Сочинение на тему метель 6 класс
800 современных сочинений по русской и мировой литературе для 5-11 классов.
Метель в повести А. С. Пушкина
(сочинение-раздумье)
А. С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека и его планам. Собственная жизнь не раз давала ему повод задуматься о том, от каких странных мелочей зависит судьба.
Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведет с человеком Создатель.
В повести «Метель» автор выводит подчеркнуто обычных людей, не блещущих умом, талантом, силой духа, и показывает, как причудливо может сложиться жизнь, если вмешается необъяснимая и непредвиденная случайность.
Герои «Метели» — уездная мечтательная и сентиментальная барышня и бедный прапорщик, находящийся в отпуске. Они влюблены друг в друга, родители против, и вот Маша и Владимир, по классическим канонам жанра романа, решают бежать и тайно обвенчаться.
е спланировано и рассчитано, верные слуги готовы помочь, друзья жениха соглашаются стать свидетелями и даже «жизнь за него отдать», батюшка согласился венчать… И ничего не получилось! Вмешался случай, судьба рассудила по-своему. Поднялась метель, закружила в поле жениха, и он опоздал на собственную свадьбу. И эта же метель привела к деревенской церкви проезжего офицера Бурмина, который и оказался под венцом с незнакомой барышней. Ему это казалось шуткой, проказой, и только потом он осознал, что шутить с судьбой опасно! Два незнакомых друг другу человека соединены узами брака, но не могут надеяться на любовь и супружескую жизнь. Они не могут даже найти друг друга.
Судьба вмешалась еще раз, дав возможность героям встретиться по-настоящему и полюбить друг друга. Это невероятный союз, который начался свадьбой, а продолжился через несколько лет знакомством, может быть счастливым, по мнению Пушкина. А метель — это символ судьбы, того непонятного, причудливого и своенравного игрока, который держит в руках карты нашей жизни.
Источник: scribble.su
Пушкин усматривал большое значение в случайностях и предопределенности в человеческой судьбе. Он верил в существование фатальных, неподвластных нашей воле обстоятельств. На собственном примере поэт не раз убеждался в том, что казалось бы незначительные мелочи порой оказываются судьбоносными. В произведениях Пушкина часто присутствуют размышления о том, какую непостижимую игру затевают с человеком высшие силы.
В повести «Метель» описаны образы совершенно обычных людей. Они не отличаются особыми качествами характера или талантами. Автор хочет показать, как причудливо складывается жизнь, если в ее привычный ход вмешивается нечто непредвиденное и необъяснимое.
Главными героями повести являются девушка Марья из провинциального городка и находящийся в отпуске молодой прапорщик Владимир. Они влюблены, однако, родители девушки против этого союза. И вот Марья и Владимир, как и полагается, решают сбежать и тайно обвенчаться. Все уже спланировано, влюбленные заручились поддержкой друзей жениха и слуг, священник соглашается их венчать.
Но реализовать дерзкий план мешает случай, судьба определяет все по-своему. В ночь, когда должна была состояться свадьба, поднялась сильная метель. Стихия закружила жениха в поле, и он пришел в церковь только утром. Эта же метель приводит к церкви проезжавшего мимо офицера Бурмина. Он-то и оказывается под венцом с чужой невестой. Офицеру показалось, что это веселая шутка, но позже он осознал, что все было по-настоящему. Так, двое незнакомых людей оказались связаны брачными узами.
Девушка падает в обморок, офицер уезжает. Они теряют друг друга на несколько лет. Но судьба дает им еще один шанс, позволив встретиться при других обстоятельствах и влюбиться по-настоящему. Этот невероятный союз, в котором свадьба произошла раньше знакомства, по мнению автора, может оказаться счастливым. А метель в произведении является символом судьбы, того непостижимого рока, который иногда влияет на нашу жизнь.
