Моря и океаны, находящиеся за пределами территории стран, называют также «открытым морем». Судна, которые плавают в нейтральных водах, попадают под законодательство той страны, чей флаг на них установлен. Если судно вовлечено в криминальную деятельность, например, пиратство, то любая страна может вмешаться и осуществить юрисдикцию.

Откуда пришло понятие «нейтральные воды»

С юридической точки зрения понятие «нейтральные воды» обязано своим появлением голландскому юристу Гроцию. В 1609 году была опубликована его работа под названием «Свободное море». Когда в начале 17 века несколько стран, включая Португалию и Испанию, начали претендовать на полный контроль за всеми морями и океанами, голландцы возмутились, так как это перекрыло бы им возможность торговли со многими иностранными портами.

Гроций, первопроходец в международных законах, защищал право на навигацию в открытом море. Он настаивал на том, чтобы территория морей была свободна для всех, и чтобы корабли могли беспрепятственно плавать из одного порта в другой.

В своих заявлениях Гроций опирался на римское право и обычаи морской навигации в странах Азии и Африки.


Границы открытого моря

Идея о том, что свобода передвижения по морям должна простираться до береговой линии, так и не воплотилась в реальность. Вопрос о том, как далеко должны простираться внутренние воды, вызвал много споров. Опасность контрабанды и военных атак побудила страны, граничащие с берегами морей и океанов, потребовать право на воды, находящиеся у своих берегов.

В начале 18 века внутренними водами страны было принято считать расстояние, равное трем милям. Это было расстояние полета пушечного ядра.

В 1982 году была принята Конвенция ООН по морскому праву – документ, утверждающий настоящее положение дел. Согласно этой конвенции каждая страна сама определяет ширину внутренних вод. Большинство стран расширило эту территорию до 12 миль (22,2 км). Ее принято называть «прилежащая зона». Около 30 государств сохранило прежнюю ширину в 3 мили.

Конвенция предусматривает также возможность права на исключительную экономическую зону. Это морская территория шириной в 200 миль (370,4 км), внутри которой прибрежное государство может осуществлять исследования и имеет доступ к использованию морских ресурсов. При этом внутри такой территории судна других государств могут свободно плавать. Не все страны претендуют на исключительную экономическую зону.


Существует также понятие «смежная зона». Ее ширина составляет 24 мили (44,4 км). Внутри этой зоны государство вправе остановить судно и устроить проверку, а также осуществить юрисдикцию в случае необходимости, то есть, если нарушены законы этой страны. Водные пространства, которые находятся за пределами всех вышеупомянутых границ, считают «открытым морем». Их называют также «нейтральные воды».

Источник: www.kakprosto.ru

Copyright © 2010-2019 Slovar-Vocab.com, AllDic.ru. Англо-русский словарь Онлайн. Бесплатные русско-английские словари и энциклопедия, транскрипция и переводы английских слов и текста на русский.
Free online English dictionaries and words translations with transcription, electronic English-Russian vocabularies, encyclopedia, Russian-English handbooks and translation, thesaurus.

Источник: slovar-vocab.com

Роль воды в различных религиях, культах, ритуалах, мифах настолько грандиозна и всеобъемлюща, что любая попытка собрать воедино хотя бы основные, главные свидетельства, пожалуй, заранее обречена на неудачу. Никакой перечень фактов такого рода не будет полным.

Вот что сказано в древнекитайском трактате "Гуань-цзы" (VII век до нашей эры): "Вода — это кровь и жизненная энергия земли. Она циркулирует по своим "кровяным сосудам". Поэтому говорится: "Вода — это всеобъемлющий материал." Откуда мы знаем, что именно так обстоит дело? Отвечаем: вода мягкая и чистая, она может смыть с человека грязь. В этом проявляется ее гуманность. На вид вода темная, на деле прозрачная. В этом проявляется ее совершенство… Когда сосуд уже наполнен водой, нельзя будет больше добавлять. В этом проявляется ее справедливость. Вода постоянно течет, а останавливается лишь там, где уже достигнута ровная поверхность. В этом проявляется ее честность. Люди стремятся к возвышению, только вода устремляется вниз. В этом проявляется ее скромность. Скромность является местом пребывания дао* и средством государя в управлении страной". Характерно, что к неживой субстанции здесь прилагаются моральные качества, представляющие высшие добродетели древнекитайской этики.

*(Дао (букв. "путь") — одно из краеугольных понятий древнекитайской философии — трансцендентный принцип, всеобщая закономерность развития мира.)

Далее Гуань Чжун (автор "Гуань-цзы") продолжает:

*(Ци (букв. "воздух, дыхание") — наряду с дао одно из важнейших философских понятий; наиболее важное из его многочисленных значений — материальная основа сущего.)

То, что вода у Гуань Чжуна — не просто жидкость (пусть живительная и благодатная), а всеобщая субстанция, совершенно очевидно. И не случайно в самом начале приведенной цитаты она уподоблена крови. Это не просто метафора. Вселенная часто мыслилась как гигантское животное или человек. Поэтому сравнение воды с кровью имеет глубокий смысл: ее роль в космосе та же, что и крови в организме. Кровь же, по универсальным, общемировым религиозно-мифологическим представлениям, считалась воплощением души. Уже в библейской книге Бытия (гл. 9, ст. 3-5) бог, благословляя Ноя и его потомство, возвещает: "Все движущееся, что живет, будет вам в пищу… только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша…" В высшей степени почтительное отношение к крови — а с этим связаны и кровавые жертвоприношения — в свое время было присуще едва ли не всем народам мира. Культ ее существовал, например, у австралийских аборигенов, носителей одной из наиболее архаичных культур земного шара. Кровь не только использовали для утоления нестерпимой жажды (австралиец вскрывал себе вену и жадно приникал к ней губами), но и, устраивая самим себе кровопускания (иногда до трех литров от одного человека за один раз), пили ее в большом количестве по самым различным ритуальным поводам; ею обильно окрашивали священные реликвии; молодые сильные мужчины поливали, обрызгивали, натирали своей кровью больных и стариков, чтобы придать им здоровья и молодости*. Да что Библия, что австралийцы! Уже в погребениях древнекаменного века, имеющих возраст в несколько десятков тысяч лет, археологи обнаруживают человеческие останки, посыпанные красной охрой, "заместителем" крови.

