А.БЛОК — ДЕТЯМ

Картинка Анализ стихотворения Блока Зайчик № 1

Н.С.АВИЛОВА

Блока не надо и нельзя объяснять и стараться понять логически. Ему надо внимать, внимать музыке его стиха, и сквозь эту музыку понимание само придет, интуитивно.
Блок никогда не был отцом, и психология его детских стихов – это его собственные воспоминания о детстве, точнее, его перевоплощение в детское состояние души. Таково его самое яркое детское стихотворение «Сны» (1912).

И пора уснуть, да жалко,
Не хочу уснуть!
Конь качается качалка,
На коня б скакнуть!

Луч лампадки, как в тумане,
Раз-два, раз-два, раз.
Идет конница. а няня
Тянет свой рассказ.

Внемлю сказке древней, древней
О богатырях,
О заморской, о царевне,
О царевне. ах.

Раз-два, раз-два! конник в латах
Трогает коня
И манит и мчит куда-то
За собой меня.


За моря, за океаны
Он манит и мчит,
В дымно-синие туманы,
Где царевна спит.

Спит в хрустальной, спит в кроватке
Долгих сто ночей,
И зеленый луч лампадки
Светит в очи ей.

Под парчами, под лучами
Слышно ей сквозь сны,
Как звенят и бьют мечами
О хрусталь стены.

С кем там бьется всадник гневный,
Бьется семь ночей?
На седьмую — над царевной
Светлый круг лучей.

И сквозь дремные покровы
Стелются лучи,
О тюремные засовы
Звякают ключи.

Сладко дремлется в кроватке.
Дремлешь? – Внемлю. Сплю.
Луч зеленый, луч лампадки,
Я тебя люблю!

Ребенок засыпает под нянину сказку, его воображение в полусне мешается с тем, что рассказывает няня, явь борется со сном, в кроватке так уютно, так сладко: «Сладко дремлется в кроватке». И, засыпая, он слушает сказку и вглядывается в луч лампадки – его в сказке нет, – и этот луч проходит по всему стихотворению: «луч лампадки, как в тумане». И «зеленый луч лампадки светит в очи ей » (царевне). А в сказке то ли богатыри, то ли рыцари – «конники в латах » спешат на помощь царевне, и один из них «манит и мчит куда-то за собой » героя и включает ребенка в сказку! Куда? «За моря, за океаны он манит и мчит, / В дымно-синие туманы, / Где царевна спит».
и дымно-синие туманы тоже не из сказки, а из детского воображения, ребенок их видит в полусне. А в сказке конники бьются за царевну и на «седьмую (ночь) над царевной / Светлый круг лучей». Сказка благополучно завершается, «О тюремные засовы / Звякают ключи». А мальчик засыпает: «И сквозь дремные покровы / Стелятся лучи. / Дремлешь? – Внемлю. Сплю. ». И последнее движение его души перед сном: «Луч зеленый, луч лампадки, / Я тебя люблю!». Любовь к лучу лампадки, ко всему на свете. Счастье детской души.

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.

Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.

Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!

В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для Святого дня.

В этом стихотворении сплав разных состояний – радости от прихода весны, от ожидания праздника, Вербного воскресенья, и детской веры в Бога и в церковные обряды, впитанные с молоком матери. Ребенок несет свечу из церкви домой, надо во что бы то ни стало донести ее до дому горящей, и он заклинает и дождь, и ветер не загасить ее: «Ветерок удаленький, дождик, дождик маленький, не задуй огня. ». Именно для детей огромная привлекательность этого образа. И все стихотворение выдержано в умилительном детском уменьшительно-ласкательном тоне: свечечки и вербочки понесли домой; огонечки светятся; ветерок удаленький, дождик, дождик маленький. Да и мальчики и девочки – тоже ведь уменьшительно-ласкательные. Именно эта детская ласкательность, умиленность хорошо вписываются в этот весенний великопостный канун Вербного воскресенья.


Стихотворение пронизано весной, верой в Бога и желанием соблюсти этот любимый весенний обряд.

Зайчик – это одна из любимых детских игрушек. Мягкий, уютный, длинноухий. Недаром Степашка – любимый персонаж «Вечерней сказки для малышей». И во времена Блока – в начале прошедшего века – так было. И зайчика так жалко, когда осенью его одолевают разные беды!

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки.

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть.

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать.

Только б потеплее,
Только бы посуше.
Очень неприятно
По воде ступать!

Зайчик голодный («Всю капусту сняли, нечего
украсть»)
. ему холодно и мокро («Очень неприятно по воде ступать»; «Только б потеплее, только бы посуше»). ему «страшно в лапы волку серому попасть». Сплошные неприятности! И здесь все полно ласки и сочувствия зайчику, такому теплому, пушистому, беспомощному.