Источник: sdam-na5.ru
Глядя на искристое сияние ясного и морозного январского дня, бывает трудно поверить, что это лучезарное и, казалось бы, совершенно непоколебимое спокойствие может быть в считанные минуты нарушено неожиданным капризом зимней стихии. Еще несколько минут назад бескрайние ослепительно белые поля и подернутые инеем, притихшие под ярким зимним солнцем рощи казались яркой неподвижной картинкой, нарисованной на фоне свежей небесной лазури, подернутой легкой перламутровой дымкой, и вдруг край неба начинает быстро темнеть, игра света и тени превращает пейзаж в подобие старого черно-белого фотоснимка, а затем наливает его сумрачным свинцом надвигающейся бури. По белым коврам полей порывистой поступью приближается ее величество зимняя метель.
Заснеженные деревья ближайших рощ словно замерли в ожидании; в этот мимолетный миг природа бывает красива особой трепетной красотой, подчеркнутой тревожной тишиной и неподвижностью пейзажа. Трудно точно определить мгновение, когда тревожное ожидание переходит в нарастающее волнение зимней природы: ветви деревьев начинают нервно подрагивать под первыми резкими порывами колючего ветра, с каждой секундой их колебания нарастают, по снежному ковру заструилась плотная и быстрая поземка. Подняв взгляд к небу, мы замечаем, что от безмятежной бескрайней лазури не осталось уже и следа, вместо нее над землей повисло низкое брюхо сплошной серой тучи, словно пуховой периной накрывшей потемневшие зимние поля.
Авангард надвигающейся вьюги — низкая снежная поземка — уступает место основным силам разбушевавшейся стихии: над горизонтом встает плотная стена надвигающейся снежной вьюги. Первые чуть слышные завывания метели нарушают повисшую в воздухе тишину, порывы ветра усиливаются, и вот уже хоровод крупных хлопьев снега окутывает весь окружающий пейзаж, превращая его в непроглядную движущуюся массу. Нет больше рощ и полей, нет неба и земли, остался лишь круговорот метели, поглотивший привычные цвета и звуки. Теперь вокруг только хаос белых вихрей, а единственно слышными звуками становятся свист и завывания ветра, поющего свою печальную песню незадачливому путнику, не успевшему укрыться от вьюги под уютным кровом человеческого жилья.
В разгар зимней метели часто кажется, что длиться она будет бесконечно, что кроме нее ничего не осталось вокруг, что время потеряло свой смысл, день навеки погас, и в мире нет ничего, кроме снежных хороводов, неутомимо пляшущих свой сложный танец под убаюкивающую песню пурги. И вдруг неожиданно эта песня стихает, оставляя в воздухе только ватную тишину и быстро редеющую массу словно уставших от собственной лихости снежинок. Через несколько минут лишь низкие сугробы причудливых форм и отяжелевшие от снега деревья будут напоминать о прошедшей над землей метели, а зимняя природа вновь заживет своей неторопливой размеренной жизнью. Вьюга ушла, оставив бескрайние белые поля наедине с молчаливыми заснеженными рощами.
Источник: xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Введение
Повесть «Метель» является одним из пяти произведений, которые входят в цикл «Повести Белкина». Кроме того, в этот цикл входят «Выстрел», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка» (рис. 1). Эти произведения были созданы в знаменитую Болдинскую осень 1830 года.
Рис. 1. Иллюстрации Н. Ярыгина к повестям «Станционный смотритель» и «Метель»
Пушкин приехал в Болдино осенью 1830 года решить вопрос с деньгами на свадьбу. Он предполагал пробыть там не более месяца, но в губернии бушевала страшная болезнь – холера, и никого не выпускали из-за карантина. Поэтому он пробыл там практически всю осень. За это время он написал более сорока произведений, среди них «Повести Белкина».
