1. История создания

Стихотворение написано 13 апреля 1835 года, накануне встречи с начальником императорской канцелярии А. Бенкендорфом – Пушкин подал прошение на издание газеты.

В стихотворении чувствуется состояние ожидания и, одновременно, вера в благополучный исход, вера в то, что и другие проблемы, – «тучи», – уйдут.

В конце концов, Пушкину разрешили издание журнала «Современник». А стихотворение было напечатано через месяц в «Московском наблюдателе».

 

2. Литературное направление

Стихотворение относится к литературному направлению русский романтизм.

 

3. Род

Литературный род этого произведения – лирика, выражение эмоционального состояния человека с помощью художественных средств и образов.

 

4. Жанр

Произведение относится к жанру пейзажной и философской лирики.

 

5. Проблематика

Проблематика стихотворения содержит философский подтекст:

  • жизнь, как в природе, так и в людском сообществе циклична;
  • бурные события и явления чередуются с периодами затишья и умиротворения.

 

6. Тематика

В произведении существует несколько, перекликающихся в сознании поэта тем:

  • тема любви к природе во всех её проявлениях;
  • тема-наблюдение послегрозового состояния природы;
  • тема надежды на перемены к лучшему.

 

7. Идея

Идея стихотворения «Туча» – ожидание нового; понимание и принятие неизбежного чередования бурных и спокойных периодов в жизни природы, в личной жизни человека и в обществе.

 

8. Пафос

У стихотворения эмоционально приподнятый тон повествования, выражающий состояние ожидание обновления, свежести в природе после грозы.

 

9. Система образов

Художественные образы в стихотворении — образ переменчивой стихии. Он стал результатом творчески воспроизведённой и переработанной автором реальности.

 

10. Центральные персонажи

Центральными персонажами произведения являются:

  • лирический герой, который соотносится с самим автором;
  • и природа в образе тучи или грозы.

 

11. Лирический герой

Лирическим героем в этом произведении является автор, наблюдавший грозу с дождём и пришедший ей на смену «ликующий день».

Он желает, чтобы туча, к которой он обращает свою речь, как можно скорее исчезла с «ясной лазури» небес.

 

12. Сюжет

Сюжет стихотворения – разговор героя с последней, оставшейся после бури, тучей.


  • В первой строфе – описание послегрозового неба, его «ясной лазури», на которой последняя туча «печалит ликующий день».
  • Во второй – описание действий тучи во время грозы: «Ты небо недавно кругом облегала», «издавала таинственный гром», «землю поила дождём».
  • В третьей – призыв автора к туче: «Довольно, сокройся!» и предсказание её скорого исчезновения: ветер прогонит эту последнюю тучу с «успокоенных» небес.

 

13. Композиция стихотворения

Композиция произведения обратная: из настоящего момента автор обращается к уже свершившимся событиям (к прошедшей грозе), затем снова возвращается к настоящему.

Структурно делится на три части – три строфы или три картины.

 

 

14. Художественное своеобразие произведения

Пушкин был одним из первых, кто начал использовать в своём творчестве приём отождествления природных явлений с живым и разумным существом. Стихотворение построено на антитезе (противопоставлении) – на смену прошедшей буре идёт покой.

 

15. Стихотворный размер, рифма

Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий.

Рифма: смежная ААВВ.

Применяется чередование женской и мужской рифм в строчках.

 

16. Художественное своеобразие произведения


Наличие большого числа глаголов делает стихотворение динамичным.

Пушкин использует необычные словосочетания – ясная лазурь, успокоенные небеса, рассеянная буря, таинственный гром. А также устаревшие слова (древес, сокройся, алчную).

Автор прибегает к звукописи — использует аллитерацию, – много сонорных согласных (р, л, м, н), – что делает стихотворение звучным, придает стихотворению настроение приподнятости.

Новаторство произведения заключается в символизме, многослойности смыслов.

