Антагонистические взаимоотношения проявляются в подавляющем влиянии одного или нескольких членов микробного сообщества другими представителями.

Пассивный(или конкурентный) антагонизм– взаимодействия, при которых разные виды микроорганизмов используют одни и те же питательные вещества. Это конкуренция за пищу и жизненное пространство. В этой борьбе преимущества получают быстрорастущие микроорганизмы, не требовательные к источникам питания.

Активный антагонизм обусловлен выделением бактерицидных веществ. Ими могут быть неспецифические продукты обмена, например, органические кислоты, спирты, аммиак, фенолы и др., вызывающие коагуляцию белков цитоплазмы. Так, молочнокислые бактерии, подкисляя среду, вызывают угнетение гнилостных бактерий.

Наиболее резко выпаженные антагонистические взаимоотношения проявляются в форме паразитизма и хищничества, т.е. удовлетворения своих пищевых потребностей за счет жертвы.


Хищники умертвляют свою жертву сразу.

Паразиты питаются за счет живого организма, который остается живым в течение более длительного времени. Например, риккетсии, бактериофаги являются клеточными паразитами.

Антибиоз – форма антагонизма, обусловленная продуцированием антибиотиков (греч. anti – против, bios– жизнь), т.е. специфических микробиоцидных или микробиостатических веществ, избирательно действующих на другие микроорганизмы.

Антибиотики

Историческая справка. Термин «антибиотики» впервые введен в 1942 г. З.Ваксманом для обозначения химических веществ, продуцируемых микроорганизмами и способных подавлять рост других микроорганизмов. Еще в 1871-72 гг. В.Манассеин и А.Полотебнов наблюдали антагонистическое действие зеленой плесени на гноеродные кокки. В 1886 г. Б.Гозио выделил из Penicillium sp. кислоту, которая позднее была получена в чистом виде (микофеноловая кислота), она угнетала рост Bacillus anthracis(возбудителя сибирской язвы). Продуцентом первого антибиотика пенициллина был штамм микроскопического гриба Penicillium notatum, выделенный английским ученым А. Флемингом в 1928 г. Оксфордские биохимики Е.Чейн и Г.Флори в 1941-42 гг. получили из культуральной жидкости этого гриба пенициллин в чистом виде. За это открытие А.Флеминг, Е.Чейн и Г.Флори были удостоены Нобелевской премии.
рвый отечественный пенициллин крустозин был получен в 1943 г. З.В. Ермольевой из Prnicillium crustosum. Антибиотик уже в годы Великой Отечественной войны получил высокую оценку как средство лечения гнойно-воспалительных процессов. С открытием антибиотиков возникла новая область в биологии – наука об антибиотиках. В настоящее время известны полусинтетические антибиотики, представляющие собой модификации ядер молекул природных антибиотиков, обнаружена также противоопухолевая активность некоторых антибиотиков.

Антибиотикаминазываются специфические вещества, образуемые клеткой в процессе жизнедеятельности, а также их производные и синтетические аналоги, обладающие способностью избирательно подавлять развитие микроорганизмов или задерживать развитие злокачественных новообразований. Известно более 2000 антибиотиков, из них в клинической практике используются около 50. Антибиотики обладают высокой биологической активностью в отношении чувствительных к ним микроорганизмов. Их действующие концентрации составляют мкг или даже десятые и сотые доли мкг. Антибиотики обычно продуцируются клетками в питательную среду, а оттуда извлекаются химическими методами.

По происхождению антибиотики подразделяются на:

1) продуцируемые актиномицетами (стрептомицин, эритромицин, мономицин, канамицин, нистатин, гентамицин), большинство используемых в медицине антибиотиков, выделено из актиномицетов;


2) продуцируемые грибами,продуцентами более 100 антибиотиков являются микроскопические грибы (пенициллин, цефалоспорины – род. Cephalosporium);

3) продуцируемые бактериями, чаще всего продуценты антибиотиков встречаются среди спорообразующих грибов (грамицидин – Bacillus brevis, полимиксин – Bacillus polymyхa), хотя имеются и среди неспорообразующих бактерий (из молочнокислых бактерий Streptococcus lactis получен и нашел применение в пищевой промышленности антибиотик низин), один и тот же микроорганизм может продуцировать большое количество антибиотиков разного строения (из Bacillus subtilis выделено свыше 70 антибиотиков, из Pseudomonas aeruginosa – более 30);