Журнальный зал


Картинка Анализ стихотворения Блока Зайчик № 2

Александр Блок. «Зайчик» и Заяц: Проблема адресата стихотворения для детей

Картинка Анализ стихотворения Блока Зайчик № 3

Документ без названия

Дина Магомедова(РГГУ; профессор, заведующая кафедрой истории русской классической литературы Института филологии и истории; Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН; ведущий научный сотрудник Отдела русской литературы конца XIX — начала XX века; доктор филологических наук) .

Аннотация:
Статья посвящена интерпретации блоковского стихотворения для детского чтения «Зайчик», в котором применена двойная адресация: други­м адресатом, который только и мог полностью понять второй план значений этого текста, была жена А.А. Блока — Л.Д. Блок. Это позволяет говорить о двойственной жанровой природе стихотворения (детский «рассказ в стихах» и травестийная элегия). Стихотворение «Зайчик» тем самым становится частью жизнетворческого сюжета А.А. и Л.Д. Блок.

Ключевые слова: детская литература, травестия, Александр Блок, Любовь Блок

Dina Magomedova(RSUH; professor, head, Department of Russian Classical Literature History, Instit­ute for Philology and History; Gorky Institute of World Literature, Russian Academy of Sciences; leading researcher, Department of Russian Literature of the Late 19th and Early 20th Centuries; D. habil.) .


Abstract:
Magomedova presents an interpretation of Alexander Blok’s children’s poem The Bunny. which simultaneously addresses two audiences: the second audien­ce, incidentally the only one that could be expected to completely understand the second layer of the text, was Lyubov Blok, the poet’s wife. This hypothesis allows Magomedova to propose that the poem is likewise ambivalent in terms of genre (both a children’s “story in verse” and a burlesque elegy). In this way, The Bunny constitutes part of the Bloks’ shared project of “life-creation.”

Key words: children’s literature, burlesque, Alexander Blok, Lyubov Blok

«Заячья» тема в поэтическом наследии Блока воплощена и в детском твор­честве, и в стихотворениях, написанных зрелым поэтом для детей. Среди сохранившихся стихотворений, написанных Блоком-ребенком, три озаглавлены «Зая»[1]. Два из них — короткие плясовые:

Милый Зая,
Крошка Зая,
Попляши и поскачи,
Я — те дам на калачи

Зая милый,
Зая серый,
Я тебя люблю,
Для тебя-то в огороде
Я морковку
И коплю.


Зая скачет,
Зая пляшет,
По зеленому лугу,
Изгибаяся в дугу.

Третье стихотворение — хорошо знакомое ребенку рубежа веков сочетание «страшилки» и назидательной поэзии (достаточно вспомнить знаменитого и весьма любимого Блоком «Степку-Растрепку»):

Жил был зайчик, —
Молодой,
И питался он
травой.
Раз пошел он погулять.
Да капустки поискать,
Да морковки пощипать,
Да водицы похлебать.

Вдруг увидел
он волчину,
Настоящя мужичину.
Съел волчина тут зайчишку,
Не балуйтесь, ребятишки.

Фоном к написанию этих стихотворений были как природные, так и бытовые, домашние игровые впечатления. По свидетельству М.А. Бекетовой, в шахматовском лесу маленький Блок неоднократно видел зайцев, ежей, белок. Через много лет читаем в письме Л.Д. Блок от 25—26 мая 1907 года: «Сегодня ходила на реку. По дороге в кустах видела двух больших зайцев; сидели рядом, страш­но меня испугались и удрали вместе»[2] .

В четыре года Блок побывал в Италии. По воспоминаниям Бекетовой,

новых игрушек в Триесте не покупали, но зато во Флоренции был куплен белый пушистый заяц с морковкой ко рту. С ним Саша не расставался и долго играл им в России. Перед отъездом из Флоренции он немного беспокоился, что кондуктор отнимет у него в вагоне зайца, и поэтому говорил так: «Я скажу, что questo e mio bambino» (что это мой ребенок) [Бекетова 1990: 216].


Судя по этим воспоминаниям и по стихам Блока-ребенка, семантический ореол образа зайца — это прежде всего детство, нежность, отчасти — страх пере­д жизнью, может быть, мужским началом («волчину, настоящя мужи­чину»). Кажется важным, что для Блока-ребенка заяц — существо слабое и опекаемое, как для девочек — кукла.

