А.С.Пушкин любил осень и посвятил этому времени года много стихотворений. Одно из них «Осень», которое было написано автором осенью 1833 года в Болдино. Именно эта пора года благотворно влияла на работу автора. Он ярко описывает изменения происходящие в это время: капли дождя, леса с золотой и багряной листвой, лучики солнца и самые первые морозы.

С первых строк читатель чувствует особую любовь автора к прекрасному времени года – осени. Александр радуется и восхищается золотой осенней порой, ее яркими красками. Автор не наделяет осень какими-то сверхъестественными качествами, он описывает реальный русский пейзаж, который и без этого неповторим.

В это время природа готовится ко сну, но автор не показывает мотивы сожаления и тоски, а наоборот строфы заставляют любоваться великолепной красотой увядающей природы.

В произведении А.С. Пушкина можно наблюдать две сюжетные линии и много отступлений от темы стихотворения. А.С. Пушкин описывает не только пейзаж, но и элементы жизни людей: охота помещиков, неблагоприятно влияющая на крестьянские поля, праздничные веселья, зимние забавы, народ, уставший от душного лета. Эти времена года автор упоминает не зря, а для того, что еще раз подчеркнуть свою любовь к осени. Описывая быструю смену времен года, Александр хотел показать читателю, как мимолетно пролетают года человека, о том как кратка жизнь на фоне вечности.

Жанр стихотворения – обращение. Стихотворный размер «Осени» – шестистопный ямб, за счет чего создается впечатление спокойствия речи. Все строфы имеют завершенность, благодаря совокупности размера и ритма стихотворения.

Заканчивается стихотворение вопросом автора: «Куда нам плыть?» Эти мысли заставляют читателя и самого А.С.Пушкина задуматься о жизни, о будущем своего государства.

Анализ стихотворения Осень Пушкина 9, 10 класс

Данное произведение было создано в 1833г. Оно считается одним из непростых в изложении в числе огромного количества стихотворении А. С.Пушкина. Это был пик его творчества, поскольку была уже вторая Болдинская осенняя пора.

Поэт стремится обрисовать не только природу, но так же и то, что люди катаются на коньках, зимние события и множество подобных событий.

Автор частенько вспоминает о собственных произведениях и о том, что осенняя пора – это самый любимый его период. Осень очень близка автору, именно в эту пору у него просыпается порыв к работе, порыв создавать что-то новое. А. С. Пушкин очень хорошо описывает природу, то, как она меняется. И как слышится нам ветер, и золотые леса и первые заморозки, где он указывает, что именно сейчас себя прекрасно ощущает, чувствуя вновь себя сильным и счастливым.

А. С. Пушкин желает, чтобы те, кто читал его произведения, смогли ощутить все краски того, что он испытывает сейчас, все свое отношение по этому сезону и чтобы нам так же понравилось денное время года, как ему. Осенняя пора – муза для написания новых произведений, поэт счастлив каждому изменению погодного состояния в этот достаточно дождливый сезон. Не всем нравиться это время из-за того, что слишком много осадков и очень пасмурно, но это все не огорчает автора, А. С. Пушкин счастлив и благодарен каждой секунде, которую он провел в это время, не помня больше ни о чем другом.

Осень – этот тот период, когда у поэта просыпается вдохновение, и он начинает творить новые произведения, которые ему очень приятны, поскольку у автора прекрасное настроение. В конце произведения поэт задается вопросом, куда ж теперь плыть? Подобное можно объяснить тем, что из-за возникшего положения он на грани затруднений и сомнений, которые затрагивают самодержавное крепостническое положение и строгое наблюдение, со стороны полиции, что возникло на момент сурового дебоша декабристов.

Внимательно вникая в каждое слово данного произведения, есть желание и любопытство увидеть данное место в Болдино, которое, так красочно описал поэт. Все что написано, все идет от души, и это способствует проявлению любопытства читателя, осеняя пора – самый лучший сезон года.

9, 10 класс

Анализ стихотворения Осень по плану

Осень

Осень

Источник: sochinite.ru

В отличие от «Зимнего утра», стихотворение «Осень», анализ которого мы проведем, имеет жанровую характеристику. Это отрывок (подзаголовок), для которого важны открытость сюжета, включающего как лирические, так и эпические элементы, наличие изобразительного ряда. Такой жанр предоставляет значительные возможности для пейзажной лирики, однако и в нем главным является выразительная художественная цель. Картины природы предваряют поэтическое откровение: они позволяют понять, какой мир «забывает» лирический герой, предаваясь «думам долгим» и творчеству.

Мир богат и многообразен, его приметы отражены в двенадцати восьмистрочных строфах (октава, шестистопный ямб), из которых только три последние (последняя — неполная строфа, состоящая из одной строчки, развитие мысли и чувства в ней заменено многоточием, что создает впечатление недосказанности, влечет к продолжению разговора, поиску ответа на заключительный вопрос) посвящены творческой теме. В девяти предыдущих воссоздается картина русского октября, а в сравнении с ним вспоминаются и другие времена года. Осенняя природа перед глазами лирического героя: в первой строфе можно ощутить, как «Дохнул осенний хлад», увидеть, что падают листья, промерзает дорога, застыл пруд, в отъезжих (дальних) полях появляются охотники с собаками. Первая строфа задает тон, показывая одинаковую важность для лирического героя внимания к подробностям реальности и обобщенного взгляда, позволяющего воспринимать их в ряду других («Октябрь уж наступил — уж роща отряхает/Последние листы…», и эта пора продолжает лето, о котором напоминает ручей, что «Журча еще бежит за мельницу…»). Конкретика пейзажа обусловлена наличием прототипической основы: в нем воссоздаются окрестности Болдина, нижегородского имения отца поэта. Задержавшись там волею обстоятельств осенью 1830 г., Александр Сергеевич во время продолжавшегося три месяца холерного карантина пережил необычайный творческий подъем, повторившийся во вторую болдинскую осень в 1833 г., когда и написано стихотворение «Осень» Пушкина. Таким образом, действительное основание было и у состояния лирического героя, который не устает поражаться несоответствию внешнего и внутреннего.

