• Анализ стихотворений
  • Пушкин
  • Зимнее утро

В «Зимнем утре» А.С. Пушкин талантливо и доподлинно описывает русскую природу, своеобразие ее зимней погоды. В начале стихотворения поэт ведет разговор с девушкой, пробуждая ее к новому дню. Обращением «друг прелестный», «красавица» он показывает уважение и трепетное отношение к героине. Она является активным действующим лицом стихотворения – она пробуждается, «печальная сидела», глядит в окно и готова поехать кататься в санях по морозной свежести.

В небольшой части стихотворения уделяется внимание прежнему вечеру с его вьюгой, мглой, мраком, пробуждающему печальные думы. Затем идет описание прекрасного спокойного чистого дня. На противопоставлении явственнее видны преимущества утра перед ночью. Утром лирический герой испытывает прилив сил, бодрость, восторг и влюбленность.

Пушкин широко использует метафоры и описания, потому картина свежего утра видится отчетливо. Читателю легко передается настроение поэта. Хочется остаться в уютном теплом и светлом доме с затопленной печью, и не терпится прокатиться в санях, вдыхая холодный воздух и любуясь чарующими чистыми пейзажами. На фоне блеска и белизны снегов и льда небо кажется голубым. Темные остовы деревьев контрастируют с чистотой окружающего мира. Последний образ милого сердцу берега вызывает приятные чувства и близость к лирическому герою.

3, 6 класс


Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Зимнее утро № 1

Стихотворение «Зимнее утро» было написано в 1829 году.

Композиция.

Начало стихотворения — радостное восклицание («Мороз и солнце; день чудес­ный!»). Затем лирический герой обращается к возлюбленной, называя ее «друг прелестный», «красавица». В «Зимнем утре» последовательно даны два пейзажа. Это вчерашний вечер, когда «вьюга злилась», и восхитительное солнечное утро. По контрасту со вчерашней бурей великоле­пие зимнего утра ощущается еще сильнее. Очевидно, что прекрасным картинам природы созвучно и настроение лирического героя.

Описание природы

От любования красотой природы поэт переходит к описанию интерьера, к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага. С помощью аллитерации он передает треск дров в печи:

Трещит затопленная печь.

Завершается стихотворение радостным призывом:


Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Точные и яркие образы солнечного зимнего утра соединены в стихотворении Пушкина с темой любви. Жизнерадостная картина морозного утра созвучна чувствам влюбленного человека. Все стихотворение пронизано светом, радостным ощущением зимней русской природы. Этот зимний пейзаж легко представить себе зрительно. Голубое небо, ослепительный солнечный свет, искря­щийся снежный ковер, виднеющийся вдали типично русский пейзаж.

Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Зимнее утро»

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Зимнее утро № 2

Текст

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.


Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Необычайной бодростью и свежестью веет от стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» (1829), написанного излюбленным Пушкиным размером — четырехстопным ямбом. Его мерное, неустанное движение подхватывает нас, несет с собой. Помогает этому ощущению и особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка (третья) оканчивается ударным («мужским») слогом, и опять две женские рифмы, а в заключение твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей строки.

Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!» Краткое, стремительное начало. Все дальнейшее — обращение, призыв, приглашение на прогулку по сверкающим, зим¬ним снегам.
Присмотримся ко второй и третьей строфам. Пушкин построил их на приеме противопоставления: вторая строфа— это «вчера», третья — это «сегодня». Вчера злилась вьюга, луна едва проглядывала сквозь тучи, и ты была печальна. Сегодня сверкают на ярком солнце снега, небо уже голубое. Резкая перемена произошла за ночь, неузнаваемым все стало кругом.

Но и эти две строфы, в свою очередь, противопоставлены всему дальнейшему. В них было рассказано все то, что видно из окна дере¬венского дома. А четвертая строфа возвращает нас в комнату, где тепло и уютно, где весело потрескивает только что затопленная печь.

iv>

И вновь мысль поэта устремляется к контрасту: хорошо сидеть дома, но не лучше ли велеть подать сани и предаться бегу нетерпеливого коня?

Все у Пушкина в этом стихотворении построено на контрастах, на смене не похожих картин. И эти кар¬тины, каждая в отдельности, насыщены, казалось бы, очень простыми, но вместе с тем выразительными подробностями («деталями»).

