Анализ стихотворения А.А. Фета «Осень»

Картинка Анализ стихотворения Фета Осень № 1

Осень часто дарила покой в сердце творческих личностей. Но для умиротворения у А.А. Фета есть более веские причины. Ему на момент написания стихотворения «Осень», а это 1883 год, уже шестьдесят три года. Он добился в своей, полной невзгод и лишений жизни, многого. Сейчас он уже зрел, имеет авторитет и вес в обществе. Наступила та пора, когда он может вздохнуть свободно, и наслаждаться жизнью. И данное произведение вторит этому настроению. Оно пропитано тоской и грустью момента, когда человек учится жить по-новому, переосмысливая ценности жизни.

Природа, которая всегда притягивала взгляд поэта, сейчас вдруг стала «хладной». И этот лейтмотив беззвучный и безотрадный просится в душу. Поэт томности высказываний первой строфы вдруг противопоставляет иное настроение, более романтичное, где есть место «взорам» и «прихотям любви». Настроение этих осенних дней необычайно бодрит автора, он даже «золотистые уборы» этой поры года окрашивает в кровь. Третья же строфа наполнена мелодии. Осень для поэта уже «стыдливая печаль». Данные строки пафосные, пышные. Осень вдруг снова перерождается, она «молчит». И даже те звуки, которые слышны, они «вызывающи».


Для передачи того настроения, которому сейчас подвластен лирический герой, автор использует некоторые оригинальные приемы. Например, эмоциональные эпитеты: «сумрачные», «безотрадные», «беззвучные». Стоящий в тексте оксюморон «безотрадная истома» передают полутона эмоционального надрыва поэта. Метафоры стихотворения: «знойные прихоти», «горящие взоры», рождают ассоциации, а олицетворение осени с воспламененным возлюбленным, придает силы и страсти произведению.

Спокойный ритм размышлений, о метаморфозах увядающей осени, поддерживаются автором четырехстопным ямбом и охватной рифмовкой, где выделяется в смысловой нагрузке заключительное слово.

Анализ стихотворения Фета «Осень» — лучшее сочинение

Картинка Анализ стихотворения Фета Осень № 2

Осень – самая неоднозначная пора. Нельзя так строго и конкретно определить ее настроение. То она вызывает тоску, уныние и печаль – все самые сумрачные чувства, то, наоборот, все внутри возгорает при виде осенней золотой листвы, искрящегося солнца.


Ностальгия завладевает настроением поэтической души. Поэтому все авторы, поэты и писатели так по-разному описывают эту пору. Но все, так или иначе, стремятся выразить свое мнение по поводу осени.

В стихотворении Афанасия Фета «Осень», которое он написал в 1883 году, отражено сразу два разных, даже противоположных настроения. Стихотворение было написано в октябре. Это ка раз середина осени, то время, когда лето уже ушло, а зима еще не наступила, а душа находится в смятении. Поэтому вначале произведения мы чувствуем, как автор начинает печалиться по поводу наступившей осени («как грустны сумрачные дни», «истомой безотрадной»).

Далее поэт вспоминает и о том, что все же осень не так грустна и печальна, что в это время тоже можно жить и любить, можно наслаждаться происходящим и верить в то, что все только начинается.

Довольно необычно то, что Афанасий Фет в стихотворении об осени стремится вспомнить и написать о любви. Кажется, что это совсем несовместимое чувство с тем, что происходит осенью. Ведь это пора, когда все засыпает, приходит в покой и некоторое уныние. Но Фет пишет: «горящих осень ищет взоров и знойных прихотей любви».

Стихотворение состоит из трех строф, каждой из которых соответствует некая законченная смысловая часть. Это сравнимо даже с этапами человеческой жизни. Фет сравнивает осень с живым существом, с человеком. Можно даже ощутить живой дух в строках произведения.


В понимании автора осень, как и человек, живет, любит, а затем стареет и умирает. Поэтому третья строфа и звучит как какое-то логическое завершение не только поры года, но и жизни в некоторой степени.

Эмоциональность стихотворения потихоньку снижается, замирают чувства, наступает умиротворение и покой («молчит стыдливая печаль», «замирающей», «ей ничего уже не жаль»).

