НООСФЕРА

от греч. ???? — разум и ?????? — шар) — сфера взаимодействия природы и общества, в которой человеческий разум при посредстве технически оснащенной деятельности становится определяющим фактором развития.

Исторически первым понятием, в какой-то мере совпадающим по смыслу с Н. является, по-видимому, понятие ойкумены — населенной части суши, — широко употребляемое в древности. К появлению учения о Н. привело развитие естествознания нового времени. Ж. Бюффон (1707 — 1778) обосновывал геологическое значение человека. Младшие современники Ч. Дарвина — Д. Д. Дана (1813 — 1895) и Д. Ле-Конт (1823 1901) — выявили эмпирическое обобщение, которое показывает, что эволюция живого вещества идет в определенном направлении. Это явление было названо Дана «цефализацией», а Ле-Контом «психозойской эрой». Исходя из геологической роли человека, И. П. Павлов (1854 — 1929) в последние годы жизни употреблял понятие «антропогенная эра». В 1922 — 23 гг. В. И. Вернадский в своих лекциях в Сорбонне и Париже выдвинул тезис о биогеохимических явлениях как основе биосферы. Приняв концепцию В. И. Вернадского, французский математик и философ Е. Леруа ввел в 1927 г. понятие Н. как современной стадии, геологически переживаемой биосферой. Это понятие было выработано вместе с Тейяром де Шарденом — геологом, палеонтологом и философом. В. И. Вернадский принял понятие Н. и широко использовал его в своих работах. В настоящее время понятие Н. связывается главным образом с именами и трудами В. И. Вернадского и Т. де Шардена.

Для В. И. Вернадского Н. — закономерный результат развития биосферы (последний термин употреблялся еще в начале XIX в. Ж.-Б. Ламарком). Пространственные границы биосферы — это вся гидросфера вплоть до максимальных глубин океана, верхняя часть литосферы материков до глубины 2 — 3 км (на таких глубинах в подземных водах еще встречаются живые микроорганизмы), нижняя часть атмосферы (до верхней границы тропосферы). В своих ранних работах В. И. Вернадский определил биосферу как область Земли, охваченную жизнью, но впоследствии употреблял более точное понятие живого вещества, поскольку термин «жизнь» многозначен. Значительная часть энергии живого вещества идет на образование минералов, а часть захороняется в виде органического вещества, образуя в конечном счете залежи бурых и каменных углей, горючих сланцев, нефти и газа. Этим путем живое вещество меняет биосферу и земную кору. По мнению В. И. Вернадского, земная кора представляет собой в основном остатки былых биосфер. Только базальты и другие основные магматические породы являются глубинными, не связанными по своему генезису с биосферой. Повсеместность распространения живого вещества, общность природных законов, которым оно подчинено, дают основание говорить о единой «сфере», окружающей Землю.

Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние. Это было, например, в кембрии, когда появились крупные организмы с кальциевыми скелетами, или в третичное время — 15 — 80 млн. лет назад, когда возникли леса и степи, а с ними и крупные млекопитающие. Переломный период переживается и сейчас, за последние 10 — 20 тыс. лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу. Биосфера тем самым переходит в новое эволюционное состояние — Н. Научная мысль как проявление живого вещества по существу не может быть обратимым явлением. Раз возникнув, она несет в себе возможность неограниченного развития. Рост научной мысли, тесно связанный с ростом заселения человеком биосферы, должен ограничиваться чуждой живому веществу средой и оказывать на нее давление, поскольку он связан с возрастающим количеством живого вещества, прямо или косвенно участвующего в научной работе. Этот рост и связанное с ним давление постоянно увеличиваются благодаря тому, что в них резко проявляется действие массы создаваемых технических средств, экспансия которых в Н. подчиняется тем же законам, что и размножение живого вещества, т. е. выражается в геометрических прогрессиях. Как размножение организмов проявляется в давлении живого вещества в биосфере, так и ход геологического проявления научной мысли давит создаваемыми им орудиями на косную, сдерживающую его среду биосферы, создавая Н. — царство разума.

