И. Шишкин «Рожь» Картина шишкина рожь описание картиныКартина шишкина рожь описание картины

Художник: Иван Иванович Шишкин
Название картины: «Рожь»
Картина написана: 1878 г.
Холст, масло.
Размер: 107 × 187 см

По рассказам, на творчество И. Шишкина в свое время оказала влияние картина «Девятый вал» — он несколько провел несколько часов, рассматривая полотно Айвазовского на выставке в Москве. Но более удивительно то, что сын древнего купеческого рода из Елабуги не пошел по стопам предков, а стал художником-пейзажистом. Видно, Шишкин сделал такой выбор не зря – в его лице русская живопись получила одного из самых выдающихся пейзажистов.


Поразительна точность и детализация растительного мира на его картинах. Он рисовал любимые сосны и ели, травы и цветы именно такими, какими они вырастают в природном климате. Причудливые переплетения ветвей, почва у корней, сухие травы изображены так натуралистично, как порой не сделает самый сильный современный фотообъектив.

Слава пришла к художнику еще во времена его учебы в Петербургской Академии Художеств – он получал серебряные и золотые медали на выставках, а работы стали узнавать и покупать. Чуть позже Шишкин уехал в Мюнхен, познакомился там с анималистами Бенно и Францем Адамами, а уже в Цюрихе начал учится изображать животных. Надо сказать, этим мастерством И. Шишкин овладел в совершенстве – медвежата на одной из его самых известных картин кажутся настолько живыми, что у каждого из вас непременно возникнет желание дотронуться до них.

Живописец рисовал не только маслом по холсту, он умел еще работать карандашом, пером и гравировать «царской водкой», был одним из самых лучших аквафортистов своего времени. Шишкин – автор более сотни картин и этюдов, умерший за мольбертом. Многие из его работ на сегодняшний день находятся в Третьяковке, а вы можете оценить их фантастичный реализм.

Одна из таких картин – «Рожь», тема для которой взята из визита в родную Елабугу, куда художник ездил вместе с дочерью. Работа была написана через год, в 1878, а на обратной стороне ее эскиза автор написал: «Простор, раздолье, рожь, русское богатство, Божья благодать». Если вы из тех людей, у которых хороший литературный вкус, то вспомните стихотворение Бунина «И цветы, и шмели, и травы, и колосья», которое звучит очень по-шишкински. В случае, когда знакомство с русской классикой лишь поверхностное – найдите и прочитайте эти строки, поразившись тому, насколько синхронны они с картиной.


Первое, о чем вы подумаете, увидев полотно, – какая пора года на нем изображена. Однозначного ответа на этот вопрос не могут дать ни исследователи, ни сам художник. Это, скорее всего ранняя осень или позднее лето, та пора, когда колоситься рожь. Над ее бескрайними полями начинает сгущаться тучи, а вдалеке виднеются величавые сосны.

Изображенное на холсте, кажется, уже не может существовать в нашем времени, поскольку поле, полное ржи, сейчас редкость. Колоски налились, они уже готовы к тому, чтобы их собрали. Те, что растут вблизи дороги, лежат на земле настолько низко, что соединяются с ней в изысканных переплетениях. Вас непременно поразит, насколько ярко передает художник трепетание ржи от ветра – вы начинаете ощущать ее запах, она кажется такой теплой и живой, что непременно захочется оставить на память колосок.

Васильки, растущие вдоль дороги, придают картине некую романтичность, трогательность и напоминают о том, что простые вещи могут быть прекрасными. Сама дорога, поросшая травой, извиваясь, скрывается во ржи. Видно, что по ней нечасто проезжают и это создает ощущение обособленности русской природы.

Сосновые деревья на заднем плане картины – символ всего творчества Шишкина.
ковые сосны расположены вдоль дороги, их ветки свисают над колосьями и рассказывают историю о том, что когда-то местность была сосновым бором. Человек вырубил деревья, обработал землю и посадил рожь, что дает ему пищу. Такое действие нельзя назвать кощунством по отношению к природе, наоборот, сосны в поле лишь придают картине неповторимости. Сильные искривленные стволы, верхушка, которая тянется в небо, подсознательно навеивает ассоциацию с песней «Сосны» одной из украинских рок-групп.

Помимо растительного мира, на картине изображен и животный – без этого немыслимо творчество Шишкина. Вы видите птиц, что летят среди облаков, в надежде стащить зернышки из колоска.

Вдалеке виднеются облака, которые обещают грозу. Спасительную влагу ждут и вековые деревья, и налитая колосьями рожь. Ливень, что скоро будет, должен очистить землю, наполнив мир благодатью. А пока тишина. Лишь легкое, едва заметное дуновение предгрозового ветра, что ощущается физически.

На первый взгляд, полотно навеивает спокойствие и умиротворение. Но если вы обратите внимание на одинокую погибшую сосну, то у вас появится чувство тревоги. О присутствии неживого дерева в композиции картины существуют разные версии – от усиления реалистичности до довольно символичного. Биографы считают погибшую сосну символом личной трагедии художника, который потерял в один миг жену, отца и сыновей.

Холст имеет границы за счет художественного приема – линейной перспективы. Пространство ржаного поля на нем основное, сосны на среднем плане подчеркивают «героя» и заставляют вас сосредотачивать на нем все внимание.