Следующее обращение к теме «зайца» происходит через двадцать лет. В 1906 году Блок пишет несколько стихотворений для детского чтения и публикует их в журнале «Тропинка», издаваемом Н.М. Манасеиной и П.С. Соловьевой (Allegro), среди них — стихотворение «Зайчик», которое затем неизменно будет входить во все прижизненные издания детских стихов Блока (сборники «Круглый год», «Стихи для детей»). «Зайчик» — своего рода детская элегия, эксплу­атирующая мотивы смены времен года, вполне устойчивые и в детских «стихах о природе», в первой публикации оно даже и называлось «Осень». Правда, главная эмоция — не «уныние», как во «взрослой» элегии, а, как и в стихах Блока-ребенка, вновь «жалость» и страх («бедный зайчик», «очень неприятно», «страшно в лапы волку серому попасть»):

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
прежде глазки тешили
Белые цветочки…
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…


Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится —
Неба не видать…
Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

Стихотворение это неоднократно переиздавалось, оно хорошо известно и специалистам, и массовому читателю, но при этом никогда не привлекало к себе при­стального внимания. Изучение его творческой истории позволило установить лишь, что первая строфа была написана еще в 1903 году, а бóльшая часть текста была дописана только в год его первой публикации. Однако прочтение его на фоне переписки Блока с женой выявляет неожиданные смысловые подтексты и заставляет поставить вопрос о том, кому это стихотворение адресовано.

Наблюдения над стилистикой переписки Блока с женой обнаруживает резкий перелом после 1903 года (год свадьбы). Высокий романтический стиль ранних писем к 1906 году сменяется раскованным, фамильярным, домашним. Прежде всего это сказывается на номинации участников переписки, которая отражается и в обращениях, и в самоназываниях (Любовь Дмитриевна — Люба — милая — Буся — Бу — Заяц, Зайц, Зайчик — Зайчичек; Александр Александрович — Саша — милый мой — хозяин). Соотносимые именования «Заяц — хозяин» обнаруживаются в период написания стихотворения «Зайчик» (хотя, очевидно, возникли значительно раньше, просто совместное существование не предполагало переписки) и позволяют предположить, что у стихотворения двойная адресация — 1) массовый детский читатель и 2) жена поэта. Сохраняется весь семантический ореол «заячьей» темы, возникший еще в стихах Блока-ребенка, только теперь на первый план выходит мотив детскости.
статочно прочесть записи Блока о «Любе» в дневниках и записных книжках, чтобы стало ясно, что он видит в ней то, чего не видели остальные: она ребенок, «маленькая» (самая частотная номинация, при том что во всех воспоминаниях ее описывают как высокую, статную и недобрую молодую женщину [Максимов 1999]). Номинация «заяц» характерна только для коммуникативных жанров — писем, записок, устного общения. В фонде Блока в РГАЛИ сохранились шуточные рисунки и шаржи: 1) рисунок, завершающий записку Блока к жене, с зайцем перед капустной грядкой и вырванной морковкой (в отдалении дремлет хозяин огорода); 2) шуточная иллюстрация к стихотворению о Канте «Сижу за ширмой. У меня такие тоненькие ножки…». По другую от «Канта» сторону ширмы — детская фигура (скорее — фигура девочки в коротком платье), но с заячьими ушами и с подписью строки из стихотворения: «Меня давно развлечься просят»; 3) рисунок «Как мы ездим в гости» (в коляску впряжен заяц, подгоняемый кнутиком седока в шляпе); 4) «Заячий аттестат» на трех языках (русском, французском и немецком); 5) записка:

Зайчичек малый,
Скушай просвирку,
Никуда не бегай,
Сиди в платочке,
Потряхивай лапочками,
Сожмись в комочек,
Занимайся тряпочками,
Кушай листочки,
Читай книжки и бумажки,
Дожидайся Сашки.

Шутливый «домашний» язык, частью которого были именования «заяц» и «хозяин», оказывается в переписке и в реальной семейной жизни Блоков неизменным средством, позволяющим уходить от драматического напряжения во взаимоотношениях.
к, в 1907 году, в период первого после свадьбы серьезного увлечения Блока актрисой Н.Н. Волоховой, начавшегося еще в 1906-м, сказавшегося и в личных взаимоотношениях, и в трансформации структуры всего автобиографического сюжета в творчестве, вплоть до появления второй героини в лирике и драматургии, Л.Д. Блок — также впервые — уезжает одна в Шахматово. Переписка свидетельствует, что домашний язык сохранен, а значит, сохраняется и возможность продолжения общей жизни. Л.Д. — по-прежнему «заяц Бу», «зайчичек» и «заяц», Блок — по-прежнему «хозяин»: «И немножко мне как-то не по себе и тревожно, что ты одна и не со мной. — Ничего, что ты, маленькая Люба, лентяй и глупый — у тебя щечки потолстеют и порозовеют. Ты самый, самый настоящий маленький заяц Бу»[3]. «Пока болят лапки, заяц сидит дома и занимается шитьем. Очень их лечит, чтобы с хозяином бегать. Ждет хозяина, уши навостряет»[4]. — ср. «Лапки наступают / На желтые листочки. <…> Очень неприятно / По воде ступать».

