Человек и природа должны быть вместе. Мы привыкли получать от природы все, что нам захочется – это наслаждение теплой солнечной погодой, купание в водоемах, вкусные фрукты, овощи, орехи и семечки. Охотники убивают диких животных ради еды и вкусного мяса, рыбаки вылавливают в озерах, реках и морях рыб в большом количестве, забывая, что они все живые существа.

Но самое плохое даже не в этом. Нельзя забывать, что человек – дитя природы. Он полностью от нее зависит. Всегда необходимо помнить, что нельзя нарушать природный баланс. Если уничтожить животных, приносящих пользу природе, то взрастет численность вредителей, от которых пострадают зеленые насаждения. Люди вырубают леса, но они ведь нужны для очистки воздуха, и получения кислорода, так необходимого для дыхания всего живого вокруг.

Некоторая деятельность людей наносит огромный вред окружающей среде, особенно, если приходится загрязнять ее. Многие промышленные предприятия выбрасывают свои отходы в реки, что ведет к гибели рыб и водоплавающих птиц. Из труб заводов и предприятий в атмосферу выделяются вредные парниковые газы. Изобилие транспорта загрязняет воздух выхлопными газами. Из-за нерационального использования сельскохозяйственных земель, снижается плодородие почвы.


Люди огораживают себя от природы бетонными и кирпичными зданиями, создают машины, электронику. Получается, что благодаря цивилизации человек все дальше отделяется от природы, и забывает проявлять о ней заботу. Но нельзя забывать о том, что если человек наносит вред природе, то одновременно вредит и себе.

Для того чтобы дышать чистым воздухом, пить воду из природных водоемов, есть экологически чистые продукты, необходимо потрудиться, позаботиться о сохранении окружающей среды. Самым первым, что должен сделать каждый человек – это посадить и вырастить дерево, которое сможет не только украсить все вокруг, но и сделать воздух чище. Можно позаботиться о домашних питомцах. Благодаря им люди чувствуют себя ближе к природе, становятся добрее.

Чтобы сохранить связь с природой, необходимо в выходные дни выезжать за город, гулять по лесу, купаться в озере и загорать. Не оставлять на месте пребывания мусор, пластиковые бутылки и пакеты. После таких прогулок, наша жизнь наполняется энергией, а настроение улучшается. Даже при большой занятости, человек обязательно должен находить уединение с природой, не забывать о своем происхождении. Ведь она нас кормит, согревает и наполняет жизнь приятными впечатлениями.


Источник: natworld.info

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 4 (34) 2015. с. 5-13. Науки о Земле

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА*

Михаил Михайлович Бринчук Заведующий сектором эколого-правовых исследований Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

[email protected]

Человек, природа, Вселенная, космос, общество, наука, философия, христианство, Бог.

Статья посвящена человеку как природно-социальному существу. Показан вселенский масштаб связи человека с природой. Раскрывается понятие человека в науке и философии. Сущность человека в христианстве.

MAN AND NATURE

Mikhail Mikhailovich Brinchuk Institute of State and law, Russian academy of sciences

Man, nature, the Universe, space, society, science, philosophy, Christianity, God.

The article is devoted to the man as a natural and social creature. It shows the Universe scale of communication of man and nature. Expands the notion of man in science and philosophy. The essence of man in Christianity.

Человек не только органично связывает природу и общество — эти две сложнейшие живые, открытые системы, но и сам играет важнейшую роль в обеспечении их взаимосвязи и взаимодействия, в доступной ему мере определяет их качество со стороны общества. Как говорится в пословице, «дела делаются не людьми, а человеком».

Человек — природно-социальное существо


В контексте природного и общественного принципиально важно видеть и осознавать природно-социальную сущность человека1.

Природная составляющая сущности человека представляется, с одной стороны, простой. Природа есть мать человека, как и всего живого — как и бабочки, и василька. Мы, живые существа, — дети природы и ее органическая часть2. От других живых видов человек отличается только тем, что он — существо более сложное по своей сущности — природно-социальное. А как биологическое существо он — естественная часть природы, или, как писал блаженный Августин, «частица созданий Божьих» 3 , отличающееся от других лишь

* Подготовлено при информационной поддержке СПС КонсультантПлюс.

1 В философии и науке в зависимости от задач и интересов исследования называются и разные другие сущности человека, касающиеся его социального статуса. Так, Аристотель писал, что «человек, по природе своей, -существо политическое» (Аристотель. Политика. I, 1, 9, 1253а 16). Академик В.С. Нерсесянц (1938-2005) подчеркивал, что по аналогии с аристотелевским положением, «человек, по природе своей, — существо правовое». — См.: Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник. М.: НОРМА, 1997. С. 40.

2 Обратим внимание в этом контексте на одну особую характеристику человека как природного существа. Применительно ко многим выдающимся личностям — художникам, композиторам, писателям, ученым — говорят о природном даре, о мастере от Бога, о таланте от Бога…….


3 См.: Блаженный Августин Гиппонский. Исповедь. Пер. с лат. М. Сергиенко. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. С. 11.

видовыми характеристиками, но живущее в части удовлетворения физиологических потребностей по естественным законам.

Свои суждения о месте человека в природе веками высказывали ученые разных направлений науки. Так, философы считают общепризнанной позицию о том, что человек является частью природы. Ф. Энгельс писал, что мы всей «нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее»4 «Человек в силу своей телесной организации есть часть природы. Физическая и духовная жизнь его неразрывно связана с природой, это означает, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы»5.

Академик Н.Н. Моисеев (1917-2000), представитель точных наук, философ и эколог, по этому поводу писал: «Человек порожден биосферой, является ее составной частью и во всяком случае в обозримом будущем жизнь человечества — не отдельных людей в космических кораблях или на космических станциях, а человечества как биологического вида homo sapiens — вне земной биосферы представляется бессмысленной и вредной утопией»6.

Нам особенно интересна позиция теоретиков государства и права по исследуемому вопросу. Они уверенно считают: «Человек представляет собой неотъемлемую часть природы, проявляющуюся в его биологических, физических, физиологических и психических процессах… Благодаря своим биологическим особенностям человек в ходе длительной эволюции существенно преобразовал себя, создав качественно новое, неизвестное природе состояние — человеческое общество»7.


Профессор В.Д. Попков указывает на то, что «общество неразрывно связано с природой, они пребывают друг с другом в диалектическом единстве. Само общество возникло в процессе эволюции биосферы. Человек включен в природу, он частица

природы. Природа служит человеку, является непосредственным жизненным средством для

8

человека» .

Об особенностях положения человека как природного существа в контексте исследования здорового общества писал Э. Фромм (1900-1980), немецко-американский социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик. Отмечая, что по своему физическому строению и физиологическим функциям человек принадлежит к миру животных. При этом жизнь животного «проживается» по биологическим законам природы; оно остается частью природы и никогда не выходит за ее пределы. У животного нет морального сознания, нет самосознания и осознания своего существования; у него нет разума, если понимать под разумом способность проникать в глубь явлений, воспринимаемых чувствами, и постигать суть, скрытую за поверхностью. Поэтому у животного нет представления об истине, хотя может быть представление о том, что для него полезно.

Животное существует в гармонии с природой. Самосознание, разум и воображение, которыми обладает человек, разрушили «гармонию», свойственную животному существованию.


появление превратило человека в аномалию, в причуду мироздания. Человек — часть природы, он подчинен ее физическим законам и не может изменить их, но тем не менее он выше остальной природы. Человек, будучи частью целого, оказывается отделенным от него; он бездомен — и в то же время прикован цепями к дому, общему для него со всеми живыми существами. Заброшенный в этот мир в случайном месте и в случайное время, он изгоняется из него опять -таки по воле случая. Обладая самосознанием, он сознает собственное бессилие и ограниченность своего существования. Он предвидит собственный конец — смерть. Человек никогда не бывает свободен от двойственности

4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20. С.496.