Отрывок предваряется эпиграфом, воспроизведенная в нем строчка («Чего в мой дремлющий тогда не входит ум!») указывает на реминисцентный источник пушкинского текста. Автор вспоминает о стихотворении Г.Р. Державина «Евгению. Жизнь званская» (1807). Это было послание епископу старорусскому Евгению (Е.А. Болховитинову), в котором обрисовывалось сельское уединение в Званке (имение Державина на реке Волхов), позволяющее лирическому герою наслаждаться ощущением независимости, простыми радостями семейной жизни, чтением и творчеством. Для лирического героя пушкинского отрывка особенно важно последнее. Однако прежде чем перейти к творческим вопросам он воссоздает пейзажные полотна. В них статичность преодолевается благодаря мотиву узнавания (хотя и в самих картинах есть динамика: «кровь бродит» весной, быстр «легкий бег саней» по снежной дороге, важна и мысль о смене времен года, которые то и дело приходится «провожать»). Лирический герой ищет объяснение своей привязанности к осени.

Действительно, в первой строфе возникает безотрадная картина: листья с деревьев облетают, промерзают дорога, пруд, поля, на фоне безмолвия охота кажется «бешеной забавой», от которой «страждут озими» (всходы ржи или пшеницы под снегом на полях).

В стихотворении «Осень», где тематическое и эмоциональное разнообразие не стеснено жанровыми рамками, а художественная цель скрыта за ассоциативностью (ассоциация — от лат. «соединение», связь между ощущениями, идеями), особую важность приобретают те моменты, которые могли бы скрепить текст, подчеркнуть его единство. В отрывке «Осень» важно прежде всего сохранение до конца строфических закономерностей. Восьмистрочие делится на шестистишие и заключение из двух строчек, соединенных парной рифмой. Благодаря этому строфа динамична: дышит, играет, живет (мотивы шестой строфы), невзирая на строгую упорядоченность. Строфы сменяют друг друга, внося иные содержательные акценты, но и в ритмическом облике фрагментов появляется новое. В нечетных шестистишиях первой появляется женская рифма (в первой строфе: «отряхает» — «промерзает» — «поспешает»), затем она чередуется с мужской («ветвей» — «ручей» — «своей»). Две завершающие строчки, таким образом, начинающиеся с седьмой, нечетной, созвучны благодаря женской рифме («забавы» — «дубравы»). В четных строфах чередование тоже наличествует, но оно начинается не с женской, а с мужской рифмы, и поэтому ею и завершается восьмистрочная строфа (например, во второй строфе: «свежа» — «дрожа»).

После обрисовки того, что происходит на глазах лирического героя, в знакомой роще, на мельнице, дороге, пруду, звуков, которые ему слышны (лай собак, принадлежащих соседу, выехавшему на охоту в «отъезжие поля»), он переходит к воспоминаниям о других временах года. Их он «не любит»: во 2—4-й строфах появляются картины, где на первом плане оказываются черты, «стесняющие» его «душевные способности». Пристрастно вглядываясь в свои ощущения от весеннего пробуждения природы, он замечает, насколько оно воздействует на человека, возбуждая чувства, ум, «кровь», вселяя неясную тоску. Все это знакомо и уже скучно («Скучна мне оттепель…»), а, главное, отвлекает от чего-то важного, что наступит после «болезни» (в стихотворении 1827 г. «Весна, весна, пора любви…» лирический герой признавался в том, что наступление весны для него связано с «чуждыми», томительными эмоциями; в стихотворении «Признание», 1826, болезнь была названа — это была «болезнь любви»). Лирический герой готов отвлечься от переживаний, дающих счастье и наслаждение ради «смутного влеченья» жаждущей творчества души («Когда б не смутное влеченье…», 1833).

В лирике Пушкина такое отношение к весне предстает проявлением чуткости, стремления за внешними чертами разглядеть глубокий смысл. Лирический герой при этом не философствует, умозрительная абстрактность снимается благодаря введению в текст простой разговорной речи, «прозаизмов» (строфа 8) — «вонь», «бродит», «доволен».

Восходящая интонация подчеркивает ценность этих переживаний, которые помнятся «целый век». Однако и в них есть нечто, что надоедает, достаточно взглянуть на каждодневные занятия непредвзято, отвлечься от очарования прогулок с подругой. Все это весело, поэтично («в присутствии луны»), но в русском быту продолжается по необходимости слишком долго, так как холодное время занимает «полгода» и успевает порядком надоесть. Тем более что в промежутке приходится «киснуть у печей за стеклами двойными». Весной, как уже обрисовано во второй строфе, наступает и вовсе тоска, но, может быть, лето лирический герой встречает с радостью? Четвертая строфа начинается с ответа на этот скрытый в эмоциональном освещении весны и зимы вопрос:

Ох, лето красное! любил бы я тебя…

Летние будни также скучны и мучительны, они «засушивают», досаждают физическими неудобствами настолько очевидно, что оставляют место единственному стремлению — «как бы напоить да освежить себя». Природа и здесь не соблюдает меру, и человек, мучимый жарой, пылью, назойливыми насекомыми («Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…») мечтает о возвращении зимы («жаль зимы старухи»).