 

17. Средства художественной выразительности

Автор использует:

  • олицетворения (обращаясь к туче, автор наделяет её свойствами разумного существа, одушевляет)
  • большое количество эпитетов – «последняя туча», «унылая тень», «ликующий день»
  • антитеза (туча противопоставляется ясному небу),
  • метафоры («последняя туча рассеянной бури», «ты алчную землю поила дождём», «с успокоенных небес»).

 

17. Значение произведения

Это тонкое лирическое произведение побуждает к размышлению.

Оно развивает наблюдательность, учит сопоставлять факты и замечать происходящие вокруг нас изменения, – как в природе, так и в обществе.

 

18. Актуальность


Автор затрагивает тему, которая всегда актуальна – переменчивость мира с его сменой природных явлений, сменой настроений в обществе и эпох в истории.

 

19. Моё отношение

Стихотворение «Туча» – замечательный образец пейзажной и философской лирики. Оно заставляет чаще обращать внимание на красоту природных явлений.

 

20. Чему учит

Стихотворение учит наблюдательности и умению видеть красоту природы в самых разных её проявлениях.

Учит также с оптимизмом смотреть в будущее. И тому, что нужно быть готовым к переменам. После бури всегда наступает затишье. Нужно верить, что и в жизни любые неприятности рано или поздно заканчиваются и им на смену приходят позитивные события.

Источник: hronika.su

История создания

История создания произведения тесно связана с его идеей. В стихотворении «Туча» Александр Сергеевич Пушкин описал восстание декабристов и выразил свои душевные переживания. Работа была написана 13 марта 1835 года, а уже на следующий день автор оказался на приеме начальника Третьего отделения А. Бенкендорфу. Чиновник должен был решить судьбу газеты Пушкина. И свои волнения писатель выплеснул в лирику, представив их как тяжелую тучу среди ясного неба.


Также дата создания стиха приурочена к десятилетию восстания декабристов. Они представлены в строках как «рассеянная буря», а их идеи и мысли — «дождь» и «таинственный гром». Общество в произведении упоминается в качестве «алчной земли». Хотя в жизни поэта 1834−1835 годы считаются неплодотворными, стихотворение было создано именно в 1835.

Жанр и композиция

Мнения литературоведов по поводу жанра стихотворения Пушкина «Туча» отличаются. Некоторые относят его к пейзажной лирике, другие — к философской. Последнее мнение основывается на том, что рассеянную тучу воспринимают как символ декабристского восстания.

Хотя в период создания произведения автор уже отошел от романтизма, работа написана именно в этом стиле. Пушкин использовал в тексте парную рифму. Строки написаны четырехстопным амфибрахием.

Состоит произведение из трех катренов. Каждый из них передает разное настроение:

  • знакомство с тучей;
  • описание грозы;
  • успокоение природы.

В первом катрене описание тучи вызывает легкое чувство тревоги и печали. Гроза передает напряжение, волнение. А в третьей части стиха негативные эмоции отступают, хотя остается недоумение. Ведь природа уже успокоилась, а туча все не хочет уходить. Ее прогоняет легкий ветерок.

Используемые образы


Для выразительности стихотворения автор использовал различные художественные символы и образы. Туча в тексте — это нежданный и нежеланный гость. Ведь гроза закончилась, небо стало ясным, но темное облако все не исчезает. Это не дает покоя автору. Ему не нравится такое напоминание о ненастье. Для лирического героя и самого Пушкина туча — олицетворение тоски и угнетения. Но последние слова произведения дарят хорошее настроение: у читателя появляется ощущение спокойствия, умиротворения, безмятежности и расслабленности.

Описал Пушкин и другие образы — таинственный гром, небо, ветер, дождь и ясный день. Автор в своей работе отдал должное силам природы: все идет своим чередом. Туча изливает дождь, проходит буря, затем описывается небесная лазурь. Главный герой устал от грома и молний, звука падающих капель. Он хочет покоя, солнечного света и умиротворения. Именно поэтому в последних стихотворных строках он прогоняет тучу, словно тень, которая ухудшает его настроение.

