Картину «Осенний день. Сокольники» можно назвать одной из самых главных произведений в жизни Исаака Левитана, ведь именно с неё берёт начало известность живописца.

   А началось всё с того, как Алексей Саврасов переманил свой в натурный класс юного художника Исаака от Василия Перова. Под руководством Саврасова произошло полное перевоплощение Левитана. Сложная нищенская жизнь начинающего живописца не превратилась в обличительные сюжеты, а наоборот, перевоплотила Исаака Ильича в тонкого лирика, чувствующего и созерцательного. Именно этого от него требовал Саврасов: «…пишите, изучайте, но главное – чувствуйте!» И молодой Исаак изучал…и чувствовал, разумеется.

   Уже в 1879 году появляется замечательная картина, посвящённая парку Сокольники в один из хмурых осенних дней. На девятнадцатилетнего студента Московского училища живописи, ваяния и зодчества сразу же обратила внимания публика, и главное, Павел Третьяков. Острый глаз этого выдающегося русского мецената не пропускал ни одного значимого произведения, особенно, когда в нём читалась не только техника, но и поэзия цвета, сюжет, правдивость, душа, наконец. «Осенний день. Сокольники» отвечал всем этим параметрам, поэтому неудивительно, что он купил работу прямо с ученической выставки, чем сразу привлёк пристальное внимание общества к её автору.


   Что же мы видим на картине? Пустынная аллея парка, усыпана жёлтыми опавшими листьями. Трава ещё зелёная, но цвет этот не такой яркий как летом, а наоборот, по-осеннему пожухлый. Вдоль дороги растут молодые деревья. Их совсем недавно посадили, оттого они такие тонкие, с редкой осыпающейся листвой, а кое-где оная и вовсе отсутствует. Как контраст этой молодой поросли края картины «обступили» старые деревья парка. Высокие, могучие, тёмно-зелёные и чуть мрачноватые. И над всем этим поэтическим пейзажем плывут облака, серые и хмурые, создавая ощущение сырого пасмурного дня.

   Центральным элементом картины является героиня, но её присутствие «не ворует» у природы главную роль. Скорее, она выступает своеобразным камертоном настроения, создаваемого этим парком и осенним днём. Как Шишкин не имел никакого отношения к медведям со своей самой знаменитой работы, так и Левитан не автор этой примечательной, одинокой фигуры. Девушку в тёмном платье, идущую прямо с полотна навстречу к зрителю, написал Николай Чехов, русский художник и родной брат знаменитого писателя Антона Павловича.

   Общее настроение полотна грустно-настальгическое, и этому есть своё объяснение. Именно в этот период Левитан подвергся первому выселению из Москвы, согласно указу, запрещающему проживание евреев в городе. Живя в Салтыковке, Левитан вспоминал любимые пейзажи, любовно перенося их на холст.


   Близкое рассмотрение картины обнажает широкую манеру письма – размашистым мазком написана и дорога, и кроны. Однако сделав пару шагов от рамы, все эти широкие движения кисти сливаются в переливающуюся гладь, а размытость палитры добавляет воздушности пейзажу.

   Ещё одно удивительное свойство полотна – звукоизобразительность. Кажется, можно вполне чётко расслышать порывистые, но короткие движения осеннего ветра, скрип высоких сосен, одинокие шуршащие шаги по дорожке, шорох листьев.

   В этой картине всё удивительно и атмосферно. Взгляд упрямо цепляется за отдельные элементы, которые выстраиваются в цельный, лаконичный, но эмоциональный образ. И последняя деталь – быстрый взгляд на название, броское и ёмкое. Словно блоковское сакраментальное «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека», у Левитана не менее исчерпывающее – «Осенний день. Сокольники».

Источник: muzei-mira.com

Where in the landscape the woman?

After ten days, entirely given seized his landscape, Levitan, as always, the morning came to Sokolniki, and did not recognise them: in the night from frost circled all the leaves and branches and pine needles covered with frost.
e air and the ratio of the colors completely changed. Levitan was relieved: it’s good that he managed to finish his landscape, the latest modifications can be made and indoors, from memory. And in the evening to him at the light he looked fellow College Nicholas Chekhov, the elder brother of the future writer. «I think the alley would not hurt to let the beautiful lonely woman in a black dress!» — could not resist the Council is not very unicavi all these lyrical landscape «sentimentalizing» Nicholas.