«Детское», связанное у Блока с образом зайца, переплетается с его неизменным представлением о Л.Д. как о взрослом ребенке. В его дневнике и записных книжках она — неизменно «маленькая», «маленькая Люба», «маленькая Бу», на рисунках — в детском платье с панталончиками и с бантом, часто напоминающим заячьи уши.

«Заячья» номинация исчезает из переписки дважды. В 1908 году, когда Л.Д. пишет Блоку из гастрольной поездки, что намерена окончательно порвать с ним (как выясняется через некоторое время, обнаружив свою беременность от актера К. Давидовского). Второй раз — в 1912-м, когда у Л.Д. возникает новый роман с К.К. Кузьминым-Караваевым (будущий главный режиссер БДТ К. Тверской). В момент семейного кризиса в 1912 году Блок требует от жены «оставить домашний язык» в обращении с ним. И лишь значительно позднее, в 1914-м, во время работы Л.Д. в прифронтовом госпитале, возвращаются именования «заяц» и «хозяин», а вместе с ними — шутливый язык, свидетельствующий о восстановлении доверия и близости. Через два месяца после ее отъезда стилистика писем заметно меняется, начинает преобладать домашний шутливый язык: Блок снова именует себя «хозяином», Л.Д. — «зайцем»:

Ходил сегодня хозяин, делал приобретения для своего зайца: 1 пакет гостинцу; 1 пакет курительный (10 четверок табаку — получше махорки, 10 трубок из корня, 2000 па­пирос Тары-Бары); 1 пакет — журналы с картинками и модные — но­вые, хорошие. Еще пакет будет — муфта (купит О.А. Мазурова — от хозяина, плохая), конфеты от мамы и требуемые книжки <…>. — Наливкой не торгуют, говорят — крепкий напиток. Да таким, как ты, вовсе и не надо наливки; еще слишком малень­кий[5] .

Л.Д. охотно подхватывает эти интонации: «Поздравляю Вас с Праздником! Различные народы присоединяются, как то — заяц при исполнении обязаннос­тей — исправно барабанит, слоненок, осел и прочие»[6] ; «Гостинцу не посылай, хозяин, заяц растолстел и хочет воздерживаться от сладкого. Вообще ему боль­ше не надо подарков, у него всего “вдосталь”, а вот приедет, тогда будет канючить у тебя денежек, ты их лучше припаси»[7]. — так все чаще пишутся письма.

Этой бережности, нежности и интимной домашности не мешает даже то, что Л.Д. продолжает при любой возможности видеться с Кузьминым-Караваевым, который разыскивает ее в госпитале и время от времени пишет ей письма и навещает ее, о чем она неизменно сообщает мужу. Блок, между прочим, информирует Л.Д. что отыскивает имя соперника в списках раненых, публикуемых в газетах. Иногда и он упоминает о своих встречах с Л.А. Дельмас. В ночь на Новый год, 31 декабря, он пишет: «Думаю о тебе, моя милая, и еще два имени — одно — мама, а другое — ты знаешь». Л.Д. тревожит мрачное настроение, которое время от времени ощутимо в письмах Блока: «Думай о своем Зайце, который тебя любит», — твердит она от письма к письму. В мемуарах она свидетельствует:

И у нас сразу же, с первого года нашей общей жизни, началась какая-то игра, мы для наших чувств нашли «маски», окружили себя выдуманными, но совсем живыми для нас существами, наш язык стал совсем условный. Так что «конкретно» сказать совсем невозможно, это совершенно [не] воспринимаемое для третьего человека; как отдаленное отражение этого мира в стихах — и все твари лесные, и все детское, и крабы, и осел в «Соловьином саду». И потому, что бы ни случилось с нами, как бы ни теряла жизнь, — у нас всегда был выход в этот мир, где мы были незыблемо неразлучны, верны и чисты. В нем нам всегда было легко и надежно, если мы даже и плакали порой о земных наших бедах[8] .

Отказ от этого языка означал серьезную угрозу полного разрыва. В последний раз утрата этого языка совпала со смертью Блока.