*(Подробное изложение материала см.: Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении.- М., 1937.- С. 206-221.)

Оставив в стороне многочисленные ритуалы и поверия, связанные с водой, обратимся к ее космической функции. Прежде всего остановимся на мифах, рисующих возникновение мира из первозданной водной пучины. Посмотрим, как представляли себе устройство вселенной древние обитатели Месопотамии, шумеры и вавилоняне, создавшие небывало высокую для своего времени культуру, повлиявшую на другие цивилизации Ближнего Востока. По их воззрениям, мироздание находилось в окружении безбрежного мирового океана, не имеющего начала и конца. Сама же вселенная представляла собой нечто вроде сферы, неизвестно каким образом пребывающей неподвижною в этом океане. Ее главными частями считались земля и небо (шумеры так и называли космос: "ан-ки" — "небо-земля"). Небес, или слоев неба, было несколько. Самое верхнее из них, очевидно, мыслилось твердым, прочным сводом, состоящим, как предполагают исследователи, из олова (в шумерских текстах олово именуется "небесным металлом"). Пространство между небесами и землей заполнялось воздухом, главным качеством которого считалась способность двигаться и занимать определенный объем.

По всей видимости, из той же атмосферной субстанции состояли и небесные тела: солнце, луна и звезды. Земля, по ранним представлениям, имела форму плоского диска или, по другому варианту, горы с семью уступами и в свою очередь находилась посреди океана, только уже не космического, а земного. Кроме того, существовала преисподняя, располагавшаяся ниже земного океана и имевшая достаточно сложное устройство. Клинописные тексты, на основании которых реконструируется мифологическая картина мира шумеров и вавилонян, трудны Для понимания, а главное, дошли до нас в слишком уж фрагментарном виде. Поэтому не до конца ясными остаются многие важные детали. В частности, неизвестно точно, каким именно образом вселенная возникла из первоначальных вод. Во всяком случае, едва ли подлежит сомнению, что именно они мыслились ее колыбелью.

Этим представлениям по смыслу близок библейский миф о миротворении, который также достаточно сложен для понимания. Его изложению посвящены первые две главы книги Бытия. Процитируем начальные стихи первой из них:

Этот миф сходен с древнемесопотамскими воззрениями сразу по нескольким признакам. Словам "безвидна и пуста" в древнееврейском оригинале соответствует выражение "тоху ва боху". Что это такое, не вполне ясно: по всей видимости, влажное хаотическое состояние первовещества. Персонификацией этого изначального хаоса служит "техом" (в русском переводе — бездна), обозначающее первозданные мировые воды. Техом возводят к вавилонскому "тамту" — "море", тому самому, которое упоминалось выше в связи с шумеро-вавилонской космологией*. Обратим внимание и на то, что библейский текст говорит о разделении вод посредством тверди ("ракия" — твердый небосвод) на верхние и нижние, т. е. на земные и наднебесные, омывающие вселенную сверху. А это очень напоминает месопотамские представления.

*(Другая вавилонская параллель "техом" — Тиамат — драконообразное чудовище, побежденное богом Мардуком в процессе миротворения.)

При всех соответствиях библейского повествования шумеро-вавилонским воззрениям оно обнаруживает и специфические черты. Одной из них следует считать упоминание о том, что "дух божий носился над водою". Эта короткая фраза представляет собой осколок древнего мифа. Древнееврейский глагол, переведенный словом "носился", прилагался также к наседке, высиживающей птенцов в гнезде*. Выражение "дух божий" (руах элохим) восходит к древнему семитическому корню и родственно, в частности, арабскому "рух", от которого образовано имя огромной мифической птицы Рух (вспомним сказки о Синдбаде-мореходе). Таким образом, напрашивается вывод о том, что мир был сотворен огромной птицей, витавшей над первобытным океаном (именно так этот библейский миф толкуется в талмудическом трактате "Хагига"). Мифологический мотив извлечения земли из первозданных вод птицей имеет общемировое распространение.

*(Русский синодальный перевод Библии вообще отличается многими погрешностями и неточностями. В немецкой и французской Библиях это место переведено точнее, в них использованы глаголы briiten и couver — "высиживать яйца". Стоит отметить, что в точности таким же образом слова книги Бытия "дух божий носился над водою" комментировал, например, и один из отцов церкви IV века Василий Кесарийский, писавший: "Дух согревал и оживотворял водное естество, приготовляя его к рождению живых тварей, наподобие того, как птица насиживает яйца, сообщая им через это некоторую живительную силу" (цит. по: Святоотеческая христоматия/Сост. Н. Благоразумов.- М., 1883.- С. 231-232).)

