Теория  эволюционизма — первая теоретически значимая школа в этнологии — зародилась в конце XVIII века и получила широкое распространение на протяжение XIX века. Формирование эволюционизма было связано с ведущей научной парадигмой, нашедшей свое выражение во всех естественных и общественных науках того времени — а именно, теорией развития. Последняя впервые была сформулирована в систематическом виде Л. Окенем в его концепции происхождения всего живого из “первичной слизи”. Его идеи развивал Ж. Ламарк, предположивший, что все виды живых существ в процессе развития приобретают свойства, позволяющие им приспособиться к окружающей среде и эти свойства передаются последующим поколениям путем наследования. В классической форме теорию эволюции и естественного отбора изложил Чарльз Дарвин в своей книге “Происхождение видов”, вышедшей в свет в 1859 году. Она и стала основной теоретической базой этнологических исследований.


   В этнологии “одним из старейших представителей этой школы был Г. Клемм, который  опубликовал в 1843 — 1847 гг. свою пятитомную “Общую историю культуры человечества”. В ней он выделил три стадии общеисторического развития человечества. Вслед за Клеммом австрийской юрист и этнолог И. Унгер опубликовал в 1850 году свой основной труд “Брак и его всемирно-историческое развитии”. И наконец, в 1859 г. Т.Вайц публикует свою “Антропологию диких народов”, где делает попытку объединить антропологические, психологические и культурно-исторические точки зрения, ставя перед этой новой наукой… задачу исследовать направления развития догосударственного периода, чтобы тем самым подготовить “естественную основу истории”.

   Г. Клемм, Т.Вайц и И.Унгер могут быть признаны пионерами эволюционистского образа мыслей в этнографии. А их последователям, английским этнологам Эд. Тайлору, Дж. Мак-Леннану и Дж. Лаббоку принадлежит заслуга первыми и почти одновременно представить завершенную эволюционистскую концепцию. “Тайлор делал это опираясь на исследоваия ранних культур человечества, Мак-Леннон ограничивался воссозданием общей истории брака и семьи… Лаббок же, занимавшийся не только этнографией, но и археологией… и естественными науками, как теоретик пошел дальше, поскольку исходил их неизбежности дальнейшего развития…


   В Германии формирование эволюционизма  было связано с именами О. Пешеля, А. Бастиана и И. Липперта. Пешель сделал попытку дальнейшего развития эволюционистского образа мыслей, находя обоснования развития человеческого общества в сравнении с ростом растений…” Бастиан исходил из так называемой клеточной теории, которую он сочетал с концепцией географических провинций. Клетки, (под которыми Бастиан понимал “элементарные идеи”, первичные культурные элементы) в случае одинаковых условий жизни всех людей должны были бы быть идентичными повсюду на Земле. По его мнению, эти “клетки” лежали в основе всех явлений и давали ключ к пониманию исторического развития, которое в реальности проявилось в различных географических провинциях земного шара в виде “этнических идей”, являющихся модификациями “элементарных идей”. Бастиан “надеялся, что таким образом удастся свести все многообразие явлений к нескольким немногочисленным основным элементам, которые в его системе представляли собой своего рода гипотетическую первобытную культуру человечества. … И наконец, Липперт, поздний представитель эволюционизма, преследовал в своих работах цель создать “прагматическую историю культуры” человечества, причем “основной стимул, господствующий всюду” он видел в “обеспечении жизни”…

   Начало  русскому эволюционизму положил  К.Д. Кавелин, который на десятилетие раньше Тайлора сформулировал теорию пережитков; среди поздних эволюционистов следует упомянуть Л.Я.Штерберга, Н.И.Зибера и М.М.Ковалевского. Особое значение имели работы Ковалевского, рассматривавшего процесс общественного развития”, и издал ряд трудов посвященные патриархальной общине.


   В США эволюционистский образ мыслей распространялся очень медленно. Первой работой, основывавшейся на эволюционистском подходе, стало исследование Л. Моргана  “Системы родства и свойства” (1858)… Особое значение имела монография Моргана  “Древнее общество” Ученый подразделил развитие первобытного общества на три этапа (дикость, варварство и цивилизация), а каждый из первых двух этапов — на три ступени. По этой схеме он прослеживал развитие первобытного общества в таких областях, как изобретения и открытия, формы социальной организации, семья, собственность.” (“Этнография и смежные дисциплины” М., 1994, сс. 125 — 130). 

Основные  положения эволюционизма 

  1. Классическая  эволюционистская теория настаивала на существовании универсального закона развития человеческих культур.
  2. Человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения, что в свою очередь определяет единообразие культуры на сходных ступенях развития;
  3. iv>
  4. В человеческом обществе имеет место непрерывное развитие, то есть прямолинейный процесс перехода от простого к все более сложному. Таким образом общественное развитие идёт по законам эволюции;
  5. Развитие любого культурного элемента изначально предопределено, так как его более поздние формы формируются и зарождаются в более ранних. При этом развитие любой культуры многоступенчатое, а ступени и стадии развития едины для всех культур в мире;
  6. Культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития, а все народы и все культуры соединены между собой в один непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд.
  7. Первобытное общество, с точки зрения эволюционистов, имело единые для всех народов социальные, культурные и экономические модели. А современные бесписьменные народы рассматривались как пережиток древних времён. Предполагалось, что изучение их культуры ведет к реконструкции культуры первобытного общества в целом.