Только осень влечет к себе лирического героя, находящего в ней «много доброго». В противоположность первой строфе, пятое — девятое восьмистишия приоткрывают ее качества, которые очаровывают его настолько, что он «рад лишь ей одной». Это «своенравное» влечение, «обыкновенно» осень бранят, предчувствуя скорое наступление холодов. Она «нелюбимое дитя» природы, но именно такие исключения из правил занимают того, кто обращается к читателю. Противоположностью к этому определению должен быть автор, поэт, и нельзя отрицать, что откровенность признаний обусловлена стремлением к исповедальности.

Но все же автобиографичность переживания является одной из черт образа лирического героя, который создается для раскрытия определенной художественной цели с помощью психологического отбора наиболее важных особенностей. В стихотворении «Осень» Пушкина, анализ которого нас интересует, творческая задача еще не прояснена, пока очевидно стремление защитить хрупкий внутренний мир от вмешательства тревожащего («блестящие тревоги» зимы), мучающего (лето «нас мучит»), волнующего («Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены…» весной) окружения.

Личностное основание своеобразия лирического героя углубляет его характеристику, придает ей достоверность. Его восприятие вписано в картину мира, где имеют право на существование и «обыкновенная» точка зрения, и «мечта своенравная». Взгляд в глубь явления позволяет в «смиренности» осени найти «много доброго». Это время года оставляет место для интенсивной душевной жизни и вызывает ответную потребность не только откровенно рассказать о нем, но и возвысить, восславить:

В ней много доброго; любовник не тщеславный,

Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

Сознавая, что это трудно объяснить, лирический герой прибегает к сравнению осени с больной девушкой, «без ропота, без гнева» сходящей в «могильную пропасть», прощаясь с миром «улыбкой на устах увянувших» (строфа 6). Она может «порою нравиться» всем, но для него в ней дорого последнее дыхание жизни. В соседстве со смертью оно особенно заметно и оттого мило ему.

Сравнение осени с «чахоточной девой» в пушкинском отрывке проявляет те же эмоциональные акценты в характеристике октябрьской природы. В седьмой строфе лирический герой признается в том, что его любовь к ней сопряжена с унылыми ощущениями от увядания, предчувствия прощания, разлуки. На их фоне красота и пышность выделяются, подобно редкому лучу солнца в пасмурный день. Багрец лесов напоминает о багровом румянце, играющем на лице больной, увяданье сходно с болезненностью, в пейзаже и внешности умирающей заметны черты «прощальной красы», воспринимаемой с щемящим предчувствием грядущей потери и в то же время олицетворяющей гармонию. Мысль о вечном изменении в природе, выраженная благодаря мотиву ветра, вносит в ее изображение свежее дыхание жизни. Прекрасное мгновение остановлено волей художника, и это первое свидетельство того, что у лирического героя будет особая характеристика и его внимание к осени получит неожиданное объяснение. В седьмой строфе предметом изображения (появление эпических элементов обусловлено жанровой спецификой) становится пейзаж, воспроизведенный в подробностях, с привлечением визуальных деталей (цвета листьев, затянутое тучами небо), передачи различных ощущений (слышен шум ветра, холодно от «первых морозов», уже не греет «редкий солнца луч», предчувствуется приход «седой зимы»). Осень очаровывает тем, что в ней все это гармонично соединяется, напоминая о богатстве и многообразии жизни. Восходящая интонация подчеркивает равноценность, равнозначность земных впечатлений (приятны и краса, и расставание с ней, любимы и пышность природы, и ее увяданье, восклицательные знаки завершают противоположные по эмоциональной оценке заметки):

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Между контрастными по значению рядами не создается противопоставления, так как состояния природы не статичны, находятся в постоянном изменении, как все живое. Оттого в душе дни поздней осени, когда движение жизни особенно ощутимо, пробуждают острую жажду бытия, любовь к его привычкам. Лирический герой сравнивает свои ощущения осенью с расцветом, для него она становится весной, не волнующей напрасными ожиданиями, а отрадной, здоровой, полезной (весной «Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены» — осенью «Легко и радостно играет в сердце кровь…»). Показать, что такое восприятие далеко от умозрительной абстрактности, снова помогают «прозаизмы», делающие понятным для читателя то, что лирический герой чувствует себя молодым и полным сил в то время года, когда «обыкновенно» думают о «могильной пропасти», которую сулят угрозы зимы. Это так же трудно объяснить, как и парадоксальность впечатлений, но таков его «организм» (от лат. «живое существо»), неоспоримо утверждающий правоту жизни (строфа 8).

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь;

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят — я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн — таков мой организм

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Лирическое излияние неоднородно в интонационном плане, за подъемом следует спад, за восклицанием — повествовательность, «прозаизм». Вслед за снижением надо ожидать нового всплеска, и каждая волна оказывается все выше. Впереди вершина, кульминация (от лат. «высшая точка, пик, вершина»). К ней лирический герой приближается благодаря восходящей интонации, которую передает нанизывание глаголов в настоящем времени — строфы 8—9 (расцветаю — чувствую — слетает — находит — играет — кипят — ведут — несет — звенит — трескается). Динамика подчеркнута и на содержательном уровне, в связи с мотивом скачки «в раздолии открытом» (строфа 9).