Кроме научного фактора, формирование Н., согласно В. И. Вернадскому, определяется следующими условиями и предпосылками: 1. Человечество стало единым целым. Ход мировой истории охватил весь земной шар, включив в единый процесс различные культурные области, некогда жившие изолированно. 2. Преобразование средств связи и обмена сделало регулярным и систематическим обмен веществом, энергией и информацией между различными элементами Н. 3. Овладение новыми источниками энергии дало человеку возможность коренного преобразования окружающей среды. 4. Растет благосостояние народных масс, трудом и разумом которых создается Н. 5. Вполне осознаны равенство всех людей и важность исключения войн из жизни общества.

При всей важности перечисленных условий именно феномен науки, согласно В. И. Вернадскому, является наиболее существенным фактором образования Н. Это мнение нельзя не признать философски-основательным, поскольку наука (по известному выражению Л. Фейербаха) есть сознание рода. Каждое научное открытие имеет автора, но, будучи сделанным, оно становится достоянием всего человечества, включаясь в качестве элемента в единое родовое знание. Поэтому понятие Н. нельзя заменить, например, понятием антропосферы, которое нередко употребляется как синонимичное ему: факт множества людей, хотя бы и повсеместно расселившихся, еще не свидетельствует о целостности. Наука же как разум рода свидетельствует о наличии неразрывности, о сфере как целом. В силу той же логики вполне правомерным и обоснованным представляется понятие техносферы, т. е. сферы создания и применения технических средств и приемов деятельности. Техническое изобретение — продукт творческой мысли конкретного человека в определенной культурной среде, так же, как и научное открытие, — становится достоянием человечества, силой рода. В. И. Вернадский не принял понятия техносферы как аналогичного Н., что открывает в понятии Н. еще один смысловой оттенок — долженствование. Признание науки атрибутом человечности свидетельствует о необходимости подчинения силы разуму. Поэтому техника признается элементом и атрибутом Н., хотя и она обладает «сферичностью» сама по себе. Акцент на долженствовании наиболее характерен для вненаучного и околонаучного бытовании понятия Н., например: «Поскольку мы принадлежим к Н., отношение к природе и друг к другу должно быть разумным»; «О какой сфере разума можно говорить, если человечество ведет себя так нелепо?» и пр.

Версия Н., предложенная Т. де Шарденом, в своих наиболее существенных чертах совпадает с теорией В. И. Вернадского, но ее изложение носит более «гуманитарный» характер. Каждый наблюдатель, — говорит Т. де Шарден, — субъективно всегда является центром перспективы. Нечто иное происходит, например, с прогуливающимся человеком, если он случайно попадает в точку, из которой не только взгляды, но и сами вещи расходятся в разные стороны, скажем, пересечение дорог. Тогда субъективная т. зр. совпадает с объективной. Именно такую позицию занимает человек как родовое существо. В силу своего качества и биологических свойств мысли мы оказываемся в уникальной точке, в узле, господствующем над целым участком космоса, открытым в настоящее время для нашего опыта. Центр перспективы — человек — одновременно является центром конструирования универсума. Эволюция природы развертывается в направлении человека.

В цельной картине мира наличие жизни неизбежно предполагает существование до нее бесконечно простирающейся преджизни. В ходе эволюции сознание как бы концентрируется. Концентрация сознания изменяется обратно пропорционально простоте материального соединения, которое оно сопровождает. Или, иначе, сознание тем совершеннее, чем более сложное и лучше организованное материальное строение оно сопровождает. Духовное совершенство и материальный синтез — это лишь две взаимосвязанные стороны или части одного и того же явления. Последнее положение суть качественный закон, способный объяснить процессы перехода от одной сферы к другой: вначале невидимое состояние, затем постепенное преобладание внутреннего вещей над их внешним. Этот закон сам собой обнаруживается, если рассматривать переход универсума из состояния А, характеризующегося очень большим числом весьма простых материальных элементов (с очень бедным внутренним), в состояние Б, определяемое меньшим числом очень сложных группировок (с более богатым внутренним). В состоянии А очаги сознания, весьма многочисленные и вместе с тем чрезвычайно слабые, проявляются лишь в совместных действиях, подчиняющихся статистическим закономерностям. Это область физико-химии. В состоянии Б эти элементы, менее многочисленные и вместе с тем более индивидуализированные, постепенно избавляются от рабства больших чисел. Они начинают проявлять вовне свою коренную, не поддающуюся измерению спонтанность. Их можно видеть и следить за каждым из них в отдельности. С этого момента мы вступаем в мир биологии.

