Летописец неспроста сравнивает князя Святослава с национальным символом Руси — пардусом, то есть леопардом. Во всем противоположный матери, князь хотел возродить былую славу своего народа и его веру. Почему именно леопард был древнейшим символом русов, запечатленным как в скульптурах Чатал-Уюка, так и в барельефах православного храма в Юрьеве-Польском.
Поиски следует начинать со средневековых бестиариев, в которых наши современники, как правило, видят лишь нагромождение суеверий и перечисление мифических существ. В основе многочисленных бестиариев находится « Физиолог» , составленный греческими учеными, трудившимися в знаменитой Александрийской библиотеке во II-IV веках.
рвое же знакомство с текстом « Физиолога» может вызвать безмерное удивление. Когда речь идет о фантастических существах — драконе, птице Феникс, единороге, то им смело можно приписывать любые свойства: все равно проверить справедливость сказанного невозможно. Иное дело реальные, хорошо известные животные. Какое же благоухание может испускать зверь, питающийся падалью?! Впрочем, читаем дальше. После всего сказанного Брем неожиданно начинает воспевать леопарда (он относит леопарда и пантеру к одному виду и часто использует эти названия как синонимы): «Леопард, или пантера, самая красивая из всех кошек на земном шаре.

Правда, мы видим во львецаря зверей, тигр считается самым опасным видом этой семьи хищников, мех оцелота красивее всех окрашен, но по гармонии строения тела, красоте рисунка на мехе, силе и ловкости, мужеству и изяществу движений они, как и все остальные кошки, стоят позади леопарда, который как бы соединяет в себе все телесные и «душевные» достоинства отдельных видов кошек. Его бархатная лапа соперничает с лапой домашнего кота, но она скрывает очень острые когти; зубы его гораздо сильнее, чем зубы льва. Красивый и гибкий, сильный и ловкий, смелый и хитрый, он представляет собой идеально развитого хищника» .


Александрийский « Физиолог» повествует о символическом животном, а Брем — о реальном звере. Вместе с тем леопард — « самая красивая кошка на земном шаре», соединяющая в себе все телесные и «душевные» достоинства отдельных видов кошек» и « Представляющая собой идеально развитого хищника» , выбран для символа не случайно. И выбран русами, которые в древности жили значительно южнее, чем теперь, и имели возможность ознакомиться с достоинствами этого зверя. Что или кого он символизировал?
О многом может поведать уже само имя этой хищной кошки. Пардус — это общеарийское название. Оно сохранилось в иранском ( « Пардука» ) и в древнеиндийском («Прдаку» ) языках и означает, помимо пантеры, пестрое животное вообще. Более знакомое нам название « пантера» происходит от греческого «панфира» , состоящего из двух частей: «паю» — «весь» , или «всё» , «фир» — «Зверь» . То есть речь идет даже не о царице зверей, но о существе, вмещающем в себя весь животный мир. В пятнах на шкуре зверя видели символические обозначения всех существующих животных. Кроме того, яркость пантеры имела несколько значений: с одной стороны, она была созвучна всему яркому арийскому народу, с другой, служила обозначением многообразия, « цветастости» жизни, а с третьей, выражением святости мира (в отличие от однотонного — белого или черного — потустороннего мира скорби).
этому упоминание пестроты одежд Иосифа не случайно. Такими же были одеяния у египетской богини Исиды (ее умерший муж Осирис традиционно изображался в белом), многоцветными были одеяния и у иудейских первосвященников, да и праздничные богослужебные одеяния христианских священнослужителей подчеркнуто ярки.