5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42. С.92.

6 Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. С.70.

7 Общая теория права. Под редакцией проф. А.С. Пиголкина. М.: МГТУ им. Н.Баумана. С.128.

8 Попков В.Д. Единство природы и общества //Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. проф. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 1996. С.159.)

своего существования: он не может освободиться от разума, даже если бы он этого захотел; он не может освободиться от своего тела, пока он жив, — а тело заставляет его хотеть жить.

Разум — благословение человека, пишет Фромм, — оказывается в то же время его проклятием; он заставляет человека вечно искать решение неразрешимой дихотомии9. В этом отношении жизнь человека отличается от существования всех других живых существ; она протекает в условиях постоянной и неизбежной неуравновешенности.


ловеческую жизнь нельзя прожить путем простого повторения образцов поведения, свойственных виду; человек должен жить сам. Он — единственное животное, которое может тосковать, может чувствовать себя изгнанным из рая; единственное животное, считающее собственное существование проблемой, которую ему надо решить и от которой не уйти. Он не может вернуться к предчеловеческому состоянию гармонии с природой; человеку придется продолжать развивать свой разум, прежде чем он сможет стать хозяином природы и самого себя.

Однако как в онтогенетическом 10, так и в филогенетическом 11 планах рождение человека, — по убеждению Э. Фромма, — явление в основном негативное. Человеку недостает инстинктивного приспособления к природе, ему не хватает физической силы, при рождении он наиболее беспомощное из всех животных и нуждается в защите гораздо дольше, чем любое из них. Утратив единство с природой, он не приобрел нового способа существования вне ее. Его разум пребывает в зачаточном состоянии, у него нет ни знания природных процессов, ни инструментов для замены утраченных инстинктов; он живет, разделившись на небольшие группы, не понимая ни себя, ни других; воистину, в библейском мифе о Рае ситуация изображена с предельной ясностью: человек, живущий в садах Эдема в полной гармонии с природой, но не осознающий себя, начинает свою историю первым актом свободы — неповиновением воле Всевышнего. Этому сопутствует осознание им самого себя, своей обособленности и беспомощности; Бог изгоняет его из Рая, и два херувима с огненными мечами преграждают ему путь назад12.


Э. Фромм же обращает внимание на следующую особенность природности человека: «Простейшие природные узы — узы, связывающие ребенка с матерью. Ребенок начинает жизнь в лоне матери и находится там гораздо дольше, чем детеныши большинства животных. Даже после рождения ребенок остается физически беспомощным и полностью зависит от матери. Этот период беспомощности и зависимости продолжается опять -таки намного дольше, чем у любого из животных. В первые годы жизни ребенка не происходит еще полного отделения его от матери. От нее зависит удовлетворение всех его физиологических потребностей, а также жизненно важной потребности в тепле и любви; мать не только рожает ребенка, она продолжает давать ему жизнь»13.

Именно в силу природно-социальной сущности человека в такой существенной характеристике природности ребенка с Э. Фроммом можно согласиться частично. В современном обществе еще до своего рождения ребенок оказывается в системе социальных связей. Он, как и его мать, во многих современных государствах получает тот минимум социальной защиты, который необходим для благополучного рождения и здорового развития.

В процессе всей своей жизни человек объективно проявляет свои природные качества, как и, будучи в социальных отношениях, связи с другими людьми, социальные качества. Э.


9 Дихотомия (греч. «надвое» + «деление») — раздвоенность, последовательное деление на две части, не связанные между собой.

10 Онтогенетический, онтогенез (греч. on, ontos — род, сущее; genesis — происхождение, возникновение) — совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от рождения до конца жизни.

11 Филогенетический, филогенез (греч. philos — род, племя; genesis — происхождение, возникновение) — процесс исторического развития всего мира организмов, их видов, родов и т.д.

12 Фромм Эрих. Здоровое общество. М.: Транзиткнига, 2005. С. 29-32.

См. также: URL: http://flibusta.net/b/201199/read (дата последнего обращения — 11.09.2012 г.).

13 Там же. С. 49.

Фромм говорит о вечном поиске решения неразрешимой дихотомии. Представляется, что он преувеличивает эту потребность человека. Человек как член общества себе равных мало думает о своих природных качествах и особенностях, почти забывая о них пока сами жизненные обстоятельства не напоминают ему об этом.

Как правильно пишут теоретики права, «человеческое общество состоит из конкретных людей, находящихся в системе многообразных связей — общественных отношений, в которые они вступают в процессе производства и распределения материальных благ, а также участвуя в политической, культурной и иных сферах социального бытия. Вне этих связей и

" 14

отношений конкретный индивид предстает как человек, то есть живое существо» .

В дихотомическом контексте важно подчеркнуть, что человек как природное существо всегда живет по законам природы, как социальное — по правилам, устанавливаемым самим человеком, находящимся в связях с другими людьми в обществе. Эти правила выражаются в нормах религии, морали, нравственности, права, являющимися социальными регуляторами.


Как существо социальное человек организует свое социальное бытие по общественным нормам, которые для сохранения человека как биологического вида и социального существа должны быть согласованными с законами природы. Как существо, обладающее разумом и способностью проявлять волю, что отличает человека от других живых видов, он ответствен за то, чтобы своей деятельностью не причинить вреда другим видам, своим собратьям, посредством изменения естественных условий их обитания или чрезмерного использования.

Именно обладание разумом, качеством, в природе выделившим человека из животного мира, послужило человеку главным ресурсом его развития в направлении к человеку социальному.

Социальное развитие человека как представителя общества способствует решению многих важных для него социальных задач, наиболее существенная из которых — качество жизни.

Вселенский масштаб связи человека с природой

Констатируя постоянную органическую связь человека с природой, важно подчеркнуть вселенский масштаб этой его связи, к различным проявлениям которой в этой работе мы будем не раз обращаться. Как пишет философ А.Г. Спиркин (1918-2004), наряду с социальными измерениями человека «можно говорить и о его космическом измерении: мы существуем именно такими потому, что такова Вселенная. Вселенная такова, какова она есть, какой она создана. Мы существуем в ней — на планете Земля, а она — часть мироздания. Космос был задуман с учетом зарождения и существования человека. И условия бытия как бы приготовлены для живого на Земле и человека как его вершины.

Кто из нас не чувствует слиянность с природой, потаенный смысл природных стихий?! Мы ежесекундно испытываем ощущение единства нашего бытия и космической беспредельности. Человек не может рассматривать себя как существо, свободное от отношений, царящих в природе: ведь сам он есть и природное существо — его социальная сущность не снимает его природного начала.

Человек, как и любое живое существо, имеет свою среду обитания, которая своеобразно преломляется в нем во взаимодействии всех его составляющих. В последнее время в науках о человеке все более начинает осознаваться факт влияния среды на состояние организма, психики, которое определяет чувство комфорта или дискомфорта.

Философское осмысление человека было бы существенно неполным без рассмотрения его в системе "человек — Вселенная".

Наша жизнь в большей мере, чем мы думаем, зависит от явлений природы. Мы живем на планете, в глубинах которой постоянно протекает, порой катастрофически, множество

14 Общая теория права. Под редакцией проф. А.С. Пиголкина. М.: МГТУ им. Н.Баумана. С.128.

8

еще не известных, но влияющих на нас процессов, а сама она, как своего рода песчинка, несется в своих круговых движениях в космических безднах»15.