Возвращаясь к незамысловатому стихотворению «Зайчик», можно утверждать, что переписка Блока с женой является ключом к его интерпретации. Двойная адресация позволяет говорить и о двойственной жанровой природе текста (детский «рассказ в стихах» и травестийная элегия), причем второй план значений понятен только автору и единственному адресату, участникам жизнетворческого сюжета, частью которого становится стихотворение.

[Бекетова 1990] — Бекетова М.А. Александр Блок и его мать // Бекетова М.А. Воспо­ми­нания об Александре Блоке / Сост. В.П. Енишерлова, С.С. Лесневского; вступ. ст. С.С. Лесневского; послесл. А.В. Лаврова; примеч. Н.А. Богомолова. М. Правда, 1990. С. 205—344.
(Beketova M.A. Aleksandr Blok i ego mat’ // Beketova M.A. Vospominaniya ob Aleksandre Bloke / Ed. by V.P. Enisherlov, S.S. Lesnevskiy. Moscow, 1990. P. 205—344.)

[Дикман 1980] — Дикман М.И. Детский журнал Блока «Вестник» // Литературное наследство. Т. 92: Александр Блок: Новые ма­те­риалы и исследования / Ред. И.С. Зильберштейн, Л.М. Розенблюм. Кн. 1. М. Наука, 1980. С. 203—221.
(Dikman M.I. Detskiy zhurnal Bloka «Vestnik» // Literaturnoe nasledstvo. Vol. 92: Aleksandr Blok: Novye materialy i issledovaniya / Ed. by I.S. Zil’­bershteyn, L.M. Rozenblyum. Part 1. Moscow, 1980. P. 203—221.)

[Каскина 2001] — Каскина Ю.У. Детство Александра Блока и его стихи для детей // Начальная школа: Плюс—минус. 2001. № 9. С. 70—74.
(Kaskina Yu.U. Detstvo Aleksandra Bloka i ego stikhi dlya detey // Nachal’naya shkola: Plyus—minus. 2001. № 9. P. 70—74.)

[Корсаков 1940] — Корсаков Р. (Иванов-Разумник Р.И. ) Стихи А. Блока для детей // Детская литература. 1940. № 11/12. С. 78—82.
(Korsakov R. (Ivanov-Razumnik R.I. ) Stikhi A. Bloka dlya detey // Detskaya literatura. 1940. № 11/12. P. 78—82.)

[Максимов 1999] — Максимов Д.Е. Любовь Дмитриевна / Публ. примеч. К.М. Азадовского, А.В. Лаврова // НЛО. 1999. № 35. С. 250—280.
(Maksimov D.E. Lyubov’ Dmitrievna / Ed. by K.M. Azadovskiy, A.V. Lavrov // NLO. 1999. № 35. P. 250—280.)

[Минц 1972] — Минц З.Г. Рукописные журна­лы Блока-ребенка // Блоковский сборник. [Вып.] II: Труды Второй научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества А.А. Блока / Отв. ред. З.Г. Минц. Тарту: ТГУ, 1972. С. 292—308.
(Mints Z.G. Rukopisnye zhurnaly Bloka-rebenka // Blokovskiy sbornik. [Vol.] II: Trudy Vtoroy nau­chnoy konferentsii, posvyashchennoy izucheniyu zhizni i tvorchestva A.A. Bloka / Ed. by Z.G. Mints. Tartu, 1972. P. 292—308.)

[Павлович 1940] — Павлович Н. Блок и детская литература // Детская литература. 1940. № 11/12. С. 74—78.
(Pavlovich N. Blok i detskaya literatura // Detskaya literatura. 1940. № 11/12. P. 74—78.)

[1] См. о детских стихах Блока: [Корсаков 1940; Павлович 1940; Минц 1972; Дикман 1980; Каскина 2001].

[2] РГАЛИ. Ф. 55. Оп. 1. Ед. хр. 161.

«Зайчик» А.Блок

Картинка Анализ стихотворения Блока Зайчик № 4

«Зайчик» Александр Блок

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…

Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

Анализ стихотворения Блока «Зайчик»

Поэтический цикл «Круглый год», который автор создал для самых маленьких слушателей, разбит на четыре части, посвященные сезонам года. Произведение «Зайчик», датированное 1906 г. входит в осенний раздел сборника.

Главный персонаж стихотворения — антропоморфный образ «маленького зайчика». Рассказчик сосредоточен на ощущениях и мыслях своего героя.