Фоническое своеобразие в картине создается благодаря прежде всего ассонансам. В седьмой, центральной для создания образа осени строфе перекликаются «ы» (обрамление: «унылая» — «зимы», промежуточное слово «пышное»), «а» («пора», «очарованье», «приятна», «увяданье», рифма «краса» — леса» — «небеса»), «е» («очей», «багрец», внутренние рифмы в пятой строке: «ветра» — «свежее», в седьмой — «редкий» — «первые»), «о» («природы», «золото», «мглой», внутренняя рифма в восьмой строке: «отдаленные» — «седой» — «угрозы»), редкое «у» («редкий солнца луч»). На протяжении всего текста звучат мелодичные сочетания гласных с полугласным (в седьмой строфе: «унылая»; «очей очарованье», «приятна», «твоя», «люблю я пышное», «увяданье», «одетые», «свежее дыханье», «мглой волнистою», «редкий», «первые», «отдаленные седой»). Контрастными являются комбинации согласных (хотя музыкальность придают и сонорные «л», «н», «м»), например, в девятой строфе с их помощью создается впечатление от «звонких» ударов копыт о «промерзлый дол», а также от треска первого ломкого льда («И звонко под его блистающим копы-том/Звенит промерзлый дол и трескается лед»). Звуковые особенности, наряду с образной живописностью, эмоциональными акцентами, представляют осеннюю природу как целый мир, прекрасный и многоцветный, пробуждающий тонкость восприятия, сочувствие и целую гамму ощущений, что и позволяет называть осеннее восхищение миром расцветом души («И с каждой осенью я расцветаю вновь…» — строфа 8). Физические «привычки бытия», в восприятии лирического героя, похожи на «ненужный прозаизм», хотя без них нельзя сказать, что человек «жизни полн». И все же внешний мир, где важно, чтобы человек был молод, здоров, силен, «легко и радостно» воспринимал череду событий, ощущая, как играет кровь, можно забыть, отказаться от него, наблюдая, как «тлеет медленно» его огонь. Последнее впечатление от него становится вводом в кульминационную часть стихотворения. Гаснет день, и огонь в камине напоминает о нем своим «ярким светом», но это уже граница двух состояний, перед ним лирический герой читает, думает, погружается в сладкий сон вдохновенных мечтаний (мотив сна образует композиционное кольцо с эпиграфом, так как в строчке Державина упоминался «дремлющий» ум).

Строфы 10—11 воспринимаются как единое целое. Динамику изложению главной мысли придают глаголы и восходящая интонация, обусловленная нескончаемым перечислением с повторяющимся союзом «и» (11 раз). Мир забывается ради творчества.

Именно вымышленные образы являются гостями, незримыми, но ощутимыми и понятными, как давние знакомые. Со всеми упоминавшимися в предыдущем излиянии персонажами общение оказывалось невозможным. «Подруга» была «согрета и свежа», жала руку, «пылая» от страстного увлечения, но слов у нее не находилось. «Житель берлоги» и вовсе не мог быть собеседником. Ирония исчезает в обрисовке нелюбимого в семье ребенка и больной «бедняжки», но и они «без ропота» подчиняются судьбе. «Звучит» только душа лирического героя, вызывая к жизни поэзию.

Лирический герой не удовлетворен описанием того, как «пробуждается поэзия», посягая на раскрытие таинственного внутреннего процесса. Он совершается, «как во сне», ему сопутствуют волнение и трепет (мотив волнения возникает два раза: «Душа стесняется лирическим волненьем…», «И мысли в голове волнуются в от- ваге…»), выражающие напряженность эмоционального состояния. Приближается решительная минута, но все же для передачи творческого чуда не находится слов — оно происходит в живом времени читателя, но его передает тире:

Минута — и стихи свободно потекут.

Свободное проявление творческого начала (мотив свободы возникает тоже двукратно: душа жаждет «свободного проявленья», «стихи свободно потекут») сравнивается со зримым и ощутимым предметом — громадным кораблем. Лирическому герою важно подчеркнуть, что создание воображения занимает в мире заметное место, требует огромного труда. Развернутое описание в строфе 11 того, как матросы поднимают паруса, чтобы «громада двинулась», выглядит не аллегорической картинкой, в которой предметный план имеет вторичное значение, а символом. В нем оба плана сосуществуют, обобщенный просматривается сквозь конкретный, но не заслоняет его. Каждая деталь актуализирует новые оттенки значения. Красота и творческий полет видны во всех творениях человеческого разума — и в искусстве, и в весомых достижениях цивилизации:

Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге

Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут

Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.

Образ корабля позволяет придать отрывку незавершенность. Последняя строфа 12, состоящая из неполной строки, заканчивается знаком вопроса, оставляя возможность для продолжения разговора:

Плывет. Куда ж нам плыть?