Другим обозначением святости было благоухание: дурные запахи, в частности, сероводородное амбре, считались неотъемлемой особенностью нечистых духов, зла, как такового. Третьим важным признаком святости являются зримые красота и гармония, столь характерные, как отметил Брем, для леопарда. Вместе с тем, красота может быть разной: чувственной, земной и духовной, небесной. В « Физиологе» не отмечается двойственная природа пантеры, зато в древних святилищах русов (в Чатал Уюке и других) хищные кошки изображены попарно. Одна из них символизирует земную красоту, вторая словно бы является отражением небесной гармонии.
рочем, пантеры или леопарды (само это название означает двойственность: лев и пардус) были лишь символами красоты, святости и яркости мира. Кто жебыл воплощением этих свойств? Та, кто была изображена в русских святилищах рядом со своими любимыми животными — Мать Всего Сущего, Лада. Ее почитали также многие другие народы, называя то Изидой, то Великой богиней, то Венерой, то Хозяйкой зверей. Признаки святости были всегда одни и те же: яркость одеяний, двойственная природа (например Венера Земная и Венера Небесная) и исходивший от нее божественный аромат.
После принятия христианства во многих странах предали забвению культ Великой Матери, но ее признаки, перенесенные на пантеру, сохранились в своем исконном значении. Более того, они были перенесены и на самого Христа. В армянском переводе « Физиолога» леопарда именуют барсом, перечисляют его удивительные свойства, в частности, аромат святости, а затем добавляют: «Так же и Господь наш Животворец Иисус Христос воскрес из мертвых, и запах благовония воскурился нам, дальним и близким, и сотворил мир на небесах и на земле, как сказал апостол: "много благовонна и многоцветна мудрость Господа нашего Иисуса Христа». При этом не стоит забывать, что леопард был символом именно древних русов.

Источник: zen.yandex.ru

Пардусы: охотничьи кошки


Каким образом в древности охотились с гепардами? Как их обучали и содержали? И почему эта царская забава превратила гепардов из охотников в жертв?

Охота с этими хищниками известна в Греции ещё со второго тысячелетия до нашей эры. Чуть позже она появилась в странах Востока и Средиземноморья, а оттуда попала в Европу и на Русь. Но здесь из-за сложности содержания теплолюбивых хищников она просуществовала только до начала 18-го века. А вот на Кавказе и в Казахстане последние охоты с гончими кошками проводились ещё в девятнадцатом столетии. По мнению некоторых учёных такая царская забава за сотни лет существования привела к сокращению численности гепардов в Африке и их вымиранию на территории Азии. Как это могло произойти, и за какие качества этих кошек ценили как охотников?

Быстроногие охотники

Гепарды — самые скоростные сухопутные млекопитающие. И они похожи скорее на борзых собак, чем на кошек. Но эта схожесть не удивительна, ведь гепарды охотится не из засады, а преследуют жертву на коротком расстоянии. Они считаются самыми быстрейшими зверями на Земле, потому что могут разогнаться до 100 км/ч менее чем за 3 секунды. Правда, за способность к быстрому бегу этим кошкам пришлось пожертвовать силой: у них слабые челюсти, хрупкое телосложение и тупые когти. Эти недостатки делают гепардов очень уязвимыми перед другими хищниками, которые порой отбирают у гепарда пойманную им добычу.


Гепарды отличаются спокойным характером, они очень любопытные и дружелюбные. Именно поэтому приручить их достаточно легко. А за их исключительную красоту и мирный нрав гепардов использовали не только в практических целях, но и держали в качестве питомцев во дворцах знатных особ.

В древности охота с пятнистыми хищниками была распространена в странах Средиземноморья, Кавказа и Азии. Но особый размах она обрела в 16−17 веках в Индии. Например, падишах Акбар I Великий (1556 — 1605 гг.) был страстным охотником с этими зверями. В гепарднях он содержал одновременно до тысячи хищников, а за всю жизнь падишах имел около девяти тысяч гепардов.

В Греции, Риме и Византии охота с гепардами хоть и не имела такого размаха, как в Индии, но тоже была весьма популярна. Об этом говорит множество фресок и миниатюр, изображающих это развлечение знати. А вот в Риме знатные дамы любили держать пятнистых хищников ещё в качестве домашних кошек — на тех же фресках влиятельные женщины часто изображены в компании гепардов на поводках.


