Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения «Унылая пора!» и их характеристика

  1. Осень. Пора унылая, но очень красивая.

План пересказа стихотворения «Унылая пора!»

  1. Унылая пора
  2. Золотые леса
  3. Ветер
  4. Морозы и зима

Главная мысль стихотворения «Унылая пора!»
Осень очень красивое время года, несмотря на дожди и скорую зиму.

Чему учит стихотворение «Унылая пора!»
Стихотворение учит любить любое время года, во всем видеть красоту природы, находить созвучие свое настроению.

Отзыв на стихотворение «Унылая пора!»
Это замечательное стихотворение передает радость и чувства поэта, восхищающегося осенью. Вроде бы осень пора унылая, но поэт подчеркивает ее очарование и пышное увядание природы. Перед глазами встает картина золотой осени.


Анализ стихотворения «Унылая пора!»
Стихотворение «Унылая пора!» было написано в 1833 году и является отрывком из стихотворения «Осень».
В этом отрывке поэт описывает красоту осени, пышную, яркую, поражающую воображение. И несмотря на то, что это уже увядание природы, несмотря на скорое наступление зимы, поэт не может сдержать переполняющие его чувства восхищения осенней природой.
Стихотворение состоит из одного восьмистишия.
Стихотворный размер ямб, рифмовка смешанная, перекрестно-параллельная.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Унылая пора!»
Эпитеты: унылая пора, прощальная краса, пышное увяданье, мглой волнистою, редкий луч, седой зимы.
Метафоры: в багрец и золото одетые леса, в их сенях, покрыты небеса.
Олицетворения: одетые леса, ветра свежее дыханье, зимы угрозы

Пословицы к стихотворению «Унылая пора!»
У природы нет плохой погоды.
Бойся осени — за ней зима, не бойся зимы — за ней весна.
Не все ненастье, проглянет и красное солнышко.
Каждое время года со своим запахом.
На вкус и цвет товарищей нет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Унылая пора!»
Поэт называет осень унылой порой, но тут же признается в своей любви к этому времени года.
Его радуют золотые леса, свежее дыхание ветра, покрытые мглой небеса, и даже первые морозы и угрозы приближающейся зимы.

Источник: coolchtivo.blogspot.com

1. История создания


Больше всех времен года Пушкин любил осень. Эта пора очаровывала его, завораживала своей разноцветной красотой.

В 1833 году поэт снова провел это время года в Болдино. Он жил в уединении, много гулял, размышлял и работал. Этот период оказался невероятно плодовитым.

Из-под пера величайшего русского писателя вышло множество гениальных произведений, в том числе и знаменитая ода осени. Анализируемое стихотворение – отрывок из нее.

 

2. Литературное направление

Произведение относится к реализму с яркими чертами романтизма.

 

3. Род

По роду это лирика.

 

4. Жанр

Жанр можно определить как лирическое стихотворение о природе.

 

5. Проблематика

Автор не затрагивает никаких серьезных проблем. Он просто рассказывает о прекрасной поре года – осени, искренне восхищаясь ею.

 

6. Тематика

Тематика отрывка – описание природы. Пушкин восхищается осенью и передает свои чувства читателю.

 

7. Идея

Автор написал это произведение, находясь под впечатлением от наблюдаемых картин.

Во время создания «Осени» он жил в Болдино, и его состояние было спокойным. Поэт наконец-то получил возможность просто созерцать и любоваться, что очень благотворно отразилось на его творчестве.

Конечно, он не мог не посвятить стихи самой прекрасной поре года, которой наконец-то любовался, находясь далеко от города.

 

8. Пафос


Читая приведенный отрывок, каждый человек невольно испытывает такое же восхищение, как и Пушкин, радуется разворачивающейся перед его мысленным взором картине.

Красочное описание осени захватывает воображение, впечатляет и наполняет душу светлыми, позитивными эмоциями.