Продолжение, оставшееся в черновике, было отвергнуто, очевидно, из-за того, что открытость финала соответствовала доминирующей в авторском мироощущении жажде продолжения жизни. Природные закономерности предстают жизнеутверждающей нотой, внушающей «отвагу» и веру в будущее, тем более если их могут дополнить творческие «плоды», появившиеся после цветения («И с каждой осенью я расцветаю вновь…») сердца (10 строфу завершает образ «плоды мечты моей»). Как и в элегии В.А. Жуковского «Вечер», в отрывке Пушкина «Осень» пейзаж вызывает в душе созерцающего его лирического героя эмоциональный подъем. Однако в пушкинском стихотворении воплощен широкий разброс эмоций: природа вызывает самые разные чувства — скуку, тоску, раздражение, но в то же время и радость, восхищение. Все они возникают как реакция на привычные, повторяющиеся явления, но отзыв на них столь своеобразен, что его приходится «объяснить» читателю. В разговоре с ним ощущения прямо называются («Теперь моя пора…», «Как весело…», «Ты…/Нас мучишь… мы страждем…», «Но мне она мила…», «Мне нравится она…», «Люблю я…»). Не надеясь найти отклик в тех, кто относится к природе бездумно, «обыкновенно», ищет в ней «нечто» или «забаву», «праздники», лирический герой обращается к самому себе, анализируя свои эмоции. Его «я» оказывается в центре мира из-за объективной исключительности, так как это художник, погруженный в творческие переживания и «думы долгие», органично продолжающие в отрывке пейзажные зарисовки. В отличие от романтических мотивов безысходного одиночества и обреченности на непонимание, пушкинские образы — это нарушение традиции (повторение эпитета усиливает впечатление: «Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге…»), они вносят в жизнь движение («Громада двинулась и рассекает волны»), красоту — «сладость» («свободное проявленье» души воплощает пригрезившееся в «сладкой тишине», когда поэт «сладко усыплен… воображеньем»).

Осень — то время года, когда появляются «плоды мечты», и это самая важная ее характеристика для лирического героя. Но ее изображение занимает в отрывке и самостоятельное место, в строфах 1 и 7 возникают конкретная и обобщенная картины октября. Первая наполнена конкретикой, видна сельскому жителю, для которого роща, дорога, ручей и пруд — приметы быта, а охотник — сосед. Во второй — внимание обращается на то, благодаря чему осень нравится, мила. Помимо своенравного влечения, она пробуждает восхищение своей красой. Образ осени создается с использованием всего богатства поэтических художественных средств: он возникает в антитезе с характеристикой других времен года, которые каждое по-своему стесняют, мучают человека. Как и всегда у Пушкина, в оценках нет прямолинейной однозначности — весна и скучна, и волнительна; зима и веселит, и надоедает; лето — «красная» пора, когда все цветет и радуется жизни, но пробуждение к ней комаров, мух не может привлекать, а зной и пыль губят все душевные способности.

В противоположность им, осень смиренна, тиха, в ней много доброго. В то же время ее краса пышна, великолепна: среди ее цветовых особенностей — багрец, золото, сочетание черного с небесно-голубым, солнечно-желтого с белым. Тишина и ощущение конца обманчивы, слышен шум ветра, предчувствуются вьюги, бури, она и «На смерть осуждена», и полна «свежего дыханья». В эмоциональной сфере с ней связаны унылые ощущения, но для натур, чувствительных к редким лучам солнца, осень становится порой расцвета, молодости, счастья. Соединение разнородных признаков воспринимается ими как кипение жизни («Желания кипят…»), возможность постичь ее динамику. Промерзшая почва только кажется скованной — она звенит под копытом коня, лед трескается, и звуки наполняют «раздолие открытое». Краткий день быстро гаснет, но вспыхивает огонь в забытом при свете камельке, и его тление или, наоборот, яркое горение пробуждает сознание, благодаря чему в душе возникают раздумья и мечты, заставляя забыть о живописности природы. Ее образы получают новую жизнь, насыщая воображение и выражаясь в поэтических творениях. Стихи свободно плывут, легко парят в пространстве, несутся по волнам времени, но цель их движения автору неизвестна. Как лучи, они расходятся в разные стороны, и философским итогом становится вопрос о смысле бытия. Как и особенности восприятия пейзажа, ответы на него могут различаться. Для лирического героя определенности здесь быть не может, так как для него очевидна неизбежность продолжения. Его философская концепция выражена не в умозрительных, абстрактных рассуждениях, а в форме лирического излияния, наполненного зрительными, слуховыми, ощутимыми, эмоциональными образами, дополненными существующими только в возможности воспроизвести текст вслух, но существующими в воображении интонационными и фоническими художественными средствами.

Источник: Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. — М.: Высш. шк., 2005

Источник: classlit.ru

История создания

Стихотворение А.С. Пушкина было написано в 1833 году, в период, который называется болдинской осенью, потому что на тот момент поэт пребывал в имении Болдино. С самых первых строк чувствуется трепетное отношение Пушкина к осени, его любовь к этому времени года: “Дни поздней осени бранят обыкновенно, // Но мне она мила, читатель дорогой, // Красою тихою, блистающей смиренно”.

А.С. Пушкин показывает читателю свое восхищение осенью через строки стихотворения: “Унылая пора! Очей очарованье!”, — где как-бы противопоставляет недостатки достоинствам. Поэт не обделяет вниманием и другие времена года: лето и весна не пробуждают в нем тех же чувств, что и осень. Однако в защиту своей любимой поры поэт пишет: “…я не люблю весны; // Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен. // … // Ох, лето красное! любил бы я тебя, // Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.” — из приведенных строк можно догадаться, что творцу по душе спокойное время года, например осень или зима, когда сама природа помогает творить и вдохновляет поэта на что-то большее.

Жанр, размер, направление

В своем стихотворении А.С. Пушкин избрал жанр обращения, он непринужденно говорит с читателем о своей любви к осени, это делается для того, чтобы слушателю была максимально ясна позиция автора и то, какую мысль он хотел донести.

Стихотворный размер, который выбрал автор — ямб, он позволяет добиться размеренного и спокойного прочтения. Само же стихотворение написано октавами — строфа из восьми строчек.