Охота с «борзыми» кошками

Так как гепарды практически не размножаются в неволе, каждую кошку приходилось вылавливать из дикой природы. Ловцы находили самку с маленькими детёнышами и расставляли на них силки. Если котята попадались в ловушки, их доставляли в леопардерии — места, где содержались охотничьи кошки. Там будущие пятнистые охотники в течение нескольких дней подвергались голодовке и пытке бессонницей — им не позволяли спать. Когда котята ослабевали, им давали пищу, но только из рук человека. После того как они переставали бояться и привязывались к человеку, их приучали ходить на поводке в самых людных местах города. Позднее их приучали к другим охотничьим животным: лошадям и собакам. И только после этого молодых гепардов натравливали на дичь — зайцев, антилоп, сайгаков, ланей. Всё обучение занимало около полугода.

Охота проходила следующим образом: на натренированного гепарда надевали пояс с поводком (на ошейниках их водили редко) и повязку на глаза. Это делалось для того, чтобы хищник не бросился в погоню раньше времени. Охотники находили в степи стадо антилоп, сайгаков или ланей, и подбирались к ним как можно ближе. Гепардов подвозили либо в специальной маленькой повозке, либо на крупе лошади. После снимали повязку и показывали ему дичь. Гепард сразу пускался в погоню. Если ему удавалось настигнуть и задушить добычу, охотники награждали его кровью пойманной дичи.


Ловчую кошку могли пускать в погоню несколько раз, пока она не устанет. А после охоты всем гепардам доставались внутренности добычи.

Гепарды в Европе и на Руси

В Европе охоты с гепардами проводились с одиннадцатого века. Этих кошек в числе прочих трофеев завезли с собой крестоносцы. Короли и знатные феодалы содержали их в так называемых «леопардериях», а охотились с ними на зайцев, косуль и даже оленей. Эти охоты запечатлены на миниатюрах и гобеленах, а также описаны в некоторых литературных произведениях того времени. Гепарды были тогда на вес золота, и за их содержание брались только исключительно богатые (и тщеславные) люди.

Но прихотливые хищники недолго развлекали европейских феодалов: и без того нечастые охоты с гепардами окончательно прекратились уже в начале восемнадцатого века. Практичные и прогрессивные люди новой эпохи не хотели тратить уймы денег на ловчих кошек. И это развлечение ушло в прошлое вместе с рыцарскими турнирами как красивая традиция Средних веков.

На Руси гепарды были известны ещё раньше, чем в Европе. На это, видимо, повлияли тесные связи с Византией. Правда, в ранних летописях (например, в «Слове о полку Игореве») гепарды упоминаются не как друзья человека, а как кровожадные хищники. Первое описание гепардов, как ловчих зверей встречается в «Изборнике Святослава», написанном в одиннадцатом веке.


Привычное название быстроногих пятнистых хищников ни разу не встречается в русских летописях — его заменяет слово «пардус». А дрессировщиков, занимавшихся с этими зверями, называли «пардусниками». Содержание и охота с гепардами на Руси в основном ничем не отличалась от традиций других стран.

Современность

Многие учёные сходятся на том, что охота с использованием гепардов поставила этих хищников под угрозу вымирания. Ведь они практически не размножаются в неволе, и поэтому все отловленные для охоты кошки были обречены погибнуть, не дав потомства. Вот так гепарды и стали жертвой человеческой забавы.

Сейчас охоты с гепардами официально не существует, но, возможно, её ещё можно увидеть где-нибудь в арабских странах у какого-нибудь богатого шейха. А вот содержать в доме пятнистую африканскую кошку становится модно в Европе и Америке. Это увлечение продолжает уменьшать численность гепардов. Сохранятся ли они как биологический вид — сейчас это как никогда зависит от человека.

Источник: www.inpearls.ru

Бегущий в ночи


Пардус это

Никита не подозревал, что скучная экскурсия с классом перевернёт всю его жизнь. Ещё бы! В нём пробудились прямо-таки нечеловеческие способности — и это уже нельзя отменить.

Впереди — жуткие и невероятные приключения, в которых самое живое и непосредственное участие примут оборотни, ведьмы, сумасшедшие учёные и мерзкие пауки…

Долой скуку!