А как представляли себе возникновение мира древние египтяне? "Отец истории" Геродот, бывавший в Египте и хорошо знавший эту страну, со слов египетских жрецов сообщает предание, согласно которому во времена древнейшего царя Египта — Мина "весь Нижний Египет, кроме Фиванской области, являлся болотом, и вся местность, лежащая теперь ниже озера Мериды, находилась под водой" (Геродот, II, 4). Историк объясняет такое представление естественными причинами: Египет в буквальном смысле слова — "дар Нила", его поля образованы многовековыми наносами речного ила. Но до нас дошли и иные свидетельства чисто мифологического характера. Главным в официальной религии древних египтян, как известно, был культ солнца. Считалось, что солнечный бог Ра сотворил сначала богов Шу (воздух) и Тефнут, которые, в свою очередь, породили Геба (землю) и Нут (небо). Примечательно, однако, что наряду с этой официальной догмой существовали более древние, впоследствии оттесненные на второй план воззрения, в которых важнейшая роль отводилась не солнцу, а воде. По ним, изначально существовал лишь первобытный океан, чьим олицетворением мыслилось божество Нун. Затем его воды начали постепенно спадать, и из них показался кусочек суши, так называемый первохолм, ставший центром и основанием земли. Далее варианты мифа расходятся. По одному из них, из земли и воды на холме само собой образовалось яйцо, из которого появилось солнце в облике птицы. По другому, на первохолм, неизвестно откуда, опустилась гусыня, снесшая яйцо и породившая солнечное божество (вспомним мировую птицу из библейского мифа!). По самой же поздней версии, божественный младенец Ра вышел из лотоса, выросшего на изначальном холме.

Таким образом, вода считалась прародительницей самого солнца, высшего и наиболее почитаемого божества древних египтян. Более того, в текстах эпитет "вышедший из Нун" прилагается не только ко многим другим богам, но и ко всему пантеону в целом. Еще одним важным свидетельством космической роли воды может служить фрагмент древнеегипетской "Книги мертвых", в котором верховный бог Атум, возмущенный строптивостью прочих богов, угрожает им: "Я разрушу все, что я создал. Мир снова превратится в первобытный океан (Нун) и бесконечность (Хух), как было вначале".

По представлениям египтян, небо — это безбрежное море (примерно то же мы видели в Библии и месопотамских мифах) и солнце, совершая суточное движение, плывет по нему в ладье. Умершие фараоны, чтобы попасть в сонм богов, должны были отправляться на небо в ладье солнца (модели кораблей или даже специально изготовленные суда до сих пор находят близ гробниц фараонов). Само же солнце, проплыв свой дневной путь по небесному океану, каждый вечер приближается к западным горам, где, согласно верованиям древних египтян, находится вход в преисподнюю. Там Ра торжественно пересаживается с дневной ладьи, именуемой Манджет, на ночную — Месктет и продолжает движение уже по подземному Нилу. Здесь божеству приходится сразиться с чудовищным змеем Апопом. Одержав победу в этом поединке, солнце каждое утро к великой радости всего живого вновь выплывает на востоке. Итак, перед нами уже знакомая картина мира: мировые воды вокруг земли, под землей и на небе.

Идея о том, что начало всего сущего — вода, отчетливо выявляется в древнеиндийской мифологии. Уже в Ригведе образующее вселенную первовещество именуется "прародительницей" и "изначальным морем". В высшей степени интересен содержащийся в том же памятнике гимн, посвященный космогонии. Вот его начальные строки:

Гимн рисует неподвижное безмолвие слитого, недифференцированного первовещества, существовавшего до начала мира. И имя этой хаотичной бесформенной праматерии — вода. Другой космогонический миф, записанный в "Шатапатха-брахмане", гласит: "Вначале не было ничего, кроме воды, моря воды. Воды пожелали продолжать себя. Они изнуряли себя подвижничеством, они истязали себя. И тогда… возник в них Золотой Зародыш. Тогда еще не было года; но столько, сколько длится год, плавало золотое яйцо в водах. Через год из него возник человек, это был Праджапати".

В древнеиндийской мифологии, как и во многих других, мировым водам, океану приписывается двойственная функция. С одной стороны, они считаются благодетельными, в мифах море рисуется как хранилище несметных богатств. С другой — океан — носитель космического зла, преимущественно в нем живут враждебные богам и людям демоны и чудовища. Это крайне знаменательно: для того чтобы породить из себя все многообразие мира, космической субстанции недостаточно быть однородной, неделимой и тождественной лишь самой себе, в потенции она должна быть способной к поляризации.

Возьмем, к примеру, миф из знаменитого эпического сказания Древней Индии "Махабхараты". В нем рассказывается о том, как некогда боги и демоны-асуры, возжелав добыть амриту — напиток бессмертия, решили пахтать мировой океан. Мутовкой из космической горы Мандара, к которой был привязан гигантский змей Васуки, много веков сбивали боги и асуры океан, пока он не превратился в молоко и масло. Затем из него стали появляться одно за другим различные чудесные существа и предметы. И наконец, была сотворена амрита. Тут между богами и асурами вспыхнула ожесточенная битва за обладание чудесным напитком, в которой верх одержали боги. За пышными мифопоэтическими метафорами здесь кроется древнее сказание о миротворении. Как и следовало ожидать, вселенная созидается из океана. Другой важный момент состоит в том, что космогония приравнивается к войне сил добра с силами зла, стоящими в особой связи с мировыми водами: квинтэссенция космического океана — амрита, сулящая бессмертие, находится в ведении коварных асуров (именно они, согласно мифу, первыми обретают ее).

Говоря о сотворении суши из первозданного океана, нельзя не вспомнить многочисленные мифологические сказания о всемирном потопе. Этот сюжет сам по себе достаточно сложен и достоин специального тщательного рассмотрения, чего мы здесь, к сожалению, не можем себе позволить; Но хотя бы кратко остановиться на мифах о потопе просто необходимо. Они получили необычайно широкое распространение по всему земному шару. Известный этнограф Дж. Фрэзер в одной из своих книг* посвятил этим легендам особую главу, где привел все известные ему варианты. Автор опубликовал несколько десятков текстов, но и эта обширная подборка очень неполная (например, по мнению Фрэзера, миф о потопе неизвестен в Китае, что совершенно неверно**). Причем в расчет принимались только те версии мифа, где сюжет присутствует, так сказать, в чистом виде. Если же проанализировать широкий круг мифологических текстов, то окажется, что сходные по смыслу представления в неявном виде содержатся в огромном множестве других мифов. Число свидетельств о космической водной катастрофе, таким образом, неизмеримо возрастает.