О космических связях, корнях и будущем человека писали в истории многие. Так, Е.И. Рерих, которую авторы монографии «Духовно-экологическая цивилизация …» называют как еще не до конца оцененный выдающийся отечественный мыслитель, о месте человека в Космосе и его миссии на Земле писала: «… Отделить себя от всего человечества и от Космоса мы не можем. Истинно, Космос в нас и мы в нем. Но лишь осознание этого единства дает нам возможность приобщиться к полноте такого существования. Основные вопросы смысла нашего существования давно решены, но люди не хотят их принять, ибо никто не хочет нести ОТВЕТСТВЕННОСТИ за каждую мысль свою, за каждое слово и поступок. Так приходим мы сюда, на Землю, пока не выполним принятой на себя ответственности -усовершенствованием себя усовершенствуем и Землю, и все окружающие ее сферы. Окончив совершенствование земное, перейдем на следующую ступень продвижения по лестнице беспредельного совершенствования»16.

В космическом аспекте описывает место своих соотечественников в природе и отношение к ней в древние времена индеец в штате Нью -Мексико (США) в беседе с автором книги «Божественная матрица»:

«Когда-то в незапамятные времена мир был совсем другим. Людей было меньше, и они жили ближе к земле. Люди знали язык дождя, растений и Великого Создателя. Они знали, что жизнь священна и происходит от Матери Земли и Небесного Отца, и даже умели разговаривать с обитателями неба и звезд. Да, в то время мир пребывал в гармонии и люди были счастливы.

А потом что-то произошло. Никто не знает, отчего люди стали забывать, кто они такие. Они потеряли связь друг с другом, с землей и даже со своим Создателем и бесцельно блуждали по жизни. Обособившись, люди решили: чтобы выжить, они должны воевать за свое место на земле и защищаться от тех самых сил, что давали им жизнь и указывали путь к гармонии и истине. И они стали тратить всю свою энергию на то, чтобы бороться с окружающей их природой.

Но хотя люди и забыли, кто они такие, некоторые из них все же сохранили дар предков, — продолжал индеец. — В них продолжала жить память. В ночных видениях к ним возвращалось знание о том, что они способны одним своим намерением исцелять любые болезни, вызывать дождь и говорить с умершими. И им было ведомо, что однажды они смогут вновь обрести себя.

Остальные же стали создавать во внешнем мире вещи, заменяющие им собственные утерянные способности. Со временем они даже изобрели аппараты для лечения своего организма, химические средства для культивации растений и провода для общения на расстоянии. Но чем больше вокруг них было вещей, которые, казалось, должны были бы приносить им счастье, тем суетливей становилась их жизнь и тем дальше они удалялись от своей истинной природы»17. В этом контексте автор книги правильно пишет: «По-видимому, чем больше мы разрываем свою естественную связь с землей, собственным телом, окружающими и Богом, тем больше опустошаем себя. И тогда мы спешим заполнить внутренний вакуум вещами»18.

Особое значение видения вселенского масштаба связи человека с природой в философии и науке в целом, теологии, эзотерике для исследования законов природы и общества, в частности, с методологической точки зрения. Методологически крайне важно то,

15 См.: Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М. : ГАРДАРИКИ, 2008. С. 130-131.

16 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. Новосибирск, 1993. С. 58.

Цит. по: Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Монография. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2001.

17 Брейден Грег. Божественная матрица. Время, пространство и сила сознания. Пер. с англ. М.: София, 2009. С. 33-34.

18 Там же. С. 34.

что современными российскими философами человек исследуется как стратегический ресурс для перехода к духовно-экологической модели развития. В этом контексте человек понимается как духовно-космический деятель, имеющий не только безграничные возможности для роста сознания и духа и актуализации резервов своей телесно -физиологической организации, но и несущий нравственную ответственность за эволюционные процессы на Земле и в Космосе. Человек — это ключевая сила мирового бытия, духовно-материальная сила19.

Понятие человека в науке и философии

Человек как явление природы, естественной истории является объектом исследования самостоятельной науки — антропологии (отгреч. anthropos — человек и logos — учение), а также предметом ряда институтов общества: философии, науки, религии.

Экологический энциклопедический словарь определяет человека следующим образом. Он — один из видов крупных теплокровных млекопитающих. Принципиально отличается от всех других животных способностью накапливать и передавать друг другу и новым поколениям внегенетическую информацию в форме культурного наследия. Возникновение цивилизации и культуры, передающейся и накапливающейся из поколения в поколение в процессе обучения и не содержащейся в генетической программе, является уникальным свойством, присущим человеку. Только человек использует это для увеличения своей конкурентоспособности и изменения условий окружающей среды20. В общем — достойный продукт материалистической науки.

Более существенные характеристики человека называет википедия: человек разумный (лат. Homo sapiens, в биологии — вид рода люди (Homo)) из семейства гоминид21 в отряде приматов, единственный живущий в настоящее время. От современных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается значительной степенью развития материальной культуры (включая изготовление и использование орудий), способностью к членораздельной речи и абстрактному мышлению. Человек, как биологический вид — предмет исследования физической антропологии. Природа и сущность человека является предметом как философского, так и религиозного диспута22.

По мнению В.И. Даля, человек — каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью23.

В философии человек — фундаментальная категория, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения человека состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку человек — это всегда одновременно микрокосм 24, микротеос 25 и микросоциум 26 . Тем самым философское постижение человека всегда разворачивается не просто через реконструкцию его

19 См.: Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Монография. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2001. С. 25-26.

20 См.: Экологический энциклопедический словарь. М.: Изд. Дом «Ноосфера», 2002. С. 735.

21 Гоминиды (также известные как большие человекообразные обезьяны) -семейство наиболее прогрессивных приматов, включающее в том числе и людей.

22 См.: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Человек_разумный (дата последнего обращения — 06.03.2012 г.).

23 Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля // URL: Ыф:/Моуаг1.уаМех.га/Толковый словарь Даля/ (дата последнего обращения — 06.03.2012 г.).

24 Микрокосм или микрокосмос (от греч. щкро^, малый, и от греч. косцов, порядок, мир, вселенная) — в античной натурфилософии понимание человека как вселенной (макрокосм) в миниатюре. См.: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Микрокосм (дата последнего обращения — 21.11.2013 г.).

25 Микротеос (малый бог) — в религиозно-философских учениях — человек как существо, сотворенное по образу и подобию Бога; личность. — См.: Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999.

26 Микросоциум — ближайшее окружение социальное человека — его семья, близкие, друзья, товарищи, приятели, знакомые, соседи, коллеги по работе.

сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, человеческого мира, где «человек — это в известном смысле все» (Шелер)27.

Представленная здесь видным философом сущность человека — быть всегда одновременно микрокосмом, микротеосом и микросоциумом — имеет существенное методологическое значение в целом, для данной работы — особенно. В контексте функционирования законов природы к этому вопросу мы будем возвращаться неоднократно.

Вопросом: что же такое человек?, задается и философ А.Г. Спиркин. На первый взгляд, этот вопрос, пишет он, кажется до смешного простым, на самом деле он оказывается самым сложным объектом познания*. Хотя многое в человеке уже осмысленно (и конкретно -научно, и философски), еще немало остается загадочного и невыясненного в самой его сущности (имеется в виду сущность глубинного порядка). Это и понятно: человек — это вселенная во Вселенной. И в нем не меньше тайн, чем в мироздании. К отличительным сущностным признакам человека он относит сознание и способность мышления, труд. Другими признаками он называет культуру, социальность. Человек есть воплощенный дух и одухотворенная телесность, духовно -материальное существо, обладающее разумом28.

Как и Э. Фромм, цитированный выше, А.Г. Спиркин ребенка «использует» для характеристики природности человека и его трансформации в природное существо. «Ребенок появляется на свет как человеческое существо, которому еще нужно научиться стать человеком. Все, чем он обладает, чем отличается от животных, является результатом его жизни в обществе. Вне общества ребенок не становится человеком. Как утверждает А.Г. Спиркин, известны случаи, когда в силу несчастных обстоятельств совсем маленькие дети попадали к животным. В той среде они не овладели ни прямой походной, ни членораздельной речью, а произносимые ими звуки походили на звуки тех животных, среди которых они жили. Их мышление оказалось столь примитивным, что о нем можно говорить лишь с известной долей условности. Это яркий пример того, что человек в собственном

29

смысле слова есть существо социальное» .

