Сегодня двадцать седьмое октября, воскресенье. Мне хочется описать свои впечатления от сегодняшнего дня, такого необычного и великолепного. Осень в этом году стояла теплая, сухая. Вчера мы с подругами решили пойти в лес прогуляться, да последние грибы пособирать. Их было не так уж много из-за сухой осени.

Утром я проснулась с каким-то неясным чувством не то тревоги, не то ожидания чего-то необычного. Еще меня поразил свет. Он был яркий, насыщенный. Вся комната просто светилась. Я подошла к окну. О, Боже! Улица, все дома и деревья были покрыты белым-белым снегом. Он лежал как мягкое пушистое одеяло. Как же все вокруг преобразилось! Еще вчера все было серым, невзрачным: серые дома, серые деревья, даже люди казались серыми. А сегодня мы как будто перенеслись в волшебную страну. Меня охватил восторг. Я побежала к телефону.

Света и Наташа уже видели, как преобразился мир. Решено было немедленно отправляться на прогулку. Выбежав из подъезда, мы все трое замерли. Снег лежал перед нами ровным покрывалом. Он был пушистым. Мне захотелось опуститься на землю, чтобы окунуться в его пушистую мягкость. А с неба тихо-тихо падали новые снежинки. Они медленно кружились в своем волшебном танце. Ветра не было. Казалось, что все вокруг замерло, боясь спугнуть этот первый снег.


А снежинки все падали и падали. Тогда мы стали ловить их на ладони. Они доверчиво опускались нам в руки и тут же таяли. Игра так захватила нас, что вскоре мы сами кружились в веселом хороводе, радуясь снегу, прекрасному утру, окружающему великолепию.

Даже наш пес Тузик был рад первому снегу. Сначала он ступил на него нерешительно. Но потом стал бегать вокруг, что-то вынюхивая и выискивая. Кругом не было ни души. Лишь женщина в телефонной будке разговаривала с кем-то. Да на балконе третьего этажа стояла и любовалась первым снегом еще одна женщина. А мы все кружились, взявшись за руки и не замечая ничего вокруг, кроме белого снега.

Я пишу эти строчки в дневник и вновь переживаю тот удивительный восторг, охвативший нас, когда мы ступили на мягкий, белый ковер. Невозможно передать словами ту радость, которая захватила нас в тот момент. Ведь не первый раз выпадает снег. Впереди долгая зима, и его будет еще очень много. Но первый снег всегда вызывает необычные чувства, создает впечатление чего-то сказочного и прекрасного.

Источник: schoolessay.ru

  • 16 мая – поездка Грушницкого с Мери.
  • Не останавливаясь на дневнике путевом, дорожном, который является разновидностью путевого очерка, сосредоточим внимание на литературном, который может быть интересен своими развернутыми, вдумчивыми, откровенными и оригинальными суждениями о прочитанном произведении, о творчестве писателя… Литературный дневник близок таким жанрам, как рецензия и литературно-критическая статья.


  • июня – дуэль. Последняя запись могла быть сделана Грушницким в ночь с 16 на 17 июня: в 4 часа утра Грушницкий вместе со своими секундантами отправился на место дуэли.
  • 8 мая – в Пятигорске появилась княжна Мери, на которую Грушницкий сразу обратил внимание.
  • Один из подходов к сочинению в форме дневника (письма и интервью) – это стилизация

    Дневник – произведение, написанное от первого лица в форме ежедневных (чаще всего с указанием даты) или периодических записей, современных описываемым событиям. Специфика этого жанра в том, что «пишущий дневник продвигается наугад, не зная ещё ни своей судьбы, ни судьбы своих знакомых. Это поступательная динамика, исполненная случайностей и непроверенных событий». М.Волошин писал: «Где-то я встречал такую мысль: молитва имеет тот смысл, что это отчет о прожитом дне, самопроверка. Я начинаю этот дневник с тем, чтобы он заступил мне место молитвы. Я чувствую, что последнее время… я чрезвычайно мало подвинулся в своём развитии и самосознании. Пусть этот дневник послужит искусственным фактором к развитию самосознания. Это одна причина. Другая же та, что мне интересно сохранить себе себя и свою жизнь».


    точка зрения. «Отличительная черта стилизации, – пишет Л.Я.Гинзбург, стилистическое единообразие, подчинение общему строю всего состава слов, и, что особенно важно, этот строй поглощает авторскую речь»1. В качестве тренировочного рекомендуется написать сочинение от лица литературного героя: «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять…» (Кабанова), «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…» (Кулигин), «Что я рассказал своей кухарке, вернувшись домой с необитаемого острова» (один из генералов).