*(Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом завете.- М.- Л., 1931.- С. 46-136)

**(См.: Яншина Э. М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии.- М., 1984.- С. 149-162.)

Как же объясняли в прошлом и объясняют теперь удивительную популярность и повсеместную распространенность этого мифа? В прошлом столетии все казалось ясным: в основе сюжета о всемирном потопе лежит рассказ из Библии — этой "книги книг", заключающей в себе всю мудрость древних*. Мало кто сомневался в том, что, например, древнегреческий миф о девкалионовом потопе берет начало от библейской книги Бытия, а его варианты, зафиксированные у других народов мира, возникли под влиянием рассказов христианских миссионеров. Справедливости ради следует сказать, что, действительно, в ряде случаев влияние христианства обнаруживается вполне отчетливо, но не в нем, конечно, главная причина. Когда были обнаружены и расшифрованы клинописные таблички древних обитателей Месопотамии, от мысли об уникальности и приоритете библейского мифа пришлось отказаться. Первичным теперь стали считать шумерское сказание о потопе, от которого библейский миф оказался в явной зависимости. Но и свести все варианты к одному шумерскому прототипу невозможно: слишком сложны, разноречивы и самобытны легенды разных народов о потопе.

*(Вигуру Ф. Руководство к чтению и изучению Библии.- М., 1897.-Т. 1: Ветхий завет.- С. 431-452.)

Тогда стали высказывать иные предположения. Данные геологии показали, что наша планета в далеком прошлом пережила не одну великую катастрофу, многие из них были связаны с затоплением огромных участков суши массами океанских вод. В этой связи вспомнили и платоновскую Атлантиду, гибель которой могла быть результатом одного из таких катаклизмов. Сама собой напрашивалась гипотеза: не отражают ли мифы о всемирном потопе какого-то реального наводнения огромной разрушительной силы, в глубокой древности постигшего человечество и оставившего в его памяти глубокий след? Проблема, слов нет, захватывающая, но, увы, несмотря на все старания ученых решить ее, вопрос остается без ответа. Никто не в состоянии убедительно показать, что это могла быть за катастрофа, чем она вызвана и когда произошла. В качестве причины указывали и опускания земной коры, и землетрясения, и проливные дожди, и океанские цунами*. Но ни одно из этих явлений не имело глобального характера, который отвечал бы всемирной популярности сказаний о потопе.

*(См.: Резанов И. А. Великие катастрофы в истории Земли.- М., 1984.-С. 145-153.)

В настоящее время преобладает следующая точка зрения. Вода покрывает большую часть нашей планеты, занимает две трети ее площади. Созерцание необозримых морских просторов, сознание гигантской мощи водной стихии приводили человека к убеждению, что именно вода должна погубить этот мир. Не случайно так много мифов о потопе известно жителям островов и океанских архипелагов, а также народам, которые издревле славились как искусные мореходы (например, греки). Но как объяснить появление подобных легенд у тех, кто никогда не видел моря или знал о нем понаслышке? Ведь те же народы Месопотамии и Египта, хотя и имели выход к морю, были вполне сухопутными. В таком случае в качестве причины называют разливы великих рек (Тигр, Евфрат, Нил), имевшие колоссальное значение для земледельческих культур. Прообраз всемирного потопа видят ученые в этих ежегодно повторяющихся бурных паводках, грозных и благодетельных одновременно. Но по ряду причин и такой ответ не вполне удовлетворителен: ведь остаются народы, не островитяне, не мореходы и не земледельцы, у которых, тем не менее, есть мифы о потопе. Как объяснить их появление у этих народов? Опять привлечь на помощь не оправдывающую себя теорию заимствований? А, может быть, просто взглянуть на проблему шире?

Утверждения о том, что главной и чуть ли не единственной основой мифотворчества были непонимание законов природы и инстинктивный страх перед непостижимыми и грозными стихиями, низводят человека древности до уровня примитива. Сам же миф в таком случае становится всего лишь плодом недоразумения. Более глубокий анализ позволяет обнаружить в мифах строгую, гармоничную систему взглядов и понятий, основанную на тонкой, если не сказать изысканной, логике. Безусловно, игнорировать аффект нельзя. И страх перед природой, и ее непонимание (вернее, иное, чем наше современное, понимание) играли свою роль. Но говорить, что тот или иной миф есть всего лишь наивная реакция на определенное явление окружающего мира, — значит незаслуженно отказывать древним мыслителям в способности делать далеко идущие обобщения.

Никто не станет отрицать, что и наводнения, и ливни, и возможные водные катаклизмы наложили свой отпечаток на складывание представления о всемирном потопе. Но суть дела не в этом. Противоположности, как известно, сходятся. Это находит отражение и в мифологии, где возникновение и уничтожение вселенной мыслятся идентичными. Не вдаваясь в детальный анализ, отметим лишь главное: эсхатологические мифы по структуре в целом совпадают с космогоническими. Космос гибнет так же, как некогда возник. Образовавшись из первичной праматерии, он, отжив свой век, в нее же и обращается; появившись из изначального хаоса, вновь становится им. И эта праматерия, этот хаос — вода.

Поскольку земля, по универсальным космогоническим представлениям, появилась из океана, совершенно естественным и очевидным считалось предположение, что она покоится на водах и окружена ими со всех сторон.

