Жительница Нарьян-Мара Нина Абакшина вот уже четыре года подкармливает в лесу… белочек. «Природа – это моя стихия», признается пенсионерка, и почти каждый день спешит на встречу к своим подопечным, прихватив с собой пару горсточек семечек и орехов.

Нина Абакшина называет себя «человеком лесным». Она родом из города Няндома Архангельской области, там провела свое детство – в доме у самого леса. Затем выучилась на маляра в Архангельске и махнула в заполярный Нарьян-Мар, да так и осталась здесь навсегда.

– Северная природа для меня – это милые сердцу места. От того, что березки у нас карликовые, да кусты невысокие, в нашем лесу больше пространства и меньше темноты. Солнышко все вокруг освещает и согревает, сел на полянку и сиди, отдыхай! Такую красоту ни на что не променяю. А если уезжаю в отпуск, через несколько дней уже тянет домой. И муж нигде себя больше не представляет. У него здесь все – рыбалка, охота, друзья. Природа нас держит, – откровенничает Нина Александровна.


Она спокойна и доброжелательна, одета по-спортивному, на щеках румянец. Нина Абакшина на пенсии вот уже шесть лет и признается, что эти шесть лет – лучшие годы, когда можно жить в свое удовольствие и никуда не спешить.

Однажды вместе с супругом Алексеем Владимировичем они отправились на прогулку в лес за Кармановской курьей. И неожиданно наткнулись на странные следы.

– Беличьи?! – округлив глаза от удивления, предположил Алексей Абакшин. Но разве может такое быть, чтобы этот пушной зверек-грызун забрался так далеко, в тундру?

Неожиданная находка никак не давала Нине Абакшиной покоя. Вернувшись домой из лесу, она принялась изучать литературу и уже через пару часов знала про белок почти все. Что едят, где обитают и другие любопытные факты. Например, то, что кочующая белка может проходить большие расстояния и что идет она со скоростью шага человека, три-четыре километра в час. Во время миграций белки часто выходят из леса на открытые пространства степей или тундры.

Нина Александровна загорелась желанием непременно увидеть их своими глазами и стала действовать. Купила побольше семечек и орехов в магазине, соорудила кормушку из фанеры, прикрепила к дереву неподалеку от того места, где они с мужем обнаружили следы, набралась терпения и стала приходить каждый день. Белочки не заставили себя долго ждать.

– Однажды я пришла и обнаружила погрызенные орехи и много мусора. Сразу поняла, что это не птицы. Синичка же берет корм в клюв и сразу улетает. А белки грызут и оставляют за собой шелуху и скорлупу, – объясняет Нина Абакшина. И, смеясь, вспоминает, как довольная пришла домой и торжественно объявила домашним, что белка скушала орешки! Так она стала их подкармливать.


А однажды, как обычно, пришла в лес, подняла голову, взглянула на кормушку и остановилась как вкопанная.

– Я затаила дыхание, боясь спугнуть зверька, перед моими глазами была настоящая белка, она покушала и убежала, – продолжает свой рассказ Нина Александровна.

На вопрос, откуда могли взяться белки в Ненецком округе, отвечает:

– Подозреваю, что они мигрировали сюда со средней полосы после крупных лесных пожаров.

Нина Абакшина стала навещать белочек почти каждый день, познакомилась с ними ближе и даже научилась их различать.

– Вначале их было четыре, а в прошлом году родилось еще столько же. И сейчас их, кажется, уже восемь. Все сразу вместе они не появляются. А когда стоит теплая погода, вообще подолгу не прибегают. Зато во время сильных морозов стараются быть поближе к кормушке, чтобы не растрачивать свое тепло. Когда на улице холодно, они нуждаются в моей поддержке больше всего. Поэтому в любую метель, мороз и стужу я спешу к ним почистить кормушку. А если знаю, что по каким-то причинам не смогу прийти на следующий день, накладываю сразу двойную порцию, – говорит Нина Александровна.


К ее увлечению с трепетом относится вся семья. То, что супруге надо сбегать в лес белочек покормить, Алексей Владимирович воспринимает как что-то само собой разумеющееся. Тем более, что и дети Абакшиных, можно сказать, выросли в лесу. Нина Александровна вспоминает:

– Когда дочь и сын были совсем малы, заверну их в одеяла, положу в коляску и в лес. Они спят, а я ягоды собираю. А когда подросли, мы всей семьей стали каждую субботу в походы ходить. Аппетит у моих ребят всегда отменный был, в лесу кушали намного лучше, чем дома!

Сегодня Нина Абакшина уже бабушка, нянчит внуков, а в лес ей нравится теперь ходить в одиночку. Говорит, что это совсем не скучно!