 

Эдуарда Тайлора (1832—1917) 


   Основоположником  эволюционной школы в этнологии  заслуженно принято считать выдающегося  английского ученого Эдуарда  Тайлора (1832—1917). В 1865 г. он опубликовал книгу «Исследования в области древней истории человечества', в которой изложил свои эволюционистские взгляды, в частности идею о прогрессивном поступательном развитии человеческой культуры от первобытного состояния к современной цивилизации; о преемственности и взаимосвязи культур разных пародов; о том, что существующие различия народов не связаны с расовой принадлежностью, а являются лишь разными ступенями развития культуры.

   Наиболее  полно эволюционистская концепция  Тайлора представлена в его книге «Первобытная культура» (1871), получившей мировую известность. Всесторонне анализируя идею прогрессивного развития культур, он противопоставил ее «теории вырождения» Ж. де Местра. Суть последней состоит в следующем: начало культуре положили появившиеся на Земле формирующиеся расы людей, далее ее развитие пошло двумя путями: назад, к обществу дикарей, и вперед, к цивилизованным людям.

   Тайлор не отрицал возможности регрессивных изменений в культуре в результате исторических и природных катаклизмов, но при этом был твердо убежден, что магистральным направлением в истории человечества является эволюционное прогрессивное развитие культур.

>

   В своих рассуждениях он опирался на одну из главных идей эволюционизма: человек — это часть природы, развивающаяся в соответствии с  ее общими закономерностями. Поэтому  все люди одинаковы по своим психологическим  и интеллектуальным задаткам, у них  обнаруживаются одинаковые черты культуры, развитие которых идет схожим образом, поскольку определяется схожими причинами. Разнообразие же форм культуры Тайлор понимал как стадии постепенного развития, из которых каждая являлась продуктом прошлого и, в свою очередь, влияла на будущее. Эти последовательные стадии развития соединяли в один непрерывный ряд все народы и все культуры человечества — от самых отсталых до наиболее цивилизованных.

   Подобно другим эволюционистам, Тайлор пытался изучать явления культуры с помощью естественно-научного метода и — главное — приспособить естественно-научную классификацию к потребностям этиологии. Единицами изучения для него были отдельные категории предметов и явлений духовной и материальной культуры, которые он уподоблял видам растений и животных, изучаемых натуралистами.

   В своих книгах и статьях Тайлор неизменно стоял на точке зрения имманентного развития явлений культуры и постоянного прогресса человеческой культуры в целом. При этом прогресс культуры он представлял как устойчивое совершенствование ее явлений. В подтверждение своих взглядов Тайлор приводил огромное количество фактов, расположив их в виде эволюционных рядов — от простого к сложному.


   Из  всех явлении культуры для Тайлора наибольший интерес представляли религиозные верования первобытных народов, исследуя которые он выдвинул анимистическую теорию происхождения религий. Религиозные верования и обряды «дикарей», по его мнению, отнюдь не жалкое смешение различных нелепостей, как считали многие, напротив, они по-своему последовательны и весьма логичны. В их основе лежит вера в духовные существа, т.е. в души и духов. Эту веру в духовные существа Тайлор и обозначил термином «анимизм». Корни анимизма он видел в «философствовании» первобытного «дикаря», вето желании понять причины таких явлений, как сон, сНовндсния. обмороки, болезни, смерть. Первобытные люди полагали, что в каждом человеке есть душа, которая может покидать тело либо временно (сон), либо навсегда (смерть). Эти представления о душе на основе принципа всеобщего подобия развились в более сложные верования. Законы магического мышления вели первобытного человека от признания реальности собственной души к вере в наличие таких же духовных двойнпКОВ v всех без исключения Предметов и явлении окружающего мира. Таким образом, вначале появилась вера в духов животных и природных сил, а затем в загробную жизнь, в великих богов природы и в единого верховного бога.


   Эволюционистские  взгляды Тайлора были существенным шагом вперед в этнологии. Они представляли собой стройную концепцию единства исторического процесса и прогрессивного развития культуры. Однако недостатки эволюционизма, и в частности концепции Тайлора, тогда еще не замечались, ученые обратили внимание на них позже. Идеи Тайлора были восприняты в разных странах и в короткое время стали господствующими в этнологии. 

Герберт Спенсер (1820—1903) 

   Еще один классик эволюционного направления  в этиологии -I английский философ, биолог, психолог и социолог Герберт Спенсер (1820—1903). Им была предложена концепция  эволюции как особого типа последовательных необходимых изменений культурных феноменов от относительно бессвязной гомогенности (однородности) к согласованной  гетерогенности (неоднородности), происходящих благодаря постепенной дифференциации и интеграции. Свои идеи он наиболее полно изложил в фундаментальном  труде «Основы социологии» (1876— 1896).

           В основе концепции Спенсера лежит идея аналогии между обществом и организмом.


бщество и соответственно различные тины культур он понимал как некий сверхорганизм, осуществляющий «надорганическое» развитие под влиянием как внешних (географическая среда, соседние культуры), так и внутренних (физическая природа человека, расовая принадлежность, разнообразие психических качеств) факторов. Спенсер одним из первых высказал гипотезу создания «отсталых» культур людьми физически, умственно и морально неразвитыми. Однако, полагал он, природа человека с ранних стадий его предыстории медленно адаптируется. Под воздействием этих процессов человеческие качества модифицируются и постепенно аккумулируются в популяции, передаваясь непосредственно и через традицию. В силу различных условий и обстоятельств существования человеческих популяций эти качества оказываются неодинаково развитыми. Однако эти различия не абсолютны и могут быть преодолены благодаря врожденным способностям человека к совершенствованию.

