику».

Алина М. пишет сочинение в форме письма (причём, несколько озорничая, адресатом она выбрала учителя), которая оказывается органичной для жанра эссе.

МОЙ БЛОК (письмо учителю)

Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его?

Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!

А. Блок

Здравствуйте, уважаемая Ольга Ивановна!

Извините меня за то, что я отнимаю у Вас личное время. Но тема сочинения, данная Вами, — «Мой Блок» — даёт мне на это право.

Не хочу Вас обманывать: в литературе мне ближе проза Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского. Однако, благодаря Вам, я поняла, что обделяю себя, не очень интересуясь поэзией. Нет, мною всё так же любима проза, но неожиданно для меня появилось чувство причастности и к поэзии. И среди прочих поэтов это чувство пробудил во мне А. Блок.

Мой Блок, Ольга Ивановна, очень «мал», но зато он музыкален, таинствен, прекрасен. Мне ближе юношеская лирика Блока: она полна романтических предчувствий, первой, ещё загадочной любви. Стихи Блока о любви — это колдовство. Как всякое колдовство, они необъяснимы и мучительны. Да, да, Ольга Ивановна, они мучили меня своей непонятностью и тем, что о них почти нельзя говорить. Но потом я поняла: их нужно читать и перечитывать, чтобы слышать и чувствовать.

Встану ли в утро туманное,

Солнце ударит в лицо.

Ты ли, подруга желанная,

Всходишь ко мне на крыльцо?

Как всегда у поэта, то, что относится к нему, это тьма, сумрак, туман. А Она — это Свет, Звезда, Солнце. И всё потому, что высший смысл является юному поэту в образе Любви, которая одна может и должна спасти мир, внести в него гармонию. Воплощением Любви и Красоты становится Прекрасная Дама. Этот идеал Вечной Женственности целиком поглощает весь мир поэта, овладевает его душой. Как высоко он ставит её! Она не приходит к поэту (это буднично и приземлённо), а всходит (так шествуют царицы, богини). И её появление полностью преображает мир. Утро туманное — это пока её нет. Мир полон сомнений и неясностей. А появляется Она, «подруга желанная», нет, не появляется, а «ударит в лицо» как горячее Солнце, и мир наполнится светом.

Мой Блок, как Вам хорошо известно, всегда называет Её с большой буквы — Лучезарной, Недостижимой, Святой, Светлой. Мне даже показалось, что он, как рыцарь-певец, воспевает Её красоту, недостижимость, стремясь преодолеть расстояние, разделяющее его, земного человека, и Её, находящуюся Там. И не может его преодолеть. И страдает от этого.

Что же ещё волнует меня в блоковской поэзии? Конечно же, её музыкальность. Перекличка внутренних звуков, рифм, полурифм напоминает многогранное эхо:

Сумерки, сумерки вешние…

В сердце — надежды нездешние

Меня изумляет причудливый звуковой рисунок гласных: сочетание «у», «е», которое вдруг переходит в «а» — «о»:

…Хладные волны у ног…

…Волны бегут на песок.

Это, по словам К. Чуковского, «опьяняет больше, чем вино». И я с этим полностью согласна. Это и есть мой Блок. Вслушайтесь!

Вдумайтесь!

Бегут неверные дневные тени.

Высок и внятен колокольный зов.

Озарены церковные ступени,

Их камень жив — и ждёт твоих шагов.

Перемежаясь, сталкиваясь, соседствуя, образы этого стихотворения заставляют меня всё время переключаться из обыденного, земного в высокое и торжественное. И это как бы озаряет жизнь таинственным светом, наполняет сладкой тревогой, заставляет сердце биться предчувствием чего-то важного и необычного:

Я озарён — я жду твоих шагов.

Шагов чего? Любви? Счастья? Судьбы? Не знаю. Но уверена в том, что ожидание будет не напрасно.

Я понимаю, мир Блока многогранен и необъятен: это и «страшный мир», и Россия, и двенадцать красногвардейцев, меняющихся в метельном вихре революции, и многое другое. Но мой Блок — это «дитя добра и света. свободы торжество».

Я Вам благодарна, Ольга Ивановна, что Вы помогли мне войти в этот удивительный мир поэзии Блока.

Казалось бы, в жанре эссе автор настолько свободен, что разговор об анализе здесь совершенно неуместен. Однако специалисты придерживаются другого мнения: «Главная задача человека, взявшегося за сочинение-эссе, — раскрыть свой характер, своё мироощущение, но через призму восприятия художественного текста. Иными словами, эссе — это попытка разобраться в своих мыслях и чувствах, которые возникли под влиянием произведения. В этом жанре обязательно присутствует исследовательский момент, момент осмысления и анализа текста. Другое дело, что это осмысление ярко окрашено вашими эмоциями и опирается не столько на логические, сколько на ассоциативные связи».

Содержание работы показывает, что ученица делится своими впечатлениями о лирике Блока, не стараясь объять необъятное, строго в соответствии с темой пишет о том, что дорого лично ей. Но пишет она как человек, который уже научился многое понимать в поэзии. Она отмечает и демонстрирует музыкальность стихотворений Блока, причём достаточно квалифицированно для ученика определяет роль звукописи в лирике (учёный конечно же это сделал бы иначе, более глубоко и всесторонне). Понимает ученица и образный язык поэта, видит отражение двух лирических героев. Эскизно, но абсолютно верно она выявляет лексические и прочие выразительные средства создания этих образов. Чувствуется, что ученица хорошо знает творчество Блока, о чём свидетельствует предпоследний абзац сочинения. Конечно, сочинение невелико по объёму, в нём рассмотрена лишь малая часть лирики Блока. Но ученица именно в этом жанре имела право на такой охват материала.

И то, что, выбрав жанр письма, она нашла адресата, помогло ей поделиться своими впечатлениями о поэзии Блока эмоционально, но в то же время содержательно. Стиль сочинения отличает лёгкость изложения, что является одним из признаков жанра эссе.

Источник: scribble.su