 

9. Система образов

Весь отрывок посвящен созданию прекраснейшего художественного образа осенней природы. Автор описывает картину, которую он наблюдает в эту пору года.

Поэт подчеркивает яркие детали, помогающие представить целостный пейзаж:

  • багрец и золото лесов,
  • волнистая мгла неба,
  • свежее дыхание ветра, уже не сулящее летнюю жару,
  • и редкие солнечные лучи.

Во всем чувствуется особенное отношение автора, внимательность истинного созерцателя, сердцу которого дорога родная природа.

 

10. Центральные персонажи

Перед нами ярчайший образец лирики, описывающей природный пейзаж. Персонажей тут нет.

 

11. Лирический герой

Пушкин писал это стихотворение, непосредственно наблюдая прекрасные картины. Читатель получает именно его эмоции, наполняется его восхищением.

Вот почему можно говорить, что лирическим героем здесь является сам поэт, а точнее, его художественная проекция.

 

12. Сюжет

iv>

Читая это произведение, мы представляем картину осенней природы. Деревья поражают разноцветными нарядами, дует легкая утренняя прохлада, в воздухе уже пахнет приближающейся зимой.

Как такового, сюжета тут нет, потому что рассматриваемый текст является красочным примером художественного описания.

 

13. Композиция

Композиция построена интересным образом. Показывая читателю детали, автор постепенно создает целостную, очень живую и красивую картину.

Сначала он напрямую обращается к осени, тем самым олицетворяя время года. Затем говорит, что ему нравится этот период, и уже потом поясняет, почему именно.

 

14. Художественные особенности произведения

Язык отрывка прост, емок и понятен. Используется обычная лексика, фразы построены четко и коротко.

Интересно, что все признаки осени автор заключает в одно предложение, перечисляя их через запятую. Такое решение позволяет мысленно разглядывать постепенно открывающийся пейзаж, следить за ходом наблюдений автора, ни на что не отвлекаясь и не прерываясь.

Обращения к осени автор оформил восклицательными знаками. Этим он как бы привлекает и концентрирует внимание читателя, явно обозначая тему рассматриваемой октавы.

 

15. Строфика, размер, рифма


Мы рассматриваем отрывок, который сам по себе представляет октаву, или восьмистишие. Вообще, вся своеобразная ода «Осень» написана Пушкиным именно такими строфами.

Размер – шестистопный ямб, встречаются пиррихии.

Первые шесть строчек зарифмованы между собой при помощи перекрестной рифмы (АБАБАБ), последние две – смежной (ВВ).

 

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении автор использовал много эпитетов, создав очень красочный, насыщенный тест: «унылая пора», «прощальная краса», «свежее дыханье», «волнистая мгла» и т.д.

Для достижения необходимого художественного эффекта, поэт включил инверсии: «приятна мне твоя прощальная краса», «люблю я пышное природы увяданье» и т.д.

Есть и метафоры: «очей очарованье», «пышное природы увяданье».

 

Кроме того, стихотворение построено на олицетворении времен года.

Во-первых, автор оживляет осень, обращаясь непосредственно к ней в первом же стихе. Во-вторых, он так же олицетворяет и зиму строчкой «и отдаленные седой зимы угрозы».

Времена года воспринимаются Пушкиным как живые, что только добавляет тексту поэтичности, сказочности, отсылает его к русскому фольклору.

 

17. Значение

Пушкин всегда говорил, что больше всех времен года он любит осень. Это стихотворение помогает понять, насколько сильно автор восхищался прекрасным периодом, как его очаровывал такой пейзаж и состояние природы.

 

18. Актуальность

>

Произведение актуально до сих пор, потому что очень ярко и красочно описывает осенний пейзаж, который и сегодня остается таким же волшебным.

 

19. Мое отношение

Меня очаровывают эти строчки. В них передано восхищение, любовь к родной природе, точно подмечены детали. Когда я читаю отрывок, я живо представляю описываемую картину.