Если рассматривать произведение как описание восстания декабристов, то темное облако — необходимое явление. Хотя его стараются все прогнать, без него не наступил бы ясный день. Восставшие погубили себя, но потрясли общество, заставили его задуматься над положением вещей.


Пушкин не скрывал того, что поддерживал декабристов. Это отразилось и в стихотворении. Туча издавала гром, поила алчную землю дождем, то есть декабристы насыщали общество новыми идеями. Но она рассеялась, ведь восстание прекратилось. Но декабристы больше не смогут вернуться, как это сделает грозовое облако. Хотя в обществе появятся новые мыслители, которые смогут снова раскрыть народу глаза.

Автор представлял себя на месте этой тучи. Он до конца оставался верен декабристским идеалам. Землю он описал как проявление равнодушия высших классов общества к страданиям повстанцев. И хотя облако напоило сердца народа, полностью выполнило свою задачу, его прогнали. Оно попросту стало ненужным и забытым.

Идея стихотворения

В «Туче» прослеживается сразу несколько основных идей и тем. Произведение небольшого размера вместило в себя множество мыслей. Оно содержит описание множества мыслей:

  • природы;
  • человека;
  • одиночества.

Основная тема — человек и природа. Лирический герой остается наедине с небом и тучей, с трепетом следит за изменениями. Он наблюдает за развитием бури, а потом за наступлением ясного безмятежного дня.

Земля в тексте приобретает душу, становится похожей на человека. Она жаждет покоя, хочет избавиться от потрясения, отгоняет от себя печальные и тревожные воспоминания.


Темы одиночества автор затрагивает вскользь. На небе туча всего одна, и ее прогоняет поднявшийся ветерок. В сравнении со вторым катреном, вызывающим тревогу, все стихотворение в целом пропитано спокойным настроением. Оно хорошо передает эмоции человека: после печали всегда наступает легкость.

Произведение не просто выразительное и красивое. Оно содержит глубокий смысл. Погода способна изменяться, как и эмоции человека. Она не может быть постоянной: дожди сменяются солнечными днями. То же самое происходит и с людьми. Рано или поздно все проблемы решаются, неприятности заканчиваются. Изгоняя плохие эмоции, человек получает свободу и ощущение легкости. У него появляется жизненная энергия. Появление проблем в судьбе так же правильно, как и бури — в природе.

Главная мысль данного стихотворения заключена в его названии. Туча — это метафора, означающая неприятные события. А само произведение описывает план действий человека в тяжелых ситуациях: нужно пережить бурю, изгнать весь негатив. Тогда и наступят ясные дни.

Средства выразительности

Пушкин в своем стихотворении использует множество художественных приемов. Они помогают сделать текст более ярким. В «Туче» можно встретить:

  • эпитеты;
  • олицетворение;
  • метафоры;
  • антитезы.

Эпитетов в стихе много. Благодаря им создается богатая живая картина. Негативно описана сама туча: рассеянная буря, таинственный гром, унылая тень. Здесь же используется антитеза или сопоставительные эпитеты. С их помощью Пушкин описывает радостные моменты: ликующий день, ясная лазурь, успокоенные небеса.

Противопоставляются в стихотворении и олицетворения. Они играют важную роль — соединяют природу и человека. При разборе текста становится понятно, что автор враждебно воспринимает тучу. Он ассоциирует ее со злобным таинственным существом. Облако несется по небу, печалит лирического героя. Ему противопоставляется легкий свежий ветер. Он ласкает листочки деревьев, прогоняет тучу с уже спокойных небес.

Буря в стихе — это метафора. Она означает неприятности, проблемы. С другой стороны, Пушкин хочет преподнести урок читателю: после каждого дождя наступает ясный теплый день. А это значит, что нельзя бояться трудностей: лучше бороться с ними и ждать светлого будущего. Сама туча символизирует связующее звено между окружающим и внутренним миром человека. Писатель говорит, что без неприятностей невозможно познать счастье, а хорошие события также не вечны: после них наступят сложные времена. Благодаря этим художественным приемам Пушкин сделал свое стихотворение богатым, наполнил его идейным содержанием.