Это тонкое и глубокое суждение философа А.Г. Спиркина — человек в собственном смысле слова есть существо социальное — верно только с точки зрения результата его развития, эволюции. Вне социальных условий жизни человек как вид животного не стал бы человеком. Но при этом искажается сущность человека, которая никогда не изменяется -быть биологическим существом. Наряду с социальными признаками, человек всегда сохраняет свои природные качества. Об этом же пишет и сам А.Г. Спиркин: человек — всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум.

Сущность человека в христианстве

Для религии, в частности, христианства, человек — это один из двух основных предметов. Позиции религии и науки по вопросу о человеке в природе, точнее сказать, во Вселенной в корне расходятся. Это расхождение, имеющее существенное значение и для данного исследования, можно видеть по двум основаниям. Первое касается происхождения человека, второе — о существе жизни человека и о ее конце. Для религии человек является творением Божьим. Творение Богом человека описано в Библии:

27 Новейший философский словарь. 3-е изд., исправл. Мн.: Книжный Дом. 2003. 1280 с. // http://slovari.yandex.ru/ Макс Шелер (1874-1928) — немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии.

* Представляется, что не более сложным объектом познания, чем Вселенная, Космос. Важно при этом подчеркнуть то обстоятельство, что эти объекты — человек и Вселенная — всегда находятся в динамичной взаимосвязи, обстоятельство, которое может облегчить познание того и другого.

28 См.: Спиркин А.Г. Цит. соч. С. 114-115.

29 Там же. С. 117-119.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу;

30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой30.

Теологическая позиция природы человека в христианстве ярко выражена виднейшим православным писателем XIX века святителем Игнатием Брянчаниновым (1807-1867). В своей книге «Слово о человеке» на основе «мнений предшествовавших ему знаменитейших Святых Отцов о предметах Христианского Богословия» он пишет: «…из видимого и невидимого естества Бог Своими руками сотворил человека по образу Своему и подобию; из земли Он образовал тело, а душу, разумом и умом одаренную, сообщил человеку Своим вдуновением… Тело и душа созданы вместе. Бог сотворил человека непорочным, правым, любящим добро, чуждым печали и забот, сияющим всеми совершенствами, преизобилующим всеми благами, как бы некий второй мир — в великом малый, как другого Ангела, поклоняющегося Богу; сотворил смешанным из двух природ, созерцателем твари видимой, таинником твари, умом постигаемой, царем всего, что на земле, подчиненным Верховному Царю, земным и небесным, временным и бессмертным, видимым и постижимым для одного ума, как нечто среднее между великим и низким; — сотворил духом и вместе плотию, духом для принятия благодати, плотию в предупреждение гордости, — духом для того, чтоб он твердо стоял и прославлял своего Благодетеля, — плотию для того, чтоб подвергался страданиям, и, страдая, не забывал себя и вразумлялся, если бы вздумал превозноситься своим величием; сотворил животным, поставленным здесь, то есть, в настоящей жизни, и переселяемым в другое место, то есть, в будущую вечную жизнь, и — что составляет верх тайны — существом, обожаемым за свое прилепление к Богу, и обожаемым по причастию Божественного озарения, а не претворяемым в Божию Сущность»31.

Тайна — человек — отверзается в степени, доступной и нужной для нас, вочеловечившимся Богом, Господом нашим Иисусом Христом, в Нем же суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна (Кол. 2, 3). Приобретаемое при посредстве Божественного откровения познание о человеке все еще остается относительным: относительным к ограниченности постижения нашего, относительным к существенной нужде нашей в познании. Бог дарует нам самовоззрение и самопознание, необходимые для покаяния, для спасения, или, что то же, для вечного блаженства нашего; но основная причина создания человека, существенное условие бытия его, самое существо его ведомы единому Богу. Действия неограниченного Творца не могут быть объяснены со всею точностию тварям, хотя и разумным, ни постигнуты ими. Полное и совершенное познание всех тварей имеет один

30 См.: Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Изд. Московской патриархии, 1979. С. 6.

31 См.: Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке. Избранные творения. СПб: Приход святителя Игнатия Брянчанинова, 2011. С. 47-48.

Творец их, Бог. Это познание отличается от познания, свойственного и возможного нам, различием бесконечным32.

Святитель Игнатий Брянчанинов назвал главные качества сущности человека в христианстве, в православной концепции — его природу как творение Божием, структуру человека, состоящую из тела и души; разум как отличительное качество от других животных; и сущность жизни человека, которая не ограничивается пребыванием на Земле. В философии они подтверждаются и оценкой А.Г. Спиркина человека, всегда являющегося одновременно микрокосмом и микротеосом. Эти стороны сущности человека весьма важно учитывать в контексте познания законов природы.

Этимологию слова «человек» раскрывает в труде «Славянорусский корнеслов. Язык наш — древо жизни на земле и отец наречий иных» А.С. Шишков, Президент Российской академии наук, адмирал (1754-1841). Происхождение в русском языке слова «человек» он относит непосредственно к понятию «слово»: «В человеке отличительное от прочих тварей свойство есть дар слова33. Отсюда название словек (то есть словесник, словесная тварь) изменилось в цловек, чловек и человек»34. По Святым писаниям Слово — это имя Самого Бога! В Евангелие от Иоанна говорится: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1 -3).

Таким образом, в толковании А.С. Шишкова не только этимологически, но и по христианскому учению человек непосредственно связан с Богом, производен от Него. По этому учению, человек есть образ Божий.

* * *

Рассмотренные в статье вопросы являются весьма важными, в частности, для познания законов природы. Такие законы служат первейшим методологическим основанием формирования и осуществления экологического права.

32 Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке. С. 29-30.

33 Имя славяне сделалось из словяне, то есть словесные, одаренные словом люди, — пишет А.С. Шишков.

34 Шишков А.С. Славянорусский корнеслов. Язык наш — древо жизни на земле и отец наречий иных. Изд. Пятое. Спб., 2011. С. 51.

См. также: Шишков А.С. Славянорусский корнеслов. Язык наш — древо жизни на земле и отец наречий иных. Раздел: Родные корешки и слова-эмигранты // URL: http://svitk.ru/004_book_book/7b/1647_hihkov-slovyanskiy_korneslov.php (дата последнего обращения -.28.05.2012 г.).

