РўСѓРЅРґСЂР° Р·РёРјРѕР№Условия существования в тундре зимой настолько тяжелые, что все живое стремится на это время года покинуть ее: северные олени откочевывают на юг к «краю леса»; за оленями следуют волки; еще дальше спускаются пуночки, которые бывают обычными зимними гостями нашей средней полосы, где они любят держаться стайками по дорогам, выклевывая зерна из конского навоза, а белая сова зимой встречается не только в степях Европы, но и Средней Азии. Даже песцы, эти коренные жители тундры, с осени начинают «течь» к югу, в тайгу, проникая далеко в глубь ее, частью же откочевывают на север к берегу открытого моря, где подбирают выбросы прибоя.

Но нет правила без исключения. Это исключение составляют пеструшки, иначе песцовые мыши, широко известные в литературе под норвежским названием леммингов. Они не только продолжают прокладывать свои снежные ходы код снегом, но, как удалось недавно выяснить, даже продолжают размножаться зимой.
ичина такого благоденствия пеструшек заключается в том, что в тундре относительно много вечнозеленых растений, которые перезимовывают под снегом в законсервированном состоянии, имея вполне развитые листья и почки, а плоды и семена — на различной степени созревания. Такое явление представляет собой замечательное приспособление к короткому лету, в течение которого многие растения не успевают совершить свой жизненный цикл. Благодаря этому пеструшки круглый год имеют полноценную пищу. Под плотным снегом, куда они стекаются на зиму, им не страшны ни морозы, ни вьюги.

Наоборот, только благодаря тому, что снежный покров тундры зимой неглубок и большие скопления его, так называемые забои, образуются лишь в понижениях, главным образом по оврагам, в тундре все же могут отыскивать себе пищу и частично зимовать северные олени, зайцы-беляки, снежные и лапландские подорожники, тундровые и белые куропатки. Таким образом, снег, с одной стороны, препятствует куропаткам добывать пищу, с другой — дает им укрытие от зимних вьюг. Но для ряда животных снежный покров благоприятен во всех случаях: только благодаря ему могут жить,не впадая в спячку, лемминги, полевки и многочисленные в тундре и тайге землеройки, причем лемминги и полевки даже размножаются зимой. Объясняется это тем, что под снегом воздух теплее, чем на поверхности. Опыт показывает, что перечисленные выше зверьки, выпущенные в морозный день, быстро замерзают. В свою очередь благодаря наличию этих животных в тундре на зиму все же остается некоторое число хищников: волков, песцов, белых сов, зимняков, или мохноногих канюков. Остаются и кречеты, продолжающие бить па лету свою излюбленную добычу — белых куропаток, Остается, наконец, и всеядный ворон — эта поистине вездесущая птица.

Источник: www.ZooGeo365.ru

Арктическая тундра (фото)


Здесь вы сможете узнать, что такое тундра, прочитать наши впечатления от путешествий по ней, а также посмотреть ее фотографии.

Что такое тундра

Природные зоны Российской Арктики включают в себя полярные пустыни, тундры и частично лесотундры.

«Тундра» — от финского слова «tunturi» — безлесная голая возвышенность. Главные черты тундры – безлесье, однообразные заболоченные низменности, суровый климат, высокая влажность, сильные ветра, да еще и многолетняя мерзлота. Растения в тундре — очень низкие, они буквально прижимаются к поверхности почвы.


Существует несколько типов тундры:

Мохово-лишайниковая тундра 

Здесь мхи чередуются с лишайниками (например, ягелем).

Кустарниковая тундра 

Здесь широко распространены заросли, особенно ерник (полярная ива, кустистая ольха).

Кочкарная и бугристая тундра 

Здесь дерновина образует кочки и бугры среди болот.

Полигональная тундра 

Здесь имеются особые формы микрорельефа в виде крупных многоугольников, разбитых морозобойными трещинами.

Растительность северной тундры

Растительность тут, на удивление, может быть достаточно разнообразной. Тут есть и цветы, и ягоды, и грибы, и прочие растения.

Животные тундры 

Животных в тундре — очень много, правда сфотографировать их не всегда получается. Как-то они не особо ждут, пока я достану фотоаппарат и начну их снимать 🙂

Кстати, про животных можно почитать еще вот тут. Потому как в одной статье все вместить просто не получается.

Унылая северная тундра

Однако, в любом случае, глазу в тундре цепляться обычно не за что. Ландшафты как правило выглядят именно так:

 

Это еще самые веселенькие, причем. Не зря же я их запечатлела. Значит, чем-то они меня-таки зацепили.