В самом деле, возьмем хотя бы вторую строфу, ту, где гово¬рится о вчерашней непогоде. Обратим внимание на ее эпитеты: небо — мутное, луна — не светлый круг, а расплывчатое пятно, и притом еще бледное; ты сидела печальная. Все окрашено в грустный тон. Начинается с того, что «вьюга злилась». Кстати, вот вам и простая, но много говорящая метафора. Вьюге придана черта человеческого характера.
Обратимся теперь к третьей строфе, где все залито ярким светом погожего утра. Небо уже голубое, ковры снегов — великолепные. И отчетливо видно то, чего никак нельзя было заметить при вчерашней вьюге. Лес прозрачен, ель зеленеет, сквозь иней, речка блестит подо льдом. Какая наблюдательность и какая точность видения!

До сих пор поэт давал нам чисто зрительные образы. Но вот четвертая строфа. Вслушайтесь в эти строчки:
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Не правда ли, вы не только видите этот янтарный отблеск огня (меткий и точный эпитет), но и слышите потрескивание сухих, охва¬ченных пламенем поленьев? Вероятно, здесь сыграли свою роль твердые звуки: [т], [р]. Этот приём звукописи получил название аллитерации.
Остановимся на некоторых эпитетах последней строфы.


«. предадимся бегу нетерпеливого коня».

Опять ёмкое и выразительное художественное определение. Почему конь назван нетерпеливым? Очевидно потому, что ему не стоится на месте, что его пощипывает мороз, что он тоже по-своему охвачен ощущением этого бодрого зимнего утра — и рвется вперед и вперед. Как много можно сказать одним умело выбранным словом!

А последний эпитет этих стихов — на этот раз «сложный эпитет» из трех слов: «И берег, милый для меня».
Разве не заставляет он вообразить картину каких-то, возможно и сложных, но счастливых и милых для памяти человеческих отношений? Автор ничего не говорит о них, но весь тон стихотворения, бодрый и радостный, свидетельствует о светлом, ничем не омраченном счастье.
У Пушкина немало стихотворений о зиме, о глубоких снегах, о зимнем солнце, но это изображение сверкающего утра особо выделяется своими светлыми, жизнерадостными красками.

Анализ №4

Стихотворение «Зимнее утро» написано ямбом. Автор использует быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер.

Читая стихотворение можно почувствовать, что оно проникнуто радостным настроением.

>

Всё стихотворение можно разделить на части:

Первая часть. Начало стихотворения — радостное восклицание.

Звучные и яркие определения «чудесный, прелестный» показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет.

Поэт при описании природы использует контрастное состояние природы. Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.

В третьей строфе автор описывает Небо, снег, лес… Снег сравнивается с великолепным ковром. В строфе есть повтор- анафору (И ель… И речка…) Используются однокоренные слова: Блестя, блестит, блеском.

Автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очаг

Использует прием аллетерации…Весёлым треском трещит затопленная печь” (А.С. Пушкин).

Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места — 4-я строфа.

Лексические, синтаксические особенности стихотворения.

Высокие, книжные слова. (Аврора, прелестный, озарена…)

Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении.

Повествование в стихотворении ведётся от первого лица, обращение к собеседнику. Поэт выбирает форму диалога с целью передачи интонаций непринуждённого разговора.

Автор стихотворения предстает перед нами добрым, простым. близким народу — диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон.

«Зимнее утро» А.Пушкин анализ №6


Картинка Анализ стихотворения Пушкина Зимнее утро № 3

Лирические произведения в творчестве Александра Пушкина занимают весьма значительное место. Поэт неоднократно признавался, что с трепетом относится не только к традициям, мифам и легендам своего народа, но и не перестает восхищаться красотой русской природы, яркой, красочной и полной таинственного волшебства. Он много раз предпринимал попытки запечатлеть самые разнообразные мгновения, мастерски создавая образы осеннего леса или же летнего луга. Однако одним из наиболее удачных, светлых и радостных произведений поэта по праву считается стихотворение «Зимнее утро», созданное в 1829 году.