 

20. Чему учит

Оно учит любить свою родину, уметь видеть прекрасное в привычном и восхищаться красотами природы.

Источник: hronika.su

А. С. Пушкин «Унылая пора, очей очарованье» (Отрывок)

VII

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье»

Золотая пора года поражает своей красотой, поэтичностью. Период, когда природа ярко и торжественно прощается с летом, теплом, зеленью, готовится к зимнему сну. Желтая, красная листва украшает деревьев, а осыпаясь ложится пестрым ковром под ноги. Межсезонье на протяжении столетий вдохновляло художников, поэтов, композиторов, драматургов.


Пушкина всегда привлекала осень своим очарованием. Он любил это время больше всех других, о чем неустанно писал как в прозе, так и в стихах. В стихотворении «Унылая пора, очей очарованье» Александр Сергеевич рассуждает о временах года и приходит к выводу, что конец октября для него идеален по всем параметрам.

Он не любит весну, воспетую многими поэтами, за то, что грязно, слякотно. Не выносит знойного лета, с вечно жужжащими насекомыми. Лирику больше к душе «русский холод». Но зима морозная, долгая. Хоть герой и любит мчатся на санях по снегу, кататься на коньках. Не всегда погода благоволит любимым забавам. А сидеть долго дома у камина рассказчику скучно, тоскливо.

Знаменитые строки родились во вторую Болдинскую осень в 1833 году. Известно, что данный период был самым продуктивным для поэта, его творческим подъемом. Когда пальцы сами просились к перу, а перо к бумаге. Подготовка ко сну, увядание природы – для Пушкина этап обновления, новой жизни. Он пишет, что вновь расцветает.

Уже в первых строках звучит антитеза. Яркое противопоставление двух описаний одного явления. С одной стороны поэт восклицает: «Унылая пора». С другой – называет погоду за окном очарованием очей. Он пишет об увядании природы – слово с негативной окраской. Но в то же время сообщает читателю о своей любви к данному периоду. Прощальная красота лесов, одетых в багрец и золото, опустошенных полей манит автора на прогулку. В такую погоду невозможно усидеть взаперти.


Лирическим героем выступает рассказчик, за которым прорисовывается личность самого Александра Сергеевича. Внимательный читатель понимает, что описание живое. Пушкин, что видит, то изображает в поэтических строках. Природа одухотворена. Поэтому ее образ можно считать вторым героем сюжета.

Главная тема текста – красота осенней природы, смена погоды. Трепетно и с любовью герой спешит поделиться радостью от наступления октября. Донести основную мысль, настроение автору помогают средства художественной выразительности. Эпитеты: «сладкая тишина», «лирическое волненье», «блистающее копыто», «незримый рой». Метафоры: «усыплен воображением», «трепещет и звучит душа».

Автор бережно, вежливо, очень учтиво, доверительно общается с читателем. Будто приглашает к диалогу. Спрашивает мнения, извиняется за излишний «прозаизм». Таким образом, использован жанр обращения. Так читающий лучше понимает автора, его настроение, чувство и ту мысль, которую поэт хотел донести.

Размеренное, напевное, ритмичное прочтение достигается с помощью выбранного поэтического размера – ямба. Стихотворение поделено на октавы, которые представляют собой строфы из восьми строчек.

Композиционно текст выглядит незавершенным. Александр Сергеевич заканчивает строчкой: «Куда ж нам плыть?». Предлагая читателю самому поразмышлять над этим вопросом. Небольшой элемент натурфилософской лирики в пейзажном описании.
Строки целенаправленно лишены точного описания пейзажа.


Пушкин, как истинный живописец в поэзии, здесь выступает в роли импрессиониста. Пойман момент, который вот-вот сменится другим. Но картинка слегка размыта, передает не столько детали, сколько эмоции.

Благодаря стихотворению А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье» мы можем увидеть осень глазами великого поэта. После прочтения текст оставляет позитивные эмоции, приятное волнение.

Источник: NatWorld.info