Анализ стихотворения о красном вечере задумалась дорога
Главное чувство, лежащее в основе поэзии С. Есенина, — любовь. Любовь, сострадание и милосердие ко всему сущему на земле. Художественный мир его стихов необычайно ярок, красочен, звучен. Лирический герой испытывает чувство восторга и наивного детского удивления перед красотой и таинственностью мира.
Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога» поражает прежде всего необычностью цветовых эпитетов, их яркостью и свежестью.
Красный вечер, синь стекла, желтоволосый отрок, зола зелёная из розовой печи, золото травы, дорога белая – семь цветов, с помощью которых поэт творит свой иконостас – картину осеннего вечера. Всё в этой картине поражает покоем, гармонией, умиротворённостью, чувством какого-то благоговения грустной нежности перед мирной деревенской тишиной. Всё в этой картине живёт, движется, мыслит, чувствует, всё одухотворено и очеловечено.
Дорога задумалась. С помощью этого олицетворения раскрывается основной мотив лирики Есенина – тоска земли по небу и мечта о воссоединении с ним.
Образ избы персонифицирован: Изба – старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины.
Изба в мифологии Есенина соединяет землю и небо. Метафора «Пахучий мякиш тишины» — это синтез трёх человеческих чувств: обоняния, осязания и слуха. Многоцветная картина осеннего вечера дополняется мотивом неопределённости, расплывчатости, неясности мира природы:
Кусты рябин туманней глубины.
Это сравнение характерно для поэтики Есенина: конкретное сравнивается с отвлечённым. «Мгла» осеннего холода, «хмарь» в хлеву создают ощущение таинственности и загадочности мира.
В центральной части стихотворения желтоволосый отрок противопоставлен кому-то «сгинувшему в ночи». В этих двух образах заключена метафора жизни, а также движение есенинского лирического героя от созерцания к странничеству, от жизни к смерти. Глагол «лучит» удивительно точно передаёт внутреннее состояние «желтоволосого отрока». Мы так и видим эти лучистые детские глаза, которые с чистой непосредственностью, восторгом и удивлением созерцают красоту вечера «сквозь синь стекла». Отрок начинает жить, с радостным любопытством вглядываясь в окружающий мир. А кого-то уже нет, он «сгинул в ночь». Ночь – символический образ смерти. Мы узнаём о прошлом этого героя, о его странничестве из инфинитивных предложений:
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щерблёный лист и золото травы.
Картину осеннего вечера в конце стихотворения дополняют звуковые образы – не резкие, а нежные, грустные, приглушённые, протяжные:
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.
Всё в этой картине благостно, кротко, ласково, всё живёт в каком-то любовном чувстве всего друг к другу: зола обнимает печь, вздох целует клюв совы, солома нежно охает, коровы кивают словно в знак согласия, приятия мира. Опоэтизирована крестьянская изба, сам быт русской деревни. Есенин – поэт обладает удивительной способностью: он умеет в простом и обыденном увидеть красоту. Труба, овсяный двор, поветь (помещение под навесом на крестьянском дворе), зола, печь, хлеб, ячменная солома – всё это предметы и реалии крестьянского быта. Они с любовью и нежностью опоэтизированы поэтом, наделены человеческой душой, наполнены какой-то особенной красотой.