  • Пушкин. Анализ стихотворения «Осень»

Стихотворение А.С.Пушкина «Осень» написано в 1833 году в самую плодотворную.

  • Анализ стихотворения Афанасия Фета «Осенняя роза»

    Великий русский поэт А.Фет написал в свое время достаточно много произведений.

  • Анализ стихотворения Афанасия Фета «Заря прощается с землею»

    Удивительно, своеобразно, ни с чем несравнимо описывает родную русскую.

  • Анализ стихотворения А. Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова…»

    А. А. Ахматова жила и писала в очень непростой период времени. Это были.

  • Анализ стихотворения Фета «Воздушный город»

    Удивительно и притягательно стихотворение Афанасия Фета «Воздушный.

  • Анализ стихотворения Фета «Весенний дождь»

    В стихотворении Фета «Весенний дождь» ощущается настроение весеннего.

  • Анализ стихотворения Афанасия Фета «Печальная береза»

    Снова и снова возвращаясь к творчеству любимого мною поэта — Афанасия.

    Анализ стихотворения Фета «Осень»

    iv>

    Картинка Анализ стихотворения Фета Осень № 3

    Осень – самая неоднозначная пора. Нельзя так строго и конкретно определить ее настроение. То она вызывает тоску, уныние и печаль – все самые сумрачные чувства, то, наоборот, все внутри возгорает при виде осенней золотой листвы, искрящегося солнца.

    Ностальгия завладевает настроением поэтической души. Поэтому все авторы, поэты и писатели так по-разному описывают эту пору. Но все, так или иначе, стремятся выразить свое мнение по поводу осени.

    В стихотворении Афанасия Фета «Осень», которое он написал в 1883 году, отражено сразу два разных, даже противоположных настроения. Стихотворение было написано в октябре. Это ка раз середина осени, то время, когда лето уже ушло, а зима еще не наступила, а душа находится в смятении. Поэтому вначале произведения мы чувствуем, как автор начинает печалиться по поводу наступившей осени («как грустны сумрачные дни», «истомой безотрадной»).

    Далее поэт вспоминает и о том, что все же осень не так грустна и печальна, что в это время тоже можно жить и любить, можно наслаждаться происходящим и верить в то, что все только начинается.

    Довольно необычно то, что Афанасий Фет в стихотворении об осени стремится вспомнить и написать о любви. Кажется, что это совсем несовместимое чувство с тем, что происходит осенью. Ведь это пора, когда все засыпает, приходит в покой и некоторое уныние. Но Фет пишет: «горящих осень ищет взоров и знойных прихотей любви».


    Стихотворение состоит из трех строф, каждой из которых соответствует некая законченная смысловая часть. Это сравнимо даже с этапами человеческой жизни. Фет сравнивает осень с живым существом, с человеком. Можно даже ощутить живой дух в строках произведения.

    В понимании автора осень, как и человек, живет, любит, а затем стареет и умирает. Поэтому третья строфа и звучит как какое-то логическое завершение не только поры года, но и жизни в некоторой степени.

    Эмоциональность стихотворения потихоньку снижается, замирают чувства, наступает умиротворение и покой («молчит стыдливая печаль», «замирающей», «ей ничего уже не жаль»).

    «Осень» А.Фет

    Картинка Анализ стихотворения Фета Осень № 4

    Как грустны сумрачные дни
    Беззвучной осени и хладной!
    Какой истомой безотрадной
    К нам в душу просятся они!

    Но есть и дни, когда в крови
    Золотолиственных уборов
    Горящих осень ищет взоров
    И знойных прихотей любви.

    Молчит стыдливая печаль,
    Лишь вызывающее слышно,
    И, замирающей так пышно,
    Ей ничего уже не жаль.

    Анализ стихотворения Фета «Осень»

    Афанасий Фет умел очень тонко чувствовать окружающий мир и передавать его красоту в своих стихах. Более того, его собственное настроение нередко менялось от того, что он видел во время прогулок или же из окна родового поместья. Но бывало и так, что ощущения поэта оказывались созвучными тому, что происходит в природе. И тогда рождались стихи наподобие «Осени», которая была написана в 1883 году.