Теплой летней порой, минувшей безвозвратно, зайчик был вполне доволен своей судьбой. Ситуация былого комфорта передана с помощью одной детали: взгляд зверька «тешили белые цветочки». С приходом осени условия существования изменились. Сырость — главная особенность пейзажной зарисовки, характеризующей настоящий момент. «Мокрый» эффект достигается аккумулированием лексики с соответствующими значениями: «сырой», «расплакались», «дождливая», «мокрых», «посуше», «по воде ступать». Подчеркиваются неприятные тактильные ощущения, вызванные контактом с влажной поверхностью. С темой осени также связаны мотивы похолодания и недостатка пищи.

Рассказчик упоминает об опасениях и желаниях персонажа. В первом случае поэт прибегает к известному фольклорному сюжету о страхе зайцев перед «волком серым». На протяжении всего стихотворного текста поддерживается антитеза, частями которой выступают летний комфорт и осенний дискомфорт: зверек мечтает о теплой и сухой поре года, оставшейся в прошлом.

Лирический повествователь не скрывает сочувственного отношения к персонажу. Авторская модальность выражается не только напрямую, при помощи лексики. Вся образная структура стихотворения призвана изобразить кроткую и безобидную фигурку главного героя, больше похожую на мягкую игрушку, чем на реальное млекопитающее. Симпатия и сострадание к безобидному зверьку, который робко жалуется на жизненные трудности, передаются и маленькому читателю.

Характерные приметы «детского» стиля — четкий ритмический рисунок и изобилие уменьшительно-ласкательных форм существительных: «ложбинка», «цветочки», «листочки», «капустка».

Автобиографичность «заячьей темы» связывается не только с детскими годами поэта. Факт, извлеченный исследователями из переписки Блока, свидетельствует: его супруга носила шутливое домашнее прозвище «заяц». В подобном контексте появляется интересная возможность двойного прочтения незамысловатого текста, второй план которого адресован единственному читателю — Любови Дмитриевне, супруге автора.

План-конспект урока по чтению (1 класс) на тему:
Урок литературного слушания по теме "Стихи о животных. А.Блок «Зайчик»"

Картинка Анализ стихотворения Блока Зайчик № 5

Предварительный просмотр:

Урок литературного слушания по теме "Стихи о животных. А.Блок «Зайчик»"

  1. Учить сопереживанию и доброму отношению к природе.
  2. Формировать представление о стихотворении.
  3. Формировать читательскую культуру школьников (фамилия автора, заголовок).
  4. Учить определять жанр и тему произведения.

Учебный материал: стихотворение А. Блока «Зайчик».

  • конверты с цветными фишками;
  • текст стихотворения А. Блока у каждого ученика;
  • бумага для моделирования обложки;

I. Организационный момент.

Готовность к уроку.

II. Вводная часть.

— Прочитайте название темы нашего урока.

— Какова ваша задача на этом этапе урока?

Учитель читает стихотворение А.Блока «Зайчик».

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть…

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…

Только б потеплее,
Только бы посуше
Очень неприятно
По воде ступать.

— Какое чувство вызвало произведение?

III. Моделирование обложки.

— К какому жанру относится это произведение? (Стихотворение.)

— Объясните свое мнение.

— Определите тему произведения. (О животных.)

— Кто запомнил имя и фамилию автора?

— Найдите на доске и назовите.

— О каком животном идет речь в данном стихотворении?

— Как называет автор своего героя?

— Как бы вы назвали это стихотворение?

Учитель на доске открывает название стихотворения: «Зайчик».

IV. Физкультурная минутка для глаз.

V. Работа со словами и по содержанию произведения.

Учитель повторно зачитывает стихотворение А.Блока «Зайчик».

— Какую картину «рисует» автор в начале стихотворения? (Лето.)

— Прочитайте слова на нашей «волшебной» доске: ложбинки, тешили.

— Объясните смысл слов.

— О каком времени года говорит автор в начале стихотворения? (На магнитной доске прикрепляется слово ЛЕТО.)

— Какое время года сменило лето?

— Какие изменения в природе произошли с наступлением осени?

— Объясните смысл слов с «волшебной» доски: расплакались, былинки, хмурая.

— Какой стала жизнь зайчика с приходом осени?

— Объясните смысл слов с «волшебной» доски: косится, ступать.

-О чем мечтает зайчик?

VI. Задание на подбор антонимов.

подбор слов к табличкам: ЛЕТО, ОСЕНЬ.

VII. Физкультурная минутка.

показать движения и настроение зайчика летом и осенью.

VIII. «Шкала настроения».

Работа в парах. Учитель предлагает учащимся из конвертов достать цветные фишки и разделить их на две группы в зависимости от того, какими бы красками они написали слова «ЛЕТО», «ОСЕНЬ».

— Объясните, почему вы именно так выполнили задание.