4) продуцируемые растениями (фитонциды), например, из бессмертника получен антибиотик аренарин, из чеснока – аллицин, из зверобоя – иманин и новоиманин, эти антибиотики применяют в медицине и в растениеводстве для борьбы с возбудителями болезней сельскохозяйственных растений;

5) полученные из тканей животных (к таким антибиотикам относится лизоцим – белок, губительно, действующий на микроорганизмы; лизоцим содержится в слюне, яйцах, сыворотке крови, лейкоцитах, молоке, рыбьем жире. Из молок рыб получен антибиотик экмолин, он обладает антимикробным и антивирусным действием, усиливает эффективность действия других антибиотиков при совместном применении).

Химический состав. По химическому составу наиболее распространенные антибиотики относятся к следующим группам :


1) азотсодержащие гетероциклические соединения, имеющие в своем составе β-лактамное кольцо (пенициллины, цефалоспорины);

2) ароматические соединения, производные диоксиаминофенилпропана — левомицетин, (хлорамфеникол);

3) тетрациклины, содержащие четыре конденсированных шестичленных цикла (тетрациклин и его производные);

4) аминогликозидные соединения, в составе которых имеются аминосахара (стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин);

5) макролиды, содержащие макроциклическое лактонное кольцо, связанное с аминосахарами (эритромицин, олеандомицин);

6) ациклические соединения с несколькими сопряженными двойными связями -(СН=СН)– (полиеновые соединения — нистатин, леворин).

Имеются и другие химические группы антибиотиков, которые реже используются качестве химиотерапевтических препаратов. Химические формулы некоторых антибиотиков представлены на рисунке 2.2.

 

Антагонистические отношения это Антагонистические отношения это

1 2

Антагонистические отношения это Антагонистические отношения это

3 4

Рисунок 2.2 – Структурные формулы некоторых антибиотиков

1 – пенициллин; 2 — левомицетин; 3 – стрептомицин; 4 – тетрациклины.


 

Механизм антимикробного действия.Можно выделить антибиотики: угнетающие синтез клеточной стенки бактерий (пенициллины, цефалоспорины); нарушающие функции рибосом и процессы синтеза белков в микробных клетках (макролиды, аминогликозиды, тетрациклины, левомицетин); нарушающие функции цитоплазматической мембраны (полимиксин, нистатин, леворин, грамицидин); нарушающие синтез РНК бактерий (рифампицин); подавляющие репликацию ДНК (новобиоцин). Механизм действия противоопухолевых антибиотиков обусловлен главным образом нарушением метаболизма ДНК и РНК опухолевых клеток.

Антимикробный спектр действия. Антибиотики подразделяются на две группы — антибиотики узкого спектра действия и антибиотики широкого спектра действия.

К антибиотиками узкого спектра действия относится пенициллины, оказывающие губительное действие только на грамположительные бактерии и кокки, спирохеты. Они неактивен в отношении грамотрицательных бактерий, кислотоустойчивых бактерий, микоплазм, риккетсий, простейших.

Антибиотиками широкого спектра действия являются аминогликозиды, они подавляют рост кислотоустойчивых бактерий (туберкулезную палочку), рост многих грамположительных и грамотрицательных бактерий, некоторые действуют на простейших. К антибиотикам широкого спектра действия относятся также тетрациклины.

Устойчивость к антибиотикам.
огие антибиотики постепенно утратили свою эффективность в связи с возникновением у микроорганизмов устойчивости к ним. Естественная устойчивость обусловлена отсутствием у микроорганизмов "мишени" для действия антибиотиков, т.е. отсутствием у микроорганизмов такого звена в цепи метаболических реакций, которое блокировалось бы под действием антибиотиков. Приобретенная устойчивость может быть обусловлена мутациями в хромосомных генах, контролирующих синтез компонентов клеточной стенки, цитоплазматической мембраны, рибосомальных или транспортных белков. Такого рода мутации делают клетку неуязвимой для антибиотиков.

 

Пробиотики

Пробиотики (лат. probiotic – для жизни) – микроорганизмы или субстанции, которые способны оказывать при их применении оздоровляющий эффект на макроорганизмы.

