На основе уже проведенного анализа различных типов универсальных связей, выраженных в законах и категориях диалектики, можно более четко сформулировать понятие развития, показав прежде всего его отличие от понятия изменению. Изменение универсально и характеризует любые явления действительности. Развитие же — особый тип изменения.

Установление факта совершающихся в предмете изменении еще не свидетельствует, однако, об их характере, тенденции. Изменения могут носить количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового, изменения качественные. Но и не всякие качественные изменения равнозначны развитию. Это может быть, скажем, простое разрушение предмета, прекращающее его дальнейшее существование как данного предмета. Возможны также циклические процессы с повторением однотипных фаз, да и просто обратимые изменения типа «вода — пар — вода…».


К изменчивости в целом, а не к развитию как ее особому, частному случаю относят превращаемость элементарных частиц, энергетические взаимопереходы, процессы теплоотдачи и многие другие, не имеющие сколько-нибудь четкой направленности. В качестве развития не квалифицируются также функциональные и другие изменения, не получающие закрепления, не транслируемые в будущие фазы процесса (ср. физиологические изменения в организме и наследуемые эволюционные изменения).

Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие, которые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное.

Развитие — это изменение, при котором на основе старого возникает новое, низшее заменяется высшим, простое — сложным.

Характерные черты развития:

1. неодолимость нового. Неодолимость — это необходимый результат прогрессивной тенденции развития, который вытекает из внутренней природы объекта, новое неодолимо из-за того, что лучше всего соответствует объективным условиям действительности;

2. необратимость развития — это невозможность полного абсолютного возврата данной материальной системы к исходному состоянию;

3. преемственность развития означает единство прошлого, настоящего и будущего в развивающихся материальных средствах, в итоге чего достигается непрерывность развития;


4. направленность развития — означает, что развитие — это не движение по замкнутому кругу, а поступательное восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному — это движение по спирали.

Развитие всегда характеризуется комплексностью изменений, их системным характером, направленностью процесса (наличие тенденции, вектора). Типичными примерами развития являются жизнь индивида (детство, отрочество, юность и т.д.), движение — всемирной истории (отдельные эпохи и периоды в ней), рост растения (семя, цветок, стебель) и т.д. Развитию предшествует становление,- тот период, когда происходит возникновение объекта, его движение к самостоятельному существованию.

О развитии можно говорить и применительно к человеческому мышлению, ко всей его познавательной деятельности. Следует иметь в виду, что развитие не есть некая плоская, эволюция, какая то прямая линия. В нем всегда присутствуют скачки и зигзаги неравномерность, обратимые движения и т.п. Развитие — это единство эволюции и революции, прогресса и регресса, прерывного и непрерывного. Особенно ярко это проявляется в общественной жизни, где отнюдь не любой шаг человечества является прогрессивным, т.е. укрепляющим жизнеспособность общества, его социальные и культурные основы.


Развитие нередко упрощенно толкуют как линейныйпроцесс. Многочисленные факты биологической эволюции и человеческой истории опровергают такое представление. Маркс в «Капитале», исследуя динамику различных экономических систем и структур, показал, что реальное социально-историческое развитие происходит петлеобразно, зигзагами, с отклонениями в сторону, с возвратами назад.

Примером отступления назад может служить так называемое вторичное закрепощение крестьян в странах Восточной Европы. В XVII—XVIII веках крепостное право практически перестало там действовать. Но развитие капитализма в Англии сделало выгодной для восточно-европейских феодалов продажу шерсти английским капиталистам. Восстановив почти забытое крепостное право, они смогли получить по очень низким ценам большое количество шерсти для продажи. Получилось, что капитализм как бы привел к укреплению феодализма. Но это был лишь зигзаг, петля в развитии, и по истечении определенного времени остатки феодализма в этих странах были окончательно уничтожены капиталистическим развитием.

В процессе развития нередки также случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса, как было, например, в эволюции приматов, когда одна линия развития привела к возникновению человека, другая — современных высших обезьян. Возможны и процессы конвергенции — слияния, синтеза, объединения различных линий развития в единый процесс, как это случилось, например, в процессе создания русской нации из раз­личных, преимущественно славянских племен. Наблюдаются и другие, еще более сложные процессы, графическим аналогом которых могли бы служить, скажем, ветвящиеся деревья с многочисленными изломами, перегибами, разрывами, сплетениями.