    >

    «Как грустны сумрачные дни беззвучной осени и хладной», — отмечает поэт в первых строчках своего стихотворения проводя тем самым параллель между сменой сезонов года и собственной жизнью. Ведь к тому моменту, когда было написано это стихотворение, Фет уже разменял шестой десяток и уже ничего не ждал лот этой жизни. Он сумел вернуть себе утраченное наследство и титулы, удачно женился на девушке из состоятельной семьи, но вдруг осознал, что для настоящего счастья этого крайне мало. В его жизни не было самого главного – любви, найти которую поэт уже и не рассчитывал. Именно этим обстоятельством и объясняется тот пессимизм, который Фет вкладывает в данное произведение и задает ему определенный тон. Осенние дни поэт сравнивает с безотрадной истомой, которая одолевает каждого, кто доходит до определенной черты и понимает, что за ней осталось все самое лучшее и светлое, что было в его жизни.

    Вместе с тем, Фет с удовольствием вспоминает и радостные мгновения, которые ассоциируются у него с золотой осенью, теплой и приветливой. Она «ищет взоров и знойных прихотей любви», символизируя период зрелости чувств и отношений.


    этот этап в жизни поэта был достаточно кратким и оставил горькое послевкусие, связанное с трагической гибелью возлюбленной. Поэтому осень для Фета, скорее, является символом увядания и подготовки к переходу в иной мир. Неудивительно, что пышность и буйство красок, золото опадающей листвы и теплоту последних солнечных дней автор воспринимает, как последний подарок природы, щедрый и довольно жестокий. Ведь, по мнению Фета, «ей ничего уже не жаль», и финал будет неизбежным – еще немного, и весь мир окутает белое снежное покрывало, под которым останутся чувства, мысли и желания. Это вынуждает поэта очень остро чувствовать не только яркую красоту осени, но и собственную старость, понимая, что в его жизни уже не случится ничего восхитительного, романтичного и заслуживающего внимания. Того, ради чего стоило бы начать все заново или же хотя бы попробовать почувствовать себя счастливым.

    «Осень», анализ стихотворения Фета

    Стихотворение «Осень» было создано в 1883 году, когда поэту было почти шестьдесят три года. Позади остались перипетии с признанием дворянства, усилия по сохранению литературных связей, служебные интриги. В этом возрасте приходит покой и переосмысление своего жизненного пути. Этим философским настроением проникнуто всё стихотворение «Осень».

    Оно состоит из трёх строф, и каждой присуща своя тональность. В первой почти подряд произносятся эпитеты «грустны». «сумрачные». «беззвучной». «хладной». «безотрадной». Они рождают тоскливое настроение, а восклицание только усиливает безнадёжность уныния. «Безотрадная истома» — оксюморон из рода тех, что так присущи творчеству Фета, они очень тонко отображают малейшие эмоциональные оттенки. Истома как наслаждение от собственной неизбывной тоски, от унылой осени знакома почти каждому. Но долго оставаться в этом состоянии невозможно, поэтому вторая строфа становится закономерным переходом к иному настроению.


    Слова «золотолиственных уборов». «горящих взоров». «знойных прихотей» навевают ассоциации с теплом, роскошью, чувственностью. В этих строчках прослеживается необычная метафора и олицетворение: осень, словно оживший человек и воспламенённый любовник, ищет в «крови золотолиственных уборов» отклика своей страсти, ищет «горящих взоров и прихотей любви». Осень — золотая листва — любовь соединяются в единое устремление к жизни и чувственности. Какой контраст с первой строфой!

    А третья, заключительная часть стихотворения, написана как бы от лица наблюдателя, невольно подсмотревшего эти осенние метаморфозы. «Молчит стыдливая печаль, лишь вызывающее слышно». — отмечает лирический герой. Слово «вызывающее». употреблённое в среднем роде, невольно связывается со словом «действие». Оно происходит в осенней природе, оно откровенно. Оно взывает к жизни! А печаль «замирает так пышно». и ей «ничего уже не жаль». Эти слова рождают ассоциацию с проводами в последний путь: в нём сочетаются грусть, пышность и равнодушие того, кто уходит, ко всем мирским горестям.