Повелевающая огнем

Пардус это

Ах, Никита! Кажется, ты слишком часто суешь свой любопытный нос в чужие тайны!

Иначе откуда в жизни мальчика, наделённого нечеловеческими способностями, такое количество врагов? И каждый враг непременно желает уничтожить мальчика.

Наверное, не стоило проникать в жутковатый мир экспериментов профессора…

Но сделанного не изменить. Остаётся надеяться, что верные друзья не оставят Никиту в беде.

Спящая во льдах

Пардус это

Летние приключения, знакомство с оборотнями и двумя опаснейшими дамами осталось в прошлом. В Санкт-Эринбурге Никиту ждут такие обыденные занятия — школьные уроки, факультет по химии.

Однако старые враги продолжают преследовать Никиту. А судя по тем странным происшествиям, что следуют один за другим, они подобрались совсем близко.

Никита вдруг оказывается нужен всем — учёным, которые знают всё на свете, самой могущественной ведьме на Земле и всесильным оборотням.

Сотрясающий землю

Пардус это

На сцене — профессор Штерн и его прекрасная дочь: их внезапное появление вызвало череду кровавых и странных происшествий, которые, разумеется, затронули и Никиту.

Чёрные вороны кружат в небе над его головой, земля содрогается под ногами, заставляя терять равновесие, а луна таит в себе опасность и новые угрозы.

Тени сгущаются…

Восставшая из пепла

Пардус это

Никита наконец-то встретился с Татьяной — точной копией его погибшей подруги Ксении.

Поразительно, почему так долго их пути не пересекались? Ведь и Никита, и Таня неразрывно связаны с мрачными экспериментами профессора Штерна, оба принимали участие в одних и тех же событиях…

Татьяна рассказывает Никите о тайнах «Экстрополиса» и его заклятых врагах из «Чёрного Ковена». Разбираясь в хитросплетениях последних происшествий, Никита будет вынужден сделать трудный выбор.

Присягнувшие тьме

Пардус это

Одно только имя «Сэнтери» вызывает ужас, а тут в Санкт-Эринбург неожиданно для всех прибыли несколько представителей этого страшного семейства.

И сразу же в Санкт-Эринбурге начинают бесследно исчезать люди, происходят жуткие взрывы и необъяснимые (с точки зрения обывателя) преступления.

Юный оборотень Никита не собирается оставаться в стороне от происходящего и молча наблюдать за происходящим. Он, как и следовало ожидать, в самой гуще событий, но сейчас и ему самому нужна помощь…

Пробудившие мрак

Пардус это

Никита прекрасно знает, что чёрные и белые маги одинаково жестоки и беспринципны, поэтому старается держаться, как можно дальше от всех.

Наш герой практически забросил учёбу: невозможно одновременно учиться, заниматься грабежами и поисками гробницы вампира.

И нужно стараться не попадаться на глаза репортёрше Белохвостиковой, мстительной и весьма злопамятной дамы…

Жаждущие мести

Пардус это

Никите наконец-то удаётся приподнять завесу тайну и разгадать, что связывает семейства Сэнтери и Баалок.

Вездесущий Легостаев вновь оказался втянут в эпицентре событий: ему пришлось сразиться с монстром, который пытался полакомиться юными красавицами, а после выдержать наказание, полученное за излишнюю беспечность от завуча школа (и это пострашнее всех чудовищ Штерна!).

Но самое главное, Никита смог наладить контакт со своим предком. Кажется, юному оборотню не удастся обхитрить судьбу…

Посеявший бурю

Пардус это
Никиту Легостаева и его товарищей ждёт жестокая схватка с полчищами экспериментальных монстров профессора Штерна и семейкой Сэнтри. Нашему герою предстоит узнать горечь предательства и боль потери; узнать, что его союзники на самом деле давно мечтают уничтожить Наследника, а враги, наоборот, стремятся защитить его.

Дух Иллариона уже дважды одерживал победу над юным оборотнем: третья попытка может стать для Наследника последней.

Медальон Таисии — единственный шанс на спасение от могущественного предка…

Источник: TopSpiski.com