Цикл повестей имеет такое название, так как авторство Пушкин приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Повести Белкина рассказаны как занимательные истории об обычных людях простого звания. А автор-собиратель – такой же простой человек из той же социальной среды. Через героев видна Россия, с ее реальными заботами, каждодневным бытом. Когда рассказчик из той же социальной среды, что и его герои, это придает достоверность произведению. Вспомните: вы уже встречались с такими произведениями. Например, «Вечера на хуторе близ Диканьки», авторство которых Н.В. Гоголь приписал пасечнику Рудому Паньку.
Анализ повести «Метель»
Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Метель» предваряет эпиграф из баллады Василия Андреевича Жуковского «Светлана». Вспомним, что такое эпиграф.
Эпиграф – это небольшой текст, предваряющий произведение, в нем может быть сформулирована тема, сжато выражена основная идея или сформулирована проблема.
Ниже приведен эпиграф из повести «Метель».
Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокой…
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокой.
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы…
Главные, несущие основную нагрузку слова – метелица, вран, даль. Все они являются символами трагических событий, которые каким-то образом связаны с метелью. Слово «вдруг» имеет большое значение, так как многое в жизни происходит случайно. Почему повесть названа «Метель»? В метель попадают три героя. Метель – это та стихия, которая внезапно врывается в их жизнь и меняет судьбу каждого.
Герои повести: Марья Гавриловна – богатая невеста, Владимир – бедный армейский прапорщик, и Бурмин – гусарский полковник. Автор с иронией относится к Марии Гавриловне и Владимиру:
«Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена. Её избранник был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуске в своей деревне. Само по себе разумеется, что молодой человек пылал равною страстью и что родители его любезной, заметя их взаимную склонность, запретили дочери о нем и думать, а его принимали хуже, нежели отставного заседателя.
Наши любовники были в переписке, и всякий день видались наедине в сосновой роще или у старой часовни (рис. 2). Там они клялись друг другу в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения. Переписываясь и разговаривая таким образом, они (что весьма естественно) дошли до следующего рассуждения: если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее? Разумеется, что эта счастливая мысль пришла сперва в голову молодому человеку и что она весьма понравилась романическому воображению Марьи Гавриловны.
Наступила зима и прекратила их свидания; но переписка сделалась тем живее. Владимир Николаевич в каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей, которые, конечно, будут тронуты наконец героическим постоянством и несчастием любовников и скажут им непременно: “Дети! придите в наши объятия”».
Рис. 2. Шмаринов Д.А. (1907–1999). Иллюстрации к повести «Метель»
Марья Гавриловна очень хотела, чтобы ее отношения с Владимиром развивались, как во французском романе, где один беден, а другой богат, и это препятствует их любви. Владимир очень подходил для этой роли. Все это было похоже на игру, но когда же игра заканчивается и становится страшно за героев? Конечно же, когда Марье Гавриловне снится пророческий сон, ведь смерть Владимира станет реальностью.
«Запечатав оба письма тульской печаткою, на которой изображены были два пылающие сердца с приличной надписью, она бросилась на постель перед самым рассветом и задремала; но и тут ужасные мечтания поминутно ее пробуждали. То казалось ей, что в самую минуту, как она садилась в сани, чтоб ехать венчаться, отец останавливал ее, с мучительной быстротою тащил ее по снегу и бросал в темное, бездонное подземелие… и она летела стремглав с неизъяснимым замиранием сердца; то видела она Владимира, лежащего на траве, бледного, окровавленного. Он, умирая, молил ее пронзительным голосом поспешить с ним обвенчаться… другие безобразные, бессмысленные видения неслись перед нею одно за другим.»
Страшно за героев становится, когда Маша понимает, что последний раз видит своих родителей. Она не хочет покидать отчий дом. Несмотря на вещие сны, на жалость к родителям и чувство вины перед ними, Маша все-таки отправляется в церковь. Описание метели – печальное предзнаменование для беглянки.
