Разделы: Литература


В статье рассматривается актуальный вопрос организации лингвистического анализа текста на уроках литературы в основной школе.

Одна из самых актуальных задач современных курсов русского языка и литературы – обеспечить ученика достаточно разнообразным набором средств для свободного выражения мыслей и чувств в устной или письменной форме. Но разве эта задача нова? Возникла сегодня или вчера? Разве не всегда традиционно для российской школы учитель русского языка и литературы должен был обладать знаниями, владеть методиками, необходимыми для того чтобы он мог научить детей не только читать или владеть родным языком практически, но и объяснять языковые явления?

Рассуждая о гармонии мысли и слова, В.О.Ключевский в XIX веке замечал: «Иногда (не слишком ли часто?) бедненькую и худенькую мысль мы облачаем в такую пышную одежду, что она путается и теряется в ненужных складках собственной оболочки, и до нее трудно добраться, а иногда здоровую свежую мысль выразим так, что она вянет и блекнет в нашем выражении, как цветок, попавший под тяжелую жесткую подошву». [1]


Так и современный школьник, умея читать, к сожалению, чем далее тем хуже, представляет классическое произведение как образец для подражания, развивающий его собственные  возможности, а воспринимает его как некую материю. Содержание ее доступно далеко не всем – лишь тем, кто, читая, осмысливает текст. Форма же остается загадкой для большинства. Тем важнее требование федерального государственного образовательного стандарта восстановить в системе уроков литературы и, частично, русского языка лингвистический анализ текста как прозаического, так и поэтического. Необходимость системной работы в этом направлении подчеркивал в свое время Л.В. Щерба. По его убеждению, эта трудная для словесника работа «научивала» бы школьника «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русских писателей  вообще и русских поэтов в частности» и подталкивала бы его к «совершенствованию собственной речи». [2]

Анализ текста художественного произведения как целостного произведения искусства, которое существует в диалектическом единстве плана содержания и плана выражения, включает исследование основной мысли (идейного содержания) текста и его основной организации. «Все элементы художественного произведения находятся во взаимодействии друг с другом, –  определяет Д.Н. Шмелев, –  и зависят от того содержания, выражению которого они служат. Поэтому они, естественно, должны изучаться как элементы сложного целого». [3]


Справедливо и актуально, в свете модернизации содержания гуманитарного образования, давнее замечание Ю.М. Лотмана, что «методика рассмотрения отдельно “идейного содержания, а отдельно ”художественных особенностей” с гипертрофированным вниманием “идейному содержанию” зиждется на непонимании основ искусства и вредна, ибо прививает ложное представление о литературе как о способе длинно и украшено излагать те же самые мысли, которые можно сказать просто и кратко”. [4]

Объект  лингвистического анализа – текст. Чтобы изучить смысловое и эстетическое содержание произведения, описать его художественные особенности, необходимо понимать это произведение. Однако, по утверждению Н.М. Шанского, текст может содержать в своем составе такие «слова и выражения, такие формы и категории», которые не соотносятся с «обычным языковым стандартом». [5] А практика работы с современным массовым «читателем» в общеобразовательной школе показывает, что для него не соотносится «с обычным языковым стандартом»  если не все, то многое.

Поэтому лингвистический анализ, по сути, становится для ученика ключом к пониманию текста. Характер анализа будет определяться в зависимости от речевой практики писателя, времени написания произведения, его жанра, индивидуальных особенностей создателя и многих других компонентов. Решение проблемы понимания текста, следовательно, существенно определяется чистотой лингвистического анализа, лексикографического описания, а также глубины проникновения в авторский замысел, в систему его творчества.


Попробуем доказать эффективность такой работы на примере анализа стихотворения В.Маяковского «Исчерпывающая картина весны» (1913, альманах «Дохлая луна») в седьмом классе.

Листочки.
После строчек  лис-
Точки.