Собственно жизнь начинается с клетки. С самого начала клеточная туманность, несмотря на свое внутреннее множество, представляла собой своего рода рассеянный суперорганизм — своего рода живую пленку. Жизнь характеризуется: а) «изобилием», благодаря которому проявляется эффективность борьбы за существование; б) «изобретательностью», определяющей совершенство структуры живых организмов; в) «безразличием к индивидам»; г) «тенденцией всеохватывающего единства». Развитие жизни, проходя ряд стадий, приводит к появлению приматов с характерным для них отсутствием узкой специализации естественных органов. У приматов эволюция, пренебрегая всем остальным и, следовательно, оставляя его пластичным, затронула непосредственно мозг. Поэтому в восходящем движении к наибольшему сознанию они оказались впереди.

Качественная характеристика человека заключается в рефлексии; животное знает, но, в отличие от человека, не знает о своем знании. Рефлексия — атрибут разума. Рефлектирующее существо в силу самого сосредоточения на самом себе становится способным развиваться в новой сфере. В действительности, это возникновение нового мира. Рефлектирующий психический центр, однажды сосредоточившись на себе, может продолжать существование лишь путем единого двустороннего развития, которое состоит в дальнейшем самососредоточении посредством проникновения в новое пространство и одновременно в сосредоточении вокруг себя остального мира, путем установления в окружающей реальности все более стройной и лучше организованной перспективы. С появлением человека психогенез сменяется и поглощается более высокой функцией — вначале зарождением, затем последующим развитием духа — ноогенезом. Соответственно выделяется и новый покров Земли, «мыслящий пласт» — И. С ее появлением Земля «меняет кожу» и обретает душу. Если сопоставить возникновение Н. с др. явлениями, взятыми в их истинных размерах, историческая ступень рефлексии имеет более важное значение, чем любой зоологический разрыв, будь то разрыв, отмечающий возникновение четвероногих или даже многоклеточных. Среди последовательных этапов, пройденных эволюцией, зарождение мысли непосредственно следует за конденсацией земного химизма или за самим возникновением жизни и сравнимо по своему значению лишь с ними.

Итак, В. И. Вернадский усматривает сущностную характеристику Н. в феномене науки, представляющей собой «проявление действия в человеческом обществе совокупности человеческой мысли». Для Т. де Шардена такой характеристикой оказывается рефлексия. Точного определения последней не дается, но автор относит к рефлексии абстракцию, логику, обдуманный выбор и изобретательность, математику, искусство, рассчитанное восприятие пространства и длительности, т. е. знание в самом широком смысле слова. Поскольку же рефлексия не распространяется на животных, то имеется в виду собственнр человеческое знание. Т. о. мы снова приходим к науке — со-знанию рода, всеобщему разуму. В последние десятилетия идея некоторого всеобщего разума, — на сей раз представленного особым материальным носителем, — стала еще более популярной благодаря развитию компьютеризации. Согласно известному прогнозу Е. Масуды (начало 80-х гг.), массовое распространение вычислительной техники при условии столь же массового умения с ней обращаться, создание единой информационной сети приведут, в сущности, к появлению нового «сверхсущества», единого Разума в буквальном смысле слова. В настоящее время прогноз отчасти становится реальностью.