«Они сошли в сад. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу. Они насилу дошли до конца сада. На дороге сани дожидались их. Лошади, прозябнув, не стояли на месте; кучер Владимира расхаживал перед оглоблями, удерживая ретивых. Он помог барышне и ее девушке усесться и уложить узлы и шкатулку, взял вожжи, и лошади полетели.»
Пушкин назвал Марью Гавриловну молодой преступницей. Почему? Дело в том, что Марья Гавриловна преступила нравственный христианский закон, повелевающий чтить волю родителей. Состояние Владимира схоже с чувствами лирического героя стихотворения Пушкина «Бесы» (рис. 3).
Бесы
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
«Эй, пошел, ямщик!…» – «Нет мочи
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон – теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… «Что там в поле?» –
«Кто их знает? пень иль волк?»
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин…
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…
Рис. 3. Иллюстрация к стихотворению «Бесы». Художник: Н. Каразин. 1898 год
Куда «привели бесы» Владимира, когда метель утихла? (на красивую равнину, «устланную белым волнистым ковром» – это словно предвестие судьбы «бедного армейского прапорщика», который будет смертельно ранен под Бородином и успокоится навеки).
Чем закончится похищение Марьи Гавриловны? Утром она встанет и придет к завтраку, а вечером сляжет в горячке. Родители решат дать молодым возможность обвенчаться, но Владимир пришлет полусумасшедшее письмо, в котором попросит о нем забыть навсегда. (Здесь автор нарушает последовательность повествования: мы не знаем, что произошло в церкви. Для чего? Автор создает интригу, чтобы вызвать еще больший интерес к повествованию.)
Какие исторические события заслоняют собой историю Марьи Гавриловны и Владимира? Война 1812 года, битва при Бородине, где Владимир будет ранен, а затем умрет уже в Москве накануне вступления французов; окончание войны, возвращение из похода наших полков, боевых офицеров, «обвешанных крестами».
Далее автор повествует об отношениях Марьи Гавриловны и гусарского полковника Бурмина.
«Мы уже сказывали, что, несмотря на ее холодность, Марья Гавриловна все по-прежнему окружена была искателями. Но все должны были отступить, когда явился в ее замке раненый гусарский полковник Бурмин, с Георгием в петлице и с интересной бледностию, как говорили тамошние барышни. Ему было около двадцати шести лет. Он приехал в отпуск в свои поместья, находившиеся по соседству деревни Марьи Гавриловны. Марья Гавриловна очень его отличала. При нем обыкновенная задумчивость ее оживлялась.
Бурмин был в самом деле очень милый молодой человек. Он имел именно тот ум, который нравится женщинам: ум приличия и наблюдения, безо всяких притязаний и беспечно насмешливый. Поведение его с Марьей Гавриловной было просто и свободно; но что б она ни сказала или ни сделала, душа и взоры его так за нею и следовали. Он казался нрава тихого и скромного, но молва уверяла, что некогда был он ужасным повесою, и это не вредило ему во мнении Марьи Гавриловны, которая (как и все молодые дамы вообще) с удовольствием извиняла шалости, обнаруживающие смелость и пылкость характера.»
Герои тянулись друг к другу, она видела, что небезразлична ему, но не понимала, что удерживает его от объяснения. Скоро тайну раскрыл сам Бурмин, и мы узнаем, что произошло четыре года назад. Александр Сергеевич Пушкин сохранил интригу до конца произведения. Бурмина тоже закружила метель, и он оказался в той самой церкви, где Владимира ждала Марья Гавриловна. Вот что он рассказывает:
«Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь. Церковь была отворена, за оградой стояло несколько саней; по паперти ходили люди. «Сюда! сюда!» – закричало несколько голосов. Я велел ямщику подъехать. «Помилуй, где ты замешкался? – сказал мне кто-то, – невеста в обмороке; поп не знает, что делать; мы готовы были ехать назад. Выходи же скорее». Я молча выпрыгнул из саней и вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; другая терла ей виски. «Слава богу, – сказала эта, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили». Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» – «Начинайте, начинайте, батюшка», – отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна… Непонятная, непростительная ветреность… я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. «Поцелуйтесь», – сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать… Она вскрикнула: «Ай, не он! не он!» – и упала без памяти. Свидетели устремили на меня испуганные глаза. Я повернулся, вышел из церкви безо всякого препятствия, бросился в кибитку и закричал: “Пошел!”».