Термин впервые использовали в 1965 г. Д. Лили и Р. Стилвел для обозначения метаболитов, продуцируемых одними микроорганизмами для стимуляции роста других. Позже этим термином стали обозначать микроорганизмы, которые при введении в состав продуктов питания человека или в корма животных, воздействуют на организм путем оздоровления микрофлоры кишечника, поддерживают и восстанавливают биологический баланс его нормальной микрофлоры. Живые микроорганизмы (например, штаммы живых бактерий в йогурте) должны присутствовать в достаточно большом количестве, оставаясь стабильными и жизнеспособными как при хранении, так и после введения в организм; они должны адаптироваться в организме хозяина и оказывать благоприятное влияние на его здоровье. В качестве пробиотиков чаще всего используют бифидобактерии и лактобациллы.


Пребиотики – это вещества или диетические ингредиенты, которые избирательно стимулируют рост и биологическую активность микроорганизмов в кишечнике, положительно влияющих на состав микробиоценоза.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Какие точки действия внешних факторов на микроорганизмы называются кардинальными?

2. В чем различие эвритермных и стенотермных микроорганизмов?

3. В чем различие клеточных мембран психрофильных и термофильных микроорганизмов?

4. Какие микроорганизмы называются термогенными?

5. Почему микроорганизмы лучше переносят низкие температуры, чем высокие?

6. В чем различие процессов стерилизации и пастеризации?

7. В чем заключается механизм губительного действия высушивания на микроорганизмы?

8. С чем связано губительное действие ультразвука на микроорганизмы?

9. Что происходит с молекулами ДНК при ультрафиолетовом облучении микроорганизмов?

10. Какие микроорганизмы называются ацидофильными?

11. Что характеризует окислительно-восстановительный потенциал?

12. Каковы значения шкалы rН2?

13. Какие микроорганизмы называются микроаэрофилами?

14. Каким может быть воздействие химических веществ на микроорганизмы?


15. Что такое дезинфекция?

16. Что такое симбиоз?

17. Какие существуют разновидности симбиотических взаимоотношений микроорганизмов между собой и с макроорганизмами?

18. Какие вещества называются антибиотиками?

19. Чем обусловлена резистентность микроорганизмов к антибиотикам?

20. Что такое пробиотики и пребиотики?

Литература: [2, 4, 5, 7, 9, 11].

Источник: poznayka.org

Следующая за первобытностью и возникающая как ее отрицание эпоха характеризуется тем, что здесь производство человека (семейная сфера, образование, воспитание, эстетическая и другие культурно формирующие виды деятельности) и производство средств к жизни (экономика, обслуживающая ее государственно-политическая надстройка) разделяются. При этом в силу низкого уровня производительных сил производство человека оказывается по сравнению с производством средств к жизни очень малой величиной.

Исторически сложилось так, что высвободившийся с ростом производства некоторый досуг — пространство собственно человеческого развития—узурпируется небольшой частью общества, занимающей господствующее положение. Подавляющее же большинство населения подвергается в человеческом плане ограблению: лишается возможности свободно-личностного развития, его уделом становится тяжкий, изнурительный, подневольный труд. Раб или крепостной, пишет К. Маркс, ставится «в один ряд с прочими существами природы, рядом со скотом, или является придатком к земле» ‘. Положение рабочего лучше, ибо он лично свободен и формально сам распоряжается своим досугом. По существу же содержание досуга ему навязывается почти столь же неотвратимо, как и необходимость наемного труда.


Узурпировав досуг, господствующий класс подчиняет его своим собственным интересам — увеличению богатства и власти. Он прежде всего озабочен тем, чтобы охранять свое господство. Именно его деятельность главным образом реализует те формы общественных связей между индивидами, мотивы поведения, которые диктуются частнособственническими производственными отношениями. Интерес господствующего класса и является тем механизмом, который обеспечивает подчинение относительно обособившейся сферы производства человека производству средств к жизни.

Чтобы понять своеобразие складывающегося в условиях классово-антагонистических отношений второго крупного исторического типа нравственности, надо прежде всего выяснить, какие личностные свойства и попе-

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 478.

170

депческче шаблоны, какие формы общественных связей между индивидами вытекают из этих отношений. Для классовой цивилизации характерны, как известно, три фундаментальные особенности производства и воспроизводства общественной жизни: разделение труда, частная собственность и основанная на ней эксплуатация человека человеком, социальное отчуждение.