   Анализируя  процесс исторического развития общества, Спенсер выделяет в нем  две основные стороны: дифференциацию и интеграцию. Развитие начинается с количественного роста, увеличения числа составляющих элементов культуры, что, в свою очередь, ведет к функциональной дифференциации целого па отдельные  части. Эти структурные части  становятся все более непохожими и начинают выполнять специализированные функции, требуя некоего механизма  согласованности в виде различных  культурных установок. В этом контексте  Спенсер ввел в научный оборот понятие «структура», «функция», «культурный  институт», что послужило основанием считать его предшественником другого  направления в этнологии —  функционализма. 


Адольф  Бастиан (1826—1905) 

   Основоположник  немецкой этнологии и эволюционизма  — Адольф Бастиан (1826—1905), крупный теоретик и организатор этнологической науки. Популярная в то время теория эволюции и обширный этнографический материал, собранный Бастианом в девяти экспедициях в различные регионы планеты, определили его намерение систематизировать их в форме единой теории. В своем эволюционном учении Бастиан исходит из мысли о закономерном развитии человеческой истории, которая протекает от не совершенного к совершенному. В исследованиях народов он делал акцент на психологию, которая, по его мнению, является краеугольным камнем единого мировоззрения всех людей. Все первобытные люди, по Бастиану, имеют одинаковую психическую структуру, так как обладают самой простой системой адаптации к историко-географическим условиям. Единство человеческой психики выражается в элементарных идеях, схожих у разных народов и обусловливающих тем самым единство человеческой культуры. Каждый народ формирует собственный круг идей, который определяет содержание культуры данного народа. Пока этот народ живет обособленной жизнью, круг его идей остается постоянным, но при контактах с другими народами заимствуются новые элементарные идеи, стимулирующие развитие культуры. На примере великих культур Бастиан доказывает, что развитие человечества происходит в форме круговорота, цикла, который способен продолжаться, если новые раздражители дают стимул Для этого. Основной вывод из его исторического анализа состоит в том, что, чем больше народ связан со своей географической средой, тем меньше он подвержен историческим изменениям.

Источник: student.zoomru.ru

Эволюцион́изм (эволюционная школа) — направление в антропологии и этнографии, сторонники которого предполагали существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т. д. Главная идея эволюционистов заключалась в убеждении о полном тождестве исторических путей разных народов. Историю эволюционисты рассматривали как сумму независимых эволюций единичных элементов культуры и социальной структуры.



Зарождение эволюционизма
Эволюционизм — первая этнографическая теория, которая начала формироваться в середине XIX века. Основоположником эволюционизма считается [http://ru.wikipedia.org/wiki/Тэйлор,_Эдуард_Бернетт|Эдуард Тайлор], впервые выразивший свои эволюционистские идеи в книге «Исследования в области древней истории человечества» (1865). Поэтому именно его многие исследователи и считают основоположником эволюционизма. Среди последователей этой школы также [http://ru.wikipedia.org/wiki/Морган,_Льюис|Л. Морган] и [http://ru.wikipedia.org/wiki/Фрэзер,_Джеймс_Джордж|Дж. Фрэзер]

Основные положения эволюционизма
Классическая эволюционистская теория настаивала на существовании универсального закона развития человеческих культур.
Человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения, что в свою очередь определяет единообразие культуры на сходных ступенях развития;
В человеческом обществе имеет место непрерывное развитие, то есть прямолинейный процесс перехода от простого ко все более сложному. Таким образом общественное развитие идёт по законам эволюции;
Развитие любого культурного элемента изначально предопределено, так как его более поздние формы формируются и зарождаются в более ранних. При этом развитие любой культуры многоступенчато, а ступени и стадии развития едины для всех культур в мире;
Культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития, а все народы и все культуры соединены между собой в один непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд.
Первобытное общество, с точки зрения эволюционистов, имело единые для всех народов социальные, культурные и экономические модели. А современные бесписьменные народы рассматривались как пережиток древних времён. Предполагалось, что изучение их культуры ведет к реконструкции культуры первобытного общества в целом.

Критика эволюционизма
По мере дальнейшего развития науки и соответственно накопления новых фактических данных к концу XIX века все в большей мере стали проявляться слабые стороны эволюционизма, вступившие в противоречие с фактами реальной жизни. Собранный новый этнографический материал часто не подтверждал эволюционистские положения.
Гипотеза о единой логике исторического процесса не соответствовала философским установкам позитивистов и сторонников других течений. Так, например, многие историки, опираясь на конкретные факты, заняли позицию, названную «идиографической» («идеографической»). С этой точки зрения исторические события имеют ограниченный и случайный характер. Некоторые критики эволюционизма обращали внимание на абстрактность концепции универсального закона развития человеческих культур и утверждали о существовании лишь отдельных процессов (миграция, урбанизация и т. д.). Те же, кто признавал существование исторических моделей, ограничивал их эпохой, народом или страной и т. д., отказывались признавать существование глобальных исторических законов.
Критики обращали внимание на пренебрежение эволюционистами фактами многочисленных кризисов, полных коллапсов государств и цивилизаций.
Сторонники культурного релятивизма указывали на уникальность каждого этноса и в связи с этим невозможность ранжировать их по единой шкале дифференциации, зрелости или прогрессивности. С этой позиции многие незападные общества, которые могут показаться европейцам отсталыми, таковыми не являются, они просто отличны от западных.
Диффузионисты указывали на игнорирование эволюционистами факта влияния прямого вмешательства (колонизация, завоевание, миграции, демонстративные эффекты и т. д.) на процессы социальных изменений. Так как в результате вышеуказанных процессов часто происходит пропуск или ускоренное прохождение стадий развития общества.