Стихотворение было предъявлено юным исследователям как иллюстрация важности лингвистического анализа для понимания художественного текста перед изучением другого стихотворения, хрестоматийного, –  «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Учащиеся знают, что первые стихи Маяковского появились в печати в конце 1912 – начале 1913 года. Молодой поэт презентует себя в сборниках и на литературных вечерах в группе, которая получила название «футуристы». Он занят поисками новых форм, которые соответствуют его представлениям о «времени перемен».

Первое и наиболее часто высказываемое учащимися утверждение по поводу стихотворения обобщенно формулируется так: «стихотворение лишь форма, потому что в этот период В.Маяковский именно поискам формы уделяет внимание. Содержания в стихотворении нет». В полемике дети забывают основной постулат предмета, повторяемый с пятого класса ежегодно: «Литература – искусство слова. Единство формы и содержания». Приходится напоминать слова В.Г.Белинского: «Если отделить форму от содержания – значит уничтожить самое содержание; и наоборот: отделить содержание от формы – значит уничтожить форму”.


Обращаемся к анализу, чтобы подтвердить или опровергнуть детские утверждения.

Бросается  в глаза несоответствие объема заглавия стихотворения и маленького текста: три слова – заглавие, пять – собственно текст. Случайность? Авторский расчет? Мастерство?
Что помогает читателю определять тему и замысел автора? Как правило, заглавие: тема – весна, тип повествования – описание, «картинка», масштаб авторского замысла – глобальный, «исчерпывающая картина весны». Итак, становится ясно, о чем хочет разговаривать с читателем автор: о весне, представленной в виде художественной картины – не будем забывать о том, что Маяковский какое-то время учился в Строгановском промышленно-художественном училище, а начало его футуристических увлечений связано с Московским  училищем живописи, ваяния и зодчества, куда он поступил осенью 1911 года.

Цель автора – передать замысел необычно, по-новому, максимально скупыми языковыми средствами. Он использует из знаменательных слов только имена существительные. По статистике З.С. Хакимовой, [6] существительные – наиболее частотная часть речи в творчестве В. Маяковского. Это часть речи, с помощью которой поэт имеет возможность лаконично, но емко передать информацию, что крайне важно для мини-текста. Но можно ли только с помощью слов одной части речи создать картину?


Листочки. Нераспространенное назывное номинативное предложение, задача которого предельно проста – сообщить информацию. Смысловая неполнота обращает на себя внимание незамедлительно, так как предложение равно слову. Однако школьники, опираясь на заглавие и интуицию, легко восстанавливают смысл: ранняя весна. Появляются маленькие – обращаем внимание на уменьшительно-ласкательный суффикс —очклисточки, очевидно, еще клейкие, нежные, ярко-зеленые. Образная функция осуществляется через суффикс (метафоризация отсутствует) и подтекст.

После. Предлог употребленный в основном значении «спустя некоторое время, потом». Строчек. Значение этого слова определяется лишь в опоре на последующее слово. Лис. мн.ч. род. пад. от «лиса» (животное, хищное млекопитающее из семейства собачьих).

После строчек лис. Текстовое, первое понимание: после того, как пробежали лисы. Глагол отсутствует и в этом предложении. Снова наблюдается неполнота. Подтекстовое понимание более глубокое и более скрытое от читателя, нежели в первой строке предложения. Оно, это подтекстовое значение, образное, метафорическое. Чтобы определить образное значение, необходимо принять во внимание последующий контекст – после строчек лис-точки, а также семантические ассоциации с прямым значением существительного строчки.


Строчка – «ряд слов, букв или иных знаков, написанных или напечатанных в одну линию». Строчки лис – мелкие, частые, ровные следы, которые оставляют эти животные. Строчки лис могли бы быть на белом снегу. Но текст четко определяет, что земля влажная и черная – точки – следующее слово: после строчек лис – точки. В опоре на предыдущую метафору и существительное точки метафоризуются. Строчка, точка – слова одного лексико-семантического ряда и, что важно, одной тематической группы. Поэтому значение метафорического существительного точки осознается через образ прямого значения. «Точка» – знак препинания (.), определяющий законченное предложение.