Пейзажное стихотворение перерастает в философские размышления о красоте мира и краткости жизни.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку
Источник: www.kritika24.ru
Related posts:
- Частушки, нескладухи и небылицы Частушки появились в народе во второй половине XIX столетия. Это песенки повышенного общественного звучания. Они все обращены к людскому суду, людской совести. Частушка делает достоянием гласности всякую новизну. Было время,…
- Размышление: По народному опыту У одного мужчины было три сына. Как пришло время ему умирать, позвал он детей, да и говорит: “Сыны мои дорогие! Пора мне уже умирать. Как умру, каждый пусть возьмет себе…
- “ВСЕ РАВНО МОЯ МАМА ЛУЧШЕ!” Когда я ходил в садик, у нас часто возникали споры: “Чья мама лучше?”. Мы с ребятами кричали, стараясь переспорить друг друга. Иногда дело доходило до драки. Но как сейчас я…
- Сочинение по картине Пластова “Фашист пролетел” Когда мне впервые попалась на глаза картина Пластова “Фашист пролетел”, я лишь мельком взглянул на это полотно. Мне показалось, что художник просто изобразил прекрасный осенний пейзаж, но потом взгляд упал…
- Нравственные проблемы в современной прозе Ч. Айтматов давно уже стал одним из ведущих писателей нашего времени. И в романе “Плаха” он вскрывает те пласты бытия, поднимает те вопросы, которые требуют своего осмысления и выражения в…
- Наследники победы В двадцать лет они спасли Россию! Ну, а что свершили мы с тобой? А. Дементьев Двадцать второго июня одна тысяча девятьсот сорок первого года мирная жизнь нашего народа была нарушена…
- Основные темы и идеи современной публлцисти-ки (на примере одного-двух произведений) Многие современные писатели затрагивают в своих публицистических выступлениях острые проблемы сегодняшнего дня. Так, Сергей Залыгин считает одной из наиболее актуальных задачу охраны окружающей среды. “При современной технике мы можем очень…
- Встреча с морем (1) Первый раз я увидел море, когда мне было семь лет. Мои родители за несколько месяцев стали готовиться к поездке, и каждый раз, когда они заводили разговор на эту тему, их…
- Героизм истинный и мнимый Что вкладывают люди в понятие “героизм”? Героизм – это отвага, решительность, самопожертвование в критической обстановке. Но может ли быть мнимый героизм? Попробуем разобраться в этом на конкретных примерах. Итак, кого…
- Сочинение по картине И. Э. Грабаря “Февральская лазурь” (4) Грабаря Февральская лазурь? Какое там пронзительно голубое небо! И березыСнега не пустой контраст – Они преисполнены ласки И прячут мазки под наст. Одно из лучших полотен Грабаря “Февральская лазурь” поражает…
- Нравственный подвиг человека на войне Огонь славы у Кремлевской стены на могиле Неизвестного солдата. Символ вечности – огонь и камень. Пискаревское кладбище в Санкт-Петербурге. Мамаев курган. Сколько их, таких известных и не слишком известных памятников…
- Проза военных лет На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись войны, достоверно передававшую все этапы великой битвы советского народа с гитлеровским фашизмом. Русская литература стала литературой одной темы – темы войны, темы…
- Какого человека можно считать культурным Человек создал культуру, а культура – человека. Личность реализуется в культуре мысли, культуре работы и культуре языка. Культура – это не только все то, что создано руками и умом человека,…
- Мои школьные друзья (Первый вариант) В школе я общаюсь со многими ребятами. У нас очень дружный класс. Мы часто собираемся у кого-нибудь из нас дома, иногда ходим на дискотеки или в кино. Но настоящих друзей…
- Идеальный образ учителя Идеальный образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Таким образом, общество, как бы постоянно…
- Сочинение Идея и образы стихотворения Н. А. Некрасова “Железная дорога” Одной из важнейших тем творчества Николая Алексеевича Некрасова была тема народных страданий. В этом легко убедиться, взяв наугад практически любое его произведение. Ярки и убедительны под его пером описания тяжелой…
- Горацио Нельсон (Horacio Nelson) (29 сентября 1758 г – 1805) Горацио Нельсон по праву может считаться самым выдающимся адмиралом в истории, поскольку он обеспечил британское господство на морях на целое столетие. Смелый, одаренный командир, любимый своими людьми, Нельсон был родоначальником…
- Описание внешности человека. Мальчик Не знаю, почему этот мальчик привлек к себе мой взгляд. Младенчески улыбающееся лицо, а в ясных глазах безмерное любопытство, которое готово вырваться десятками неожиданных вопросов. Оттопыренные уши и немножко раскрыт…
- Сочинение размышление на тему польза и вред компьютера В наш бурный век, когда все сферы жизни постоянно усовершенствуются и развиваются, трудно найти дом, офис или предприятие, в которых не было бы компьютера. Трудно найти и человека, даже среди…
- Прабабушка – боец тыла Утром 22 июля 1941 года началась Великая Отечественная война. Многие люди уходили на фронт, оставляя родной дом и семью, чтобы защитить нашу Родину от фашистов. Из нашей семьи в Великой…
Источник: studentguide.ru
С. А. Есенин – признанный мастер создания среднерусского пейзажа, характерной особенностью которого является органическая связь мира природы с крестьянской жизнью. Эта черта ярко проявилась в стихотворении “О красном вечере задумалась дорога…”, где уже в первой строфе возникает запоминающийся образ избы-старухи.