Если человечество располагает родовым знанием (наукой) и родовой силой (техникой, при помощи которой преобразуется среда обитания человека), то нетрудно заметить, что «номенклатура» не вполне завершена, ибо знание и сила нуждаются в воле. Гипотетическая родовая воля может быть признана элементом Н. (рассуждая в духе В. И. Вернадского, включавшего технику в Н.), или же можно сказать, что к двум имеющимся сферам следует добавить еще одну — сферу родовой воли. По крайней мере, в этом направлении шло развитие обеих концепций Н. Вернадский не раз возвращался к размышлениям о том, каким именно должно быть «проявление человечества как единого целого», чтобы взаимодействие природы и общества могло стать оптимальным. Ему представлялось, что оно может быть воплощено в едином для всей планеты всемирном государстве. Согласно Т. де Шардену, сфера нуждается в центре, который он называет точкой «Омега», или просто Омегой. Суть Омеги во всеобщей любви, ведущей к объединению. Это самая фундаментальная из форм страсти — та, которая низвергает один за другим элементы и объединяет их в целое под напором замыкающегося универсума. Всеобъемлющая любовь — единственно полный и конечный способ, которым мы можем любить. Всемирное государство (разумеется, гуманное, действующее на научной основе и из самых лучших побуждений) и всеобъемлющая любовь — два варианта завершения теории Н., два пути реализации идеи родовой воли.

Исторический опыт последних десятилетий не дает оснований сожалеть о незавершенности Н., или (другими словами) о том, что в «комплекте» сфер недостает сферы родовой воли: самые тяжелые последствия может дать именно деятельность, направленная к единой цели в гигантских масштабах, даже из самых лучших побуждений — во имя любви ко всему человечеству. К тому же научное знание, как известно, всегда исторически ограниченно, а ориентация науки на истину не исключает наличия заблуждений в научном знании. Поэтому слишком масштабная практическая реализация научных представлений того или иного рода, направляемая единой волей, может дорого обойтись. Отсутствие родовой воли порождает, как известно, экологический кризис, войны, классовые и социальные коллизии, но никому не известно, какие последствия могло бы иметь ее наличие.

Д. М. Федяев

Источник: Современный философский словарь

Источник: terme.ru

МЫСЛЯЩАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ. Учение академика В.И. Вернадского о НООСФЕРЕ. За год до смерти Вернадский написал статью «Несколько слов о ноосфере», в которой приводятся доказательства, что разумная деятельность человека является не только его «внутренним» делом. Биосфера переходит в новую стадию — ноосферу (буквально мыслящая оболочка, сфера разума), для которой характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами. Итак, что же ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания? Труды Вернадского позволяют более обоснованно ответить на поставленный вопрос, поскольку в них указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. Перечислим эти условия и проследим, насколько выполняются эти условия в современном мире. 1. Заселение человеком всей планеты. Это условие выполнено. На Земле не осталось мест, где не ступала бы нога человека. Он обосновался даже в Антарктиде. 2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами. Это условие также можно считать выполненным. 3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли. Это условие можно считать если не выполненным, то выполняющимся. 4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере. Это условие также можно считать выполненным. 5. Расширение границ биосферы и выход в космос. В работах последнего десятилетия жизни Вернадский не считал границы биосферы постоянными. Он подчёркивал расширение их в прошлом как итог выхода живого вещества на сушу, появления высокоствольной растительности, летающих насекомых, а позднее летающих ящеров и птиц. В процессе перехода в ноосферу границы биосферы должны расширяться, а человек должен выйти в космос. Эти предсказания сбылись. 6. Открытие новых источников энергии. Условие выполнено, но, к сожалению, с трагическими последствиями. Атомная энергия давно освоена и в мирных, и в военных целях. 7. Равенство людей всех рас и религий. Это условие если не достигнуто, то, во всяком случае, достигается. 8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики. Это условие соблюдается во всех странах с парламентской формой правления. 9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли. Трудно говорить о выполнении этого условия в стране, где ещё совсем недавно наука находилась под колоссальным гнётом определённых философских и политических построений. Сейчас наука от таких давлений свободна. 10.Продуманная система народного образования и подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни. О выполнении этого условия трудно судить объективно, находясь в большой стране, стоящей на пороге голода и нищеты, как об этом пишут все газеты. Однако Вернадский предупреждал, что процесс перехода биосферы в ноосферу не может происходить постепенно и однонаправлено, что на этом пути временные отступления неизбежны. И обстановку, сложившуюся сейчас в нашей стране, можно рассматривать как явление временное и преходящее. 11.Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения. Это условие не может считаться выполненным, однако первые шаги в направлении разумного преобразования природы во второй половине XX века, несомненно, начали осуществляться 12.Исключение войн из жизни общества. Это условие Вернадский считал чрезвычайно важным для создания и существования ноосферы. Но оно не выполнено и пока неясно, может ли быть выполнено. Мировое сообщество стремится не допустить мировой войны, хотя локальные войны ещё уносят многие жизни. Таким образом, мы видим, что налицо все те конкретные признаки, все или почти все условия, которые указывал В. И. Вернадский для того, чтобы отличить ноосферу от существовавших ранее состояний биосферы. Процесс её образования постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет точно указать год или даже десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можно будет считать завершённым.