Согласно мифам североамериканских индейцев чероки, земля — это огромный остров, плавающий в океане воды. По форме она четырехугольна, а к каждому из четырех углов привязана веревка, конец которой закреплен на небесном своде из прочного камня. Чероки верят, что, когда этот мир, отжив свой срок, состарится, веревки разорвутся, и вселенная погрузится в бездну моря. По алтайским поверьям, глубоко под землей, в нижнем мире, простирается мрачное море из людских слез, именуемое Тойбодым, что значит Ненасытное. На самом его берегу, у слияния девяти рек, возвышается построенный из черной грязи дворец грозного Эрлика — беспощадного владыки смерти, болезней и всяческих несчастий. Через Тойбодым ведет мост из конского волоса, по которому души умерших попадают в царство Эрлика, откуда нет обратного пути. Если кто попытается бежать, то мост-волос рвется, и несчастный падает в подземное море, вновь приносящее его обратно. На берегу Тойбодыма живут охраняющие дворец Эрлика чудовища, чей облик отвратителен и страшен: у них зеленые бедра, белая грудь (здесь зеленый и белый — цвета разлагающегося мяса), а их пасти подобны большим лодкам.

Не столь насыщенная фантастическими деталями, но также весьма сложная картина вселенной, где важная роль принадлежит мировым водам, существовала у кетов. Представление о ней можно получить по изображениям на шаманских бубнах, считавшихся чем-то вроде карты, которой шаман руководствовался во время своих воображаемых путешествий в иные миры. Воспользуемся описанием одного из таких бубнов. Центральное положение в украшающей его композиции занимает нарисованная красной охрой фигура человека с отходящими от головы пятью линиями с птичками на концах. Человек — это сам шаман, линии с птичками — его "мысли". Выше изображены солнце и луна, справа — лось, символизирующий созвездие Большой Медведицы, по которому кеты обычно ориентировались в пути. Внутренний круг — это граница мира. Внизу он разомкнут, что означает "дыру земли", служащую входом в преисподнюю. Наконец, на самой окраине обитаемой вселенной с двух сторон видны семь полуокружностей, представляющих собой семь мировых морей, которые кольцом охватывают мироздание. В шести из них водилась рыба, седьмое же считалось "тухлым" и безрыбным, ибо вода в нем слишком горяча. Сходные представления характерны и для якутской мифологии: земля со всех сторон окружена морями. И это отнюдь не конкретные моря, а мифический изначальный океан. Якутские эпические сказания-олонхо говорят о земле, покоящейся на водах и окруженной ими:

*(Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору.- М., 1974.- С. 114.)

Особо якутские мифы выделяют лишь расположенное на крайнем западе Араат-море, в чьи величаво шумящие волны ежедневно погружается дневное светило.

Можно было бы привести и другие примеры из архаичных космологий, но лучше взглянем на наш родной фольклор, где названные представления сохранились в виде пережитков. У русских, да и у многих других славянских народов в свое время было распространено убеждение, что земля — это большой плоский диск, омываемый океаном. В одном из древнерусских сочинений сказано: "Океан-море всем морям мати: окинуло то море весь белый свет, обошло то море окол всей земли, всей подвселенныя". Согласно другому старинному памятнику, земля "на воде, яко же на блюде (т. е. на блюде с водой.- В. Е.), простерта силою всеблагого бога". Закономерно, что в былинах и сказках подземное царство часто отождествляется с морем: там живет Морской царь, там собраны несметные богатства, там же находится несравненная красавица, руки которой добивается сказочный герой. Моря, озера, реки, считавшиеся порождением мирового океана, рассматривались как обитель нечистой силы (ср. пословицу "в тихом омуте черти водятся") и даже как прямой путь в преисподнюю ("из омута в ад как рукой подать").

Фольклорные представления об устройстве мира долго держались в народном сознании. Еще в конце прошлого века многие крестьяне были убеждены в том, что земля, хотя она и шар (это — новый элемент в народной космографии), но "катается на воде". Внутри этот шар, как считали некоторые, также полон воды, выступающей наружу через прорехи, каковыми считались водоемы. Сколько-нибудь подробного описания шара с "прорехами" и "дырами" не было, и многие склонялись к более привычной мысли о том, что земля плоская и плавает на воде*.

(* Богданов В. Народная космография. Как устроены земля и небо, по представлениям некоторых крестьян Смоленской губернии//Землеведение.- 1895.- Кн. 1.- С. 132-133.)

На ранних этапах освоения человеком мира мифологические представления о вселенной часто удивительным образом переплетались с рациональными, естественно-научными знаниями. Весьма наглядно это проявляется в древних географических представлениях. Первые географы неплохо знали свою страну, но весьма слабо ориентировались в удаленных областях ойкумены. Недостаток достоверных сведений с лихвой возмещался чужими и собственными домыслами. Поэтому при составлении карты мира приходилось обращаться к мифу.

Чрезвычайный интерес представляет древнейшая из дошедших до нас географическая карта мира, изготовленная в Вавилоне в IX веке до нашей эры. Глиняная табличка, на которой она начертана, повреждена, но основная ее часть, к счастью, уцелела, а сохранившиеся клинописные знаки помогают расшифровать детали. Согласно этому уникальному документу, земля — круг, омываемый океаном. С севера на юг она разделена рекой Евфрат. Кружками на карте обозначены важнейшие города Вавилонии. За пределами водяного кольца помещаются семь островов (сохранились изображения лишь четырех из них). По всей видимости, это — мифические заморские страны, хотя на карте и указаны точные расстояния до них, выраженные в двойных часах. В пользу такого предположения говорят пояснительные пометы. У самого северного острова — подпись: "Место, откуда не видно солнца". О третьем сообщается, что "крылатая птица здесь не гнездится", а о шестом сказано, что его населяют свирепые дикие быки, нападающие на пришельцев.

Столь же мифологичными были географические представления древних египтян. В отличие от вавилонян они считали землю не круглой, а четырехугольной. Но, собственно, на этом различия и кончаются. Египтяне были уверены, что земля со всех сторон омывается круговым морем — Шенур, от которого отходят четыре других моря. Знакомая египтянам часть Европы представлялась им группой островов, расположенной в одном из этих морей. Уверенность в том, что обитаемый мир окружен кольцом океана, была чрезвычайно сильна. Около 600 года до нашей эры фараон Нехо II отправил флотилию финикийских кораблей в плавание вокруг Африки, нисколько не сомневаясь в успехе затеянного предприятия, хотя откуда ему было знать, что Африка и в самом деле почти вся омывается водой! Примерно так же спустя две тысячи лет рассуждал отважный португальский мореплаватель Васкз да Гама, первым обогнувший Африку и открывший морской путь из Европы в Индию.