Источник: cyberleninka.ru

ЯДЫКИН Ю. — доктор физико-математических наук
«Человек — это часть целого, которое мы называем Вселенной, часть, ограниченная во времени и в пространстве. Он ощущает себя, свои мысли и чувства как нечто отдельное от всего остального мира, что является своего рода оптическим обманом».
А.Эйнштейн
Воздействие человека на природу
Еще сто лет тому назад Академик В.И.Вернадский развил теорию единства человека и биосферы, включающей в себя верхний слой земной коры с растительным и животным миром, а также гидросферу и атмосферу с их обитателями. Впоследствие Д. Лавлок пошел еще дальше и предложил считать  планету Земля со всеми ее обитателями единым живым организмом. Для него Земля является  саморегулируемой системой, обладающей многими обратными связями. Сегодня уже многие видные ученые – геофизики, климатологи, экологи, биологи и другие полностью разделяют взгляды Вернадского-Лавлока и рассматривают нашу планету как высокоорганизованный, энергонасыщенный и самонастраиваемый единый организм, в котором мы являемся высокоактивной частью. Однако, к сожалению, большая часть общества еще далека от таких взглядов. Человек оторвался от единства с природой, объявив себя хозяином планеты. Развил хищническое, ничем не обоснованное потребление земных ресурсов, приводящее к катастрофическим последствиям.
Примеров тому достаточно. Это и добыча нефти на морском шельфе, и выработка подземных ископаемых, приводящая к образованию коллоссальных пустот c последующими провалами в земле и даже с  локальными землетрясениями. Совершенно непродуманное отношение к водным и лесным ресурсам планеты, ведущее к острому дефициту пресной воды. Резкое сокращение сельхозземель, вызывающее в итоге нехватку продовольствия. Уничтожение растительного покрова, дающего приток кислорода в атмосферу и т.д.  Случившаяся авария в мексиканском заливе, по мнению ведущих ученых климатологов, способствовала, в конечном итоге, резкому изменению климата на всей планете. Негативные последствия этой аварии на экологию и экономику будут только нарастать. Данные примеры наглядно демонстрируют противоположность интересов индивидума и общества в планетарном масштабе. Нарушается существовавший сотни тысяч лет баланс взаимоотношений между человеком и природой, обеспечивающий комфортность существования его как вида.
Взаимосвязь между человеком и средой
Сегодня многие ученые подтверждают связи человека не только с биосферой, но и с планетой Земля в целом. Так, например, ведущие российские геофизики — профессор, доктор геол. мин. наук А. Н. Дмитриев (Институт геологии и минералогии СО РАН) и кандидат геол. мин. наук  И. Н. Яницкий (Всероссийский институт минерального сырья)  независимо друг от друга с коллективами геологов, гидрологов, биологов, климатологов и экологов экспериментально выявили тесную связь геофизических, тектонических и биосферных процессов. Они наглядно показали, что окружающая среда в жизнедеятельности человека является определяющим фактором, а человек со своей стороны выступает как активный элемент, видоизменяющий окружающую среду. Поддержание баланса всех систем жизнеобеспечения человека является первостепенной задачей его выживания. Однако в последние десятилетия нарушение баланса, необходимого для комфортного существования, принимает все более угрожающий характер. Так, например, модифицированные продукты питания, загрязненные питьевая вода и воздух в конечном итоге приводят к генетическим мутациям человеческого организма. К этому необходимо добавить исчезновение животных и растительных видов, являющихся на протяжении тысячелетий жизненно необходимым источником существования человека.  Наблюдающаяся сегодня массовая гибель пчел грозит человечеству глобальным голодом, ввиду того, что без пчел не будет опыления многих необходимых  человеку растений. Это касается цитрусовых, яблок, орехов, дынь,  лука, кабачков, фасоли, перца, баклажанов, помидоров, огурцов, кофе, какао, ягод, и т. д.  Без опыления такие растения исчезнут. Пчелы массово гибнут, а причина гибели неизвестна.  Все это ставит под вопрос наше будущее
Анализ сложившейся ситуации показывает, что дальнейшее игнорирование нами природных законов и в первую очередь закона динамического равновесия всего земного организма не может оставаться без ответа. Рано или поздно природа должна была включить защитные механизмы. Смещение магнитных полюсов, небывалые ранее ураганы, подобные “Сэнди”, тайфуны и наводнения, частые катастрофические землетрясения, глобальная перемена климата, все это необходимые корректирующие действия со стороны природы.  Нам невдомек, что привычное состояние земных условий разрушается в результате нашей же деятельности. Ученые подсчитали, что человечество уже в 10 раз перекрыло все нормы энергопотребления, положенные в биосфере для его жизнеобеспечения! Лидирует здесь все тот же пресловутый золотой миллиард, в особенности жители США. В результате такого наплевательского, а зачастую просто преступного отношения, мы разрушаем среду своего обитания – биосферу. И вполне естественно, что сейчас приходится за это платить. Вот что сказал по этому поводу Академик РАН биохимик А.Спирин: «Было бы ошибкой считать, что у биосферы не найдется средства остановить, ставшего для нее опасным, агрессора и не допустить собственного конца. Биосфера не будет безропотно ждать печальной участи, которую уготовил ей один из миллионов порожденных ею видов, возомнивший себя хозяином природы. Ведь с точки зрения экологического императива, человек – это всего лишь паразит, потребляющий ее энергию и вещество. Поэтому человек во имя своего будущего и всего общества будет вынужден переделать себя. Причем, не только под напором «внешних» общественных и экономических угроз, но и под угрозой «внутренней» — от самой природы».  К сожалению, за последние десятилетия мы уже ощутили на себе весь ужас природных катастроф: сильнейших землетрясений с цунами, уносящих многие тысячи жизней, и разрушительных ураганов с наводнениями. Их количество за последние годы возросло ровно в 10 раз. Однако мы все еще не поняли, за что нам такие напасти. Стремимся обвинить кого угодно и что угодно, кроме самих себя, кроме своего неимоверно возросшего эгоизма и хамского  отношения к Природе, потому что Землю, которая дает нам жизнь, считаем просто каменной твердью, а всю Природу в целом отнесли к сонму «безумных».
Так случилось, что в последние сотни лет академическая наука не считала и не считает нужным рассматривать сознание как активный элемент всей космофизической системы. Вселенную представляют наполненной лишь веществом и энергией, но не информацией. Процессы, происходящие в природе, относят к области чистой механики, где при построении научных моделей космофизики информацию просто игнорируют. Лишь в квантовой физике в последние десятилетия некоторые ученые, как, например, М.Б.Менский стали вводить параметр сознания в теоретические модели. Однако, не только объекты микромира при взаимодействии с наблюдателем, но и Земля в целом, как единый организм, по утверждению многих специалистов — астрофизиков, геофизиков и других обладает, при взаимодействии с человеком, разумными свойствами. Можно лишь сожалеть, что академическая наука до сих пор использует слишком упрощенные модели того, что происходит в такой системе, и чем в действительности она является в координатах пространства и времени. А она в этих масштабах проявляет себя как сознательный организм, управляющий своими частями.
В связи с этим весьма любопытную гипотезу предложил в 1977 году в США известный специалист в области психиатрии профессор М. Персингер (M.A.Persinger). Рассматривая сверхнизкочастотную область геофизики, он выдвинул следующую гипотезу “геопсихизма”. «Наши сознания приходят в психорезонанс при сильном эмоциональном возбуждении и начинают активно влиять на геофизические параметры планеты. При этом наиболее обобщающим эмоциональным состоянием, которое объединяет всех людей в одну группу ощущений, является страх. Оказалось, что если одновременно перепугать 500-600 млн. людей, то геомагнитное поле Земли активно среагирует на этот соборный страх переходом в буревой режим». Но если так сильно воздействует коллективный страх, то, возможно, и другие эмоции не менее активно влияют на геомагнитное поле.
Экспериментальные наблюдения взаимосвязи человека с Природой                                
Уникальным можно считать телеэксперимент, в свое время проведенный над целой страной (СССР) посредством сеансов А.Кашпировского. Через несколько минут после начала этих массовых сеансов геомагнитное поле Земли приходило в возбужденное состояние с очень необычным началом. Возникала весьма специфическая геомагнитная буря. Она немедленно заканчивалась по окончании «лечения». Отсюда непосредственно следует подтверждение концепции «геопсихизма». Кроме того, многолетние научные наблюдения, проведенные А.Н. Дмитриевым и, независимо от него, И.Н.Яницким также показали, что психическая энергия человека действительно активно воздействует на магнитное поле Земли и, соответственно, на все земные процессы.
Выше уже было сказано, что наша планета является единым организмом, который может быть смоделирован, как  нелинейная динамическая система с обратными связями, наделенная свойствами разумного начала. Как известно, нелинейные динамические системы даже при малых возмущениях могут входить в сильный неустойчивый режим функционирования, который без соответствующей подстройки параметров может привести к катастрофе всей системы. Климатологи еще в середине прошлого века пришли к убеждению, что погода и климат на Земле в первую очередь зависят от поведения  магнитного и электрического поля, которым Земля связана с внешней средой. Однако это поле в околоземном пространстве сегодня находится в постоянном магнитоэлектрическом «мерцании», что характерно для неустойчивости. При этом внешнее магнитоэлектрическое поле Земли непосредственно связано с ее внутренним геомагнитным полем. Если при такой неустойчивости возникают дополнительные геомагнитные возмущения, порождаемые, например, сильными коллективными человеческими эмоциями, то неустойчивые магнитоэлектрические состояния в околоземном пространстве могут круто нарастать по типу известного «эффекта бабочки».  Это, в свою очередь, приведет и уже приводит к резким колебаниям температур, зарождению тайфунов, ураганов, супертайфунов, суперураганов. Для сглаживания таких резких колебаний геомагнитного поля Земля все время осуществляет автоматическую подстройку к тому окружению и внешним воздействиям, в которых она находится. При этом уровень необходимой подстройки нарастает. Но резервы у природы для подстройки не безграничны и будет ошибкой считать, по выражению А.Спирина, что у нее не найдется средства остановить, ставшего для нее опасным, агрессора и не допустить собственного конца.