Источник: ok.ru

1. От греч. noos (разум и сфера) — наружная оболочка Земли, практически преобразованная научной мыслью людей. Ноосфера — это сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития. Ноосфера формируется благодаря сознательной деятельности людей, в основе которой лежит системное использование научных знаний о природе и обществе.
Впервые понятие «ноосфера» было предложено французским математиком Э. Jlepya, который имел в виду главным образом мыслительную деятельность людей и обмен ее результатами в человеческом обществе с последующим накоплением знаний от поколения к поколению. Позднее похожее понимание ноосферы было предложено французским палеонтологом и священнослужителем П. Тейяром де Шарденом, который в своих работах попытался представить ноосферу как мыслящий пласт планеты, непрерывно расширяющийся и восходящий в конечном итоге к некоторому высшему своему значению — знаку Омега. Тем самым как бы реализуется божественное предназначение разума в космической эволюции.
Сама идея о геологической значимости человека, его важной роли на планете была высказана академиком А. А. Павловым еще в XIX в. В. И. Вернадский воспринял идею о влиянии человека на планетарные процессы, развил ее в учении о ноосфере, вложив в нее более глубокий смысл, — подразумевая под ноосферой не только совокупность мыслей и знаний, но и те материальные результаты по преобразованию природных процессов, которые являются следствием разумной трудовой деятельности людей. В. И. Вернадский рассматривает человека как существо разумное, действующее, способное к претворению проектов своего разума. В работе «Научная мысль как планетное явление» он пишет о том, что человек закономерно и непрерывно воздействует на планетарные процессы, влияет на изменение облика Земли. При этом ученый подчеркивает, что деятельность людей должна согласовываться с законами саморегуляции биосферы. Так же, как организм в процессе своей жизнедеятельности формирует среду своей жизни, биосферу, люди, как продолжение живой природы, формируют новую геологическую оболочку планеты — ноосферу; биосфера при этом является основой ноосферы, созидаемой людьми. Этим он обосновывал геологическую роль человечества на планете.
В. И. Вернадский внес в термин материалистическое содержание: ноосфера — новая, высшая стадия в эволюции биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, которое становится крупнейшей силой, сопоставимой по масштабам с геологической. Человек начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов в охваченной его воздействием сфере Земли (впоследствии и в околоземном пространстве), глубоко изменяя ее своим трудом. Становление и развитие человече-
ства как новой преобразующей природу силы выразилось в возникновении новых форм обмена между веществом и энергией, между обществом и природой во все возрастающем биогеохимическом и ином воздействии человека на биосферу.
Ноосфера — высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества, когда его разумная деятельность становится главным, определяющим фактором целесообразного развития. Ноосфера включает в себя антропосферу, техносферу, измененную человеком живую и неживую природу, а также социосферу. Зародившись на планете, ноосфера имеет тенденцию к постоянному расширению, превращаясь, таким образом, в особый структурный элемент космоса.
В настоящее время среди философских проблем науки существенное место занимает проблема взаимодействия человека и природы, взятых в их социокультурном измерении. Наступление эпохи ноосферы связано с ответственностью человечества за судьбу биосферы Земли. Для этого человечество должно обладать способностью управлять не только собственным развитием, но и процессами трансформации биосферы. Изменения человека и биосферы должны происходить сознательно, с полной ответственностью человечества за происходящее. Ноосфе- рогенез сопровождается развитием особого мышления — планетарного по своей сути — как вырабатывающего способность человека мыслить в масштабах планеты. Следует отметить, что еще в предыдущие эпохи были сформированы отдельные элементы планетарного мышления.
На рубеже ХХ-ХХІ вв. в поле зрения философии науки находится идея устойчивого развития (sustainable development), которая была провозглашена в 1992 г. на международной конференции в Рио-де-Жанейро. Под устойчивым развитием понимается поведение популяции, направленное на предотвращение экологической катастрофы. Стратегия данного типа развития является обоснованием необходимости экономического роста при сохранении устойчивости биосферных процессов. Экологический императив требует создания условий, необходимых для сохранения биосферы, которая обеспечивает жизнь человечества. Устойчивое развитие и эпоха ноосферы становятся необходимым эволюционным этапом в развитии человечества. Устойчивое развитие как стратегия земной цивилизации — это проявление разума, который, по учению В. И. Вернадского, и лежит в основе ноосферы.
В к. XX в. многие государства разработали национальные программы устойчивого развития. В России также была принята Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Однако следует подчеркнуть, что глобальные проблемы не являются проблемами отдельных государств, они актуальны для всей планеты и их решение возможно на пути объединения усилий всего мирового сообщества.
Формирование ноосферы в направлении к устойчивому развитию должно стать общей задачей всех людей, так как только при этом условии будет сохранена цивилизация и природная среда ее существования. При современном уровне развития науки и техники человечество может выжить только как единое целое. Именно такая установка позволит преодолеть глобальный экологический кризис и создать условия гармонизации взаимоотношений между обществом и природой. В результате на смену стихийному социоприродному развитию глобальной системы приходит научно обоснованное, регулируемое развитие этой системы как целого.
Учение о ноосфере позволяет в планетар- но-космическом аспекте посмотреть на коренные проблемы жизни человечества, оно обосновывает необходимость нового этапа развития человечества как единого планетарного организма и открывает перед человеком не только жизненность, но и разумность космоса.
О. Н. Дьячкова