Разделение труда складывается как общественное разделение труда. Оно, проникая вглубь (отделение умственного труда от физического) и вширь (отделение ремесла от земледелия, города от деревни), создает основы новых этногеографических и социально-политических объединений. Становясь общественным, разделение труда оборачивается пожизненным закреплением определенных групп индивидов за определенными видами деятельности. Классово-антагонистическое общество, особенно на рабовладельческой и феодальной стадиях развития, вырабатывает развитую систему отношений, институтов и представлений, почти однозначно предопределяющих такое закрепление.

Приняв общественную форму «собственности на профессию», разделение труда с неизбежностью обусловливает одностороннее развитие индивида. Индивид конституирует себя в качестве конкретной исторической личности лишь по мере того, как многообразие его биопсихических возможностей закостеневает в форме той или иной однобокой уродливости. Прежде всего голова «отделяется» от тела, индивиды оказываются разведенными по разные стороны общественного производства. Одни заняты исключительно физическим трудом, не имея ни времени, ни материальных возможностей правильно понять окружающий их природный и социальный мир. Лишенные опыта самостоятельной умственной деятельности, они оказываются жертвами предрассудков и суеверий, сознательно навязываемых идеологических стереотипов и иных духовных подделок. Но именно ввиду духовной нищеты реального бытия индивидов, низведенных до положения рабочего скота, производительно-физический труд является для них мукой, лишается своего качества служить основой здорового существования и личностного развития. Другие, напротив, призваны ограничить свою деятельность различными областями духовного производства, результатом чего является не только то, что они как индивиды не ведут естественного физически полноценного образа жизни, но и то, что они как специалисты преимуществен-

171

но продуцируют ложные идеи. Таким образом, в результате отделения духовного производства от материального в классово-антагонистическом обществе цельный человек раскололся на две части: духовного индивида и физического индивида. Приобретая статус самостоятельной сущности, каждая из этих частей подвергалась глубокому деформированию.

Историческое развитие классово-антагонистических формаций протекало таким образом, что духовные и физические индивиды, существующие в качестве односторонне-самостоятельных, взаимно враждующих сущностей, в свою очередь подвергались дальнейшему дроблению. Общественно разделенное производство породило частичных, односторонне ориентированных индивидов, профессиональная специализация которых была очерчена настолько узко, насколько это, с одной стороны, требовалось для роста производительности труда, а с другой стороны, допускалось психофизическими особенностями индивида. И эти закостеневшие в своей односторонней уродливости человеческие «сколки» оказываются неспособными соединиться в гармоническом синтезе.

Разделение труда предписывает различным группам индивидов различный, каждый раз исключительный круг деятельности. Оно тем самым стягивает их, устанавливает всестороннюю зависимость между ними, но через обособление. У индивидов, замкнутых особым кругом деятельности, появляется и особый круг интересов, отличный от интересов других индивидов. Эта продуцирующая частные интересы и противопоставляющая индивидов друг другу функция общественного разделения труда получает свое закрепление и конкретизацию в частной собственности. «Впрочем,— как пишут К. Маркс и Ф. Энгельс,— разделение труда и частная собственность, это — тождественные выражения…» ‘ В одном случае речь идет о собственности на деятельность, в другом — на продукты этой деятельности. Частная собственность и утвердившиеся на ее основе классовые антагонизмы есть не что иное, как конкретная социальная форма общественного разделения труда, в рамках которой противоречие между частным интересом и интересом других распространяется на сферы социальной жизнедеятельности. Индивид теперь выступает частноориентированным, эгоистическим существом не

Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистичаского и идеалистического воззрений, с. 42.

172

только как производственная единица, а целиком, во Bcei"i конкретности своего существования. Частнособственнические отношения, которые, с одной стороны, являются результатом определенного качественного уровня производительных сил, а с другой стороны, образуют основу всех других общественных отношений, перестраивают на свой лад всего человека, задают соответствующее направление его мыслям и чувствам.

Классово-антагонистическое общество утверждает такие формы жизнедеятельности, практическое овладение которыми предполагает эгоистическую жизненную установку, поклонение частной собственности как высшей «ценности». В исторических условиях, когда собственность в различных ее формах является средоточием общественной силы и реальных возможностей самоутверждения, успех и привилегированное положение индивидов прямо связаны с силой собственнического инстинкта. Словом, индивид приобретает социально-историческую конкретность как эгоистическая личность.