Perhaps we can even imagine what spurs of Nikolai Chekhov on this intervention. At a traveling exhibition in 1879 considerable success enjoyed «Babushkin sad»and «Overgrown pond» another favorite teacher Levitan, Vasily Polenov. And that, in other works landscape enlivened by small female figures. And, maybe, does moonlighting as a coffee caricatures, inevitably groblewski taste, Nicholas had completely forgotten how to perceive everything, which is devoid of human presence. In the end, the romantic «woman in black» could be the subject of his personal lyrical dreams: just like you can see on one of the few paintings of Nikolai Chekhov «A young widow on her husband’s grave».

But, whatever it was, and at that moment not to end self-confident Levitan conceded. The female figure on his completed painting finished Nikolai Chekhov. He was pleased with himself and insisted that only through a woman and can understand that the theme of the landscape of rootlessness and loneliness.

«Autumn day. Sokolniki» on a fateful exhibition


The School «Autumn day» like. Its picturesque surface, dotted with different fractional strokes, by itself, without female figures, evokes emotions, awakened the alarm. For the exhibition, which was waiting for «all of Moscow», the picture is allocated in the old building on Myasnitskaya a single wall. And light, importantly, also proved to be beneficial for landscape. From Levitan’s excitement completely disagreed with nerves and trembling hands. Besides him, a few years took place in only a plaid jacket and short pants, had to go to a meeting with potential customers. So he thought he could take his coat rent in fancy Barber shop a Film Petukhov, and for a long time rummaging among the boyars coats and jackets operetta grandees, trying to find anything remotely suitable. And it is also in the feverish excitement head Levitan added to the unreality of what is happening.

The exhibition was both Chekhov Nikolay – to share possible success, and Anton began to study at Moscow medicine, to support completely rasslaivateisa Levitan. Tretyakov asked the author to assign his picture of the price and «not to Goritsa».
vitan, then absolutely do not represent the prices on the art market and not really believing that his painting found a buyer – and how! – flatly refused. And almost fled, unable to cope with the emotions. Tretyakov insisted that he, allegedly, never sets the price for the paintings himself, and Levitan it’s time to learn to sell yourself. In a good, commercial sense. But, seeing the confusion of the artist relented: okay de, ask them to put a price on your professors, they prices for paintings to put can.

Almost last, much too late, the exhibition was Alexei Kondratyevich Savrasov. Favorite teacher Levitan, the finest landscape painter and already hopelessly drinker, he was, as usual, straight and half-drunk. Having given away hanging on the walls landscapes terms like «Rubbish!» and «This daubs just a tub of pickles to cover Savrasov got to the painting «Autumn day. Sokolniki». «Where Is Isaac? – sounded roared Savrasov. – What the hell unnecessary woman punched in the scenery?» The intuition and taste Savrasov, Levitan was trusted implicitly. More than myself – Yes, and he did not intend to include figure in landscape, in his vision of the landscape of teacher and student match. Further, with rare exceptions, the people in the landscapes Levitan will not. And the painting «Autumn day. Sokolniki» will allow the beginning artist to believe in themselves and (at least for a short time) will correct his deplorable financial situation.

Author: Anna Yesterday

Источник: artchive.ru

Одно из “самых осенних” произведений


Осень для автора всегда была любимой темой. А начало этой тематике положила небольшая картина, почти эскиз – “Осенний день. Сокольники”.

Сейчас Сокольники – район Москвы, а в 19 веке он был пригородом. Таким парк увидел 19-летний Исаак Левитан. Этим полотном юный художник показал свою состоятельность как живописец.

Несмотря на то, что осенние пейзажи не раз писались такими именитыми художниками, как Поленов и Саврасов, картина молодого художника привлекла зрителей. В ней чувствовалось настроение. Полотно проникнуто лирической грустью расставания с летом, погожими деньками, а, может быть, с юностью. 