2. Термин «ноосфера», как и термин «биосфера», не принадлежит В. И. Вернадскому. Он был впервые использован в статьях французских мыслителей Гейяра де Шардена и Э. Jlepya, написанных после того, как они прослушали в Сорбонне в 1922-1923 гг. курс лекций В. И. Вернадского по проблемам геохимии и биогеохимии.
С н. XX в. В. И. Вернадский приступил к детальному исследованию вопроса о геологической активности человечества. В таких трудах, как «История минералов земной коры», «Живое вещество в химии моря», «Живое вещество в земной коре», «Биосфера», «Научная мысль как планетарное явление», окончательно определился круг идей, составивших фундамент развитого им впоследствии учения о ноосфере. В работе «Научная мысль как планетарное явление» ученый анализирует геологическую историю Земли и утверждает, что наблюдается переход биосферы в ноосферу под действием новой геологической силы — научной мысли и человеческого труда. Однако в трудах В. И. Вернадского нет какого-то законченного и непротиворечивого толкования сущности ноосферы как результата преобразования биосферы. В одних случаях он писал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других — в настоящем (мы входим в нее), а иногда связывал формирование ноосферы вообще с появлением homo sapiens (человека разумного). В последней прижизненно опубликованной работе «Несколько слов о ноосфере» (1944) он определил ряд условий, которые необходимы для создания ноосферы. Первое: человечество должно стать единым в экономическом и информационном отношении. Второе: ноосфера — явление всепланетное, поэтому человечество должно прийти к полному равенству рас, народов независимо от цвета кожи. И третье условие — ноосфера не может быть создана до прекращения войн между народами мира.
Современные научные подходы к трактовке понятия ноосферы свидетельствуют, что сегодня еще рано говорить о наступлении этапа ноосферы. Скорее, биосфера трансформируется в социосферу, которая и будет способна перейти в ноосферу. Такое утверждение основывается на следующем определении В. И. Вернадского: ноосфера есть этап взаимодействия природы и общества, на котором разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития. Ноосфера может реализоваться только после решения проблем внутри человеческого общества.
В работе «Несколько слов о ноосфере» В. И. Вернадский начинает со слов о стихийном геологическом процессе в эпоху разрушительных мировых войн: «Первая мировая война изменила в корне мое геологическое миропонимание. В атмосфере этой войны я подошел в геологии к новому для меня и для других тогда забытому пониманию природы — к геохимическому и биогеохимическому, охватывающему и косную, и живую природу с одной и той же точки зрения. Ноосфера — последнее из многих состояний биосферы в геологической истории. Ход этого процесса только начинает выясняться».
Одной из современных научных концепций ноосферного развития является концепция коэволюции природы и общества. Концепция коэволюции человечества и биосферы в отечественной литературе прозвучала в работах Н. В. Тимофеева-Ресовского (1968). Изучение коэволюции, т. е. сосуществования и соразвития человеческого общества и природы, является сегодня актуальным направлением исследований. Эти идеи получали развитие в работах Р. С. Карпинской, И. К. Лисеева, Э. В. Иугусова, Н. Н. Моисеева.
Коэволюционная стратегия нацеливает на глубинное осмысление путей совместной эволюции биосферы и ноосферы, природы и человеческой культуры. Идея коэволюции ведет к осмыслению современного места человека в социальных и природных процессах.
Ноосфера расширяется до масштабов всей Вселенной. Ноосфера — это величайшее напряжение каждого из нас.
Л. Е. Даниленко

О

Источник: scicenter.online

**Ноосфера — разумная оболочка Земли

Ноос -разум, сфера-шар  Разумная оболочка Земли -высшая стадия развития биосферы  ,в которой проявляется  деятельности  как  главный  определяющий  фактор Учение  о ноосфере  развито  Вернадским  Ноосфера- это новый этап в развитии биосферы  , предлагающее разумное  регулирование  отношений  человек -природа «Человечество  ,взятое в целом становится  мощной  геологической силой   Перед ним, перед его мыслью  и трудом  ставится  вопрос  о перестройки биосферы  в интересах  свободно мыслящего  человечества  ,как единого  целого  Это новое  состояние  биосферы  ,к которому  мы приближаемся , и есть ноосфера»Вернадский  В начале  своего  становления  человек  ка биологический вид  являлся  обычным компонентом  биоценозов ,который принципиально не отличался  от других видов  по воздействию  на окружающую среду  Однако  постепенно , человек  стал  выходить  из под  контроля  биологических законов  развития  общества  Использование  огня,  строительство  жилищ , соворшенствование орудий  для охоты  ,развития  земледелия  и скотодства   усилили  давление на  природную среду  Начало  исторического этапа  развития биосферы совпадает   с началом  железного века Более  современные  орудия  из железа вытеснили  каменные   Происходит  ускорение развития  производительных сил  ,совершенствование техники , которое  освободило  человека  от воздействия  стихийных  сил  природы  Усиление  давление человека на природу  идет параллельно  с возрастанием   численности  планеты  и  развитием  техники  , преобразующей  и  теснящей  природу  так к началу  нашей  эры Населения -200  млн человек ,а сейчас -6 млрд человек Для удовлетворения все возрастающей  потребности  в продовольствии  человек занял под посевы  более  10% поверхности  земли  Огромное  пространство  занимают  города ,дороги , села , предприятия Современная технология  в промышленности и сельском хозяйстве  породило  проблему  загрязнения окружающей среды  Неграмотное  использование  удобрений ,  химических препаратов  для борьбы  с сорной  растительностью ,вредными насекомыми , привели к загрязнению почвы и воды  Уничтожение видов растений  и животных  приводит  к утрате  биогеоценозов  способности к саморегуляции  и устойчивости  Истощение  озонового  слоя  ,повышению концентрации  углекислого газа ,приводит  к глобальному  потеплению ,таянию ледников ,повышению уровня мирового океана , кислотным  осадкам , уничтожающим  поля,  леса , сельскохозяйственные посадки Сила воздействия  человека  на природу в современную  эпоху  научно-технического прогресса  велика и порождает  мысли  о вытеснении биосферы  техносферой ,то есть средой насыщенной  продуктами  технической деятельности человека  Возникший экологический  кризис  в отношении  человека  и природы  может быть  разрешен  при условии  осознанием  человека  частицы  биосферы  Биосфера  может  функционировать и без  ,но человек  уничтожая биосферу  сам обречен на гибель Поэтому основной задачей  человека  является  научиться  взаимодействовать  с природой соозмерить  свою деятельность  с ее возможностями

Источник: trundel.ru

ГЛАВА 4. Ноосфера.

§2. НООСФЕРА — РАЗУМНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ.

Человек — это животное, призванное стать Богом.

Иоанн Богослов

Термин «ноосфера» был предложен французскими учеными в 1927 г. Э. Леруа (1870- 1954) и П. Тейяром де Шарденом (1881-1955) под влиянием идей В. И. Вернадского, лекции которого о неограниченных возможностях научно-технического прогресса, реальности достижения полной независимости человечества от природы, и перехода его к автотрофности они слушали в Сорбонне.

В развернутом виде представление о ноосфере было дано в книге П. Тейяра де Шардена «Феномен человека». В ней автор определяет ноосферу как «новый покров», «мыслящий пласт, который, зародившись в конце третичного периода разворачивается над миром растений и животных — вне биосферы и над ней». Более глубокое понятие о ноосфере было развито В. И. Вернадским в последние годы жизни в статье «Несколько слов о ноосфере» (1944 г.). Он писал: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества, как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера». Согласно В. И. Вернадскому, ноосфера — это разумно управляемая человеком биосфера.

Ноосфера выходит за пределы земной биосферы в связи с развитием космонавтики. Происходит освоение космического пространства с непредвиденными возможностями. Создается принципиальная возможность создания искусственных биосфер земного типа на других планетах. Жизнь, зародившись в процессе космической эволюции, возвращается в космическое пространство.

Ноосфера — совокупность биосферы и разумной деятельности человечества по преобразованию человека, Земли, Солнечной системы; создание искусственных солнечных систем.

На современном этапе развития земной цивилизации отсутствует, а поскольку характер отношений общества и природы определяется и социальным строем, то сознательное формирование ноосферы органически связано со становлением коммунистического общества как планетарного явления.

Созданное В.И. Вернадским учение о ноосфере получило широкое распространение. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию, мировому сообществу учение Вернадского предложено как основа для всемирной стратегии «устойчивого развития», направленного на разрешение глобального экологического кризиса, о приближении которого человечество не подозревало ещё 50-60 лет тому назад. Не исключено, что этот кризис, если его не удастся предотвратить, приведет к безвозвратному изменению созидательной траектории развития биосферы на разрушительную. Что в свою очередь приведёт к уничтожению человечества. К счастью, как показывает исторический опыт, ноосферогенез напрямую зависит от воли человека. Согласно закону прохождения фаз развития, для становления ноосферы требуется высший, то есть коммунистический уровень развития человечества.

Закон последовательности прохождения фаз развития — биологический закон, согласно которому фазы развития природной системы могут следовать лишь в эволюционно закрепленном порядке: от относительно простого к сложному. При этом возможно убыстрённое прохождение фаз развития или эволюционно закреплённое их выпадение.

В. И. Вернадский решающее значение предавал научному познанию законов организации биосферы, её трансформации под влиянием разумной (природосохраняющей) деятельности человека и сознательной деятельности человечества по ускорению становления ноосферы.

По его мнению, переход в эпоху ноосферы потребует коренной перестройки всего нашего бытия, смену человеческих стандартов и идеалов, в первую очередь — равенство всех людей. Охватывая всю планету как целое, ноосфера по самому своему существу не может быть привилегией какой-либо одной нации или расы, она дело рук и разума всех народов без исключения. «В настоящее время», — писал В.И. Вернадский, — «идея равенства всего человечества и равноправия черных, желтых, красных и белых рас пустила глубокие корни в общее и научное сознание мира… мирной связью всего человечества на почве экономической и культурной жизни».

Первая на государственном уровне и целиком укладывавшейся в ноосферные представления Вернадского попытка контроля биосферы человеческим разумом была предпринята в 1948 году в СССР — это так называемый «Сталинский план преобразования природы».

Источник: compendium.su