Поскольку понятие эгоизма многозначно и исторически в него вкладывался различный смысл, уместно сделать по крайней мере четыре уточняющих замечания.

Во-первых, эгоизм нельзя отождествлять с преимущественным стремлением индивида к выгоде, к реализации своих интересов. Так понимаемый эгоизм следует вслед за многими просветителями прошлого признать естественным и законным состоянием индивида. Он тем более не сводится к идее суверенности индивида, к его желанию утвердить свою самость, наложить на окружающий мир печать своей неповторимости. По своей сути эгоизм — это стремление утвердить себя за счет другого, добиться удовлетворения своих интересов за счет ограничения, ограбления интересов других. Его правильнее было бы определить как форму присвоения одними индивидами способностей, сил, труда и т. д. других индивидов. Иными словами, это такое отношение между индивидами, при котором один паразитирует на другом.

Во-вторых, эгоизм — не локальное, предметно-ограниченное свойство, а некое социально-нравственное состояние человека, выражающее сам качественный тип, конкретный способ его общения с другими людьми, его поведение вообще. В этом смысле эгоизм имеет родовое значение по отношению к таким мотивам, как жадность, властолюбие, жестокость, коварство и т. д.

В-третьих, эгоизм является не природным, а общест-

173

пенным свойством индивида, пли, говоря точнее, свойством общества основанного на частной собственности. (Мы здесь не затрагиваем вопрос о поведенческой определенности природных склонностей человека. Реализуется ли эгоизм личности в классово-антагонистическом обществе вопреки природным заданностям индивида, или является их продолжением, или же, что всего вероятней, вообще не имеет отношения к биологической определенности человека — это уже другая проблема.) Вопрос об эгоизме приобретает содержательно точный и строго верифицируемый смьюл только тогда, когда его рассматривают как исторический факт. Суть дела заключается как раз в том, говорит К. Маркс, «что частный интерес уже сам есть общественно определенный интерес и может быть достигнут лишь при условиях, создаваемых обществом, и при помощи предоставляемых обществом средств; т. е. что он связан с воспроизводством этих условий и средств. Это — интерес частных лиц; но его содержание, как и форма и средства осуществления даны общественными условиями, независимыми от индивидов» ‘. Если говорить более конкретно, то эгоизм является формой поведения, направленной на воспроизводство частнособственнических общественных отношений, и его содержательная суть состоит в стремлении к богатству. Предметная основа эгоизма — богатство, и в своем частом виде он выступает как страсть к деньгам. Хорошо знавший людей и историю Ф. Энгельс писал: «Низкая алчность была движущей силой цивилизации с ее первого до сегодняшнего дня; богатство, еще раз богатство и трижды богатство, богатство не общества, а вот этого отдельного жалкого индивида было ее единственной, определяющей целью» 2.

В-четвертых, исторически эгоизм принимал различные формы, выступая не только как одиночный, но и как корпоративно-групповой (семейный, классовый, национальный и т. д.) эгоизм.

Очевидно, что эгоизм — неизбежная форма самоутверждения индивидов в частнособственнических обществах. Поэтому нет смысла морализировать по поводу эгоизма, а важно изучение причин, его порождающих, и путей преодоления, то есть речь должна идти о революционизировании общества. Суть дела, таким образом, сводится к такому преобразованию общественных отношений, когда

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 99.

2 Там же, т. 21, с. 176.

174

индивидам для того, чтобы утвердить себя, не нужно предварительно становиться эгоистами. Предпосылки этого создаются тогда, когда сам эгоизм достигает своей экстремальной формы, а именно при капитализме.

Подобно тому как частичный индивид неизбежно развертывается в эгоистического индивида, эгоистический индивид исторически реализует себя в качестве несчастного индивида. Понятие «несчастный» в данном случае выражает не субъективное самоощущение и моральное состояние индивида, а его объективное положение отчужденности от собственной сущности, когда сущность человека — система общественных отношений — оказывается чуждой, враждебной ему силой.