К подобной подстройке относится и происходяшее в настоящее время смещение полюсов магнитного поля Земли. Этот процесс неизбежно сопровождается, и будет сопровождаться в будущем, крупными климатическими преобразованиями. На основе последних данных наземных и космических регистраций ученые утверждают, что наблюдается ускоренная динамика климата Земли, и человек своими эмоциями здесь играет не маловажную роль. Массовый накал страстей в обществе порождает поток негативной психофизической энергии, которая накапливается как во внешнем, так и во внутреннем пространстве Земли. При этом возможна трансформация одного вида энергии в другой. С достижением критической величины накопленная энергия сбрасываеться в виде землетрясений и других стихийных бедствий. Как утверждает известный ученыйдоктор тех. наук В. Д. Плыкин: ” это мы, люди своими черными душами, своими грязными помыслами, своей взаимной друг к другу злобой вызываем землетрясение или ураган в какой-то части нашей планеты «. Когда геофизиками (И.Н.Яницкий, А.Н.Дмитриев.) была проведена профессиональная оценка этого положения, то оказалось, что сейсмические частоты и эмоции людей лежат в одном диапазоне: от 0,7 до 100 герц. При этом психическая энергия, по мнению ученых, не задерживается вещественной материей и, следовательно, совершенно не важно, в каком месте находится очаг эмоциональной напряженности. В местах геологических напряжений в любой точке Земли общепланетарные человеческие эмоции могут стать решающим толчком для реализации сценария «природного» катаклизма по типу «эффекта бабочки». Отсюда и следует непротиворечивость выводов сейсмологов о том, что любой мощности землетрясение может возникнуть в любом месте. И, следовательно, в перечне причин крупных землетрясений не последнее место будут занимать землетрясения, вызванные психофизическими потоками.
Рис.1 Изменение количества сильных землетрясений за 90 лет
Статья человек и природа
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Наблюдения за геомагнитными полями, регулярно проводимые российскими геофизиками на протяжении последних ста лет на территории страны ясно демонстрируют корреляцию между потрясениями в России, магнитными отклонениями и землетрясениями. Вполне закономерно, что наиболее сильные геомагнитные отклонения с последующими катастрофическими землетрясениями пришлись на период Великой Отечественной войны с 1941 по 1946 года (Рис.1), что соответствует наибольшему эмоциональному потрясению многомиллионного населения страны. Без сомнения, данные выводы ученых для части читателей покажутся поставленными с ног на голову. То есть, как будто, причина и следствие переставлены местами. Однако в данном случае присутствует  взаимпроникающее влияние одного в другое. То есть, коллективные человеческие сильные эмоции вызывают магнитные отклонения, которые в свою очередь оказывают обратное влияние на людей. Но, как утверждают некоторые ученые, психическая энергия является наиболее сильным видом энергии, воздействующей на всю окружающую нас среду. Академической науке этот вид энергии все еще не известен, хотя многие видные представители научного сообщества солидарны с М. Персингером.
Сибирские геофизики не раз в своих исследованиях на Алтае фиксировали, что в некоторых местах отрицательное эмоциональное состояние приводит к изменению напряженности геомагнитного поля. Во время проводимых измерений, в районе активного пятна, оператор заметил, что присутствие одного из сотрудников в зоне замера резко увеличивает значение напряженности магнитного поля. Были сознательно проведены эксперименты по воздействию психофизического поля человека на показатели магнитометрических приборов. Выбрали два крайних мужских эмоциональных типа сотрудников: один — стойкий оптимист, во всех ситуациях он видел только хорошее; другой — пессимист, все, что ни происходило, для него было плохо. На этих двух «ярких личностях» ученые и решили проверить воздействие психофизического поля на геомагнитное поле в разных эмоциональных состояниях.
Когда в активную точку поместили пессимиста, приборы показали падение напряженности магнитного поля на 90 нТл. Следуя программе испытаний, пессимист вспомнил самое радостное событие в его жизни. Приборы зафиксировали подъем напряженности на 35 нТл. Следующим был оптимист. Вспоминая самое грустное событие из жизни, он сумел снизить напряженность на 16 нТл. При радостном воспоминании приборы показали 1000 нТл. Этими экспериментами ученые продемонстрировали реальное воздействие человеческого сознания на окружающее пространство. Кроме того, были проведены измерения геомагнитного поля в районе крупных городов России. Оказалось, что в городе с населением свыше 200 тысяч наблюдается резкое падение магнитной напряженности. В обьяснение этого факта геофизики, во главе с профессором А.Н. Дмитриевым,  считают, что «отрицательное магнитное поле возникло от длительного проживания на этой земле людей, обладающих значительной силой отрицательных эмоций». В подтверждение своих слов они приводят данные спутниковой регистрации изменения геомагнитного поля на территории России, полученные за последние 10 лет. Так на Кавказе, где длительное время наблюдается взрыв отрицательных эмоций, фиксируется катастрофическое убывание геомагнитного поля.  Если согласиться с мнением именитых ученых, что Земля вместе с нами является единым организмом, а наша психическая энергия — активно действующим на нее фактором, то можно понять обнаруженную геофизиками прямую зависимость между массовой фобией и падением напряженности магнитного поля. Кстати, еще Е.П.Блаватская указывала в своих работах, что отрицательные эмоции влияют на геомагнитное поле.
Вторичные эффекты взаимодействия человека с миром
Землетрясения приближаются к поверхности Земли, появляются новые типы гроз, ураганов и температурных аномалий. Ответить на вопросы “Кто виноват? и Что делать?” наука не в состоянии. Однако геофизики отмечают, что принятая в Америке 60 Гц частота работы энергосети является резонансной частотой кольцевым токам Земли. При этом США на границе с Канадой производят электроэнергию в огромных количествах и передают ее по 16-ти высоковольтным линиям с напряжением 500-750 киловольт с севера на юг. Передача энергии происходит вдоль магнитного меридиана, что грозит неожиданными эффектами, как для внутреннего, так и для внешнего электрического поля Земли.
 В последние десятилетия были зафиксированы повсеместно массовые «геофизические гулы», именуемые в народе «стонами  матушки Земли».  В отдельных районах и крупных городах Америки даже вылетали из домов стекла. При совершенно спокойной метеорологической обстановке на ясном небе начинал грохотать гром, сопровождающийся множественными низкобальными сейсмическими колебаниями. Возможно это проявление уже упомянутых выше эффектов.В дополнение ко всему над антлантическим побережьем США произошло смещение к земной поверхности радиационного пояса Земли (пояса Ван-Аллена) с высоты 300-310 км до 98-100 км. Нарушилось геофизическое равновесие, существовавшее в течение тысяч лет. То есть в результате опускания радиационного слоя на 200 км, резко ослаб береговой электрозащитный баръер, который раньше препятствовал смешиванию атмосфер. Такие барьеры возникают на границе океана и суши в силу того, что здесь параметры атмосферы претерпевают резкий скачок. В итоге все климатические процессы Северной Атлантики «ворвались» на американский континент. Пронесшийся над восточным побережьем США и Канады супершторм «Сэнди» яркое тому доказательство.
 Изменение сознания человека, как положительный фактор воздействия на природу
Происходящее сегодня изменение физического состояния планеты сопровождается климатическими и биосферными адаптационными процессами. Эти процессы все более интенсивно сопровождаются климатическими и тектоническими катаклизмами. Профессор А. Дмитриев с коллегами уверен, что природные катастрофы — это не столько следствие идущих процессов, сколько результат полного непонимания человечеством своей роли и своего влияния на солнечно-земные и солнечно-планетарные связи, а значит, и на состояние своей планеты, да и других планет тоже. Ему вторит и доктор В.Плыкин: “Человечество излучает отрицательный информационно-энергетический поток, который достигает информационного слоя планеты, искажая информацию и нарушая ход планетарных процессов». Итог всей предыдущей человеческой деятельности подводит именитый психиатр, профессор С.Гроф: «История глупой обезьянки закончилась. Или мы кардинально изменимся, или погибнем!»
Но, если возможен процесс вызывания природных катастроф посредством отрицательных человеческих эмоций, то, может быть, возможен и обратный процесс. Действительно, многие ученые на этот вопрос дают положительный ответ. Так, Академик академии Космонавтики России В. Комаров утверждает, что нравственность является размерным физическим понятием — антиподом энтропии. То есть, это энтропия с другим знаком, что, согласно второму закону термодинамики, означает порядок и жизнь, против хаоса и смерти, определяющих положительную энтропию. И если человечество изменит шкалу ценностей и отдаст приоритет распространению Добра вместо Зла и Любви вместо Ненависти, то Природа начнет успокаиваться и, в итоге, придет в равновесие. Любопытно, что В. Комаров не одинок в своем утверждении. Цепочка сторонников такого рода суждений протянулась от античного мира к великому Спинозе и далее к нашему времени. Здесь необходимо отметить работы Академика РАН В.Струминского, Академика академии информатизации Н.Заличева, а также представителей академической науки докторов А. Арманд, Д.Жерихина — авторов фундаментального труда «Анатомия кризисов» . Все перечисленные выше ученые и много других не перечисленных пришли к подобным выводам. Они убеждены, что в связи с интенсивным нарастанием вероятности глобальной земной катастрофы, земляне обязаны повсеместно усвоить тезис о безотлагательной необходимости переключения системы интересов людей с вещественно-материальных к нравственно-духовным ценностям. Так, например, доктор Вильям Тиллер (Стэнфордский университет) утверждает: «…все происходящее снаружи является отражением того, что происходит внутри нас. Мы должны сначала изменить самих себя, и лишь тогда произойдут соответствующие последовательные внешние изменения». Положение можно исправить только посредством мысли. В результате вся Природа придет в равновесие с человеком и примет комфортную для его существования форму. Как бы то ни было, но человек вынужден уже сейчас начать изменять свое сознание на положительное. Природа нас к этому просто вынуждает.
Все наши беды – продукт нашего эгоистического сознания, направленного лишь на удовлетворение своих гипертрофированных желаний. В результате человеческий фактор становится причиной катастрофического хода процесса перемен на планете. Если учесть, что психическая энергия весьма действенна, то не приходится удивляться, что наша частная реакция, а тем более массовая, непосредственно вызывает эффекты планетарного масштаба. Сегодня мир стоит на распутье: либо пойти путём осознания и исправления, либо подвергнуться тяжким страданиям. Полувековые геофизические наблюдения убедительно говорят о негативном влиянии человеческих отрицательных эмоций на геомагнитные процессы. В свою очередь геомагнитные бури усиливают восходящие конвективные потоки магмы, которые в итоге движут литосферные плиты, вызывая землетрясения. И над этим человечеству нужно хорошо подумать. «Дело не в том, чтобы запугать людей – говорит Член-корреспондент РАН Наталия Тарасова — надо заставить их задуматься и изменить свое будущее. Для этого мы должны понять, как устроен мир, и поставить перед собой цель сохранить его для будущих поколений. Животные не могут менять свое будущее, а люди могут, потому что у нас есть разум». Нам нужно через объединение и воспитание сменить эгоистический образ мышления на противоположный. Лишь Добро и Любовь к окружающему нас миру (обществу, природе) приведут к ослаблению негативных процессов и в итоге к равновесию с Природой.