Как и египтяне, четырехугольной (точнее, квадратной) представляли себе землю древние китайцы. И они тоже были убеждены в существовании мировых вод, окружающих ойкумену, делящихся в соответствии со сторонами света на четыре моря — сы-хай. Это нашло отражение в одном из образных названий Китая — Хай-нэй, т. е. "внутри морей". (Со временем китайцы узнали, что их страна вовсе не остров в океане, но традиционное определение не утратило от этого своей популярности.) Видимо, одним из этих морей считалась мифическая пучина Гуйсюй, о которой в одном из древних сочинений сказано: "К востоку от Бохая, в скольких миллиардах ли * — неведомо, есть огромная пропасть, пучина, поистине, бездонная. У нее не было дна, и называлась она Гуйсюй. В нее стекали все воды — со всех восьми сторон света **, девяти пустынь и Небесной реки***, а она все не увеличивалась и не уменьшалась".

*(Ли — мера расстояния, примерно 0,5 км.)

**(Имеются в виду четыре основные стороны света плюс четыре промежуточные.)

***(Небесная река — Млечный путь.)

Из другого древнего мифа мы узнаем еще более интересные подробности, на этот раз о расположенном на крайнем севере океане Минхай: в нем обитает фантастических размеров рыба Гунь, "шириной в несколько тысяч ли, а сколько ли она длиною — неведомо"; Гунь обладает способностью оборачиваться столь же гигантской птицей Феникс. Превращение рыбы в птицу — не просто прихоть мифологической фантазии. Дело в том, что, по космологическим воззрениям древних китайцев, на севере небеса тесно прижаты к земле и там земной океан незаметно переходит в небесный: не случайно другое название Минхай — Небесный водоем.

Наиболее рационалистически мыслящими среди древних народов были греки. Однако и на их географические представления мифология оказала большое влияние. По понятиям гомеровской эпохи, земля — диск, омываемый мировой рекой Океаном. Из Океана берут начало все морские течения, реки и источники, в него при заходе погружаются небесные светила. Он почитался в лице одноименного божества, позднее вытесненного Посейдоном. По древнейшим мифам, Океан — прародитель всех богов, в дальнейшем же он стал считаться лишь отцом трех тысяч речных божеств и трех тысяч дочерей-океанид.

С развитием торговли, мореплавания, с расширением контактов с другими народами уже к середине I тысячелетия до нашей эры знания греков об окружающем мире неизмеримо возросли и появилось значительное число историко-географических описаний как самой Эллады, так и иных стран. Авторы этих описаний именовались логографами. Одним из первых логографов считается знаменитый в свое время уроженец города Ми-лета по имени Гекатей, живший во второй половине VI века до нашей эры. Он написал большое сочинение под названием "Обозрение Земли", от которого до нас дошли лишь разрозненные фрагменты. К трактату была приложена карта мира. Реконструируемая по описаниям, она дает уже знакомую нам, широко распространенную в древности картину: круглая земля в кольце океана. Представления о мире при всей тенденции к рационализму также весьма фантастичны. Центр вселенной — Эллада и населенные греками острова Эгейского моря, а крупнейшие реки вытекают из океана.

Не только в Древней Греции, но и в средневековой Европе вплоть до эпохи великих географических открытий космография несла на себе сильнейший отпечаток религиозно-мифологических представлений. Как и в древности, земля рисовалась в форме круга, но если Древние помещали в центре вселенной каждый свое отечество, то средневековые картографы за центр принимали Иерусалим, ибо там, по евангельской легенде, был Распят Иисус Христос. Огромную популярность получили так называемые Т-О-карты, обозначаемые так потому, что схематически изображенная на них вселенная имела подобие круга, т. е. буквы О с помещенной внутри него буквой Т. Круг земли оказывался, таким образом, разделенным на три части: верхняя половина — Азия, левая нижняя четверть — Европа, правая — Африка. Части света на таких картах отделены одна от другой великими реками — Танаисом* (левая половина верхней перекладины Т), Нилом (правая половина) и Средиземным морем, считавшимся совершенно прямым каналом.

*(Танаис — старинное название Дона.)

Следы подобных представлений можно видеть на итальянской карте XII века: три части света заключены в круг, на востоке Азии обозначен рай, символизируемый фигурами Адама и Евы. За пределами кольца океана изображены четыре дующих в трубы повелителя ветров. В средние века мало кто из географов сомневался в том, что земля омывается неведомым космическим морем (ср. хотя бы карту мира выдающегося энциклопедиста Средней Азии Бируни, XI век).

Источник: scisne.net

В 1982 году в приморском городке Монтего-Бей на Ямайке представители 117 государств подписали международный договор, регламентирующий правила пользования мировым океаном — Морскую конвенцию ООН. Так завершился путь длиной в сотни лет — путь, полный вооружённых и дипломатических конфликтов.

История раздела мирового океана

Международная дипломатия, зародившаяся за много лет до нашей эры, уже во времена египетских фараонов и царей Месопотамии знала примеры международных договоров о разграничении зон влияния на суше. Однако, ни тогда, ни в поздние времена не существовало понятия о разделе моря на зоны политического и экономического влияния. Влияние государства на прибрежные воды в античные времена распространялись не далее, чем мог видеть наблюдатель с суши. Да и это влияние было весьма призрачным. Даже самые крупные державы того времени, Римская империя и Карфаген, не могли на 100% контролировать свои прибрежные воды. Побережье Средиземноморья буквально кишело пиратами и контрабандистами всех мастей, и самое большее, на что могли рассчитывать прибрежные государства в борьбе за влияние на море,  это захват отдалённых побережий и островов с основанием там колоний и военных постов. Впрочем, особой необходимости в международных договорах о разграничении влияния на море в те годы не требовалось. Мореходство не было столь интенсивным как в наши годы, а использование морских ресурсов в то время ограничивалось прибрежным рыболовством.