С самых первых строчек Александр Пушкин настраивает читателя на романтический лад. в нескольких простых и изящных фразах описывая красоту зимней природы, когда дуэт мороза и солнца создает необыкновенно праздничное и оптимистичное настроение. Чтобы усилить эффект, поэт строит свое произведение на контрасте, упоминая о том, что еще вчера «вьюга злилась» и «на мутном небе мгла носилась». Пожалуй, каждому из нас хорошо знакомы подобные метаморфозы, когда в разгар зимы на смену бесконечным снегопадам приходит солнечное и ясное утро, наполненное тишиной и неизъяснимой красотой.

В такие дни просто грех сидеть дома, как бы уютно не потрескивал в камине огонь. И в каждой строчке пушкинского «Зимнего утра» ощущается призыв отправиться на прогулку, которая обещает массу незабываемых впечатлений. Особенно, если за окном простираются удивительные по красоте пейзажи – блестящая подо льдом река, припорошенные снегом лес и луга, которые напоминают белоснежное покрывало, сотканное чьей-то умелой рукой.


Каждая строчка этого стихотворения буквально пронизана свежестью и чистотой. а также восхищением и преклонением перед красотой родного края, который в любое время года не перестает удивлять поэта. Причем, Александр Пушкин не стремится скрывать переполняющие его чувства, как это делали многие его собратья по перу в 19 веке. Поэтому в стихотворении «Зимнее утро» нет вычурности и сдержанности, присущей другим авторам, но при этом каждая строчка пронизана теплотой, изяществом и гармонией. Кроме этого, простые радости в виде санной прогулки доставляют поэту подлинное счастье и помогают в полной мере ощутить все величие русской природу, изменчивой, роскошной и непредсказуемой.

Стихотворение «Зимнее утро» Александра Пушкина по праву считается одним из наиболее красивых и возвышенных произведений поэта. В нем отсутствует так свойственная автору язвительность, нет и привычного иносказания, которое заставляет искать в каждой строчке потаенный смысл. Это произведений – воплощение нежности, света и красоты. Поэтому неудивительно, что написано оно легким и мелодичным четырехстопным ямбом, к которому Пушкин прибегал довольно часто в тех случаях, когда хотел придать своим стихам особую изысканность и легкость. Даже в контрастном описании непогоды, которое призвано подчеркнуть свежесть и яркость солнечного зимнего утра, нет привычного сгущения красок: снежная буря представлена как мимолетное явление, которое не в состоянии омрачить ожидания нового дня, наполненного величественным спокойствием.


При этом сам автор не перестает удивляться столь разительным переменам, которые произошли всего за одну ночь. Словно бы сама природа выступила в роли укротительницы коварной метели, заставив ее сменить гнев на милость и, тем самым, подарила людям удивительное по красоте утро, наполненное морозной свежестью, скрипом пушистого снега, звенящей тишиной безмолвных снежных равнин и очарованием солнечных лучей, переливающихся всеми цветами радуги в морозных оконных узорах.

«Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

Стихотворение «Зимнее утро» Пушкин написал 3 ноября 1829 года. В тот период поэт пребывал не в лучшем душевном состоянии, его жизнь была полна печали и одиночества. Поэтому яркое и восторженное стихотворение «Зимнее утро», воспевающее красоту русской зимы, стало приятной неожиданностью для критиков и друзей Александра Сергеевича.

Творчество Пушкина буквально пронизано лирическими произведениями. Поэт неоднократно признавался, что не только с трепетом относится к легендам, мифам и народным традициям, но и не перестает восхищаться волшебством русской природы. «Зимнее утро» без преувеличения можно считать одним из самых удачных стихотворений Пушкина на эту тему.


Литераторы относят это произведение к жанру пейзажной лирики. Романтично звучит уже его название. В воображении читателя тут же возникают прекрасные картины русской природы, деревья в ослепительном снежном убранстве.

Структурно «Зимнее утро» разделено на пять строф, каждая из которых представляет собой шестистишие. В первой строфе поэт передает свое восхищение русской морозной зимой и нежно призывает возлюбленную проснуться. Во второй строфе настроение автора меняется. Пушкин вспоминает хмурый и ненастный вчерашний вечер, который был заполнен буйством и негодованием стихии. Поэтому лирический герой восхищен замечательной погодой в утренние часы. Антитеза во второй строфе придает всему произведению особый колорит.