Источник: globosfera.info

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

АВТОР: ВАСИН АЛЕКСАНДР

МБОУ СОШ СЕЛА МАИС

НИКОЛЬСКОГО РАЙОНА

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

СРЕДА, в которой живёт человечество, — это часть земной природы. Взаимодействуя с ней, человек неизбежно изменяет её, к сожалению, чаще негативно, чем созидающе. Проблема обострялась с развитием человеческого общества и к двадцать первому веку стала чрезвычайной: именно теперь стали угрожающими те изменения, которые стали необратимыми. Это вымирание отдельных видов животного мира и, как следствие, нарушение природного баланса в животном мире, и глобальные изменения в атмосфере, грозящие изменением климата на планете Земля, последствия которого совершенно непредсказуемы и одиозны. И это только два примера.

Учёные давно занимаются этими проблемами. Их работы изложены как научным языком диаграмм и схем, так и популярно. Благодаря телевизионным программам, книгам, журналам в той или иной степени о них знает каждый. Однако далеко не каждый человек озабочен будущим своей голубой планеты и стремится помочь ей.

В данной работе я хочу поделиться своим видением проблемы взаимодействия человека с природой, опираясь, разумеется, на материалы, прочитанные или увиденные по телевизору. Некоторые факты мне были рассказаны родственниками.

Антропогенное воздействие человека на природу принято считать состоящим из шести факторов.

1.Разрушение биогеоценоза за счёт распашки целины или для строительства. Биогеоценоз – баланс обитания различных организмов на одном ареале. Одни из них перерабатывают минералы, обогащают почву отходами своей жизнедеятельности для повышения её плодородия. Другие служат кормом для других, более крупных и организованных животных. До времени почва сама в состоянии восстановиться после удара по ней, но всему наступает конец. И потому нам хорошо известны заболоченные и уже непригодные местности или засолённые пески, уже непригодные для жизни.

2. Загрязнение среды отходами деятельности человека. Это выбросы в атмосферу от ТЭЦ, от автомобилей, от объектов промышленности.

3. Отравление среды ядохимикатами, удобрениями. Широко известны такие последствия этого, как уменьшение численности птиц (в деревнях исчезают снегири и скворцы, это уже заметно, этого не скрыть). Отравление же человеческого организма за счёт применения, например, ядов от колорадского жука мне кажется совершенно не изученным предметом в нашем обществе.

4. Нещадная вырубка лесов. В РФ лесами занята самая большая площадь. Однако, в последние десять лет леса масштабно вырубают, санкционированно или нет. Я сам убедился в этом, наблюдая за тем, как в лесных массивах Городищенского района реальная местность совершенно не совпадает с изображением на картах: на месте густых лесов повсеместно идут вырубки, причём не цивилизованные (с уборкой сучьев, с последующим засаживание лесами замещения, а с засорением и заращиванием мелколесьем). При этом лесники, как я видел, занимаются таким «диким егерством», как сопровождением нахлынувших из городов охотников. Лесные просеки зарастают, не прочищаются, указатели сгнили, номера участков на них не читаются. Такое «хозяйствование» привело к тому, что летом 2010 года леса у нас повсеместно горели. Подобную же картину я видел на территориях Сызранского, Базарносызганского, Карсунского, Рузаевского и Никольского района. Заметим, что это четыре разных региона России, из чего следует, что проблема очень широка по своей печальной географии. Слышал мнение, что массовое выгорание лесов полезным явлением для оздоровления местности, с которым трудно согласиться, ибо пожар – это всегда тревога, урон, беда, опасность.