Источник: www.liveinternet.ru

Зарождение эволюционизма

Эволюционизм — первая этнологическая теория, которая начала формироваться в середине XIX века. Формирование эволюционизма было связано с ведущей научной парадигмой, нашедшей своё выражение во всех естественных и общественных науках того времени — а именно, теорией развития. Одним из первых представителей эволюционной школы был Г. Клемм, который опубликовал в 1843 — 1847 гг. свою пятитомную “Общую историю культуры человечества”. Но первым наиболее полно изложившим концепцию эволюционизма считается Эдуард Тайлор, впервые выразивший свои эволюционистские идеи в книге «Исследования в области древней истории человечества» (1865). Поэтому именно его многие исследователи и считают основоположником эволюционизма

Основные положения эволюционизма

  1. Классическая эволюционистская теория настаивала на существовании универсального закона развития человеческих культур.
  2. Человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения, что в свою очередь определяет единообразие его культуры на сходных ступенях развития;
  3. В человеческом обществе имеет место непрерывное развитие, т. е. прямолинейный процесс перехода от простого ко все более сложному. Таким образом общественное развитие идёт по законам эволюции;
  4. Развитие любого культурного элемента изначально предопределено, так как его более поздние формы формируются и зарождаются в более ранних. При этом развитие любой культуры многоступенчато, а ступени и стадии развития едины для всех культур в мире;
  5. Культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития, а все народы и все культуры соединены между собой в один непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд.
  6. Первобытное общество, с точки зрения эволюционистов, имело единые для всех народов социальные, культурные и экономические модели. А современные бесписьменные народы рассматривались как пережиток древних времён. Предполагалось, что изучение их культуры ведет к реконструкции культуры первобытного общества в целом.

Использование теории эволюционизма в качестве объяснительного механизма для интерпретации полевых этнографических исследований

  1. Для каждого элемента культуры, обнаруженного или выявленного этнологами определяется его положение в соответствующем ряду классификации.
  2. Определяется его отношение к той или иной стадии развития культуры.
  3. Сопоставлялись аналогичные элементы различных культур с точки зрения их соответствия тем или иным стадиям развития общества.

Критика эволюционизма

По мере дальнейшего развития науки и соответственно накопления новых фактических данных к концу XIX века все в большей мере стали проявляться слабые стороны эволюционизма, вступившие в противоречие с фактами реальной жизни. Собранный новый этнографический материал часто не подтверждал эволюционистские положения.

  1. Гипотеза о единой логике исторического процесса не соответствовала философским установкам позитивистов и сторонников других течений. Так, например, многие историки, опираясь на конкретные факты, заняли позицию, названную «идиографической» («идеографической»). С этой точки зрения исторические события имеют ограниченный и случайный характер. Некоторые критики эволюционизма обращали внимание на абстрактность концепции универсального закона развития человеческих культур и утверждали о существовании лишь отдельных процессов (миграция, урбанизация и т.д.. Те же, кто признавал существование исторических моделей, ограничивал их эпохой, народом или страной и т.д., отказывались признавать существование глобальных исторических законов.
  2. Критики обращали внимание на пренебрежение эволюционистами фактами многочисленных кризисов, полных коллапсов государств и цивилизаций.
  3. Сторонники культурного релятивизма указывали на уникальность каждого этноса и в связи с этим невозможностью ранжировать их по единой шкале дифференциации, зрелости или прогрессивности. С этой позиции многие незападные общества, которые могут показаться европейцам отсталыми, таковыми не являются, они просто отличны от западных.
  4. Диффузионисты указывали на игнорирование эволюционистами факта влияния прямого вмешательства (колонизация, завоевание, миграции, демонстративные эффекты и т.д.) на процессы социальных изменений. Так как в результате вышеуказанных процессов часто происходит пропуск или ускоренное прохождение стадий развития общества.

Тогда начались поиски новых путей исследования культуры, её возникновения, изменения и распространения — возникли новые направления и школы, имевшие обычно антиэволюционистскую направленность. Часть же этнологов вообще отказалась от теоретических обобщений и обратилась к эмпирическим исследованиям.

История эволюционизма

  • Г. Клемм — основная работа в пяти томах “Общая история культуры человечества” — опубликована в 1843 -1847 годах.
  • И. Унгер (австрийской юрист и этнолог) — основная работа “Брак и его всемирно-историческое развитие” — вышла в 1850 году.
  • Т.Вайц — основная работа “Антропология диких народов” — вышла в 1859 году.
  • Эдвард Беннет Тайлор (E.B. Tyler, 1832 — 1917) — основная работа “Первобытная культура” (“Primitive Culture”) — вышла в 1871 году.
  • Герберт Спенсер — основная работа «Основы социологии».
  • Льюис Генри Морган (L. H. Morgan, 1818 — 1881) — основная работа “Древнее общество” (“Ancient Society”) — вышла в 1877 году.
  • Джеймс Фрезер (J. Frazer, 1854 — 1941) — основная работа “Золотая ветвь” (“The Golden Bough”) — вышла в 1890 году.
  • Джон Мак-Леннон (J.F. Maclennon, 1827 — 1881) — основная работа “Теория патриархата” (“The Рatriarchal Theory”) — вышла в 1881 году.
  • Адольф Бастиан (A. Bastian) — основная работа “Общие основания этнологии” (“Allgemaine Grundzuge der Ethnologie”) — вышла в 1881 году,
  • Иоганн Бахофен (J. Bachofen, 1815 — 1887) — основная работа “Матриархат” (“Das Mutterrecht”) — вышла в 1897 году.
  • Дж. Лаббок (J. Lubbock) — основная работа “Происхождение цивилизации” (“The Оrigine of Сivilization”) — вышла в 1870 году