Произведение можно отнести к пейзажной лирике, ведь в нем воспеваются красоты окружающего мира.

Главные герои и их характеристика

  1. В роли лирического героя в данном стихотворении выступает рассказчик, через этот образ Пушкин делится с читателем тем, как он видит осень во всех её красках. Кроме того, лирический герой — это и есть Пушкин, и тем самым поэт позволяет себе писать все то, что он чувствует, когда наступает осенняя пора.
  2. Также можно отдельно рассмотреть образ осени, как героя, который завлекает рассказчика своими красотами и не отпускает, пока времени года не приходит конец. Описание осени в высшей степени поэтично. Это особенное время года, поэт не может объяснить своей любви к ней и потому сравнивает унылую пору с чахоточной девой: “Как это объяснить? Мне нравится она, // Как, вероятно, вам чахоточная дева // Порою нравится. На смерть осуждена, // Бедняжка клонится без ропота, без гнева…” — тем самым проводя между ними параллель: и той, и другой суждено угаснуть, и та, и другая – воплощение красоты увядания.

Темы и проблемы

  • Главная тема повествования — красота природы и восхищение ею. Человек, по мнению Пушкина, должен чувствовать единение с окружающим миром, уметь ценить и различать его многообразие. Поэт неравнодушен к временам года, он анализирует их и сравнивает, находя для себя самый любимый период.
  • Также поэт затрагивает проблему цикличности бытия: за рождением и расцветом следуют увядание и смерть. Всему свыше отпущен срок: осень протекает скоротечно, как жизнь чахоточной девы. Этот процесс прекрасен, но неумолимо трагичен.

Идея

Поэт пытается донести до читателя главную идею стихотворения, свое видение этого волшебного и своеобразного времени. Пушкин открывает перед читателем свою душу и признается в том, что с каждой осенью он расцветает вновь и призывает нас разглядеть в ней не только “унылую пору”, а еще время, когда можно поймать вдохновение, лишь взглянув на то, как стоят “в багрец и золото одетые леса”.

Главная мысль автора – заразить читателя красотой увядания, смерти замедленного действия, когда природа на прощание ликует и кружится в карнавале ярких красок, но все же в глубине тенистых садов уже слышится дыхание холода, предвестника зимы. Уметь разглядеть эту ни на что не похожую красоту – таинство, к которому прикасается тот, кто открывает поэтический сборник Пушкина и находит нужную страницу.

Средства выразительности

Помимо всего прочего, стихотворение наполнено огромным количеством эпитетов, без них не вышло бы такого яркого и насыщенного описания осени: “свежее дыханье”, “прощальная пора”, “пышное увяданье”. Также автор использует различные метафоры, чтобы оживить осень, сделать ее “живой”: “в багрец и золото одетые леса”, “седой зимы угрозы”, уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей”.

С помощью различных тропов речи А.С. Пушкин дает читателям возможность увидеть это чудесное время года с помощью написанных им строк, проникнуться особенным состоянием, которое несет в себе осень, представить ее во всех красках так, как это видел сам Александр Сергеевич.

Автор: Татьяна Белкина

Источник: LiteraGuru.ru

Анализ стихотворения «Осень» Пушкина А. С. 5 класс

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Осень № 11833 год в судьбе Александра Сергеевича ознаменовался второй «болдинской осенью» и небывалым творческим подъемом. Писатель как раз возвращался с Урала и решил остановиться в деревне Болдино. В этот период он написал очень много интересных и талантливых произведений, среди которых было и стихотворение «Осень». Пушкина всегда очаровывала золотая пора года, он любил это время больше всего — об этом он неустанно повторял как в прозе, так и в стихах. Вот и в 1833 году писатель решил посвятить осени большое и эмоциональное стихотворение.

Александр Сергеевич очень хотел передать особую атмосферу радости по поводу наступления его любимой поры года. «Осень» Пушкина поражает читателя своей красотой и поэтичностью. Поэт не может объяснить, с чем связано его восхищение этим временем года. Весна ему не нравится, потому что начинается оттепель, докучает грязь. Летом было бы весело, если бы не донимали комары, мухи, пыль и невыносимая жара. Еще Пушкину нравится зима с ее белоснежным покрывалом, лютым морозом, интересными праздниками. Но отношение к осени у поэта особенное, еще природа не сбросила своего наряда, но уже готовится к продолжительному сну.

Стихотворение Пушкина «Осень» написано ямбом, что придает ему веселости и оживленности, очень точно передавая душевное состояние автора. Тематика произведения грустная, а вот ритмический узор размера этому противоречит, при этом добавляя выразительности и вовсе не нарушая единства художественного впечатления от работы. В стихотворении внимание уделяется лирическим переживаниям. Поэт очень красочно передал картину последнего вздоха природы: «она жива еще сегодня, завтра нет».

Читая стихотворение «Осень» Пушкина, читатель может мысленно представить прекрасные болдинские пейзажи, «в багрец и золото одетые леса». Несмотря на грустные слова и порой тоскливое настроение, благодаря рифме стих кажется динамичным и живым. Писатель не может толком объяснить своей любви к золотой поре года, она просто ему нравится, как кому-то может нравиться «чахоточная дева». Именно осень Пушкина всегда вдохновляла на написание красочных и интересных работ.

Конечно, данное стихотворение нужно воспринимать не только как описание поры года. В нем поэт изобразил различные картины жизни: зимние праздники, катание на коньках, охота помещиков, летний зной. Есть в нем и скрытый смысл, касающийся судьбы поэта-вольнодумца, пытающегося творить в условиях самодержавия. Но все же это стихотворение является одой любимому времени года, в нем восхвалял осень Пушкин.