    Еще одна характерная особенность – страсть к декламации: Грушницкий закидывал собеседника словами, «как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий».

  • июня – вызов на дуэль.
  • Грушницкий «довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы» В «Журнале» должны присутствовать следующие даты. Первая запись, связанная с пребыванием Грушницкого на водах, относится к 4-5 мая (Грушницкий приехал в Пятигорск).

    В романе помещён «Журнал Печорина», охватывающий события, предшествовавшие появлению Печорина в крепости. Оказавшись в горной крепости под началом Максима Максимыча, Печорин продолжает свой дневник: «Вот уже полтора месяца, как я в крепости… Скучно! Стану продолжать свой журнал, прерванный столькими странными событиями». Часть «Журнала» – повесть «Фаталист» – вошла в роман, но охватывает только две недели. Воссоздайте, используя повесть «Бэла», оставшуюся часть. Подумайте, о чём и о ком мог написать Печорин в своём «Журнале».

  • дневник, написанный от лица литературного героя.
  • iv>

    Дневник, написанный от лица литературного героя, – это дневник-стилизация, который предполагает хорошее знание текста, психологии героя, умение передать речь персонажа. Если дневник человека – это «инобытие личности» (Ю.М.Лотман), то на время написания дневника Вам надо стать Печориным или Грушницким, Болконским или Безуховым, Родионом Раскольниковым или Дмитрием Ионычем Старцевым. При этом следует помнить, что не все литературные герои склонны вести дневник. Будет ошибкой, если Вы напишите дневник от лица Обломова (герой романа И.А.Гончарова давно «отвык деловые письма писать», не то что дневник), но вполне естественен дневник Ольги Ильинской и Андрея Штольца. При этом дневник последнего будет отражением его русско-немецкой души.

    Освоив сочинение такого рода, можно перейти и к другим дневникам. «Журнал Печорина»: продолжение, написанное им в крепости (по повести «Бэла»).

    Обратим внимание и на стиль «Журнала» Грушницкого. «Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые, пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания», – говорит Печорин о Грушницком.

    Одна из форм подготовительной работы – это вычленение из «Журнала Печорина» речевого материала Грушницкого – слов, фраз, отдельных предложений, которые впоследствии войдут в текст «Журнала Грушницкого», станут его основой.


    Печорин и Грушницкий – антагонисты. Поэтому дневник Грушниц-кого будет зеркальным отражением дневника Печорина: одно и то же событие, связывающее героев, будет описываться с диаметрально противоположных позиций: будут совпадать только даты, но Грушницкий будет «запаздывать» на один-два дня: Печорин способен предугадывать события, а Грушницкий может только фиксировать их. В процессе работы над дневником обратите внимание, как изменяется отношение Грушницкого к Печорину: от приятельского до враждебного.

  • 11 мая – приезд Печорина, которого Грушницкий недолюбливает, и сцена у фонтана. Проявление княжной Мери элементарного сочувствия к раненому Грушницкому вырастает в глазах последнего до проявления симпатии.
  • июня – попытка скомпрометировать Печорина, устроив засаду в саду.
  • Специфика сочинения в жанре литературного дневника в том, что произведение Вы давно уже прочитали и никакого дневника в ходе чтения не писали. Ваша задача – создать иллюзию протяженного чтения, показать процесс, а не результат. Вы «читаете» книгу и фиксируете непосредственные впечатления от прочитанного в дневнике. Вы можете «читать» не каждый день, можете прерывать «чтение» для обращения к биографии писателя, другим произведениям, справочной литературе. Ваши впечатления о герое могут меняться в ходе «чтения». Всё это должно быть зафиксировано в дневнике. Ваши литературные записи могут перемежаться бытовыми зарисовками, раздумьями, отступлениями, что придаст Вашему дневнику личностное начало. Естественно, что выбранная Вами книга и записи о ней являются свидетельством Вашего духовного уровня: «…ничто ведь не дает такой возможности точно судить о духовном уровне человека, как дневники и письма».

    >

    А.А.Блок считал, «что опытный взгляд может увидеть душу по стилю». Стиль Вашего сочинения-монолога должен быть отражением души, внутреннего мира, образа мыслей, точки зрения Кабановой, Кулигина, генерала… Вы также можете написать мини-сочинение в жанре дневника «премудрого пискаря». Примеры таких сочинений помещены в Приложении.

    Таким образом, дневник изначально предполагает полную откровенность, искренность мыслей и чувств пишущего. Эти свойства придают дневнику интимность, лиричность, открытость и страстность интонации, чем не обладают другие, более объективные жанры.