Теперь вам понятно, почему на фотографиях севера так много заброшенностей, бочек и прочего антропогенного мусора? Потому что, на протяжении сотен километров видишь только чистую и унылую тундру. И каждая бочка или изба — как «глоток воздуха». Ну наконец-то появилось хоть что-то, что можно обыграть на фото.

На самом деле мусора, лодок и изб там мало. Просто фотографировать больше нечего. Вот потому на наших фотографиях тундры вы часто видите только то, что я перечислила выше — балки, плавник, кранцы, ржавую технику и прочее-прочее.

Тундра с солеными озерцами


Практически ни на одной из представленных ниже фотографий нет ни капли пресной воды. Поэтому, если вы оказались в подобном месте — там, где уровень суши всего на несколько сантиметров выше уровня моря, будьте готовы к тому, что либо вам придется подниматься на 7-10 километров вглубь материка и искать пресную воду там, либо пить соленый чай и кофе.

И ощущения там — как в космосе. Ты где-то далеко, в полной неизвестности. Все новое, непривычное. А вокруг только глина, немного травы, огромные количества птичьего помета и соленая вода. Из-за плоской поверхности здесь дуют сильнейшие ветра, море заливает тундру и жить там практически невозможно. Зато, на фотографиях все очень красиво.

А здесь, на фото, можно увидеть как штормовым ветром нагнало волну и нашу байдарку едва не унесло в море. Благо, она была привязана. После того как мы ее перетащили на берег, ветер ее попросту перевернул. Что вы, собственно, можете наблюдать… А через несколько часов всю эту поверхность зальет водой и нам придется в спешном порядке эвакуироваться на единственно уцелевший клочок суши.

А это самое красивое и самое унылое место. Именно здесь мы давились подсоленным чаем и кофе, мечтая скорее свалить отсюда. Престной воды не было на десятки километров вокруг. И так почти во всех губах, на протяжении от Нарьян-Мара до Вайгача.

Оранжево-желтая тундра


Такое освещение получается, когда ночью солнце висит над самым горизонтом. И эту красоту нам удалось увидеть один раз в прошлом году и один раз в этом. То есть всего два раза за два года. Даже странно, что это бывало так редко.

Взгляд на тундру с самой высокой точки

Прямо по центру — триангопункт (триангуляционный пункт), который является элементом геодезической сети, служащей геодезической основой топографической съёмки местности и ряда других геодезических работ.

Таких пунктов на побережье полно, но, конечно, меньше чем должно быть. Со временем они рушатся, либо разбираются местными на дрова. Ну а где-то вдали (в левом углу) можно увидеть пару заброшенных изб. В них, cудя по всему, останавливались рыбаки и охотники. Сейчас там конечно никого нет.

Фото тундры зимой и летом

Такой тип тундры — один из самых унылых. Подобные места надоедают уже на второй день. Здесь могут обитать зайцы и различные виды птиц. Гуси тут, правда, не особо встречаются. Они предпочитают немного другие места.

Ходить по такой тундре на дальние расстояния тяжеловато — песок мешает. И дров (плавника) тут, как правило, мало. Цветы попадаются иногда и растут при этом кучно: выглядят такие места очень красиво. Пресная вода тоже встречается — в мелких озерцах и лужах. Настолько мелких, что для того чтоб набирать воду, приходится брать с собой кружку 🙂

Вид тундры сверху


На фото — Воркута, ее окрестности (поселок Воргашор) и поселок Каратайка…

Источник: sevprostor.ru

Поездка в северный город Нарьян-Мар за полярным кругом превратилась для меня в невероятное приключение. Ибо мне предложили посетить оленье стойбище в тундре. Не образцово-показательное и не парадно-выходное, а самое что ни есть обычное. Я конечно же согласился. Великий Доктор тундровых наук в означенный час посадил меня пассажиром на снегоход и мы отправились в путь.

Путешествие по тундре

Фотографии и текст Владимира Трофимова

Когда встречаешься с ранее невиданными вещами, обычно происходит ломка созданных себе отрывочной информацией иллюзий. Я представлял себе стойбище северных кочевников чем-то вроде деревни из чумов, где бегают дети, в чумах хлопочут хозяйки, а общее число обитателей приближается к полусотне. Тут же, за околицей пасутся олени. Мои представления усилили разговоры о кочевых школах в администрации округа, которые имели место незадолго до моего выезда в тундру. Школ этих конечно нет, но теория их существования была и разговоры о них есть сейчас.