Точки – темные устойчивые следы от прикосновения маленьких теплых лап животных. Земля обнажилась. Весна стала полновластной хозяйкой.

Следует обратить внимание на типичный для раннего творчества В. Маяковского словесный эксперимент,  присутствующий и в этом стихотворении: разложение отдельных слов на созвучные омонимичные части. Такой прием позволяет автору подчеркнуть не только соотнесенность слов, но и взаимосвязь описываемых явлений: листочки – лис точки.

Таким образом, для понимания стихотворения В. Маяковского «Исчерпывающая картина весны» лингвистический анализ текста, проводимый с учетом возрастного уровня знаний учащихся, оказался необходимым. С помощью лингвистического анализа мы получили возможность правильно интерпретировать текст и подтекст, находить мысли, вербально не выраженные.


Переход на федеральные государственные образовательные стандарты определенно требует от учителей русского языка и литературы в качестве одного из личностных результатов освоения выпускниками программ по предметам русский язык и литература – осознание эстетической ценности родного языка; в качестве метапредметных результатов – способность извлекать информацию из разных источников, уметь ее анализировать, сопоставлять, сравнивать.  Решению этих задач во многом способствует применение лингвистического анализа текста на уроках.
Все это последовательно отражалось в программах по русскому языку и литературе в 60-80-е годы прошлого века.

Следовательно, мы наблюдаем разумное возвращение в недавнее прошлое российской (советской) школы, обнаружив в ней эффективно работающее методическое действие, которое прививало любовь к осознанному чтению. Поиск новых технологий преподавания предметов школьной программы, возвращение хорошо зарекомендовавших себя методик организации изучения программного материала еще способны вернуть уважительное отношение к родному языку, гордость за него. Ощутить потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной  культуры. Обратиться к великим мастерам русской литературы и, читая классические произведения, понимать их смысл, и красоту, и глубину.

Литература

  1. Ключевский В.О. Разрозненные афоризмы 1889 – 1899 гг. – В  кн.: Ключевский В.О. Сочинения. В 9т. Т. IX . – М., 1990.

  2. Щерба Л.В. Опыты лингвистического токования стихотворений. – В кн. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957.
  3. Шмелев Д.Н. Слово и образ. М., 1996
  4. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Тарту, 2001.
  5. Шанский Н.М. О лингвистическом анализе и комментировании художественного текста. – В кн.: Анализ художественного текста. Сб. статей. М., 1975, вып. 1.
  6. Хакимова З.С. Опыт изучения речевых структур В.Маяковского. Н.Новгород, 1998.

19.02.2014

Источник: xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Участники

Команда знатоков

  • Ровшан Аскеров
  • Александр Бялко
  • Фёдор Двинятин
  • Михаил Мун
  • Александр Рубин
  • Валентина Голубева

Команда телезрителей

  • Анна Трушкова, г. Глазов, Удмуртская республика
  • Алла Глушкова, г. Майкоп, Республика Адыгея
  • Елена Казаринова, г. Салават, Республика Башкортостан
  • Галина Верпищук, г. Гомель, Беларусь
  • Никита Погудин, п. Балезино, Удмуртская республика
  • Булул Мухумаева, с. Мочох, Республика Дагестан
  • Елена Родина, х. Манойлин, Волгоградская область
  • Мария Блезнюк, ст. Ленинградская, Краснодарский край
  • Никита Ветров, с. Чернитово, Тамбовская область
  • Илья Миллер, г. Санкт-Петербург
  • Виктор Адеев, п. Воротынец
  • Оксана Иншакова, г. Москва

Также на игровом столе «13 сектор».

Раунд 1 (Галина Верпищук, г. Гомель, Беларусь)

«Более умный всегда уступает». К чему, с точки зрения австрийской писательницы Марии фон Эшенбах, это приводит?