Независимо от того, какой именно смысл вкладывал в свое произведение поэт, у него получился красивый текст о силах природы и человеческих эмоциях. Выразительность и художественная красота стиха сделали его блестящим примером пейзажной и философской лирики.


Источник: nauka.club

Одним из самых гениальных поэтов XIX века считается Александр Сергеевич Пушкин. «Туча» – это гимн дождю в летний день. Стихотворение излучает свежесть, которая появляется после грозы, оно проникнуто солнечным светом, обогревающим землю. Поэт открыл новый стиль написания стихов, в его работах используется литературный прием отождествления природы с живыми существами. Деревья, камни, море, небо, земля – все они наделены способностью чувствовать, переживать, любить. Словно к живым существам, к ним обращается Пушкин.

Туча – это главная героиня стиха, отношение автора к ней неоднозначно. В первом катрене он агрессивно настроен по отношению к ней. Облако наводит на поэта уныние, поэтому он ждет, когда оно скроется из вида, а небо станет чистым. Автор укоряет тучу за то, что она вовремя не исчезла и нагоняет воспоминания о пережитой буре, ливне, грозе. Хоть и чувствуется восхищение тем, как устроен наш мир, но все же напоминает небесной страннице о завершении ее миссии Пушкин.

Туча во втором катрене предстает в образе владычицы неба, именно там она достигла небывалого величия. Автор признает тот факт, что она была нужна, ее прихода ждали люди и природа. Туча напоила землю живительной влагой, она была в расцвете могущества, когда ее обволакивала ослепительная молния. Но вот последние раскаты грома отгремели, ливень прекратился, и облако стало лишним на небе, оно мечется, ища пристанища, но все попытки тщетны.

Третий катрен уже более спокойным и наполненным умиротворением сделал Пушкин. Туча уже не кажется грозной и величественной, ее даже становится жалко. Автор не грозит никому, а лишь просит скрыться и не нагонять тоску. Первый катрен является вводным, он рассказывает читателю о главной героине, задает настроение всему стихотворению. Здесь проскальзывает уныние, чувствуется досада. Во втором катрене преобладает боевой настрой, он является кульминацией, апофеозом. Поэт вдохновлен, он яркими красками описывает картину ливня в летний день. Повторяющиеся рычащие согласные позволяют лучше воспринять настроение, которое пытался передать Пушкин.

Стихотворение «Туча» заканчивается в успокаивающей и умиротворяющей атмосфере. Автор уже ничего не требует — он просит уйти и не мешать. Александр Сергеевич очень ярко изобразил пробуждение природы после дождя, в строчках чувствуется свежесть. Переменчивость, многообразие мира, подчиненность установленным законам – все это передало стихотворение «Туча». Пушкин (анализ работы подчеркнул, что в понимании автора миром правят высшие силы, а не люди) показал, что нарушение гармонии лишает человека и природу счастья.

Всему свое время: в засуху все ожидали тучу, просили дождя, который смог бы напоить жаждущую влаги землю. После ливня люди хотят увидеть солнышко, чистое, голубое небо, а не грозовое облако. Поэт настаивает на том, что все нужно делать вовремя, чтобы в будущем не быть изгнанным и не сожалеть о безвозвратно ушедших днях. Тучка символизирует человека, который оказался не ко времени и не к месту, поэтому и не был понят.