Международные воды

Античный корабль

Вопрос о разделе морских просторов на сферы влияния обострился во времена, которые современные историки называют «Эпохой Великих Географических Открытий»: в конце XV — начале XVI вв. Именно тогда две величайшие морские державы, Испания и Португалия, осваивали недавно открытые территории Нового Света. Неопределённость зон влияния приводила к многочисленным морским и сухопутным стычкам между конкистадорами двух соседних стран. При посредничестве Папы Римского оба католических короля заключили ряд договоров, разделяющих мировой океан на две части по 30 градусу, который получил среди мореплавателей той эпохи название «папский меридиан».

Международные воды

Непобедимая армада

Однако, подобная узурпация просторов мирового океана не могла устраивать другие европейские страны: Англия и Голландия отказались признавать этот договор, проникая на территории, отведённые Испании и Португалии. Это привело к неоднократным вооружённым конфликтам между этими четырьмя странами: новые морские державы активно теснили испанцев и португальцев на мировой арене. Папские любимцы не оставались в долгу — чего только стоит испанская «Непобедимая армада». Однако не всегда державы действовали с помощью открытой силы — активно в морских спорах задействовались и дипломатия с юриспруденцией. Так, голландский юрист де Гроот выступил с концепцией «свободного моря», опубликованной им в 1609 году. В своём «Маре Либерум» он утверждал, что море принадлежит всем народностям, а не является чьей-то собственностью. Их соперники англичане выступили с ответной декларацией «Закрытого моря». Согласно британскому трактату «Маре Клаузум» (1632 г.) каждое государство имеет право защищать свои прибрежные воды, как имеющие исключительную важность для его безопасности. Это положение «закрытого моря» получило в те годы значительную популярность.

Дальнейшее развитие эта концепция получила в работах голландского юриста Корнелиуса ван Бинкершока (1673 — 1743 гг.). Свои теоретические разработки Бинкершок изложил в нескольких трактатах, в том числе в «Де доминио маре» и «Де форо лигаторум». Согласно его утверждению, все государства имеют право на владение своими прибрежными водами. Как считал Бинкершок, государство может контролировать и защищать полосу моря, удалённую от побережья на расстояние пушечного выстрела. В те годы это было вполне рациональное предложение: основную роль в защите побережья во времена Бинкершока играли береговые батареи, морская пограничная охрана появилась значительно позже. Таким образом, было установлено так называемое «правило пушечного выстрела», принятое в 18 — 19 веках большинством морских государств Европы. В 17 веке дальность пушечного выстрела составляла порядка 3 морских миль. Это расстояние и было принято как общемировое, и сохранялось вплоть до окончания второй мировой войны: трёхмильная полоса считалась территориальными водами, а всё, что находилось дальше — нейтральными.

Международные воды

Корнелиус ван Бинкершок.

«Особое мнение» США

«Правило пушечного выстрела» просуществовало до 1945 года. Вполне понятно, что понятие «пушечный выстрел» в те годы было исключительно формальным: дальность выстрела берегового орудия в те годы уже превышала 20 миль (например — орудия немецкого «Атлантического вала»). Однако, в 1945 году президент Гарри Трумэн объявил о суверенном праве США на морскую территорию, пролегающую по прибрежному шельфу вплоть до изобаты глубины в 200 метров. Все эти весьма обширные территории американская администрация официально объявила своими. Связано это было с открытием на прибрежном шельфе значительных запасов нефти и газа, которые к тому времени стали стратегическим сырьём.

Эта декларация Трумэна, получившая номер 2667, породила цепную реакцию — многие страны стали перекраивать свои морские границы. Например, многие латиноамериканские страны (Чили, Перу, Никарагуа и т.д.) также объявили о расширении своих территориальных вод — до 200 миль от побережья. Чуть позже, в 1960-е г., к ним присоединились и ряд новых африканских государств — Танзания, Мадагаскар, Гамбия объявили о своих претензиях на 50-мильную зону моря, а Сьерра-Леоне — на 200 миль океана. Не остались в стороне и некоторые европейские страны, например Исландия.

Международные воды

Столкновение британского и исландского военных кораблей в ходе «Тресковых войн»

В результате? подобные односторонние меры вылились в череду экономических, дипломатических и даже вооружённых конфликтов за право пользоваться морскими ресурсами, получивших название «тунцовых» и «тресковых» войн. Происходили эти войны между США и странами Латинской Америки, а также в европейских водах. Наибольший резонанс получили «тресковые войны» между Великобританией и Исландией, дело в которых доходило до вооружённых столкновений противоборствующих ВМС и человеческих жертв, а государства разорвали дипломатические отношения между собой.  Международные воды

Мировой океан. Заштрихованы прибрежные экономические зоны государств

Морская конвенция ООН

Чтобы привести в порядок «морские дела», ООН в конце 50-х годов созвала первую конференцию по морским вопросам. Вторая и третья конференции прошли в 1960 и 1972 годах соответственно. В ходе этих конференций были выработаны основные положения относительно разграничения прибрежных территорий на внутренние и территориальные воды, экономические зоны. Особо оговаривался порядок пользования рыбными ресурсами и освоения прибрежного шельфа. Результатом всех этих конференций и стало подписание Конвенции по морскому праву. В настоящее время данную конвенцию подписали подавляющее большинство стран мира — 166 государств.