Анализ произведения позволяет разобраться в чувствах поэта, понять напряжение всех сил его души, творческое горение и нетерпение. Стихотворение заканчивается вопросом «Куда ж нам плыть?» Это раздумье уже касается положения поэта в обществе, его жизни в условиях самодержавно-крепостнического строя. «Осень» написана в форме непринужденной беседы с читателем, автор делится своими переживаниями, мыслями, чувствами. Особенной живости добавляет меняющаяся интонация: со спокойной повествовательной на ироническую и лирическую.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Осень»

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Осень № 2

Стихотворение написано в 1833 году. Оно является одним из самых сложных в понимании среди большого количества произведений творчества Пушкина. На тот период происходил его поэтический скачок, так как наступила вторая по счету Болдинская осень.

Писатель хотел показать не только саму картину происходящей вокруг природы, но в тоже время были затронуты и такие рассказы, как, например катание на коньках, праздники в зимний период и много других интересных моментов.

Пушкин очень часто упоминал в своих сочиненных повестях и стихах о том, что осень – это его любимое время года, она была самой близкой ему по духу, именно в этот период ему хотелось сотворить новые шедевры, на него нападало вдохновение к началу творческого процесса. Он ярко обрисовывает все природные пейзажи, которые возникают в эту прекрасную пору. Сюда можно отнести шум ветра, в золото одетые леса, редкий солнца луч, первые морозы и т.д, где он еще подчеркивает, что именно в этот период он хорошо себя чувствует, ощущая на себе прилив сил и полную чашу счастья.

Поэт хочет, чтобы читатели смогли прочувствовать все его впечатления по отношению к этому времени года и смогли так же полюбить это время, как случилось это и с ним. Осень является его музой для создания новых творений, он радуется каждой перемене погоды и климата в этот достаточно слякотный период года. Многие не любят эту пору из-за дождей и ненастья, но это все не печалит Пушкина, он радуется и боготворит каждое мгновение, проведенное в эти прекрасные дни, забывая обо всем, что происходило в окружающем мире.

Осень – это промежуток времени, когда она способствует его к созданию новых трудов, за которыми приятно проводить свои хлопоты, да и причем с хорошим настроением. В конце стихотворения Пушкин задает вопрос, который звучит так: «Куда ж нам плыть?». Это объясняется тем, что он из-за сложившейся ситуации стоит на пороге очень долгих и трудных колебаний, которые касаются самодержавно-крепостнического строя и полицейского надзора, что происходило в период жестокого разбоя декабристов.

Прочитывая каждые строчки этого стихотворения, хочется с большим желанием и любопытством увидеть эту рощу в Болдино, которую в таких красках описал Пушкин. Каждое слово написано искренне и задушевно, что ненароком и правда начинаешь проявлять интерес к такому периоду времени, как Осень, чем и хотел привлечь нас великий поэт. Еще с одним анализом стихотворения Александра Сергеевича Пушкина можете познакомится тут.

Если статья оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с друзьями через социальные сети и оставьте свой комментарий. Потратив всего 10 секунд своего времени на два клика по кнопки соцсети, Вы поможете нашему проекту. Спасибо!

Анализ стихотворения Пушкина «Осень»

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Осень № 3

Стихотворение А.С.Пушкина «Осень» написано в 1833 году в самую плодотворную осень для творчества поэта. Стихотворение относится к пейзажной лирике. Однако автор описывает не общий пейзаж осени, а конкретный.

В его произведении осень отличается удивительной реалистичностью, однако от этого прелесть и красота природы не теряется, автор так любил это время года, что даже простое разговорное описание осени у него вышло просто потрясающим. Пушкин не поет оду осени, он описывает простой пейзаж среднерусской полосы, который без всяких преувеличений и прикрас необыкновенно поэтичен и неповторим.

Стихотворение написано как повествование, лирический герой-рассказчик делится с читателем не только своим видением красот природы, в стихотворении есть масса отступлений, юмор вместе с тем Пушкин описывает и свои чувства и эмоции.

Осень по высказыванию самого поэта являлась для него самой благодатной порой для творчества, он сравнивает эту пору с зимой, летом и весной, объясняя, почему именно осень дарит ему столько вдохновения. Осенью он будто рождался заново, несмотря на любые жизненные повороты. Его работа дарит поэту минуты счастья, когда сердце наполняется жизненной энергией, а жизнь смыслом.

В стихотворении есть описания сцен из жизни помещиков — охота, от которой гибнут посевы крестьян, сцены катания на коньках, зимних праздников, знойного и душного лета.

Стихотворение «Осень» полно описаний не только осени, но и других времен года, и говоря об осени как о поре своего творчества, автор касается темы поэта и поэзии, ее силы и смысла. Он говорит о мимолетности красоты человека в рамках жизни, о краткости жизни по сравнению с вечностью, недаром в тексте возникает образ чахоточной девы, с которой он сравнивает осень.

Стихотворение заканчивается немым вопросом: «Куда нам плыть?». Кажется, будто произведение не окончено, однако это не так. В этой фразе автор задумывается над будущим своим и страны, будущем своего народа и заставляет каждого из нас над этими фундаментальными темами задуматься также.