Отвечает Александр Бялко: Уступчивость умных ведёт к власти дураков.
Правильный ответ: По мнению Марии фон Эшенбах, это приводит к тому, что в мире господствует глупость.
Счёт — 1 : 0

Раунд 2 (Мария Блезнюк, ст. Ленинградская, Краснодарский край)

Лет шестьдесят с тобой водился,
Лбом за тебя о стены бился,
Чтоб в верных слыть твоих слугах;
Но вижу, неба дщерь прекрасна,
Что верность та моя напрасна:
С тобой я в чистых дураках!

Что за дочь неба водила за нос знаменитого Державина Гавриила Романовича?

Отвечает Фёдор Двинятин: Мудрость.
Правильный ответ: Так долго водила за нос знаменитого Державина правда. Стихотворение называется «К правде».
Счёт — 1 : 1
Телезрительница получает 18 260 рублей.

Раунд 3 (Елена Казаринова, г. Салават, Республика Башкорстан)

Вопрос снят нашими корреспондентами. Одна английская леди искала в свой дом прислугу. В процессе поиска кандидатки эта леди придумала оригинальный способ — всего за одну уборку она могла проверить и тщательность уборки, и чистоплотность прислуги. Попробуйте повторить, и вы эту придумку.


Отвечает Валентина Голубева: Самый лучший способ — подальше засунуть деньги в самые труднодоступные места. Причём это было несколько мест. По количеству найденных денег, она проверяла тщательность уборки, а по тому, сколько девушка вернула денег, хозяйка понимала насколько девушка чистоплотна, в нравственном смысле.
Правильный ответ: Чтобы проверить тщательность уборки и чистоплотность прислуги, эта леди брала несколько монет и раскладывала в разных уголках своего дома. После уборки она пересчитывала монеты, которые прислуга отдала. Если были отданы все монеты, это значило, что прислуга и убирает хорошо, и деньги не ворует. Такую можно брать.
Счёт — 2 : 1

Раунд 4 (Никита Погудин, п. Балезино, Удмуртская республика)

Внимание, чёрный ящик.

В чёрном ящике находится дитя верхнемелового периода, которое в данном случае заключает в себе тех, которые, по словам Вальтера Скотта, будучи сами по себе пустыми и вздорными спасают от забвения много редкого и ценного, и увековечивают множество мелких и ценных фактов, которые сохранились и дошли до нас, благодаря тому, что находится в чёрном ящике. Что в чёрном ящике?

Отвечает Фёдор Двинятин: В чёрном ящике янтарь. Внутри янтаря инклюзивы — включения насекомых или растений того периода..
Правильный ответ: Много мелких, но весьма любопытных фактов учёные узнают, изучая то, что находится внутри янтаря.
Счёт — 3 : 1

Раунд 5 (Анна Трушкова, г. Глазов, Удмуртская республика)

Листочки.
После строчек лис —
точки.

Что за исчерпывающую картину нарисовал в этом стихотворении Маяковский?

Досрочный ответ. Отвечает Фёдор Двинятин: Исчерпывающую картину осени.
Правильный ответ: Листочки — маленькие листья. После строчек — лис точки, то есть после того, как пробежали лисы, остались тёмные следы. Значит бежали они по белому снегу, но уже подтаявшему. Это стихотворение Маяковского называется «Исчерпывающая картина весны».
Счёт — 3 : 2
Телезритель получает 20 530 рублей.

Раунд 6 (Елена Родина, х. Манойлин, Волгоградская область)

Что китайцы называют картиной души?

Отвечает Александр Бялко: Картиной души в Китае называли сопровождающий картину иероглифический текст. Причём красота картины зависела от самой каллиграфии и почерка художника. Картина души — иероглифы.
Правильный ответ: На картине вы видите написанные иероглифы. Но не иероглифы китайцы называли картиной души. Картиной души китайцы называют почерк.
Счёт — 3 : 3
За красоту вопроса стоимость его была увеличена в 10 раз. Телезрительница получает 92 300 рублей.