– Природу надо чувствовать и слышать. В одиночестве это удобнее. Я иногда иду и сочиняю стихи. Общение с природой для меня очень многое значит, – откровенничает пенсионерка.

Мы снова возвращаемся к разговору о белках, и я узнаю, что, оказывается, среди подопечных Нины Александровны есть вожак, вероятно, самая главная белка. Она в отличие от других ведет себя по-взрослому и оберегает остальных. Остальные все – хулиганы! Они весело играют и носятся друг за дружкой. А Нина Абакшина их… фотографирует. На вопрос, как ей удается поймать ловких зверьков в кадр, она только смеется и говорит, что это секрет.

Порой Нина Александровна серьезно беспокоится за своих подопечных, боится, что им может кто-нибудь навредить.


– Люди узнали о том, что в нашем лесу живут белки, и стали приходить целыми компаниями. Для белочек это стресс. Я убеждена: приручать их совершенно ни к чему. Это дикая природа. Они должны существовать в своей среде и питаться привычной пищей. Белки едят орехи и любят грибы, но исключительно шляпки. Люди этого не знают и кладут в кормушку не то что нужно: хлеб, печенье, какую-то крупу. Одна бабушка приносит даже кошачий корм и говорит, что это, мол, витамины, – продолжает Нина Александровна и сетует, что ей то и дело приходится очищать кормушки от ненужных продуктов. Если этого не делать, к кормушке повадятся прилетать сороки и вороны. А они, чего доброго, напугают и прогонят белок. Летом белочки почти никогда не приходят – находят пропитание себе самостоятельно. А как только выпадет первый снег, Нина Александровна уже спешит с орехами в лес.

– Орехи-то не дешево стоят, – удивляются знакомые. А Нина Абакшина только улыбается:

– Для белочек не жалко, я лучше себе что-нибудь не куплю, а их накормлю. Счастье не в деньгах, а в том, что ты после себя оставишь…

Слово эксперту

Директор заповедника «Ненецкий» Станислав Золотой:

– Я сам лично впервые след белки увидел лет семь назад в пригороде Нарьян-Мара, в районе озера Васькино. И то, что в районе водозабора проживают белки, нам тоже давно известно. Продвижение таежных видов, таких как выдра, глухарь, белка, рысь, действительно наблюдается в последние десятилетия. Научные исследователи, работавшие на территории округа, отмечали продвижение распространения хвойных пород, ели в основном, а это значит, что и животные также продвигаются. Возможно, это связано с потеплением климата.


Пушистый зверь

Общаются белки при помощи сложной системы высокочастотных писков и движений хвостом. Исследования также доказали, что они способны наблюдать друг за другом и учиться, особенно в случаях, связанных с воровством пищи. Именно за свою внешность и повадки белка – одно из любимых животных человека.

У белок четыре передних зуба постоянно растут, поэтому зверьки должны все время что-то грызть. Так они «стачивают» излишне отросшие зубы. Если по какой-либо причине зубы сильно отрастают, белки не смогут колоть орехи и правильно питаться. Судьба таких белок печальна – гибнут от голода.

У белок есть основной рацион кормов, который они будут есть всегда. Орехи, ягоды, кора, корни, листья, семена, цветы, гусеницы и другие насекомые, кукуруза и другие овощи и растения – основа этого рациона, но он также зависит от места жительства зверька. На зиму белки устраивают запасы еды, однако местонахождение многих из своих «схронов» зверьки забывают. Но забытые продукты не пропадают: зимой и весной ими кормятся многие животные и птицы.

Белка не разобьется, если даже упадет с крыши 50-этажного дома – хвост служит ей парашютом и рулем. Белки – отличные пловцы. Их единственная сложность – удержать над водой хвост, который, намокнув, превращается в якорь, утягивающий животное на дно.


Белки рожают потомство два раза в год: в период с конца зимы до ранней весны, а затем в середине лета до начала осени. Их период беременности длится в течение 40 — 44 дней, в среднем за один раз появляется на свет от двух до пяти бельчат. Матери белки очень яростно защищают свое потомство, и если им угрожает опасность, то они могут нападать и на людей, и на более крупных домашних животных. В неволе белки не размножаются.

Изображение белки, грызущей орех, присутствовало на государственной валюте Белоруссии. Она изображена на аверсе купюры 1992 года достоинством в 50 копеек. Кроме денег, белки также присутствуют на гербах. Так, например, на гербе Зеленоградского административного округа города Москвы две белки рыжего окраса сидят на перекрещенных дубовой и еловой ветках и держат в лапках щит, на котором нанесена символика города.

Белки, как известно, живут до 20 лет в городских условиях и от трех до шести лет – в дикой природе.