Эгоистические мотивы поведения выступили первоначально на историческую арену в эвдемонистическом облачении. Возникающая классовая цивилизация самообольщалась тем, что она якобы реализует стремление индивидов к счастью (напомним, что вся античная культура признавала личное счастье в качестве само собой разумеющейся, аксиоматической целевой установки человеческой деятельности, это убеждение оставалось одним из ведущих мотивов европейской философии и культуры также в эпоху средневековья и в новое время). Однако вся ее действительная история была историей разрушения этой благодушной иллюзии. Именно частнособственническая нацеленность поведения, когда, казалось бы, все делается для своего блага, своей пользы и выгоды, приводит к противоположным результатам: положение человека становится менее прочным и достойным, чем тогда, когда он фактически был растворен в общности (племени, роде, патриархальной семье и т. д.). Это происходит в силу того «магического процесса», именуемого отчуждением, при котором индивиды теряют контроль над экономическими и социально-политическими условиями жизни, становятся рабами продуктов своей же собственной деятельности.

Поскольку субъектами хозяйственной жизни являются частные собственники, каждый из которых всеми силами тянет в свою сторону, общий ее ход и исход складываются стихийно, их крайне трудно, если вообще возможно, предвидеть, рассчитать. Как правило, в своих отдаленных результатах хозяйственно-экономический процесс полностью опрокидывает первоначальные замыслы тех, из действий которых он складывается. В сведении индивидуально-частных стремлений к общесоциальному результату во всех антагонистических формациях большую роль иг-

175

рала стихия рынка, однако нигде она не была столь довлеющей, как при капитализме, где одним из неотъемлемых хозяйственных механизмов становятся всеобщие катастрофы — экономические кризисы. Всегда огромное значение в регулировании общественных связей имело также насилие, но никогда его размеры и интенсивность не достигали столь чудовищной силы, как при капитализме, принесшем людям ужас мировых войн. Бытие индивида, попадающего во власть этих безжалостных внешних, не поддающихся его контролю сил, становится трагическим.

Однако не только стихия социально-экономического развития является преградой на пути свободного развития частных индивидов. Имущественные, брачные, моральные и иные их отношения также приобретают отчужденную, навязанную сверху форму существования, предписанную государством, традицией, церковью и другими социальными институтами. Вся многообразная совокупность общественных отношений индивидов результируется в виде самостоятельных сил, задающих цели и нормы их жизни. Люди предстают в этих отношениях как усредненные величины, что неизбежно сопутствует эгоцентрической сущности индивидов, их равнодушию и враждебности друг другу. Тогда, когда каждый думает о себе, должен появиться «бог», который думает обо всех. И он появляется, и не только как анонимный правитель Вселенной, но и в форме многочисленных, весьма осязаемых земных божков — императоров, мудрецов, вождей, адвокатов, полицейских и т. д. Словом, эгоистические индивиды классового общества теряют свою самостоятельность, их деятельность в силу некой социальной «мистики» оборачивается против них самих: «…над индивидами теперь господствуют абстракции, тогда как раньше они зависели друг от друга» ‘.

Таким образом, нравы, общественные формы связей между индивидами, которые закодированы в социально-экономической структуре классово-антагонистического общества, характеризуются глубоким аморализмом, античеловечностью. В самом фундаменте классово-антагонистического строя заложено зло — эксплуатация человека человеком. Это, однако, не означает, что эпоха классовой цивилизации является своего рода грехопадением человечества, нравственным провалом. Все намного сложней.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 108. 176

Источник: studopedia.net

Под биотическими факторами понимают совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания. В последнем случае речь идёт о способности самих организмов в определённой степени влиять на условия обитания. Например, в лесу под влиянием растительного покрова создаётся особый микроклимат, или микросреда, где по сравнению с открытым местообитанием создаётся свой температурно–влажностной режим: зимой здесь на несколько градусов теплее, летом – прохладнее и влажнее. Особая микросреда создаётся также в деревьев, в норах, в пещерах и т. п.. Взаимоотношения между животными, растениями, микроорганизмами многообразны. Их можно разделить на прямые и косвенные. Первые связаны с непосредственным воздействием одних организмов на другие ; вторые проявляются в том, что растения своим присутствием изменяют режимы абиотических факторов среды для животных или других растений. Взаимодействия живых организмов классифицируют с точки зрения их реакций друг на друга. Выделяют гомотипические реакции , под которыми понимают взаимодействия между особями одного итого же вида и гетеротипические — между индивидуумами разных видов. В процессе взаимодействия осуществляются и естественный отбор и приспособительная изменчивость, т.е. важнейшие эволюционные процессы.