  • 3 июня – Грушницкий произведён в офицеры.
  • 23 мая – Грушницкий признается Печорину в своей любви к Мери.
  • Сочинение в жанре дневниковых записей может быть двух типов:

    «Журнал Грушницкого», найденный после его смерти.

  • дневник, написанный от Вашего лица – литературный, путевой;
  • 5 июня – Появление Грушницкого на балу в офицерском мундире, формирование заговора против Печорина.
  • Не все записи могут носить подробный характер. Во введении Вы можете рассказать, что в руки Вам попали только фрагменты дневника. И ещё. Поведение Грушницкого не вызывает особой симпатии, но вспомним, что на дуэли Грушницкий ведёт себя мужественно: уличенный в обмане (история с пистолетами), он не оправдывается, не спасает ложным обещанием свою жизнь, а бросает в лицо Печорину угрозу и принимает смерть. Не забывайте об этом, работая над «Журналом» Грушницкого.


    Источник: www.getsoch.net

    Разделы: Литература


    Тема урока: Подготовка к сочинению в жанре дневниковых записей.

    Цели урока:

    • Образовательная: знакомство с особенностями жанра дневниковых записей.
    • Развивающая: продолжить работу с текстом повести (анализ на литературоведческом уровне).
    • Воспитательная: помочь учащимся правильно осуществлять проблему нравственного выбора, воспитывать уважительное отношение к моральным заповедям и устоям.

    Оборудование:

    • Текст повести «Капитанская дочка».
    • Малый толковый словарь Лопатина.
    • Карточки с заданием.
    • Памятка «Как писать сочинение в жанре дневниковых записей».
    • Образцы творческих работ учащихся.

    Эпиграф: По дневнику весьма удобно судить о самом себе. (Л.Н.Толстой)

    ХОД УРОКА


    I. Организационный момент

    Слово учителя. Мы закончили изучение повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Вместе с вами проследили, как Петруша Гринёв, беззаботный недоросль, лазающий по голубятням, мечтающий о вольной жизни в Петербурге и легко поддавшийся влиянию И.И.Зурина (в трактире), превращается в настоящего офицера. В человека, любящего свою Родину, своих родителей, наконец Машу Миронову. В человека, который остался верен присяге до конца. Мы познакомились с семейством храброго капитана Миронова, узнали о предательстве Швабрина. Ну и сам Емельян Пугачёв предстал перед нами не только как злодей и предводитель крестьянского восстания, но и как человек, умеющий прощать, миловать.
    Но сегодня нас ждёт не менее важная и интересная работа – сочинение.
    Итак, тема урока: Подготовка к сочинению в жанре дневниковых записей (запись в тетрадях).

    II. Объяснение нового материала

    1. Знакомство с жанром дневника

    – Как вы думаете, что такое дневник? (Высказывания учащихся).

    – Значение слова дневник, которое даётся в различной справочной литературе.

    1 ученик: Энциклопедический словарь: Дневник – это буквальный перевод с французского «журнал» – ежедневник (журнал в переводе с французского – день).

    2 ученик: Словарь В.И.Даля толкует так: Дневник – поденные записи.

    3 ученик: Малый толковый словарь под редакцией Лопатина.


    а) записи, ведущиеся изо дня в день. (Вести дневник).
    б) тетрадь для записи заданных ученику уроков и для выставления оценок.

    Вывод: (запись в тетрадях). Дневник – это ежедневные записи о событиях текущей жизни.

    – В течение дня происходит множество событий.
    – Всё ли будете записывать?
    – Обязательны ли записи на каждый день?
    – А как вы потом определите когда, что произошло? (Обязательно число, месяц, год, иногда время суток) – хронология.

    2. Знакомство с образцами дневников, которые вели писатели

    – Вот выдержки из дневников А.С.Пушкина. (Зачитывают учащиеся).

    Лицейский дневник А.С.Пушкина

    10 декабря. Вчера написал я третью главу. Читал её С.С. и вечером с товарищами тушили свечи и лампы в зале. Прекрасное занятие для философа. Поутру читал жизнь Вальтера.

    12 декабря. Вчера не тушили свечи: зато пели куплеты на голос.

    Из Михайловского дневника

    1824, Ноябрь 19, Михайловское.

    Выйдя из лицея, я почти тотчас уехал в псковскую деревню моей матери. Очень обрадовался сельской жизни: русской бане, клубнике и крыжовнику.

    Из дневника:

    1815 год: Я счастлив был !.. нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – её не видно было! Наконец потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, – сладкая минута!
    … Как она мила была! Предо мной она предстала милой Бакуниной! Но я не видел её 18 часов – ах! Какое положенье, какая мука! Но я был счастлив 5 минут.