  1. Что вас тронуло на уроке?
  2. Что вам запомнилось?
  3. Что сказал бы вам герой нашего стихотворения?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина

К данному уроку прилагаются медиа слайды ( использовала иллюстрации художника Куркина Александра Михайловича).В ходе урока дети почувствуют волшебную музыку пушкинского стиха, порадуются т.

Открытый урок литературного слушания по произведению Е.Ильиной «Чик-чик ножницами».

Автор: Черентаева Л.

Презентация к уроку литературного слушания по теме Е. Ильина. Чик-чик ножницами. УМК «Начальная школа 21 века»

Цели деятельности педагога:- осознанное восприятие литературного произведения;- формирование умения работать с текстом;- развитие умения выразительно читать;- обучение работе в.

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс «Школа России» А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация

Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·.

Презентация к уроку литературного чтения по теме:«О весна, без конца и без краю…» Как приходит весна?

Презентация к уроку литературного чтения по теме:«О весна, без конца и без краю…» Как приходит весна? Часть 2. Пришлось разделить.

Презентация к уроку литературного чтения по теме:«О весна, без конца и без краю…» Как приходит весна?

Презентация к уроку литературного чтения по теме:«О весна, без конца и без краю…» Как приходит весна? Часть 3.

Стихотворение «Зайчик». А. Блок. Заучивание наизусть и рисование

Валентина Воскресенская
Стихотворение «Зайчик». А. Блок. Заучивание наизусть и рисование

Осень! Удивительное время года!

Оно радует нас своей щедростью, незабываемой красотой окружающей природы, вдохновляет и вдохновляло художников и поэтов на создание произведений искусства.

Мы много выучили наизусть стихотворений про осень. Ведь заучивание наизусть — это эффективное средство умственного и эстетического воспитания, это важное средство овладения выразительной речью,

а поэтичность обеспечивает эмоциональное познание действительности, учит сопереживанию.

Осень бывает разная по своей красоте. Она – то «рыжая лисица». а то хмурая, дождливая, как у А. Блока в стихотворении«Зайчик » .

Всю капустку сняли,

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

На небо косится –

Только б потеплее,

Только бы посуше…

По воде ступать!

Мы выучили наизусть. С этим стихотворением один наш мальчик стал лауреатом конкурса чтецов «Живая поэзия и живая проза». занявшим 1- место в школе, в которую он скоро пойдёт учиться.

А потом решили нарисовать картины по данному стихотворению. Мы использовали восковые мелки, краски гуашь, пластилин. Все увлечённо работали. Рисуя, все тихонечко, очень выразительно читали про зайчика. сопереживая ему.

Вот что у нас получилось.

Публикации по теме:

«Травка-муравка» (заучивание потешки)» Технологическая карта организованной учебной деятельности № 13 Провела: Проскурякова В. Г. Дата проведения: 16.02.2015г. Возрастная группа.

Материал для аттестации. Пункт №2 «Блок здоровья» (анализ работы) Блок здоровья МДОУ «Детский сад №22» За 2014 – 2015 учебный год Основными задачами нашей работы являются: — охрана и укрепление здоровья.

Стихи «Ниточка», «Угощает осень солнышком» Жизнь- она, как ниточка,тонкая струна. Разная у каждого нити той длина. При рождении каждому Бог клубочек дал. И в него он важную.

Заучивание стихотворения Л. Разумовой «Мой папа» Цель: формирование интереса и потребности в чтении Задачи: воспитывать умение слушать новое стихотворение, договаривать слова и фразы.

Слушать стихотворение Блока Зайчик

Источник: ostihe.ru

Александр Блок «Зайчик»

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…

Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

Анализ стихотворения Александра Блока «Зайчик»

Александр Блок – выдающийся поэт, творивший на рубеже эпох. Трудно представить, что среди глубокого лиризма и тонкой философии его стихов, встречаются добрые, наивные произведения для детей. Первым из них стала «Колыбельная песня». Были также миниатюры для взрослых, стилизованные и адаптированные для детей.

Позднее появляется целый цикл – «Круглый год». Цикл разбит на четыре части по сезонам года. Направлен он на знакомство малышей с явлениями природы. Но пейзажу Блок уделяет мало внимания. Он не описывает погоду, а передает свое чувство природы. Особенности времени года переданы через ощущения, переживания животных. Одним из таких произведений является «Зайчик».

Стихотворение появилось в 1906 году, войдя в осенний раздел сборника. Это не только пейзажная зарисовка, но и размышления, эмоции лирического героя. Которым стал маленький пушистый зверек. Образ зайчика антропоморфен. Читатель осень видит его глазами. Картина довольно печальна.