Источник: dic.academic.ru

Формирование первой собственно этнологической теории —- эволюционизма — началось в середине XIX в. и было связано с общеметодологическими научными установками и открытиями того времени. Среди них важнейшую роль сыграло утверждение в науке принцппа развития, в соответствии с которым изменения в любой сфере объективного мира рассматривались как внутренне детерминированные. На основе этого принципа были объяснены многие процес-i сы в самых различных областях естествознания. Логическим завер-j шепнем применения принципа развития в естествознании XIX в] стала победа дарвиновской теории эволюции.
Совершившая переворот в разных областях естествознания и завоевавшая безраздельную популярность, идея эволюции не могла не проникнуть в формирующуюся науку о человеке и культуре. Многие этнологи-эволюционисты особо отмечали в своих трудах, что их творчество вдохновлялось успехами естествознания. Главная идея эволюционизма заключается в положении о единых для всего человечества универсальных исторических законах развития кульчуры и общества. Идеи эволюционизма нашли своих приверженцев среди этнологов многих стран. Наиболее видные сто представители: в Англии — Герберт Спенсер, Эдуард Тайлор, Джеймс Фрэзер; в Германии — Адольф Бастиан, Теодор Вайц, Генрих Шурц; во Франции — Шарль Летурно; в США — Льюис Генри Моргай. Благодаря их исследованиям культура, рассматривавшаяся до этого как совокупность отдельных типов и форм, лишенных видимого смысла и единства, обрела целостность, была систематизирована и упорядочена.
Основоположником эволюционной школы в этнологии заслуженно принято считать выдающегося английского ученого Эдуарда Тайлора (1832—1917). В 1865 г. он опубликовал книгу «Исследования в области древней истории человечества’, в которой изложил свои эволюционистские взгляды, в частности идею о прогрессивном поступательном развитии человеческой культуры от первобытного состояния к современной цивилизации; о преемственности и взаимосвязи культур разных пародов; о том, что существующие различия народов не связаны с расовой принадлежностью, а являются лишь разными ступенями развития культуры.
Наиболее полно эволюционистская концепция Тайлора представлена в его книге «Первобытная культура» (1871), получившей мировую известность. Всесторонне анализируя идею прогрессивного развития культур, он противопоставил ее «теории вырождения» Ж. де Местра. Суть последней состоит в следующем: начало культуре положили появившиеся на Земле формирующиеся расы людей, далее ее развитие пошло двумя путями: назад, к обществу дикарей, и вперед, к цивилизованным людям.
Тайлор не отрицал возможности регрессивных изменений в культуре в результате исторических и природных катаклизмов, но при этом был твердо убежден, что магистральным направлением в истории человечества является эволюционное прогрессивное развитие культур.
В своих рассуждениях он опирался на одну из главных идей эволюционизма: человек — это часть природы, развивающаяся в соответствии с ее общими закономерностями. Поэтому все люди одинаковы по своим психологическим и интеллектуальным задаткам, у них обнаруживаются одинаковые черты культуры, развитие которых идет схожим образом, поскольку определяется схожими причинами. Разнообразие же форм культуры Тайлор понимал как стадии постепенного развития, из которых каждая являлась продуктом прошлого и, в свою очередь, влияла на будущее. Эти последовательные стадии развития соединяли в один непрерывный ряд все народы и все культуры человечества — от самых отсталых до наиболее цивилизованных.
Подобно другим эволюционистам, Тайлор пытался изучать явления культуры с помощью естественно-научного метода и — главное — приспособить естественно-научную классификацию к потребностям этиологии. Единицами изучения для него были отдельные категории предметов и явлений духовной и материальной культуры, которые он уподоблял видам растений и животных, изучаемых натуралистами.
В своих книгах и статьях Тайлор неизменно стоял на точке зрения имманентного развития явлений культуры и постоянного прогресса человеческой культуры в целом. При этом прогресс культуры он представлял как устойчивое совершенствование ее явлений. В подтверждение своих взглядов Тайлор приводил огромное количество фактов, расположив их в виде эволюционных рядов — от простого к сложному.
Из всех явлении культуры для Тайлора наибольший интерес представляли религиозные верования первобытных народов, исследуя которые он выдвинул анимистическую теорию происхождения религий. Религиозные верования и обряды «дикарей», по его мнению, отнюдь не жалкое смешение различных нелепостей, как считали многие, напротив, они по-своему последовательны и весьма логичны. В их основе лежит вера в духовные существа, т.е. в души и духов. Эту веру в духовные существа Тайлор и обозначил термином «анимизм». Корни анимизма он видел в «философствовании» первобытного «дикаря», вето желании понять причины таких явлений, как сон, сНовндсния. обмороки, болезни, смерть. Первобытные люди полагали, что в каждом человеке есть душа, которая может покидать тело либо временно (сон), либо навсегда (смерть). Эти представления о душе на основе принципа всеобщего подобия развились в более сложные верования. Законы магического мышления вели первобытного человека от признания реальности собственной души к вере в наличие таких же духовных двойнпКОВ v всех без исключения Предметов и явлении окружающего мира. Таким образом, вначале появилась вера в духов животных и природных сил, а затем в загробную жизнь, в великих богов природы и в единого верховного бога.
Эволюционистские взгляды Тайлора были существенным шагом вперед в этнологии. Они представляли собой стройную концепцию единства исторического процесса и прогрессивного развития культуры. Однако недостатки эволюционизма, и в частности концепции Тайлора, тогда еще не замечались, ученые обратили внимание на них позже. Идеи Тайлора были восприняты в разных странах и в короткое время стали господствующими в этнологии.
Еще один классик эволюционного направления в этиологии -I английский философ, биолог, психолог и социолог Герберт Спенсер (1820—1903). Им была предложена концепция эволюции как особого типа последовательных необходимых изменений культурных феноменов от относительно бессвязной гомогенности (однородности) к согласованной гетерогенности (неоднородности), происходящих благодаря постепенной дифференциации и интеграции. Свои идеи он наиболее полно изложил в фундаментальном труде «Основы coiифлогии» (1876— 1896).
Б основе концепции Спенсера лежит идея аналогии между обществом и организмом. Общество и соответственно различные тины культур он понимал как некий сверхорганизм, осуществляющий «надорганическос» развитие под влиянием как внешних (географическая среда, соседние культуры), так и внутренних (физическая природа человека, расовая принадлежность, разнообразие психических качеств) факторов. Спенсер одним из первых высказал гипотезу создания «отсталых» культур людьми физически, умственно и морально неразвитыми. Однако, полагал он, природа человека с ранних стадий его предыстории медленно адаптируется. Под воздействием этих процессов человеческие качества модифицируются и постепенно аккумулируются в популяции, передаваясь непосредственно и через традицию. В силу различных условий и обстоятельств существования человеческих популяций эти качества оказываются неодинаково развитыми. Однако эти различия не абсолютны и могут быть преодолены благодаря врожденным способностям человека к совершенствованию.