Бурмин не смог скрыть эту историю от Марьи Гавриловны, так как искренне любил ее и хотел быть честен по отношению к ней.
Заключение
Как судьба наказывает каждого из героев? Владимир умирает, Маша наказана чередой испытаний, выпавших на ее долю (замужество с незнакомцем, смерть Владимира, смерть отца, невозможность выйти замуж), Бурмин, так же как и Маша, наказан судьбой за то, что он поступил необдуманно – жестоко пошутил. Герои оступились, но они раскаиваются, и за это получают прощение у судьбы.
Какую роль сыграла стихия (метель) в судьбе всех трех героев? Развела Марью Гавриловну с Владимиром, но соединила с Бурминым; помогла раскрыться характеру каждого из них; распорядилась жизнью героев: наказала их за легкомыслие, заставила пройти через страдания и вознаградила за все пережитое. То есть метель тоже главный, если не основной, герой повести.
Источник: 100ballov.kz
Сочинение А. С. Пушкин Метель
Перед нами повесть А. С. Пушкина Метель. Будучи романтическим произведением, начинается романтически…
В поместье Ненарадово живет некий Гаврила Петрович. У него есть дочка, Марья Гавриловна, у которой множество женихов, но она влюблена в бедного прапорщика Владимира. Он также неравнодушен к ней, и они решают тайно обвенчаться, чтобы после броситься к ногам родителей. Влюбленные подготавливают план, по которому в определенный день Марья Гавриловна должна будет притвориться после ужина больной и уйти к себе. В действительности она же должна была выйти через заднюю дверь, и отправиться в заранее приготовленных санях в соседнее село Жадрино, где в церкви бы ожидал ее жених. Наступает назначенный день. Владимир с трудом уговаривает священника и свидетелей, а сам торопится в Жадрино. Вдруг начинается жуткая метель, и Владимир сбивается с дороги, оказывается в другой деревне. Утром он все-таки добирается до Жадрина, но там никого уже нет. А что же происходит с Марьей? Она возвращается в дом, родители ничего не замечают, а у героини начинается горячка, в которой она шепчет о своей любви. Родители решают не препятствовать браку, отправляют прапорщику свое согласие на брак. В ответ приходит гневное письмо со словами, что ноги больше его не будет в их доме. Вскоре он уезжает в армию и умирает. Марья Гавриловна бережет его память: книги, подаренные им, стихи, написанные для нее, и отказывает всем женихам. Начинаются благополучные времена: война с французами закончена, полки вернулись. В поместье появляется милый молодой полковник Бурмин, который очень нравится дамам. Он очень нравится Марье Гавриловне, так же как и она, ему, но предложения не делает. Однажды в саду Бурмин признается в любви к Марье Гавриловне и объясняет причину своих терзаний: он женат. Он говорит: Я женат уже четвертый год, и не знаю, кто моя жена, и где она! Вместе с тем он рассказывает свою историю: четыре года назад, когда он ехал в полк, он сбился с пути и поехал на огонек. Это оказывается церковь. Когда он подъезжает, его спрашивают: Помилуй, где ты замешкался? Бурмин заходит в церковь, которая едва освещена. К нему подводят довольно миловидную девушку и начинают венчание. Когда священник говорит: Поцелуйтесь, молодая жена с криком: Не он, не он — падает в обморок. Бурмин выходит из церкви, садится в кибитку и уезжает. Когда он рассказывает эту историю Марье Гавриловне, она бледнеет и говорит, что той невестой была она. Молодой полковник бросается к ее ногам.
Источник: iotvet.com