Фото Нины Абакшиной и Елены Бобровой

Источник: nvinder.ru

Жительница Нарьян-Мара Нина Абакшина вот уже четыре года подкармливает в лесу… белочек. «Природа – это моя стихия», признается пенсионерка, и почти каждый день спешит на встречу к своим подопечным, прихватив с собой пару горсточек семечек и орехов.

Нина Абакшина называет себя «человеком лесным». Она родом из города Няндома Архангельской области, там провела свое детство – в доме у самого леса. Затем выучилась на маляра в Архангельске и махнула в заполярный Нарьян-Мар, да так и осталась здесь навсегда.


– Северная природа для меня – это милые сердцу места. От того, что березки у нас карликовые, да кусты невысокие, в нашем лесу больше пространства и меньше темноты. Солнышко все вокруг освещает и согревает, сел на полянку и сиди, отдыхай! Такую красоту ни на что не променяю. А если уезжаю в отпуск, через несколько дней уже тянет домой. И муж нигде себя больше не представляет. У него здесь все – рыбалка, охота, друзья. Природа нас держит, – откровенничает Нина Александровна.

Она спокойна и доброжелательна, одета по-спортивному, на щеках румянец. Нина Абакшина на пенсии вот уже шесть лет и признается, что эти шесть лет – лучшие годы, когда можно жить в свое удовольствие и никуда не спешить.

Однажды вместе с супругом Алексеем Владимировичем они отправились на прогулку в лес за Кармановской курьей. И неожиданно наткнулись на странные следы.

– Беличьи?! – округлив глаза от удивления, предположил Алексей Абакшин. Но разве может такое быть, чтобы этот пушной зверек-грызун забрался так далеко, в тундру?

Неожиданная находка никак не давала Нине Абакшиной покоя. Вернувшись домой из лесу, она принялась изучать литературу и уже через пару часов знала про белок почти все. Что едят, где обитают и другие любопытные факты. Например, то, что кочующая белка может проходить большие расстояния и что идет она со скоростью шага человека, три-четыре километра в час. Во время миграций белки часто выходят из леса на открытые пространства степей или тундры.


Нина Александровна загорелась желанием непременно увидеть их своими глазами и стала действовать. Купила побольше семечек и орехов в магазине, соорудила кормушку из фанеры, прикрепила к дереву неподалеку от того места, где они с мужем обнаружили следы, набралась терпения и стала приходить каждый день. Белочки не заставили себя долго ждать.

– Однажды я пришла и обнаружила погрызенные орехи и много мусора. Сразу поняла, что это не птицы. Синичка же берет корм в клюв и сразу улетает. А белки грызут и оставляют за собой шелуху и скорлупу, – объясняет Нина Абакшина. И, смеясь, вспоминает, как довольная пришла домой и торжественно объявила домашним, что белка скушала орешки! Так она стала их подкармливать.

А однажды, как обычно, пришла в лес, подняла голову, взглянула на кормушку и остановилась как вкопанная.

– Я затаила дыхание, боясь спугнуть зверька, перед моими глазами была настоящая белка, она покушала и убежала, – продолжает свой рассказ Нина Александровна.

На вопрос, откуда могли взяться белки в Ненецком округе, отвечает:

– Подозреваю, что они мигрировали сюда со средней полосы после крупных лесных пожаров.

Нина Абакшина стала навещать белочек почти каждый день, познакомилась с ними ближе и даже научилась их различать.


– Вначале их было четыре, а в прошлом году родилось еще столько же. И сейчас их, кажется, уже восемь. Все сразу вместе они не появляются. А когда стоит теплая погода, вообще подолгу не прибегают. Зато во время сильных морозов стараются быть поближе к кормушке, чтобы не растрачивать свое тепло. Когда на улице холодно, они нуждаются в моей поддержке больше всего. Поэтому в любую метель, мороз и стужу я спешу к ним почистить кормушку. А если знаю, что по каким-то причинам не смогу прийти на следующий день, накладываю сразу двойную порцию, – говорит Нина Александровна.

К ее увлечению с трепетом относится вся семья. То, что супруге надо сбегать в лес белочек покормить, Алексей Владимирович воспринимает как что-то само собой разумеющееся. Тем более, что и дети Абакшиных, можно сказать, выросли в лесу. Нина Александровна вспоминает:

– Когда дочь и сын были совсем малы, заверну их в одеяла, положу в коляску и в лес. Они спят, а я ягоды собираю. А когда подросли, мы всей семьей стали каждую субботу в походы ходить. Аппетит у моих ребят всегда отменный был, в лесу кушали намного лучше, чем дома!

Сегодня Нина Абакшина уже бабушка, нянчит внуков, а в лес ей нравится теперь ходить в одиночку. Говорит, что это совсем не скучно!