    Итак, олицетворение осени не повторяется, но раздваивается: деятельное любовное устремление во второй строфе и молчаливая, равнодушная печаль в третьей. И эти же два настроения владеют и лирическим героем, когда он рассказывает о картине увядания природы.

    Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с безударной третьей стопой. Такой ритмический рисунок очень подходит для передачи размышлений и отстранённо-печального состояния души. А драматизм произведению придаёт охватная рифмовка, выделяющая заключительное слово каждой строфы, которое несёт основную смысловую нагрузку.

    Стихотворение-размышление, философское принятие изменчивости природы, настроения и человеческих чувств — вот что заключает в себе «Осень» Фета, зрелое и жизненное произведение.

    Послушать стихотворение Фета Осень

    Источник: ostihe.ru

    Литературный анализ

    Произведение, относящееся к позднему творчеству поэта, является по жанровой направленности пейзажной лирикой, отличающейся особым философским смыслом, отражающим соединительную связь описания природы и поэтической жизни. 

    Основной тематикой стихотворения является описание осеннего времени года в разрезе человеческих чувств в виде желания жить, любить, а также способности сопереживать, ощущать печаль, радость, тоску, счастье.


    Композиционная структура стихотворения представляет собой три строфы, соединенных кольцевой рифмовкой, каждая из которых имеет некую законченную смысловую часть, сравнимую с этапами жизненного существования человека. Повествование в стихотворении ведется от лица лирического героя, при этом поэт изображает перемены в душевном настроении персонажа, причинами которых являются изменения в окружающей реальности.   

    В качестве стихотворного размера в стихотворении применяется четырехстопным ямб, который в сочетании с охватной рифмой придает поэтическому содержанию спокойную ритмику, позволяющую лирическому герою размышлять о метаморфозах, происходящих в период увядания осенней природы.

    Первая часть стихотворения «Осень» изображает картину безысходного одиночества в тоскливой тишине осенней природы, во второй части происходит оживление осени в виде наполнения теплыми, светлыми оттенками воспоминаний о счастливых жизненных моментах, в третьей строфе эмоциональная атмосфера утихает и появляется умеренная, степенная ритмика, подчеркивающая неизбежность наступления зимнего периода, вызывающего безысходную печаль, грусть и тоску описанием увядающей природы.

    Средствами художественной выразительности в стихотворении является разнообразные метафоры, представленные контекстуальным синонимом, многочисленные и эмоциональные эпитеты, а также поэт использует литературные приемы в форме градации, позволяющий усилить смысловую и поэтическую значимость произведения, и оксюморона, передающего полутона поэтического надрывного душевного состояния лирического героя.

    Эмоциональное содержание стихотворения подчеркивается авторским пониманием осени, как равноценного человека, умеющего жить, любить, а затем постепенно стареть и умирать, ощутив умиротворяющий покой.

    Отличительными особенностями произведения является импрессионистские оттенки, выражающиеся в обрывках событий, явлений, которые сменяются эмоциями, ощущениями посредством использования поэтом многочисленных имен прилагательных, придающих стихам эпическую пышную, торжественную и пафосную направленность.

    10 класс

    Осень

    Осень

    Источник: sochinite.ru

    Полный текст стихотворения «Осень» А. А. Фет

    Как грустны сумрачные дни

    Беззвучной осени и хладной!

    Какой истомой безотрадной

    К нам в душу просятся они!

    Но есть и дни, когда в крови

    Золотолиственных уборов

    Горящих осень ищет взоров

    И знойных прихотей любви.

    Молчит стыдливая печаль,

    Лишь вызывающее слышно,

    И, замирающей так пышно,

    Ей ничего уже не жаль.

    8 октября 1883

    Краткий анализ стиха А. А. Фета «Осень»

    Вариант 1

    Осень привлекала многих поэтов своей неоднозначностью. Определить ее конкретное настроение невозможно. Она вызывает грусть и уныние в дождливый серый день, но может и зажечь самые яркие чувства при виде ярко-желтой листвы под лучами искрящегося солнца. Возможно, поэтому художники слова стремились высказать свое мнение по поводу этого прекрасного времени года.