Стихотворение наполнено грустью. Мы видим маленького зайчика, которому грустно, холодно, одиноко, голодно. Текст построен на антитезе. Рассказчик вспоминает, что еще недавно взгляд зайчонка «тешили белые цветочки». А теперь все тускло, серо, уныло. Кругом слякоть, лапкам мокро, неприятно, холодно.

Наступила хмурая и дождливая осень. Зверек вспоминает о лете с тоской. Небо было ясное, стояли теплые, солнечные деньки. Пищи было достаточно в лесу. А теперь даже с огородов «нечего украсть», ведь сняли уже весь урожай, в том числе и капусту, любимую зайцами. Пушистый малыш голодает.

Межсезонье – самый сложный период для лесных жителей, не впадающих в спячку. Еды не достать. Шубка еще не поменяла цвет. Травы уже нет, а снег еще не выпал. В такой период можно легко стать добычей хищника. Чего и опасается наш герой: «Страшно в лапы волку серому попасть…» Опасения зайца приносят оттенок тревоги в середину стихотворения.

Жалость к герою усиливают, намеренно использованные автором, уменьшительно-ласкательные слова: зайчик, лапки, цветочки, былинки, листочки, капустка и другие. Антитеза пронизывает все стихотворение. Идет постоянное сравнение жизни зайца летом и осенью.

Любой лирический герой, особенно в поэзии, всегда является олицетворением определенных черт личности автора. «Зайчик» Блока – не исключение. В образе обездоленного непогодой маленького зверька, можно узнать самого А. Блока. В душе он был всегда одинок, не понятый миром и близким окружением. Несчастен в любви. Он так и не стал отцом, поэтому его стихи «детского» цикла возвращают нас к моменту, когда Александр сам был ребенком. К его чувствам и переживаниям.

Повествователь подчеркивает свое родство с героем. Любопытен также тот факт, что супруга поэта в кругу близких людей звалась ласково «заяц», что может принести новую интерпретацию тексту.

Заканчивается стихотворение жалостливыми мыслями зайчика, только было бы посуше и потеплее. Ему холодно, мокро, ступать по воде. Строки оставляют смешанные эмоции. Вызывают улыбку и легкую грусть.

Источник: natworld.info

Анализ стихотворения Блока «Зайчик»

Поэтический цикл «Круглый год», который автор создал для самых маленьких слушателей, разбит на четыре части, посвященные сезонам года. Произведение «Зайчик», датированное 1906 г., входит в осенний раздел сборника.

Главный персонаж стихотворения — антропоморфный образ «маленького зайчика». Рассказчик сосредоточен на ощущениях и мыслях своего героя.

Теплой летней порой, минувшей безвозвратно, зайчик был вполне доволен своей судьбой. Ситуация былого комфорта передана с помощью одной детали: взгляд зверька «тешили белые цветочки». С приходом осени условия существования изменились. Сырость — главная особенность пейзажной зарисовки, характеризующей настоящий момент. «Мокрый» эффект достигается аккумулированием лексики с соответствующими значениями: «сырой», «расплакались», «дождливая», «мокрых», «посуше», «по воде ступать». Подчеркиваются неприятные тактильные ощущения, вызванные контактом с влажной поверхностью. С темой осени также связаны мотивы похолодания и недостатка пищи.

Рассказчик упоминает об опасениях и желаниях персонажа. В первом случае поэт прибегает к известному фольклорному сюжету о страхе зайцев перед «волком серым». На протяжении всего стихотворного текста поддерживается антитеза, частями которой выступают летний комфорт и осенний дискомфорт: зверек мечтает о теплой и сухой поре года, оставшейся в прошлом.

Лирический повествователь не скрывает сочувственного отношения к персонажу. Авторская модальность выражается не только напрямую, при помощи лексики. Вся образная структура стихотворения призвана изобразить кроткую и безобидную фигурку главного героя, больше похожую на мягкую игрушку, чем на реальное млекопитающее. Симпатия и сострадание к безобидному зверьку, который робко жалуется на жизненные трудности, передаются и маленькому читателю.

Характерные приметы «детского» стиля — четкий ритмический рисунок и изобилие уменьшительно-ласкательных форм существительных: «ложбинка», «цветочки», «листочки», «капустка».

Автобиографичность «заячьей темы» связывается не только с детскими годами поэта. Факт, извлеченный исследователями из переписки Блока, свидетельствует: его супруга носила шутливое домашнее прозвище «заяц». В подобном контексте появляется интересная возможность двойного прочтения незамысловатого текста, второй план которого адресован единственному читателю — Любови Дмитриевне, супруге автора.

Метки: Блок

Источник: pishi-stihi.ru