Наверняка стойбища и выглядели раньше так, как я себе их представлял, или даже есть такие, но где-то в других местах. Людей в тундре остаётся всё меньше, почти все оленьи стойбища в наше время состоят из одного чума. Хотя и сейчас, говорят, есть частные хозяйства, кочующие нескольким семьями, у каждой из которых есть свой чум.

Путешествие по тундре

Через пару часов неспешной езды мы приехали в бригаду Максима Канева. В бригаде четыре человека и управляются они с более, чем с тысячным стадом оленей. Вместе с колхозными оленями в стаде находятся их личные. Стадо принадлежит колхозу «Харп», который базируется в посёлоке Красный. «Харп» с ненецкого переводится как «северное сияние», хотя это природное явление крайне редкое в данных местах. Кроме колхозных бригад в округе есть частные оленьи стада. Бригада зимой кочует недалеко от Нарьян-Мара, а на лето уходит к Баренцеву морю.

В хозяйстве кроме оленей и чума, есть электрический генератор, снегоход «Буран» с волокушами, более десятка саней для кочёвки. Сани изготавливают самостоятельно, дерево берут в небольших лесочках:


Путешествие по тундре

Чум — конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища. Историки признают эту форму первым опытом искусственно создаваемого жилья, к которому человек обратился от полых, дуплистых деревьев и пещер.

Путешествие по тундре

Первая ночёвка в чуме прошла в целом нормально, хотя я и несколько подмёрз. Как только перестают топить печку, температура внутри довольно быстро падает. А за бортом — минус 30 с хвостиком. Утро я встретил с радостью :-)


Путешествие по тундре

Здешний старшина Василий Петрович. Собачкам «не жарко». А Петровича мороз не смущает. На этом снимке видны шкуры, которыми обивается чум:

Путешествие по тундре

Ездовые олени содержатся отдельно от основного поголовья. Оба стада находятся на некотором удалении от чума, в 2-3 километрах, но в разные стороны от чума. Утром меня отвезли к основному стаду на съёмку и через пару часов забрали.

Путешествие по тундре

Путешествие по тундре

Олени сначала шарахались от меня, но довольно быстро привыкли. Одна молодая важенка вообще увязалась за мной, кусала меня за куртку и строила глазки. Как потом выяснилось — хотела получить от меня хлеба-соли, в прямом смысле:


Путешествие по тундре

Весной надо успеть уйти из леса до половодья. Задачу осложняет массовый отёл самок в мае. То бишь надо откочевать на север до отёла и до половодья. Были случаи, когда бригада не успевала и надолго задерживалась на зимнем месте.

Летом, в грибной период, олени «сходят с ума». Оторвать их от поедания грибов не может никто — ни люди, ни собаки. Пастушьи псы устают гонять оленей и укладываются отдыхать. Потом устают люди и оленям уже никто не мешает. И так, пока грибы не закончатся.

Путешествие по тундре

Оленины очень много, продавать её в Нарьян-Маре сложно. Ещё сложнее вывозить её с отдалённых стойбищ. Поставка в другие регионы мизерная, говорят что из-за отсутствия дорог, хотя с ноября по апрель функционирует хороший зимник до Усинска. Я думаю, что в центральных районах России отнеслись бы к оленине, как к деликатесу, хотя на вкус она не очень сильно отличается от говядины.

Кроме мяса заготавливают рога, которые принимают по той же цене и используют для производства лекарств и биодобавок.

Путешествие по тундре

Вернувшись к чуму, обнаружил, что кипит работа по разным направлениям. Дима, самый молодой оленевод, занимается предпродажной подготовкой рогов:

Путешествие по тундре

Петрович делает запас дров в чуме. Хорошо, если стойбище стоит рядом с небольшим, но лесом. Если леса нет, то автоматически возникает проблема с дровами. На некоторых стойбищах зимой приходится топить печь в чуме только для приготовления еды. А температуры здесь зимой либо низкие, либо очень низкие.

Путешествие по тундре

— За печкой не ходи.
— Почему?
— Нельзя, обычай такой, не знаешь разве?
— Теперь знаю.

Путешествие по тундре

Чум быстро остывает после того, как прогорают дрова в печке, поэтому в мороз холодно становится в течение часа после отхода ко сну. Спят все на оленьих шкурах, но укрываются обычными одеялами из магазина и подушки такие же. Я так понял, что днём почти всегда устраивается «тихий час», видимо для того, чтобы поспать в тепле.