Раунд 7 (Илья Миллер, г. Санкт-Петербург)

Телезритель Илья Миллер обнаружил в книге «Культура древнего Рима» не просто интересный, но и очень современный диалог. Римский оракул, когда его спрашивали граждане Рима: «Кто выиграет дело, я или мой противник?» — неизменно отвечал одно и тоже. Воспроизведите ответ римского оракула.

Отвечает Фёдор Двинятин: Оракул всегда отвечал одно — победит твой противник.
Правильный ответ: Не зная сути дела, римский оракул всегда отвечал одно и тоже: «Выиграет дело тот, кто больше заплатит судье».
Счёт — 3 : 4
Телезритель получает 19 040 рублей.

Раунд 8 (Никита Ветров, с. Чернитово, Тамбовская область)

Перед вами осколки сосуда, подобные тем, что были обнаружены при раскопках в Двуречье. На осколках видны отпечатки шнурового узора. Объясните, почему древние гончары украшали узором внутреннюю часть горшка, а не внешнюю.

Отвечает Валентина Голубева: Это вовсе не узор, а особенности технологии. У них тогда не было гончарного круга. Сосуды делали следующим образом: вокруг чего-то наматывалась верёвка, потом верёвка обмазывалась глиной, после того как глина застывала, верёвочку аккуратненько вытягивали, получался сосуд. Следы внутри от верёвки.
Ответ верный.
Счёт — 4 : 4

Раунд 9 (Виктор Адеев, п. Воротынец, Нижегородская область)

Внимание, два чёрных ящика!

В чёрных ящиках то, что по утверждению историка XIX века Сергея Соловьёва характеризует Западную и Восточную Европу. Благодаря тому, что находится в маленьком чёрном ящике: Западу характерны определённость и прочность, западному мужику свойственны индивидуализм и независимость, Западная Европа из-за того, что использовала это превратилось в территорию со множеством государств. В большом чёрном ящике находится то, что согласно Соловьёву характеризует Восточную Европу. Благодаря этому в Восточной Европе характерны хаотичность и недолговечность, людям свойственен коллективизм, а сама территория Восточной Европы — это фактически одна страна Россия. Попробуйте взглянуть на Западную и Восточную Европу с высоты птичьего полёта, как советовал Сергей Соловьёв, и скажите, что находится в маленьком, а что — в большом чёрном ящике?

Команда берёт помощь магистров. Поташев: «Черепица и солома; камень и песок.». Друзь: «Камень и дерево.»

Отвечает Валентина Голубева: На Западе каждый мог полагаться на себя, так как дома строились из камня. Дом из камня можно поставить и одному. А на Востоке, чтобы поставить дом из дерева, нужно было участие общины. В маленьком — камень, в большом — дерево.
Ответ верный.
Счёт — 5 : 4

Раунд 10 (Булул Мухумаева, с. Мочох, Республика Дагестан)

Загадка-сказка: «Она долго бежала и стремительно ворвалась в нижний зал дворца на встречу своему партнёру. Который от радости закружился в вихре головокружительного танца. А в главном бальном зале заплясал, запел глашатай, призывая заложников, уныло ожидавших своей участи, выйти на свободу к свету. И пленники робко поспешили к выходу по одному, по двое, толкаясь друг с другом, и дрожа от страха. И каждый пленник попадал прямо в зубы циклопа, который безучастно прожёвывал, и не глотая, выплёвывал несъедобную для него пищу». О чём эта страшная сказка?

Отвечает Валентина Голубева: Водяная мельница. Речь идёт о воде вращающей жернова водяной мельницы, которые перемалывают зёрна.
Ответ верный.
Счёт — 6 : 4

Итоги игры

  • Команда знатоков одерживает победу.
  • При голосовании за лучшего игрока голоса разделились следующим образом: Господин Ведущий — Александр Бялко; Михаил Барщевский, вспомнив первый вопрос игры, согласился в Господином Ведущим — Александр Бялко; Максим Поташев, посчитал, что большинство озарений приходилось на долю Михаила Муна; Александр Друзь — Александр Бялко. Так как в квартете снова не было согласия, то лучшего игрока определил «Защитник интересов знатоков» Михаил Сусов.
  • Лучшим игроком зимней серии 2003 года стала Валентина Голубева. Ей вручается большая «Хрустальная сова» и денежный сертификат на сумму 300 000 рублей.