    Стихотворение «Осень» создано Афанасием Фетом в 1883 году. Кстати, до этого года был почти 20-летний перерыв в творчестве, когда поэт практически ничего не писал. Теперь же Фету почти 63. Неурядицы по признанию его дворянином, служебные разборки и прочие жизненные трудности остались позади. Стихотворения мастера поэтического слова становятся наполненными философскими размышлениями о единстве человека и природы, о вечности. С 1883 по 1891 годы поэтом написано больше трехсот стихотворений, вошедших в сборник «Вечерние огни». «Осень» – одно из них.

    Поэтическое творение Фета состоит из трех четверостиший, каждое из которых имеет свое настроение. Эпитеты первой строфы «грустны», «сумрачные», «беззвучной», «хладной», «безотрадной» идут практически друг за другом. В них чувствуется тоскливое настроение, создается впечатление тишины и одиночества.

    Осенние дни во второй строфе наполняются теплом и светом. Подтверждают это метафоры «золотолиственных узоров», «горящих взоров», «знойных прихотей любви». Осень словно оживает, наполняясь оптимизмом, удивительной красотой и завораживающим очарованием. Читатель чувствует, что поэт любуется окружающей его природой.

    Третье четверостишие дышит умиротворенностью, спокойствием. Эпитет «стыдливая» навевает печальное настроение. Ритм стихотворения замедляется, как угасает сама пышно замирающая осень.

    Стихотворение Фета наполнено чувствами и эмоциями. Одухотворенная природа в стихотворении поэта тесно переплетается с человеческой судьбой. Она также сложна и неповторима.

    Зрелое философское поэтическое произведение Афанасия Фета – это размышление об изменчивости природы, непосредственно связанной с жизнью, чувствами и настроениями человека.

    Вариант 2

    Осень часто дарила покой в сердце творческих личностей. Но для умиротворения у А.А. Фета есть более веские причины. Ему на момент написания стихотворения «Осень», а это 1883 год, уже шестьдесят три года. Он добился в своей, полной невзгод и лишений жизни, многого. Сейчас он уже зрел, имеет авторитет и вес в обществе. Наступила та пора, когда он может вздохнуть свободно, и наслаждаться жизнью. И данное произведение вторит этому настроению. Оно пропитано тоской и грустью момента, когда человек учится жить по-новому, переосмысливая ценности жизни.

    Природа, которая всегда притягивала взгляд поэта, сейчас вдруг стала «хладной». И этот лейтмотив беззвучный и безотрадный просится в душу. Поэт томности высказываний первой строфы вдруг противопоставляет иное настроение, более романтичное, где есть место «взорам» и «прихотям любви». Настроение этих осенних дней необычайно бодрит автора, он даже «золотистые уборы» этой поры года окрашивает в кровь. Третья же строфа наполнена мелодии. Осень для поэта уже «стыдливая печаль». Данные строки пафосные, пышные. Осень вдруг снова перерождается, она «молчит». И даже те звуки, которые слышны, они «вызывающи».

    Для передачи того настроения, которому сейчас подвластен лирический герой, автор использует некоторые оригинальные приемы. Например, эмоциональные эпитеты: «сумрачные», «безотрадные», «беззвучные». Стоящий в тексте оксюморон «безотрадная истома» передают полутона эмоционального надрыва поэта. Метафоры стихотворения: «знойные прихоти», «горящие взоры», рождают ассоциации, а олицетворение осени с воспламененным возлюбленным, придает силы и страсти произведению.

    Спокойный ритм размышлений, о метаморфозах увядающей осени, поддерживаются автором четырехстопным ямбом и охватной рифмовкой, где выделяется в смысловой нагрузке заключительное слово.

    Вариант 3

    Афанасий Фет известен проникновенной тонкой лирикой, в которой отражено глубинное понимание и чуткое ощущение природы. Такой дар позволял поэту рисовать яркими фразами окружающий мир и сопоставлять его с личными переживаниями.

    Великий Фет подмечал малейшие оттенки в природе и находил им отклик в собственном настроении. Похожее смешение природного волнения и личных эмоций происходит и в этом замечательном стихотворении. Поэт размышляет об осени, как грустной поре, завершающей пик великолепия красок, цветения, благоухания.