Анализируя процесс исторического развития общества, Спенсер выделяет в нем две основные стороны: дифференциацию и интеграцию. Развитие начинается с количественного роста, увеличения числа составляющих элементов культуры, что, в свою очередь, ведет к функциональной дифференциации целого па отдельные части. Эти структурные части становятся все более непохожими и начинают выполнять специализированные функции, требуя некоего механизма согласованности в виде различных культурных установок. В этом контексте Спенсер ввел в научный оборот понятие «структура», «функция», «культурный институт», что послужило основанием считать его предшественником другого направления в этнологии — функционализма.
Основоположник немецкой этнологии и эволюционизма — Адольф Бастиан (1826—1905), крупный теоретик и организатор этнологической науки. Популярная в то время теория эволюции и обширный этнографический материал, собранный Бастианом в девяти экспедициях в различные регионы планеты, определили его намерение систематизировать их в форме единой теории. В своем эволюционном учении Бастиан исходит из мысли о закономерном развитии человеческой истории, которая протекает от несовершенного к совершенному. В исследованиях народов он делал акцент на психологию, которая, по его мнению, является краеугольным камнем единого мировоззрения всех людей. Все первобытные люди, по Бастиану, имеют одинаковую психическую структуру, так как обладают самой простой системой адаптации к историко-географическим условиям. Единство человеческой психики выражается в элементарных идеях, схожих у разных народов и обусловливающих тем самым единство человеческой культуры. Каждый народ формирует собственный круг идей, который определяет содержание культуры данного народа. Пока этот народ живет обособленной жизнью, круг его идей остается постоянным, но при контактах с другими народами заимствуются новые элементарные идеи, стимулирующие развитие культуры. На примере великих культур Бастиан доказывает, что развитие человечества происходит в форме круговорота, цикла, который способен продолжаться, если новые раздражители дают стимул Для этого. Основной вывод из его исторического анализа состоит в том, что, чем больше народ связан со своей географической средой, ■ем меньше он подвержен историческим изменениям.
В теоретических взглядах Бастиана своеобразно сочетались психологизм и биологизация общественных явлений. Решение всех проблем своих исследований он искал в умственной предрасположенности человека, при этом культурное развитие человечества,
как он полагал, происходит в ходе активных взаимоотношении с окружающей средой. В этом контексте Бастиан рассматривал мыслительную способность человека как часть его биологической сущности, считая, что духовная жизнь полностью подчинена биологическим законам и с этих позиций должна исследоваться. Как и другие его единомышленники* Бастиан был убежден, что человеческий дух развивается во времени, а порождающие* его причины и факторы составляют предмет этнологии, которую он Относил к категории есте?| ствеНных наук.
Особое место среди основоположников эволюционизма в этноя логии принадлежит американскому ученому Льюису Генри Моргану (1818—1881). Такой статус определяется вкладом Моргана в этнологию, который превышает все то, что в совокупности внесли его со4;; временники.
В этнологии Моргай был ученым-любителем и энтузиас том-исследователем, посвятившим почти сорок лет жизни сначала изуче-] пню племен ирокезов, а затем других индейцев Америки и народов разных частей света. Полностью идеи Моргана изложить довольно трудно, так’ как они очень содержательны и многогранны. Его основные этнические исследования, касающиеся прежде всего таких важных проблем, как место и роль родового строя в истории человечества, история формирования семейно-брачных отношений, периодизация истории человечества, отражены в книгах «Первобытное общество» (1871) и «Древнее общество» (1877).
Всю историю человечества Морган делит на два больших периода: первый, ранний, — это организация социальная, основанная на родах, фратриях-и племенах; второй, поздний, — организация политическая, основанная на территории и собственности. В труде «Древнее общество» он писал, что родовая организация явилась почти универсальной основой социального строя древних обществ — азиатского, европейского, африканского, американского, австралийского. Она была тем орудием, посредством которого общество организовывалось и сохранялось.
Морган подходил к исследованию родовой организации пародов: исторически. Зародышевую форму рода он видел в социальной организации австралийских племен, развитую форму, свойственную более высокой ступени общественного развития, — в организации племен ирокезов. Наконец, позднюю форму рода (отцовскую) он находил у греков и римлян архаической эпохи. В этих концепциях особую ценность для этнологии представляли идеи о превращении Материнского рода в ОТЦОВСКИЙ в связи с накоплением собственности и передачи ее по наследству.
Весьма важное направление научных исследований Моргана — история семьи, также изложенная в «Древнем обществе». Собрав и систематизировав многочисленные факты, Морган выделил пять форм семьи в истории человечества: 1) кровно-родственная семья — первая форма семьи, следующая за состоянием промискуитета и предполагающая брачные отношения между родными и оллатераль-ными (побочными, двоюродными) братьями и сестрами, но запрещающая браки между родителями и детьми; 2) пуналуальная семья, основывающаяся на групповом браке нескольких сестер с общими мужьями пли нескольких братьев с общими женами; 3) парная, или еппдпасмическая, семья («без исключительного сожительства»); 4) патриархальная, т.е. полигамная, семья; 5) моногамная семья современного вида. Из всех форм семьи, по мнению Моргана, наиболее устойчивыми и важными были первая, вторая и пятая, именно они породили основные формы родства людей.
Определяющее значение для этнологии имело изучение Морганом общей истории первобытного строя и его попытка периодизации первобытной культуры. Он предложил разделить всю историю человечества на три этапа: дикость, варварство и цивилизация, а первые два этапа, в свою очередь, на ступени (низшую, среднюю и высшую), отметив для каждой из них специфические конкретные признаки.
Предложенная Морганом периодизация позволила связать воедино этнографические, исторические и археологические факты и определить место каждого народа в общем ходе истории, а также сравнить уровни развития народов. Это была первая универсальная система периодизации всемирной истории.
Представители эволюционной школы впервые создали стройную концепцию развития человека и его культуры, исходившую из признания идеи прогресса в общественном развитии. Основные идеи эволюционизма состоят в следующем.
• Человеческий род — един, следовательно, все люди имеют примерно равные умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать близкие решения; это обстоятельство определяет единство и единообразие развития человеческой культуры в любой части света, а наличие или отсутствие контактов между различными культурами решающего значения не имеет.
• В человеческом обществе имеет место непрерывный прогреем т.е. процесс перехода от простого состояния к более сложному культура как часть общества также всегда развивается от низшего к высшему путем непрерывных, нос тененных изменений, количественного увеличения или уменьшения.
• Развитие любого элемента культуры изначально предо и ре деле но, так как его более поздние формы зарождаются и формируются в более ранних формах; развитие культуры многоступенчато и происходит в соответствии со стадиями и ступенями, едиными для всех культур мира.
• В соответствии с универсальными законами развития человеческих культур одинаковые стадии эволюции развития разных народов и их культур дают одинаковые результаты.
• Общественное развитие подчиняется законам эволюции, свой! ственным живой природе, где источником развития служит межвидовая борьба за существование, выражающаяся в наслоении одного элемента на другой или в замене старого новым: в результате этой борьбы различные элементы культуры соответствующим образом взаимосвязаны.
• Культурные различия народов обусловлены их ступенью развития.
На основании этих принципов эволюционизма и сами этнологи? и их интерпретаторы сделали весьма важные идеологические и практические выводы: если все народы идут но одному пути развития и если вершиной этого пути являются европейская цивилизация и культура, то все народы в итоге должны прийти к ценностям европейской культуры. А это также означает, что европейцы, создавая свои колониальные империи, тем самым помогают отсталым народам быстрее двигаться по пути культурного развития.
К концу XIX в. по мере накопления этнологией новых данных все явственнее становились слабые стороны эволюционизме вступавшие в противоречие с фактами действительной жизни. В частности, эволюционисты, исходя только из количественных изменений в культуре, не могли и не стремились объяснить самозарождение культуры и ее составных частей, предполагая возникновение всех будущих культурных явлений из начала человеческой истории. Новые многочисленные сведения этнографических экспедиций часто не согласовывались с эволюционистскими установками и требовали иного объяснения. Тогда начались поиски других путей исследования культуры, ее возникновения, изменения и распространения.
В результате сформировались новые направления и ШКОЛЫ, как ира-hiiio антиэволюционистской направленности. Часть этнологов и антропологов, разочаровавшихся в эволюционизме, вообще отказалась от попыток теоретических обобщений и обратилась к эмпирическим исследованиям.