Четвертая строфа, после описания погожего утра, возвращает читателя в теплую комнату, где раздается веселый треск поленьев в печи. Последняя часть произведения вновь приглашает читателя любоваться зимними пейзажами, совершив прогулку в санях. Динамично сменяющие друг друга картины природы Пушкин насыщает яркими и точными деталями: янтарный блеск огня, великолепные ковры снега, блестящая река подо льдом.

«Зимнее утро» написано мелодичным четырехстопным ямбом со смешанной рифмовкой (ААВССВ), которая придает произведению особую легкость. Четыре строки с женской рифмой (первая и вторая, четвертая и пятая) разбавлены в каждой строфе двумя строчками с мужской рифмой (третья и шестая).

Существительные в стихотворении создают яркий образ зимнего морозного утра. солнце, небо, лед, иней, речка, ель, мороз. Столь же удачно Пушкин использует глаголы, которые насыщают текст динамикой жизни: явись, лежит, проснись, блестит, чернеет, зеленеет.

Чудесный день, великолепные ковры, прозрачный лес, янтарный блеск, веселый треск, милый друг – такие положительные эпитеты пробуждают в душе читателя радостное настроение. А вот для изображения вечернего ненастья Пушкин использует словосочетания и сравнения с негативной окраской: «луна, как бледное пятно». «на мутном небе». «тучи мрачные». Для вьюги и мглы поэт применяет олицетворение. придает им свойства, характерные для человека: «мгла носилась». «вьюга злилась» .

Своеобразна в «Зимнем утре» и синтаксическая структура языка. В начале произведения автор использует повествовательные предложения. Они читаются спокойно. Затем сюжет меняется, становится взволнованным, что отражается в восклицательных предложениях. Имеются также вопросы, один из которых – риторический.

Пушкин широко использует обращения (красавица, друг прелестный, друг милый), вводные слова и прямую речь, что создает у читателя ощущение причастности к событию. Аллитерация с помощью шипящих и звонких согласных, а также удачное созвучие гласных (ассонанс) передают и скрип снега, и топот лошадиных копыт. В первой строфе часто слышится звук холодного зимнего утра – «эс», а во втором шестистишии повторяется звук «эль», передающий ощущения от морозного воздуха. Эффект «янтарного блеска огня» и потрескивания сухих поленьев подчеркивают твердые согласные «т» и «р». Той же цели служит намеренная тавтология – «треском трещит» .

Лирический герой произведения предстает перед читателем человеком поэтичным, тонким, любящим родную природу и умеющим разглядеть красоту. Бодрый и радостный тон стихотворения создает ощущение чего-то светлого и праздничного.

В наследии Пушкина есть немало произведений с зимними пейзажами, но «Зимнее утро» отличается от других особым мастерством и жизненной силой.

3 класс, 6 класс

Послушать стихотворение Пушкина Зимнее утро

Источник: ostihe.ru

Анализ стихотворения Зимнее утро Пушкина

«Зимнее утро» Пушкина – это стихотворение, описывающее красоту русской зимы. Оно все пронизано ярким солнечным светом и звучит как призыв обратить внимание на все это великолепие. Так же, это произведение пробуждает чувство бодрости, желание к действию.

Написано оно в легком побуждающем стиле. Восторженность и активность звучит в нем. Самая первая его строка, восклицание, сразу же настраивает читателя на оптимистичный лад, ведь наступивший новый день так чудесен!

Автор стихотворения обращается не напрямую к читателю, а к некой особе. Из слов, обращенных к ней, сразу ясно, что он испытывает к своей лирической героине теплые и нежные чувства. Он называет ее прелестным другом, красавицей. Эпитеты, употребленные по отношению к ней, призваны подчеркнуть всю прелесть собеседницы автора.

Во второй строфе поэт противопоставляет нынешнему ясному утру вечер накануне. Тогда свирепствовала вьюга, и героиня стихотворения была печальна. Но теперь все переменилось. Автор призывает женщину полюбоваться видом за окном, в надежде развеять ее недавнюю грусть.

А дальше идет описание того, что же так обрадовало автора и разбудило в нем такие радостные чувства. Пейзаж, и впрямь, великолепен. Голубое небо – ясно. Снег блестит на солнце. Блестит и река подо льдом. Комната, в которой находятся лирические герои, вся залита светом солнечных лучей. Янтарным светом, как пишет Александр Сергеевич.