Международные воды

Экономическая морская зона США

«Особое мнение» США относительно разграничения мирового океана сохраняется вплоть до наших дней. Даже после того, как 117 государств мира в 1982 г. подписали Морскую конвенцию, Америка отказалась присоединяться к этому договору. Свои морские претензии США выразили в так называемой «Доктрине Рэйгана», озвученной тогдашним президентом Р. Рэйганом в 1983 г. Согласно ей, США в одностороннем порядке устанавливает 200-мильную экономическую зону. Как заявляется в доктрине 1983 г., Соединённые Штаты признают 200-мильные экономические зоны, но абсолютно не приемлют тезис о том, что океан вне пределов этих зон является общемировым достоянием и может осваиваться лишь на основании международного сотрудничества. Ряд других государств, таких как Перу, Венесуэлла, Сирия, также не подписали Конвенцию по причине несогласия с установленными размерами территориальных вод.

Основные положения Морской конвенции

Как указывается аналитиками, основное положение Конвенции — это установление прибрежных зон, в том числе и 200-мильной исключительной экономической зоны. Согласно Конвенции, 40% площади мирового океана занято этими экономическими зонами. Кроме 200-мильной, были установлены другие зоны (12-мильная, 24-мильная) и определены их статусы. Все отсчёты при этом ведутся от так называемой «базисной (исходной) линии». Эта воображаемая линия соединяет наиболее выступающие в море части берега: мысы, прибрежные острова, архипелаги.

Международные воды

Зоны моря, согласно положениям Морской конвенции ООН.

Территориальные воды

Территориальные воды – это ближайшая к побережью зона, на которую полностью распространяется суверенитет государства. Там действуют законы этого  государства, ограниченные лишь положением «свободного прохода», согласно ст.2 Конвенции ООН. Согласно правилам «свободного прохода», любые суда могут проходить через территориальные воды с соблюдением некоторых условий, к примеру:

* Не создавать угрозы для безопасности государства;

* Не загрязнять акваторию;

* Не вести гидрографическую или топографическую съёмку;

* Не вести добычу морских ресурсов.

Проход военных кораблей через территориальные воды должен, как правило, согласовываться с государством, под чьей юрисдикцией находятся эти воды. Иностранные подводные лодки обязаны проходить в них только в надводном положении. Также возможен свободный проход кораблей через проливы шириной менее 12 миль.

Удалённость линии территориальных вод от берега, согласно Конвенции, составляет 12 морских миль. Однако, целый ряд государств установили в одностороннем порядке более широкие или узкие линии территориальных вод: Перу и Сьерра-Леоне — 200 миль, Сирия — 35 миль, Сингапур — 3 мили и т.п.

Внутренние воды

К этой категории относятся воды, рек, озёр и иных водоёмов, расположенных внутри границ государства. На них не распространяется действие Морской конвенции, в том числе запрещён «свободный проход» иностранных судов. Кроме этого к внутренним водам могут относиться воды архипелагов, или расположенные между группой островов и берегом. Это возможно в том случае, если они находятся между исходной линией и берегом. Примером может служить Внутреннее Японское Море. Однако, на часть внутренних вод может распространяться положения о «свободном проходе» — это относится к особо значимым каналам и рекам — скажем Суэцкому, Панамскому каналу или реке Амазонке.

Прилегающая зона

Морская зона на удалении до 24 миль от базисной линии называется прилегающей. Хотя прибрежное государство не имеет здесь исключительных суверенных прав, однако может пресекать тут контрабандные перевозки и иные нарушения международных правовых нормативов.

200-мильная экономическая зона

Установка Конвенцией этой зоны является одним из главнейших её достижений. Прилегающая к побережью страны полоса шириной 200 миль от исходной линии является той частью моря, где государство имеет исключительное право на следующую деятельность:

* Разведка и разработка любых морских ресурсов;

* Насыпка искусственных островов;

* Установка плавучих платформ;

* Сохранение природных ресурсов;

* Передача права на экономическую деятельность иностранной фирме.

Другие государства в 200-мильной зоне имеют право:

* На свободное передвижение кораблей и летательных аппаратов;

* На прокладку морских коммуникаций (кабелей, трубопроводов и т.п.).

Интересный факт: самой обширной экономической зоной обладают Соединённые Штаты, не подписавшие Морскую конвенцию. Площадь её 200-мильной зоны составляет 16 млн. кв. км — почти вдвое больше сухопутной территории США.

Международные воды

Морской шельф

Шельф

Шельф — подводное продолжение материка, вдающееся в море в виде обширной, относительно неглубокой территории, переходящей в открытое море. Согласно Конвенции 1982 года, прибрежные государства имеют преимущественное право на разработку здесь полезных ископаемых, ловлю рыбы и другую экономическую деятельность. При этом область шельфа зачастую простирается гораздо дальше 200-мильной зоны. В этом случае исключительные экономические права распространяются на полосу до 350 миль. В связи с наличием на континентальном шельфе значительных запасов полезных ископаемых, между прибрежными государствами ведётся серьёзная дипломатическая борьба. Примером может служить спор вокруг арктического шельфа между Россией, Канадой, США и Норвегией. Также в последние годы обостряется конфликт между Китаем и его соседями: Вьетнамом, Японией, Филиппинами.

Открытое море

Открытое море – территория, находящаяся вне территориальных или экономических зон любого государства. На юридическом языке также именуемое нейтральными водами, оно занимает примерно 60% от всей территории мирового океана. Юрисдикция открытого моря полностью регулируется положениями Конвенции. Согласно им, вся территория открытого моря является общим достоянием всех государств. Все работы по добыче или разведке полезных ископаемых должны производиться только после согласования с Международным агентством, что и является причиной, по которой США до сих пор отказываются подписать Морскую конвенцию ООН. Здесь может осуществляться беспрепятственное движение любых судов. Досмотру может быть подвержено только судно, подозреваемое в пиратстве, перевозке рабов и совершении иных международных преступлений.

Источник: SailRoad.ru