Источник: www.istmira.com

В процессе с/тановления этнологии как науки возникали научные концепции, школы и направления, закладывающие ее основы. Первые теории и научные школы стали появляться с середины XIX в. Концепции, отличающиеся глубокой научностью и логикой, становились наиболее известными и влиятельными. К их числу относятся эволюционизм, диффузионизм, структурализм, американская школа исторической этнологии, функционализм, культурный релятивизм и др. Многие из ранних теорий и школ сохраняют свое значение и научную ценность и в настоящее время.

Теория эволюционизма, которую можно считать первой собственно этнологической теорией, стала формироваться с середины XIX в. Опираясь на ведущую научную парадигму конца XVIII в., нашедшую свое выражение в естественных и общественных науках того времени, а именно теории развития, этнологи-эволюционисты открыли и обосновали общие закономерности развития человеческой культуры. Основоположником этой школы был Г. Клемм, опубликовавший в 1843 — 1847 гг. свою пятитомную «Общую историю культуры человечества». Вскоре после этого австралийский юрист и этнолог И. Унгер опубликовал в 1850 г. свой основной труд «Брак и его всемирно-историческое развитие», В 1859 г. немецкий историк Т. Вайц опубликовал свою «Антропологию диких народов», где исследуются направления развития догосударственного периода.