После описания красот природных, автор плавно переходит к описанию внутреннего уюта помещения. Начинается оно с того самого света, который проник в комнату. А затем – подчеркивание комфорта, царящего там. Здесь автор выражает все это просто – весело трещит печь. Этого уже достаточно для того, чтобы представить всю внутреннюю обстановку. Но и печь горит не просто, а весело.

Пушкин выражает то, что в доме хорошо и уютно. Но проскальзывающее в каждой строке его приподнятое настроение не может в этот день удержать автора в четырех стенах. И, он предлагает своей подруге прокатиться в санях, полюбоваться всем этим великолепием не через окно, а в его владениях.

Это легкое и поднимающее настроение стихотворение заставляет взглянуть на привычный глазу пейзаж по-новому. Большое обилие эпитетов подчеркивает еще больше все прелести окружающего мира. И, еще звучит в его строках мысль о том, что человек очень тесно связан с природой: плохая погода – он грустит, а солнечная и ясная – наоборот.

Вариант №3

В знаменитом произведение «Зимнее утро» великий русский писатель Пушкин Александр Сергеевич очень красиво, грамотно, а главное правильно описывает русскую природу, её разнообразие, многогранность, неповторимость, своеобразие в каждой мелочи.

Начинается это произведение с некого разговора между писателем и девушкой, которая становится своеобразной музой, пробуждающей его к новому дню. Кстати нужно отметить, что девушка является в этом произведении ярким и довольно таки активным действующим лицом. Проснувшись, утром она решает поехать прокатиться в санях по морозному утру. Нужно отметить, что начало произведения очень радостное и умиротворенное.

Небольшая часть произведения уделена предшествующему вечеру, и буре которая разыгрывалась. Поэт находится в удивление от того, насколько быстро природа может изменяться и совершенствоваться.

Красочные прилагательные, которые Александр Сергеевич использует в данном стихотворении, помогают показать красоту морозного, зимнего утра. Благодаря им поэту удается описать красивый пейзаж, природу, каждую её мелочь, которая на взгляд поэта является очень важной.

Зимний деньТак же поэт широко использует метафоры и описания, поэтому картина утра становится еще более красочной и насыщенной. Каждый читатель с легкостью может уловить настроение поэта.

От любования и описывания природы Александр Сергеевич переходит к описанию интерьера. Ему очень хотелось передать спокойную домашнюю обстановку, в которой он находился. Это для поэта было важно.

Так же нельзя не заметить, что в данном стихотворении присутствует тема любви, которая прослеживает практически в каждой строчке.

Все стихотворение пронизано радостными нотками, светлыми образами, ощущением счастья и умиротворения.

В целом данное стихотворение получилось весьма легким, практически воздушным, при этом очень насыщенным, полным и законченным. Александр Сергеевич полюбил это произведение с первых минут его создания. Ему хотелось, чтобы его так же полюбили и читатели, и нужно отметить, что у него это получилось. Каждый, кто прочтет это произведение, не сможет остаться равнодушным.

3, 6 класс по плану

Картинка к стихотворению Зимнее утро

Зимнее утро Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Фета Еще майская ночь 6 класс

    Стихотворение А. Фета «Еще майская ночь» представляет собой любование обычным временем суток — ночью. Однако, автор настолько искренне передает свое восхищение и выражает душевный подъем, связанный с увиденным,

  • Анализ стихотворения Некрасова Ночь

    Время поделено на часы, часть из которых отводится дню, а другая – ночи. Если днем можно заниматься работой, то ночью обычно люди отдыхают, так как организм настраивается на расслабленность, собираясь набраться энергии во сне.

  • Анализ стихотворения Пастернака Ветер

    Произведение «Ветер» входит в один из самых знаменитых романов великого русского писателя Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго».

  • Анализ стихотворения Лермонтова Расстались мы но твой портрет

    Писатель Михаил Юрьевич Лермонтов всегда был скрытной, но с другой стороны, достаточно романтичной личностью. Будучи совсем молодым человеком, писатель без памяти влюбился в девушку, которая в свою очередь, не видела его в роли ухажера.

  • Анализ стихотворения Есенина Сыплет черемуха снегом

    Раннее творчество Есенина, отличяется особым живописным восхвалением природы и ее красоты, об этом мы можем судить, прочитав стихотворение « Сыплет черемуха снегом », написанное в 1910 году, это произведение явно отличается от