    Поэт находит отголосок чувства утраты и завершения лучших моментов в своей собственной судьбе, ведь в пору написания стихотворения ему было уже за пятьдесят. Все самое лучшее осталось позади, а впереди зима, пора замирания всего живого в природе и стылой памяти в душе.

    И все же осень дарит и прекрасные минуты. Поэт с радостью подмечает и золото осеннего убранства, и ожидание «горящих взоров», и таинство великого молчания. Все еще возможно. Еще ярки краски и живы помыслы, еще может произойти много загадочного и грандиозного.

    Отождествляя себя, природу и любого другого человека, Афанасий Фет не ждет успокоения и тихого созерцания. Природа еще готова к переменам, свершениям, она так же величественна и сильна, а ее «стыдливая печаль» прикрывает вызывающие помыслы и надежды.

    И пусть уже нет шанса на вспышку, возрождение, опадают листья, вянет зеленый покров. Близится закат поры осенней и завершающий этап человеческой жизни. Грустное сожаление об ушедшем чувствуется и в прекрасной осени, но она старается не показывать это.

    Поэт тонко ощущает это зыбкое состояние, перенося в него и свои переживания, он призывает ни о чем не жалеть, как не сожалеет об этом природа. Показав всю силу и красоту, она затихает в новой особой поре, величественной и мудрой.

    Все проходит, как бы подытоживает поэт. Не спасает даже последний яркий всплеск, ведь он так же обречен перед грядущей зимой. Так природа своим особым состоянием передала трепетное волнение автора и вместе с тем успокоила своей философской великой правдой.

    Стихотворение «Осень» – анализ по плану

    Вариант 1

    Творчество А. Фета в основном связано с чувством восторга перед природой. Резким отличием является стихотворение «Осень», написанное в 1883 г. Поэт в это время был уже в преклонном возрасте, поэтому воспринимал жизнь как медленное угасание. В прошлом остались любовные увлечения, поражения и победы. Фет добился благополучия и известности. Лучшие годы уже были позади, оставалось спокойно воспринимать старость, подводить итоговую черту под своей жизнью.

    Первая строфа стихотворения проникнута ощущениями тоски и печали. Холодная и равнодушная осень невероятно грустна. Хмурые осенние дни неспособны вызвать радость в сердце. То же самое чувствует человек в старости. Его ощущения притупились, ничто не вызывает в нем счастья. Он уже давно расстался со всеми надеждами и мечтами и ничего не ждет от будущего. Фет всегда славился тонким восприятием и описанием природных звуков. Но в этом случае поражает использованный им эпитет – «беззвучная».

    Во второй строфе Фет все же признает, что и осенью бывают прекрасные дни, которые можно сравнить с поздней человеческой любовью. Красота в этот период уже увядающая, но в этом и заключается ее ценность. Последние теплые дни, как и вспышка страсти, позволяют человеку еще раз ощутить полноту своей жизни.

    Третья строфа подводит к окончательному заключению. Кратковременное возрождение чувств уже не может обмануть человека. Все равно последним его ощущением будет «стыдливая печаль». Возникает единственный звук в стихотворении, произведенный «вызывающим». Неопределенность этого понятия означает, по сути, холодное равнодушие автора, которому, как и печали, «ничего уже не жаль».

    Размер стихотворения – четырехстопный ямб. Он идеально подходит для описания печального размышления на закате дней. Эмоциональность постепенно нарастает, но в третьей строфе автор переходит на умеренный ритм.

    Первая и вторая строфы построены на контрасте применяемых эпитетов («сумрачные», «безотрадной» — «золотолиственных», «знойных»). Автор широко использует олицетворения («дни… просятся», «молчит… печаль»).

    В стихотворении нет четкой сюжетной линии, оно представляет собой отдельные отрывки впечатлений и чувств. Автор словно бы предлагает читателю самому представить недостающие детали. Старость предоставит каждому человеку бездну времени для такого анализа.