Источник: FB.ru

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

1835 год

«Туча» Александра Сергеевича Пушкина написана в 1835 году.
«Поздний Пушкин достигает удивительной духовной просветленности в прозе и в лирическом творчестве. Исчезает восторг перед мятежной красотой чувственных страстей, уходят темные тучи и метели суетных земных тревог, появляется умиленное созерцание духовной красоты в природе и в человеке.
Как природа очищается и обновляется в грозовом ненастье, так и душа (в стихотворении ее символизирует образ тучи), проходя через бурные чувственные искушения, обновляется и возрож¬дается, приобщается к гармонии и красоте окружающего мира. В стихотворении «Туча» Пушкин радостно приветствует эту гармонию, это душевное просветление» .
«Образы бури в прямом и переносном смысле не раз использовал великий поэт в своих произведениях, например, в стихотворении «Буря», «Зимний вечер», «Туча» и других… Философский смысл стихотворения А.С. Пушкина «Туча» состоит в том, что автор показывает, что природа и человек связаны неразрывно… В стихотворении «Туча» (1835) Пушкин радостно приветствует эту гармонию, это душевное просветление» .
Стихотворение А.С. Пушкина «Туча» можно рассматривать не только как зарисовку природы, как философское размышление, но и как отклик на десятилетие восстания декабристов. С исторической точки зрения, поэт вспоминает события недавнего прошлого (восстание декабристов, изгнание), видит отзвуки тех событий и в настоящем (запрет на издание его произведений). В связи с этим, образ грозы – смысловой центр стихотворения, так как образы тучи, бури, грозы символичны. Гроза – это преследования, которым подвергался поэт за вольнолюбивые стихи.
Из вышесказанного следует, что тема стихотворения «Туча» — созерцание природы лирическим героем, а идея – отражение социальных потрясений и невзгод, которые пришлось пережить поэту, через неразрывную связь и единение с природой. Природа очищается и обновляется в грозовом ненастье – так и душа человека (лирического героя) воскресает в любовании красотой и гармонией окружающего мира.
Рассмотрим текст стихотворения подробнее.
Своеобразна композиция стихотворения. Перед нами три картины, три части, связанных воедино по смыслу. Условно их можно обозначить так:
1. Настоящее (одинокая туча несется по небу / запрет на издания произведений);
2. Прошлое (недавняя гроза / восстание декабристов);
3. Умиротворение (последний след тучи на успокоенных небесах / душа лирического героя ищет успокоения, приобщения к гармонии и красоте окружающего мира).
В каждой части есть свои ключевые слова, присущ определенный стиль.
Так для первого четверостишия характерно уныние. Это помогают нам понять такие слова как «одна ты», «унылую тень», «печалишь… день».
Второе четверостишие агрессивное. Об этом говорит употребление таких словосочетаний, как «грозно тебя обвивала», «издавала таинственный гром», «алчную землю». Кроме того агрессию создают повторяющиеся «рычащие» согласные в словах «кругом», «грозно», «гром».
В последней строфе чувствуется умиротворение благодаря таким словам, как «миновалась», «освежилась», «промчалась», «с успокоенных гонит небес».
Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием с усечением (в данном случае с неполной стопой в конце последних двух строк каждой строфы), благодаря чему стихотворение становится похожим на философское размышление лирического героя. С другой стороны, плавно звучащие строки как бы успокаивают разбушевавшуюся стихию.
Обратим внимание на лексику. На первый взгляд, все слова в тексте простые и понятные, но если вчитаться внимательнее, то мы заметим такие слова, как «лазурь», «сокройся», «миновалась», «древес».
«Лазурь» — это один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день. По мнению некоторых ученых, это слово заимствовано из польского или чешского языка.
Экспрессивный оттенок тексту стихотворения придают устаревшие формы слов «сокройся» и «миновалась».
«Древес» – т.е. деревьев, это слово не употребляется в современном русском языке.
Данные слова настраивают читателя на торжественный лад, служат для большей полноты раскрытия смысла стихотворения.
Для придания тексту особой изящности автор использует семантические повторы: точные лексические повторы («одна ты», «и»), синонимические повторы («облегала» — «обвивала», «миновалась» — «промчалась»), корневые повторы («небо» — «небес», «землю» — «земля», «буря» — «бури»).
Особо следует отметить местоимение «ты» и его формы «тебя», которое является содержательным центром стихотворения. Это ключевое слово встречается шесть раз в тексте; в нем сконцентрировано идейное содержание текста стихотворения.
Большую часть текста составляют глаголы. Насыщенность глаголами (плюс одно деепричастие) придает стихотворению динамизм, энергичность, напряженность ритма, указывают на быструю смену действия: несешься, наводишь, печалишь, облегала, обвивала, издавала, поила, сокройся, миновалась, освежилась, промчалась, гонит, лаская. Интересно время и вид глаголов. В первой строфе глаголы настоящего времени, во второй – прошедшего. Тем самым мы видим отклик на события прошлого и отражение явлений реальности.
Для стихотворения характерна параллельная рифмовка. Удачно чередуются мужская и женская рифма: первые две строки каждой строфы женская – последние две строфы – мужская рифма. Благодаря женской рифме стихотворение произносится нараспев. Завершение каждой строфы мужской рифмой, с одной стороны, придает завершенность каждому абзацу, с другой стороны, делает стихотворение более торжественным и звучным.
Обратим внимание на фонетическую сторону текста. Не трудно заметить аллитерацию на сонорные согласные р, л, м, н:

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

 

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

 

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

 

Сочетание этих согласных очень удачно. Благодаря этому приему читателю кажется, что лирический герой произносит эти слова легко, нараспев; они словно музыка льются из его сердца.
Своеобразен синтаксис стихотворения. В первых двух абзацах наблюдаем анафору:

Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день…
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Анафора «одна ты» задает стихотворению определенный ритм. За троекратным повтором слов звучит упрек и негодование. Анафора на «И» показывает нанизывание простых предложений в составе сложного. Такая стилистическая фигура называется многосоюзием. Троекратное употребление союза здесь не случайно, а намеренно. Благодаря этому приему речь замедляется вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.
В тексте два восклицательных предложения, причем первое из них номинативное. Это предложение-обращение «Последняя туча рассеянной бури!». Второе – побудительное восклицательное предложение «Довольно, сокройся!». Риторическое обращение и риторическое восклицание создают содержательный центр произведения, передают настроение поэта, испытывающего чувство негодования по отношению к тем, кто лишает его возможности свободно творить.
Предложения первого абзаца построены четко и лаконично, по определенной схеме: подлежащее – сказуемое – второстепенные члены (определение – дополнение).

Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Такая же строгость в построение предложений наблюдается и в последней строфе: подлежащее-сказуемое:

… Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась…

Целостность текста достигается благодаря сочинительным союзам «и», а также бессоюзным предложениям, соединенным по смыслу.
В тексте присутствуют эпитеты, обозначающие внутреннее состояние: «последняя туча», « рассеянной бури», «ясной лазури», «унылую тень», «ликующий день», «таинственный гром», «алчную землю», «с успокоенных небес». Своеобразен эпитет «алчную землю». Чтобы усилить впечатление читателя, поэт использует гиперболизированное слово «алчную». Перед нами предстает преувеличенная жадность, желание, что-либо поглотить. Неожиданная сочетаемость лексико-семантических слов ясная лазурь, успокоенные небеса, рассеянная буря, таинственный гром наполняет их новым содержанием.
Одушевленность тучи проступает не только в четком пейзажно-символическом характере стихотворения, но и в наличии олицетворений «ты несешься», «ты наводишь», «ты печалишь», «ты облегала», «молния…обвивала», «ты издавала… поила», «ветер… гонит», «земля освежилась», «пора миновалась». Туча – это живое существо, символизирующее душу лирического героя, которая проходит через бурные чувственные искушения, обновляется и возрождается, приобщается к гармонии и красоте окружающего мира.
Таким образом, эта лирическая миниатюра – возможность поговорить о мире человека, его душе. Проанализировав текст, нетрудно заметить, что в основе стихотворения лежит прием иносказания – аллегория. В образах тучи и бури нашли отражение социальные потрясения и невзгоды, которые пришлось пережить поэту. Лексические средства, синтаксические конструкции, морфологические особенности, средства выразительности содействуют этому, делают текст более богатым и неповторимым. Метрика, рифма и тип рифмовки вводят в стихотворение элемент философского размышления.

Источник: rusteacher.ru