Источник: studopedia.ru

Древнейшие люди (архантропы)


К ним относят, в частности, питекантропа и синантропа, принадлежащих в одному виду — Человек прямоходящий. Останки питекантропа были обнаружены в 1891 г. на острове Ява; останки синантропа — в 1927 г. в пещере близ Пекина. Питекантропы и синантропы были более схожи с австралопитеками, чем с современными людьми. Они имели рост до 160 см, объем мозга — 700-1200 см3. Они жили 2 млн — 200 тыс. лет назад, преимущественно в пещерах и вели стадный образ жизни. Изготавливаемые ими орудия труда были более разнообразны и совершенны, чем у Человека умелого. Считают, что у них были зачатки речи. Они пользовались огнем, что делало пищу легче усвояемой, защищало от хищников и холода, способствовало расширению ареала.

Древние люди (палеоантропы)

К ним относят неандертальцев. Впервые их останки найдены в долине р. Неандерталь в Германии в 1856 г. Неандертальцы были широко расселены в Европе, Африке и Азии в ледниковую эпоху 250-35 тыс.
т назад. Объем их мозга достигал 1400 см3. У них еще сохранились надбровные валики, относительно низкий лоб, массивная нижняя челюсть с зачатком подбородочного выступа. Они жили в пещерах группами по 50-100 человек, умели добывать и поддерживать огонь, питались растительной и животной пищей, изготавливали разнообразные каменные, костяные и деревянные орудия труда (ножи, скребки, рубила, палки и т.п.). У них существовало разделение труда: мужчины охотились, изготавливали орудия труда, женщины обрабатывали туши животных, собирали съедобные растения.

Современные люди (неоантропы)

Неандертальцев сменили люди современного физического типа — кроманьонцы — первые представители вида Человек разумный. Они появились около 50-40 тыс. лет назад. Некоторое время палеоантропы и неоантропы существовали совместно, но затем неандертальцы были вытеснены кроманьонцами. Кроманьонцы обладали всеми физическими особенностями ныне живущих людей: высокий рост (до 180 см), большой объем головного мозга (около 1400 см3), высокий лоб, сглаженные надбровные валики, развитый подбородочный выступ. Последний указывает на развитую членораздельную речь. Кроманьонцы строили жилища, делали одежду из шкур, сшитых костяными иглами, изготавливали изделия из рога, кости, кремня и украшали их резьбой. Кроманьонцы научились шлифовать, сверлить, знали гончарное дело. Они жили родовыми общинами, приручали животных, занимались земледелием. У них появились зачатки религии и культуры.


Источник: jbio.ru

 

Учение о развитии в настоящее время приобретает особое значение. Его проблемы стоят в центре духовной и практически преобразующей деятельности человека.

Возрастающее значение учения о развитии обусловлено уже самим характером современной исторической эпохи, выдвигающей на первый план вопросы совершенствования общества – проблемы противоречий, скачков, отрицания старого и утверждения нового.

Важное значение имеет исходное определение самого понятия развития.

Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно. Но несомненным должно быть исключение из развития момента возникновения самой системы и момента ее распада, ликвидации, прекращения существования. Возникновение целостной органичной системы, ее исходной формы хотя и связано с развитием, однако не есть еще собственно развитие; оно представляет собой взаимодействие элементов, рождающих новую структуру, полагающее начало развитию. Возникновение связано с прехождением и вместе с ним дает становление. Становление представляет собой, как отмечал Гегель, среднее состояние между ничто и бытием, вернее, единства бытия и ничто. «Из становления возникает наличное бытие… Его опосредование, становление, находится позади него; это опосредование сняло себя, и наличное бытие предстает поэтому как некое первое, из которого исходят» /11, с. 140-170/. Становление — это и отсутствие качества (наличного бытия) и в то же время существование и формирование предпосылок именно данного, а не какого-то другого качества.
личное же бытие системы есть уже определенное качество, впоследствии (после возникновения) изменяемое, но сохраняемое на всем потяжении ее существования. Справедливо поэтому подчеркивается, что развитие «есть такое изменение состояний, которое происходит при условии сохранения их основы, т.е. некоего исходного состояния, порождающего новые состояния. Сохранение исходного состояния или основы… только и делает возможным осуществление закономерностей развития» /12, с. 27-28/.