    Вариант 2

    Стихотворение «Осень» было создано в 1883 году, когда поэту было почти шестьдесят три года. Позади остались перипетии с признанием дворянства, усилия по сохранению литературных связей, служебные интриги. В этом возрасте приходит покой и переосмысление своего жизненного пути. Этим философским настроением проникнуто всё стихотворение «Осень».

    Оно состоит из трёх строф, и каждой присуща своя тональность. В первой почти подряд произносятся эпитеты «грустны». «сумрачные». «беззвучной». «хладной». «безотрадной». Они рождают тоскливое настроение, а восклицание только усиливает безнадёжность уныния. «Безотрадная истома» — оксюморон из рода тех, что так присущи творчеству Фета, они очень тонко отображают малейшие эмоциональные оттенки. Истома как наслаждение от собственной неизбывной тоски, от унылой осени знакома почти каждому. Но долго оставаться в этом состоянии невозможно, поэтому вторая строфа становится закономерным переходом к иному настроению.

    Слова «золотолиственных уборов». «горящих взоров». «знойных прихотей» навевают ассоциации с теплом, роскошью, чувственностью. В этих строчках прослеживается необычная метафора и олицетворение: осень, словно оживший человек и воспламенённый любовник, ищет в «крови золотолиственных уборов» отклика своей страсти, ищет «горящих взоров и прихотей любви». Осень — золотая листва — любовь соединяются в единое устремление к жизни и чувственности. Какой контраст с первой строфой!

    А третья, заключительная часть стихотворения, написана как бы от лица наблюдателя, невольно подсмотревшего эти осенние метаморфозы. «Молчит стыдливая печаль, лишь вызывающее слышно». — отмечает лирический герой. Слово «вызывающее». употреблённое в среднем роде, невольно связывается со словом «действие». Оно происходит в осенней природе, оно откровенно. Оно взывает к жизни! А печаль «замирает так пышно». и ей «ничего уже не жаль». Эти слова рождают ассоциацию с проводами в последний путь: в нём сочетаются грусть, пышность и равнодушие того, кто уходит, ко всем мирским горестям.

    Итак, олицетворение осени не повторяется, но раздваивается: деятельное любовное устремление во второй строфе и молчаливая, равнодушная печаль в третьей. И эти же два настроения владеют и лирическим героем, когда он рассказывает о картине увядания природы.

    Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с безударной третьей стопой. Такой ритмический рисунок очень подходит для передачи размышлений и отстранённо-печального состояния души. А драматизм произведению придаёт охватная рифмовка, выделяющая заключительное слово каждой строфы, которое несёт основную смысловую нагрузку.

    Стихотворение-размышление, философское принятие изменчивости природы, настроения и человеческих чувств — вот что заключает в себе «Осень» Фета, зрелое и жизненное произведение.

    Анализ стихотворения «Осень» А. А. Фет

    Вариант 1

    Афанасий Фет умел очень тонко чувствовать окружающий мир и передавать его красоту в своих стихах. Более того, его собственное настроение нередко менялось от того, что он видел во время прогулок или же из окна родового поместья. Но бывало и так, что ощущения поэта оказывались созвучными тому, что происходит в природе. И тогда рождались стихи наподобие «Осени», которая была написана в 1883 году.

    «Как грустны сумрачные дни беззвучной осени и хладной», — отмечает поэт в первых строчках своего стихотворения проводя тем самым параллель между сменой сезонов года и собственной жизнью. Ведь к тому моменту, когда было написано это стихотворение, Фет уже разменял шестой десяток и уже ничего не ждал лот этой жизни. Он сумел вернуть себе утраченное наследство и титулы, удачно женился на девушке из состоятельной семьи, но вдруг осознал, что для настоящего счастья этого крайне мало. В его жизни не было самого главного – любви, найти которую поэт уже и не рассчитывал. Именно этим обстоятельством и объясняется тот пессимизм, который Фет вкладывает в данное произведение и задает ему определенный тон. Осенние дни поэт сравнивает с безотрадной истомой, которая одолевает каждого, кто доходит до определенной черты и понимает, что за ней осталось все самое лучшее и светлое, что было в его жизни.