r /> В творчестве новокрестьянских поэтов (кроме С. А. Есенина, к этому поэтическому течению относят также Н. Клюева,
С. Клычкова и ряд других авторов) изба предстает особым и, пожалуй, самым главным символом крестьянского жизненного уклада. Существует даже понятие “избяной космос”, в котором с образом избы связано значение центра мироздания. Издревле в жизни деревенского человека изба занимала основополагающее место, вокруг которого и вращались все остальные жизненные ценности.
В есенинском стихотворении образ избы одухотворен. Это подчеркивает метафора: “Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины”. В ней также проявляется еще один важнейший образ крестьянской жизни – образ хлеба, так как слово “мякиш” ассоциативно
Эти строки передают очарование тихого деревенского вечера, неповторимого уюта сельского жилья. Изба, двор, хлев окружены атмосферой покоя и дремы, но центральной темой в стихотворении становится не любование красотой пейзажа, хотя С.
Есенин, безусловно, создает поэтичную картину вечерней природы. Однако образ красного вечера здесь подчеркивает и другую тему – тему ухода человека в мир иной (“Кого-то нет, и тонкогубый ветер О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи”, “Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербленный лист и золото травы”). При этом автор пишет об ушедшем неопределенно, завуалировано. Возможно, в данном случае это своеобразный прием создания типизации, ведь “каждый в мире странник” (как напишет С. А. Есенин через восемь лет в стихотворении “Отговорила роща золотая… (1924)). Образ белой дороги в связи с этим приобретает широкое символическое значение жизненного пути каждого человека, по мере которого вокруг сгущается хмарь, а в конце человека ждет тог самый скользкий ров. Этот образ подчеркивает зыбкую границу между жизнью и смертью. Неслучайно в четвертой строфе возникает образ совы (по древним поверьям это предвозвестник смерти).
Умиротворенная картина, таким образом, оказывается обманчивой. Осенний холод, вечер предвещают скорый закат жизни. Тем более дорогим и уникальным в есенинском миропонимании выглядит этот красный вечер. Определение “красный”, помимо цветового образа заката солнца, имеет дополнительное значение – “красивый”.
С. А. Есенин чрезвычайно любил цветовые эпитеты, а в этом стихотворении они становятся центральным изобразительно-выразительным средством (“красный вечер”, “синь стекла”, “желтоволосый отрок”, “зола зеленая из розовой печи”, “золото травы” и, наконец, “дорога белая”).
эт невольно любуется всем этим калейдоскопом жизни и сравнивает себя с желтоволосым отроком, вспоминая детский наивный взгляд на мир.
Туман, холод, “пахучий мякиш тишины” – все эти образы создают неповторимый художественный эффект восприятия картины мира, при котором оказываются задействованы практически все органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание). Этот прием создает неповторимый эффект погружения в художественное пространство стихотворения.
При этом все детали пейзажа по-язычески обожествляются, наделяются душой и характером: дорога задумалась, изба жует “пахучий мякиш тишины”, холод крадется, зола из печки обнимает трубу, ячменная солома нежно охает. И на фоне всей этой самобытной жизни вдруг слышится тягучий вздох. Может быть, это крик совы, а скорее – печальный вздох самого лирического героя, думающего о бренности всего живущего в этом прекрасном и гармоничном мире.
Художественное пространство в этом стихотворении представлено в разных ракурсах: лирический герой то смотрит на крестьянское хозяйство снаружи, то вместе с желтоволосым отроком пытается изнутри через синее стекло разглядеть “галочью игру”.
Стихотворение “О красном вечере задумалась дорога…” имеет тщательную звуковую организацию. В нем есть прекрасные аллитерации (“Сквозь синь стекла…” (с), “Зола зеленая из розовой печи…” (з)) и ассонансы (“Кусты рябин туманней глубины..” (у)).
Источник: rus-lit.com