    6 мая 1830 г.

    Участь моя решена. Я женюсь, т.е. жертвую независимостью, моей беспечной, прихотливой независимостью; моими роскошными привычками, уединениями, непостоянством.

    – Ваше мнение об этих дневниковых записях. Чем они вам интересны? (Можно узнать о становлении личности автора. Какими были его взгляды, черты характера на разных этапах жизни. Человек меняется).

    – Есть ли указание на дату, место, где происходило действие?

    – Всегда ли называются имена, фамилии или их можно зашифровать?

    3. – Постепенно мы подошли к «Особенностям жанра дневниковых записей».

    – Датированность (указывает число, год, время суток).
    – Место (город, село учебное заведение и т.д.).
    – Повествование от первого лица.
    – Монолог (внутренний диалог).
    – Мысли отрывочные, запись краткая.
    – Зашифрованность имён и фамилий.
    – Пишется для себя.
    – Но вернёмся к нашей повести. От чьего лица ведётся повествование? (От лица (I), Петруши, Гринёва).
    – А можно ли назвать это произведение дневником? (Нет, не соответствует «особенностям…», которые мы записывали только что).

    4. Работа усложняется. Вашему вниманию предложены карточки.

    – Определить, какой из отрывков является дневником.

    1. Гринёв приехал в Белогорскую крепость, он увидел меня на полу в крестьянском платье, бледную, худую, с растрёпанными волосами. Перед ней стоял кувшин с водой, накрытый ломтем хлеба. Увидёв Гринёва, Маша закричала. Пётр Андреевич был не один, а с Пугачёвым. Я быстро взглянула на него и догадалась, что передо мной стоит убийца моих родителей. Я упала без чувств. Швабрин, услышав предложение Пугачёва, закричал, что я – дочь капитана Миронова. Но суровая душа Пугачёва была тронута. Он велел нам выдать пропуск на все заставы и крепости.

    2. 17 марта 1774 г.

    Я была принята родителями Петра Андреевича с искренним радушием. Они видели благодать божью в том, что имели случай приютить и обласкать меня, бедную сироту.
    Вывод: второе задание – дневник, первое – нет. Речь ведётся как от первого, так и от третьего лица (дневник монологичен); сообщается о тех фактах, свидетелем которых Марья Иванова быть не могла.

    (Воспитывается внимание к тексту, помогает видеть особенности жанра).

    III. Знакомство с возможными темами сочинений

    – Но прежде ответьте на мои вопросы:
    – Кто из героев повести понравился больше? Почему?
    – Кто из них (на ваш взгляд) мог бы вести дневник?
    – Почему не мог вести дневник Е.И.Пугачёв?
    – Вы сами подошли к теме сегодняшних сочинений (сочинения).

    Темы сочинений:

    • Нежное, любящее сердце (Дневник Маши Мироновой).
    • В чём смысл конфликта Петра Гринёва и Алексея Швабрина (Дневник П.Гринёва).
    • Пугачёв жизни Гринёва (Дневник П.Гринёва). (Запись в тетрадях).

    – Возникает вопрос: как писать сочинение?
    – Обратимся к памятке (зачитать).

    Памятка.

    Как писать сочинение в жанре дневниковых записей

    1. Познакомьтесь с письмами, дневниковыми записями автора той или иной книги. Это поможет вам выдержать форму и условности изложения, характерные для этого жанра.
    2. Точно сформулируйте для себя проблему, наметьте пути и последовательность её решения.
    3. Составьте хронологическую таблицу событий, о которых повествует литературный персонаж.
    4. Постарайтесь «вжиться» в образ выбранного героя.

    Для этого:

    а) Внимательно прочитайте реплики героев.
    б) Выпишите основные темы его высказываний, раздумий.
    в) Обратите внимание на типичные для этого персонажа фразы, речевые конструкции.
    г) Вспомните высказывания других персонажей об этом литературном герое.
    д) Помните, дневниковые записи, письма помогают проследить становление личности, помогают раскрыть внутренний мир человека.
    е) Вступление и концовка должны быть особенными.

    IV. Хронологическая таблица событий (составлена заранее), касающийся Маши Мироновой и Петра Гринёва. (Начали составлять в классе, а дома учащиеся должны
    были завершить).