    Вместе с тем, Фет с удовольствием вспоминает и радостные мгновения, которые ассоциируются у него с золотой осенью, теплой и приветливой. Она «ищет взоров и знойных прихотей любви», символизируя период зрелости чувств и отношений. Но этот этап в жизни поэта был достаточно кратким и оставил горькое послевкусие, связанное с трагической гибелью возлюбленной. Поэтому осень для Фета, скорее, является символом увядания и подготовки к переходу в иной мир. Неудивительно, что пышность и буйство красок, золото опадающей листвы и теплоту последних солнечных дней автор воспринимает, как последний подарок природы, щедрый и довольно жестокий. Ведь, по мнению Фета, «ей ничего уже не жаль», и финал будет неизбежным – еще немного, и весь мир окутает белое снежное покрывало, под которым останутся чувства, мысли и желания. Это вынуждает поэта очень остро чувствовать не только яркую красоту осени, но и собственную старость, понимая, что в его жизни уже не случится ничего восхитительного, романтичного и заслуживающего внимания. Того, ради чего стоило бы начать все заново или же хотя бы попробовать почувствовать себя счастливым.

    Вариант 2

    В стихотворении «Осень» явно прослеживается параллель между описанием природы и жизнью самого автора. Написано стихотворение в 1883 году, когда Фет уже чувствовал приближение старости. Сожаление об уходящей молодости, переживания о наступлении нового этапа жизни, душевные воспоминания о событиях жизни прошедшей — всё это проявляется в тексте стихотворения.

    Отличительными чертами пейзажных зарисовок поэта являются образность, конкретные описания деталей, наличие в произведениях средств художественной выразительности: эпитетов, метафор, сравнений. Стихотворение «Осень» можно условно разделить на три части — три строфы, в каждой есть своя тема и скрыт глубокий смысл. Это деление помогает понять мысли лирического героя, его настроение. Становится возможным увидеть, как меняется душевное состояние героя под влиянием изменений в окружающей действительности.

    Образ осени меняется на протяжении всего повествования. В начале стихотворения она представляет собой довольно безрадостную картину: «грустны сумрачные дни», «беззвучной осени и хладной», «истомой безотрадной К нам в душу просятся они!» Эпитеты «грустный», «сумрачный», «беззвучный», «безотрадный» создают образ увядающей природы. Вокруг уже не осталось ярких красок, переливов солнца; не слышно пения птиц и звучания воды — всё покрыто сумраком и печалью. Поэт мастерски создает ощущение грусти, которое наполняют душу лирического героя.

    Вторая строфа отличается от первой своей смысловой нагрузкой — на первый план выходят более радостные образы. Употребление метафор «горящие взоры», «золотолиственные уборы», «знойные прихоти любви» меняет образ грустной осенней природы на более жизнерадостную и теплую картину. Природа, а вслед за ней и лирический герой, словно погружается в воспоминания о приятных мгновениях, ведь не всегда осень означает упадок. Ранняя осень раскрашена яркими красками, она живет и наполняет людей вдохновением.

    В третьей строфе лирический герой показан умиротворенным, согласным с неизбежным наступлением осени и зимы впоследствии. Всё вокруг замирает в ожидании смены времен года. Печаль, наполнившая душу лирического героя, наконец, перестала терзать беспокойную душу, и так же замерла в ожидании. Осень замирает «пышно» и она ни о чем не жалеет — вот то состояние, в котором находится природа и лирический герой. Фет, оглядываясь на прожитые годы, грустит. Но его грусть, хоть и неизбежная, но торжественная.

    В лирике Афанасия Афанасьевича Фета природа становится не просто предметом описания, а отображением загадочной и неизведанной русской души. Параллельно с изменениями времен года или погоды меняется и настроение лирического героя Фета. В более ранних произведениях поэта читатель видит гармоничное сосуществование человека и природы. Человек в поэзии Фета всегда стремился постичь то неизведанное, что таится в окружающем его мире.

    Стихотворения позднего периода творчества раскрывают Фета, как поэта чувствующего не только воодушевление, но и грусть по увядающей природе и уходящим годам. Умение поэта увидеть прекрасное в серых тоскливых образах природы и запечатлеть эти образы в своих произведениях, сделало Афанасия Фета великим русским поэтом.

    Источник: litfest.ru