Каковы же характерные черты развития?

Развитие характеризуется прежде всего своей неотрывностью от движения, изменения. Но это — не отдельные изменения, а множество, комплекс, система изменений в составе элементов, в структуре, т.е. в рамках качества подсистем данной материальной системы. Важное значение при этом имеют развертывающиеся в системах процессы дифференциации, которые некоторыми авторами оцениваются как условия развития вообще. Широко распространены, например, представления о развитии как прогрессивных изменениях, т.е. особом типе движения от простого к сложному, от низшего к высшему. Эта точка зрения правильно отражает такие существенные моменты процесса развития, как его органическую связь с движением, изменением, направленный характер самих изменений, наконец, тот неоспоримый факт, что изменения биологических, социальных систем, а при определенных условиях и систем неживой природы, обнаруживают в целом прогрессивную, поступательную направленность.


Вместе с тем, отождествление развития с прогрессом наталкивается на ряд трудностей. Например, представление о развитии как однонаправленном процессе движения от простого к сложному оказывается неприменимым к материальному миру в целом, где изменения носят разнонаправленный характер и совершаются не только от простого к сложному, но и от сложного к простому.

Развитие характеризуется не единственным, не разовым качественным преобразованием, а некоторым комплексом, связью ряда таких преобразований. Для этой связи характерна прежде всего необратимость. Необратимость изменений понимается как возникновение качественно новых возможностей, не существовавших раньше.

Развитие описывается обычно как смена состояний развивающегося объекта, однако основное содержание процесса составляют при этом достаточно существенные изменения в строении объекта и формах его жизни. С чисто функциональной точки зрения функционирование есть движение в состояниях одного и того же уровня, связанное лишь с перераспределением элементов, функций и связей в объекте. Развитие есть не просто самораскрытие объекта, актуализация уже заложенных в нем потенций, а такая смена состояний, в основе которой лежит невозможность по тем или иным причинам сохранения существующих форм функционирования. Здесь объект как бы оказывается вынужденным выйти на иной уровень функционирования, прежде недоступный и невозможный для него, а условием такого выхода является изменение организации объекта.


Важный критериальный признак развития – его направленность.

Развитие есть особого рода связь состояний. Эта связь тоже не беспорядочна; если хаотичность на уровне первичных изменений «преодолевается» в целостности изменений, в одном каком-либо качественном преобразовании подсистемы, то на уровне всей системы этим преобразованиям может и не быть присуща внутренняя связность; на этом уровне они могут оказаться беспорядочными изменениями, и тогда не будет развития. Развитие же, напротив, показывает наличие преемственности между качественными изменениями на уровне системы, аккумулятивную связь последующего с предыдущим, определенную тенденцию в изменениях (в этом отношении их известную организованность) и именно на этой основе появление у системы новых возможностей. Иначе говоря, развитие соотносится с направленными преобразованиями.

Отмеченные признаки развития необходимы и достаточны для отграничения данного типа изменений одновременно от хаотических изменений, механических движений, круговоротов и функционирования. Указание на эти признаки и должно составлять исходное определение понятия развития.

Таким образом, развитие — это направленные, необратимые качественные изменения системы.Данное определение достаточно, чтобы вычленять любые развивающиеся системы. При необходимости же учесть специфику диалектической концепции развития это определение может быть расширено посредством указания на внутренний механизм развития. В таком случае развитие — это качественные, необратимые, направленные изменения, обусловленные противоречиями системы.


Развитие есть объективное явление, феномен материальной и духовной реальности. Оно в известном отношении не зависит от субъекта познания, субъект же познает и оценивает этот процесс. Сложность развития и другие причины обусловливают неоднозначность его трактовок, разнообразие его интерпретаций, чтобы успешно «вписаться» в развитие, его необходимо глубоко понять, хорошо усвоить. Представляется важным изучать развитие, отражаемое в системе категорий, законов и принципов как устойчивую структуру, относительно неизменную в ходе формирования науки о развитии, получившей название диалектики.

 

Источник: helpiks.org

щие этот рост, то есть направленные на рост негэнтропии, а значит, на возникновение и усложнение упорядоченных структур (самоорганизация).