Интересные факты

  • Валентина Голубева вторую серию подряд признаётся лучшим игроком.
  • В честь десятилетия БинБанка выигрыш телезрителя увеличивался на 10 000 рублей, по сравнению с итогами голосования.

Источник: gameshows.ru

Анализ стихотворения Маяковсого «Исчерпывающая картина весны»

«Исчерпывающая картина весны» относится к ранней лирике Маяковского. Впервые стихотворение было напечатано под названием «Весна» и в несколько измененном виде в футуристическом альманахе «Дохлая луна», изданном осенью 1913 года. На первый взгляд кажется, что произведение — классический пример преобладания формы над содержанием, что в нем центральное место занимает игра слов, а не смысловая наполненность. В действительности это не так. Конечно, для Владимира Владимировича было чрезвычайно важно использовать рифму, подразумевающую рассечение слова и образование из него двух новых. Но это не значит, что произведение создавалась исключительно для демонстрации новаторства в области стихосложения.

Заглавие рассматриваемого текста состоит из трех слов, каждое из которых играет значительную роль. Поэт обозначает тему произведения – весна. Представлять ее читателю он собирается в виде картины. Здесь стоит вспомнить о том, что Маяковский имел непосредственное отношение к живописи. В 1911 году Владимир Владимирович, вдохновленный богемной художницей Евгенией Ланг, начал рисовать. Сначала он посещал подготовительный класс Строгановского училища, затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Во время обучения там Маяковский познакомился с Давидом Бурлюком и увлекся идеями футуризма. Впрочем, вернемся к стихотворению «Исчерпывающая картина весны». Первое слово в названии обозначает масштаб рассмотрения явления, на который замахнулся автор. Понятно, что мыслит он глобально и собирается в полной мере раскрыть взятую тему.

В произведении, состоящем из пяти слов, преобладают существительные. Их диктат характерен для всего творчества Маяковского. С их помощью Владимир Владимирович передает информацию емко и лаконично. Первое предложение анализируемого текста включает в себя одно слово. При этом легко дорисовать картину, которую хотел представить читателям поэт. В центре повествования – ранняя весна. Природа только начала оживать, деревья покрываются первыми маленькими листочками. Во втором предложении появляются лисы. Их маленькие лапки оставляют на земле следы, похожие на точки. Значит, снег еще лежит, но его уже мало, постепенно весна становится полноправной хозяйкой.

Приведенное выше толкование стихотворения «Исчерпывающая картина весны» — далеко не единственное, хотя и наиболее распространенное в литературоведческой среде. Многие поклонники Маяковского, филологи высказывали собственные версии. Рассмотрим еще одну, как весьма жизнеспособную. Согласно ей, под упомянутыми в самом начале листочками имеются в виду листки бумаги. Владимир Владимирович всегда с собой носил небольшие блокноты, в которых постоянно делал заметки. Поэт не слишком полагался на память, записывая удачные шутки и рифмы, темы для грядущих произведений. Также в блокнотах Маяковского нередко встречаются зарисовки, карикатуры. Если в первом предложении речь идет о бумажных листках, то логично предположить, что далее поэт говорит о рукописных строчках, которые бегут по бумаге словно лисички по земле. В таком случае упомянутые в финале точки – это многоточия. Причем здесь весна? Вероятно, она вынесена в заглавие как время, когда поэт особенно подвержен вдохновению, ведь все вокруг пробуждается, преображается, будто начинает заново жить. В некотором смысле не слишком важно, какое из толкований считать верным. Главное понимать, что «Исчерпывающая картина весны» — настоящее произведение искусства, ведь оно дает читателям практически бесконечный простор для интерпретаций.

Метки: Маяковский

Источник: pishi-stihi.ru