[adsense]

Г. Клемма, Т. Вайца и И. Унгера можно считать первыми представителями эволюционистского взгляда в этнологии. Идеи эволюционализма были подхвачены в других странах и получили дальнейшее обоснование и развитие. Английским этнологам Э. Тайлору, Дж. Мак-Леннану и Дж. Лаббоку принадлежит заслуга первыми представить развернутую эволюционистскую концепцию. В Германии формирование эволюционализма было представлено О. Пешелем, А. Бастианом и И. Липпертом. Во Франции видным представителем эволюционализма был Ш. Летурно, а в США — Льюис Генри Морган. Российский эволюционализм связан с именами К.Д. Кавелина, Л.Я. Штернберга, Н.И. Зибера и М М. Ковалевского.

Выдающимся представителем эволюционной школы в этнологии является знаменитый английский ученый Эдуард Тайлор (1832 — 1907). Свою эволюционистскую концепцию развития Тайлор в завершенном виде изложил в труде «Первобытная культура», вышедшем в 1871 г. Вместе со Спенсером он считается классиком эволюционализма в этнологии. Тайлор рассматривал историю культуры как процесс поступательного развития («наука о культуре есть наука о реформах»), выражающийся в совершенствовании форм орудий, видов искусства, верований и культов. Тайлор ввел в науку понятие «пережитков», которые считал «живым свидетельством или памятником прошлого», и на этой основе определял историческую связь явлений культуры, вскрывал исторические корни многих непонятных или обретших новый смысл обычаев и обрядов.

Из всех явлений культуры наибольшее значение Тайлор придавал религиозным верованиям первобытных народов, исследуя которые он выдвинул анимистическую теорию происхождения религий. Изучая верования «отсталых» народов, Тайлор подходил к ним с позиции единства человечества и его культуры. Он видел источник религии в психической деятельности индивидов, сводя последнюю к сознательной рациональной деятельности. В основе верований и обрядов «дикарей» лежит, как он полагал, «вера в духовные существа», т. е. в души и в духов, которую он обозначил термином «анимизм». Тайлор ввел в историю религии идею развития генетической связи между первобытными и развитыми религиями.

Г. Спенсер (1820 — 1903) — известный английский философ и социолог, один из основоположников эволюционализма в этнологии. Спенсер полагал, что с ранних стадий человеческой истории природа человека медленно адаптируется. Под воздействием этих процессов происходят изменения человеческих качеств, они постепенно аккумулируются в популяции, передаваясь через традицию. Общество, по Спенсеру, развивается под влиянием внешних и внутренних факторов. К внешним факторам он относил влияние географической среды, а также соседних обществ и народов, к внутренним — физическую природу человека, разнообразие рас, особые психические качества каждого народа.

А. Бастиан (1826 — 1905) — основоположник немецкой этнологии, и эволюционализма в Германии — в своей работе «Общие основания этнологии», вышедшей в 1871 г., исходил из так называемой клеточной теории, которую он сочетал с концепцией географических провинций. Под клетками он имел в виду «элементарные идеи», первичные культурные элементы. В его понимании у географических первобытных людей одинаковая психическая структура, т. к. они обладают самой простой системой адаптации к историко-географическим условиям. Единство человеческой психики выражается в элементарных идеях, схожих у разных народов и отражающих единство человеческой культуры. Каждый народ формирует круг собственных идей, который определяет содержание культуры данного народа, но при контактах с другими народами заимствуются новые элементарные идеи, которые стимулируют развитие культуры. Культурное развитие человечества происходит в процессе активных взаимоотношений с окружающей средой. Чем больше народ связан со своей географической средой, тем меньше он подвергается историческим изменениям.

Огромный вклад в этнологию внес выдающийся американский ученый Л. Морган (1818 — 1881), занимающий среди основоположников эволюционизма особое место. Будучи ученым-любителем, он почти 40 лет своей жизни посвятил сначала изучению группы индейских племен США — ирокезов, а затем других индейских племен Америки и народов других частей света. В 1840 г. он основал общество «Великий орден ирокезов», имевшее целью изучение истории и культуры индейцев и оказание им помощи. В основном сочинении Моргана «Древнее общество» рассмотрены три важные этнологические проблемы: место и роль родового строя в истории человечества, история формирования семейно-брачных отношений и периодизация истории человечества.

Ядром учения Моргана является обоснованная им на огромном фактическом материале теория о едином пути развития человеческого общества, об универсальности родовой организации. По Моргану, родовая организация была тем орудием, посредством которого общество было организовано и сохранилось. Теория Моргана сыграла большую роль в опровержении патриархальной теории, по которой основной ячейкой человеческого общества была патриархальная семья, воплощающая принципы частной собственности и власти отца.

Эволюционная школа создала первую стройную концепцию развития человечества и его культуры и исходила из признания идеи прогресса в общественном развитии, т. е. непрерывного перехода от простого состояния к более сложному. Культура как часть общества также всегда развивается от низшего к высшему путем непрерывных постепенных изменений. Культурные различия народов обусловлены их различными ступенями развития.

Однако по мере дальнейшего развития науки, накопления новых фактических данных к концу XIX в. все в большей мере стали проявляться слабые стороны эволюционистской теории, вступившие в противоречие с фактами реальной жизни. Собранный новый этнографический материал нередко не подтверждал эволюционистские концепции. Необходимы были поиски путей в исследованиях культуры, ее изменения и распространения. И тогда появились новые направления и школы, имевшие, как правило, антиэволюционную направленность, подвергающие сомнению теории исторического пути развития общественных явлений.

Источник: arheologija.ru