    V. Чтение примерного сочинения

    Как-то раз, прибираясь в тёмном чулане, роясь в старом кованом сундуке в поисках старинных вещей, я вдруг обнаружила потрёпанную с пожелтевшими страницами тетрадь. Когда я начала читать её, меня осенило: «Ведь это же дневник моей прапрабабушки Марии… Гринёвой, урождённой Мироновой! Жаль, что он сохранился не полностью, видимо, много пришлось ему вытерпеть. Но всё-таки я смогла собрать воедино то немногое, что хотела поведать о своей жизни юная Маша Миронова…

    3 ноября 1773 года.

    К нам в крепость приехал молодой человек, зовут его Пётр Гринёв. Он высокого роста и красив собою. Как я его увидела, покраснела до корней волос. Но не могла отвести от него взгляд, такое глубокое впечатление он на меня произвёл. На меня же он особого внимания не обратил, какое ему дело до молодой круглолицей девушки, очень скромно одетой. Папа и мама встретили его хорошо, но были изумлены, узнав, что у них 300 душ крепостных крестьян. «У нашей Маши ничего нет – сказала матушка, – частый гребень да алтын денег… Хорошо, коли найдется добрый человек, а то сиди себе в девках невестою». У меня закапали слёзы от обиды, и только тогда Петрушка посмотрел на меня долгим сочувствующим взглядом и перевёл разговор на другую тему. Вскоре он ушёл с Алексеем Ивановичем Швабриным, у которого просидел целый вечер.

    27 декабря 1773 года.

    Вот уже прошло несколько недель, как в крепости находится Пётр Андреевич. Он уже произведён в офицеры. Каждый вечер приходил к нам. Он нравится мне всё более. Алексей Иванович и Пётр Андреевич поссорились из-за какой-то песенки и подрались на шпагах. Пётр Андреевич был ранен, и его поместили у нас. Пятые сутки к нему не приходит сознание. Я очень о нём печалюсь и плачу. Я полюбила его, но мне трудно думать, что он находится на волоске от смерти. Ведь это я несколько дней назад призналась Петруше, что Швабрин ко мне сватался, а я отказала, потому что не люблю его. Мои слова открыли Петруше глаза на упорное злоречие, которым меня преследовал Алексей Иванович.

    27 декабря. Вечер.

    О радость! Петруша пришёл в себя. Он схватил мою руку и поцеловал её, обливая слезами умиления. «Милая, добрая Марья Ивановна», – шептал он мне, – будьте моей женою, согласитесь на моё счастье! Глаза его так и сияли. Я его успокоила и сказала, чтобы он поберёг себя. Я тоже призналась ему, в сердечной склонности и сказала, что мои родители, конечно, рады будут моему счастью. Но вот его родители, не будет ли препятствия с их стороны?

    10 января 1774 года.

    Петруша обещал написать письмо своим родителям. Я счастлива! Он меня любит! Эта мысль наполняет всё моё существование, всё моё сердце…
    На этом обрываются дневниковые записи, дошедшие до меня из далёких смутных времён.
    Многое было непонятно, но ясно одно, что эта хрупкая, юная Маша Миронова была сильной, верной и гордой девушкой. Как бы я хотела походить на неё.

    – (Какие недочёты заметили в сочинении?).

    Вариант вступления: А.С.Пушкин назвал повесть о грозных событиях пугачевского бунта «Капитанская дочка», подчеркнув тем самым, что его интересуют в первую очередь человеческие отношения.

    Скромная и застенчивая Маша в решающий момент проявляет необыкновенную твёрдость характера и мужество. Она не хочет венчаться без родительского благословения, готова умереть, но не стать жертвой нелюбимого. Чтобы отстоять честь и свободу жениха, она решается на поездку в столицу к самой царице.

    Рассказ в повести ведётся от лица Гринёва. Он пишет свои дневники на склоне лет, но рассказывает о своей молодости. Маша тоже могла бы рассказать о том, что она пережила в молодости на пути к своему счастью в своём дневнике примерно так.

    – Вернёмся к нашему эпиграфу. О чём он? Что хотел сказать Л.Н.Толстой этими словами? (Дневнику человек доверяет самое своё сокровенное, чем иногда не может поделиться даже с очень близкими людьми. Маша Миронова признаётся в любви Петруше, а в нашем сочинении – дневнику. Но не своим родителям.)

    – Мы не всегда спокойны. Иногда дневник отражает нашу злость, недоброе отношение к людям. Когда читаешь – становится стыдно за себя, за свои поступки. Человек начинает думать, анализировать. Это уже хорошо и т.д.).

    VI. Подведение итогов урока

    а) Что такое дневник?
    б) Обязательно хронологическая таблица.
    в) Главы (нужные для сочинения) переписать.

    VII. Домашнее задание: Написать сочинение.

    26.03.2008

    Источник: xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai