В результате многочисленных исследований антропологи с полной определенностью смогли заявить, что наши предки пришли с Цейлона. Выходцы из Цейлона много веков назад полностью наводнили территорию современной Индии. Поэтому значительная часть текущей в наших венах крови принадлежит именно им. Но эта кровь постоянно смешивалась, из века в век она с любовью принимала в себя всё новые и новые потоки самых разных происхождений. Как сказал Рабиндранатх Тагор в своей «Бхарата тиртхе» (на русском — «Дом и мир»), на земле Индии в одну семью сливались представители многих народов, это были и скифы, и гунны, а также выходцы из Средней и Центральной Азии и Афганистана. Поэтому в жилах бенгальцев текут смешавшиеся между собой довольно разнообразные потоки крови. И мы являемся потомками всех этих людей. Что касается изначально проживавших на территории Индийского полуострова народов, таких, как санталы, мунды, малапахады и др., то и их кровь так же не осталась чистой, они смешивались с представителями низших каст индуистского общества, причем в жилах представителей высших каст и мусульман тоже можно обнаружить довольно значительное количество этой крови.

вот во все эти потоки крови влился еще один поток, и этот поток оказался потоком монгольской крови. Глаза монголов очень необычны по внешнему виду: миндалевидная форма с красивым изгибом на одном из углов, причем сразу же обращает на себя внимание красноватый оттенок окраски белка. Среди бенгальцев у очень многих именно такие глаза. И, наконец, к крови современных бенгальцев был подмешан еще один поток, — поток крови индо-арийского народа. Эти люди обладали очень крепким телосложением, золотистым цветом кожи, высоким ростом, а носы их имели необыкновенно правильную и очень красивую форму. Среди бенгальцев до сих пор довольно часто встречается этот тип.
После этого в Бенгалию из Персидского Туркестана пришли племена саков (шаков), и их кровь также смешалась с кровью наших предков. Таким образом, мы появились в результате смешения между собой представителей столь отличающихся друг от друга народов. После саков в кровь наших предков вливались еще очень многие потоки крови. Из других стран к нам приходили разные завоеватели, они захватывали нашу землю, вступали в браки с бенгальскими женщинами и в конечном итоге сливались с бенгальским народом.
Завоеватели приходили с Аравийского полуострова, из Персии и многих других стран, и все они оставались жить здесь, среди нас.

dd>
Бенгальские мусульмане тоже являются самыми настоящими бенгальцами. Хотя одно время в их среде существовали люди, которые, опираясь на свое непомерно раздутое и абсолютно беспочвенное чувство ложной гордости, говорили, что они не бенгальцы, а чистокровные арабы. Конечно, в наших жилах течет какая-то часть арабской крови, но все-таки мы считаемся жителями именно этой страны, мы — потомственные бенгальцы!
После прихода в Бенгалию мусульман (а это произошло где-то в тринадцатом веке), изнывающие под гнетом буддийской элиты представители низших, беднейших, слоев общества начали в массовом порядке принимать ислам. В этой борьбе мусульмане, несомненно, одержали самую решительную победу. Благодаря полученной ими власти, а также в следствии крывшихся в недрах существовавшей тогда религии определенных противоречий, многие бенгальцы, стремясь обрести свободу от гнетущей бедности и налагаемых на них религиозным законом ограничений, принимали ислам. Поэтому сейчас мы (мусульмане Бенгалии) по национальности являемся бенгальцами, но по вере входим в огромную семью мусульман.
Всё-таки на протяжении довольно длительного времени среди бенгальских мусульман велись продолжительные и очень ожесточенные споры относительно их истинного происхождения. Одна группа с большой гордостью заявляла, что они не являются уроженцами этой страны, но что они принадлежат к числу иранских арабов. Они вели себя здесь как пришельцы, хотя жили на этой земле и ели ее хлеб, продолжая безосновательно считать себя иранскими арабами.

ены другой группы (их точку зрения я тоже не могу принять, и мне бы не хотелось, чтобы их идеи занимали доминирующее положение в нашем обществе), в целях закрепления за собою каких-то имущественных или моральных прав, называли себя исконными жителями Бенгалии. Между представителями этих двух групп очень длительное время велись ожесточенные споры, эти споры начались приблизительно в тринадцатом веке, и они продолжают, в сущности, будоражить мусульманское общество Бенгалии и по сей день. Глядя на эти разногласия, один великий средневековый бенгальский поэт в отчаянии произнес: «Если человек, родившись в Бенгалии, презирает Бенгальский язык, то почему он не убирается отсюда куда подальше, ему просто надо оставить эту землю!» Имя этого поэта — Абадул Хаким. И я сегодня с гордостью заявляю: «Я — бенгалец, бенгальский язык является моим родным языком, а Бенгалия — моей великой родиной!»
Но каково происхождение бенгальского языка? Существует точка зрения, согласно которой любой язык не появляется из ничего, но он просто представляет собою результат непрестанных видоизменений во времени уже существующих языков. Тот бенгальский язык, на котором мы сегодня говорим, пишем стихи, поем песни, какое-то время назад был совершенно другим, не похожим на современный. Первая книга, написанная на бенгальском языке, называется «Чарьяпад», многие из нас сейчас ее просто не смогут прочитать, иными словами, мы не поймем в ней сейчас ни одного слова.
iv>
dd>
Даже тысячу лет назад, когда только начал зарождаться современный бенгальский язык, эту книгу уже было очень трудно читать, используемая в ней лексика даже для того времени считалась довольно устаревшей, а на сегодняшний день многие из употребляемых в ней слов являются вообще абсолютно забытыми. Бенгальский язык зарождался не за один день, поэтому в этой книге отразился только один из этапов его развития, или, как сказал один поэт: «Я пишу на своем языке…» Бенгальский язык является следствием постепенного изменения какого-то другого древнего языка, и этим языком был древний индо-арийский язык. Именно этот язык, изменяясь из поколения в поколение, постепенно превратился в современный бенгальский.
Любой язык существует в живом общении живых людей, и при этом складывается естественная тенденция к возможно более громкому произнесению твердых согласных звуков. По этой причине где-то в районе пятнадцатого столетия начал наблюдаться процесс «отвердения» многих бенгальских согласных, что также отразилось и в орфографии. Посмотрите на любой язык: звуки, употреблявшиеся в нем сто лет назад, в том же самом положении теперь звучат совсем по-другому, в большинстве случаев они уступили место совершенно другим звукам. Вот так происходит изменение любого языка: через какой-то промежуток времени из него появляется новый язык, еще очень близкий по смыслу, но с уже изменившимся произношением.

dd>
Рассмотрим этот процесс на примере постепенного изменения слова «чандра» (луна). Слово очень красивое, я бы даже сказал, чарующее, но его очень трудно громко произносить. Поэтому постепенно оно стало звучать как «чанда». Без звука «р» громкое произнесение этого слова стало гораздо более легким. Так прошло какое-то время, и, наконец, изменился и назальный звук «н», он превратился в «чандра-бинду», легкий назальный призвук после гласного звука. Так слово «чандра» стало произноситься как «ча(н)да». Таким же образом изменялось звучание слова «карна» (ухо). Оно сначала стало звучать как «канна», а потом «кана». Ниже я приведу еще несколько примеров подобных изменений:
Изначальное произношение_______более позднее________современное
Хаста (рука)____________________ хаттха, хаатха ________хаата
Ба(м)шии (флейта)___________________ба(м)сии___________баа(н)шии, Баа(н)ши
(м) — анусвара (носовой призвук).
бодху (невеста)___________________ боху__________________боу
аалока (сияние)____________________аалоа___________________ аало
нритья (танец)_____________________начча____________________наача
Так происходило изменение нашего языка. Древний индо-арийский язык, изменяясь день ото дня, вдруг, в какой-то период времени, превратился в современный бенгальский.
>
оцессы изменения языка подчиняются определенным законам, ничего спонтанного и непредсказуемого в этом процессе нет, — язык меняется по абсолютно понятному и предсказуемому своду правил. В процессе своего изменения, древний индо-арийский язык в один прекрасный момент превратился в язык под названием «пали». На этом языке были написаны книги, содержащие своды буддийских религиозных установлений, а также много других, самых разнообразных, книг. Язык пали, претерпевая дальнейшие изменения, постепенно и совершенно естественно превратился в язык под названием «пракрит». Причем все эти изменения происходили не за один день: на появление нового языка уходило не менее тысячи лет. Язык пракрит тоже стал постепенно изменяться, и процесс этот занимал огромный промежуток времени, пока, наконец, приблизительно в середине десятого века нашей эры из него не произошел еще один язык, который сейчас называется бенгальским. Этот язык и является нашим родным языком.
По мнению доктора Мухаммеда Шихидуллаха, бенгальский язык появился приблизительно в седьмом веке нашей эры. Но все-таки тот язык еще очень серьезно отличался от современного, поэтому имеет смысл рассматривать в качестве даты рождения бенгальского языка приблизительно середину десятого века нашей эры. На старобенгальском языке были написаны отдельные главы книги под названием «Чарьяпад». Язык этой книги — язык явно старобенгальский, язык с еще не окончательно сформировавшейся грамматикой и с огромным количеством очень и очень устаревших слов.

временный бенгалец практически ничего не сможет в ней понять, многие слова в этой книге употребляются в совершенно других, отличающихся от современных, значениях. Читая эти стихи, вы даже, казалось бы, простые вещи будете понимать с огромным трудом, и вся кайма повествования будет изобиловать огромным количеством темных и совершенно непонятных мест. По этой причине данный язык принято называть «переходной формой (буквально: «предрассветной»)» бенгальского языка, он как будто бы еще остается окутанным предрассветной дымкой застилающего его тумана.
Только зародившись, бенгальский язык, подобно неутомимому скитальцу, никак не хотел оставаться на одном месте, ему постоянно приходилось путешествовать, используя для этих целей человеческие уста и произведения великих поэтов. Благодаря этим неустанным скитаниям, наш язык, в конце концов, разделился на три подвида.
Вот временная классификация развития нашего языка: первое — старобенгальский язык, употреблялся приблизительно с 950 по 1200 года нашей эры. Следующий период, протяженностью примерно в сто пятьдесят лет, с 1200 по 1350 год, не получил в науке никакого обозначения. Далее идет период с 1350 по 1800 год, бенгальский язык, употреблявшийся в этот период времени, принято называть средневековым бенгальским языком. Он тоже довольно серьезно отличается от современного, хотя между ними существует уже много общих черт.

временный бенгалец может довольно свободно читать книги на этом языке и даже понимать их смысл. И с 1800 года начинается эра современного бенгальского языка, хотя и эту эпоху тоже можно было бы разделить на несколько периодов.
Административное деление современной Бенгалии (имеется в виду Западная Бенгалия и Бангладеш) существует еще довольно непродолжительное время. Раньше Бенгалия разделялась на несколько других частей, и название этих частей постоянно менялось. Но, все-таки, откуда произошло само слово «Бенгалия»? О происхождении этого слова еще говорил великолепный советник императора Акбара, блестящий ученый Абул Пхаджал. По его мнению, слово «Бенгалия» произошло от слияния старинных слов «банга» (древнее название этой страны) и «аало» (межа). Но почему именно «межа»? Дело в том, что в те времена вся Бенгалия состояла из огромного количества земледельческих наделов, которые очень тесно примыкали друг к другу, и чтобы не возникало путаницы, эти наделы разделялись между собой межами. Но также словом «межа» в бенгальском языке может обозначаться дамба, или водное заграждение. Бенгалия — земля очень сильных дождей, в ней очень часто бушуют довольно жестокие ливни, поэтому возникает необходимость в строительстве огромного количества дамб. Люди, говоря о Бенгалии, отмечали огромное количество существующих в ней «аал» (водных заграждений) и «бандх» (дамб), отсюда и появилось это слово — Бенгалия.

dd>
Много лет назад Бенгалия разделялась на различные районы, или земли. Каждая область называлась в соответствии с названием той народности, которая ее населяла. То есть, какая народность здесь проживала, таковым и было название данной области. Вот названия некоторых народностей: Банги, Гауды, Пундры, Радхи, и, соответственно, населяемые ими земли тоже обозначались такими же названиями. Таким образом, в те времена Бенгалия состояла из следующих областей: Банга, Гауда, Пундра и Радха.
С незапамятных времен и до семнадцатого-восемнадцатого веков Бенгалия разделялась именно на эти области. Причем каждая область постоянно стремилась подчинить себе все остальные. Пока, наконец, в первой половине седьмого века во главе Гауды не встал царь Шашанка. В годы его правления Западная Бенгалия подчиняет себе все остальные небольшие государства. Именно с этих времен Бенгалия принципиально начала разделяться на три большие территории, и все остальные области сливались с этими крупными областями. Вот названия этих трех областей: Пундра, Гауда и Радха. Царь Шашанка и представители династии Пала управляли государством Радха, или Западной Бенгалией. В это время произошло одно довольно знаменательное событие. Царь Шашанка и представители династии Пала перестали называть себя правителями Радхи, но, вместо этого, они стали называть себя правителями Гауды. Таким образом, царь Шашанка, представители династии Пала и даже представители династии Сена стали называть всю Бенгалию Гаудой.

это продолжалось недолго, у этой страны появилось еще одно название — Банга. После завоевания Бенгалии мусульманами за всей страной прочно закрепляется именно это название, захватившие Бенгалию мусульмане словом «Банга» начали называть все вышеозначенные территории. И уже в годы английского владычества слово «Бенгалия» стало употребляться для обозначения всей страны. Правда, территория, обозначаемая этим словом, была уже немного меньше.
В 1947 году Индия была разделена на три* части.
Причем одна очень большая часть Бенгалии отошла к Пакистану. В те времена она стала называться Восточным Пакистаном. Но ни один Бенгалец никогда в жизни не станет так называть эту землю. Поэтому в 1971 году появилось новое, хотя и обладающее очень древней историей, государство — Бангладеш. Понятие «Бенгальская литература**» включает в себя литературу Западной Бенгалии и Бангладеш.
____
Перевод с бенгальского.
_____
Прим.* Официально Индия была разделена на две части, но, с точки зрения Бенгальца, существовала еще одна часть — территория современного Бангладеш.
_______
_______
Прим.** Позже литературоведы начали разделять современную (новейшую) бенгальскую литературу на литературу Западной Бенгалии и Бангладеш.

Источник: perevod-online.com

Бенгальцы — один из самых многочисленных народов в мире, составляющий основное население Бангладеш и штатов Западная Бенгалия и Трипура в Индии. Численность — свыше 250 млн чел (на 2009 год), в Бангладеш — 152 млн, в Индии — около 100 млн (преимущественно на северо-востоке страны, в дельте Ганга и Брахмапутры), проживают также в Бутане, Непале, Пакистане, Мьянме (рохинджа), Сингапуре, Великобритании, США и других странах. Язык — бенгальский (бенгали), относится к индоарийским языкам индоевропейской семьи. Расовый тип — индосредиземноморский большой европеоидной расы, в основном тяготеет к мезоиндийскому антропологическому типу, с примесью монголоидных (на северо-востоке) и дравидских (на юге и юго-востоке штата) черт. Религии — ислам (60 %) и индуизм (40 %).

Предками носителей современного бенгальского языка частично являются индоарийские племена, вторгшиеся в древности в Индию с северо-запада. Впоследствии индоарии смешались с местным населением. Более древним населением Индии были, по всей видимости, дравиды или народы мунда. В ведийской литературе встречаются названия древних государств — Анга (Западная Бенгалия) и Ванга, или Банга (Восточная Бенгалия). Отсюда, видимо, и название Бенгалии (бенг. Бангла, Бонго).

Затем Бенгалия входила в состав разных государств: Магадха, Гупта (VI век), гаудов (VII век), Харши, династии Пала (IX век), династии Сена (с XII века), Делийского султаната (с XIII века), династии Моголов (с 1576 года). В XVI веке появляются европейские колонизаторы, сперва португальцы, затем англичане и французы. Торговля с европейцами постепенно привела Бенгалию к колониальной зависимости. Но за счет этой торговли вырос крупный центр — Калькутта.

Ведущим в экономике является земледелие. Животноводство носит отсталый характер. Основная культура — рис, его — три группы сортов: зимний (аман), осенний (аус), летний (боро). Всего выращивается 500 сортов. Выращивают также кукурузу, бобовые, джут, сахарный тростник, масличные (рапс, горчицу, кунжут, лён).

Ремёсла разнообразны. Развиты ткацкое и гончарное ремесла, вышивка, обработка меди. Некоторые изделия пользуются мировой славой. В отсталых районах ремесла имеют большее значение, в промышленных — меньшее. Трудно провести грань между прикладным и изобразительным искусством, когда речь идет о росписи по ткани. Существует самобытная бенгальская живопись (потуйя) по ткани, которая выполняется особой местной техникой. Тема её — мифология, эпос, исторические хроники. Гончарные изделия также расписываются и лакируются.

Большинство бенгальцев — сельские жители, от 75 до 95 % по регионам. Селения строятся в северо-западной Бенгалии по дорогам, из-за наводнений, подальше от воды. На юге, где наводнений нет, селения располагаются вдоль рек. Дом (хат) обычно однокомнатный, квадратный в плане. Кухня часто находится отдельно. Крыша — соломенная, коническая. Каркас — из бамбука или досок, иногда из циновок. Стены — глинобитные. Окна — без стёкол, закрываются циновками. Циновки плетут из бамбука, травы, джута, пальмовых листьев. У богатых используется железо и черепица.

Традиционная женская одежда — сари, короткая кофта, у богатых — ткани с вышивкой. Цвета предпочтительны зелёный, красный, белый. Носят много украшений, золотых, серебряных, медных, стеклянных. Мужская одежда — дхоти и чадар (накидка типа плаща), но теперь чаще используются рубашки. Сверху — пиран, тип куртки или пиджака. На голове индуисты носят тюрбан, мусульмане — круглую шапочку.

В области землевладения у бенгальцев прежние феодальные отношения сменились капиталистическими. Земля оставалась в руках помещиков и сдавалась арендаторам. Между владельцами и арендаторами появлялось большое число посредников, условия для арендаторов были очень невыгодными. В 1953 году были изданы законы для улучшения положения действительных земледельцев, арендаторов, но они очень медленно продвигались в жизнь.

Семья в среднем состоит из 5—6 человек. Распространён ранний брак. Брак освящается религией, как у индуистов, так и у мусульман. В высших кастах распространён выкуп за жениха, в низших — за невесту. Есть обычай обменного брака, то есть сын одних родителей женится на дочери других, а их сын — на дочери первых. Существует обычай «парда», по которому дочь после совершеннолетия обречена на затворничество. Свадьбы даже у бедных бывают роскошные, и люди часто влезают в долги.

Как и во всей Индии, у бенгальцев сохраняется кастовый строй. Насчитывается 130 каст. Ислам способствовал ослаблению кастового строя. Иногда кастой считается то, что на самом деле является народностью (санталы, ходжанг, чакма и др.).

Высшая каста — брахманы. Другая высшая — кайастх (писцы), в других районах Индии она не занимает такого высокого положения. Вместе они называются , то есть благородные. Высоко стоят землевладельцы. Одна из самых низких каст — номошудро, неприкасаемые, 2 млн чел. Самая многочисленная — махишё, куда входят арендаторы, но не обязательно.

Среди верующих индуисты составляют 31 %, мусульмане — 34 %, кроме них есть джайны, буддисты, христиане. Из индуизма популярны два его течения — вишнуизм и шактизм. У шактистов высшая богиня — Кали (Дурга). Праздник в честь неё — Дурга-пуджа, отмечается осенью. У вишнуитов главный праздник — Шри Кришна Джанмаштами, в августе. Из течений вишнуизма наиболее распространён местный вариант — бенгальский вишнуизм (гаудия-вайшнавизм). Бенгалия — родина его основателя, гуру, ачарьи, религиозного деятеля Чайтаньи Махапрабху, который почитается как аватара Кришны. Есть элементы и более древних культов. Широко распространено поклонение богине змей, Моноше.

Богата и разнообразна бенгальская литература. Расцвет её приходится на XIX век. В XIV—XV века была переведена «Рамаяна» (переводчик — Криттба Оджха), в XVII веке — «Махабхарата» (Касирам Дас). Развита была национальная драма-мистерия (джатра). Сейчас всемирно известны некоторые бенгальские авторы: Рабиндранат Тагор (Робиндронатх Тхакур, 1861—1941), Рам Мохан Рой (1772—1833), Бонкимчондро Чоттопаддхай (Чаттерджи, 1838—1894). Также в Бенгалии родились поэт и писатель Бхактивинода Тхакур, писатель и астроном Бхактисиддханта Сарасвати, писатель и гуру, основатель Международного общества сознания Кришны (ИСККОН) Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бенгалия стала родиной для первого гуру крия-йоги Лахири Махасайя и её первого распространителя на Западе Парамахансы Йогананды.

Самобытные жанры национального театра — джатры (сочинитель джатр — джатравала) и кукольный театр (используются как тростевые куклы, так и марионетки).

Самые ранние дошедшие до нас пьесы джатры (palas) датируются XVIII столетием, однако в действительности они существовали и до этого, только никогда не были записаны, а излагались в устной форме. Только начиная с XVI века их стали фиксировать материально, и то в практических целях. В это же время джатра становится наиболее распространённым увлечением, оттеснив музыкальные кукольные представления. Тогда же Чайтанья и его соратники впервые начали использовать театральное искусство в качестве пропаганды своих идей[18].

В начале 1950-х годов правительство также через театр привлекало внимание общественности к социал-демократическим реформам, в первую очередь это было направлено на сельских жителей. Наиболее примечательной из самых первых пьес была «Нилдарпана» (бенг. নীলদর্পণ). Она была посвящена конфликту между бенгальскими индиго и британскими плантаторами. Это событие обычно приводится как первая попытка бенгальцев изменить колониальные устои[19].

До этого театр был исключительно прерогативой богатых. Помимо влияния Англии, они задавали траекторию развития искусства бенгальцев в течение длительного времени. Несмотря на это, постановки, пьесы не были связаны со светской жизнью. В основном они отображали популярные религиозные сюжеты[20].

Источник: dir.md

БЕНГА́ЛЬЦЫ (са­мо­на­зва­ния – бен­га­ли, бан­га­ла, банг­ла), на­род, осн. на­се­ле­ние Бен­га­лии. Чис­лен­ность в Банг­ла­деш св. 140 млн. чел. (2005, оцен­ка), в Ин­дии – 90 млн. чел. (шта­ты Зап. Бен­га­лия, Ас­сам, Три­пу­ра, Джарк­ханд, Би­хар, Мег­ха­лая, Ми­зо­рам, На­га­ленд). Жи­вут так­же в Мьян­ме (253 тыс. чел.), Таи­лан­де (66 тыс. чел.), Па­ки­ста­не (232 тыс. чел.), Не­па­ле (72 тыс. чел.), Ома­не (118 тыс. чел.), Ве­ли­ко­бри­та­нии (400 тыс. чел.) и др. Го­во­рят на бен­галь­ском язы­ке. Рас­про­стра­не­ны так­же хин­ди, ур­ду и англ. яз. Ве­рую­щие в Банг­ла­деш в осн. му­суль­ма­не ханафитского мазхаба, в Ин­дии и Не­па­ле – ин­ду­сы, есть хри­стиа­не.

Ос­но­ву Б. со­ста­ви­ло ин­доа­рий­ское на­се­ле­ние Бен­га­лии (эт­но­ним, ве­ро­ят­но, вос­хо­дит к ве­дий­ско­му назв. стра­ны Бан­га). В эпо­ху Ве­ли­ких Мо­го­лов (16–17 вв.) сре­ди них рас­про­стра­нил­ся ис­лам. Тра­диц. куль­ту­ра Б. ти­пич­на для на­ро­дов Юж. Азии. Осн. за­ня­тие – па­шен­ное зем­ле­де­лие (гл. обр. рис, так­же джут, бо­бо­вые, чай и др.). Ре­мёс­ла – тка­че­ст­во (зна­ме­ни­тые дакк­ские мус­ли­ны и др.), вы­шив­ка (стиль кант­ха), об­ра­бот­ка ме­тал­ла, резь­ба по де­ре­ву, сло­но­вой кос­ти, тис­не­ние по ко­же и др. Мно­гие Б. Зап. Бен­га­лии за­ня­ты в тек­стиль­ной и джу­то­вой пром-сти. Жи­ли­ще обыч­но од­но­ка­мер­ное, кар­кас­ное с гли­но­бит­ны­ми или пле­тё­ны­ми и об­ма­зан­ны­ми гли­ной сте­на­ми, 4-скат­ной кры­шей, ве­ран­дой; неск. жи­лых по­стро­ек вы­хо­дят во двор, в от­да­ле­нии сто­ят кух­ня и хлев. Муж­ская оде­ж­да – лунг (у му­суль­ман) и дхо­ти с на­кид­кой (ча­дар), жен­ская – мест­ный тип са­ри. Ка­сто­вый строй ос­ла­блен вли­яни­ем ис­ла­ма; ха­рак­тер­ны оби­лие низ­ких и эт­нич. каст, бо­лее сво­бод­ное по­вы­ше­ние ста­ту­са (сан­скри­ти­за­ция) низ­ших каст, ме­нее стро­гое ве­ге­та­ри­ан­ст­во. Рас­про­стра­не­ны шак­тист­ские куль­ты бо­гинь Дур­ги, Ка­ли (ко­то­рой по­свя­щён храм Ка­ли-хат в Каль­кут­те), Мо­но­ши и др.

Тра­ди­ци­он­ное твор­че­ст­во. Рас­про­стра­не­ны фор­мы во­каль­но-по­этич. твор­че­ст­ва, свя­зан­ные од­но­врем. с раз­ны­ми кон­фес­сио­наль­ны­ми осо­бен­но­стя­ми. Та­ко­ва тра­ди­ция бау­лов, со­еди­нив­шая ин­дуи­ст­ские и му­сульм. чер­ты с эле­мен­та­ми тан­три­че­ской тео­рии и прак­тики; ин­дуи­ст­ские пес­но­пе­ния кир­тан, осн. те­мой ко­то­рых яв­ля­ет­ся по­чи­та­ние Криш­ны и бенг. свя­то­го-мис­ти­ка Чай­та­ньи; му­сульм. мур­ши­ды и джа­ри. С ду­хов­ной те­ма­ти­кой свя­за­ны ин­дуист­ские пес­но­пе­ния бхак­ти­гит (в честь Ка­ли), шья­ма­сан­гит (вос­хва­ле­ния Шья­мы), ка­би­ган (не­ред­ко с сю­жет­ны­ми мо­ти­ва­ми из эпич. ска­за­ний), а так­же му­сульм. джа­ри­ган и по­пу­ляр­ные пес­но­пе­ния рам­пра­са­ди, ав­то­ром ко­то­рых яв­ля­ет­ся ле­ген­дар­ный бенг. тра­диц. по­эт-му­зы­кант Рам­пра­сад. Др. из­вест­ные ав­то­ры – Атул­пра­сад и Рад­жа­ни­кан­та Сен.

Сре­ди фольк­лор­ных жанров: бха­тиа­ли – пес­ни ло­доч­ни­ков, са­ри­ган – пес­ни ло­доч­ных со­стя­за­ний (рас­про­стра­не­ны в реч­ной час­ти Зап. Бен­га­лии и Банг­ла­деш) на ли­рич. сю­же­ты с мо­ти­вом раз­лу­ки (с до­мом или воз­люб­лен­ным). В сев.-зап. об­лас­тях Банг­ла­деш по­пу­ляр­ны бха­вайя – пес­ни воз­чи­ков. Раз­но­об­раз­ны по со­дер­жа­нию бал­ла­ды гат­ха, ис­пол­няе­мые груп­пой под руковод­ством солис­та (гай­ен) в со­про­во­ж­де­нии струн­ных (то­бор) и удар­ных ин­ст­ру­мен­тов.

Ши­ро­кой по­пу­ляр­но­стью поль­зу­ет­ся муз.-те­ат­раль­ная тра­ди­ция джат­ра. Сю­же­ты ос­но­ва­ны на мо­ти­вах «Ма­хаб­ха­ра­ты» и «Ра­мая­ны» (в пер. на бенг. яз.), пред­став­ле­ния со­про­во­ж­да­ют­ся пес­но­пе­ния­ми, ос­но­ван­ны­ми на нар. ме­ло­ди­ях. Жен­ские ро­ли, как пра­ви­ло, ис­пол­ня­ют муж­чи­ны. Свое­об­ра­зен бен­галь­ский те­атр тро­сте­вых ку­кол.

Клас­сич. и лёг­кая клас­сич. му­зы­ка раз­ви­ва­ет­ся в рус­ле се­ве­ро­инд. тра­ди­ции хин­ду­ста­ни, рас­про­стра­нён­ной в Ин­дии, Банг­ла­деш и Па­ки­ста­не. Ши­ро­кую из­вест­ность по­лу­чи­ли му­зы­кан­ты-ин­ст­ру­мен­та­ли­сты Али Ак­бар Хан (р. 1922), Ник­хиль Ба­нерд­жи (1931–86), Ви­ла­ят Хан (1924–2004) и Им­рат Хан (р. 1936). Вы­хо­дец из бенг. брах­ма­нов – все­мир­но из­вест­ный ис­пол­ни­тель на си­та­ре Р. Шан­кар.

Источник: bigenc.ru

БЕНГАЛЬЦЫ — народ в Бангладеш и Индии. Один из наиболее многочисленных народов на Земле. По данным 2000 года численность бенгальцев составляет 230 миллионов человек. В государстве Бангладеш являются основным населением (150 миллионов). На территории Индии сосредоточены в штате Западная Бенгалия (70 миллионов).

Народ Бенгальцы, Бангладеш и Индия

Другие страны расселения — Саудовская Аравия, ОАЭ, Великобритания, Малайзия, США. Из этих государств лишь в Саудовской Аравии количество бенгальцев превышает 1 миллион человек. Входят в большую европеоидную расу (индо-средиземноморская раса). Язык бенгали содержит множество диалектов, разделяемых на западную и восточную группу. Другие языки — хинди и английский (язык колонизаторов-британцев).

Народ Бенгальцы, Бангладеш и Индия

Письменность имеет древнеиндийское происхождение. Бенгальцы исповедуют различные религии. Так, в Бангладеш преобладает ислам, сторонники индуизма находятся в меньшинстве. В Индии ситуация обратная: основная религия — индуизм, а суннитского ислама придерживаются лишь около 18 % жителей. Также есть буддисты и христиане, но их количество равно незначительно.

Бенгальцы — неоднородный народ, в его этногенезе присутствуют различные этнические компоненты. Единое бенгальское государство формировалось в 8-13 веках. Ислам был перенят народом позже, в эпоху власти Великих Моголов (16-17 века). На 18 век пришлась европейская колонизация. Территория Бенгалии оказалась в британской власти. С целью разделить народ британцы образовали две Бенгальских провинции. Окончательно это закрепилось в 1947 году, когда было образовано государство Пакистан. Часть Бенгалии отошла к нему, другая осталась в составе Индии. Позже пакистанская часть получила независимость под названием Бангладеш, но конфликты и национальная неприязнь между Индией и Пакистаном существуют до сих пор.

Народ Бенгальцы, Бангладеш и Индия

Традиционным занятием бенгальцев являлось земледелие. Основные культуры — рис, бобы, масличные. Индия знаменита на весь мир своим чаем. Из ремесел развита выделка тканей, также работа по металлу, производство изделий из слоновой кости, кожи, дерева. Обширная текстильная промышленность дает рабочие места многим бенгальцам.

На севере Бенгалии деревни строятся возле дорог. У рек их не располагают из-за ежегодного сезона дождей: он сопровождается сильными наводнениями, когда реки разливаются и выходят из берегов. Дома могут строиться из глины или из обмазанного глиной деревянного плетения. Крышу бенгальцы кроют соломой. Комната, как правило, одна. Традиционная одежда у женщин-бенгалок включает знаменитое сари и недлинную кофту, прикрывающую сари лишь частично.

Народ Бенгальцы, Бангладеш и Индия

Мусульманки обязаны покрывать голову платком или скрывать всю фигуру паранджой. Надевают много ювелирных украшений из драгоценных металлов. Мужчины в Бенгалии надевают штаны-дхоти и накидку на плечи. По головному убору можно различать верующих — индуисты надевают тюрбан, а мусульмане — шапочку круглой формы. Деревенские мужчины и женщины ходят босиком. Обуваются бенгальцы лишь в особых случаях. Пищевой рацион включает блюда из риса и различных выращиваемых овощей, а также рыбу, которую ловят живущие у рек бенгальцы. Мясо — деликатес, едят его не так уж часто.

Сохранились многочисленные жанры фольклора. Среди них можно выделить народную музыку и танцы. Национальный театр включает два жанра. Во-первых, это джатра — лирическое направление. Во-вторых, театр кукол с более широкой палитрой тем.

Источник: goturist.ru

Численность

Бенгальцы являются одной из самых больших этногрупп мира. Их суммарное количество составляет 250 000 000 человек. Бангладеш перенаселен, на территории этого небольшого государства проживает 150 000 000.

Где живут

В штате Западная Бенгалия и остальной Индии находится около 95 000 000 бенгальцев. Остальные представители этого народа широко расселены по всему миру. Ареал проживания распределяется таким образом:

  • Саудовская Аравия: 1 000 000;
  • ОАЭ: 600 000;
  • Великобритания: 500 000;
  • Малайзия: 230 000;
  • Кувейт: 150 000;
  • США: 143 000;
  • Южная Корея: 130 000;
  • Бахрейн: 120 000;
  • Оман: 115 000;
  • Италия: 35 000.

Язык

Бенгальцы говорят на языке бенгали. Он принадлежит к индоарийской языковой группе. Также на нем разговаривают жители некоторых соседних индийских штатов. Многие знают английский язык, так как это язык бывших колонизаторов. На нем ведется преподавание, помимо бенгали.

Религия

Население Бангладеш в основном исповедует ислам, который был принесен мусульманскими завоевателями. Часть жителей Западной Бенгалии является исламистами, остальные — индуисты. Есть некоторое количество буддистов, христиан, последователей джайнизма (древняя индийская религия). У приверженцев индуизма популярны такие течения, как шактизм, вишнуизм. Они отличаются тем, что люди поклоняются разным верховным божествам, которых считают главнее других.

Бенгальцы где живут

История

В древние века на территории Бенгалии размещались буддийские королевства Магадха, Камарупа. Позднее они были захвачены монголами (начало 13 века). Местное население восставало, но безуспешно. Далее эти территории колонизировали англичане (17 век) и начали развивать там торговлю. После этого произошло множество военных столкновений между бенгальцами и британскими войсками. Конфликты заканчивались победой англичан, так как они значительно превосходили местных по вооружению. В 1947 году Бенгалию разделили на две части, присоединенные к Индии и Пакистану. Позднее Восточная Бенгалия была переименована в Восточный Пакистан, а затем на этой территории была образована Республика Бангладеш.

Внешность

Бенгальцы являются представителями европеоидной расы. Они имеют выраженные черты индо-средиземноморского типа. Кроме того, прослеживается влияние монголоидов и дравидов (древнего населения Южной Индии). Эти люди имеют смуглую кожу, порой такую же темную, как у негроидов. Оттенки кожи различаются от темно-коричневого до оливкового, желтовато-коричневого. Основную массу бенгальского этноса нельзя назвать привлекательным. Это люди низкого роста, худощавые, с часто с кривыми ногами, плохими зубами. Для них характерен плоский расширенный нос, прямые жесткие черные волосы. У мужчин практически отсутствует растительность на теле. Цвет глаз — карий. Иногда встречаются симпатичные девушки, но это скорее исключение из правил.

Бенгальцы где живут

Жизнь

Бенгальцы живут в бедном, экономически отсталом регионе. Основной отраслью является земледелие. Скотоводство почти не развито. Круглогодично выращивают рис различных сортов. Также культивируют сахарный тростник, бобовые, кукурузу, пшеницу. Для производства тканей выращивают лен, джут. Есть чайные плантации. Из ремесел получили развитие:

  1. Ткачество.
  2. Гончарство.
  3. Роспись на ткани.
  4. Тиснение кожи.
  5. Резьба по кости, дереву.
  6. Производство медной посуды.

80% бенгальцев — сельские жители. Они живут небольшими поселениями, которые расположены вдоль рек (на юге страны). Северные регионы часто страдают от наводнений, поэтому там селятся вблизи дорог. Такие деревни защищают насыпями. В сельской местности сохранилась традиция неразделенной семьи, когда под одной крышей живут родители, их женатые дети со своим потомством. Главой семьи является отец. Он распоряжается деньгами, имуществом, назначает работу. Его жена управляет хозяйством, распределяя дела между невестками и дочерьми.

Бенгальцы где живут

Брак часто заключается по договоренности между родителями. Но он может не состояться, если молодые люди не согласны. Бенгальцы часто женятся очень рано, так как существует обычай, по которому девушек после совершеннолетия не берут в жены. Заключаются так называемые обменные браки, когда молодой человек из одной семьи женится на девушке из другой семьи, а затем сыновья из второй берут в жены дочерей из первой. Несмотря на тяжелое экономическое положение, уровень образования бенгальцев достаточно высок. В Бангладеш много учебных учреждений, что позволяет людям получать образование. Некоторые даже учатся в Москве. В крупных городах население быстро европеизируется. Оба супруга работают на промышленных предприятиях, живут в квартире. Их дети после брака начинают жить отдельно.

У бенгальцев, как и во всей Индии, до сих пор соблюдается кастовость. Это социальные группы, на которые разделено общество. Можно назвать их сословиями. Основных каст (варн) всего 4:

  1. Брахманы
  2. Кшатрии
  3. Вайшьи
  4. Шудры

Также существует огромное количество подкаст. Они определяются по религиозным признакам, роду занятий, другим критериям. Люди, принадлежащие к одной варне, не смешиваются с остальными. Однако представители низших каст стремятся общаться с высшими. Брахманами являются жрецы, духовные учителя, философы. Это высшая варна. Людей этой группы отличает высокий интеллект, сдержанность, философский взгляд на жизнь. Все они вегетарианцы. Они свободны от налогов, могут иметь любое имущество. Кшатрии находятся на ступень ниже брахманов. Это тоже уважаемая варна. К ней принадлежат воины и правители. Они должны защищать подданных страны, взимать налоги. Им разрешается иметь оружие. Их отличает уверенность, храбрость, они импульсивны, могут вступать в драки.

Бенгальцы где живут

Вайшьи — варна торговцев. Им позволено иметь дом, землю, скот. Они должны возделывать землю, развивать ремесла и торговлю. В этой группе много бизнесменов, а также просто рабочих. Особенность их характера — везде искать выгоду. Они могут обманывать, чтобы получить прибыль. Низшая варна — шудры — слуги, чернорабочие. Им не позволено иметь свое имущество, они должны только прислуживать или выполнять тяжелую работу. Они не имеют права даже молиться и делать подношения богам. Кроме того, существует еще одна группа, называемая «неприкасаемые». До них нельзя дотрагиваться, чтобы не оскверниться. Это бездомные люди, которые занимаются воровством и попрошайничеством. Согласно индуистским верованиям, благочестивая жизнь дает возможность получить в следующей жизни более высокую касту. Брахманы, которые и так относятся к высшей, после смерти перейдут в божественный мир.

Традиции

Религиозные верования влияют на поведение и уклад жизни бенгальцев. У них не принято здороваться за руку. Индуисты приветствуют друг друга поклоном, сложив ладони перед собой. Прикасаться к незнакомому человеку считается плохим тоном. Это возможно только между хорошими друзьями. Женщин религия обязывает одеваться консервативно, закрывая почти все тело. Они не должны оголять живот, плечи, ноги, желательно прикрывать и волосы. Нельзя показывать другим людям ступни ног. Бенгальцы могут принимать пищу, усевшись в позу лотоса (в сельской местности часто едят за низкими столиками или прямо на полу). Еду берут руками, столовыми приборами не пользуются. Бедняки используют широкие банановые листья в качестве стола и одновременно тарелок, раскладывая еду прямо на них. В гостях принято хвалить кулинарные умения хозяйки. Нужно преподнести цветы, небольшой сувенир, книгу. Это вызывает радость и уважение со стороны хозяев дома. Алкогольные напитки, деньги дарить не принято, это считается оскорблением.

У бенгальцев достаточно много праздников. Мусульмане отмечают исламские праздники, такие, как Рамадан, Курбан-байрам, Ураза-байрам. Представители буддизма празднуют День рождения Гаутамы Будды, индуисты — Кришна-джанмаштами, Дурга-пуджа. Кроме того, в Бангладеш отмечают свои национальные даты и некоторые международные:

  1. День родного языка (21 февраля).
  2. День независимости (26 марта).
  3. Бенгальский Новый год (14 апреля).
  4. 1 мая — день труда.
  5. День победы над пакистанскими войсками (16 декабря).

Кришна-джанмаштами представляет собой значимый ведический праздник, который отмечается повсеместно, несмотря на разницу в вероисповеданиях. Его празднуют даже христиане и атеисты. Это День рождения Кришны, который являет собой воплощение бога Вишну — абсолютное значение всей жизни, основу мироздания. В этот день устраивается фестиваль, проводятся моления в храмах, подношения божествам.

Бенгальцы где живут

Дурга-пуджа — национальный индуистский праздник поклонения богине Дурге. Он символизирует торжество добра над силами зла. Дурга — это воительница, сокрушившая в поединке демона Махиши, который нарушил мировой порядок, свергнув богов с небес. Она является покровительницей гармонии, благополучия. С особым размахом праздник отмечают в Западной Бенгалии, так как Дурга воплотилась именно там. Он проводится несколько дней подряд, устраиваются костюмированные шествия, различные ритуалы, восхваляющие Дургу и других божеств.

Еда

Основу пищи бенгальцев составляют рис, овощи, бобовые, пресные лепешки. Мясо употребляют редко, главным образом, домашнюю птицу. Частыми блюдами являются рыба, морепродукты. Особенностью бенгальской кухня можно считать наличие огромного количества приправ, соусов. Они готовятся на основе овощей, фруктов с добавлением различных специй. Известным соусом является чатни — сладкий состав из таких продуктов, как ананасы, папайя, манго, сухофруктов. Чатни отлично дополняет рисовые, бобовые гарниры. Рис — самый часто используемый продукт, бенгальцы выращивают около 500 его сортов. Из него готовят супы, каши, десерты, гарнир. Также распространены гарниры из бобов мунг, красной чечевицы, горошка. Популярные блюда бенгальской кухни:

  1. Дал Бхарт. Густой суп на основе бобов, с добавлением томатов, чили, лука, имбиря.
  2. Кичри. Второе блюдо, основой которого служит рис, также туда кладут томаты, картофель, цветную капусту.
  3. Бегуни. Баклажаны, обжаренные в горчичном масле.
  4. Пакора. Микс из овощей, зажаренных в тесте с добавлением зелени.
  5. Сандеш. Десерт, приготовленный из творожного сыра с фисташками, изюмом, кардамоном.
  6. Пантуа. Шарики из манной крупы, молока, обжаренные в топленом масле.

Бенгальские сладости являются важным блюдом на различных торжествах и религиозных праздниках. Их готовят во множестве, украшая ими праздничный стол. Угощения из Бенгалии популярны не только по всей Индии, но и за ее пределами.

Источник: travelask.ru