Цветовая гамма картины – одновременно сочная и пастельная. Насыщенный золотой цвет ржи, изумрудный – травы, темно-зеленый – кроны деревьев утверждает саму жизнь. Дымка грозовых туч на фоне нежно-голубого неба призывает к умиротворению и созерцанию.

Стилистика картины поражает сочетанием абсолютно несовмещаемых вещей: дорогой посреди бескрайнего поля, зеленой травой на вытоптанной земле, сосны посреди ржи. Причем последние вызывают у многих недоумение, поскольку никто не знает, как они попали сюда.

Примечательно, что картина «Рожь» известна не как произведение И. Шишкина, а как картинка с календаря или тетрадной обложки. Это не удивительно, поскольку природа является тем необходимым моментом, который человек видит и должен видеть ежедневно. Пейзажи психологи считают одним из самых умиротворяющих факторов нашего окружения, а художник подчеркнул те мелочи, красоту которых мы видим каждый день и оставляем без должного внимания.

Источник: 5sec.info

The Picture Shishkin «Rye» the audience first saw in the year of its creation at the VI traveling exhibition. Ivan Kramskoy in a letter to Repin, discussing the exhibited work, said: «I will speak in the order in which (in my opinion) things in the inner dignity are at the exhibition. The first place is Shishkin «Rye»,». Painting inspired by the homeland of the artist – Elabuga. Survived several pencil sketches one of them is marked, clearly tells us that «I wanted to tell the author»: «Expanse, space, land. Rye. The grace of God. Russian wealth». Before us is a typical Russian landscape, designed to reflect these conditions.


The road is a popular motive of Russian artists (1, 2). Performed by Shishkin flanked by vast fields of rye country trail possesses that power and monumentality that becomes one of the symbols of Russian life in General. The tone of the picture light calm, restrained. It seems, looking at her, you can hear the tunes of folk songs.

The earth is filled with heat, felt the dry hot wind of the spoken and the waves rolled on the Golden eared rye, and spanning the sky. All this creates a foretaste of the storm that may erupt in the near future.

The structuring component of the landscape are so beloved Shishkin pine. Their trunks graceful and monumental, like the ancient colonnade. Flying above the trail Swifts enliven the landscape. Barely seen in the background of the heads of walking people first, demonstrate the vastness of open spaces (people are tiny), moreover, link the landscape and humans, arguing that we have not just a view of nature, and the story of «how life in Russia» – in this case is not incriminating, but rather blissful, in a tone of admiration. Having peered more closely, habitually find peculiar to Shishkin thoroughness in the image every blade of grass, each stalk and blade.


If we consider the painting in light of the social and artistic trends, by the late 1870s, it became clear that one conviction Wanderers will not go away. There is a need in any positive ideals, and landscape perfectly filled this lacuna. Shishkin road in this picture is not the way of sorrow (as, for example, «Vladimirka» Levitan). There is anguish and despair, she is not a dead end. The mood of the picture – more of a thanksgiving to life, the enjoyment of the vast expanse, admiring the ascent of the spirit. This is a bright road.

The forerunner of this picture can be considered written almost a decade earlier «Noon. In the vicinity of Moscow». Here we have already outlined the same theme: the breadth of vast open spaces, the joy of a simple life, filled with light and sun. However, the idealizations we have Shishkin’t find any, he remains the greatest realist. This is not an idealization, and the perspective on Russian reality is not particularly familiar with the joyful side.

Author: Alain Grosheva

Источник: artchive.ru

   Впервые появившись на публике во время выставки передвижников, работа сразу закрепилась среди шедевров русской живописи. Сегодня, пожалуй, невозможно найти более популярный и знакомый каждому русский пейзаж. В чем же секрет такого успеха картины?

   Автор соединил в своей работе два главных цвета русского изобразительного искусства: голубой и золотой. Это сочетание было характерно для православных икон, связывалось с изображением мира Горнего, Божественного. Исходя из этого символического цветового значения, художник уравнивает русскую природу с природой божественной.


   Густая зелень травы на окраине поля, кроны сосен на заднем плане подчеркивают основную цветовую гамму и завершают палитру работы.

   Символическое значение сосен — выносливость, сила жизни и прочность. Деревья на картине представляются былинными богатырями, охраняющими ржаное поле. Диссонансом выглядит погибшее дерево. Скорее всего, автор, таким образом, постарался обозначить личную трагедию: незадолго до создания этой работы, художник потерял родных и очень близких ему людей (отец, жена и двое детей). Это символическое присутствие автора в работе расширяет драматургические рамки картины, делает ее эмоциональней и ближе зрителю.

   Работа наполнена летней, знойной атмосферой. Проселок, разрезающий поле на две части, вносит в композицию энергию, присутствие человека в пейзаже, особый ритм. Две крошечные фигурки людей, позволяют зрителю оценить всю грандиозность и величие русской природы.

   Тяжелые, полные живительной влаги облака, едва появившиеся на горизонте, несут с собой обновление и свежесть. Ржаное поле, сосны, трава — все готово впитать теплую летнюю дождевую воду.

   Удивительным образом работа заставляет зрителя «слышать» летнюю симфонию русского поля: жужжание шмелей, стрекотание ласточек, шелест ветра.

Источник: muzei-mira.com