Анализ стихотворения Пушкина «Осень»

В стихотворении «Осень» мы находим не только изображение природы в осеннюю пору; перед нами разнообразные картины жизни: охота помещиков, от которой страдают засеянные поля крестьян, катание на коньках, зимние праздники, летний зной, от которого изнемогают люди, и т. п. Пушкин описывает в этом стихотворении и процесс своего поэтического творчества, говорит о судьбе передового поэта в условиях царско-крепостнической России 30-х годов XIX века.

Из всех времён года Пушкин отдавал предпочтение осени: «Из годовых времён я рад лишь ей одной».
Яркими красками рисует Пушкин в седьмой строфе осенний пейзаж: «пышное природы увяданье», «в багрец и золото одетые леса», «мглой волнистою покрыты небеса», «и редкий солнца луч, и первые морозы». Реалистически правдиво Пушкин изображает деревенскую осень:

Октябрь уж наступил; уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад, дорога промерзает;
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл.

Осень приятна и дорога Пушкину не только своей «прощальной красой»: она — время года, наиболее располагающее поэта к творчеству; «Осень. пора моих литературных трудов»,— говорил Пушкин. Описанию творческой работы поэта посвящены X и XI строфы. Пушкин описывает, как у него рождается и создаётся стих: «думы долгие», которые он «питает в своей душе», пробуждают его творческое воображение; его «душа стесняется лирическим волненьем, трепещет, и звучит, и ищет, как во сне. излиться, наконец, свободным проявленьем». В этих словах изумительно передано творческое горение поэта, напряжение всех сил его души, подъём его чувств. И тогда наступает момент творчества:

И мысли в голове волнуются в отваге,-.
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.

Стихотворение заканчивается вопросом: «Куда ж нам плыть?» Здесь отражено раздумье поэта о трудностях своего положения в условиях самодержавно-крепостнического строя и полицейского надзора, особенно усилившегося после разгрома декабристов.
Стихотворение «Осень» развёртывается как непринуждённая беседа поэта с читателем. В соответствии с содержанием той или иной строфы изменяются интонации. Так, спокойный повествовательный тон первой строфы, в которой нет авторского «я», сменяется в последующих строфах задушевно лирическим или ироническим.

«Осень» — анализ стихотворения Александра Пушкина по плану

История создания

Как и многие наиболее знаменитые творения поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. стихотворение «Осень» было написано с осенние месяцы пребывания художника в Болдино. Осень была любимым временем года Пушкина, когда творческое вдохновение позволяло ему беспрестанно трудиться над будущими шедеврами. Именно период, именуемый болдинской осенью, был наиболее творчески плодотворен в жизни Александра Сергеевича. Тогда же появились знаменитейшие «Повести Белкина», ряд стихотворений, завоевавших наибольшую любовь читателей впоследствии. Написано стихотворение было в 1833 году.

Сюжетная линия, образы, тема

В строках произведения сразу чувствуется особенная любовь, нежность поэта к золотому времени года. Каждая из них (строк) преисполнена теплого чувства, восхищения, восторга печальным, но светлым состоянием всего живого вокруг в осеннюю пору. Необыкновенное обращение, восклицание «Унылая пора! Очей очарованье!», в основе которого лежит прием антитезы, дает читателю истинное представление об осени. Это время знаменуется погружением природы в сон, который закончится прекрасным обновлением и пробуждением. Понятным душе языком Пушкин пишет об осени и ее хрупкой красоте, преломляющейся в косых скулах дождя и ярких акварельных пятнах листопада.

Мотива печали и утраты в «Осени» нет. Напротив, поэтические строки заставляют восхититься, затаить дыхание от того, как прекрасна пышно увядающая природа, сверкающая багряными и золотыми красками. В «Осени» можно проследить несколько сюжетных мотивов. Пушкин не только искусно и с любовью говорить об осени, но и повествует о своем творческом процессе и судьбе художника в царской России. В стихотворении присутствуют зарисовки из жизни, пейзажи: помещичья охота, приносящая урон засеянным крестьянами полям, зимние праздничные гулянья, люди, томящиеся от летнего зноя. Упоминание о других временах года используется и как сравнение, ведь лучше осени для Александра Сергеевича нет ничего.
Он предлагает нам, читателям, насладиться сладостной тишиной, увидеть особенную прелесть, которой пронизаны улыбки увядших цветов,

Без изобилия средств художественной выразительности, но ясно и правдиво пишет поэт о деревенской осени:

Октябрь уж наступил; уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
осенний хлад, дорога промерзает;
урча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл.

Произведение завершается фразой «Куда ж нам плыть?», где воплощены мысли и умозаключения Александра Сергеевича о тягостном положении художника эпоху самодержавного строя, где давление и контроль только усилились после подавления восстания декабристов. Тон стихотворения периодически меняется: светлая и спокойная интонация, которой пронизана первая строфа, сменяется то на задушевно лирическую, то на ироническую, где присутствует авторское «я».

Композиция, тропы

Жанр «Осени» — обращение. Поэт словно ведет с читателем непринужденную беседу. Размер, которым исполнено произведение – шестистопный ямб, благодаря которому достигается впечатление размеренности, спокойствия речи. Ритмический узор стихотворения погружает нас в осеннюю негу вместе с Пушкиным. Союз такого стихотворного размера и объемной строфы, называемой октавой, придает каждой из строф завершенность и легкий налет светлой грусти. Пушкин использует такие средства художественной выразительности, как сравнения, метафоры («в багрец и золото одетые леса»), эпитеты («могильное дыханье»), инверсия. Выразительность поэтической речи особенно усиливают выражения старого стиля («хлад», «мучишь»).

5 класс

Послушать стихотворение Пушкина Осень

Источник: ostihe.ru