Для усложнения своей структуры природа задействует «взрывной механизм». То есть по мере расширения, являющегося результатом предыдущего взрыва, происходят локальные сжатия (консолидация) элементов (например, свободное расширение в пространстве облака водяного пара приводит к уменьшению его температуры и конденсацию молекул воды в капли), на более высоких стадиях эволюции консолидация принимает форму агрегации (например, рост численности людей на планете сопровождается тенденцией к концентрации людей в крупных городах). Сжатие останавливается внутренними процессами (например, сжатие звезды останавливается внутренним давлением разогретых недр; концентрация людей в городах сопровождается ростом их агрессивности, тормозящей дальнейшую консолидацию), после чего система стабилизируется.

В стабилизировавшейся системе происходит организация внутренней структуры, своего рода поиск энергетически выгодной внутренней организации, которая удовлетворяла бы принципу оптимальности (в недрах звезды идет синтез тяжелых элементов; в городах формируется инфраструктура, принимаются законы, регламентирующие внутренние отношения и снимающие остроту внутренних противоречий). За счет высвободившейся энергии происходит прогрессирующее усложнение форм организации. Когда резервы синтеза новых структур исчерпаны (например, звезда практически исчерпывает все термоядерное топливо) система становится нестабильной и взрывается. Социальные системы эволюционируют, по-видимому,аналогичным образом. На месте социального взрыва остается упорядоченная структура, хранящая в себе «достижения» целесообразности, найденные в предыдущем периоде. Именно по такому алгоритму формировались, муравейники, термитники, пчелиные семьи и т.п. Еще раньше по такому же алгоритму из одноклеточных существ формировались многоклеточные организмы. Сейчас мы являемся свидетелями формирования похожей структуры на базе людей.

Алгоритм поиска новых форм системной организации Тейяр де Шарден назвал «тактикой пробного нащупывания». Согласно Шардену жизнь действует путем создания множества различных вариантов (мутаций), которые, расширяясь во всех возможных направлениях, обязательно найдут наиболее удачную организации живых существ, отвечающих требованиям внешней среды в данный момент времени. В этом сочетаются слепая фантазия больших чисел и определенная целенаправленность. Это не просто случай, с ко-

222

Источник: StudFiles.net

Характерные черты развития современной эволюционной теории

 

Переход от изолированного изучения отдельных факторов эволюции к моделированию их взаимодействия представляет собой характерную черту развития современной эволюционной теории (Майр, 1968; Завадский, 1973). В области изучения борьбы за существование также наметилась эта тенденция.

Обычно среди исследований, положивших начало изучению взаимодействия внутривидовой и межвидовой конкуренции в процессе эволюции, называются работы И. Лернера с сотрудниками, выполненные на Tribolium (Lerner, Ho, 1961; Lerner, Dempster, 1962). Думается, что в числе основополагающих работ по комбинированному изучению внутривидовой и межвидовой конкуренции с использованием генетических приемов должны быть названы и исследования Сукачева (1959) над биотипами двух видов ив (Salix viminalis, S. purpurea).

 

Методика опытов Сукачева заключалась в посадке черенков двух видов ив на делянках с разной площадью питания — 36X36, 18X18 и 9X9 см. В смешанных посадках ряды биотипов различных видов чередовались. Мерилом интенсивности борьбы за существование служил средний прирост длины всех прутьев с одного растения. Опыты Сукачева показали, что в чистых редких посадках (18 X 18 см) прутьевидная ива росла лучше, чем пурпурная, однако в таких же загущенных посадках эти различия в росте не проявлялись. Не было обнаружено резких различий в росте биотипов разных видов и в смешанных редких посадках.

Иная картина наблюдалась Сукачевым в одновидовых н смешанных посадках с площадью питания 9X9 см.

Г. А. Викторов (1970) на примере паразитов вредной черепашки показал, что отношения паразитизма и конкуренции буквально переплетаются друг с другом. Хорошим примером сложного характера отношений между видами в природе служат данные по трем видам наездников (род Megarhyssa), которые паразитируют на одном и том же виде рогохвостов. Оказывается, что такое сосуществование видов достигается за счет их различий в длине яйцеклада и благодаря этому они используют хозяев, находящихся на разной глубине в древесине. Подобные исследования показывают исключительную плодотворность мыслей Дарвина об интегральном характере действия разнообразных отношений между организмами в эволюционном процессе, обозначенных одним выражением — «борьба за существование».

Источник: www.ZooFirma.ru