Удивительно, как в такие годы Левитан мог передать чувство расставания, как молодость могла почувствовать приближение другой возрастной поры?

Грустью проникнуты и молодые тоненькие деревца, растущие по обеим сторонам дорожки, и могучие старые сосны и ели. Осеннее настроение передают серое небо и торопливо идущая по дорожке женщина. Кстати, женщина в черном была помещена в композицию не Левитаном, а братом Антона Чехова – Михаилом. Антон Чехов и Исаак Левитан были друзьями.

Картина написана необычно: дробными мазками. От этого она выглядит еще более выразительной, передается некоторая хрупкость природы, которая сродни хрупкости женщины, затерявшейся на дорожках парка. В цветовой гамме использованы характерные для осени оттенки: желтый, охристый, бурый.


Дорожка парка усыпана золотыми листьями, зеленая трава местами уже пожухла. Листва молодых деревцев почти облетела, но некоторые оставшиеся своим желтым цветом четко оттеняют мрачную зелень высоких сосен и елей.

Видимо только, что закончился дождь, небо уже посветлело и белые облачка рассеиваются, хотя на дальнем плане горизонт еще затянут серыми тучами.

На то, что дождь уже прошел, а не вот-вот начнется, указывает мокрая, потемневшая от дождя скамейка, стоящая возле дорожки.

Творчество молодого художника высоко оценил известный меценат и знаток искусства Павел Третьяков. Картина прямо с выставки была куплена для пополнения коллекции его галереи.

Источник: muzei.club

Описание картины «Осенний день. Сокольники» из книги В. Петрова «Исаак Левитан»:

«В 1879 году житейские тяготы Левитана усугубились… Но несмотря ни на что, он вдохновенно работал, сумев показать на ученической выставке 1880 года картину «Осенний день. Сокольники» (1879 г.).

Эта проникновенная работа стала свидетельством усвоения Левитаном поэтических традиций и достижений русского и европейского пейзажа и своеобразия его лирического дара. …работа отличается органичностью. В ней чисто и совершенно звучат уже специфически левитаноские интонации и достигнута, пожалуй, небывалая для отечественной живописи мера единства этюдной непосредственности и «картинной» поэтической содержательности пейзажа.


Запечатлев усыпанную опавшими листьями аллею старого парка, по которой тихо идет изящная молодая женщина в черном (ее Левитану помог написать товарищ по училищу Николай Чехов, брат писателя), художник наполнил картину элегически-печальными чувствами осенного увядания и человеческого одиночества.

Картина вызывает ассоциации с лирикой осени в русской поэзии, которую знал и любил Левитан и в которой в подобных состояних природы виделись то «грустный взгляд» (Иван Тургенев), то «та кротная улыбка уваданья…» (Федор Тютчев). Плавно изгибающаяся аллея, обрамляющие ее тонкие пожелтевшие клены и темпные высокие хвойные деревья, влажная дымка воздуха — все в картине «участвует» в создаии проникновенного и целостного «музыкального» образного строя.

Замечательно написаны плывущие по пасмурному небу серые облака (отныне «лирика неба»… стала одним из неповторимых достоинств левитановской живописи). «Прочитывается» в «Осеннем дне» влияние и Василия Поленова, и французского живописца барбизонской школы Камиля Коро, одного из любимейших художников Левитана…

Сохранился и совсем маленький, но драгоценный по живописи этюд к этой картине — «Осенние листья». <…>


Картина «Осенний день. Сокольники» была замечена зрителями и получила, пожалуй, высшую из возможных в то время оценку — была приобретена Павлом Третьяковым, чутким любителем пейзажной живописи, выше всего ставившим в ней не «красоту», но душу, единство поэзии и правды.

Успех картины «Осенний день. Сокольники» придал Левитану уверенность в силах и на некоторое время облегчил его материальное положение. Но условия его жизни еще долго оставались тяжелыми.»

(из книги В. Петрова «Исаак Левитан», изд-во «Белый город», 2000 г.)

Источник: www.literaturus.ru