Путешествие по тундре

На перекус — порубленное-попиленное мороженное оленье мясо. Отрезал себе несколько кусочков, сунул в соль и отправил в рот, всё. В принципе не возбраняется поджарить несколько кусочков оленины, бросив их прямо на печку. На обед мясо варят или делают суп, при мне добавляли в него рис, но это не всегда. Колбасу-сыр привозят городские. Это деликатес-угощение.

Воду берут из озера, а не топят снег, как я предполагал:

Путешествие по тундре

В целом ненцы оказались людьми тихими, интеллигентными и гостеприимными. Несмотря на ту суровую жизнь, которой они живут. Так и закончился мой первый полный день на стойбище. Но самое интересное впереди.

Путешествие по тундре

В начале весны оленье стадо начинает двигаться на север. Прежде всего потому, что так хотят сами олени. Как сказал Великий Доктор тундровых наук — то ли люди управляют оленями, то ли олени людьми — не поймёшь. Кормовая база в тундре скудная, особенно зимой, и необходимо периодически менять пастбище. Не менее важно убежать летом на север от кровососущих насекомых, а то еда оленю может и не понадобиться.

Сам процесс кочёвки особо не меняется в последние несколько сотен лет, разве что появились разные полезные вещи вроде снегоходов, электрогенераторов, радиоприёмников и телевизоров, спутниковой связи. Стала доступной современная одежда и поменялись некоторые материалы для строительства чума. В некотором удалении от пастбищ выросли современные города. Но само оленеводство неразрывно связано с традиционным образом жизни северных народов. Проще говоря, промышленного разведения оленей у нас не существует. Конструкция чума, нарт, упряжи всё та же. Да и сам процесс.

Путешествие по тундре

К кочёвке начинают готовиться за пару дней. Потихоньку складывают вещи не первой необходимости, проверяют нарты, упряжь. Пилят собранные оленьи рога. В назначенный день — ранний подъём, часов в пять. Всё начинается со сбора одеял, оленьих шкур, подушек, одежды и всего того, что можно вынести из чума и уложить на нарты. Затем быстренько разбирают чум, примерно за минуту.

Чумовой ролик по разбору чума:

Относительно вольно, но отдельно от основного стада пасущихся ездовых оленей (быков) загоняют в загон, откуда их руками вылавливают и запрягают в нарты.

Путешествие по тундре


Путешествие по тундре

У оленей нет шансов избежать трудовой повинности. Ребята знают «нужных» оленей «в лицо» и ищут их в стаде:

Путешествие по тундре

Олени в лёгком ужасе мечутся по загону:

Путешествие по тундре

Путешествие по тундре

А из нарт и пойманных «быков» формируют «эшелоны», Передовые нарты тянет оленья тройка, все следующие — по одному или по два оленя:

Путешествие по тундре

Путешествие по тундре начинается. Поехали! В бригаде есть ещё и снегоход, для которого человека нет. После краткого инструктажа перегонять его поручают мне. Благодарю за доверие и справляюсь с задачей без каких-либо осложнений. У меня получается периодически обгонять обоз, ждать его, делать фотографии и обгонять снова.

Путешествие по тундре

Олени заряжаются в нарты «ступенькой»:

Путешествие по тундре

Обоз растягивается на несколько сотен метров:

Путешествие по тундре

«Вольных» оленей ведёт вожак:

Путешествие по тундре

Во многих местах оленям приходится идти по глубокому снегу:

Путешествие по тундре

А ездокам слезать с нарт и тащить оленей. Или наоборот — тормозить:

Путешествие по тундре

Путешествие по тундре

Новое стойбище стараются организовать у лесочка. Через пару часов приезжаем на место.

Путешествие по тундре

Петрович доволен и распрягает оленей:

Путешествие по тундре

Новое место для чума. Работа кипит, чум ставится примерно за час:

Путешествие по тундре

Путешествие по тундре

Шкуры поднимают длинными палками. Покрытие чума состоит из двух слоёв сукна, слоя шкур и слоя брезента сверху:

Путешествие по тундре

Пока поставили чум, попили чай, поговорили — наступил вечер. Мне пора уезжать. Коллективное фото бригады в свете фар снегоходов на прощанье. Надеюсь, что эту и другие фотографии мне удастся вручить ребятам лично.

Путешествие по тундре

Выражаю огромную благодарность принимающей стороне и особенно Великому Доктору тундровых наук Матвею, который организовал мое путешествие по тундре.

Путешествие по тундре

Источник: loveopium.ru