– Природу надо чувствовать и слышать. В одиночестве это удобнее. Я иногда иду и сочиняю стихи. Общение с природой для меня очень многое значит, – откровенничает пенсионерка.


Мы снова возвращаемся к разговору о белках, и я узнаю, что, оказывается, среди подопечных Нины Александровны есть вожак, вероятно, самая главная белка. Она в отличие от других ведет себя по-взрослому и оберегает остальных. Остальные все – хулиганы! Они весело играют и носятся друг за дружкой. А Нина Абакшина их… фотографирует. На вопрос, как ей удается поймать ловких зверьков в кадр, она только смеется и говорит, что это секрет.

Порой Нина Александровна серьезно беспокоится за своих подопечных, боится, что им может кто-нибудь навредить.

– Люди узнали о том, что в нашем лесу живут белки, и стали приходить целыми компаниями. Для белочек это стресс. Я убеждена: приручать их совершенно ни к чему. Это дикая природа. Они должны существовать в своей среде и питаться привычной пищей. Белки едят орехи и любят грибы, но исключительно шляпки. Люди этого не знают и кладут в кормушку не то что нужно: хлеб, печенье, какую-то крупу. Одна бабушка приносит даже кошачий корм и говорит, что это, мол, витамины, – продолжает Нина Александровна и сетует, что ей то и дело приходится очищать кормушки от ненужных продуктов. Если этого не делать, к кормушке повадятся прилетать сороки и вороны. А они, чего доброго, напугают и прогонят белок. Летом белочки почти никогда не приходят – находят пропитание себе самостоятельно. А как только выпадет первый снег, Нина Александровна уже спешит с орехами в лес.

– Орехи-то не дешево стоят, – удивляются знакомые. А Нина Абакшина только улыбается:

– Для белочек не жалко, я лучше себе что-нибудь не куплю, а их накормлю. Счастье не в деньгах, а в том, что ты после себя оставишь…

Слово эксперту

Директор заповедника «Ненецкий» Станислав Золотой:

– Я сам лично впервые след белки увидел лет семь назад в пригороде Нарьян-Мара, в районе озера Васькино. И то, что в районе водозабора проживают белки, нам тоже давно известно. Продвижение таежных видов, таких как выдра, глухарь, белка, рысь, действительно наблюдается в последние десятилетия. Научные исследователи, работавшие на территории округа, отмечали продвижение распространения хвойных пород, ели в основном, а это значит, что и животные также продвигаются. Возможно, это связано с потеплением климата.

Пушистый зверь

Общаются белки при помощи сложной системы высокочастотных писков и движений хвостом. Исследования также доказали, что они способны наблюдать друг за другом и учиться, особенно в случаях, связанных с воровством пищи. Именно за свою внешность и повадки белка – одно из любимых животных человека.

У белок четыре передних зуба постоянно растут, поэтому зверьки должны все время что-то грызть. Так они «стачивают» излишне отросшие зубы. Если по какой-либо причине зубы сильно отрастают, белки не смогут колоть орехи и правильно питаться. Судьба таких белок печальна – гибнут от голода.

У белок есть основной рацион кормов, который они будут есть всегда. Орехи, ягоды, кора, корни, листья, семена, цветы, гусеницы и другие насекомые, кукуруза и другие овощи и растения – основа этого рациона, но он также зависит от места жительства зверька. На зиму белки устраивают запасы еды, однако местонахождение многих из своих «схронов» зверьки забывают. Но забытые продукты не пропадают: зимой и весной ими кормятся многие животные и птицы.

Белка не разобьется, если даже упадет с крыши 50-этажного дома – хвост служит ей парашютом и рулем. Белки – отличные пловцы. Их единственная сложность – удержать над водой хвост, который, намокнув, превращается в якорь, утягивающий животное на дно.

Белки рожают потомство два раза в год: в период с конца зимы до ранней весны, а затем в середине лета до начала осени. Их период беременности длится в течение 40 — 44 дней, в среднем за один раз появляется на свет от двух до пяти бельчат. Матери белки очень яростно защищают свое потомство, и если им угрожает опасность, то они могут нападать и на людей, и на более крупных домашних животных. В неволе белки не размножаются.

Изображение белки, грызущей орех, присутствовало на государственной валюте Белоруссии. Она изображена на аверсе купюры 1992 года достоинством в 50 копеек. Кроме денег, белки также присутствуют на гербах. Так, например, на гербе Зеленоградского административного округа города Москвы две белки рыжего окраса сидят на перекрещенных дубовой и еловой ветках и держат в лапках щит, на котором нанесена символика города.

Белки, как известно, живут до 20 лет в городских условиях и от трех до шести лет – в дикой природе.

Фото Нины Абакшиной и Елены Бобровой

Источник: nvinder.ru