5. Человек наносит вред природе, даже просто гуляя по лесу. Он разводит костры, сжигая мелких животных, травяной покров и поросль. Но ещё вреднее то, что компании непременно оставляют за собой кучи мусора, состоящего из вреднейшего пластика, разложение которого длится годами и постепенно отравляет почву. В наших сёлах мусор выбрасывается в овраги, в речки, в лесополосы. Следы этого мусора я встречал даже вдали от жилья, в самых густых лесах, придорожные же лесополосы и лесочки приведены этим в ужасающее состояние.

6. Добыча полезных ископаемых. Терриконы в таких местностях долго зарастают дикими травами, называемыми в просторечии чертополохом.

Количество населения на конкретной территории сильно влияет на эти процессы. Уничтожаются целые природные сообщества и изменяется климат. Теперь антропогенные территории занимают более 60% суши нашей планеты.

Поздно человек понял, что он воздействует на природу, мягко говоря, плохо. Термин «экология» был введён немецким учёным Геккелем. А когда вопросы встали особенно остро, в конце двадцатого века, напротив, победное шествие капитализма по планете вкупе со сращиванием олигархии с властными структурами государств развязало руки мародёрам и браконьерам всех мастей.

Перейдём теперь к рассмотрению путей спасения природной среды от нас самих.

Всем понятно, что никто не будет призывать сейчас к отказу от материальных благ и удобств, как автомобили или полезные ископаемые. Это будет всегда. Хотя, заметим, что автомобильный бензиновый двигатель был изобретён сравнительно недавно, нет ещё и полутора веков (немецкий изобретатель Отто, конец девятнадцатого века). Однако от пластиковой упаковки нам следует срочно отказаться. В 1992 году впервые в нашу страну пришла пластиковая бутылка. Это казалось таким несказанным удобством. Однако она оказалась одноразовой и вскоре заполнила территорию РФ до отказа. Так же, как и пластиковые тарелки, стаканы, пакеты и прочее. Разумеется, за эту недешёвую упаковку оплачивают простые граждане, покупатели. За свои деньги — свою ускоренную смерть. Показателен такой пример: Городищенский пищепромкомбинат выращивал свою облепиху и черноплодную рябину, кормил вкусными лимонадами, вареньями, пряниками, конфетами, а теперь он гонит суррогатное пиво и выпускает … эту пресловутую пластиковую бутылку.

Вернёмся к вопросу об экологии. Из неё выделяется экология СОЦИАЛЬНАЯ, учение о взаимодействии общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей среды для настоящего и будущего поколения. Это учение получило правовую сторону – ОХРАНА ПРИРОДЫ. Это реакция на разрушительную деятельность человека на Земле, направленная на воспроизведение природных ресурсов, урон которым невозможно предупредить. Природоохранная деятельность разделена на три пути.

  1. Создание очистных сооружений, переработка мусора, сбор и утилизация отходов производства и так далее.

  2. Разработка и применение экологически чистых технологий производства, переход к безотходному производству.

  3. Продуманное рациональное размещение «грязных» производств

В недавнем советском прошлом для того, чтобы сдать проект производственного предприятия комиссии, осуществляющей приёмку, требовалось немало потрудиться, чтобы рассчитать все необходимые воздействия и предупредить их последствия. Например, льнокомбинат. В цехах, где треплют сырьё, должны непременно быть многочисленные вытяжки с фильтрами, в красильнях – ёмкости для сбора вытекающих жидкостей, на складах ГСМ и в гаражах – помещения и ёмкости для моторных и аккумуляторных отходов. Ничего от этого сложного и довольно «грязного» производства не должно было вытекать, уходить с дымом, просачиваться в почву. За промахи – тюремный срок. Я сомневаюсь, что это так в нынешних условиях дикого и неуправляемого бизнеса. Я читал брошюру инженера, который проектировал атомную электростанцию в Балаково (Аласюк Г.Я.) и выделял вопрос о её экологической безопасности в особую статью. Эти строительства проходили годами. Под Пензой в Леонидовке в сжатые сроки и наспех был построен завод по переработке химического оружия. «Несерьёзный» пластиковый его вид и короткие сроки возведения неслучайно вызвали возмущение и ужас местных жителей.

Добавим сюда ещё и размещение завода вблизи (всего пять км) от водохранилища, на территории населённого пункта и в 10 км от крупного города.

В качестве второго примера называю Красный Бор в Ленинградской области, так называемый «химический Чернобыль», против которого подписываются протесты по Интернету. Я тоже подписался.

Противоположным примером является город Волжский (на другом берегу от Волгограда) и город Димитровград Ульяновской области. В первом расположены предприятия резинового производства, которые выведены за черту города и снабжены всеми необходимыми охранными сооружениями, воздух города и обе реки – Волга и Ахтуба – не подвергаются вредному воздействию, а широкие проспекты, обилие библиотек, кинотеатров, спортивных сооружений поражают любого приезжего. Если же приедете в Димитровград, то не увидите этого «ядерного» института (ОЯИР), и даже не найдёте, если не спросите. Зато Вас поразят обширные водоёмы, полные рыбы, многочисленные учреждения культуры и окружающие леса, памятники малой архитектурной формы и чистота улиц. Разница в том, что эти города строились в советское время, а Леонидовский завод – в недавнее.

Подойдём теперь к самому главному выводу по вопросу взаимодействия человечества и природы. Человечество не должно становиться могильщиком природы и самого себя в качестве её части. Общество разумное, общество культурное не имеет ничего общего с толпой, которая управляется алчным или марионеточным (то есть управляемым внешними кругами) правительством. В начале двадцатого века в нашей стране работал видный учёный, который занимался этой проблемой серьёзно. Я не так часто встречаю его имя в литературе и никогда – в СМИ. Однако пришло время, когда к его учению нам просто необходимо обернуться и сделать его настольной книгой. Термин, которым он назвал разумное общество, которое живёт по закону – не вредить природе, рационально использовать её недра, воспроизводить потреблённое, искать экологические виды топлива, рассчитывать каждую попытку вмешательства в её естественный ход – НООСФЕРА. Этот учёный имеет мировое имя: академик Вернадский.

Пока мы далеки от такого общества, а насильно, как показывает история, ничего не создашь, нужны срочные меры, как усиление требований охраны природы к предприятиям, отмена пластиковой упаковки (ведь жили же без этого), требовать от местных администраций соблюдения мер к очистным сооружениям, к сбору отходов. Здесь безусловно нужны действия власти, а если власти не работают, то над ними нужен общественный контроль, происходящий от партий или организаций. Показательна деятельность такой организации, как GREENPEACE. Интернетное сообщество в защиту социальной справедливости и природы CHANGE.ORG также набирает свою силу. Хочу упомянуть популярное в республиках СССР движение. Наивное на первый взгляд, но такое притягательное в стремлении привлечь людей к здоровому образу жизни и к добрым поступкам. Оно известно под названием «ДЕТКА» и родилось от простого человека Порфирия Иванова. Привлекшее немало последователей, оно показало, что в народе даже в самое жестокое время войн и конкуренции живо стремление к доброму.

Для меня бесспорно, что в условиях дикого беспредела во всех сферах жизни, которое насаждается существующей властью в республиках бывшего СССР, все меры и даже отдельные «победы» не приведут к позитивному изменению в области охраны природы. Нужны серьёзные политические действия. Перспективными являются недавно появившиеся общественно-политические движения «За национализацию и деприватизацию стратегических ресурсов страны» и «За ответственную власть!»

НА ЗАЩИТУ СВОЕЙ ПЛАНЕТЫ ДОЛЖНЫ ВСТАТЬ ВСЕ РАЗУМНЫЕ ЛЮДИ, НА НЕЙ ЖИВУЩИЕ!

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Васин Александр Павлович

17 июня 1998

442671 село Маис Никольского района Пензенской области, ул. Школьная, 23

МБОУ СОШ села Маис, 10 класс.

Источник: infourok.ru