Все многообразие взаимодействий между организмами можно разделить на два основных типа: антагонистические (гр. antogonizsma — борьба) и неантагонистические.

Антагонистические — это такие отношения, при которых организмы двух видов подавляют друг друга или один из них подавляет другого без ущерба для себя. Основные формы этого вида взаимоотношений: хищничество, паразитизм и конкуренция.

Хищничество – форма взаимоотношений организмов разных трофических уровней, при которой один вид организмов (хищник) живет за счет другого (жертвы).

Хищники могут поедать травоядных животных, и также слабых хищников. Хищники обладают широким спектром питания, легко переключаются с одной добычи на другую более доступную.

Паразитизм (гр. parasitos — тунеядец) – межвидовые взаимоотношения, при которых один вид (паразит) живёт за счёт питания тканями или соками другого организма (хозяина). Паразитов различают по месту обитания:

• эктопаразиты — находятся на поверхности хозяина (блохи, вши, клещи, пиявки, тля, мучнистая роса). У паразита имеются специальные приспособления (крючки, присоски и т.п.)

• эндопаразиты – обитают внутри хозяина (вирусы, бактерии, примитивные грибы, глисты). Отличаются высокой плодовитостью, не приводят к гибели хозяина, но угнетают процессы жизнедеятельности.

Конкуренция — это использование ресурсов (пищи, воды, света, пространства) одним организмом, который тем самым уменьшает доступность этого ресурса для другого организма.

Конкуренция бывает внутривидовая и межвидовая. Если численность популяции невелика, то внутривидовая конкуренция выражена слабо и ресурсы имеются в изобилии. При высокой плотности популяции интенсивная внутривидовая конкуренция снижает наличие ресурсов до уровня, сдерживающего дальнейший рост, тем самым регулируется численность популяции.

Межвидовая конкуренция — взаимодействие между популяциями, которое неблагоприятно сказывается на их росте и выживаемости. При завозе в Британию из Северной Америки каролинской белки уменьшилась численность обыкновенной белки, т.к. каролинская белка оказалась более конкурентоспособной.

Конкуренция бывает прямая и косвенная.

Прямая — это внутривидовая конкуренция, связанная с борьбой за место обитания, в частности защита индивидуальных участков у птиц или животных, выражающейся в прямых столкновениях. При недостатке ресурсов возможно поедание животных особей своего вида (волки, рыси, хищные клопы, пауки, крысы, щука, окунь и т.д.)

Косвенная — между кустарниками и травянистыми растениями. Тот вид, который обосновался первым, исключает другой тип. Быстро растущие травы с глубокими корнями снижали содержание влаги в почве до уровня непригодного для кустарников. А высокой кустарник затенял травы, не давая им произрастать из-за нехватки света.

Антагонистические отношения проявляются сильнее на начальных стадиях развития сообщества. В зрелых экосистемах наблюдается тенденция к замене отрицательных взаимодействий положительными, повышающими выживание видов.

Тип взаимодействий видов может меняться в зависимости от условий или стадий жизненного цикла.

Неантагонистические отношения можно выразить многими комбинациями: нейтральные, взаимовыгодные, односторонние. При нейтральных взаимоотношениях ни одна популяция не влияет на другую.

Основные формы неантагонистических взаимодействий следующие: симбиоз, мутуализм и комменсализм.

Симбиоз (гр. symbiosis — сожительство) – обоюдовыгодные, но не обязательные взаимоотношения разных видов организмов. Пример симбиоза – сожительство рака – отшельника и актинии. Актиния прикрепляется к раковине, передвигается с его помощью, защищает его от врагов, и рак получает более богатую пищу.

Мутуализм (лат. mutuus — взаимный) — взаимовыгодные и обязательные для роста и выживания отношения организмов разных видов. Хороший пример лишайник – это взаимоотношения гриба и водоросли. Гриб защищает водоросль, а водоросль кормит его. В естественных условиях один вид не приведёт к уничтожению другого вида.

Комменсализм (лат. commensalis — сотрапезник) – взаимоотношения, при которых один из видов извлекает выгоду, а другому они безразличны. Комменсалы: птицы и животные, питающиеся остатками пищи хищников.

Источник: StudFiles.net